Звук в автомобиле: подбираем усилитель — мощный, но аккуратный

Возможности штатных магнитол достаточно ограничены. Поэтому для получения качественного звука необходимо дополнить акустику автомобильным усилителем. После его установки в уже знакомых треках появятся инструменты, которые ранее не были слышны или звучали расплывчато.

Чтобы знать, какой усилитель звука лучше купить в машину, необязательно хорошо разбираться в радиотехнике. Главное – учесть несколько основных критериев выбора, которые описаны ниже. А чтобы максимально упростить выбор, мы составили рейтинг лучших усилителей звука в машину 2022 года.

Критерии выбора усилителя в авто

При выборе усилителя в автомобиль стоит учесть следующие критерии:

  1. Класс усилителя. Есть много классов: A, B, C, D, AB. Среди них наиболее распространены AB и D. Первые выдают хорошее звучание, но имеют низкий КПД (до 65%). Из-за этого они греются в работе, поскольку примерно 50% потребляемой мощности выделяется в виде тепла. К такому же эти устройства габаритны.

Модели класса D гарантируют более мощный, но менее чистый звук. Они компактны, не сильно нагреваются (иногда вообще не греются). Обычно такие устройства используют для подключения сабвуферов. Недостаток этого класса – более высокая стоимость в сравнении с AB.

  1. Число каналов. По сути, количество каналов – это число выходов для динамиков.

Усилители с одним каналом (моноблоки) часто применяются для подключения сабвуферов. Они компактны, обладают высокой мощностью. В моноблоке обязательно должен быть фильтр НЧ (низких частот), который будет убирать «лишний низ». При подключении мощных сабов желательно, чтобы в устройстве присутствовал фильтр сверхнизких частот. Он отсекает не слышимые человеком, но вредящие слуху и электронике звуки с частотой меньше 20 Гц.

Двухканальные усилители – универсальный вариант. Подойдут для подключения двух колонок или одного сабвуфера. Трехканальные встречаются редко, рассчитаны на 2 колонки и 1 сабвуфер. Четырехканальные усилки используются для построения аудиосистемы в машине целиком. Пятиканальные позволяют подключить 4 колонки и сабвуфер.

В продаже можно найти шестиканальные и даже восьмиканальные усилители, но спрос на них небольшой. Такие модели нужны для работы с многокомпонентными аудиосистемами.

  1. Мощность. Главный критерий при выборе усилка. Мощность бывает номинальной и максимальной. Номинальная – мощность, при которой усилитель способен работать продолжительное время. Пиковая – та, которую прибор способен давать ограниченное время.

Мощность, которую производитель пишет на коробке или корпусе устройства, лучше не рассматривать. Часто это или максимальная мощность, или вовсе выдуманный показатель. Точные данные указаны в документации и характеристиках товара.

  1. Диапазон частот. Стандартный диапазон составляет в пределах 20-20000 Гц. На этот показатель и стоит ориентироваться при выборе. Также встречаются модели с более широким диапазоном, например, 10-40000 Гц. Это указывает на то, что в слышимом нами частотном диапазоне ровная АЧХ (амплитудно-частотная характеристика). У усилителей для саба верхняя граница диапазона снижена до 250-300 Гц. Это адекватный показатель, поскольку сабу не нужно воспроизводить средние и верхние частоты.
  2. Чувствительность усилителя. Параметр входного сигнала, при котором усилок может функционировать на номинальной мощности. Продвинутые автоусилители оснащаются возможностью регулировки чувствительности, что делает прибор универсальным.
  3. Коэффициент искажений. Высокий уровень искажений приводит ко снижению чистоты звука. Звучание становится глухим и тихим, что сильно проявляется на верхних частотах. Для качественного звука достаточно, чтобы коэффициент был не выше 1%. В Hi-Fi-усилителях параметр составляет примерно 0.5-0.6%. А в устройствах Hi-End-класса он еще ниже.
  4. Отношение сигнал/шум. Это уровень шума, вносимый усилителем. Чем выше, тем лучше. В недорогих усилителях отношение сигнал/шум составляет от 75 дБ, в более продвинутых моделях – от 95-100 дБ.

Чем не угодил штатный усилитель?

Полагаю, пропустить этот вопрос было бы неверно. Причин поменять штатный усилитель несколько.

Во-первых, выходная мощность. В данном случае она нужна совсем не для громкости, или, строго говоря, не только для неё. В штатных системах чаще всего используются совсем простые усилители и динамики с пониженным импедансом. Если мы собрались строить новую систему, то совсем не факт, что новые динамики от штатного усилителя зазвучат хорошо. Они могут иметь, например, импеданс выше, чувствительность ниже, и с ними мы с большой вероятностью получим чёрт знает что. Исключения составляет акустика, которая изначально позиционируется производителями для апгрейда «штаток», но мы вроде бы замахнулись на более серьёзные улучшения, а этот вариант уже оставили позади.


