Отдельная акустическая система, предназначенная только для воспроизведения самых низких частот, входит в любые комплексы звуковой аппаратуры. Это могут быть системы 2.1, 5.1 и 7.1, в которые кроме широкополосных колонок входит сабвуфер.Расположение сабвуфера в комнате зависит от целого ряда факторов. Это количество колонок сателлитов, выходная мощность системы, конфигурация помещения иналичие мебели и мягких покрытий. Каждая полоса звуковых частот распространяется по своим законам, поэтому от правильного расположения акустических колонок зависит вся звуковая картина при прослушивании музыкальных произведений.
Пролог.
Естественно, что старая мебель может и не подойти к новому помещению. Тогда её просто меняют на ту, которая делается на заказ или покупается уже под отремонтированное помещение. Ну всё, купили и поставили мебель, повесили занавески, расстелили ковер на полу и расставили дизайнерские аксессуары по всем предназначенным местам. Вот и телевизор висит на стене. Теперь можно и за музыкальную систему браться, дошла очередь и до неё.
Распаковали свои старые колонки, поставили CD-проигрыватель и усилитель на тумбочку под телевизором. Колонки поставили по углам – а больше места для них и нет. Пришло время послушать свои любимые записи. Садимся на диван, включаем, слушаем. А звук – как бы чужой! Не тот привычный, что был раньше, хотя и раньше может был “не фонтан”. И “гудит” где-то, и “давит на уши”, и “бубнит”. А хочется чтобы звук разливался красиво и приятно, как и должно быть.
Но нет. Придется изучить вопрос о правильной расстановке акустики в помещении. Это очень сильно влияет на звук из колонок и звуковую картину в целом. Конечно, жилая комната – не специальное помещение для звукозаписи, где практически всё предусмотрено для качественной работы колонок. Но хотелось бы получать удовольствие от прослушивания своих любимых пластинок, кассет и прочего, а не мучиться от “корявого” звука.
Потому разберем основные, важные моменты, от которых зависит правильное, корректное воспроизведение звука имеющейся акустики. Может для многих – это уже пройденный этап. Но статья рассчитывается на тех, кто не знал про это (но имел проблемы такого рода), кто не сильно задумывался ранее, а теперь озадачился. И в основном, эта информация будет полезна начинающим меломанам, чтобы услышать тот звук из своих колонок, который заложен на заводе (хотя и на заводе закладывают не всегда хороший потенциал). Про доработку они пока и не задумываются, но всё когда-то случается. :))
Как настроить сабвуфер?
Если даже в наилучшей точке сабвуфер звучит «грязно», а звук словно рассыпается на составляющую колонок и саба, то дело может быть в настройке. Параметров немного, но они важные.
Кроссовер
Эта та точка на АЧХ, с которой сигнал будет становиться тише в колонках и громче в сабвуфере, проще говоря — эдакая склейка частот. Здесь все зависит от того, какие динамики установлены в колонках. Если это маленькие сателлиты, склейку можно сделать в районе 150–200 Гц, но если это большие напольные колонки с динамиками 4–6 дюймов, то в районе 60–80 Гц, а если 8–10 дюймов — то в районе 40–50 Гц.
Производители профессиональной аудиотехники также рекомендуют найти минимальную воспроизводимую частоту и умножить ее на полтора. К примеру, колонки могут звучать до 40 Гц, тогда срез нужно сделать на 60 Гц.
Громкость
Отвечает за количество низкочастотной составляющей в сигнале. Начать можно с 12 часов, а потом крутить по вкусу. Также можно использовать измеритель шума на смартфоне: с помощью тестового сигнала измерить уровень колонок, затем отключить и подогнать под это значение саб.
Чтобы получился хороший звук, динамики колонок и сабвуфера должны двигаться одновременно друг с другом в одном и том же направлении. Поэтому на сабе есть регулятор полярности фазы. Если расположить его напротив колонок, нужно развернуть фазу на 180 градусов, чтобы звуковые волны от обоих источников усиливали друг друга, а не взаимовычитались.
Иногда фазу можно не только развернуть, но и регулировать реостатом, что позволяет настроить ее идеально точно. Для этого есть лайфхак: нужно встать посередине между сабом и одной из колонок (вторую можно выключить) и попросить друга покрутить регулятор фазы. На треке, насыщенном низкими частотами, будет заметно, как эти низкие частоты смещаются то к колонке, то к сабвуферу. Ручку фазы нужно оставить в положении, когда бас будет посередине между колонкой и сабом.
