Качество штатной акустики в машине часто бывает посредственным. Поэтому многие водители задумываются о покупке новых автодинамиков. Сегодня колонки с размером в 16 сантиметров – самые продаваемые и универсальные, т.к. устанавливать их можно не только в передние двери, но и на заднюю полку. К тому же в сравнении с колонками на 13 см они выдают более мощную и громкую музыку.
В этой статье о том, как выбрать колонку 16 см для автозвука, а также какие модели лучшие в 2020-2022 гг.
Как выбрать лучшую автомобильную акустику
Выбор колонок напрямую зависит от музыкальных предпочтений владельца автомобиля. Однако есть ряд критериев, которые учитываются перед покупкой этих устройств.
Основной параметр – это тип акустики:
- широкополосные;
- коаксильные;
- компонентные.
Широкополосная акустика состоит из одного динамика. Он проигрывает музыку во всех частотах (низкие, средние, верхние). Такой вариант подходит для прослушивания радио или негромкой музыки. Колонки этого типа – самые доступные, из-за чего автопроизводители встраивают их в свои машины. Покупать такую колонку рекомендуется только в случае, если в авто вообще нет динамиков. Тогда как менять ее на штатку, как правило, не имеет смысла.
Следующий тип – коаксильная акустика. Этот вид колонок считается продвинутым. Вместо одного динамика здесь сразу несколько, размещенных внутри одного корпуса. Отдельный динамик воспроизводит отдельный диапазон частот. Это делает воспроизводимый звук объемнее, повышает его чистоту.
Компонентные колонки, как и коаксильные, имеют одинаковый набор динамиков. Но размещены они в отдельных корпусах. Из-за этого звучание насыщенное, детализованное. Сегодня компонентные колонки – самые продвинутые, но и цена у них соответствующая.
Когда определились с типом акустики, переходят к остальным критериям:
- Номинальная и пиковая мощность. Номинальная – мощность, на которой динамик работает долгое время без искажения звука. Пиковая мощность обозначает пиковый уровень звука, выдаваемый колонкой. При этом на таком колонка работает лишь короткое время.
- Число полос. «Полосностью» обозначается ширина диапазона и количество динамиков, используемых в акустике для разделения звуков на частоты. Если не касаться теории, то принцип выбора прост: чем больше полос, тем чище и детализованнее звучат динамики.
- Частотный диапазон. Этот параметр определяет то, звуки в каких частотах воспроизводят динамики. В простеньких моделях диапазон частот составляет от 50 до 20000 Гц. Если для владельца авто качество звука стоит на первом месте, тогда диапазон должен быть не меньше 30-35000 Гц. Чем шире диапазон, тем лучше звучит акустика у его границ.
Компонентная автоакустика
Alpine X-S65C – для аудио высокого качества
Мощная АС с номиналом 120 Вт работает в очень широком диапазоне частот 55-40000 Гц. Система «поет» выразительно, выдавая детализированное звучание на уровне дорогой домашней акустики.
Соответственно, и предназначена она для прослушивания аудио самого высокого качества Hi-Res, чему немало способствуют динамики из современных и технологичных материалов вроде карбона и нановолокна.
Плюсы:
- Мощный, и при этом очень чистый звук.
- Конический диффузор на мидбасе сделан из жесткого и легкого нановолокна, что обеспечивает стабильность АЧХ и сводит искажения к минимуму.
- В изготовлении динамиков использованы неодимовые магниты – в результате производителю удалось уменьшить глубину посадки, но сохранить нужную мощность.
- Литые алюминиевые корзинки СЧ-излучателей – жесткие, прочные и долговечные.
- На комплектном кроссовере можно не только менять уровень верхов, но и моментально переключать полярность «пищалок» при настройке уже установленной системы.
Минусы:
- Твитеры предназначены только для наружного монтажа, причем для получения «рассеянного» звука они требуют ювелирного подбора направления.
- Басов ощутимо не хватает – придется отдельно покупать сабвуфер.
- Цена около 30 тысяч рублей, хотя за такое качество можно и ее заплатить.
