11 сентября 2020
Идея написать эту статью пришла мне в голову после нашего видео на канале YouTube, тогда мы получили кучу негативных отзывов от тех людей, кому замена динамиков помогла – хотя речь шла о вероятности негативных последствий, которая, к сожалению, в нашей практике установки встречается нередко.
Договоримся сразу
- Во-первых, что мы не берем в расчет богатые комплектации с дорогим звуком, который, кстати, совсем не стоит своих денег — о них в следующей статье.Возьмем стандартные решения, которыми пользуются автопроизводители в 90% случаях.
- Во-вторых, мы не рассматриваем замену штатных динамиков на эстрадные динамики с мега чувствительностью, потому что у эстрады есть свои особенности, как у динамиков дальнего поля. У них очень узкий диапазон и, заменив одно на другое, вы добьетесь громкости, но окончательно лишите себя низких частот и картина внутри автомобиля может оказаться очень плоской, подробнее тут, поэтому в расчет идут только классические динамики с широким диапазоном частот.
Итак, вы покупаете автомобиль и вас не устраивает звук. Первое, что приходит на ум: поменять акустику. И, вроде, все логично, авто-производители сильно экономят на динамиках и головных устройствах, и поменяв, например, динамики уже можно добиться какого-либо результата. Я вам скажу на это, и да и нет — 50 на 50. Хоть штатные системы и дешёвые, но источник с динамиками достаточно сбалансированы и подобраны по определенным характеристикам.
Как выбрать лучшую автомобильную акустику
Выбор динамиков напрямую зависит от музыкальных предпочтений автовладельца. Однако перед покупкой этих устройств следует учитывать ряд критериев.
Главный параметр — это тип акустики:
- компонент.
- коаксиальный;
- широкополосное соединение;
Широкополосная акустика состоит из громкоговорителя. Воспроизводит музыку на всех частотах (низкие, средние, высокие). Этот вариант подходит для прослушивания радио или негромкой музыки. Громкоговорители этого типа являются наиболее доступными по цене, поэтому производители автомобилей встраивают их в свои автомобили. Покупать такую колонку рекомендуется только в том случае, если в машине нет колонок. Менять его в кадре, как правило, не имеет смысла.
Следующий тип — коаксиальная акустика. Этот тип столбца считается расширенным. Вместо одного динамика внутри корпуса размещены одновременно несколько. Отдельный динамик воспроизводит отдельный частотный диапазон. Это делает воспроизводимый звук более объемным, улучшает его четкость.
Компонентные динамики, как и коаксиальные, имеют одинаковый набор динамиков. Но расположены они в отдельных корпусах. По этой причине звук получается насыщенным, детальным. На сегодняшний день компонентные колонки — самые продвинутые, но цена у них соответствующая.
Определившись с типом акустики, они переходят к остальным критериям:
- Номинальная и пиковая мощность. Номинальная: мощность, при которой динамик работает в течение длительного времени без искажения звука. Пиковая мощность относится к пиковому уровню звука, излучаемому динамиком. При этом работает такая колонка недолго.
- Количество полосок. «Полная ширина» указывает полосу пропускания и количество динамиков, используемых в акустике для разделения звуков на частоты. Если отвлечься от теории, принцип выбора прост: чем больше полос, тем четче и детальнее звучание динамиков.
- Частотный диапазон. Этот параметр определяет, какие частоты воспроизводят динамики. В простых моделях частотный диапазон от 50 до 20 000 Гц. Если для автовладельца на первом месте качество звука, то диапазон должен быть не менее 30-35 000 Гц. Чем шире диапазон, тем лучше акустика на его края.
Рушим мифы об «эстраде» и заставляем динамики играть
Тест акустики для громкого фронта – два широкополосника и четыре рупорных твитера
В Интернете много обзоров по «эстрадной» акустике, в основном это простое «поставили, понравилось / не понравилось». Вроде бы задумка честная, все наглядно, но… не всегда объективно. Проблема в том, что производители не всегда дают параметры на свои динамики. А не зная их, легко ошибиться, и удачная модель останется непонятой и невостребованной. Сейчас я постараюсь показать, что не все широкополосники можно ставить одинаково. Для этого, как всегда, задействую «тяжелую артиллерию» – инструментальные измерения. А потом заодно и твитерам достанется. Короче, все серьезно.
