Эту рубрику мы хотим посвятить аудиотехнике отечественного производства, которой наша страна может гордиться. Как правило, эти компоненты выпускаются серийно и их можно приобрести у производителя или как минимум сделать на заказ. Критерием отбора является прежде всего звучание.
Первым пройти наши испытания согласился Михаил Чумаков, известный инженер-разработчик из Петербурга, который отдал в лабораторию Stereo&Video cвой флагманский усилитель мощности Filigrane FA5000.
Михаил, как давно вы занимаетесь аудио?
Интерес к этому пришел в школе, когда в 12 лет я собрал свой первый усилитель. Потом были студенческие (курсантские) годы. Затем в течение следующих 15 лет я занимался научными исследованиями по передаче информации и обработке сигналов космических систем связи в закрытой научно-исследовательской лаборатории. С конца 90-х годов, после защиты кандидатской диссертации, появилось больше времени, и старая любовь к аудио вернулась.
В это время в ходе экспериментов было создано около десятка усилителей. Статью об одном из них в 2005 году опубликовал журнал «Радио». Но несмотря на то что создаваемые проекты звучали лучше промышленных образцов, неудовлетворенность результатом оставалась. Только после длительной научной «осады» с применением всего багажа имеющихся знаний начали появляться ростки будущей технологии.
В 2006 году была создана первая «Филигрань» — Filigrane FA 400. Через полгода — более мощная модель FA 1000. Тогда же был выбран способ обнародования результатов исследований в виде законченного серийного изделия, доступного конечному пользователю.
Михаил Чумаков в мастерской Александра Князева. С его фирменными рупорными колонками усилитель тоже прошел все испытания.
Я знаю, что многие профессионалы-студийщики весьма ценят ваши усилители. Чем вы их так привлекли? В первую очередь это ориентация на максимальную достоверность и точность звучания.
С минимальными искажениями. Это основной и главный приоритет. При этом выбор схемного решения и элементной базы абсолютно свободен от каких-либо условностей и моды на готовые рецепты, коих достаточно в мире аудио. Однако, искажения в аудиотракте имеют самую различную природу и, что очень важно, сильно различаются при восприятии на слух.
Нам удалось выявить источник искажений, которые становятся заметны при уровне тысячной доли процента и даже ниже. Эти искажения возникают, когда нелинейные участки характеристики усилителя изменяют свое местоположение в зависимости от усиливаемого сигнала. Теоретически это снижает информационную пропускную способность тракта, а практически вызывает потерю прозрачности, детальности звука и появление некоего «шумового ореола» вокруг звучащих инструментов.
Причинами таких искажений могут быть тепловой разогрев полупроводников и эффекты «памяти» в радиоэлементах. Например, фирма Lavardin использует для них термин memory distortion. Другим источником таких искажений является ток, протекающий через акустическую систему. Современный усилитель подает выходное напряжение на зажимы АС очень быстро, а ток через них устанавливается по сложному закону в течение нескольких миллисекунд в соответствии с модулем и фазой импеданса.
Искажения, возникающие во время установления этого тока, придают ту самую «зашумленность» звуковому образу.
Для инструментальной оценки наличия таких искажений нами применяется коэффициент обратной интермодуляции (RIMD). Не вдаваясь в технические тонкости его измерения (они есть в статье на сайте www.filigrane.ru), важно отметить, что этот коэффициент весьма точно отражает соответствие звучания и измерений.
По сравнению со студийными моделями усилителей Filigrane FA400MkII и FA1000MkII в новой модели FA5000 коэффициент обратной интермодуляции снижен в 5 (пять!) раз до уровня 0,0003 %. Поверьте, что эту разницу хорошо слышно.
Filigrane FA700 MkII
Модификация MkII 2022 года, направленная на снижение искажений, влияющих на пространственную картину фонограммы. В результате удалось снизить коэффициент обратной интермодуляции (RIMD) до 0.0003% ( -110 дБ) и тем самым достичь феноменальной детальности и прозрачности в передаче пространства записи.
- Обеспечивает 2х220Вт/8 Ом и 2х350Вт/4 Ом выходной мощности для работы с мониторами среднего поля и, в то же время, великолепно отрабатывает мельчайшие детали на очень малой мощности. Это достигнуто за счет обеспечения заявленных характеристик по искажениям в широком диапазоне уровней — от первого милливатта и до ограничения.