Рекомендации: 10 лучших автомобильных усилителей
15 лучших автомобильных сабвуферов
15 лучших колонок для автомобиля
Airtone S6.5 Comp – добротная двухкомпонентная бюджетка
Этот недорогой, но очень достойный набор акустики приятно удивляет серьезным подходом производителя к качеству изготовления. Здесь в динамиках используется шелк и пропитанная прессовка из целлюлозы, которые дают красивый звук в любых композициях.
Сам комплект включает в себя 6,5-дюймовый мидбас с АЧХ от 65 до 5000 Гц, а также кроссовер и ВЧ динамик диаметром 25 мм – всех по паре.
Плюсы:
- В меру басовитая система – если не слушаете рок или джаз, можно даже обойтись без покупки сабвуфера.
- Динамики работают чисто, без посторонних шумов даже на максимальной громкости.
- Пенополиуретановые подвесы на диффузорах – явно небюджетное решение, благодаря которому басы звучат бархатистее, а динамики не дубеют зимой.
- В паскроссах предусмотрена возможность переключать регулятор уровня ВЧ: усилить или ослабить на 3 дБ, либо оставить в нейтральном положении.
- Высокочастотные твитеры можно врезать в поверхность или оставить их снаружи – корпуса для внешней установки идут в комплекте.
- Опрятная сборка и при этом очень доступная цена – всего 2800 рублей за весь набор.
Минусы:
- Невысокая мощность в 50 Вт и не самая впечатляющая чувствительность (91 дБ) – любителям громкой музыки всего этого будет не хватать.
- Подводящие провода на мидвуферах коротковаты и при монтаже идут внатяжку. Проблема частично решается отгибанием клеммной пластины.
Hertz MPK 165.3 PRO – для любителей басов
Двухполосная система с 6-дюймовыми динамиками охватывает диапазон 40-22500 Гц. Причем в этом поколении производитель хорошо поработал с ВЧ-твитерами, устранив их главную проблему – сухой «песочный» звук, присутствовавший в ранних моделях.
Удалось ему получить и глубокие, плотные басы из основных динамиков. Так что если в музыке вы любите «мясо», но не хотите ставить сабвуфер – эта АС вполне справится и без него.
Плюсы:
- Идеально сбалансированный звук на всех частотах.
- Мидбасовые динамики установлены в нерезонирующие литые корзины.
- Конические целлюлозные диффузоры имеют большую площадь излучения и дают красивый, открытый звук на СЧ.
- Номинальная мощность 110 Вт.
- Чувствительность в 92 дБ позволит спокойно обойтись без дополнительного усилителя.
- Две ступени настройки твитера через кроссовер – 0 и +2 дБ.
- Адекватная цена 18-19 тысяч рублей.
Минусы:
- Система требует грамотной установки с шумо- и виброизоляцией монтажной поверхности, иначе хорошего звучания от нее не добиться.
Какие динамики 16 см лучше поставить в машину без усилителя
Главное в выборе колонки – это определиться с типом динамиков и тем, какую музыку любит слушать автовладелец. Большая часть акустик хорошо воспроизводит отдельные частоты, но есть и сбалансированные модели.
Если пользователю нужна автоколонка с басовым звучанием, то для этой цели подойдет Morel Tempo Coax 6.
Среди колонок, которые одинаково проигрывают музыку по всему диапазону, выделяется Audison Prima APK 165.
А тем автолюбителям, которые ищут, какие колонки без усилителя лучше купить в машину, рекомендуется взять SoundMAX SM-CSA603.
Коаксиальная автоакустика
Pioneer TS-1675V2 – коаксиалка с достойным звуком
В среде коаксиальных колонок Pioneer TS одни из немногих могут похвастаться действительно хорошим звучанием. Обновленная линейка отличается грамотным подходом к компоновке акустической системы со стандартным диаметром 16 см.
Здесь производителю удалось на 14% увеличить площадь основного излучателя и добиться более объемного звучания за счет дополнительного СЧ-динамика, а также супертвитера.
Плюсы:
- Чистый сбалансированный звук благодаря выверенному диапазону частот 35-20000 Гц. Особенно красиво и реалистично колонки отыгрывают вокал.
- Целлюлозный литой диффузор дает высокую детализацию и гладкую АЧХ.
