Аудиобубен лейтенанта Шмидта: несколько слов о фракталах, диффузорах и чудесах суггестии


Автор: hetrick

24 мая 2022 16:03

Метки: #рассеивание  Музыка  акустика  зал  помещения  студия  шумы  

8733

13

Конструкция, рассеивающая звук.

0

Смотреть все фото в галерее

Не для кого не секрет, что акустика помещения оказывает существенное влияние на качество звучания акустических систем. И не важно о чем идет речь. Будь-то студия, концертный зал или домашний кинотеатр, правильная акустика является неотъемлемой частъю дизайна помещения.

Диффузор Шредера


Статья про диффузоры Шредера, которые могут значительно улучшить акустику помещения. Так же в статье расскажем про аналогичные конструкции. И в конце статьи найдете калькулятор для расчета.


Рис. 1. Использование диффузора Шредера в помещении
По мере развития аудиотехники стали создаваться и все более сложные системы звучания. Накоплению и обработке звука уделяется все больше времени и технологических усилий.

Как следствие, все более высокие требования предъявляются к помещениям, где записывается и прослушивается звук самых разных диапазонов. Ведь, независимо от того, где происходить звучание (то ли это звукозаписывающая студия концертный зал или камерное помещение, домашний кинотеатр или особая музыкальная комната) везде звук должен быть максимально качественным.

Однако разработчики дизайна помещения, а также акустические специалисты могут звуковую волну только поглотить, отразит и рассеять (диффузия). Довольно устойчивое распространение получили панели или поверхности со звукопоглощающими или звукоотражающими свойствами. Различают конструкции с плоской поверхностью или криволинейной.

Однако даже поглощенный или отраженный отражение звук — это всего лишь частичное решение проблемы.

В различного рода небольших студийных помещениях или в очень широких залах звук продолжает искажаться. Отразить звуковую волну — это всего лишь перенаправить распространение сигнала, а поглощение — снижение интенсивности отражения.

Но возможность рассеивания, то есть диффузии, никуда не делась, так что и на это свойство звуковой волны было обращено внимание специалистов по созданию специальных рассеивающих звук поверхностей в различных концертных помещениях.

Спальня

Если вам не повезло, и у вас дома нет специального помещения, которое можно приспособить под студию, а для сведения вы используете свою спальню, то не стоит сильно расстраиваться. Большинство описанных выше советов с тем же успехом можно применить и к спальне.

Как и в случае со специальной комнатой для сведения, вашей главной целью является получение достаточно нейтрального звучания с коротким временем реверберации, которая равномерно затухает по всему частотному спектру.

Обычные комнаты и гаражные помещения, как правило, слишком малы, чтобы добавить какой-либо полезный музыкальный окрас, а это означает, что вам лучше обработать их для получения как можно более сухого сигнала, к которому вы уже сами сможете добавить искусственное пространство на стадии сведения с помощью реверберации или дилея.

  • Чтобы подавить чрезмерную реверберацию, используйте такие же ловушки средних/высоких и низких частот, которые были описаны выше для специальной комнаты для сведения.
  • Установите акустические экраны для дополнительного смягчения отражений. Повесьте одеяла вокруг зоны записи или соорудите фанерные панели, облицованные акустическим материалом, чтобы уменьшить средне- и высокочастотные отражения.
  • При записи вокала, акустических гитар или других акустических инструментов, установите Reflexion Filter или аналоги вокруг микрофона, чтобы уменьшить отраженный звук.
  • Если вы планируете записывать как акустические инструменты, так и вокал, вам может пригодиться немного пространства с незакрытым твердым полом. Жесткие полы отражают звук обратно в микрофон, добавляя живости записи. А в то время, когда вы ничего не записываете, можете временно закрывать это место ковриком.
  • Избегайте, насколько это возможно, записи бас-синтезаторов и бас-гитар через микрофоны в небольших жилых комнатах. Длинные волны, которые они производят, и последующие проблемы, которые они могут вызвать (некоторые ноты оказываются намного громче других), практически невозможно контролировать в домашних условиях. Проще записывать басовые сигналы, используя директ-бокс, а затем использовать программное обеспечение для моделирования усилителя, чтобы формировать необходимый звук на стадии сведения.

