Focal Elegia — Stairway from Heaven


ВСТУПЛЕНИЕ

Как по лестнице в небо, только наоборот — с небес на землю я спускался в своем знакомстве с продукцией Focal. Начав с умопомрачительных топов в лице Stellia и Utopia, продолжил элегантными и прекрасно звучащими Clear, а закончу, как вы уже успели догадаться, на Focal Elegia. И заодно составлю мнение об этой модели не без оглядки на ее положение в иерархии моделей Focal.
Отслушав 3 модели, я убедился в приверженности Focal определенному характеру звука: максимально ровный, воздушный и прозрачный, без подкраса и старательно кроящий мельчайшие детали, создающий гипер-реалистичную картину музыкального полотна. По силам ли Elegia исполнить эту технически сложную программу? Разберемся.

УПАКОВКА, ДИЗАЙН, ЭРГОНОМИКА

Elegia поставляются в черном матовом боксе из плотного картона, аналогичному Clear, только немного меньшей толщины. Это вызвано разницей в комплектации, Elegia получила только один кабель, 1,2-метра с комбинированным джеком на 3,5 / 6,3 мм. Радует, что сам кабель — такой же, как и у более старшей модели. Другое дело, он имеет сомнительную эргономику из-за своей жесткости, слабо себе представляю эксплуатацию наушников вне дома с таким “утюговым” изолятором.

Как и транспортировочный кофр: одного цвета с Clear (темно серый) и одного дизайна со Stellia. В целом Focal не стали заморчаиваться с дизайном всей модельной линейки, они решили сделать один раз, но хорошо, очень хорошо, Elegia имеет такую же точно форму, как и остальные наушники Focal. Отличия в моделях кроются в мелочах, в основном диктуемых акустическим исполнением и статусом — так закрытые Stellia имеют перфорированный каркас чашек, обтянутый натуральной кожей премиального качества, а Elegia же досталась пластиковая крышка на чашах, стилизованная под перфорацию в Stellia.

Продолжая тему чашек, логотип Focal оформлен в виде очень мелкой сетки, создавая тем самым компенсационный порт, призванный решить некоторые проблемы с перегрузкой закрытых наушников на низких частотах. Решение эффективное и по-французски элегантное.

Если оголовье полностью повторяет Clear, то амбушюры — нет. Т.к. наушники предусматривают конструкцию закрытого типа, амбушюры выполнены из микрофибры без перфорирования. А потому ожидаемо наушники должны быть «теплее» тех же Clear, но конкретно я проблем с этим не испытал. Также внутри самих амбушюр нет вставки из ткани, как это было на остальных моделях Focal, гостивших у меня. В остальном же даже вслепую, наощупь, можно узнать продукцию французов, если это будет необходимо.

Как и Clear, Elegia использует проприетарную технологию М-образного купольного динамического 40-мм излучателя, изготовленного из алюминий-магниевого сплава на сверхлегких подвесах и медной бескаркасной катушкой. Принцип один — разнится материал.

Кстати, о цифрах: в сравнении с Clear у Elegia немного подросла чувствительность и снизилось сопротивление (106 дБ и 35 Ом). Наушники полноценно с сохранением динамики и глубины НЧ звучали от 300-милливаттного Lotoo paw 6000. С роскошным FluxLab Iriy tube заметно возрастал объем, и звучание становилось чуть осязаемее, усилитель добавил телесности звуку и улучшил передачу звуковых текстур. С хорошим источником мы имеем бархатный, шероховатый звук, с портативом — более гладкий и легковесный.

Наушники Focal Elegia

Когда Focal начала выпускать одну аудиофильскую модель наушников за другой, наверняка какой-нибудь меломан, опробовав звучание открытых Elear, Clear или Utopia, тут же мечтательно вздыхал – вот были бы точно такие, только закрытые, точно бы взял. Что ж, теперь о них грезить не надо – они существуют.

