Выбор фонокорректора к первому проигрывателю винила: сравнение восьми моделей ценой от 12 до 45 т.р.


Вы решили приобщиться к миру винила. Ностальгия, старая коллекция (мой случай), дань моде или иная причина — это не важно. Теперь важно реализовать решение в конкретных компонентах. Выбор фонокорректора, наряду с проигрывателем винила и головкой звукоснимателя — ключевой момент. И если для вертушек и картриджей существуют уже подобранные варианты, то выбор фонокорректора не так очевиден. А меж тем влияние фонокорректора на звук полученной виниловой системы трудно переоценить.

Сначала коротко о том, зачем нужен фонокорректор. Запись на виниловой пластинке имеет нелинейную АЧХ. Собственно, фонокорректор производит выравнивание этой нелинейности и производит усиление звукового сигнала, поступающего со звукоснимателя винилового проигрывателя. Это такой специализированный предварительный усилитель.

Обычно, первая виниловая система выбирается недорогой: ММ-звукосниматель, проигрыватель, минимально соответствующий выбранному звукоснимателю, и фонокорректор. Чуть меньше года назад и я сделал свой первый выбор: проигрыватель Pro-Ject X1 (во время покупки он стоил 58 000 рублей) и звукосниматель — Ortofon 2M Blue (стоимость 13 800 рублей).

Вот к этим компонентам я и постараюсь подобрать фонокорректор, дабы образовать сбалансированный виниловый сетап. Естественно, фонокорректоры — для ММ-звукоснимателя. В ценовой категории около 20 000 рублей.

Я использую стереоусилитель PAS-240, модель 6 от и авторскую акустическую систему ASP Optimus Classic SB II от Александра Серашова. Для соединения проигрывателя с фонокорректором используется штатный RCA-кабель с заземлением (идущий в комплекте с проигрывателем Pro-Ject X1) — Pro-Ject Connect IT. Для соединения фонокорректора с усилителем используется простой нонейм RCA-кабель стоимостью 1 000 рублей за пару.

Музыкальный материал, используемый для оценки звучания:

The Beatles «Abbey Road» — 2022, 50-th Anniversary Edition

Pink Floyd «The Dark Side Of The Moon» — 2016, Pink Floyd Music Ltd.

W.A. Mozart «Requiem», Herbert von Karajan — 1968, Deutsche Grammophon

J.S.Bach «Selected Compositions for Pipe-Organ-1», Lionel Rogg, Organ of Grossmunster Zurich, Record by Harmonia Mundi — 1969, Balkanton

Иосиф Кобзон «Лунная рапсодия» — 1984, Мелодия

На тестировании были отслушаны следующие фонокорректоры:

(цены на фонокорректоры, здесь и далее, даны на момент написания статьи 20.11.2020)

Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва), стоимостью 12 000 рублей.

Фонокорректор PS Audio PS-II Mk5 — реплика от К. Бабина (Москва), стоимостью 20 000 рублей.

Ламповый фонокорректор CleverAudio V3000 от А. Мельникова (Санкт-Петербург), стоимостью 17 900 рублей.

Фонокоректор Orbital Audio XL от А. Фефелова (Санкт-Петербург), стоимостью 20 000 рублей.

Фонокорректор Pro-Ject Phono Box S2 стоимостью 14 000 рублей.

Фонокорректор Cambridge Audio Solo стоимостью 18 490 рублей.

Фонокорректор Rega Fono MM стоимостью 25 500 рублей.

Фонокорректор Lehmann Audio Black Cube Statement стоимостью 44 436 рублей.

Результаты прослушивания:

Фонокорректор Никитина — реплика от К. Бабина (Москва)

Звучание: «мясное». Чуть больше баса. Чуть ярче, чем хотелось бы. Как бы чуть грубовато. Хотя иногда — эффектно. По сравнению со встроенным фонокорректором в усилитель Marantz PM-66SE — намного лучше.

Разрешающая способность: невысокая.

Глубина сцены: слабо выражена.

Детальность: меньше, чем хотелось бы.

Конструктив: корректор состоит из самого корректора и массивного блока питания, вставляемого в розетку. Никаких регулировок не предусмотрено. Тумблер питания — на задней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.

Индикатор включения — светодиод красного цвета на передней панели фонокорректора. Свечение не яркое. Не раздражает.

Схемотехника: транзисторная.