Совет: Вы можете соорудить свой собственный акустический экран, используя акустическую пену, приклеенную к одной стороне фанеры или листа МДФ с простыми ножками, чтобы устанавливать его в вертикальном положении. Сторону с пеной можно использовать для более чистой записи, а перевернув экран, вы сможете немного оживить запись, добавив отражений. Эти экраны можно также использовать в качестве разделителей между музыкантами, играющими одновременно. Для улучшения поглощения с обеих сторон экрана, повесьте на него одеяло.

Что такое акустические диффузоры?

Акустические диффузоры — это специальные конструкции, которые используют для рассеивания звуковых волн средних и высоких частот, предотвращая амплитудное искажение. Акустические рассеиватели поддерживают звуковые вибрации внутри комнаты и убирают порхающее эхо.

Разберем чуть подробнее сам процесс. Как было сказано выше, акустические диффузоры не могут поглотить или отразить звук. Их задача — рассеивать звуковую волну, причем в совершенно разных направлениях. Подобный процесс можно сравнить с тем, когда мощная океанская волна натыкается на целую груду разных по размеру глыб.

В результате такого столкновения сплошная водная масса разбивается на огромное количество разных по массе брызг, разлетающихся с разными скоростями в стороны. Также же и диффузор способен «разбить» звук, рассеять его на массу звуковых волн, создавая своеобразное диффузное поле. Помещение заполняется однородной звуковой энергией, позволяя раскрыть в полной мере возможности аудиосистемы.

Именно принцип разбивания (рассеивания) звуковой волны лежит в основе приборов, получивших название акустические диффузоры. И колоссальный вклад в развитие этого направления внес известный немецкий физик-теоретик Манфреда Шрёдера.

Его разработки в области акустики, посвященные рассеянию отражений от поверхностей стали толчком к развитию акустических диффузоров. Имя же ученого стало именем диффузора Шредера, построенного на его расчетах математической последовательности максимальной длины звуковой волны.

Критерии выбора акустических рассеивателей

Прежде чем купить акустический рассеиватель, необходимо проанализировать пространство, в котором он будет установлен. Важно понимать основное назначение помещения и его объем. Если брать усредненную формулу для расчетов, то понадобиться один акустический диффузор на куб помещения. Основные критерии выбора акустических рассеивателей ясны, но не следует забывать об их правильной установке. Специалисты рекомендуют крепить акустические рассеиватели по принципу “мертвый/живой уголок”. Живой уголок находится там, где слушатель, а мертвый уголок располагается за источником звука. Они должны располагаться напротив друг друга.

История появления диффузора Шредера

Исследования Манфреда Шрёдера, проведенные еще в 70-х годах прошлого столетия, осуществлялись в разных по своей конфигурации концертных залах. Основной такой работы стал факт разного восприятия человеческим ухом звука, распространяющегося в широких и вытянутых помещениях.

Manfred Robert Schroeder, род. в 1926 году в Алене (Северный Рейн-Вестфалия, Германия).

Немецкий физик и математик, профессор физики Гёттингенского университета. С середины 50-х годов работает в США в лаборатории Bell Telephone. В начале 60-х годов по приглашению правительства СССР был консультантом по акустике Кремлевского Дворца съездов. С семидесятых — член национального комитета по стереофоническому вещанию США, член объединенного комитета Вооруженных сил США. Шрёдер записал через искусственную голову звучание 20 концертных залов Европы. В 1991 г. награжден Золотой Медалью Акустического Общества Америки. Автор трех книг и 45 изобретений. Увлекается языками, компьютерной графикой, катанием на лыжах и велосипеде.Ученый пришел к выводу, что человеческий мозг лучше воспринимает звук, в том случае, когда левое и правое ухо улавливают звуковые волны разной длины или в разное время.

А вот идентичные сигналы воспринимаются хуже.