Для теста всю технику взял одного бренда, но с разными конструкциями. Тут ведь стояла задача не сравнить какой бренд круче, а именно понять, почему каждый динамик требует своего подхода, как получить максимум от «эстрадки», почему системы порой получаются такими пронзительными и крикливыми и как не заработать рак ушей и слуховой аппарат к 40 годам. Под руку подвернулся Edge. Взял два комплекта широкополосников и четыре комплекта «свистков». Итак, поехали смотреть.
Широкополосники
Edge ED PRO8M-E4 (8 дюймов)
Раз уж держу в руках, то пару слов о конструкции. Корзина штампованная, так что ставить нужно аккуратнее. Перетянете – и пойдет перекос со всеми вытекающими последствиями. В комплекте идет стильное декоративное кольцо, но можно докупить опциональную решетку.
АЧХ Edge ED PRO8M-E4
: красная кривая — по оси динамика, синяя кривая — под углом 45 градусов
- Fs (собственная резонансная частота) – 94 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 8,5 л
- Qms (механическая добротность) – 5,69
- Qes (электрическая добротность) – 0,72
- Qts (результирующая добротность) – 0,64
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 24,2 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м
- dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 92.0 дБ
Пока все без сюрпризов, динамик ориентирован на установку в двери и любит, когда с тыльной стороны у него свободно.
Из плюсов – резонанс относительно невысокий для «эстрадника», так что можно даже попробовать сделать две настройки. Первая – для работы на высокой громкости. Хотите, чтобы динамик не срывался в хрип, раздел с сабвуфером должен быть никак не ниже 160-200 Гц. Вторая настройка – для работы на небольшой громкости. Динамик позволяет опустить раздел с сабом до более вменяемых 60-100 Гц. Но наваливать с этой настройкой не стоит.
Из минусов – тяжеленькая для «эстрады» подвижная система. С ростом частоты проблемы начинаются раньше, чем обычно – АЧХ выше 3 кГц становится уж слишком задиристой. Хотя под углом к оси динамика звучание меняется не очень радикально, и это плюс.
Edge ED PRO65G-E4 (6,5 дюймов)
За конструкцию – твердая пятерка. Корзина литая, прочная, динамик идет уже с вклеенной защитной решеткой. Смотрим что по части звукового инжиниринга:
АЧХ Edge ED PRO65G-E4
: красная кривая — по оси динамика, синяя кривая — под углом 45 градусов
- Fs (собственная резонансная частота) – 107 Гц
- Vas (эквивалентный объем) – 6,1 л
- Qms (механическая добротность) – 5,73
- Qes (электрическая добротность) – 0,46
- Qts (результирующая добротность) – 0,42
- Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,6 г
- BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
- dBspl (чувствительность, 1м, 1Вт) – 94.2 дБ
Очень легкая подвижка, динамик гораздо легче и ровнее работает на высоких частотах. Имеет более высокую чувствительность, а это значит, что вы получите высокую громкость с меньшим количеством динамиков.
А теперь как раз то, о чем говорил в самом начале. При обычной установке в двери будет ранний спад АЧХ, и вы получите самый заурядный среднечастотник, да еще и перегружающийся не на самой большой громкости. И тут его вроде бы можно отложить, так и не поняв, как он может играть…
Но мы ж тут не зря измерения затеяли, верно? Если посмотреть на результаты повнимательнее, то окажется, что этот динамик раскроет свои возможности не в двери, а в… фазоинверторном корпусе. Причем даже городить сложные конструкции не придется. Самый компактный вариант – всего по 4 литра на динамик с портом на 105 Гц. Для двух динамиков потребуется всего-то 8 литров чистыми и круглый 8-сантиметровый порт длиной 10 см. И тогда это будет уже не перегружающийся «орун», а полноценный работник громкого фронта. Для него, как и для 8-дюймового ED PRO8M-E4, уже можно будет сделать две настройки – для высокой громкости и для небольшой.
