Рассмотрим, как проводится настройка сабвуфера. В этой статье приведена простая методика настройки сабвуфера в домашних условиях на слух, без измерительных приборов.
AuI ConverteR 48×44 — HD аудио конвертер для музыкальных файлов высокого разрешения FLAC, WAV, WAV/BWF, WAV/RF64, AIF, AIFF, AIFF/sowt, ALAC, mp3,OGG, AAC, WMA, DTS, AC3 CD риппер (for Mac OS X и Windows)
Что такое сабвуфер Подключение сабвуфера Установка сабвуфера
Как правильно прослушивать акустику (простая методика) Как правильно прослушивать колонки 5.1, 7.1 Как выбрать акустику Как подобрать усилитель для колонок, как подключить колонки
Предварительно все колонки, кроме сабвуфера, должны быть правильно расположены и настроены с отключенным сабвуфером.
Вводная часть
В качестве преамбулы к данному разделу мы решили привести набор базовых рекомендаций компании THX относительно установки и настройки сабвуферов в прямоугольных комнатах. Заключается он, собственно, вот в чем: существует несколько вариантов установки сабвуферов в зависимости от того, сколько их у вас имеется. В небольших комнатах всегда есть проблемы со стоячими волнами, портящими бас. Следующие пять мер помогут взять их негативное влияние под контроль:
- Выбирайте комнату таких размеров, чтобы ее модальные частоты не пересекались;
- Располагайте места просмотра вдали от модальных пиков и провалов;
- Располагайте сабвуферы так, чтобы они помогали лучше контролировать амплитуду стоячих волн;
- Используйте низкочастотные поглотители в целях убрать излишки басовой энергии;
- Применяйте эквалайзер или электронную коррекцию (в самую последнюю очередь, когда все остальное уже было максимально оптимизировано).
В целом же, если у вас имеется в распоряжении четыре сабвуфера, THX рекомендует начать с расстановки их по всем четырем углам. Если их два, поставьте их посредине у фронтальной и тыловой стен. Если сабвуфер один, расположите его в одном из фронтальных углов. Далее слушайте разницу от места к месту и двигайте сабвуферы вдоль стен до тех пор, пока не получите самого ровного звукового покрытия зоны просмотра. Наличие возможности подвигать сабвуфер по комнате часто перевешивает все плюсы варианта, наглухо встроенного в стену. Следуйте приведенным рекомендациям по расстановке, производите необходимые акустические измерения и всегда верьте своим ушам.
Исходя из этого, становится понятно, сколько времени и внимания стоит уделять расположению сабвуферов, акустическому оформлению комнаты, а сколько – финальной тонкой настройке или, как ее часто называют, калибровке. И все же, максимум результата мы получим, пройдя весь путь. Так в чем же заключается этот последний этап? Давайте по порядку. Сначала разберемся в настройке единственного сабвуфера.
Варианты расстановки
Согласно правилам расстановки технического оборудования, необходимо изначально определиться с размещением колонок.
В помещении они устанавливаются в несколько вариантов:
- напольный;
- встраиваются в стену или мебель;
- вешаются;
- применяется интеграция акустики в аппаратуру или систему «Звук вокруг».
Также важно правильно подключить всю аппаратуру, настроить громкоговорители и разместить соответственно экран. При возможности использовать беспроводные варианты, чтобы применение кабеля свести к минимуму, так как не каждый владелец имущества будет рад большому количеству проводки на полу
После полной установки и развертки аппаратуры необходимо провести испытание результата работы посредством включения контента.
Настройка единственного сабвуфера
Берем в расчет следующие исходные данные (их же рекомендуем рассматривать в качестве стартовых на этапе поиске места для сабвуфера):
- если на сабвуфере имеется регулятор ФВЧ (LPF), он установлен в максимальное значение (как правило, 120 Гц);
- Переключатель фазы (Phase) на сабвуфере установлен в положение «0» или «Normal», регулятор фазы (при наличии) установлен в крайнее положение, указывающее на «0»;
- Регулятор громкости сабвуфера установлен в положение 1/3 от максимального значения;
Органы управления встроенного усилителя сабвуфера Velodyne
- На AV ресивере все колонки установлены в «Small», сабвуфер включен, а частота раздела кроссовера для всех колонок установлена в 80 Гц;
- На ресивере выбран режим звучания «Stereo» или ему подобный так, чтобы ваш сабвуфер гарантированно получал и воспроизводил НЧ-составляющую звуковой дорожки (для уверенности, можете потрогать рукой динамик – должны ощущаться его колебания).
Пример GUI экранов настроек в AV ресивере Pioneer
Настройка фазы
Первым делом необходимо правильно установить фазу сабвуфера, т.к. это очень сильно влияет на все последующие манипуляции. Система считается согласованной по фазе, если НЧ-динамики основных АС и сабвуфера синхронно двигаются туда-сюда. Если же их динамики двигаются несинхронно, происходит перехлест НЧ-волн и они друг друга гасят. В результате вы услышите меньше баса, а система будет считаться работающей не в фазе.
К сожалению, в связке сабвуфера и основных АС может возникнуть еще одна проблема. Если колонки будут играть одни и те же басовые ноты, что и сабвуфер, в какие-то моменты будут возникать горбы на определенных частотах. На других частотах могут появиться провалы. Решением будет поручить воспроизведения низких частот одному лишь сабвуферу, установив основные АС в положение «Small» в меню ресивера. Это будет способствовать получению более ровного баса по всей комнате.
Для получения наилучшего баса требуется найти правильное положение переключателя фазы, при котором SPL в месте прослушивания будет максимальным. Этого можно добиться с помощью подачи на ресивер тестового сигнала на частоте раздела кроссовера (в нашем случае 80 Гц) и шумомера (SLP meter). Нужно включить тестовый сигнал, замерить SPL в точке прослушивания, щелкнуть переключателем фазы, снова замерить SPL, затем сравнить полученные цифры и сделать однозначный вывод. Переключатель фазы, соответственно, нужно оставить в положении, когда уровень звукового давления максимален. Если у вас нет шумомера, придется довериться своим ушам. В этом случае включите музыку (не фильм) с повторяющейся басовой партией (барабан или бас-гитара). Пощелкайте переключателем фазы и остановитесь на том, где бас более «полный» и «быстрый». Если вы не слышите разницы, оставьте переключатель в положении «0» или «Normal».