Так, акустика помещений со значительной шириной приводила к тому, что звуковые отражения, попадающие в разные уши слушателей, в основном исходят от потолка и обладают схожими параметрами. В более вытянутых концертных помещениях звук перед попадание к слушателю, отражается от боковых стен. В результате отраженный звук поступает в левое и правое ухо со значительными отличиями.

Проведя целый комплекс исследований, а также осуществив необходимые расчеты, Манфредом Шрёдером была разработана конструкция, обладающая оригинальным звукорассеивающим эффектом. Конструкция, получившая впоследствии имя немецкого ученого-акустика, представляет собой одну из разновидностей акустических диффузоров. Основа данной вариации диффузора — набор специальных углублений, расположенных параллельно, но имеющих разную глубину.

Для создания такой конфигурации Манфред Шрёдер систематизировал параметры акустики нескольких десятков самых известных европейских концертных залов. Обобщенные данные показали, что большинство концертных залов имеют широкие помещения, что связано с желанием организаторов вместить как можно больше зрителей.

Рассчитанная им математическая модель позволила создать конструкцию, которая рассеивает звуковую волну не только в достаточно широком диапазоне, но и в самых разных помещениях. Для улучшения акустических параметров залов отраженный от потолка звук перенаправляется на стены, откуда уже с разным временным интервалом улавливается левым и правым ухом зрителей.

По сути, акустическая система Шредера оказывает влияние на ранние отражения звуковой волны от встречающихся на пути звука препятствиях. Происходит задержка во времени отражений, время их прихода увеличивается, что качественным образом сказывается на акустике небольшого помещения.

Расположение мониторов

Золотым правилом при размещении мониторов является формирование приблизительно равностороннего треугольника между динамиками и вашим рабочим местом. Твитеры должны быть направлены прямо на вашу голову как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Вы можете немного увеличить или уменьшить расстояние между мониторами, если это поможет устранить проблемы с басами.

Установка студийных мониторов

  • Убедитесь, что схема расположения громкоговорителей и акустической обработки максимально симметрична. Это создаст наиболее сбалансированное стереоизображение.
  • Когда-то было модно устанавливать маленькие мониторные колонки в положении, параллельном полу, но если ваши громкоговорители специально не предназначены для такого использования, они будут работать лучше в вертикальном положении, создавая более широкую зону восприятия и более равномерную частотную характеристику.
  • Старайтесь не размещать громкоговорители на столах, особенно на полых, поскольку это приведет к сильным отражения от поверхности, которые также будут окрашивать звук и ухудшать стереоизображение и четкость микса.
  • В случаях, когда установка на столе неизбежна, используете специальные изолирующие панели под мониторы. Они состоят из плотной акустической пены, иногда с металлической или керамической поверхностью. Большинство коммерческих изолирующих панелей можно наклонять вверх или вниз для направления твитеров прямо на голову слушателя.

Изолирующие панели под мониторы

  • Важно обеспечить надежную опору для громкоговорителей, так как любые вибрации, генерируемые драйверами мониторов, ведут к перемещениям корпуса, что негативно сказывается на звуке и приводит к нечетко выраженным басам. Если вы планируете использовать специальные стойки для мониторов, рассмотрите вариант с металлическими полыми ножками, которые можно заполнить песком, чтобы увеличить их массу и заглушить резонансы.

Совет: Некоторые активные мониторы имеют переключатели на задней панели, обозначенные как «whole space», «half space» и «quarter space». Они предназначены для изменения низких частот громкоговорителя, чтобы компенсировать близость к стенам и углам. Режим «whole space» оптимизирован для мониторов, установленных вдали от стен или углов, а «half space» предназначен для положения, когда громкоговорители находятся близко к одной стене. Последний режим используются, когда нет другого выбора, кроме как установить мониторы близко к углам.

