Акустика винтажная: характеристики, производители и отзывы

Цифровая продукция занимает львиную долю на рынке аудиоаппаратуры. Производители стремятся предлагать все более совершенные и технологически развитые системы, до мельчайших деталей прорабатывая каждую характеристику. Но параллельно этому процессу формируется и особая ниша винтажной радиотехники. Представители этого класса имеют свой оригинальный облик, причем не только внешний, но и внутренний. Неправильно думать, что это оборудование, образом которого лишь имитируется «старая» акустика. Винтажная аудиосистема в современном понимании – это тоже технологически развитый продукт. Другое дело, что разрабатывался он на традиционных принципах работы моделей, выпускавшихся 20 и более лет назад.

Особенности винтажной акустики

Если в производстве современных систем наиболее актуальными направлениями разработки являются коммуникационные технологии и методы оптимизации каналов трансляции сигнала, то в создании винтажных моделей инженеры сосредотачивались на конструкционной базе. В частности, немало внимания уделялось изготовлению бумажного диффузора, за счет которого и воспроизводит звук акустика. Винтажная модель предполагает включение данного компонента, выполненного по классическим методам. Советские радиозаводы, к примеру, при отливке диффузора использовали канифоль на основе хвойных пород или нитроцеллюлозный лак. Эти же технологические приемы, но в модернизированном виде используют и некоторые современные производители.

Конечно, и внешние особенности отличают винтажную технику. Как правило, такая аппаратура располагает небольшим количеством аналоговых интерфейсов, имеет внушительные размеры и характерный дизайн. С другой стороны, нарочитое повторение отдельных эстетических оттенков с отсылкой к прошлому настоящие ценители сегмента принимают неохотно. Все же приветствуется естественно оформленная акустика, винтажная начинка которой также полно отражает ее сильные и слабые стороны.

Правильное ретро

Полочники Old School Music примечательны не столько конструкцией, которая вполне традиционна, а тем, как именно был реализован этот классический двухполосный полочник. Под слоем натурального шпона находится каркас корпуса, изготовленный из березовой фанеры, срез которой можно наблюдать на фасаде. Внутри он усилен перегородками, увеличивающими жесткость.


Полочная классика, как она есть
Боковые стенки изнутри задемпфированы слоем битума, а в роли звукопоглотителя используется специальный акустический пеноматериал, поставляемый из Дании. Если вскрыть какую-нибудь винтажную колонку, ничего подобного внутри вы не найдете. Но это пример правильного отхода от аутентичности. Сейчас и мощности другие, и музыка стала бодрее. Корпуса акустики просто вынуждены быть как можно более крепкими и акустически инертными. Да и на качестве звука все это сказывается положительно.

Шпон на боковинах имеет схожий рисунок
А вот фазоинвертор установлен по старинке: без раструбов и прочих средств борьбы с пресловутой турбулентностью. Это просто трубка, по виду очень похожая на алюминиевую, встроенную в заднюю стенку. Интригу держать не буду, скажу сразу — призвуков, шумов, гудения, затянутых нот и прочих проблем большинства фазоинверторных колонок (в том числе и с суперсложными портами) у Old School Music нет.

ВЧ-динамик в небольшом рупоре разработан компанией Morel специально для Old School Music
Передняя панель акустики немного утоплена в глубь корпуса, что в винтажной акустике практиковалось довольно часто. На таком фоне особенно уместно выглядит твитер, 25-мм купол которого находится в довольно глубоком рупорном оформлении, направляющем излучение вперед и исключающим возможность преломления и переотражения звуковых волн на выступающих краях фасада. Это, как выяснилось, не случайное совпадение: классический высокочастотник Morel CAT308H был модифицирован производителем специально для этой модели.

Бумажный диффузор, резиновый подвес и «пуля» в центре
СЧ/НЧ-излучатель у Old School Music имеет размер 133 мм и произведен фабрикой Wavecor, в которой трудятся разработчики знаменитых скандинавских динамиков Peerless, Vifa и ScanSpeak. Динамик WF125CU12-01 имеет традиционный бумажный диффузор, резиновый подвес и точеную фазовыравнивающую пулю, установленную на керне.