Пример переключателя фазы сигнала на усилителе сабвуфера
К счастью, большинство сабвуферов имеют переключатель фазы, а продвинутые модели – даже поворотный регулятор, позволяющий плавно изменять ее значение от 0 до 180 градусов. А если вам лень вставать с дивана, то и на этот случай есть один маленький трюк: изменение значения расстояния до сабвуфера (она же задержка сигнала) в меню AV ресивера оказывает аналогичное влияние, как и плавное вращение регулятора фазы на самом сабвуфере. Выбирайте, что вам ближе к душе, и действуйте!
Пример плавного регулятора фазы сигнала на усилителе сабвуфера
Настройка уровня громкости и частоты раздела кроссовера
После того, как настроена фаза, можно переходить к настройке уровня громкости сабвуфера. Для этого достаточно воспользоваться встроенным в любой AV-ресивер или процессор тестовым сигналом, который, как правило, он воспроизводится на уровне в 75 дБ (розовый шум). В идеале следует использовать специализированный генератор тестовых сигналов или, как минимум, диск с их записями. Даже не пытайтесь произвести настройку уровня на слух – ничего хорошего из этого, как правило, не получится. Для корректной настройки уровня нам потребуется шумомер или SPL-meter. Включаем тестовый сигнал, смотрим на шумомер и настраиваем уровень сабвуфера так, чтобы прибор показал заветные 75 дБ. Можно пойти дальше и настроить уровень еще более точно. Для этого в качестве тестовых сигналов необходимо использовать 4 синусоиды из диапазона на 1\3 октавы ниже 50 Гц и 4 синусоиды из диапазона на 1\3 октавы выше 50 Гц (например, 42, 45, 46, 48 и 54, 58, 62, 64 Гц). Нужно измерить SPL на каждой из частот, вычислить их среднее арифметическое и произвести корректировку уровня сабвуфера. И так до тех пор, пока среднее значение не станет равным 75 дБ.
Примеры портативных шумомеров (SPL Meter)
Не забываем проверить все остальные каналы нашей системы, которые также должны выдавать те же самые 75 дБ. На этом настройка громкости сабвуфера завершена. Переходим к настройке кроссовера.
Кроссовер – это аналоговый или цифровой блок, отвечающий за то, какой диапазон частот конкретного канала в итоге отправится на тот или иной громкоговоритель или динамик. На вход кроссовера поступает полнодиапазонный сигнал (20-20000 Гц), а на выходах он уже разделен на два и более канала, каждый из которых уже имеет ограниченный сверху или\и снизу определенной частотой диапазон исходного сигнала. На графике АЧХ в теории это выглядит так:
Работа кроссовера на графике АЧХ
Именно кроссовер позволяет «перенаправить» бас со всех 5 или 7 саттелитов вашего домашнего кинотеатра на сабвуфер для его более корректного воспроизведения в местах просмотра.
Все настройки кроссовера необходимо выполнять на AV ресивере\процессоре, а не на самом сабвуфере. Если ваши фронтальные АС являются большими и способны на достойное воспроизведение басовых нот, смело выставляйте для них частоту раздела кроссовера на 80 Гц. Если же они небольшие (полочные, настенные или встраиваемые), поставьте частоту раздела на 100-120 Гц. Согласно рекомендациям Звукозаписывающей академии США, наилучший результат дает установка частоты раздела кроссовера в диапазоне от 80 до 100 Гц.
Пример экрана настройки кроссовера в меню AV ресивера
Более точную настройку кроссовера позволит осуществить лишь наличие измерительного оборудования, позволяющее увидеть кривую АЧХ. Такое оборудование обычно называют спектроанализатором или Real Time Analyzer (сокращенно RTA). Цель всех наших манипуляций остается прежней – получение максимально линейного графика АЧХ. В плане выбора правильной частоты раздела кроссовера данная цель достигается путем многократных и последовательных замеров АЧХ, каждый раз изменяя частоту раздела на минимальное возможное количество единиц (как правило, это 5-10 Гц). «Прощупав» таким образом диапазон от нижней пограничной частоты АС до 100-120 Гц, выбираем и останавливаемся на варианте, где график АЧХ наиболее линеен.
Портативный двухканальный анализатор спектра (RTA) Phonic PAA6
В большинстве случаев, когда у вас имеются большие напольные АС, способные играть довольно низко, их будет проще согласовать с сабвуфером, нежели небольшие полочные АС, которыми располагает большинство. Однако совсем не обязательно наилучший результат можно получить, установив частоту кроссовера в минимальное значение с целью нивелировать особый почерк сабвуфера на частотах, которые и так способны воспроизвести АС. Если частота раздела установлена на минимальное значение, сабвуфер не сможет простимулировать динамики основных АС в районе их резонансной частоты, позволяя им быть доминантным генератором колебаний. Если частоту среза поставить слегка выше, звуковые волны сабвуфера и основных АС смогут друг друга усилить, порождая в итоге более ровный и приятный уху бас. Имейте это в виду.
Применение эквалайзера и электронной коррекции
Как вы, наверное, заметили, эквализация и электронная коррекция стоят последними в ряду мер, которые вы можете применить для того, чтобы заставить ваш сабвуфер заиграть на все 100%. Такое положение вещей не случайно, не смотря на всю привлекательность сразу включить автоматическую настройку и забыть обо всем остальном, как о страшном сне. Все описанные в данной статье мероприятия по настройке сабвуфера стоят сугубо в порядке убывания степени их влияния на итоговый результат в целом. Изменение данного порядка крайне не рекомендуется, ибо легко может привести к неудовлетворительным результатам, исправить которые можно, лишь повторив все мероприятия заново и по порядку. Так что сэкономьте свое время и сделайте все правильно с самого начала.
Итак, возвращаясь к эквалайзерам и электронной коррекции, следует заметить, что большинство инсталляций происходит без их применения инсталляторами. С одной стороны, зачастую можно добиться хорошего результата, правильно действуя на предыдущих стадиях, а с другой стороны далеко не всегда в распоряжении имеется необходимое оборудование или функционал в ресивере\процессоре. Многое тут зависит от продвинутости и стоимости конкретной модели. Недорогие ресиверы не смогут вас порадовать наличием продвинутой версии системы автокалибровки, работающей, в том числе, в диапазоне ниже 1 кГц, а эквалайзер для LFE канала скорее всего будет ограничен 4 фиксированными полосами (например, 25, 50, 85 и 120 Гц). Такой набор инструментов никак нельзя назвать удовлетворительным для решения нашей задачи. Топовые модели AV ресиверов и процессоры всегда имеют на борту полнодиапазонную систему электронной коррекции акустики помещения или автокалибровки (Audyssey, ARC, YPAO и др.) и параметрический эквалайзер с приемлемым разрешением. Если же нет доверия к инструментарию процессора, вы вправе задействовать на канале сабвуфера выделенный эквалайзер. Самая важная характеристика эквалайзера в случае его использование в связке с сабвуфером – это его разрешение. Чем выше будет разрешение, тем более точную коррекцию АЧХ он позволит вам сделать. В идеале, оно должно быть не меньше 1/12 октавы на полосу. И совсем другое дело, когда речь идет о параметрическом цифровом эквалайзере. В этом случае вы вольны производить корректировки практически на любой частоте.