Задняя панель монитора

Совет: Хороший способ определить наилучшее место для сабвуфера, если вы его используете, — временно установить его на полу там, где вы обычно сидите. Воспроизведите тестовый трек с большим количеством басов (или запрограммируйте хроматическую тестовую последовательность), а затем слушайте, сев на пол ближе к стене. По мере изменения своей позиции, вы должны заметить, что уровни разных басовых нот становятся более или менее равномерными. Как только вы нашли наилучшее место, разместите сабвуфер там. Обычно это место не в центре и где-то вдоль стены. Избегайте размещения сабвуфера под столом с закрытыми стенками, так как они создают резонансную камеру, что приводит к появлению пиков и провалов на нижних частотах.

Материал изготовления диффузора и применение

Диффузор Шредера, являясь, по сути — это фазовая дифракционная решетка, которая разбивает поступающую звуковую волну на широкий частотный диапазон.

Причем эффект наблюдается и при значительном угле падения.

Как уже было отмечено выше, по своей конструктивной особенности диффузор Шредера представлен блоком специальных разноглубинных ячеек с одинаковой шириной.

Как правило, для изготовления конструкции используют различные породы дерева. Отлично подходит древесноволокнистая плита (ДВП). МДФ — это плотно спрессованная под высоким давлением и высокой температуре мелкая стружка.

Более тонкие перегородки служат для разделения ячеек. Непосредственно глубина ячеек рассчитывается методом математической последовательности квадратичных вычетов (QRD) из теории чисел, исследованной А. М. Лежандром и K. Ф. Гауссом. Этого используется акустический калькулятор (см. ниже).

При демонстрации диаграммы рассеивания звуковой волны, попавшей в одномерный диффузор Шрёдера, результат напоминает по своей форме полуцилиндр. Конечная форма диаграммы зависит от угла падения на диффузор звуковой волны. Срабатывает закон зеркального отражения.

Рис. 2. Рассеивания звуковой волны с использование диффузора Шредера.

Рис. 1. Диаграммы рассеивания давления звуковой волны 1000 Гц с использование диффузора слева и без справа.

Как видно на рисунке выше — левая диаграмма — это результат воздействия на волну диффузора Шредера. Правая диаграмма — отражение звука в стандартном варианте от плоской поверхности. Рассеивание на левой диаграмме значительно лучше, что качественно сказывается на акустических свойствах даже небольшого помещения, делая его акустически значительно больше.

Математические расчеты позволяют разрабатывать конструкторам-акустикам конструкции с заданными звукорассеивающими параметрами, рассчитанными под конкретное помещение.

Получив в свое распоряжение научно обоснованное и рассчитанное решение, ряд компаний начали производство акустических диффузоров Шредера.

Рассеивание

0
Рассеивание применяют, чтобы рассеять акустическую энергию по большей площади в помещении и тем самым понизить концентрацию и негативное влияние прямых отражений. Для этого используют диффузоры, чьей задачей является разбить звуковую волну на десятки или даже сотни частей. Проблема при этом заключается в том, что их эффективность прямым образом зависит от длины рассеиваемой волны. Чем больше длина волны, то есть ниже частота, тем хуже диффузоры справляются с поставленной задачей.

Примеры диффузора Шредера

Акустический диффузор QRD 7

Так, в 2006 году украинской был создан акустический диффузор QRD 7-го порядка (p=7). На производственных мощностях киевской компании изготавливаются две модели диффузоров Шредера, отличающимися размерами. Один из них DS6 имеет параметры 600х600х220 мм, второй — DS12 более широкий с размерами 1200х600х220 мм.


Рис. 3. Акустический диффузор QRD 7.

В качестве материала используется австрийская древесно-стружечная плита «Egger». ДСП покрывается пленкой (ламинируется), которая имитирует ценные породы дерева. Производство не ограничивается двумя указанными размерами. Имея соответствующую документацию и расчетные формулы, специалисты могут изготовить акустический диффузор Шредера любого размера с необходимыми акустическими характеристиками.

Раздвижной диффузор Шредера

Также в качестве демонстрации возможностей диффузора Шредера предлагается единственная в Европе раздвижная акустическая рассеивающая конструкция. Акустическое устройство используется для прослушивания качества звучания Hi-End техники в референсной комнате магазина «Мюзик Холл». Как элементы акустической отделки диффузор Шредера используется в киевской звукозаписывающей студии «Стар Медиа Саунд».