Если в арсенале есть шумомер, можно применить другой способ. Для этого надо запустить тестовый сигнал на частоте стыка колонок и саба (к примеру, 50 Гц), расположить шумомер в точке прослушивания и подвигать саб, пока прибор не покажет ноль — волны будут в противофазе. Остается только щелкнуть тумблером, развернув фазу на 180 градусов.
Что важнее в домашней аудиосистеме?
Начинать конечно, можно с обсуждения самой акустики, которую только собираешься приобрести. Выбирать её надо грамотно, не стоит сильно задумываться о цене и каком-то известном бренде, а больше подумать о возможностях помещения, где будет играть эта акустика.
Какую лучше акустику купить и поставить именно в свою комнату? Обычно происходит так – увидел – понравилась, купил – поставил. А потом начинаешь думать и размышлять – куда и как правильно расставить колонки в комнате, чтобы раскачать все свойства? И начинает “болеть” голова – не играют как заявлено! Как исправить ситуацию?
Начинаешь снова думать – “Усилитель, наверно, не подходит..”, ведь именно он формирует выходной сигнал для акустики. “Слабоват. Нужно заменить”. Технологии не стоят на месте, всё очень быстро развивается и просто напрашивается на замену. Были ламповые усилители – устарели морально ещё в 70-х годах, транзисторные усилители – устарели, по той же причине в начале 2000-х. Уже и интегральные успели устареть. А ещё бывают и гибридные усилители.
Сам CD-проигрыватель не выдаёт того, что от него ждешь – заменить на современный цифровой медиа-центр с USB-накопителем на жестком диске. “Вот тогда и заиграют колонки!” Но проблема, после тщательного изучения, оказывается не в самой технике, акустике.
Проблема есть и останется. Она совершенно ни от кого не скрывается, просто об этом мало говорят. Знают только сведущие и специалисты профессионального звука. Проблема в том самом месте, где всё это установлено! Но шанс выбрать помещение для того, чтобы там организовать себе комнату для прослушивания музыки или кино, многим из нас предоставляется очень редко, а зачастую – никогда.
Получается так, что такая комната является одним из главных компонентов домашней аудиосистемы. Именно она и влияет на качество, и сам характер звучания абсолютно любой используемой аппаратуры. Остается один вариант – доработать имеющиеся возможности помещения до логического (технического) совершенства.
Что в комнатах не так?
Одни владельцы акустики говорят, что именно их акустика совершенна и звучит просто “супер замечательно!”. И в действительности, акустика выше всех похвал отыгрывает музыкальные произведения. Но если эту же самую акустику купить и поставить у себя дома, в комнате, то может получиться некоторое недоумение! – “Какая же это хорошая акустика? Она ведь играет как домашний кинотеатр за 100 долларов!”. И тут тоже можно не сомневаться – так и есть. Просто в этот раз акустика была установлена в неподготовленное для этого помещение.
В первом случае, в помещении были произведены некоторые манипуляции и расчеты, для борьбы с ранними отражениями, оптимизации басов и снижения времени реверберации. Вот результат и слышен.
Во втором случае, о колонках подумали в первую очередь, купив их. В конце работ по перестановке колонок по комнате, они оказались “загнанными” в углы комнаты. Сабвуфер занял свободное место около дивана. Результат получился такой, что можно его сравнить с музыкой из автомобиля молодого человека – огромный сабвуфер на весь багажник и по три “мида” в каждую дверь.
Расставить акустику по своему желанию и как того требует “правильная установка акустики” – не получится. И это почти всегда идет в разрез с дизайном комнаты и расставленной мебелью. Дизайн интерьера не позволит этого сделать!
Конечно, можно выделить значительную часть семейного бюджета и нанять специалистов, сведущих в звуке и дизайне. Они, изучив помещение и сделав специальный ремонт, позволят вашей акустике отыграть именно то, что от них требуется.
Важно понять, что любая комната – не является специальным помещением для прослушивания музыки. Например, в прямоугольной комнате, какой бы размер её не был, на всех параллельных поверхностях, возникает множество отражений и стоячих волн. И все эти искажения могут легко превратить нормальную амплитудно-частотную характеристику в сейсмограмму какого-то мощного землетрясения.
Содержание
Жирный бас любят все, кроме соседей. В аудиосистемах, домашних кинотеатрах и саундбарах источником баса служит сабвуфер. Куда его поставить и как настроить так, чтобы получить самый густой и читаемый бас, не став при этом врагом всея подъезда?