Двухканальный графический эквалайзер LA Audio
Основное правило эквализации
применительно к сабвуферному диапазону частот –
срезайте горбы, но не трогайте провалы
. Любой провал на графике АЧХ в НЧ-диапазоне говорит нам о расположении либо слушателя либо сабвуфера вблизи нулевой узловой точки стоячей волны. Попытка выправить эту частоту эквалайзером лишь добавит искажений, но никак не повлияет на слышимость нужной ноты. Помните об этом.
Современной альтернативой графического или параметрического эквалайзера являются разнообразные системы электронной коррекции акустики помещения (или автоматической калибровки звучания)
. Данные решения присутствуют в большинстве современных AV ресиверов и процессоров. Они позволяют практически в автоматическом режиме произвести основные настройки звучания системы окружающего звучания вашего домашнего кинотеатра. Все, что для этого нужно, поставить в определенном месте идущий в комплекте измерительный микрофон и следовать инструкциям. Система сама воспроизведет тестовые сигналы и проведет их измерение в нескольких точках комнаты, после чего выдаст рекомендации по настройке следующих параметров:
- Small или Big для каждой пары колонок (Front, Center, Surr и т.д.);
- Частоту раздела кроссовера для каждой пары колонок;
- Расстояние до каждой из колонок, включая сабвуфер.
Настроечный микрофон от ресивера с системой автокалибровки Audyssey
Попутно с этим система автокалибровки рассчитает и будет готова применить специальный частотный фильтр, наложение которого на текущую АЧХ каждого из каналов позволит (в теории) сделать ее максимально линейной. В отличие от параметрического эквалайзера системы автокалибровки наподобие Audyssey MultiEQ оперируют сотнями т.н. точек на кривой АЧХ, инвертируя провалы и горбы с ювелирной точностью именно там, где это необходимо. Повторить подобное с помощью самого продвинутого параметрического эквалайзера (речь о полном диапазоне частот) не получится. В отношении низкочастотного диапазона еще можно поспорить, однако использование автоматической системы точно позволит сэкономить время и, скорее всего, увенчается более плоской АЧХ.
Принцип работы системы Audyssey в сравнении с обычной эквализацией
Если вы решили задействовать подобную систему, не забудьте потом вернуть на свои места настройки АС (Small вместо Big, значения частоты раздела кроссовера и расстояние до колонок) – здесь автокалибровка легко может «дать петуха». Нельзя доверяться ей на все 100%, особенно когда мы уже произвели все необходимые замеры и настройки собственноручно.
Терминология:
- Максимальное звуковое давление. Максимальная громкость сабвуфера.
- Частотный диапазон (Гц). Диапазон частот сабвуфера можно разделить на область глубокого баса 20-40 Гц, среднего баса 40-80 Гц, высокого баса 80-160 Гц. Топ модели ведущих производителей могут донести до слушателей частоты 20-80 Гц. Более высокие частоты обычно доверяют стереопаре.
- Частота разделения кроссовера (среза). Частота, на которой происходит разделение спектра кроссовером. Если сабвуфер имеет частоту разделения 80 Гц, то все составляющие с частотами выше 80 Гц будут ослаблены и переданы на акустическую систему, но здесь играет роль качество акустики.
- Чувствительность (дБ). Чем больше чувствительно динамика, тем меньше нагружается усилитель, тем большее звуковое давление он выдает при той же мощности.
Формула сабвуфера — чем больше площадь, а соответственно и размер диффузора, тем мощнее и органичнее бас.
Размеры сабвуфера весьма велики. В основном корпус сабвуфера кубической формы и выполнен из стандартных материалов для акустики, к примеру MDF-плиты из древесноволокнистой стружки, изготовленной при высоком давлении и температуре. Так же можно найти цилиндрические и шаровидные системы, но они не нашли широко распространения. Низкочастотный диффузор располагается внутри корпуса сабвуфера, причем, стоит отметить, что ход излучателя динамика может доходить до 7 сантиметров! Сабвуферы подразделяют на активные и пассивные. Активные уже имеют при себе усилитель, а пассивный нужно подключать к отдельному усилителю звука, функция которого усилить и передать сигнал на Вашу Hi-Fi технику (акустические колонки, акустику для домашнего кинотеатра).
Главное, это Ваше восприятие музыки и Ваши ощущения. Опирайтесь на них, и выбранная акустика Вас будет радовать при каждом прослушивании. При правильном выборе даже недорогих компонентов можно добиться максимального качества, необходим только баланс между ними.
Особенности настройки системы из нескольких сабвуферов.
Теперь давайте уделим внимание настройке басового звена кинотеатра, состоящего из нескольких сабвуферов. Здесь есть свои особенности. К ним и перейдем.
1. Используйте идентичные сабвуферы
Если вы хотите избежать потери большого количества времени, потраченного на манипуляции при настройке звена из 2 и более сабвуферов, применяйте одинаковые аппараты. Только сабвуферы-близнецы могут обладать максимально схожими характеристиками всех компонентов и результирующего звучания, что крайне необходимо для получения предсказуемого эффекта равномерного покрытия басом всей зоны прослушивания.
2. Располагайте сабвуферы согласно рекомендациям
Речь идет о практиках наиболее оптимального расположения множественных сабвуферов в комнате, детально рассмотренных в соответствующем разделе нашей статьи.