Рис. 4. Раздвижная акустическая рассеивающая конструкция Шредера


Рис. 5. Раздвижная акустическая рассеивающая конструкция Шредера

Использование акустического диффузора позволило скромные размеры используемых помещений условно, но значительно «расширить» в плане акустических свойств.

Ультратонкий диффузор Шредера

Совместная американо-китайская группа специалистов-акустиков разработала очень легкий и при этом ультратонкий диффузор Шредера. Конструкция рассеивателя в 10 раз меньше своих более крупных «собратьев». Такие параметры позволили использовать и значительно меньше исходного материала, а учитывая, что при изготовлении применяется древесина, экологический аспект налицо.

Кроме того, компактную конструкцию проще разместить в совершенно разных помещениях, при этом не только сэкономить на ее изготовлении, но и добиться потрясающего акустического эффекта. Существенно преимущество в сравнении с более габаритными диффузорами Шредера.


Рис. 6. Ультратонкий диффузор Шредера

Прототипы ультратонкого и компактного диффузора были распечатаны из пластмассы на 3D-принтере. Оригинальные же конструкции будут изготавливаться из натурального дерева, обладающего прекрасными акустическими свойствами.

Варианты изготовления диффузоров и материалы

Рассмотрим три основных вида акустических диффузоров, выпускаемых компаниями в настоящий момент.

Акустический диффузор HolzAkustika Diffuser 700–2200 Hz


Рис. 7. Акустический диффузор HolzAkustika Diffuser 700-2200 Hz
Данные диффузоры позволяют менять акустические свойства конструкции. Достигается это наличием специальных съемных кассет, устанавливаемых в рамку. Кассеты отличаются функциональным предназначением: поглотители (абсорберы) и рассеиватели (диффузоры). Наличие кассет обусловлено возможностью очень сбалансированно рассеивать звук во всех направлениях в широком диапазоне.

При необходимости сделать звук более глухим используются поглотители, а если необходим более сухой звук, то диффузоры. Комбинацией двух видов кассет опытным путем можно добиться оптимального звучания. Замена и компоновка кассет осуществляется без конструктивных изменений.

Материал изготовления учитывает финансовые возможности. Более упрощенный вариант кассет предусматривает акустические диффузоры, выполненные из пенополистирола. Более дорогие модификации используют дерево (береза). Во второй случае получается более яркий и чистый звук. Кроме того, внешне дерево выглядит более эффектно.

Деревянный акустический деревянный диффузор ECHOTON Schroeder 400 Hz to 8 kHz

Рис. 8. Акустический деревянный диффузор ECHOTON Schroeder 400 Hz to 8 kHz.

Суть конструкции данной модификации акустического диффузора схода с предыдущей, только вместо квадратных секций-ячеек используются длинные продольные секции. Однако сохраняется ранняя глубина продольных секций-ячеек. Размеры такого диффузора составляют 1200х600х150 мм.

Материал изготовления дерево, порода которого предлагается на выбор: дуб Баррик светлый и Венге, Индиан Эбони светлый, Либерика молочная, Орех донской.

Пиксельный акустический деревянный диффузор Echoton Pixels 500-3300 Hz


Рис. 9. Акустический деревянный диффузор Echoton Pixels 500–3300 Hz
Еще один вариант акустического диффузора, только вместо квадратных кассет или продольных ячеек используются сосновые параллелепипеды. Размер изделия 600х600х170 мм.

Акустическая пенополистирол панель

Опытные специалисты отдают предпочтение именно акустическим диффузорам из дерева. По мнению большинства они ценны своей натуральностью и правильным отражением звука, который разработан самой природой. Некоторым ценителям идеального звука больше импонирует акустическая пенополистирол панель, но это происходит не из-за характеристик звучания. Здесь решающую роль играет экономичная цена. Акустическая пенополистирол панель почти в 2 раза дешевле деревянного рассеивателя. Еще одним плюсом акустических диффузоров из пенополистирола является разнообразие цветовых решений. Можно создать стильный и яркий интерьер.