Прежде чем я открою коробку с новейшими «Элегиями», хочется донести три важных сообщения для всех, кто интересуется персональным аудио в целом и маркой Focal в частности. Первое: в этих моделях применена та же инженерно-технологическая база, что и в других наушниках Focal аудиофильской серии, собравших за последние два-три года уйму наград. Второе: параметры фирменных драйверов с М-куполами существенно изменены в сравнении с открытыми аналогами – пониженное с 80 до 35 Ом сопротивление при немного увеличенной чувствительности (105 дБ) открывает прекрасные возможности для применения наушников с любыми мобильными аудиоустройствами стандартной мощности. А третий (и, полагаю, самый приятный) мессидж заключается в том, что производитель сдержал свое обещание уложиться в ценовую категорию до 1000 евро и даже его немного перевыполнил в вашу пользу – рекомендованная цена Elegia оказалась еще ниже, чем у Elear – ближайших открытых одноклассников. Ну а теперь вскроем упаковку.

Конструкция оголовья такая же надежная и удобная, как и у других представителей Focal аудиофильской серии, а валики амбушюров отличаются только дизайном обшивки.

Сделаны новинки классно. Конструкция оголовья такая же надежная и удобная, как и у других представителей Focal аудиофильской серии, а валики амбушюров отличаются только дизайном обшивки – у «Элегий» она выполнена из микрофибры двух цветов со светлой уплотненной внутренней вставкой, что придает изделию довольно модный и запоминающийся вид. Если приглядеться, можно заметить и другое отличие – внутри корпусов нет характерного «прозрачного» периметра корзины драйвера, а сами овалы, несущие на себе герметичные крышки с металлической вставкой, выглядят не так громоздко, как у открытых моделей. Меньше, кстати, и масса – на 20 граммов в сравнении с Elear.

Но несмотря на относительную компактность эти новинки следует без сомнений отнести к наушникам настоящего охватывающего типа без каких-либо «накладных» компромиссов – в этом плане они более продвинуты всей Listen-серии. Размер, форма, сила и равномерность прижима мягких валиков к голове подобраны так, что достигается и хорошая звукоизоляция, и необходимый комфорт для долгого многочасового прослушивания, что высоко оценит каждый, кому приходится часто летать самолетами на дальние расстояния (если мне представится такая командировка, я точно смогу сказать, как долго можно просидеть с «Элегиями» на голове). Есть только маленькая проблема – в комплекте к наушникам нет самолетных адаптеров. И вообще, содержимое коробки минималистское: покупателю полагается только транспортный кофр, 1,2-метровый кабель с 3,5-миллиметровым джеком и переходник на четверть дюйма. Провод имеет нормальную Y-конфигурацию, сделан съемным и снабжен стандартными разъемами – заменить его на другой, в том числе и балансный, проблем не составит. Несложному демонтажу поддаются и амбушюры.

Они уникальны тем, что излучатель, отпечатанный из тонкого листа легкого алюминий-магниевого сплава и подвешенный на очень эластичном подвесе толщиной всего 110 микрон, имеет сложный профиль.

Главная фишка «Элегий» – это, без сомнения, головки. Они уникальны тем, что излучатель, отпечатанный из тонкого листа легкого алюминий-магниевого сплава и подвешенный на очень эластичном подвесе толщиной всего 110 микрон, имеет сложный профиль и в разрезе напоминает перевернутую букву М. Эта форма не только придает 40-миллиметровому диффузору дополнительную жесткость, но еще и образует тонкий внутренний бортик, на который и наматывается звуковая катушка. За счёт этого достигается минимальная подвижная масса.

В открытых моделях M-драйверы отличались также и бескамерной конструкцией магнитного привода. Аналогичное решение в общих чертах унаследовали и Elegia, но в данном случае считать головки «бескамерными» в силу закрытой конструкции самих наушников уже нельзя, к тому же полость по ту сторону излучающей мембраны дополнена крупной хитроумной вставкой с разнокалиберными сотами для подавления резонансов.

Это больше похоже не на воспроизведение с идеальной сценой и точным саундом, а скорее на живую игру с очень выразительной артикуляцией.