3. Убедитесь, что все сабвуферы играют одну и ту же «мелодию»
Поверьте, крайне проблематично будет настроить массив из сабвуферов, которые воспроизводят разный сигнал. Еще раз убедитесь, что ФВЧ (LPF) на каждом из сабвуферов выключен или выкручен на максимальное значение, чтобы не мешать системе бас менеджмента AV ресивера\процессора. Настройки фазы также должны быть идентичны. Как правило, переключатель или регулятор фазы нужно оставить в положении “Normal” или «0». Если ресивер\процессор имеет только один выход с предусилителя на сабвуфер, самое время задействовать Y-разветвители сигнала. В случае если у ресивера имеются и задействованы несколько выходов на сабвуфер, убедитесь, что бас менеджмент по каждому из них настроен корректно и выдает на все выходы одинаковый сигнал («Both» или «LFE+Main»). Короче говоря, вам необходимо убедиться, что каждый сабвуфер получает монофонический сигнал от всех АС, обозначенных, как «Small», плюс сигнал канала LFE. Некоторые ресиверы\процессоры (в частности, некоторые модели от Denon) поддерживают стереофоническую сабвуферную конфигурацию, использование которой в наших целях лишь внесет деструктивную составляющую. Убедитесь, что она не задействована (выбран режим «Mono»).
4. Выровняйте громкость всех сабвуферов
Очень важно выставить одинаковую громкость звучания на всех имеющихся сабвуферах. Если этим пренебречь, вы рискуете в итоге получить плохую интеграцию, и даже перегрузку во время громких моментов, если одни сабвуферы настроены громче, чем другие. Это повлечет за собой искажения на более низких уровнях громкости относительно того, на что реально способна ваша система. Правильным способом согласовать по уровню все сабвуферы будет использование встроенного в ресивер\процессор генератора розового шума и измерение его шумомером в режиме «С-weighted». Измерьте уровень каждого сабвуфера в отдельности, физически выключая все остальные во время измерений. Измерения необходимо проводить на одинаковом расстоянии относительно каждого из сабвуферов. А если у вас совсем туго со временем, можно замерить уровень в ближнем поле сабвуфера, положив шумомер или измерительный микрофон на пол на расстоянии 10 см от стенки устройства, где расположен излучатель.
Пример расположения измерительного микрофона в ближнем поле
Если сабвуфер фазоинверторный, микрофон следует располагать на полпути между центром динамика и портом фазоинвертора (уже на штативе). Эта методика становится весьма проблематичной в исполнении, если у сабвуфера несколько динамиков, вот почему мы рекомендуем производить замеры в точке, равноудаленной от всех устройств, причем точка эта совсем не обязательно будет находиться в зоне мест прослушивания. Как только вы выстроили громкость всех сабвуферов относительно друг друга, пора переходить к выравниванию громкости сабвуферного звена относительно фронтальных АС или центрального канала.
Измерьте уровень для фронтальных LR и С каналов и сабвуферного массива как минимум в двух точках (основное и второстепенное места прослушивания, например, первый и второй зрительский ряд кинотеатра). Запишите полученные результаты в таблицу для того, чтобы вы могли более точно произвести нужные корректировки. Это действительно хорошая идея – провести измерения минимум в двух точках и откалибровать уровни так, чтобы разница была не более 1-2 дБ, так вы получите наиболее правильное SPL покрытие по всей зоне прослушивания. Даже THX рекомендует не торопиться в процессе проведения измерений. Выделите время для своих экспериментов с RTA и SPL измерителями, причем с запасом. THX рекомендует производить каждое измерение на протяжении как минимум 20 секунд. Некоторые калибраторы-профессионалы отводят каждому измерению до целой минуты. Это обеспечит вам гарантированно корректный результат. Почему? Потому, что розовый шум не всегда однороден на низких частотах. Шум по определению случаен. Чем дольше прибор будет мерить шум и вычислять среднее значение, тем меньше вероятность получения ошибок измерения SPL по причине природной неоднородности розового шума. Потратьте столько времени, сколько вам необходимо на проведение хороших взвешенных измерений – в итоге оно того стоит.
5. Проведите измерения исходной АЧХ
Перед тем как перейти к автоматической калибровке или активной эквализации, необходимо понять, от чего же мы будем отталкиваться изначально. Критически важной задачей является получение максимальной интеграции фронтальных АС кинотеатра с вашими сабвуферами. Альтернативная точка зрения – самой важной является корректная интеграция центрального канала и сабвуферов. Если вы по большей части будете смотреть фильмы и слушать многоканальную музыку, пожалуй, именно так и стоит поступить. Однако, как показывает практика, человек гораздо больше восприимчив к некорректному воспроизведению музыки фронтальной стерео-парой, нежели к точному определению того, присутствует ли идеальное согласование между центральным каналом и сабвуферами во время мгновенных экшн-сцен кинофильма. Если вы отдаете предпочтение прослушиванию 2-канальных музыкальных программ, отдайте предпочтение калибровке сабвуферов относительно фронтальных каналов LR. Если же вы чаще смотрите фильмы, чем слушаете музыку, смело калибруйте сабвуферы относительно АС центрального канала.
Подключите выход вашего RTA в свободной паре линейных стерео входов ресивера\процессора, установите устройство или его измерительный микрофон в основной точке прослушивания на уровне головы сидящего человека, и пусть веселье начнется! Настройте прибор на измерение в полосе от 10 до 200 Гц и на уровнях громкости с разбросом 60 дБ, чтобы мы точно смогли увидеть, что же происходит на низких частотах в вашей системе. Не забудьте убедиться, что вам доступно разрешение измерений не меньше, чем 1/12 дБ/окт. Меньшее разрешение не позволит ясно увидеть реальное положение вещей.
Процесс измерения АЧХ в разгаре
После того, как вы получили исходный график АЧХ, зафиксируйте его, а затем попробуйте поиграться со следующими параметрами и посмотреть, удалось ли вам получить какие-либо измеримые улучшения (более ровный график, меньше горбов и провалов):
- Размер основных АС: Large / Small (Large стоит рассматривать только в случае, если это дало реальное улучшение графика АЧХ, и ваши колонки способны играть все необходимые низкие частоты на референсном уровне громкости (105 дБ в точке прослушивания), причем без перегрузки и искажений);
- Частота раздела кроссовера основных АС;
- Дистанция до сабвуфера (задержка);
- Фаза сабвуфера.