- Аттенюатор входного сигнала (-15 дБ) и плавная регулировка чувствительности (0…-16 дБ) для согласования с высокоуровневыми источниками.
- Усилитель снабжен схемой «мягкого» старта, исключающей броски тока потребления из сети при включении, что значительно увеличивает надежность его работы.
- Полностью пассивное охлаждение с защитой от перегрева. При повышении температуры теплоотводов свыше 100°С усилитель отключается от сети.
- В усилителе применен встроенный фильтр для отсечения постоянной составляющей питающей сети. Это исключает акустический гул силового тороидального трансформатора в усилителе при некачественной сети.
- Исключено электромагнитное реле из цепи защиты акустических систем. Схема защиты выполнена на мощном симисторе, что существенно повысило надежность защиты и исключило возможные искажения на контактах реле. Защитные функции остались прежними: задержка при включении, от частоты ниже 1 Гц, от постоянного напряжения более 3 В, от короткого замыкания в нагрузке, от перегрева радиаторов.
- Модель оснащена управляющим входом для внешнего триггера напряжением 5-30В для дистанционного включения/выключения питания усилителя. Вход полностью изолирован от корпуса и всех внутренних цепей усилителя, что исключает образование земляных петель по цепям управления.
- Комплектуется съемными кронштейнами для установки в 19″ стойку.
Основные технические характеристики
| Номинальный диапазон частот, Гц при неравномерности АЧХ | |
не более 0,3 дБ | 5…20000 | |
не более 3 дБ | 2…65000 | |
Усиление по напряжению, дБ | 27 (13*) | |
Входное сопротивление, кОм | 30 | |
Чувствительность, B | 1,23 (4,9*) | |
Диапазон плавной регулировки чувствительности, дБ | 0…-16 (-15…-31)* | |
Максимальная выходная мощность, Вт при коэффициенте гармоник не более 0,7% | ||
на нагрузке 8 Ом, режим СТЕРЕО (работают оба канала) | 2х220 | |
на нагрузке 4 Ом, режим СТЕРЕО (работают оба канала) | 2х350 | |
Коэффициент гармоник, %, при выходной мощности ‑50…‑1 дБ от максимальной на частотах | ||
1 кГц | 0,0007 | |
20Гц…20 кГц | 0,002 | |
Коэффициент обратной интермодуляции** (RIMD) 60Гц/6кГц 1:1, % | 0,0003 (-110 дБ) | |
Выходное сопротивление, Ом | 0,016 | |
Коэффициент демпфирования нагрузки 8 Ом | 500 | |
Разъемы | ||
Входные: | 1/4″Jack, XLR (балансные) | |
Выходные: | 30 А зажимы | |
Управление | 1/8″Jack (3,5мм) | |
Индикация: включения питания, готовности к работе, клиппирования, срабатывания защиты в каналах. | ||
Защиты усилителя: от короткого замыкания в нагрузке, от перегрева радиаторов выше 100°С | ||
Защиты акустики: задержка при включении, от частоты ниже 1 Гц, от постоянного напряжения более 3 В | ||
Система охлаждения | пассивная | |
Размеры, (ШхГхВ), мм | 485х415х130(3U) | |
Масса, кг | 18 | |
* Аттенюатор включен | ||
** Коэффицент обратной интермодуляции (RIMD) измеряется по оригинальной методике |
Усилитель мощности Filigrane FA700 Mk II
Новая версия усилителя, созданная компанией из Санкт-Петербурга, отличается уменьшенными искажениями – как нелинейных, так и интермодуляционных. Хорошо, когда у разработчиков есть понимание, как те или иные параметры влияют на звучание, а также опыт, позволяющий эти параметры улучшить. Проект на стыке профессионального и домашнего аудио – чем он и интересен.
Вообще говоря, профессиональное и домашнее аудио редко пересекаются – они выполняют разные задачи, что обусловливает различия в схемотехнике, конструктиве и дизайне. Для озвучивания публичных мест (т.н. Public Address) прежде всего, нужна мощность, надёжность и повышенная устойчивость к климатическим воздействиям, а качественные показатели могут рассматриваться в последнюю очередь. То же можно сказать о концертной аппаратуре, назначение которой — создание высоких уровней звукового давления и способность работать в жёстких температурных режимах. Но всё же есть узкая область, в которой сходятся требования профессионалов и любителей музыки – студийное оборудование. Именно в этой нише работает лаборатория Михаила Чумакова из Санкт-Петербурга – усилители, которые она выпускает под маркой Filigrane по всем показателям относятся к классу Hi-Fi, но имеют ряд полезных особенностей, для тех, кто серьёзно работает со звуком.