Все, друзья, с широкополосниками этого пока достаточно. Надеюсь, получилось наглядно показать, что каждый динамик требует своих условий для нормальной работы. Выводы будут в конце, а пока что перейду к твитерам.
Твитеры
Все сегодняшние испытуемые построены одинаково – металлическая излучающая диафрагма нагружена рупором. Самая настоящая резонансная конструкция, за счет которой и получается такая высокая чувствительность. Но при этом конструкции все же разные, так что можно ожидать, что и результаты будут сильно различаться. Короче, смотрим.
Да, кое-что важное. Все динамики включались через конденсатор из комплекта. По сути, фильтр первого порядка. Во всех случаях емкость этого конденсатора – 2,2 мкФ. На форумах частенько приводится таблички – какая емкость конденсатора какой частоте среза соответствует. По ним для 8-омного динамика срез должен получиться в районе 9 кГц, для 4-омного – еще выше. Но это в теории, которая не учитывает слишком многого. Ничего пока не буду говорить, а просто покажу, как обстоят дела на самом деле, сами поймете.
Edge ED PRO35T-E4
АЧХ Edge ED PRO35T-E4
: красная кривая — по оси динамика, синяя кривая — под углом 45 градусов
Номинально этот динамик 8-омный. Смотрим внимательно на АЧХ. Динамик начинает эффективно работать ни от каких не от 9 кГц, а чуть ли не от 2 кГц! Когда включим его параллельно с широкополосником, то получится, что широкая частотная область будет воспроизводиться одновременно обоими динамиками! Вот вам и одна из причин крикливости многих «эстрадных» систем. К тому же еще и собственный резонанс твитера оказывается в его рабочей зоне, и вот вам вторая причина «грязи» в звучании на высокой громкости.
Чтобы избежать всего этого, можно заменить конденсатор на любой другой с меньшей емкостью. А еще лучше подумать о схеме с поканальным усилением, чтобы появилась возможность настраивать частоту раздела между широкополосником и твитером. Благо, нынче это даже не самые дорогие головные устройства умеют. Взять, хотя бы, тот же Alpine CDE-193BT. Или Kenwood в этом году должен что-то интересное по вменяемой цене выпустить.
Edge ED PRO37TA-E4
АЧХ Edge ED PRO37TA-E4
: красная кривая — по оси динамика, синяя кривая — под углом 45 градусов
4-омный твитер с более коротким рупором. АЧХ тут поинтереснее, чем у первого динамика, неравномерностей меньше. Хотя эффективно работать начинает тоже ни разу не высоко – уже с 3 кГц орет в полный голос.
Edge ED PRO38TA-E4
АЧХ Edge ED PRO38TA-E4
: красная кривая — по оси динамика, синяя кривая — под углом 45 градусов
Еще один 4-омный твитер. Рупор здесь тоже короткий, но более узкий. В остальном конструкция аналогична ED PRO37TA-E4. Чуть выше эффективность в «звонкой» области выше 4 кГц, но при этом завал по частоте начинается раньше.
Edge ED PRO4TX-E4
АЧХ Edge ED PRO4TX-E4
: красная кривая — по оси динамика, синяя кривая — под углом 45 градусов
Самый большой в обзоре твитер со здоровенной звуковой катушкой. Сопротивление 8 ом, а в комплекте все тот же 2,2 мкФ конденсатор. О каком срезе в 9 кГц вы говорите? Посмотрите на снятую АЧХ, твитер начинает эффективно излучать вообще с 1,5 кГц! Правда, все это ценой адской неравномерности как на оси, так и под углом.
В общем, потенциал высокий, но для полной отдачи возможностей этот «свисток» нужно использовать только в поканалке и стыковать с широкополосником опять же никак не ниже 5 кГц.
Выводы
Ну что, пришло время подытожить. По пунктам.