В низких частотах есть нечто грандиозное и даже мистическое. Мало того, что бас улавливается не только ушами, но и ощущается всем телом, так еще и источники басовых волн в природе — масштабные события вроде гроз и землетрясений. В музыке низкочастотная составляющая — это фундамент трека, который формирует грув и кач. В фильмах и играх бас дает львиную долю вау-эффекта в экшн-сценах: взрывы, выстрелы, разрушения будут плоскими и невыразительными без низких частот.
Чтобы воспроизводить частоты от 20–30 Гц, нужны динамики по 8–10 дюймов — ящики размером с комод. Сабвуфер же позволяет сохранить низкие частоты и уменьшить габариты колонок. По сути, саб — это большой динамик в отдельном ящике. Человеческое ухо не способно уловить направление низкочастотных звуков, поэтому аудиосистемы комплектуются всего одним сабвуфером.
Негативные факторы помещений.
Все ниже обсуждаемые факторы, можно образно объединить одним словом, одной проблемой – резонанс комнаты. Коротко пройдемся по основным факторам негативного влияния комнаты на звук:
Первое – Реверберация.
Как нам поясняет Вики – “Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях.”
Присутствие в помещении очень большого количества отраженного звукового сигнала будет выражаться в “звонкости” самого помещения. В среде специалистов, это понятие называют – время реверберации, это – длительность затухания звука, выраженное временем, которое нужно для его ослабления в тысячу раз. Это примерно на 60 дБ, можно сказать – почти к неслышимому уровню звука. Так сказать, будет слышен эффект “эхо” . Такая комната практически не пригодна для прослушивания музыки. Нормально воспринимать её будет очень проблемно.
Примерно так же, но с обратно-противоположным эффектом, будет действовать комната, которая чересчур обесшумлена. На полу толстый ковер, стена держит шерстяной ковер, который почти на сто процентов глушит любые резонансные звуки, окна закрывают плотные и тяжелые шторы, имеется мягкий диван.
В такой комнате будет нарушено ощущение пространственного объема, слушатель может вовсе не услышать стерео эффекта, не сможет сфокусировать на слух звуковую сцену. Попросту звук будет рассеиваться в окружающей обстановке.
Второе – Стоячая волна.
Стоячая волна — это звуковая волна, встречающая на своем пути твердую поверхность, расположенную перпендикулярно, отражающаяся от нее и возвращающаяся тем же самым маршрутом. Это научным языком.
По другому – стоячие звуковые волны возникают из-за отражений и взаимных наложений низкочастотных колебаний, длины волн которых соответствуют размерам помещения. В этом случае, будут слышны резкие подъемы и провалы низких частот в каких либо отдельных точках помещения.
Посмотрим на картинку ниже. Сопоставим частоту с длинной волны.
Наиболее подвержены резонансному влиянию комнаты, именно частоты, примерно от 250 до 100 герц, поскольку они очень близки своей длинной с размерами наших комнат. Хороши большие помещения, если в них и возникают проблемы со стоячими волнами, то только на самых низких частотах.
Третье – Ранние отражения.
Другой фактор называется – ранние отражения. Он присущ, в основном, высокочастотным колебаниям. Так же, но меньшему эффекту может подвергнуться среднечастотная составляющая. Высокие частоты могут отражаться от любой поверхности пола или стен, если колонка находится совсем неподалёку.
Тем самым, мы слышим их практически одновременно с прямым сигналом из динамиков, что способствует нарушению восприятия стерео эффектов и потере общей звуковой картинки. Так же, ухудшается равномерность АЧХ из-за несовпадение фаз прямого и отражённого звука. Появляются явные искажения.
Четвертое – Порхающее эхо.
Название странное, но оно почти объясняет себя. Как говорит Вики – “порхающее эхо” проявляется когда в больших помещениях размером 25 и более квадратных метров, когда имеются две параллельные гладкие стены или потолок и пол, между которыми находится источник звука.
Если в помещении хлопать в ладоши и если звучит быстрое характерное эхо с металлическим звоном, то это и есть “порхающее эхо”.
Немного иначе, “порхающее эхо” возникает после размещения звука между параллельными, гладкими поверхностями с высокой отражающей способностью.
Этому эффекту сильнее подвержены большие гостиные, спортзалы, крытые бассейны. Короче, любые помещения отделанные любыми жесткими материалами – плитка на стене, керамогранит на полу. Но в небольшом помещении санузла этот эффект практически отсутствует, потому, что там очень маленькое расстояние между стенами.