Усилитель мощности FA700 Mk II – вторая, улучшенная модификации модели, выпущенная в 2022 году. Изначально она предназначалась для работы с мониторами среднего поля, а главной целью усовершенствований было дальнейшее снижение искажений, измеряемых по «фирменной» методике, которое, как сообщает производитель, существенно улучшило пространственную картину при воспроизведении. В описании говорится, что в новой версии удалось снизить коэффициент обратной интермодуляции (RIMD) до 0,0003% ( -110 дБ) и тем самым «достичь феноменальной детальности и прозрачности в передаче пространства». Параметр этот действительно важен, но его редко указывают в спецификациях. Напомню, что интермодуляционные искажения возникают вследствие того, что сигналы с разными частотами, поданными одновременно на вход усилителя, порождают массу комбинационных составляющих. На музыке это происходит всегда, и повышенное количество такого «мусора» мы воспринимаем на слух как неестественность тембров и отсутствие прозрачности на высоких частотах. В отличие от стандартных методик измерения интермодуляции, когда сигналы с разными частотам подаются на вход усилителя, RIMD измеряется при подачи второго сигала на выход усилителя в виде тока. Это позволяет выделить самую «вредную» составляющую интермодуляционных искажений с очень низким порогом заметности и, соответственно, сконцентрироваться на борьбе с ней.
Усилитель мощности FA700 Mk II – вторая, улучшенная модификации модели, выпущенная в 2022 году.
Благодаря принятым мерам, при довольно высокой выходной мощности (2х220Вт на восьми Омах и 2х350Вт на четырёх) FA700 Mk II имеет очень низкие искажения и на малой громкости, и на уровнях, близких к клиппингу.
Для согласования с различными источниками сигнала в усилителе имеется отключаемый аттенюатор входного уровня на -15 дБ и плавная регулировка чувствительности в пределах 0…-16 дБ.
Все входы – балансные, на XLR и на Jack 6,3 мм.
Компоновка усилителя симметричная – в центре под экранирующей крышкой установлен 600-ваттный тороидальный трансформатор, а основные печатные платы закреплены на боковых теплоотводах. Выходных транзисторов в каждом канале четыре – по две комплементарные пары тошибовских 2SC5200/2SA1943 в плече. Энерговооружённость обеспечивается восемью конденсаторами 10000 мкФ х 100 В. Схема мягкого старта исключает броски тока, потребляемого из сети при включении усилителя, что положительно сказывается на его надежности. Переменное напряжение питания проходит через встроенный фильтр, отсекающий постоянную составляющую, что предотвращает гудение силового трансформатора при перегрузке сети.
В схеме защиты отсутствует реле, что исключило возможные искажения на контактах и повысило надёжность.
В схеме защиты отсутствует реле, что исключило возможные искажения на контактах и повысило надёжность. При включении, появлении частоты ниже 1 Гц или постоянного напряжения на выходе более 3 В, а также при коротком замыкании в нагрузке и перегреве теплоотводов выходные клеммы отключаются мощным симистором. Срабатывание защиты индицируется светодиодом на лицевой панели.
Для дистанционного включения/выключения усилителя предусмотрен управляющий триггер, срабатывающий при напряжении5 – 30В. Его вход полностью изолирован от корпуса и внутренних цепей, что исключает образование земляных петель по линии управления.
Усилитель комплектуется съемными кронштейнами для установки в 19-дюймовую стойку. Высота корпуса – 3U.
Для испытаний усилителя мы выбрали трёхполосные напольные акустические системы Solov’yev Sound SystemExperience V20. У них два 8-дюймовых басовика, а СЧ/ВЧ звено имеет конфигурацию д’Апполито, что обещает правильное построение звуковой сцены.
Чувствуется, что у FA700 Mk II высокий демпфинг-фактор, но он не подсушивает удар, а придаёт ему чёткость и скорость.