- «Эстрадные» динамики – только для работы на открытое пространство. Не ждите, что широкополосники будут работать в качестве полноценных мидбасов и качать басовый панч. Да, с натяжкой их можно использовать в качестве мидбасовых, но только при выполнении определенных условий – невысокий уровень громкости и, главное, правильное акустическое оформление. Еще раз. Правильное. Акустическое. Оформление. Для каждого динамика – свое.
- Обязательно смотрите на параметры, чтобы выбрать правильный вариант установки. Не все динамики работают на объем двери, некоторым нужны корпуса. Нельзя сравнивать принципиально разные динамики в одинаковых условиях. Засада в том, что к большинству «эстрадников» заводских параметров просто нет. Если сильно прижмет, то обращайтесь – лучше один раз отмерить, чем семь раз напилить не то.
- Твитеры на самом деле играют ниже, чем вы предполагаете, выбирая конденсатор просто по справочным таблицам. Не нужно слепо ориентироваться только по ним. Экспериментируйте с номналом. Не бойтесь уменьшать емкость конденсатора, это поднимет частоту среза и сделает звучание чище.
- А еще лучше стройте громкий фронт сразу по схеме с поканальным усилением. Выставляя частоту раздела между твитером и широкополосником, можно добиться реально громкого звучания без крикливости и грязи. В таких схемах обязательно ограничивайте широкополосники по частоте сверху. Если этого не сделать, то широкополосник и твитер будут воспроизводить слишком широкий частотный диапазон вместе, а это – одна из причин резкого пронзительного звучания.
В общем, используйте потенциал динамиков правильно, и тогда вашу систему будут называть действительно громкой, а не орущей.
Рейтинг 16 см динамиков для авто
Рейтинг лучших динамиков 16 см для автомобиля составляется исходя из технических характеристик и отзывов автомобилистов о конкретных моделях. Автомобильная акустика подразделяется на несколько категорий, так как параметры коаксиальной системы отличаются от широкополосной и компонентной акустики. Чтобы понять, какие динамики диаметром 16 см лучше всего подходят для автомобиля, необходимо знать их основные технические характеристики. К ним относятся следующие данные:
- Резонансная частота
- Пик мощности
- Номинальная мощность
- Импеданс подвижной катушки
- Воспроизводимая полоса частот
При покупке колонок неизвестных производителей необходимо знать, что технические характеристики могут быть существенно завышены или указаны неверно, поэтому всегда стоит читать отзывы автомобилистов.
Часто автолюбители при покупке дорогих качественных излучателей жалуются, что не могут получить качественный звук. Обычно это происходит из-за неправильной установки и монтажа акустики, отсутствия шумоподавления и чрезмерной мощности, подаваемой на излучатель.
Особенности подключения
При подключении акустической системы компонентного типа динамики излучающие звук располагают по своему вкусу, но чаще всего низкочастотные сзади, так как багажник для это является неплохим отталкивающим звуковые волны элементом. Среднечастотные и высокочастотные головки располагаются чаще всего в дверях или же торпеде.
Всё подключение и его особенности связаны с частотным фильтром (кроссовером). В зависимости от количества компонентов системы он имеет парное количество маркированных выводов, которые подключаются в соответствии с инструкцией или маркированными надписями. Вход соеденяется непосредственно с выходом магнитолы, а другие пары выводов к соответствующим частотным компонентам. Перепутать их нежелательно, это может вывести из строя фильтрующий элемент.
После правильного подключения и установки человек настраивающий акустическую систему получает возможность разносторонней её настройки. Однако, для более тщательной и тонкой регулировки частотных характеристик понадобиться внешний процессор, который увеличивает стоимость акустической системы, но настоящий любитель качественной музыки оценит итоговый результат. Цифровое устройство позволяет обрабатывать звучание любимых композиций, проваливая или поднимая нужную частоту. Поэтому среди недостатков компонентой акустики выделяются два фактора — сложность монтажа и стоимость, но они полностью компенсируются удовольствием от прослушивания качественной, насыщенной музыки.