- Полиуретановый подвес мягко удерживает основной динамик, не позволяя ему рваться на пределе хода.
- Нестандартный Z-образный профиль на корзине дает хорошую жесткость без увеличения толщины металлоконструкции.
- Большой запас пиковой мощности – 300 Вт при номинале 50.
- Глубина посадки всего 58 мм, что заметно упрощает монтаж колонок в штатном гнезде.
- Цена всего 5300 рублей.
Минусы:
- Супертвитер на пределе своих возможностей вытягивает заявленные 20 кГц.
- Басы подробные и красивые, но им не хватает мощи – лечится подключением саба.
Infinity Kappa 93ix – трехполосная акустика с большим частотным диапазоном
Овальная трехполосная система 6х9 дюймов имеет настолько широкий диапазон частот, что не нуждается даже в сабвуфере. Она сама по себе охватывает огромный промежуток от 35 Гц до 30 кГц. При этом 93ix выдает хорошую мощность (номинал 110 Вт) и имеет вполне достойную чувствительность чуть выше 90 дБ.
Плюсы:
- Элегантный внешний вид и удобные для встраивания размеры.
- Увеличенная площадь основного диффузора (примерно на 30%) за счет конической формы излучателя.
- Прочные и при этом легкие корзины динамиков, выполненные из ABS-пластика.
- Конструкция предусматривает наличие супертвитера, который делает звук максимально детализированным и в целом улучшает всю картину.
- Стойку с высокочастотниками можно регулировать, если нужно изменить направленность звука.
- Есть переключатель частот ВЧ-динамика на +3 и 0 дБ – для удобства он вынесен прямо на панельку с твитерами.
- В комплекте идет проставочное кольцо, упрощающее монтаж колонки в штатное гнездо.
- Относительно невысокая стоимость для полноценной системы, не нуждающейся практически ни в каких дополнениях – около 7000 рублей.
Минусы:
- Лучше звучит при подключении через усилитель.
- Дизайн с элементами «под золото» нравится не всем.
Сабвуферы
Pioneer TS-WX36M
Мощный 12-дюймовый сабвуфер в корпусе из влагостойкой березовой фанеры имеет скошенную заднюю стенку. Так что поставить его вплотную к спинке пассажирского дивана будет несложно.
Характеристики тоже впечатляют: 300 Вт номинальной мощности и чувствительность в 96 дБ позволяют ему отлично работать даже в паре со слабыми усилками.
Плюсы:
- Широкий охват низких частот от 20 до 125 Гц дает глубокие басы.
- Несмотря на свои 48 литров объема, корпус саба не занимает много места в багажнике.
- Отлично работает с усилителями малой мощности, но и перегрузов не боится.
- Щелевой фазоинверторный корпус и 300-ваттный динамик способны «раскачать» даже седан и при этом выдать чистый бас без искажений.
- Армированный полимерный подвес прослужит долго в любых условиях.
Минусы:
- Сабвуфер пассивный, так что хоть плохонький, но внешний усилитель ему все-таки нужен.
Sundown Audio SD3-12 D2 – компактный сабвуфер с выверенным басом
Этот саб адресован не столько любителям мощного баса, сколько тем, кто ценит четкое SQ-звучание даже на низких частотах.
Двухомная модель имеет диаметр 12″, но за счет уменьшенной посадочной глубины и особенностей конструкции без вертикального выхода допускает более компактную установку – даже вплотную к стенке коробки или с оформлением по типу «стелс».
Плюсы:
- Абсолютная контролируемость динамика усилителем за счет укороченной катушки, что позволило снизить искажения звука до минимума.
- Звук саба гармонично вплетается в СЧ, не отставая и не отслаиваясь от общей «картинки».
- Хорошая звуковая отдача без потери чистоты получается даже в небольшом ящике объемом 26-40 л.
- Эффектный внешний вид и декор на фланце намекают, что динамик можно установить и без коробки (правда, тогда придется повозиться с акустическим оформлением).
- Безупречная сборка вплоть до проклейки гаек на болтах, чтобы не откручивались при вибронагрузке.