Расчет диффузора Шредера

Диффузор Шрёдера состоит из серии ячеек различной глубины, но одинаковой ширины, выполненных в корпусе из дерева, MDF или других листовых материалов. Разрез типовой конструкции диффузора (p=7) изображен на рисунке слева. Перегородки, разделяющие соседние ячейки, выполняются из жесткого материала и имеют толщину значительно меньшую по сравнению с шириной ячеек.

Конструкция диффузора основана на математической последовательности квадратичных вычетов (QRD) из теории чисел, исследованной А. М. Лежандром и K. Ф. Гауссом. Последовательность определяется следующим соотношением:

Sn = n2 *modulo(p), (1)

где Sn — последовательность значений относительной глубины ячеек диффузора, n — неотрицательное целое число {0, 1, 2, 3 …}, определяющее номер соответствующей ячейки, p — простое число {2, 3, 5, 7, 11, 13, 17…}, определяющее количество ячеек в диффузоре (простое число, это отличное от 0 и 1 число, которое делится без остатка только на 1 и на самого себя).

Например, подставив p=17 и n=7 в указанное соотношение, получим S7 = 49*modulo(17). Modulo(17) означает, что число 17 последовательно вычитается из 49 до появления существенного остатка. Другими словами 17 вычитается из 49 дважды и остаток 15 является ответом.

Таким образом, для p=17 имеем следующую последовательность чисел: S17 = 0, 1, 4, 9, 16, 8, 2, 15, 13, 13, 15, 2, 8, 16, 9, 4, 1; 0, 1, 4…

Для больших значений n последовательность повторяется с периодом n=17.

Фактическая глубина ячеек в конструкции диффузора зависит от значения его проектной частоты Fo. Шрёдер предложил следующую формулу для расчета глубины ячеек в зависимости от выбранных значений n и p:

dn = Sn с /(Fo*2*p), (2)

где dn — глубина ячейки с номером n, F o — проектная частота диффузора, с — скорость звука в воздухе, p — простое число (порядок диффузора), соответствующее количеству ячеек.

Ширина ячеек W постоянна и должна быть мала по сравнению проектной длинной волны диффузора, т.е. значение Wo). Шрёдер предложил соотношение W=0,137*с/Fo в 1979 году.

Необходимо отметить, что установленная соотношением (2) компоновка ячеек различной глубины обеспечивает более широкий диапазон частот рассеивания звуковой энергии по сравнению с диффузорами, основанными на принципе последовательности максимальной длины (MLS).

На проектной частоте диффузор обладает максимальной эффективностью рассеяния звуковой энергии.

Нижняя граница рабочего диапазона диффузора Flow зависит от размера самой глубокой ячейки и имеет значение приблизительно на половину октавы ниже проектной частоты диффузора Fo.

Верхняя граница рабочего диапазона Fhigh зависит от ширины ячеек и не превышает значения Fhigh=с/(2*W).

Перегородки, разделяющие соседние ячейки, должны быть выполнены из тонкого и жесткого материала. На практике толщина этих перегородок имеет конечную толщину t и поэтому в расчетах необходимо вместо ширины ячейки W применять сумму значений (W + t).

Расчетный калькулятор акустического диффузора QRD

Для достижения максимального результата при использовании акустического диффузора необходимо предварительно произвести расчет параметров изделия. Для этого следует заданные размеры ячеек (их ширина и глубина). Кроме того, надо знать эффективные границы частотного диапазона. Для расчетов используется специальный онлайн-калькулятор параметров акустического диффузора. С помощью данного калькулятора можно рассчитать необходимый размер изделия для заданного помещения.


Рис. 10. Примерный разрез акустического диффузора Шредера QRD

В калькуляторе Параметры набирать через точку, ноль перед точкой вводить не обязательно.

Оффлайн калькулятор можно найти на сайте subwoofer-builder.com. Ребята подготовили программу для расчета.

Установка акустических диффузоров

Основное размещение акустических модулей — это потолок и боковые стены помещения. Для определения оптимального положения для достижения максимального эффекта пригодится обыкновенное зеркало. Перемещая зеркало вдоль боковых стен необходимо увидеть в нем отражение динамиков, излучающих звуковую волну.