Кроссоверы собраны на аудиофильских компонентах, а судить о степени аудиофильности конструкции в целом позволяют шикарные клеммы WBT.

Фазоинвертор нарушает все современные каноны: металлическая труба, да еще и без расширения на выходе
Отдельное внимание стоит уделить качеству сборки и отделки. Про ручную сборку, специально обученных специалистов и прочую эксклюзивность обычно рассказывают производители существенно более дорогих колонок. Но даже в High End с заоблачными ценами не так часто встречаются корпуса с таким качеством стыков шпона на гранях и с такой точностью подбора его по рисунку.

Клеммы WBT стоят не мало, но они действительно очень удобны и имеют малую массу контактной части, что минимизирует влияние на звук
Единственное, что на мой взгляд не подчеркивает дороговизну модели, так это очень демократичная расцветка «орех». Видя знакомый серовато-коричневый оттенок и фактически идентичный рисунок на боках двух колонок, я подумал, что они оклеены качественным матовым винилом. Только при ближайшем рассмотрении и по тактильным ощущениям можно понять, что это идеально обработанный полированный шпон.

Основные характеристики

Номинальные технико-эксплуатационные показатели мало отличаются от стандартов сегодняшнего дня. Звуковая картина лишь воспроизводится с другим качеством, но уровни силовых потенциалов, к примеру, в целом сохранились. Так, большинство винтажных моделей предусматривают связку с блоком усилителя на 200 Вт. Это полноформатная массивная акустика, но бывают и менее внушительные системы, работающие на мощностях порядка 100-150 Вт. Частотный диапазон в среднем составляет 25-30 000 Гц. В зависимости от модели, винтажная акустика ориентируется на проработку того или иного участка в звуковом спектре. В этом плане аналоговая техника более рельефна и нестабильна. Данный фактор и нравится многим меломанам, поскольку он создает ощущение живого натурального звучания. Что касается размеров, то средний сегмент предлагает динамики на 10-15 дюймов, заключенные в деревянные корпуса. Профессиональная категория также допускает оснащение 25-дюймовыми динамическими головками.

Правильный звук

В характере звучания Old School Music есть что-то камерное, интимное. На малой громкости акустика несколько уменьшает и приближает объекты к слушателю, создавая эффект тет-а-тет. Только слушатель и акустика. Обязательно расположенные строго в равностороннем треугольнике, в тихой комнате, и чтобы ни одна живая душа не побеспокоила от первых до последних нот. Этому эффекту способствует еще и исключительная способность колонок доигрывать послезвучия. Этот волнующий момент, когда слышишь затухание мельчайших звуков и вибраций, конечно, завораживает. Даже на сравнительно невысокой громкости можно хорошо расслышать послезвучия и паузы, эффектно повисающие в тишине, если эту тишину не нарушают внешние шумы.

Рупор фокусирует звук в точке прослушивания
Любопытно, что эта душевность в звучании не пропадает даже при существенном увеличении громкости. В попытке выявить перегрузочную способность акустики я выкручивал ручку громкости далеко вправо. Да и большой шоурум «Аудиомании» в общем-то располагает к тому, чтобы сделать погромче. Размер звукового образа увеличился до нормального, а музыкальность и способность колонок брать за душу не исчезла. С первых нот я сразу же погружался в музыку, теряя всякое желание анализировать характер звучания и пытаться выявить, как же именно Old School Music добиваются такого эффекта.

Биампинг и бивайринг не предполагаются, но для компактных полочников они обычно и не нужны
Впрочем, ответ лежит на поверхности. Чаще всего такие ощущения я испытывал при прослушивании винтажной акустики или современных моделей, собранных по старым технологиям. В частности, такая подача напомнила мне характер качественных широкополосников середины прошлого века с магнитами Альнико и бумажными диффузорами. Верхние у Old School Music, конечно, лучше, бас плотнее и быстрее, но середина, самая насыщенная музыкальной информацией часть АЧХ, звучит очень похоже.