Дизайн: никакого дизайна.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.

Примеры готовых конструкций

Все металлические детали следует соединять с «Общим» проводом (GND) в одной точке, как правило — на входе платы предварительного усилителя.

Специально для сайта Электрические Схемы – Барышев Андрей Владимирович

  • ПРЕАМП ДЛЯ ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ПЛАСТИНОК
  • ВИНИЛ-ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ RIAA
  • СХЕМА ФОНОКОРРЕКТОРА ДЛЯ ВИНИЛА
  • ПРОСТОЙ ФОНО-ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ

Фонокорректор PS Audio PS-II Mk5 — реплика от К. Бабина (Москва)

Звучание: неожиданно точное и детальное. Всего в меру. Вначале кажется, что нехватка баса. Но вот зазвучал орган Гроссмюнстера — и бас показал себя. Детализация такова, что очерченность инструментов слышна на всем музыкальном материале. Даже Реквием, сложное произведение для воспроизведения с винила, отыгрывается удовлетворительно, хотя и понимаю, что здесь нужна MC-голова.

В «Come Together» появляется глубина сцены. А сдержанная запись «Обратной стороны Луны» звучит не так уж и сдержанно. Особенно впечатляет фееричность мелодиевского звучания Кобзона. Да, не Магомаев — такой мощи у Кобзона и быть не может, но бархатный баритон — наверное, лучший на эстраде Союза — звучит очень красиво.

Разрешающая способность: высокая.

Глубина сцены: сильно выражена.

Детальность: высокая.

Конструктив: фонокорректор состоит из двух одинаковых частей — собственно, фонокорректора и блока питания. Между собой они соединяются кабелем питания. Выключатель питания на задней стороне БП. Регулировки (неудобные, возможны только со снятием корпуса фонокорректора, хотя такая настройка и делается один раз) входной емкости (пФ): 100–150–220–250–320–370–470 (по умолчанию — 150 пФ).

Индикаторы включения: светодиоды красного цвета на передней панели фонокорректора и БП. Свечение не яркое. Не раздражает. Схемотехника: транзисторная.

Дизайн: утилитарный, без изысков.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM и MC с высоким выходом.

↑ Как всё начиналось?

В своё время от «Веги-110» я избавился, да приобрёл аппарат посерьёзнее – «Электронику-012». А в этом аппарате посерьёзнее вся звуковая начинка. Однако, прослушивание музыки с участием штатного узла в тракте подключало внутри моей головы и шумоподавитель, и рокот-фильтр, и прочие «а как бы оно звучало, если бы…» .
И чего бы собрать свой корректор? Лампы? Мне казалось, не лучший вариант. ОУ? Слишком просто, а как же творческая составляющая нашего хобби?

Вот на транзисторах одна схема меня заинтересовала. Хотя нет, меня заинтересовали сразу две.

Фонокорректор CleverAudio V3000 от А. Мельникова (Санкт-Петербург)

Звучание: очень цельное, сбалансированное. Можно слушать часами без утомления. Редкое совмещение точности и упругости. Недостаток — разрешающая способность чуть ниже ожидаемой. Совсем чуть-чуть хотелось бы лучше. Отсюда — нет той очерченности любого звука, как в предыдущем фонокорректоре (PS Audio PS-II Mk5). Чуть много баса.

Мне представляется, что этот ламповый фонокорректор — отличный выбор для первой виниловой системы. И уж точно своих денег стоит. Безусловно, сложные произведения — например, Реквием — этому фонокорректору удаются тяжело. Но в остальном — очень достойно! Выходное напряжение — чуть ниже, чем у предыдущих моделей. На одной из тестовых записей постоянно срабатывает защита усилителя от перегрузки.

Разрешающая способность: хорошая, но не выдающаяся.

Глубина сцены: очень хорошо.

Детальность: хорошо

Конструктив: фонокорректор состоит из моноблочной конструкции, вся комутация — на задней стороне. Лампы аккуратно светятся. Включатель питания на левой боковой стороне. Спереди — деревянная накладка со светодиодом в центре. Регулировки отсутствуют.

Индикаторы включения: светодиод красного цвета в центре деревянной панели фонокорректора. Свечение яркое. Не нужно яркое.

Схемотехника: ламповая.

Дизайн: можно сказать, симпатишно. На четверочку.

Гарантия: 3 года.

Назначение: для головок MM.