Не рекомендуется отдаляться в значении частоты раздела кроссовера больше, чем на 20 Гц от зачастую оптимальных и рекомендуемых THX 80 Гц. Также было замечено, что некоторые ресиверы\процессоры имеют свойство урезать LFE канал, если поставить частоты среза ниже 80 Гц. Если же поставить частоту раздела сильно выше 80 Гц, может возникнуть проблема локализации сабвуферов, особенно, если некоторые из них расположены близко к зоне прослушивания. Если у вас небольшие сателлиты, вероятнее всего 100 Гц будет оптимальной частотой раздела. Стерео эффект на частотах ниже 150 Гц выражен крайне слабо, и в зависимости от чувствительности, искажений и естественной частоты спада АЧХ основных АС, установка кроссовера на частоту 100 Гц способна создать наиболее полноценный звук. Ключом к успеху в этом деле является экспериментация. Если ваши сателлиты настолько маленькие, что требуют установки слишком высокой частоты раздела, вам следует рассмотреть возможность замены таких АС или размещения сабвуферов как можно дальше от зоны прослушивания с целью нивелирования проблемы их локализации.
Опять же, в большинстве случаев рекомендуется оставлять все сателлиты в режиме Small. Это позволит добиться наилучшей интеграции между ними и вашими сабвуферами, также как и большего динамического диапазона от основных АС, которым теперь не нужно нести тяжкий груз воспроизведения низких частот. К тому же это повлечет снижение количества искажений в самих АС и усилителях, их обслуживающих.
Дистанция до сабвуфера – крайне важная настройка в деле получения максимальной интеграции сабвуферов друг с другом и с основными АС. Если каждый сабвуфер подключен к выделенному выходу с предусилителя, измерьте и установите корректное значение расстояния для каждого из них. Если же все сабвуферы установлены идеальным образом в прямоугольной комнате кинозала, для них подойдет единое значение задержки (дистанции). Мало того, оно рекомендуется для максимизации эффекта нивелирования стоячих волн.
Однако, если имеющаяся расстановка далека от идеала, вероятно, вам придется поиграться с настройками задержек для каждого сабвуфера в отдельности. В таких случаях попробуйте рассчитать среднее расстояние от зоны прослушивания до группы сабвуферов, сидящих на одном линейном выходе. Например, если у вас один сабвуфер стоит в 3 метрах, а второй на расстоянии 2,5 метров, средним результатом будет 2,75. С этого значения задержки в ресивере/процессоре и стоит начать. Скорее всего, оно будет скорректировано в сторону увеличения в связи с наличием естественной задержки в тракте цифрового усилителя сабвуфера. Идеальное значение задержки мы можем получить измерением SPL (LCR + сабвуфер) на частоте раздела кроссовера: меняем задержку, измеряем – и так, пока SPL не будет максимален.
Измерительные микрофоны MiniDSP UMIK-1 и Dayton Audio OmniMic для использования в составе RTA на базе ПК
Когда вы в итоге добились наилучшего измеримого результата для основного места прослушивания, повторите весь процесс для следующего по важности места в зале. Попробуйте найти комбинацию настроек, которая позволяет получить наилучший звук для обеих точек. Можете продолжить и дальше, но, как показывает практика, если вы как следует постарались в первых двух случаях (например, в центре первого и второго рядов), другие места от этого также выиграют. Опять же, чем более правильно вы смогли расположить сабвуферы при установке, тем меньше телодвижений и дополнительных настроек вам придется сделать, чтобы добиться стабильного и ровного графика АЧХ для всех зрительских мест.
6. Задействуйте эквалайзер или систему автоматической калибровки
Теперь, когда мы уже имеем приемлемый результат интеграции всех наших сабвуферов с основными АС, пора внести финальные штрихи в картину и загнать график АЧХ в еще более узкие рамки. Ниже представленные рекомендации основаны на применении системы автокалибровки Audyssey MultEQ Pro с внешним измерительным микрофоном и ПО, однако по большей части они будут справедливы и для большинства других подобных систем, т.к. все они работают по схожим принципам.
Итак:
- Устанавливайте измерительный микрофон на уровне головы слушателя в месте прослушивания, используя микрофонную стойку и направляя микрофон строго вверх;
- Избегайте таких мест установки микрофона, где на пути прямого звука от громкоговорителей будут иметься преграды, его блокирующие. В частности, наклоните спинки театральных кресел таким образом, чтобы они не мешали прохождению прямого звука от тыловых АС;
- Измерения необходимо проводить в точках, расположенных вокруг и вблизи основной зоны прослушивания;
- Избегайте самых крайних боковых мест. Важно проводить измерения в конкретной зоне, находящейся между наиболее часто используемыми местами прослушивания;
- Удвойте количество измерений в двух самых важных местах прослушивания. Это позволит Audyssey придать больший вес данным измерениям в итоговой картине;
- Скорректируйте настройки бас менеджмента, задержек и частоты раздела кроссовера после того, как калибровка будет завершена.
Последний пункт довольно важен, т.к. автокалибровка довольно часто ошибается в установке типа АС (Large вместо рекомендуемого Small) и в выборе оптимальной частоты раздела кроссовера (занижает ее). При этом задержки определяются, как правило, довольно точно.
Видео-руководство по проведению калибровки системы на базе Audyssey
Любую систему автоматической калибровки необходимо проверять последующим измерением получившейся АЧХ и сравнением его с исходным графиком. Стало лучше – прекрасно! Стало хуже – возвращаемся в исходную точку, проверяем корректность наших телодвижений при задействовании системы автокалибровки, проделываем ее еще раз. И так пока не станет лучше.
7. Слушайте и вносите корректировки
Никакие даже самые лучшие и точные измерения в мире не могут гарантировать отличного звука в итоге. Теперь пора сесть и послушать своими ушами плоды вашего труда. Поставьте знакомую вам музыку с интенсивными басовыми партиями. Послушайте ее в двухканальном режиме + сабвуферы на всех основных местах в зоне прослушивания и попробуйте понять, как она звучит. Потом послушайте музыку в многоканальном режиме (изначально многоканальные записи и 2-х канальные через декодер ProLogic). В большинстве случаев бас будет казаться более выраженным при переходе из 2-х канального режима в матричный 5.1/7.1. Убедитесь в получении удовлетворяющего вас баса во всех режимах по всей зоне прослушивания. Не стесняйтесь прибавить или убавить уровень сабвуфера на пару дБ, если вам так больше нравится. Проведите эксперименты и подвигайте настройки бас менеджмента (и размер колонок и частоты кроссовера) с целью убедиться в том, что ваши оптимальные настройки, основанные на измерениях, звучат аналогичным образом – оптимально.