Словосочетание «первые закрытые», которое компания использует в представлении «Элегий», кого-то может отпугнуть, но его не стоит понимать буквально. Это относится только к аудиофильской серии. А вообще опыт разработки закрытых наушников у Focal как раз очень завидный, причем не только в бытовой, но и в профессиональной студийной сфере. Я бы очень удивился, если в новых моделях нашлись хотя бы какие-то акустические недоработки или компромиссы, свойственные «сырым» моделям. Вот их и нет. По первому впечатлению даже непрогретые «Элегии» звучат с роскошной полноценной динамикой без сжатия диапазона, свойственным иным закрытым моделям. По паспортным данным вносимые ими искажения совсем ничтожны – даже меньше, чем у открытых конструкций. Но главное, что у них нет ни выраженной «ракушечной» подкраски, ни резких локальных искривлений АЧХ, вызванных внутренними резонансами. Частотный диапазон реально огромен и по-фокаловски линеен – я на слух уловил только два слабовыраженных плавных подъема (примерно на 400 — 500 и на 1200 — 1400 Гц), которые, скорее всего, сгладятся после полноценного «прогрева» драйверов.

Теперь перейдем к частностям. От стандартного выхода ноутбука звучание простовато и немного грубовато – я сразу узнал в них все «косяки» не слишком мощного усилителя, встроенного в Macbook Air (он частенько «радует» недостаточно разборчивым басом, грязной серединой и подкрашенными верхами). Тем не менее, «Элегии» в таком подключении показали достаточно высокий запас по громкости и неплохую детальность.

Со смартфонами они тоже совместимы по всем критериям, но больше всего меня удивила чуткость к смене девайса. С одной моделью, которая, как мне всегда казалось, отличается достаточно мощным выходом, Elegia прозвучала на удивление лирично и мягко, а с другой моделью, которая едва вытягивала даже чувствительные вставные мониторы, саунд резко прибавил в динамике и богатстве тембров. Третье сочетание дало баланс между силой и гармонией. Правда, ни в одном случае нельзя было говорить о тонкой деталировке. Стандартный класс усилителей «Фокалы» аудиофильской серии показывают сразу, ничего не скрывая. И это следует учесть при подборе достойного источника для наушников, хотя делать заключения о возможностях «Элегий» на основании прослушиваний от смартфонов точно не стоит – вы будете слышать, на что способны их чипсеты, а не наушники.

Самый строгий тест на чистоту и правдивость – проигрывание хорошо записанных рояльных композиций – «Элегии» проходят с блеском, показывая потрясающий реализм, «воздух» и «бархат».

С переключением на портативный усилитель/ЦАП Denon DA-10 результат куда интереснее. Чуть выделенная «подогретая» середина остается и скрадывает бас, отчего он кажется немного сухим и сдержанным, но в целом звучание гораздо богаче и не в пример воздушнее. Оно будто сконцентрировано – много деталей и тональных оттенков, выражены и динамические доминанты, и тонкие реверберации. Это больше похоже не на воспроизведение с идеальной сценой и точным саундом, а скорее на живую игру с очень выразительной артикуляцией. На фоне такого плотного музыкального рисунка может показаться, будто верхняя звонкая часть диапазона передается недостаточно остро и выразительно, но пока подождем с выводами. Точно могу сказать, что для «Элегий» предпочтительна нормальная установка уровня выхода. Переключение на High Gain нежелательна — теряем прозрачность и структурированность, а громкость подскакивает до таких значений, которые попросту опасны для слуха. Но даже в последнем случае я не заметил искажений или грязи. Перегрузочная способность у наушников очень высокая.

От интегрального усилителя с отдельным телефонным каскадом (да еще и с встроенным патентованным кроссфейдом) получаем самый сбалансированный и вовлекающий саунд. Пространство сцены кажется более компактным, но это уже действительно пространство с трехмерными признаками, а не собранные в голове мнимые источники на одной оси – читаются удаленные планы, лучше локализация, у каждого инструмента есть тело. Середина по-прежнему несколько выделена, но басовая область наполнена изумительно – есть и сила, и скорость, и сложная колоритная текстура у послезвучий. Об акцентах и подкраске в основной полосе можно не беспокоиться – они выражены в такой ничтожной степени, что о них забываешь сразу. Самый строгий тест на чистоту и правдивость – проигрывание хорошо записанных рояльных композиций – «Элегии» проходят с блеском, показывая потрясающий реализм, «воздух» и «бархат». Но хотя весь саунд оставляет впечатление цельного, есть одно маленькое «но», которое касается только верхней полосы. В этом регистре новые наушники все-таки не так искусны и нейтральны, как старшие открытые модели Clear или Utopia. В них угадывается прямолинейный характер более доступных Elear.