↑ Выводы

Устройство до публикации статьи я отслушал ок. 2 месяцев, заметных недостатков я не выявил. Как уже писал выше: звук чистый, прозрачный и воздушный. На мой вкус немного маловато низких частот. Но это из-за того, что я поставил конденсатор C5 на 1 мкФ вместо 2.2 мкФ. К сожалению, пока не нашёл хороших конденсаторов подходящей ёмкости.
В общем, если вам нужен неплохой бюджетный фонокорректор, который собирается за один вечер из доступных деталей, то этот проект вам отлично подходит!

Фонокорректор Orbital Audio XL от А. Фефелова (Санкт-Петербург)

Звучание: хороший баланс между точностью звучания, яркостью и разрешающей способностью. Реквием подается очень цельно. И «Обратная сторона Луны» с «Монастырской дорогой» звучат узнаваемо и достойно.

Но менее сложные произведения — орган — обнаруживают недостаток разрешающей способности: не хватает воздуха. Не то, что бы его совсем не было. Нет, воздух присутствует, но не так объемно, как у PS Audio PS-II Mk5. А очень приличная мелодиевская запись Кобзона подается крайне эмоционально, и тут тоже сказывается небольшая нехватка разрешающей способности — бархат Кобзона стал менее слышен.

Общее впечатление от этого фонокорректора: очень похож по характеру звучания на PS Audio PS-II Mk5, но чуточку проигрывает ему в разрешающей способности, совсем чуть-чуть. И — чуть много баса. Чуть более плотная подача.

Разрешающая способность: достаточная, но не выдающаяся.

Глубина сцены: хорошая.

Детальность: хорошая.

Конструктив: фонокорректор моноблочной конструкции. Все коммуникации — на задней стороне. Тумблер питания на задней стороне. Регулировки отсутствуют.

Индикаторы включения: светодиод белого цвета в центре передней панели. Свечение умеренное. Но могло быть и чуть приглушеннее.

Схемотехника: операционные усилители.

Дизайн: для авторской модели — впечатляет. Конструкция сделана качественно, в черно-белом исполнении. Передняя панель — белая, толщиной 5 мм — смотрится достойно. Никаких зазоров. Даже амортизация — лучше, чем у остальных моделей. Упаковочная картонная коробка с полиграфией.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM.

↑ Схема текущего проекта

Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

На рисунке приведена схема моего варианта. Пусть заковыристые номиналы резисторов вас не смущают, просто я использовал советские углеродистые резисторы типа БЛП, ВС и УЛИ, номиналы последних имеют отличные значения от стандартного ряда, но зато с точностью до 1% легко подбираются, особенно в корректирующих цепочках. Платить по 200р. за 1 штуку фирменных Allen Bradley или Kiwame уж очень не хочется!

Фонокорректор Pro-Ject Phono Box S2

Звучание: удивительно точное. Сам фонокорректор очень маленьких размеров и от него не ожидаешь хорошего звука. А вот поди ж ты! Очень слитно, баланс звучания очень трогает. Низ упругий, верха детальные, но не звонкие и не навязчивые, а то, что называется — в меру. Середина не выпирает. Разрешающая способность очень хорошая, я бы сказал — достаточная и больше не требуется.

Весь материал, который я выбрал для тестирования, звучит с этим фонокорректором благородно-сдержанно. Не ярчит, не темнит. Реквием отыгран на одном дыхании. В общем, тот случай, когда можно написать: настоятельно рекомендую. С учетом цены, массы настроек, поддержки не только ММ-, но и МС-голов — однозначно лучший выбор.

Разрешающая способность: высокая.

Глубина сцены: хорошо выражена.

Детальность: достаточная.

Конструктив: корректор состоит из элегантного корректора и небольшого блока питания, вставляемого в розетку. Регулировки выведены в виде DIP-переключателей на нижнюю плоскость корректора. Можно настроить: усиление — 40/43 дБ для ММ- и 60/63 дБ для MC-головок. Входное сопротивление: 10,100 Ом, 1 кОм, 47 кОм. Входная емкость: 100, 200, 320, 420 пФ. Кнопка включения подавителя сверхнизких частот — на задней поверхности. Кнопка включения/выключения питания — на передней панели фонокорректора. Таким образом, БП постоянно включен в сеть.

Индикатор включения: светодиод синего цвета на передней панели фонокорректора, что удобно. Свечение не яркое. Не раздражает.