Лучшие компонентные динамики 16 см
Компонентная акустика состоит из нескольких динамиков и пассивного фильтра для разделения звукового диапазона частот. Чаще всего хорошие 16-сантиметровые динамики в машине без усилителя состоят из полнодиапазонного динамика с ограниченными высокими частотами и твитера. Места для излучателей в автомобиле выбраны так, чтобы звуковой образ был максимально четким и качественным. Верх 16 см динамиков и динамики для автомобилей приводятся в движение японской акустикой Pioneer TS-170Ci. Система идеально воспроизводит весь звуковой диапазон, но для получения наилучшего качества звука ее необходимо подключить к усилителю.
Система отлично устанавливается на штатные сиденья различных автомобилей. Благодаря уменьшенной толщине, не превышающей 5,9 см, динамики легко устанавливаются в передние двери салона без установки дополнительного подиума. Оценка 16-сантиметровых динамиков в автомобиле продолжается акустикой JBLCS760C. Основной излучатель производит ярко выраженные низкие частоты, которые хорошо гармонируют с центральной полосой звукового диапазона. Кроссовер назначает полосу пропускания для Twitter, который воспроизводит их четко и без искажений. Система выдерживает перегрузки по мощности, не создавая слышимых искажений. Обычно эти динамики устанавливаются в передних дверях салона.
Их установка производится без переделки. В недорогие 16-сантиметровые динамики с хорошим звуком входит система NAKAMICHINCE — CS 1617. Эта высококачественная акустика обеспечивает чистый звук с хорошими низкими частотами и легкими стеклянными «высокими». Обратите внимание, что подключение колонок напрямую к музыкальному центру без усилителя не обеспечивает глубоких басов, но хорошо воспроизводит центр звукового диапазона. Акустика боится перегрузок, поэтому не рекомендуется использовать ее на критических уровнях мощности. Лучшие 16-сантиметровые компонентные динамики часто используются автолюбителями для замены своих обычных динамиков.
Виды компонентной акустики
Разновидность данных систем сводиться к наличию нескольких динамиков, которые являются основными элементами её. Поэтому делится компонентная система на:
- Двухкомпонентную, состоящую, например, из низкочастотного и высокочастотного динамика. Главное правило заключается в количестве компонентов, излучающих звуковые волны. Поэтому это может быть низкочастотный, плюс высокочастотный твитер, или любая друга конфигурация;
- Трёхкомпонентную, аналогично состоящую из трёх излучателей звуковых волн с разным рабочим частотным диапазоном;
- Четырехкомпонентная и пяти применяется крайне редко.
Alpine SPG-17CS
Alpine SPG-17CS – это хорошая аудиосистема без усилителя, но с приятной ценой.
Отличается мощной характеристикой динамиков.
Твитер имеет шелковый купол, а магнитный привод сделан из неодима. Конструкция оснащена вентиляционными каналами для правильного распределения воздушных потоков. В целом, система имеет ровный, качественный звук.
Характеристики:
- размер – 16 см;
- полосы – 2;
- мощность – 70 Вт (номинальный показатель) и 280 Вт (максимальный показатель);
- частота – 68 – 20000 Гц.
- в комплекте — внешний кроссовер;
- материал твитера — шелк.
Плюсы:
- прозрачный звук;
- качественная сборка;
- приятная стоимость;
- возможность установки на выбор твитера.
Минусы:
- низкие частоты отыгрывают хорошо при настройке;
- большие возможности аппаратуры только при дверной установке;
- без усилителя не выдают качественные басы.
Средняя стоимость – 6200 рублей.
Цены на Alpine SPG-17CS:
[dynamic_widget id=ratings2 tag=.tovar2]
Audison Prima APK 165
Данная компонентная акустика по праву занимает первое место в сегменте экономичных моделей с восхитительными показателями звукового воспроизведения. В автомобильную АС Audison Prima APK 165 входит: 16-ти сантиметровый динамик, дополнительная акустика в 6.5 сантиметров, а также кроссовер.
Преимущества – это легкость установки, усовершенствованная конструкция и традиционный подход к уникальному звучанию от Audison.
