Asus Essence III
Внешний аудиофильский USB-ЦАП/усилитель для наушников, с поддержкой ASIO и DSD Asus Essence III — Hi-End USB-ЦАП/усилитель для наушников, с прямой DSD-поддержкой на всем протяжении тракта. Это компонент высшей ценовой категории, по возможностям превосходящий все предыдущие звуковые интерфейсы Asus. Из умопомрачающих фич здесь есть балансные выходы microXLR (отдельный разъем для правого и левого канала) для подключения Hi-End-моделей наушников. Сразу скажем, стоимость такого устройства тоже немаленькая: около 90 тыс. рублей.
От старожилов звуковой отрасли слышны недоуменные вопросы: «Что Asus забыл на рынке Hi-End-аппаратуры? Пусть занимается своими видеокартами и материнскими платами и не лезет не в свою сферу, где уже все поделено». Впрочем, подобные заявления делались каждый раз, когда Asus выходил на новые для себя рынки, например на рынок ноутбуков или роутеров. Однако сейчас Asus — номер один в России по ноутбукам, а каждый пятый продаваемый в России роутер носит логотип Asus.
Вернемся к звуку. Напомним, Asus выпускает качественные звуковые карты для компьютера с 2007 года и уже известен своими достижениями в этой сфере. Так, в 2009 году была выпущена очень удачная модель Xonar Essence ST/STX, эксклюзивно имеющая старший ЦАП TI PCM1792A и мощный усилитель TPA6120A2 для наушников. Название всей серии карт Essence можно перевести на русский как «квинтэссенция». Хотя у Essence ST/STX не все было идеально (есть вопросы к режиму 44 кГц), пользователь получал очень хороший звук за не очень большие деньги. Наши тесты подтвердили высокий класс продукта. Конкуренты практически ничего не смогли ему противопоставить.
Нет сомнений, что Asus понравилась пустующая ниша Hi-End-звуковых устройств для ПК, и для усиления своих позиций в компании начали разработку Essence One. Для этого была сформирована отдельная большая команда инженеров с хорошим финансированием исследований (R&D). Во внешнем ЦАП Essence One компании удалось по-настоящему развернуться. Устройство получилось достаточно дорогим для компьютерной звуковой карты, но при этом очень привлекательным по сочетанию цены и качества по меркам бытовых ЦАП и усилителей для наушников. Вдохновившись успехом, Asus решил взять следующую высоту — дорогая Hi-Fi/Hi-End-аппаратура. При этом линейку более массовых устройств компания усилила новыми моделями Asus U7 и Asus STU, перекрыв продуктами все ценовые диапазоны.
Что нового в сфере Hi-End? Последний писк моды в среде аудиофилов — иметь в своей медиатеке DSD-файлы и образы SACD-дисков, полностью соответствующие студийному оригиналу. Сейчас это можно сделать и полностью легально, купив запись в интернете, и не совсем легально, скачав в интернете ISO-образ SACD-диска, полученный через хак прошивки привода Sony PS3. Данный путь распространения — точно такая же данность, как распространение через интернет MP3. Из позитивных моментов этого явления — повышенный интерес к теме среди аудиофилов и мощный толчок для выпуска аппаратуры с поддержкой DSD.
Принципиальная возможность прослушивать SACD существует на любой звуковой карте. Но это возможно только с конвертацией DSD→PCM на лету, в программном плеере. С появлением прямой поддержки DSD в последней версии ASIO SDK на многих современных профессиональных устройствах появилась возможность передать такой сигнал на ЦАП в обход всех закоулков Windows. То есть сигнал проходит по специальному прямому пути, без всякой конвертации на протяжении всей цепочки «файл образа диска → драйвер карты → микросхема преобразователя».
Самое интересное, что Asus Essence III имеет полностью прямой тракт воспроизведения DSD-данных. Более того, примененная в этом устройстве довольно редкая микросхема ЦАП Analog Devices имеет отдельный DSD-вход и отдельные цепи модуляторов и фильтров, без конвертации в PCM. Во многих универсальных микросхемах DSD/PCM зачастую идут на разные ухищрения и упрощение схемы — из соображений экономии.
С Asus Essence III мы провели небольшой эксперимент: запустили два бесплатных плеера foobar2000 в портативной установке с включенным в одном из них пересчетом DSD→PCM, а в другом подавая DSD-сигнал напрямую на ЦАП. Одновременное воспроизведение двух этих разных форматов невозможно, но через кнопку «стоп» и небольшую задержку в 2 секунды такой опыт вполне можно провести.