Схемотехника: не вскрывал, но судя по размеру — операционные усилители..

Дизайн: симпатичный минимализм.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM и MC.

Селектор входа УНЧ

Два стереовхода (AUX и проигрыватель) должны быть подключены к усилителю, чтобы можно было выбрать одно из устройств. Тут использован двойной аналоговый мультиплексор на микросхеме 4052. Он имеет 2-битный адрес, один из битов постоянно закорочен на землю, а другой подключен к земле через резистор 100 кОм и к VCC через переключатель.

Фонокорректор Cambridge Audio Solo

Звучание: сдержанно точное. Бас быстрый, упругий. Верха сдержанные. Их достаточно, просто они естественные и не выпирающие. Середина на месте — голос звучит естественно и узнаваемо. Если коротко: сдержанное благородство. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в серо-белой гамме.

Реквием, пожалуй, отыгран наиболее цельно — сцена отличная как по фронту, так и в глубину. А само произведение, чрезвычайно чувственное, добавило небольшую нехватку эмоций самого корректора. Разрешающая способность такова, что только подчеркивается точность подачи. Ни больше — ни меньше. Вообще, очень сбалансированное звучание, может даже чуть суховатое.

Те произведения, что изначально были записаны эмоционально — например, «Лунная рапсодия» Кобзона — звучат весьма благородно. Весь материал, который я выбрал для тестирования, звучит с этим фонокорректором благородно-сдержанно. Как по мне — фонокорректору чуть не хватает эмоций.

Разрешающая способность: точно найденная.

Глубина сцены: хорошо выражена.

Детальность: достаточная.

Конструктив: фонокорректор выполнен в виде моноблока. Из регулировок — баланс каналов, выведенный на заднюю сторону. Более никаких регулировок.

Кнопка включения/выключения питания: на передней панели фонокорректора.

Светодиод белого цвета: светит не ярко. В положении ожидания — очень деликатно, но и в рабочем состоянии свечение не яркое. Не раздражает.

Схемотехника: не вскрывал, но судя по размеру — операционные усилители..

Дизайн: симпатичный минимализм.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM

История винила

Пожалуй, практически у каждого человека грампластинка вызывает хорошие ассоциации, воспоминания о тех прошлых временах, вызывают и положительные эмоции и слегла потёртые картонные конверты для их хранения, с фотографиями некогда популярных поп звёзд. Ошибочно считать, что винил канул в прошлое, современная молодежь, меломаны любят послушать винил в обновлённых вариациях, стоит отметить, что и производители музыкальной аппаратуры не бюджетного варианта не забывают про виниловые пластинки. Винил получил право на вторую жизнь и с каждым днём становится популярнее. Его история сложная и долгая, и его судьба связана с развитием технического прогресса, аппаратов и проигрывателей.

Если говорить о понятии виниловая пластинка, то появилась она в 1948 году, после окончания Второй мировой Войны, а над их созданием изрядно потрудился крупнейший в то время, , которому удалось создать «долгие пластинки», материалом для них стал материал винилат. Именно благодаря этому материалу и специальной технологии снижения скорости воспроизведения, появились «винилы» на которых возможно было записать целые альбомы.

Сегодня производителей винила мало, но всё же они есть. Это немецкий , где специалисты медленными, но уверенными шагами возрождают производство виниловых пластинок, и у них это отлично получается.

Хочется отметить, что виниловый звук звучит гораздо лучше чем CD-диски или mp3 файлы. Звук более естественный, глубокий, чистые басы. Звук с виниловый пластинки отличается своей объёмностью и полнотой, он богатый и насыщенный.

Кроме прочего свежие новинки музыки выпускаю именно на виниле, а тактильный эффект винила сравнить с чем то другим просто невозможно.

Итак, если Вы относитесь к меломанам и любителям качественной музыки, обсудим подробнее такие устройства, как фонокорректоры, расскажем об их основных функциях, плюсах и возможных минусах.

Фонокорректор Rega Phono MM

Звучание: яркое, эмоциональное. Бас быстрый, упругий. Верха с небольшим перебором. Не то что бы их было уж очень много. Но с учетом хорошей разрешающей способности — чуть звенят. Середина чуть внутри — хочется, чтобы голос чуть выступал вперед. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в черной гамме.