Штатные аудиосистемы в основном делаются не самими автопроизводителями, а сторонними компаниями по заказу автопроизводителей. Но далеко не все выносят свой шильдик на лицевую панель

Во-вторых, потому что системы разрабатываются под достаточно жесткие требования — как ценовые, так и конструктивные. Если открыто объявить, что, предположим, аудиокомпоненты для Honda делают Pioneer и Alpine — это может ударить по репутации этих брендов.

В-третьих, оснащение. Штатный усилитель рассчитан на один единственный вариант системы и имеет ноль целых шиш десятых по части дополнительных настроек. А если нам нужно элементарно включить ФВЧ во фронтальных или тыловых каналах? А если нужно подстроить ФНЧ в каналах сабвуфера, чтобы состыковать его с акустическими системами? А если есть более серьёзные намерения?

Итак, по всему получается, что при апгрейде системы простая замена акустики прокатывает не всегда, и новый усилитель становится в разряд must have.

С чего начать поиск правильного усилителя?

Как всегда, выбор следует делать исходя из потребностей. Иными словами, сначала проектируем состав системы, а по нему уже становится видно, каким должен быть усилитель. Самое простое — возьмите листок бумаги и нарисуйте, где какие динамики у вас будут установлены.

Определитесь с типом подключения акустики — через пассивные кроссоверы или поканально с активным делением полос. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки, но это — тема отдельного разговора. Пока лишь отмечу, что первый вариант попроще, а второй имеет больше возможностей по настройке и «сведению» полос. В зависимости от выбранного варианта будем подбирать усилители с нужным числом каналов и функционалом.


Аудиосистема может быть достаточно сложной. Поканальное усиление с активным делением и процессоры —обычное дело для автомобильной системы высокого уровня

Уже на этом этапе оцените, что будет являться источником в системе. Если головное устройство с обычными линейными выходами, то тут проблем никаких. Если же вы имеете дело со штатной «головой», то тут почти всегда приходится искать обходные манёвры. Я уже рассматривал эту тему подробнее в статье «Звук в автомобиле: как заставить штатную систему звучать лучше», сейчас отмечу лишь то, что касается подключения усилителей.

Итак, вариантов несколько. Самый простой — подключение прямо к выходам штатного усилителя. Для этого новый усилитель должен иметь кроме обычных входов еще и высокоуровневые. Если их нет, то можно использовать так называемые «преобразователи высокого уровня в линейный».


Высокоуровневые входы входят в оснащение многих моделей автомобильных усилителей

Этот вариант прост, но применим далеко не всегда. Чаще всего штатный усилитель выдает в лучшем случае скорректированный сигнал, а в худшем — приходится иметь дело вообще с многополосным усилением. В этом случае «собрать» исходный сигнал можно только специализированным процессором, и уже потом подключать к нему усилитель. Сюда же отнесём и варианты штатных систем с MOST-шиной, из которой специальным адаптером можно «вытащить» SPDIF или аналоговый сигнал.

Поскольку подобных сложных систем становится всё больше, совсем неудивительно, что на рынке начали появляться усилители с уже встроенным процессором. Но об оснащении чуть дальше.

Сколько стоит усилитель в машину?

Самые популярные усилители находятся в диапазоне цен от 50$ до 600$. В этом рейтинге есть представители всех ценовых сегментов. Среди китайских безымянных поделок можно найти и более дешёвые варианты, но они обычно не стоят внимания (либо ненадёжные, либо не дают качественного звука).

Стоит сразу запомнить, что качественный усилитель особо дешёвым быть не может. Но вот далеко не все дорогие модели дают реально отличный звук. В этой сфере такая непропорциональность хорошо видна.

Бюджетными можно назвать модели от 50$ до 100$. В этом сегменте есть проверенные модели. В основном, по этим ценам имеет смысл присматривать моноблоки для сабвуфера. Но есть и интересные многоканальные модели. Лучше всего, класса AB. Дешёвые многоканальные усилители класса D – очень подозрительные устройства.

От 100$ до 200-250$ можно подобрать среднюю по качеству модель любого типа и класса. Большинство любителей музыки в машине приобретают именно такие усилители.

Дорогими можно назвать модели, с ценами в районе 400-600$. Хотя и варианты за 250-400$ дешёвыми точно не назовёшь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]