В комплекте представлены все необходимые аксессуары для вариации установки колонок в машине, а миниатюрный кроссовер не требует к себе повышенного внимания. Имеется трехволновой подвес, который предназначен для снижения нестабильных резонансов – он также улучшает частоты на каждой ступени громкости. Динамик представлен в мягком шелковом куполе со специальной пропиткой.
Технические показатели:
- размер – 16.5 см;
- полосы – 2;
- номинальная мощность – 100 Вт;
- максимальная мощность – 300 Вт;
- частота – 60 – 20000 Гц.
- в комплекте кроссовер;
- материал твитера – шелк с защитной пропиткой.
Плюсы:
- великолепный звук;
- повышенная чувствительность калибровки;
- яркая передача тембров;
- высокая громкость.
Минусы:
- простой дизайн;
- высокие частоты необходимо корректировать.
Средняя стоимость – 12100 рублей.
Цены на Audison Prima APK 165:
[dynamic_widget id=ratings2 tag=.tovar4]
Ground Zero GZTC 165TX
Акустика Ground Zero GZTC 165TX подходит для автомобилистов, любящих громкое и чистое звучание.
Высшая оценка основана не только на технических характеристиках, но и немецком качестве сборки.
Звук колонок отличается особой яркостью.
Основные показатели:
- размер – 16 см;
- номинальная мощность – 110 Вт;
- максимальная мощность – 160 Вт;
- частота – 50 – 20000 Гц.
- в комплекте имеется внешний кроссовер;
- магнит вч-динамика – неодим, шелковый диффузор;
- магнит нч-динамика – неррит, бумажный диффузор.
Плюсы:
- приятный дизайн;
- детальные, мягкие частоты;
- хорошие звуковые эффекты.
Минусы:
- пластиковый корпус;
- динамики плохо поддаются демонтажу.
Средняя стоимость – 6300 рублей.
Цены на Ground Zero GZTC 165TX:
[dynamic_widget id=ratings2 tag=.tovar5]
Focal P 165 VT 20
Напоследок – самое «вкусное», как вишенка на торте, точнее самое «звучащее». Конструкция P 165 VT 20 это результат сотрудничества Focal и отечественной марки «Чернов Аудио». Все ее исполнение на высоком уровне.
Диффузоры акустики снабжены специальным пылеотталкивающим покрытием и профилем, который улучшает средние частоты даже при отклонении излучения.
Динамики тонально сбалансированы, а это дает открытую и ясную гамму звучания «середнячков», и высокую протяженность высоких частот.
Технические характеристики:
- размер – 16 см;
- полосы – 2;
- номинальная мощность – 70 Вт;
- максимальная мощность – 140 Вт;
- чувствительность – 93 дБ;
- диапазон частоты – 60 – 28000 Гц;
- высокочастотный динамик имеет магнит из неодима;
- низкочастотный динамик из алюминия.
Плюсы:
- красивые эффекты на каждой громкости;
- хорошая чувствительность;
- качественный звук.
Минусы:
- пластиковый корпус динамиков;
- высокая стоимость.
Средняя цена – 17800 рублей.
Цены на Focal P 165 VT 20:
[dynamic_widget id=ratings2 tag=.tovar10]
Основные критерии выбора
При выборе и приобретении компонентной акустики стоит акцентировать своё внимание на следующих параметрах:
- Размеры, подходящие под габариты места для установки;
- Мощность. Нельзя устанавливать акустику, мощность которой меньше оконечного усилителя магнитолы;
- Активное сопротивление, существует два варианта 4 или 8 Ом, этот показатель должен быть согласован с воспроизводящей звук аппаратурой;
- Диапазон рабочих частот и количество компонентов.
Цена конкретного комплекта складывается с нескольких факторов:
- известности бренда;
- технических характеристик;
- качества материалов и комплектующих;
- класса акустики;
Кроме перечисленных критериев, каждый производитель акустики имеет индивидуальные особенности звучания, их тоже нужно учесть в соответствии с предпочтениями конкретного любителя музыки, делающего подбор аппаратуры.