Можно немного расслабиться и послушать любимые записи
Когда вы добились линейности в НЧ диапазоне, часто возникает желание прибавить сабвуферу громкости на пару-тройку дБ. Значительно комфортнее слушать звук с приподнятыми НЧ, когда у вас плоская АЧХ, нежели когда в нем присутствуют выраженные модальные горбы, делающие бас гулким и ненатуральным. Так что не бойтесь настроить ваши сабвуферы на пару дБ выше по уровню, чем основные АС, когда вы уже добились общей линейности в звучании. В некоторых случаях вам может даже понадобиться поднять\убавить уровень одного конкретного сабвуфера. Чаще всего это касается саба, расположенного наиболее близко к зоне прослушивания.
Если вы не довольны звуком с включенной системой автокалибровки, выключите ее или попытайтесь провести калибровку заново и посмотреть/послушать, удалось ли на этот раз получить лучшие результаты. Говоря попросту, не нужно замыкаться на результатах калибровки, если на слух они вас не устраивают. Точная настройка, как правило, все же необходима для получения наилучшего звучания, но никак нельзя отрицать наличия сильной корреляции между отличным звуком и отличными результатами измерений.
Как сделать проектор своими руками?
Здесь представлена пошаговая инструкция, как сделать домашний кинотеатр своими руками из коробки и лупы. На самом деле, проектор – достаточно незамысловатое устройство, которое очень просто смастерить самостоятельно. Для этого вам понадобится:
- обувная коробка;
- лупа с десятикратным увеличением;
- канцелярский нож;
- карандаш;
- изолента;
- скрепка;
- устройство, с которого будет исходить изображение (смартфон).
После того как все необходимые материалы подготовлены, можно приступать непосредственно к самой сборке. Она включает в себя следующие шаги:
- Вырезаем отверстие для лупы в обувной коробке. Оно должно быть расположено точно по центру. Чтобы определить, где находится центральная точка, нужно соединить углы плоскости по диагонали. Точка пересечения двух прямых – центр симметрии прямоугольника.
- Устанавливаем лупу в сделанное отверстие и крепим ее с помощью изоленты.
- Делаем подставку для мобильного телефона. Для этого можно использовать обычную скрепку или оставшиеся кусочки картона.
- Ищем место для установки проектора. Помним, что при работе с проектором в комнате должна быть абсолютная темнота. Стоит также учитывать, что картинка будет подаваться от смартфона, поэтому выбирайте такое место для проектора, рядом с которым есть розетка.
- Скачиваем на смартфон специальное приложение, которое позволяет вручную переворачивать изображение. Если этого не сделать, то проецируемое изображение будет отображаться на поверхности вверх ногами.
- Делаем отверстие для кабеля от зарядного устройства.
Как видите, сделать домашний кинотеатр своими руками из телефона и обычной картонной коробки достаточно просто. Нет необходимости тратиться на дорогостоящее оборудование, комплектующие и прочее, чтобы воссоздать дома атмосферу кинотеатра. Если вы хотите повысить качество проецируемого изображения, то в качестве источника подачи картинки лучше использовать планшет или ноутбук. Проблема может возникнуть только с поиском линзы подходящего размера, поскольку дисплей этих устройств гораздо больше, чем экран смартфона.
Итоги и выводы
Одним из главных свойств серьезной системы домашнего кинотеатра является его способность накрыть основную зону просмотра ровным и приятным для уха басом. Лучший способ добиться такого эффекта – это: минимизировать влияние на звук стоячих волн путем выбора размеров комнаты и ее акустического оформления; использовать несколько сабвуферов; правильно расставить и настроить акустические системы, сабвуферы и зрительские места; применить активную эквализацию. Ни в коем случае не стоит недооценивать ни один из этих базовых компонентов успеха, торопясь задействовать систему автоматической калибровки звучания. Иначе вы рискуете попросту крутиться на месте, как «собачка за своим хвостом», и потратить кучу времени на домыслы и ненужные эксперименты в попытках добиться приемлемого результата.
Как только вы послушаете правильно откалиброванный домашний кинотеатр с ровным приятным басом по всей зрительской зоне, назад пути не будет – ведь именно НЧ-составляющая саундтрека заставляет вас поверить в реальность происходящего на экране!
Корректная интеграция сабвуферов в систему домашнего кинотеатра, медиа-комнаты или персонального кинозала стоит и времени и усилий, на нее затраченных. При наличии правильных инструментов, необходимых знаний и терпения, вы способны добиться настолько потрясающего эффекта от вашего театра, что он легко составит конкуренцию самому лучшему публичному кинозалу в городе. И не забывайте про отсутствие чавкающих попкорном и громко болтающих по телефону соседей!
Устали от публичного кинотеатра? Обращайтесь в Cinemalounge!
Важно оставаться методичным и последовательным на протяжении всего процесса настройки и калибровки вашего домашнего театра. Инвестиция в хороший инструмент наподобие TrueRTA от компании True Audio, LMS от компании LinearX Systems или даже FFT-анализатор сэкономит ваше время и позволит добиться гораздо более точных результатов, нежели вы доверились бы лишь своим ушам, тестовым сигналам и измерителю SPL. Забудьте про народные средства и позвольте науке полностью раскрыть потенциал вашего домашнего кинотеатра!
<�– Назад к выбору места для сабвуферов К началу статьи –>
Разъемы
Для начала нужно отметить, какие бывают разъемы, которые нужны владельцу оборудования для подключения домашнего кинотеатра к телевизору самсунг или модели другого бренда. Основные виды разъемов:
- HDMI;
- RGB;
- SCART;
- S-video.
Также производители иногда предусматривают аналоговые разъемы, которые также именуют «колокольчиками» или «тюльпанами». Бюджетный вариант для подсоединения телеприемника.
Предпочтение при выборе домашнего кинотеатра стоит отдавать HDMI разъемам, которые позволят получить качественную картинку и звук.
Что касается коаксиального кабеля, то он подойдет, если нет возможности приобрести технику с первыми двумя вариантами разъемов. Примечательно, что некоторые кабели отвечают за передачу исключительно видеосигнала, звук будет передаваться акустической системой домашнего кинотеатра.
Один из таких кабелей – компонентный. В его конструкцию входит три штекера, каждый имеет свой оттенок.
Во время празднования кабеля удается получить четкое изображение, ничем не отличающееся от аналога. Если на одном из устройств предусмотрена возможность для подключения SCARD-кабеля, тогда стоит воспользоваться таким вариантом подключения. Но стоит учесть, что звук на телевизор выводиться не будет.
Последний тип проводов: S-Video. Довольно старый формат кабелей, которые становятся менее востребованными на рынке. Такие провода способны передать низкокачественный аналоговый сигнал и ничего более. Однако среди некоторых пользователей кабели все еще пользуются популярностью.