Это не претензия, а просто констатация факта. Я не знаю, стоит ли ждать от Focal выпуска еще более дорогих закрытых моделей с продвинутыми бериллиевыми драйверами, но уровень «Элегий» и так достаточно высок, чтобы уже сегодня подарить себе возможность слушать музыку с образцовым качеством не только дома.

Focal Elegia

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

www.focal.com/ru

Сопротивление: 35 Ом || Акустическое оформление: закрытое || Воспроизводимый диапазон: 5 — 23 000 Гц || Чувствительность: 105 дБ/1 мВт || Искажения: менее 0,1% || Масса: 430 г || Цена за пару: 74 900 руб.

СИСТЕМА

  • Источники
  • смартфоны Apple iPhone 8S, Nokia Lumia 930, Redmi 6A
  • ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • Усилитель/ЦАП Denon DA-10
  • Усилитель интегральный McIntosh MA7200
  • Кабели
  • USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
  • силовые InAkustik Referenz AС-1502 и Referenz Power Bar AС-1502-P6

поделиться

Tags: FocalFocal ElegiaУдачная покупка

ЗВУК

В общем и целом, это плоть от плоти Focal’овские наушники с ровным звуком, наполняющие воображаемую сцену послезвучиями и тяготеющие к подчеркиванию микроконтрастов. От закрытых наушников ждешь большей массивности НЧ и чуть более интимного построения пространства, но нет, Elegia сохраняет сигнатуру звука Focal, при этом прекрасно справляясь с звукоизолирующей функцией. Их спокойно можно слушать даже в шумном помещении.

Наушники строят хорошую сцену: она не такая масштабная, как на открытых Focal’ах, но в ней есть присущая более дорогим моделям трехмерность, голографичность звучания, где каждый звук прекрасно локализован, причем, этот эффект воистину трехмерен, немного наушников так эффективно используют пространство, прорабатывая воображаемую сцену “вверх”. Возможно, столь показательная работа с пространством Focal это следствие особенности установки излучателя в чашах — они по традиции установлены не строго “в ухо”, а под небольшим углом. Середина вокалоцентрична, остальные звуки как бы обволакивают вокалиста, создавая подобие кругов на воде. Несмотря на закрытый формфактор, Elegia не звучит зажато.

Низкие частоты артикулированные, с хорошими атакой и затуханием. Он не такой глубокий как в старших моделях, но достойном ценника Elegia уровне. Суббас отчетлив, но не настолько сенситивен. НЧ радуют разрешением, басовая секция подается прозрачно, не нарушая тембральной вертикали. В целом эта часть диапазона сбалансирована, деликатна и изящна, гармонично вплетена в общую канву конструкции из звуков и обертонов.

Контрабас задает основной ритм и дает в записи ощущение глубины. Elegia передает эту глубину и физическое ощущение самого музыкального образа, отлично подчеркивая колебания воздуха и затухания звука.

В среднечастотном диапазоне Elegia выжимают максимум деталей. Это касается не только передачи звуковой информации, но и характера самого инструмента. Бархатное звучание, подчеркивающее фактуру извлекаемого из инструмента звука, наполняет весь диапазон ощущением натуральности и живого исполнения. Несмотря на акцент на микроконтрастах, наушники замечательно справляются с передачей общей динамики в диапазоне, отчего партии отдельных инструментов, в частности духовых, звучат эмоционально и с отличным “телом”. Блюзовые гитары аналогично духовым изымают выгоду от такой подачи Elegia, резонансы передаются естественно, присутствует нескрываемые агрессия и драйв на тяжелом роке и металле.

