Сабвуфер, сделанный своими руками из динамика MGR FAT-104, фазоинветора и МДФ

Конструкция сабвуфера

Корпус, входные «гнёзда», выходные клеммы и регуляторы были использованы от «родного» переделываемого автомобильного усилителя. Регулятор «Уровня» (Громкости) сопротивлением 50 кОм включен по обычной схеме между выходом сумматора-фильтра и входом усилителя мощности. Теплоотводы для транзисторов предоконечного каскада не нужны. Сопротивления, помеченные * заменены на подстроечные и сопротивления их подбирались непосредственно при настройке, на «слух» по отсутствию каких-либо искажений на всех уровнях громкости. Надо сказать, что при всей простоте схемы качество и мощность звука получились на высоком уровне и все запросы «меломана» были вполне удовлетворены! Хотя не 2000 ватт, конечно.

Собранный усилитель в корпусе был размещён непосредственно внутри «ящика» сабвуфера.

Тонкая доводка

Итак, место для нового компонента найдено. Настало время доводки сабвуфера до приемлемых показателей количества баса и уровня громкости относительно общей системы. Для этого все современные сабы оснащены как минимум двумя регулировками: это уровень громкости и частота среза.

Для кино важно эффектное и масштабное озвучивание происходящего на экране. Также важно, чтобы сабвуфер и остальные компоненты системы минимально вмешивались в работу друг друга. Здесь кинотеатралам на помощь приходит внутренний функционал ресиверов. Воспользуйтесь встроенным в ресивер кроссовером, чтобы отсечь от фронтальных и тыловых колонок ненужный диапазон частот.

Если ваша акустика напольная — установите для нее нижний предел примерно в 80 Гц. Если вы используете полочные колонки — оставьте им звуки где-то от 100 Гц и выше. Для сабвуфера же, в свою очередь, установите такие же верхние лимиты: 80 или 100 Гц, соответственно. Касаемо уровня громкости сабвуфера — для начала установите регулятор на треть от возможной мощности. Далее, уже в «полевых» условиях, вы поймете, нужно ли добавить ему громкости или же наоборот — немного отнять.

В Hi-Fi-системе настройка саба отличается. Сперва нужно выяснить, какой частотный диапазон доступен для конкретной АС, которую мы хотим объединить в трифоник. Интересен нам, прежде всего, нижний порог АС. По нему и ориентируемся: если это, допустим, 40 Гц — сперва попробуйте установить срез сабвуфера на 40–60 Гц, чтобы образовалась некая «накладка» и плавная стыковка частот саба и акустики. Можно экспериментировать и поднимать частоту среза еще выше — вплоть до 100–120 Гц.

Здесь результат будет зависеть от того, насколько плотно ваши АС могут играть на той или иной частоте в нижнем регистре. В результате, можно получить как переизбыток верхнего баса, так и приятное его уплотнение, лучшую телесность и полновесность звука. Но по итогу такой настройки, скорее всего, нужно будет убавить уровень громкости сабвуфера. А это, в свою очередь, приведет к ослаблению звучания самых нижних частот, на которые способен ваш саб.

Также существует альтернативный вариант настройки, когда срез сабвуфера устанавливается в его минимальное положение, а тонкая доводка происходит регулировкой уровня громкости саба относительно стереопары. В этом варианте лучше звучат самые нижние герцы — сабвуфер не возьмет на себя ношу АС, или же возьмет, но только ее малую долю. Такой метод рекомендует одна из фирм-производителей сабвуферов.

В конечном итоге, в плане настройки «референсом» считается такое сочетание звука, когда сабвуфер и акустика дополняют друг друга и становятся на слух «одним целым». Но и вкусовые предпочтения никто не отменял: в любом случае, главное — чтобы нравилось лично вам.

Размер динамика

Начнем наше повествование с излучателей или диффузоров, а вернее, с выбора динамиков. От этого зависит вся будущая модернизация. Ниже приводится важная информация, которую надо знать:

  • Так, если модель динамика небольших размеров (8/10 дюймов), то и диффузор внутри будет более легким.

Примечание. Следует знать, что легкие диффузоры обладают малой инерционностью. С одной стороны, это хорошо, ведь усилителю легче их контролировать. Но невысокая отдача на самых глубоких басах сводит на нет все преимущество такого динамика.

  • Напротив, крупные динамики, размер которых превышает 15 дюймов, располагают более тяжелым и инертным излучателем. Усилителю(см.Как подключить к автомагнитоле усилитель: сам себе мастер) такие диффузоры раскачать будет намного сложнее, но если подобрать аппарат помощнее, тот справится и с динамиком на 18 дюймов и даже больше;
  • Одним словом, в данном случае, речь идет об импульсивной характеристике. И действительно, способность динамика следовать четко электрическому сигналу диффузора, который идет от усилителя и является такой характеристикой.

Тюнинг салона, сабвуфера и многое другое

Примечание. У маленьких сабвуферов импульсивная характеристика лучше, чем у больших. С другой стороны, если в коллекцию музыкальных композиций, прослушиваемых пользователем, не входит хип-хоп или R&B, точность воспроизведения отходит на второй план. Более важной становится способность к эффективной передачи басов, особенно самых низких. И чем больше динамик, тем лучше он с этим делом справляется.