Как настроить базовую систему 5.1?
Это, пожалуй, самая распространенная аудио-система в современных домашних кинотеатрах. Она позволяет создавать «объемное» звучание. К основным – правой и левой колонке, сабвуферу в системе 2.1 – добавляется центральная колонка и небольшие окружающие левая и правая колонки. Вначале расставьте основные колонки в системе 2.1, как описано выше.
Центральная колонка отвечает за воспроизведение речи из фильмов. Ее нужно расположить прямо по центру к дивану или креслу, которое стоит напротив экрана телевизора. Центральная колонка должна стоять на уровне головы сидящего человека, прямо направленная на него, чтобы звук быстрее всего достигал ушей.
Левая и правая окружающие колонки отвечают за воспроизведение звуков окружения (ambient). Например, посвистывания или шорох листвы на заднем фоне, вот эти звуки обычные колонки передают не в полной мере или совсем заглушают. Дополнительные правая и левая колонки должны располагаться сзади сидящего человека, создавая ощущения «объемного» звучания.
Примерная схема расположения системы 5.1 в комнате:
В системе 7.1 добавляются еще две колонки, которые желательно поставить за пределами системе 5.1, на уровне с сабвуфером.
Чтобы узнать, как правильно расположить колонки и телевизор в системе 5.1, посмотрите видео:
YAMAHA YST-SW215
Плюсы
- Хорошее качество звука
- Механизмы регулирования звука находятся в передней части устройства
- Приемлемая стоимость
- Компактность прибора
- Наличие на задней части сабвуфера переключателей фаз работы и режима сна
Минусы
- Глянцевое покрытие притягивает пыль
- В радиаторе нет системы охлаждения
- В комплекте с устройством нет композитного кабеля
От 11980 ₽
Данный сабвуфер воспроизводит басы в высоком качестве, что делает прослушивание музыкальных композиций и просмотр кинопроизведений настоящим удовольствием. В системе сочетаются QD-Bass и Advanced YST. Эти технологии делают басы более мощными и глубокими. Благодаря переключателю BASS можно выбирать звуковые режимы и устанавливать частоту разделения кроссовера. Это устройство улучшит звучание любой аудиосистемы.
Pioneer S-21W
Плюсы
- Компактность устройства
- Приемлемая стоимость
- Хорошие басы
- Автоматический переход прибора в ожидающий режим
- Дополнительная регуляция мощности
- Удобный механизм регуляции громкости
- Трехметровый кабель для подключения
Минусы
- Слабо работает в комплекте с определенными аудиосистемами
- Большой вес устройства
- Слишком яркий синий светодиод
- Отсутствие регуляции частоты разделения кроссовера
От 6990 ₽
Это лучший сабвуфер для усиления звука в домашнем кинотеатре. В прибор встроен усилитель предельной синусоидальной мощности. Кроме того, он обладает закрытым корпусом системы акустики, что обеспечивает поддержку конфигурации динамиков от 2,1 до 5,1. Механизм регулирования фазы контролирует временные и фазочастотные характеристики громкоговорителя, предотвращая звуковую задержку, часто возникающей из-за фильтрации многоканальных записей.
Heco Victa Prime Sub 252 A
Плюсы
- Хорошо проигрывает абсолютно все виды музыки
- Внешнее оформление
- Отсутствие призвука фазоинвертора
- Высокая мощность
- Наличие охлаждающей системы
- Компактность устройства
Минусы
- Высокая стоимость
- Большой вес прибора
От 25425 ₽
Данный сабвуфер предназначен для функционирования в тандеме с полным комплексом аудиосистемы серии Victa Prime от популярного немецкого предприятия HECO. Эта марка знаменита, прежде всего, из-за своего реалистичного воспроизведения диапазона средних частот, а также спектра низких частот. Устройство идеально подходит как для работы в домашнем кинотеатре, так и для проигрывания самых разных музыкальных произведений.
Heco Victa Prime Sub 252 A
Плюсы
- Хорошо проигрывает абсолютно все виды музыки
- Внешнее оформление
- Отсутствие призвука фазоинвертора
- Высокая мощность
- Наличие охлаждающей системы
- Компактность устройства
Минусы
- Высокая стоимость
- Большой вес прибора
От 25425 ₽
Данный сабвуфер предназначен для функционирования в тандеме с полным комплексом аудиосистемы серии Victa Prime от популярного немецкого предприятия HECO. Эта марка знаменита, прежде всего, из-за своего реалистичного воспроизведения диапазона средних частот, а также спектра низких частот. Устройство идеально подходит как для работы в домашнем кинотеатре, так и для проигрывания самых разных музыкальных произведений.
Мануал по подключению автомобильного сабвуфера дома — Daewoo Lanos, 1.5 л., 2005 года на DRIVE2
Приветствую всех! Хочу поделится своим рассказом, а точнее мануалом как подключить домашний сабвуфер в домашних условиях.
Вобщем стоял у меня в моей альфа ромео сабвуфер, машину поставил на продажу, а сабвуфер с усилителем забрал домой. Планировал в скором времени внедрить сабик в ланос, но сейчас зима холода, я подумал что дома провожу сейчас намного больше времени чем в машине и сабвуфером решил довольствоваться дома!
И так что нам понадобится:
1. Сам сабвуфер пассивный
2. Усилитель автомобильный
3. Блок питания от компьютера (у меня на 240 ватт, его маловато, лучше брать на ватт так на 400)
Теперь когда у нас всё это под рукой, нам нужно с блока питания взять 4 жёлтых провода и скрутить их в один. Это будет наш плюс на усилитель.
Далее нам потребуются 4 или 5 чёрных проводов, это наша масса (-).Так же очень главный нюанс, к этим проводам массы нужно прикрутить один зелёный провод.
Этот зеленый провод можно взять с большой фишки блока питания. Больше зеленого провода нигде нет. Если его не подключить к чёрным проводам, то блок питания просто не будет давать напряжение.
Вот он зеленый провод. На фото он уже обрезан.
Далее плюс и минус я подключил на отдельные провода, а то такая большая скрутка мне не нравится.
Одел эти провода в гофру (но это по желанию)
Далее подключаем плюс и минус к усилителю. Еще один важный нюнс — это нужно поставить провод-перемычку между портами Remote и +. Так как без неё усилитель не будет включатся. На фото видно.
Ну и разумеется подключаем плюс и минус в режиме мост к сабвуферу.