Первое, что вызвало наше удивление — существенно разная громкость DSD- и PCM-вариантов одной и той же фонограммы. Второе: плагин конвертации DSD→PCM предлагает слишком много разных опций, и лучший вариант абсолютно неясен. Третье: звучание в целом не отличается. Но хотя в деталях PCM и звучит более сглаженно, из звука пропадает агрессия и часть деталей стереопанорамы DSD. Непонятно, насколько качественно и без ошибок реализован пересчет форматов, а также в какое именно PCM-пространство он выводится. По косвенным признакам, это 16 бит 44 кГц. Неясно: почему выбран именно такой формат и почему его нельзя изменить? Почему в одном медиаплеере одни параметры конвертации, в другом они вовсе отсутствуют? Отсюда проясняется главный смысл прямой подачи DSD-потока на ЦАП: избежать какого бы то ни было вмешательства в сигнал. В любом случае приятнее иметь выбор. В прямом DSD-прослушивании, безусловно, есть свой шарм. И отличия тут явные. (Вся затея в целом намного здоровее, чем традиционные аудиофильские забавы с подбором ориентации сетевого кабеля 220 В.)
Верность пересчета DSD→PCM в плагине в целом не вызывает сомнений — музыка воспроизводится корректно. Скорее, вызывает озабоченность дополнительная обработка. Нам не понравилась меньшая громкость по умолчанию. Также не понравилась возможность установить любую произвольную громкость — математически это умножение с округлением. Вызывает сложности и выбор оптимальных настроек плагина. (Если часть режимов пересчета менее качественные — зачем они там вообще нужны? Может, это демонстрация могучих навыков программистов бесплатного плагина? Им это, безусловно, пригодится в качестве портфолио, но слушателя больше интересует применимость всех опций в реальной жизни.)
Помимо прямой поддержки DSD, что сразу повышает ценность устройства, Asus Essence III может предложить и много других интересных вещей. В мире аудиофильской аппаратуры Essence III бы назвали комбайном, так как в нем присутствует одновременно и USB-ЦАП, и предусилитель-коммутатор, и усилитель для наушников. Каждый из этих компонентов имеет свою самобытную реализацию и необычную схемотехнику при высоком объективном качестве реализации. Некоторые фичи служат для удовлетворения запросов обеспеченной аудиофильской аудитории. Другие не лишены инженерного смысла. Рассмотрим подробнее.
В блоке питания реализованы независимые цепи питания для левого и правого каналов. Это хорошо помогает разделению каналов. LDO-регуляторы TI TPS 7A4700 и 7A3301, как следует из их названия, обеспечивают качественную стабилизацию напряжения с малым тепловыделением. 4-слойная печатная плата БП имеет отдельный слой заземления и толщину медных проводников 2 oz (то есть 2 унции на квадратный фут) для лучших показателей электропроводности и меньшего нагрева. Качественные и емкие конденсаторы WIMA FKP2 снижают пульсации питания. Применен тороидальный трансформатор с пониженным гистерезисом и повышенным ресурсом работы.
4-слойные печатные платы цифровой и аналоговой части разделены не только физически, но и электрически не имеют общей земли. Там, где объединение неизбежно (например, у микросхемы ЦАП есть и цифровой вход, и аналоговый выход), дорожки укорочены по длине. Также дорожки заключены в «сэндвич» из земляных слоев, чтобы исключить наводки.
Асинхронная передача данных означает наличие буфера, а поток данных регулируется по мере его наполнения. Тактование шины USB нигде не используется. Термокомпенсация тактовых генераторов исключает зависимость скорости воспроизведения от температуры окружающей среды. Точные резисторы, с допуском 0,1% и с повышенной устойчивостью к температурным колебаниям (±0,5 ppm/°C), исключают разброс параметров схемы от расчетных. Используется DC Servo (следящая схема с обратной связью) из 6 ОУ для устранения постоянной составляющей без использования конденсаторов в пути прохождения сигнала. Тем самым устраняется деградация баса, которую вызывает наличие емкости в цепи. Для регулировки громкости используется дискретный 24-шаговый аттенюатор на резисторах с допуском 0,1%, без перекосов каналов левый/правый даже на низкой громкости, чем грешат переменные резисторы. Для коммутации используются 2 ряда реле — сигнал не проходит через регулятор громкости. Кроме того, есть беспроводной пульт ДУ для управления линейным выходом. Режим Volume Bypass позволяет отключить регулировку громкости линейных выходов и подать максимальный сигнал на усилитель мощности или на активные мониторы. Переключатель режима USB позволяет использовать устройство без драйверов: USB 1.0 на ПК и USB 2.0 на Mac. Индикатор Bit Perfect Mode показывает побитную передачу при работе под интерфейсом ASIO, что позволяет передавать звуковые данные без вмешательств в сигнал — без конвертаций и микширования в Windows.