  • Идеальным вариантом для усовершенствования и дальнейшего монтажа сабвуфера в автомобиль становится вовсе не 18-дюймовый и даже не 15-дюймовый динамик, а 12-дюймовый. Дело в том, что тюнинг потребует обязательное изготовления корпуса. Для 12 дюймов и корпус можно сделать приемлемых размеров (чтобы в багажнике много места не занимал) и площадь излучающей поверхности будет приемлемой.

Сабвуфер под сиденье

Примечание. Справедливости ради стоит отметить также, что большие сабвуферные динамики не обеспечивают ударности, хлесткости звука, что так ценится любителями рока. По этой причине выбор 12-дюймовых динамиков также является правильным.

Входные каскады — сумматор и фильтр

В качестве сумматора сигналов левого и правого каналов, а также для выделения НЧ-составляющей из общего сигнала была применена приведённая ниже схема:

Схема — одна из множества подобных схем, которые опубликованы на различных радиосайтах и выполняют одну функию — суммирование сигналов и выделение НЧ-сигнала с возможностью регулировки частоты среза. В эту схему были внесены, однако, некоторые изменения:

  • на входах L и R добавлены конденсаторы ёмкостью по 1 mF (плёночные) перед резисторами R1, R2 для развязки от возможной постоянной составляющей от источника сигнала;
  • ёмкость конденсатора С1 увеличена до 3300 рF;
  • сопротивление резистора регулировки ОС R3 увеличено до 100 кОм;
  • сопротивление резистора регулировки частоты среза R5 и R7 (сдвоенный) увеличено до 100 кОм.

Питание на ОУ можно взять непосредственно с ножек 4 и 7 микросхемы 140УД708 усилителя мощности или же собрать простейший стабилизатор на ограничительных резисторах и стабилитронах, как и для ОУ усилителя мощности (на фото он присутствует в виде небольшой отдельной платки). Также, при желании или необходимости можно добавить фильтр-сабсоник, который представляет собой обычно простейший фильтр 2-го порядка и «срезает» частоты ниже 10-15 Гц, но это … при желании. В этом отношении высказывается много различных мнений, в частности о том, фильтр какого порядка лучше — первого, второго или третьего и другие тонкости и схемы также существуют в большом множестве — пассивные, на ОУ и транзисторах. В данной статье я не сумею раскрыть эту тему в полной мере и этот вопрос, опять же — при желании, каждый может изучить самостоятельно на досуге)) При уровне «качества» автомобильной музыки наличие или отсутствие узла-сабсоника вряд-ли критично.

Как сделать колонки для компьютера своими руками

Как сделать колонки с изобарическим сабвуфером для компьютера самостоятельно

Есть хорошая книга, которую написал С.В. Гапоненко, называется акустические системы своими руками. Книга написана достаточно доступным и простым языком, при этом нескучная, есть понятные примеры и пояснения.

В ней можно посмотреть информацию по изготовлению самодельного расчёта для создания колонок. Тот, кто уже занимался подобными вещами, может в чем-то быть не согласен с автором, но в целом книга рекомендуется к прочтению.

Есть более скучные книги на эту тему, например, С.Бать, называется любительские громкоговорители. Рассмотрим, как сделать саб для компьютера самостоятельно дома небольшого размера.

Что понадобится для изготовления

Из инструментов нужно подготовить пилу или распиловочный станок, электролобзик, долото и молоток, гвозди и клей, дрель, циркуль и отвёртку, также понадобится рулетка.

Для создания сабвуфера потребуется фанера из дсп, можно использовать остатки ненужной мебели, динамик, винты и провод, гвозди, и нужные размеры.

Понадобится выпилить квадратные детали следующих размеров. Детали в количестве 4 штуки, размеры 355 мм Х 203 мм Х 20 миллиметров из ДСП, две штук детали размером 360 мм х 360 мм х 20 мм, из фанеры сделать одну размером 330 мм х 330 мм х 25 миллилитров. Также из ДСП сделать 8 деталей размером 20 мм х 20 мм х 196 мм.

С чего начать?

После того, как задачи для саба определены, рассмотрите устройство, которое отвечает за усиление в вашей системе. Если это ресивер — у подобных устройств уже есть выделенный выход для сабвуфера. Обозначен он чаще всего соответствующей надписью около разъема.

Если в вашей системе трудится стереоусилитель — скорее всего, отдельного выхода для сабвуфера у него нет. В этом случае у выбранной модели саба обязательно должен быть так называемый «высокоуровневый вход». Этот вход позволяет сабвуферу обрабатывать и корректировать исходящий полнодиапазонный сигнал от стереоусилителя.

При таком варианте сабвуфер подключается к клеммам для акустики. Предпочтительно использовать клемму «-» от одного канала и «+» от другого. Но встречались случаи, когда экспериментаторы подключали саб к клеммам одной из колонок — такой вариант вполне допустим, но остается на ваше усмотрение.

Также существуют модели сабвуферов, которые оснащены двумя парами клемм для вашей акустики. В этом варианте оба канала от стереоусилителя подключаются к соответствующим входам на сабвуфере, далее от сабвуфера сигнал подается на стереопару.

Это позволяет сабу с помощью встроенного кроссовера разгрузить Ваши АС от низких частот. Но таким способом вводится еще одно звено в звуковой тракт, и я не думаю, что этот вариант предпочтут любители «direct drive» и аналогичных кнопочек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]