Минусы:
- На большие децибелы сабвуфер не рассчитан, его стихия – аккуратное акустическое оформление. На максимальном ходе динамика, проявляются искажения звука.
- Цена в пределах 10-14 тысяч рублей.
Cadence QSA-PR8 – активный сабвуфер под сиденье
Компактный сабвуфер в родном корпусе 290х245 мм уже идет со встроенным усилителем класса D – у него максимально возможный КПД и, соответственно, минимальный нагрев.
Внутри звукового ящика расположился пассивный диффузор, который позволил в маленькой коробочке создать тот же эффект усиления акустики, что и в громоздком фазоинверторе. В общем, если места не хватает, а басов хочется – это идеальный вариант.
Плюсы:
- Неожиданно уверенный бас для такого крохи.
- Диапазон частот 20-150 Гц позволяет гармонично вписать сабвуфер практически в любую акустическую систему.
- Удобное расположение панели управления со всеми входами-выходами для подключения.
- Прочный металлический корпус с эффективно построенной системой вентиляции – при работе ощущается едва теплым.
- Рельефная алюминиевая сетка «гриля» на динамике достаточно жесткая, чтобы не звенеть даже под серьезной нагрузкой.
- Регулируемый фильтр НЧ и бас-буст – для тех, кто любит, чтобы акустика «реально долбила».
- Есть переключатель полярности, позволяющий подогнать саб под уже выстроенную систему.
- В комплекте идет компактный пульт управления – проводной, но шнур у него длинный (хватит до самого багажника).
- Аккуратно настроенный фильтр сабсоника срезает неслышимые ухом инфранизкие частоты, не затрагивая «мяса».
Минусы:
- На компактном сабвуфере в принципе нельзя получить суперглубокие басы.
Что это такое и в чем особенность подобных систем
Сегодня подобное оборудование для авто, в основном, представлено в двух вариантах:
- Коаксиальные колонки.
- Компонентная акустика.
Первый вариант представляет собой обычно один динамик низкочастотного типа , работающий в тандеме с головками, предназначенными для воспроизведения высоких и средних частот. Это делает автомобильную коаксиальную акустику более доступной по цене и в плане установки, чем компонентный аналог, состоящий из целого ряда различных устройств, кроссоверов и так далее.
Естественно, что коаксиальный вариант несколько хуже, в плане звучания, поэтому любому автолюбителю важно знать, какие колонки и от какого производителя лучше, чтобы добиться идеального сочетания качества и стоимости.
Анализ работы твитеров Kingz Audio TSR-HSQ
То, что TSR-HSQ выше классом, очевидно не только по их внешнему виду. Собственная АЧХ намного ровнее – тут свои роли играют и материал куполов, и внутренняя геометрия, и, опять же, мотор.
Фазовая характеристика вообще без переломов, так что можно ожидать весьма интересный и натуральный по своей подаче характер ВЧ. Пока это предположение, хотя прослушивание его позже подтвердило.
Внизу своего диапазона TSR-HSQ работают уверенно. Посмотрите на график искажений – никакого резкого роста искажений при снижении частоты. Конечно, это не значит, что их нужно распускать чуть ли не в полную полосу, но свобода в настройке есть – даже если ФВЧ в поканалке настроить невысоко (скажем, 3-3,5 кГц при 12 дБ/октава), свистеть или звенеть не начнут.
В общем, хоть эти твитеры и стоят как весь двухполосный комплект, но, простите за тавтологию, они того стоят.
Кроссоверы Hertz DX 200 и DX100
Разделительные фильтр из комплекта сложно оценить адекватно. Состыковать с высокочастотником DT 16 не возможно ни один мидвуфер в силу полнейшей непригодности твиттера. И этот резуольтат не исключение. Точка деления расположена в районе 5 кГц, что уже само по себе плохо – для хорошей отработки фронта сигнала лучше включать высокочастотник как можно раньше. Плюс к тому, результирующая АЧХ получается страшная, с провалом от 2 до 9 кГц глубиной 9 дБ (смотрим частотку мидвуфера под углом 30 градусов). С другой стороны, НЧ-плечо (DX200) может и пригодиться, если найти твиттер, способный работать от — 2,5 кГц.