Производители

Наибольший интерес со стороны аудиофилов разного уровня вызывает японская аппаратура. Причем эта страна интересна не 2-3 брендами, а целой россыпью фирм, которые делали успехи в данной нише. Если сегодня интерес вызывают акустические системы компаний Yamaha, Pioneer и Sony, то лет 20-30 назад в мире пользовались доверием производители Diatone, Onkyo и Sansui. Чем же привлекала японская аудиосистема? Каждая модель имела свои достоинства, но в целом разработчики разных фирм стремились к расширению возможностей воспроизведения. В условиях жесткой конкуренции повышались базовые звуковые качества, среди которых тот же частотный диапазон, мощность, детальность проработки и т. д. На мировом рынке соперничество японским брендам составляет голландская акустика винтажная фирмы Philips, немецкие системы Sennheiser и другие.

Отзывы о моделях Diatone

Данный производитель выпускал акустику в классическом форм-факторе и по большей части в трехполосной конфигурации. Типичным представителем семейства является комплекс DS-77EX. Владельцы устройства отмечают, что его способностей хватает на полное покрытие всего диапазона частот. Это универсальная винтажная акустика из Японии, выдающая сильный и масштабный звук. Что особенно важно, компания Diatone ответственно подходила и к выпуску аксессуаров для своих систем. Сегодня одна из самых острых проблем у любителей винтажной техники – это именно отсутствие подходящих дополнений и компонентов. В данном же случае найти нужную фурнитуру не так сложно.

Выводы

Old School Music свое название оправдали в полной мере. Колонки очень музыкальны и, обладая в целом высоким разрешением, к аналитичному прослушиванию не располагают никоим образом. Первое, что я бы рекомендовал для прослушивания, — красивый и легкий джаз, вокал, этнику, а также старый рок и, возможно, современный металл, особенно с приставкой «мелодик» или «прогрессив».

Old School порадовали и звучанием, и внешним видом
Однако самое большое впечатление произвела академическая музыка. В произведениях Стравинского, Рахманинова, Корсакова и других композиторов, понятных и близких далеко не каждому, Old School Music находили саму суть и подавали музыку настолько захватывающе, что невозможно было остановить прослушивание на половине, даже если раньше вы не слышали ничего сложнее Чайковского и Моцарта. При этом наименее интересно было слушать простую поп-музыку и электронику, в которой Old School Music постоянно и подчас безуспешно силились найти что-то живое.

Достоинства:

качественное изготовление, исключительная музыкальность

Недостатки:

существенных недостатков нет

Отзывы о моделях Philips

Нидерландская фирма тоже относится к мелким изготовителям и ориентируется на масштабные проекты. Одной из самых интересных разработок прошлых лет является акустическая система 22AH466. Модификация полочного типа с трехполосной схемой компоновки. В частотном спектре модель скорее ориентирована на вокальные композиции. По словам слушателей, небольшой динамик на 5 дюймов обеспечивает изысканную и чарующую проработку нот с минимальным вхождением помех. Кроме того, винтажная акустика Philips в этом исполнении имеет особые материалы отделки. Пользователи указывают на присутствие в корпусе шпона ценных древесных пород и оригинальную тканевую отделку под пластиковым ободком.

Отзывы о моделях Pioneer

В семействе данного изготовителя интересна модель 1988 года – S-55TwinSD. Это полочная система, базирующаяся на алнико-магнитах. Комплектация включает три динамика, дополненных одним виртуальным широкополосником. Впечатления от прослушивания многие пользователи характеризуют положительно. В этой версии винтажная акустика Pioneer обладает глубоким и обволакивающим басом, а два фазоинвертора вносят оттенки аморфности. При этом универсальной систему назвать сложно. Ее скорее рекомендуют для раскрытия верхних регистров.

Живи, живое!

Old School Music я слушал в системе с CD-проигрывателем Atoll CD100 и интегрированным усилителем Т+А PA1260R. Последний однозначно был «виновен» в четкости и динамичности низкочастотной области, и если бы в системе появился ламповый предварительный усилитель, или это был бы полностью ламповый тракт, аутентичный винтажный звук был бы обеспечен на 100%. Но я все же предпочитаю не терять динамику в угоду комфорту. Иначе как слушать быструю и современную музыку?