Те произведения, которые записаны сдержанно (как орган Гроссмюнстера), звучат, пожалуй, наиболее интересно. А вот эмоциональная запись Кобзона звучит с небольшим эмоциональным перехлестом и жестковато. Реквием отыгран неожиданно нейтрально. А «Обратная сторона Луны» подана в меру.

Как по мне, фонокорректор чуть ярчит, и подача высоких частот могла быть мягче. Проявляется это на различных записях по-разному: эмоциональная запись подается с небольшим эмоциональным перебором. А вот нейтральная запись звучит по-новому свежо.

Разрешающая способность: высокая.

Глубина сцены: хорошо выражена.

Детальность: высокая.

Конструктив: фонокорректор выполнен в виде самого корректора и небольшого выносного блока питания. Никаких регулировок.

Кнопка включения/выключения питания — на передней панели фонокорректора. При включении на передней панели загорается надпись «Rega» красного цвета — светит не ярко. Не раздражает.

Схемотехника: не вскрывал, но судя по описанию — транзисторная.

Дизайн: симпатичный минимализм.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM

↑ Корпус

Следующим этапом стало изготовление корпуса. Попросил знакомого на станке обрезать и выгнуть кусок кровельного железа


Боковины сделал из фанеры и покрыл их морилкой. Основание к боковинам прикрутил при помощи деревянного штапика.


Отверстия для RCA гнезд и питания просверлил конусным сверлом (очень удобная вещь). Вот что получилось в итоге.

Фонокорректор Lehmann Audio Black Cube Statement

Звучание: энергичное. Бас быстрый и упругий. Верхов чуть больше, чем хотелось. Но не звонко и не переходит в яркость. Вокал на месте. Сцена широкая. И глубокая. Детализация и разрешающая способность хороши. Сам фонокорректор аккуратно выполнен в минималистичном дизайне.

Весь тестовый материал предстал в новом звучании. Как будто мы перешли в следующую категорию качества. Да так и есть! Ведь цена этого фонокорректора вдвое выше остальных участников теста!

Этот фонокорректор взят на тест с двумя целями: а) выяснить, увеличилось ли качество существенно? б) если да — не пора ли приступить к тестированию следующей порции фонокорректоров в ценовой категории 50–60 т.р.? И на оба вопроса ответ — ДА!

Разрешающая способность: высокая.

Глубина сцены: высокая.

Детальность: высокая.

Конструктив: фонокорректор выполнен в виде самого корректора и небольшого выносного блока питания.

Регулировки: выбор типа звукоснимателя — MM/MC, выбор усиления, выбор входного сопротивления MC-звукоснимателя.

Кнопка включения/выключения питания — нет. Включаем/выключаем, вставляя/вынимая блок питания в/из розетку/и. Либо фонокорректор постоянно включен. Неудобно. Во включенном состоянии рядом с выходными терминалами загорается светодиод синего цвета. Светит не ярко. Не раздражает.

Схемотехника: не вскрывал, но судя по описанию — операционные усилители.

Дизайн: минимализм.

Гарантия: 1 год.

Назначение: для головок MM и MC.

↑ Наладка

Наладка сводится к подбору катодных резисторов для обеспечения номинальных анодных токов. В основном это касается выходной лампы, ток анода которой составляет 8 мА.


Кстати, можно использовать и другую буферную лампу, например 6Н6П или 6С45П, но они больше кушают по аноду. Что касается высокой перегрузочной способности по входу корректора, автор статьи был совершенно прав, что подтверждается фото:


На осциллограмме видно, что при входном уровне 150 мВ имеется неискаженный синус правильной формы.

↑ Детали


Всё резисторы металлоплёночные, мощностью 0,25 Вт. Требуемое сопротивление резисторов R4, R7, R12 можно получить или в ходе подбора деталей, или составляя несколько резюков. Конденсаторы выбирать желательно качественные. Электролит на входе я заменил плёнкой на 1 мкф. Вместо указанных транзисторов можно применить BC556C, BC557C (VT1); BC550C, 2N5088 (VT2, VT4); 2N3906, 2N4403, BC214 (VT3), однако расположение выводов у транзисторов BC и 2N отличается от 2SC.
Важно уделить внимание правильной разводке «земли» и экранированию. Правильно собранная схема в наладке не нуждается. Вот с подбором C1, по идее, нужно поиграть с каждой конкретной моделью звукоснимателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]