Теперь когда у нас уже всё готово, нам потребуются компьютерные динамики. У меня были SVEN, модель не знаю. Нашу автомобильную аудиосистему подключаем стандартным кабелем для домашних компьютерных колонок проводом у которого на концах джек 3.5мм и два тюльпана.Подключаем наш провод к динамикам на выход Output.Включаем в розетку и проверяем работу! Если все сделали правильно, радуемся результатом!
Как правильно выбрать
Перед тем как выбрать сабвуфер для дома, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Диапазон частот (Герцы). Частотный диапазон, который сабвуфер способен воспроизвести, подразделяется на три октавы: диапазон глубоких басов (от 20 до 40 Гц), диапазон средних басов (от 40 до 80 Гц), высокие басы (от 80 до 160 Гц). В основном данные устройства работают в диапазоне от 40 до 200 Гц. Наилучшие приборы могут воспроизводить глубокие басы (если они имеются в звуковой записи).
- Наибольшее давление звука. Самый большой уровень громкости устройства.
- Чувствительность (Децибелы). Высокий уровень децибелов позволяет не использовать усилитель, который встроен в устройство, в запредельном режиме. Большая чувствительность обеспечивает более легкое перенесение нагрузки сабвуфером.
- Диаметр низкочастотного динамика.
- Частота разделения спектра кроссовером. Если эта частота составляет 80 Гц, то в сигнале, который подается на устройство, ослабляются все частоты, которые превышают 80 Гц.
Перед выбором устройства следует провести тест сабвуферов, который поможет в определении самой лучшей модели
Для этого нужно обратить внимание на направление устройства, которое может быть устремлено вниз или вбок
Если прибор направлен вниз, звуковые волны распространяются равномерно, однако их качество будет зависеть от покрытия пола. Направление вбок делает звучание более чистым и качественным.
Кроме теста, стоит рассмотреть топ сабвуферов, расположенный ниже, чтобы сравнить характеристики и выбрать оптимальный вариант.
Качественный бас для машины
Автолюбитель и в одночасье музыкальный гурман никогда не откажется от установки сабвуфера в машину. Особенно если сделана хорошая шумоизоляция салона. Но прежде, чем разобрать машину своими руками для установки в ней саба, необходимо тщательно продумать узкие места такой конструкции. Во- первых нужен усилитель, автомагнитола не раскачает сабвуфер. Во- вторых, такая акустика рассчитана на «тепличные» условия. В автомобиле в течение года температура и влажность меняются в больших пределах, и система акустики элементарно может рассохнуться.
Перед установкой саб необходимо разобрать своими руками и немного укрепить. Можно ликвидировать несколько мощных транзисторов, тем самым снизив потребление. Также необходимо разобрать заднюю панель автомобиля для установки колонок, и решить проблему выбора между активным и пассивным устройством.
Суть
Независимо от того, используете ли вы один или несколько сабвуферов, чтобы получить наилучшее басовое покрытие для вашей комнаты, независимо от марки, модели, размера и параметров подключения, вам необходимо найти наилучшее место в комнате для каждого, который обеспечивает лучшая производительность для каждого из них и всех вместе взятых. Для этого будьте готовы много слушать и двигаться, а также вносить изменения в настройки, чтобы получить наилучший результат для вашей комнаты и предпочтений прослушивания.
Рассмотренные выше соображения и варианты предназначены для использования со стандартными активными сабвуферами. Если вы используете пассивные сабвуферы, в дополнение к сабвуферам вам потребуется дополнительный отдельный внешний усилитель (усилители) для питания каждого пассивного сабвуфера.
Покупка нескольких сабвуферов и их настройка для достижения наилучшего результата могут быть дорогостоящим и трудоемким проектом. Если вы не думаете, что справляетесь с задачей сделать это самостоятельно – проконсультируйтесь с дилером / установщиком домашнего кинотеатра, чтобы оценить вашу комнату и текущую настройку, чтобы узнать, действительно ли вам нужно несколько сабвуферов для получения наилучшего звучания баса.
Основное назначение
Сабвуфер – это оборудование, обеспечивающее качественный эффект присутствия, например, при прослушивании музыки или просмотре фильма дома
Подобные устройства быстро обрели популярность и стали важной составляющей мощной акустической системы. Выбирая сабвуфер для дома, нужно исходить из таких показателей, как мощность и назначение
Отметим, что существует две основных разновидности этих систем:
- Активные. Они идеально подходят для использования в домашнем кинотеатре, так как обладают гибкостью и удобством инсталляции. Такие устройства стоят дешевле.
- Пассивные. Сабвуферы этого типа изначально продуманы таким образом, что использовать их можно только в сочетании с усилителем. При этом усилитель должен быть достаточной мощности.
Активный сабвуфер для дома – более удобное и правильное решение за счет встроенного фильтра и усилителя низких частот. Благодаря этому звук обретает более высокое качество на любых частотах. При этом с помощью активного сабвуфера можно улучшить искаженный звук во всем диапазоне.
Как правильно выбрать
Перед тем как выбрать сабвуфер для дома, необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Диапазон частот (Герцы). Частотный диапазон, который сабвуфер способен воспроизвести, подразделяется на три октавы: диапазон глубоких басов (от 20 до 40 Гц), диапазон средних басов (от 40 до 80 Гц), высокие басы (от 80 до 160 Гц). В основном данные устройства работают в диапазоне от 40 до 200 Гц. Наилучшие приборы могут воспроизводить глубокие басы (если они имеются в звуковой записи).
- Наибольшее давление звука. Самый большой уровень громкости устройства.
- Чувствительность (Децибелы). Высокий уровень децибелов позволяет не использовать усилитель, который встроен в устройство, в запредельном режиме. Большая чувствительность обеспечивает более легкое перенесение нагрузки сабвуфером.
- Диаметр низкочастотного динамика.
- Частота разделения спектра кроссовером. Если эта частота составляет 80 Гц, то в сигнале, который подается на устройство, ослабляются все частоты, которые превышают 80 Гц.
Перед выбором устройства следует провести тест сабвуферов, который поможет в определении самой лучшей модели
Для этого нужно обратить внимание на направление устройства, которое может быть устремлено вниз или вбок
Если прибор направлен вниз, звуковые волны распространяются равномерно, однако их качество будет зависеть от покрытия пола. Направление вбок делает звучание более чистым и качественным.
Кроме теста, стоит рассмотреть топ сабвуферов, расположенный ниже, чтобы сравнить характеристики и выбрать оптимальный вариант.