Правильное расположение акустики тыла
Прежде, чем ответить на вопрос места размещения тыловых АС, стоит разобраться с вопросом их разновидности.
Если площадь помещения под домашний кинотеатр или аудиосистему значительна, лучше предпочесть дипольные тыловые колонки. Они отличаются большей равномерностью звукового поля. Это преимущество достигается за счет одновременного воспроизведения звука в двух направлениях.
Тыловые колонки прямого излучения будут предпочтительны для небольших комнат с двумя-четырьмя зрителями. Их сильная сторона – более фокусированная звуковая сцена в задней части помещения.
Выбрав подходящий тип колонок, можно приступать к их размещению в качестве тыловой акустики.
Дипольные колонки (например, Definitive Technology SR9040) размещаются несколько проще. Если все кресла домашнего кинотеатра выставлены в один ряд, их центр располагается непосредственно напротив. Если рядов – два или более, центр диполя выбирается между рядами, приблизительно на 2/3 расстояния между ними. Такие АС размещаются в потолочном либо настенном исполнении. Последнее предпочтительнее, при этом выбирается высота на уровне ушей зрителя либо несколько выше.
Тыловая акустика прямого излучения формирует более качественные звуковые эффекты. Но при этом она требует определенного расстояния между источником звука и зрителем. В противном случае, чрезмерно громкое звучание такой АС будет вносить диссонанс в общее восприятие звуковой сцены фильма. Поэтому если размеры помещения позволяют, такая акустика размещается под потолком подальше от зрителя.
Можно ли спасти звук колонки в комнате?
Чтобы “победить” звуковые искажения и разные ненужные эффекты в комнате, существует множество способов. Можно прибегнуть к услугам специалиста с лазерным сканером, который сделает акустическую модель комнаты.
Вообще-то, думать нужно заранее, ещё до ремонта помещения. А ещё лучше – довериться профессионалу в этой области, который знает что нужно сделать с комнатой, чтобы звук акустики радовал и приносил наслаждение.
Но доверить это дело нужно не дизайнеру по интерьеру. В наше время, очень часто используют при ремонте помещений – гипсокартон. Но мало кто из строителей и дизайнеров знает, что он является “любителем” басов, он их с большим удовольствием “съест”.
С высокими и средними частотами он сделает всё наоборот – гипсокартон их просто “отфутболит” и очень возможно, что с большими призвуками искажений. А огромное окно “в пол”, которое ни чем не прикрыто – просто ужас для меломана, который “всё слышит”.
Вот на картинке ниже, как пример помещения, которое подготовлено профессиональными мастерами, в совершенстве разбирающихся во всех нюансах правильного звука, его отражений и собственно дизайна помещений.
Так выглядит акустическая обработка одного из залов студии Manifold Recording. Это о том, сколько труда надо вложить, чтобы помещение зазвучало по-настоящему.
Что же делать, что бы исправить свою комнату?
Принимаем ситуацию как есть. Капитальный ремонт делать никто не даст, да и затратно это. Оставляем комнату – как есть, но попробуем своими руками исправить и улучшить её акустические свойства.
С чего начинать? С установки колонок!
Так как, вся задумка и суета ради правильного звука от акустики, то начинать стоит именно с правильной установки колонки в комнате. Если акустика имеет выход фазоинвертора сзади, то в обязательном порядке – отодвинуть от стены. Порты фазиков не должны смотреть в стену. Иначе бас будет гулким, гудящим. А выдвинув от стены – однозначно улучшится “глубина сцены”, басы станут мягче.
Если выход фазоинвертора находится спереди, то колонки можно оставить и у стены, но не в плотную, оставить сантиметров десять. Но лучше проверить на слух как они звучат, двигая их то к стене, то от неё, на некоторое расстояние.
Так же и самому слушателю, нужно располагаться не у стены, хотя обычно, диваны ставят именно плотно у стены. Есть подушки на диване – хорошо будет, если они окажутся за головой слушателя. Можно подушки и не использовать, если за диваном плотная портьера.
Идеально было бы, иметь отдельное кресло, которое можно выставлять в определенное место комнаты, в моменты, когда начинается сеанс прослушивания музыки.
Проблемы со стенами.
Если колонки стоят очень близко к стене, то 99% возникают “ранние отражения”, как и “стоячие волны”. Потому, ставить колонки нужно на значительном расстоянии от стен. Конечно, этот момент тоже индивидуальный, но основа для всех вариантов – одна, её не следует забывать.
Можно попробовать рассчитать места в комнате, где могут возникать указанные проблемы. Для этого можно воспользоваться расчетом на специальном калькуляторе, вот на этом например.