Но первое, что стоит отметить — усилитель уверенно «держит» акустику, не давая ей расслабляться. На тестовой записи барабаны звучат как живые, настолько натурально передаётся удар – с мгновенной атакой, энергетическим наполнением, богатыми спектральными составляющими и длинными реверберациями. Бочка при воспроизведении имеет почти реальный размер, её субгармоники заходят в инфранизкую область. Чувствуется, что у FA700 Mk II высокий демпфинг-фактор, но он не подсушивает удар, а придаёт ему чёткость и скорость. У баса есть не только форма, но и содержание — на рок-музыке с акцентированной ритм-секцией система выдаёт настоящий концертный драйв, который заряжает энергией и слушателя. Рояль передаётся с мельчайшими тембральными подробностями, буквально чувствуется отклик его корпуса. Тарелки – настоящее серебро в облаке обертонов. Динамические контрасты (резкие переходы от едва слышимых звуков к пиковым уровням на tutti) естественны на любой громкости.
Любопытно, как воспринимаются старые записи. Porgy & Bess в исполнении Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, 1958 год — саунд буквально переносит в ту эпоху, виртуальные образы на удивление объёмны и телесны.
Способность усилителя выстраивать многоплановое звуковое пространство я отметил ещё раньше, когда слушал с ним другие колонки Solov’yev Sound System-Pentanon. С Experience V20 получилось даже интереснее: часть инструментов уходила назад, часть выдвигалась вперёд, а сами системы несмотря на свои солидные габариты на некоторых фонограммах просто исчезали из звукового поля. И даже при широкой стереобазе не возникало ощущения разрежённости атмосферы, пространство всегда плотно заполнялось. Количество планов в глубину будет зависеть от самой записи, но в любом случае усилитель покажет их все. На Summertime, например, их три: вокальные партии и труба спереди, позади контрабас и примерно в полутора метрах за передней линией – ударные, а оркестр как бы служит фоном для всей картины.
Динамические контрасты (резкие переходы от едва слышимых звуков к пиковым уровням на tutti) естественны на любой громкости.
Общая динамика тоже не даёт поводов для критики, при чувствительности колонок 89 дБ усилитель способен выдать такое звуковое давление, которое буквально вжимает в кресло. При этом не заметно ни искажений, ни окраски, ни нарушений в звуковой сцене.
FA700 Mk II– честный профессионал, который ничего не привносит в звучание, но и ничего не скрывает. Его можно слушать и дома на комфортной громкости, и уверенно озвучить небольшой зал, с тем же качеством. Да, дизайн скромный, но новинка от Filigrane привлекательна тем, что усилия её создателей были сосредоточены на надёжности и качестве звучания.
МУЗЫКА
- Dali, «In Admiration of Music. Volume 4». Dali CD, 2015
- Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997
- Sweetbox. BMG/RCA, 1998
- Ella Fitzgerald & Louis Armstrong, «Porgy & Bess». Verve, 1958
- Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter &Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
КОМПОНЕНТЫ
- Источники: DVD-проигрыватель Pioneer DV-LX50, MacBook с плеером Amarra 4 Luxe
- USB ЦАП M2Tech Evo
- Предусилитель Filigrane FD17
- Акустические системы: Solov’yev Sound SystemExperience V20
Filigrane FA700 Mk II
Производитель: Filigrane Audio(Россия)
filigrane.ru
Входы: Jack ¼, XLR || Выходная мощность: 2 х 220 Вт (8 Ом), 2 х 350 Вт (4 Ом) || Диапазон частот: 2 Гц – 65 кГц (+/-3 дБ) || Усиление: 27 (13) дБ || Номинальная чувствительность: 1,23 (4,9) В || Диапазон регулировки чувствительности: 0 – -31 дБ || Входное сопротивление: 30 кОм || Отношение сигнал/шум: -110 дБ || Максимальный пиковый выходной ток: 2 х 60 А || Уровень искажений в диапазоне мощностей -50 … -1 дБ: 0,0007% (1кГц), 0,002% (20 Гц – 20 кГц) || Коэффициент обратной интермодуляции (RIMD) 60Гц/6кГц 1:1: 0,0003 % || Выходное сопротивление: 0,016 Ома || Коэффициент демпфирования: 500 || Габариты: 485 х 415 х 130 мм || Масса: 18 кг || Цена: 95 000 руб.
Усилители Filigrane можно послушать в офисе компании Round Audio
поделиться
Tags: FiligraneFiligrane FA700 Mk II