Одна из моих любимых композиций Pink Floyd. Тут в центре нашего внимания вокал Гилмора с эффектом эхо, и партия его же гитары. Невозмутимо прекрасные голос и гитара, но при этом по сути своей довольно мрачная и тревожна композиция — органично сливаются, создавая лирический и волнительный коктейль, а Elegia этому благоволит.

Elegia обладает “породистыми” ВЧ: тут и отличная детализация (надо ли говорить, что до Stellia им все-таки далеко?), старательно проработанные затухания, протяженность не рекордная, но она уверенно хороша, пласт за пластом настилаются обертона. Они заставляют фонограмму при воспроизведение сверкать и заполнять то самое трехмерное пространство. ВЧ придают звуку ощущение полноценности и наполненности, ясности и плавности.

Эта импровизация Рона Татта как раз являет собой иллюстрацию моего последнего тезиса: тарелочки прописаны роскошно, а наушники отлично передают динамику и тот шлейф, который оставляет по себе партия перкуссии. Как жаль, что эта запись ускользала от меня ранее, и я не слышал ее на Utopia.

Focal Elegia Black

Закрытые охватывающие стереотелефоны Focal Elegia относятся к фирменной аудиофильской серии, предназначенной для домашнего прослушивания. Тем не менее, данная модель хорошо сочетается не только со стационарными, но и с портативными источниками, так как при достаточно высокой чувствительности имеет импеданс в 35 Ом. В компаньоны к таким наушникам можно смело записывать любой современный Hi-Res-плеер.

Компания Focal о была тщательно продумана буквально каждая деталь. Наушники обладают фигурными алюминиевыми держателями чашек, гарантирующими хороший прижим. Для обеспечения достойного уровня комфорта применяются амбушюры толщиной в 20 мм, оснащенные пенным наполнителем с эффектом памяти и обшитые микрофибровой тканью, которая препятствует образованию пота. Оголовье имеет точно рассчитанную эргономичную форму, а его обшивка включает в себя кожу и микрофибру с перфорацией. Поэтому в Focal Elegia можно проводить долгие часы, не уставая и слушая любимые треки в полной тишине, так как отличная пассивная изоляция отсекает внешние шумы и позволяет полностью сосредоточиться на музыкальном материале. Все эти удобства гармонично дополняет high-tech-дизайн.

Наушники Focal Elegia укомплектованы 40-миллиметровыми драйверами нового поколения, которые имеют купольную мембрану с M-образным профилем сечения, изготовленную из алюминиево-магниевого сплава и обладающую большей площадью излучения по сравнению с обычными мембранами аналогичного размера. Благодаря таким излучателям удается получить исключительно точный звук с отличной динамикой и достаточно широким частотным диапазоном. Драйверы оснащаются ультратонкими эластичными подвесами и бескаркасными звуковыми катушками с проводами из чистой меди и помещаются в закрытые антирезонансные чашки.

Модель имеет съемный двухсторонний кабель с 3,5 мм коннекторами, которые подключаются к чашкам и надежно защелкиваются в сокетах. Для подсоединения к источнику служит 3,5 мм штекер. В комплект входит адаптер для 6,3 мм разъемов и жесткий кейс, геометрическая форма которого соответствует Focal Elegia. В качестве опции доступна фирменная подставка для вывешивания наушников.

Производитель отмечает, что данные наушники способны выдержать достаточно высокую подводимую мощность, демонстрируя точное, реалистичное, детальное и динамичное звучание в любых условиях.

Основные особенности модели Focal Elegia:

  • Эргономичный хай-тек-дизайн, оголовье, обшитое кожей и микрофиброй
  • 40 мм динамики с М-образными купольными мембранами из алюминиево-магниевого сплава
  • Комфортные амбушюры: пена с эффектом памяти + обшивка из микрофибры
  • Низкий импеданс, съемный двухсторонний кабель, жесткий кейс в комплекте

Лучшее устройство сезона 2019/2020 по мнению экспертов EISA в номинации «Лучшие наушники».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]