Есть ещё один интересный способ, чтобы определить место для колонок. Берем длину комнаты, делим на четный коэффициент, а ширину комнаты делим на нечетный коэффициент. Смотрим картинку ниже.
К примеру, комната имеет длину – пять метров, а ширина – три с половиной. Длину – 5 метров делим на 8, получается 0,625 м. Ширину – 3,5 метров делим на 7, получается 0,5 м. И чертим воображаемые линии в комнате. Должно получиться примерно такая картина. Вот на пересечении этих линий, в принципе, можно и ставить колонки в комнате.
Но все эти расчеты могут помочь, если слушатель в этой комнате живет один. Иначе, проблемных ситуаций с остальными членами семьи не избежать. Установка “ящиков” в полтора метра, посреди комнаты мало кого устроит. Придется идти на компромисс и договариваться.
Но здесь не следует забывать, что уменьшая расстояние между колонками в комнате, бас начинает звучать ярче, а самый низ может пропадать, быть очень вялым. Акустические провода следует делать оптимально короткими. Ура, тут вроде, победили часть проблем.
Расположение акустики.
Как правильно поставить акустику почти разобрали. Но это мы только нашли оптимальное место в пространстве. А ещё нужно их правильно ориентировать на слушателя.
Расположение колонки в комнате должно быть таким, чтобы слушатель находился в так называемой стерео зоне. На картинке ниже эта зона заштрихована.
Но идеальное место для прослушивания – в точке М. Малейшие отклонения от «прямого попадания» могут давать искажения на слух, особенно это может быть заметно на высоких частотах. В большинстве случаев, пищалки рассчитаны именно на такое расположение слушателя.
Но есть некоторые исключения для некоторых производителей акустики. Некоторые производители акустики не рекомендуют разворачивать колонки на слушателя, если в качестве ВЧ головки используются ленточный твиттер. Но это не правило, а рекомендация для конкретной акустики!
Если используются полочные колонки, то их размещение обязательно на подставке такой высоты, чтобы ВЧ головка находилась на уровне уха сидящего человека.
О сабвуфере.
Если домашняя акустика имеет конфигурацию – 2.1, то стоит немного остановиться и на расположении сабвуфера.
Всем известно, что низкие частоты особо не требуют направленности, но это совершенно не означает, что сабвуфер можно задвинуть куда угодно — лишь бы не мешал.
Место для установки саба – индивидуально для каждой комнаты. Тут однозначного решения нет. Всё решает сама мебель, стоящая и вдоль стен и диван, возможно стоящий по середине комнаты, ковровое покрытие и оформление стен и окна. Можно без всяких приборов найти оптимальное место для этого компонента.
Для этого можно таскаться с сабом, передвигая по комнате, “посадив” его в кресло с колесиками, тем самым ища подходящее место, где он будет играть адекватно. Он действительно будет играть по разному в разных частях комнаты. Возможно, появится неожиданное открытие – как интересно могут звучать “ненаправленные” басы!
Есть ещё вариант. Поставить сабвуфер на место слушателя, а самому искать самого качественного, разборчивого и громкого баса, ползая на уровне 40-50 сантиметрах от пола. Нашлось место – там ему и место!
В углах комнаты и ближе к стенам – будет много баса и “гула”, “гудения”. Так же, после этого нужно будет проверить настройки саба и поиграть с частотами среза и настройками фазы. Это может ещё улучшить ситуацию.
Как найти лучшую точку для саба?
Некоторой опорной точкой можно назвать золотое сечение. Расстановка акустических систем согласно пропорции золотого сечения уменьшает влияние комнатных мод и дает наилучшие результаты. Например, можно в каждом углу отмерить прямоугольник с соотношением сторон 1:1.618, в два фронтальных угла поставить колонки, а сзади в углу — саб.
Однако лучшим способом найти идеальную точку для сабвуфера является метод научного тыка. Например, можно выделить 10 возможных вариантов для расположения саба и поочередно проверять их, таская саб туда-сюда.
Но есть лайфхак, который сэкономит силы и время:
Поставить сабвуфер в точку прослушивания и походить по комнате в поисках места, где звук будет самым жирным, детальным и разборчивым. Туда и нужно поставить саб.
Иногда такую точку найти не удается. Какие-то частоты, скажем, 40 и 80 Гц, звучат хорошо, а, например, 30 и 60 проваливаются. Решением может быть покупка второго сабвуфера, который располагается в точке, где хорошо звучат проваливающиеся частоты.