Также место фиксации диффузоров на боковых стенах и потолке находится в зависимости от того, насколько интенсивно будет использоваться помещение. Так, например, в звукозаписывающих студиях и репетиционных залах максимальное качество звука достигаемся при равномерном распределении модулей диффузоров.

В комнатах контроля звуки иной вариант размещения. Здесь применяется принцип «живой угол-мертвый угол». На потолке, боковых стенах и за излучателями звука (динамиками) размещается основная часть поглотителей звука. А в противоположной стороне помещения размещаются рассеиватели звуковой волны — диффузоры.

Эмпирическим путем было установлено, что теплый и приятный звук достигается в случае применения в помещении органических материалов. В частности комната, оборудованная дубовым паркетом или пробковым полом, а также такими потолками — оптимальные условия для достижения отличной акустики. А вот бетонные стены или стеклянные поверхности, наоборот, крайне неблагоприятны, так как искажают звук.

Кроме того, необходимо учитывать и наличие в помещении предметов мебели. Так, обыкновенная книжная полка может выступить в роли естественного диффузора, то есть рассеивает звук. А вот мягкий диван — классический поглотитель не только пыли, но и звуковой волны. Именно поэтому правильное сочетание мебели, материала изготовления полов и потолка, а также размещение диффузоров — залог высоких акустических параметров помещения.

Впечатления от людей

Mexkb (Никита)

Основательный анализ, но вот из практики использования отметил бы один естественный минус. Если при изготовлении диффузора использовать дерево, за его акустические свойства, то в итоге изделие получается довольно внушительным по весу.

В моем случае необходимо было закрыть фронтальную стену с размерами порядка 180х120х40. После прикидок, получилось, что общий вес конструкции потянул бы ха 100 кг. Это многовато, особенно учитывая, что стены оборудованы звукоизоляционной облицовкой. Гипсокартон вряд ли успешно выдержит такую нагрузку.

Мне вот чем идея из бруса делать не нравится диффузоры такого типа — вес очень большой. Я прикидывал, что для того, чтобы мне закрыть фронтальную стену (доступное место 180х120х40) конструкция должна весить за сотню кг. С учетом того, что стены у меня имеют звукоизоляционную облицовку — крепить такой вес в гипсокартон опасно. Оставлять стоять на тумбе друг на друге еще опаснее, с учетом маленького ребенка. Поэтому у меня есть идеи конструкции по пустотелому содержанию, но до их реализации я еще не дошел (высокая трудоемкость изготовления).

Было бы интересно рассчитать акустический диффузор Шредер, но с пустотелым содержанием. Был бы компромиссный вариант. Вот, например, как в случае с поролоном.

Gepard

Расскажу про свой опыт использования диффузоров Шредера. Имеются в наличии самодельные акустические системы (высота 40 см). Диффузоры разместил на стене, АС поставил под них. Еще два горизонтальных диффузора, сверху уже некуда было монтировать, поэтому один просто положил на пол. Второй же оставалось «прилепить» на вертикальные. Получилась довольно громоздкая «система».

Результат «эксперимента». Послушал несколько музыкальных инструментальных композиций, а также джазовых концертов. Впечатления прекрасные. Первое, что отметил, так это удивительное ощущение существенного увеличения пространства, комната стала словно «дышать». Границы инструментов словно растаяли, понизилась точечная локализация. Восприятие звука становиться намного комфортнее. Очень доволен.

WLM-аудиоманьяк

При монтировании диффузоров Шредер отметил ряд интересных особенностей, ранее не замечаемых. А именно заметно лучше пространственное разделение инструментов, стали отчетливо слышны даже подпевки солисту. Теперь придется переслушать все свои любимые композиции, так как эффект потрясающий.

Графоманщик

Из моего опыта экспериментов с акустическими диффузорами могу отметить, что на боковые стенки и пол лучше всего подойдут диффузоры с цилиндрической Х.Р. (из-за большего расстояния). Сферические лучше ставить позади или вокруг акустики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]