Звучание системы порадовало своей музыкальностью, что и обещал производитель в самом названии модели
Альбом «Call me up» группы Guru Groove Foundation является хорошим тестом для выявления характера и жанровости акустики и систем в целом. В записи наряду с синтезаторами активно используются живые инструменты, звучание которых обработано на компьютере. И в этой смеси электроники и живого звука каждая система выделяет что-то свое. Old School Music порадовали ритмичностью и упругостью электронного бита, но в первую очередь они показали живую составляющую записи. Синтетики в звуке не ощущалось, зато чувствовался драйв, энергия исполнения. У меня вообще сложилось впечатление, что любую запись они делают чуть более аналоговой и живой.

А еще Old School имеет очень стильный лакированный шильдик
Если попытаться разложить звук по аудиофильским канонам, можно сказать, что у Old School Music верхних чуть меньше, чем бывает обычно, а нижняя середина, наоборот, насыщенная, плотная, тембрально богатая и выдвинутая чуть вперед. Бас четко очерченный, с отличной динамикой. Довольно уверенно он звучит, начиная с отметки 40 Гц, а вот ниже практически нет ничего, поэтому все будет зависеть от записи. Когда играет «Fever» в исполнении Jeanie Bryson, контрабас прорисован абсолютно полноценно, а на «Ain’t no sunshine» Christy Baron глубокие басовые ноты звучат уже не столь убедительно, и хочется разжиться сабвуфером как можно скорее.

Как любой другой полочник, от помощи сабвуфера Old School Music не откажется
Сцена у Old School Music выстроена с ощутимым объемом, вокал и солирующие инструменты выдвинуты вперед, при этом сохраняется естественная ширина и глубина. Детализация очень хороша во всем диапазоне, а в знакомых треках можно сделать немало открытий, особенно в тихих моментах, когда звуки были не слышны или едва различимы. Ритмичность хорошая и не сбивается даже на сложных композициях.

Где купить и почем?

Уже говорилось, что ценители аналогового звучания нередко сталкиваются с проблемами поиска аксессуаров для своих систем. Но и сама акустика в обычных магазинах не продается. Искать редкие экземпляры можно в специализированных салонах, ломбардах или через интернет-сайты. К примеру, на портале с объявлениями «Авито» винтажная акустика представлена достаточно широко с охватом почти всех вышеназванных производителей. Модели малоизвестных брендов, наподобие Diatone, на этой площадке оцениваются в 30-40 тыс. руб. Техника же уровня Sony и Philips продается в среднем за 60-90 тыс. в зависимости от характеристик акустики.

Когда ноша тяжела

С агрессивной и тяжелой музыкой у Old School Music взаимоотношения очень не однозначные. До того универсальная акустика вдруг становится капризной и избирательной. На взрывном треке «Take the power back» Rage Against the Machine колонки внезапно проявили себя интеллигентными и культурными мониторами. Сыграли все чисто, четко, аккуратно, не придраться, но никакой тебе ярости и агрессии через край. Я бы даже сказал, академично прозвучало. А вот «Tunderstruck» им, похоже, знаком лучше и по духу ближе. Тут Old School Music зажгли как положено, дали жару даже без помощи сабвуфера, который в такой музыке был бы вполне уместен. И главное — прозвучал это трек так же волнующе, как тогда, в 90-х, когда клипы AC/DC только появились на экранах отечественного ТВ.

Современную энергичную музыку Old School Music воспроизводят очень достойно
Ну и, казалось бы, совсем несовместимый с небольшими олдскульными полочникам контент, «War of the Gods» группы Amon Amarth, прозвучал неожиданно хорошо. Даже очень. Гитары плотные, но хорошо разделены, прекрасно читается мелодика, несмотря на использование гроулинга, текст очень понятный и разборчивый. Ритм бас-бочки четкий. Можно было бы добавить немного баса, но и в таком виде композиция воспринимается полноценно. Old School Music видят в любом жанре музыкальность, вот и в Melodic Death Metal самым важным посчитали первое слово.

Усилитель для Old School Music можно использовать как с современным характером, так и классический с ламповыми каскадами или чистым классом А
А если обратиться к аудиофильской классике рока, то тест может затянуться на неопределенное время. Dire Straits, Pink Floyd, Deep Purple и прочие участники обязательной программы звучат так, словно Old School Music разрабатывали специально для этой музыки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]