Использованные компоненты: ЦАП ADI AD1955, конденсаторы WIMA FKP2, стабилизаторы TI TPS 7A4700 и 7A3301, усилитель для наушников на базе TI LME49600 с поддержкой нагрузки 600 Ом, высокостабильные с низкими искажениями операционники ADI AD827SQ в керамических корпусах, специальные аудиофильские операционники JRC Muse02 с технологией ASD снижения проникновения каналов, в цепях DC Servo стоят специально для этой цели подобранные операционники TI OPA2227P. Благодаря DIP8-корпусам все ОУ заменяются без пайки.
Двухканальные микросхемы преобразователей Analog Devices AD1955 работают в монорежиме, обеспечивающем максимальное качество цифроаналогового преобразования, сигнал/шум 123 дБ, искажения+шум −110 дБ.
Возможности аналогового подключения: балансные XLR- и небалансные RCA-выходы, линейный вход, тумблер отключения цепей регулировки громкости. 4 цифровых интерфейса, профессиональный цифровой AES-вход, оптический Toslink и коаксиальный S/PDIF, USB, поддерживают любые форматы сигнала на входе от 44 до 192 кГц.
В преобразователях ток/напряжение и ФНЧ применены 6 высококлассных керамических операционных усилителей Analog Devices AD827SQ. Усилитель для наушников имеет дискретную реализацию на базе мощного токового драйвера. TRS-выход ОУ Muses 02 в связке LME49600, miniXLR-выходы OPA2227P, плюс те же буферы LME49600.
Процессор CM6632A работает в асинхронном режиме и не подвержен джиттеру шины USB.
Линейные балансные выходы позволяют подключать сигнал высокого уровня с повышенной защитой от помех. Данный тип подключения применяется не только в профессиональной аппаратуре, но и во всей Hi-End-технике.
В комплекте имеются переходники с miniXLR на XLR для возможности подключения любых моделей наушников. Балансное подключение автоматически дает максимальное разделение каналов (из-за отсутствия общей земли у провода) и самый мощный сигнал, которого с лихвой хватит даже для экзотических 600-омных моделей Hi-End-наушников.
По измерениям нет никаких сюрпризов. Asus комплектует устройство паспортом с графиками, полученными на самом дорогом измерительном оборудовании из существующего (Audio Precision SYS-2722). Паспортные данные THD+N 0,0005%, SNR 117 дБ подтверждаются измерениями в RMAA через линейный вход карты E-MU 1616M.
Прослушивание
Оценка усилителя для наушников в балансном режиме производилась с использованием наушников Sennheiser HD600. Нам предлагали воспользоваться наушниками класса Hi-End с заоблачной стоимостью, но мы отказались, так как, вероятно, отделение особенностей наушников от характера звука тестируемого устройства внесло бы дополнительные сложности в интерпретацию.
Звучание Asus Essence III в наушниках в целом понравилось. У устройства есть свой собственный характер, свои особенности. Очень хорошая стереопанорама, очень быстрый и резкий бас. Никакого окраса или обработки звука не заметно. При этом в звуке более мягкие высокие частоты, чем в ЦАП на базе TI 179X (мы специально сравнили звук напрямую). Возможно, такой особенный звук Essence III придется по вкусу тем аудиофилам, которые всеми способами пытаются избежать пресловутой жесткости цифрового звука.
Хотя импеданс наушников Sennheiser — всего 300 Ом, запас по громкости усилителя не был лишним. Для комфортного уровня потребовалось повернуть ручку громкости в положение 50%.
На обычном выходе для наушников («большой джек») звучание также понравилось — мы использовали наушники Beyerdynamic DT 880 Pro (250 Ом) со стандартным кабелем. Класса этих наушников нам вполне хватило для оценки — разница с другими устройствами также четко прослушивалась.
Линейные выходы мы подключили по балансу к студийным мониторам Adam S2.5A ($5000) готовым профессиональным кабелем Cordial с разъемами Nuetrik — чистокровная немецкая связка, не вызывающая никаких вопросов. Были отслушаны композиции с записью классики с образов дисков DVD-Audio. Ощущения примерно те же, как в наушниках — а значит, характер звука объясняется моделью ЦАП, а не ОУ.
При сравнении звуковых устройств высшей ценовой категории есть методическая проблема отсутствия эталона. Предположим, одно устройство кому-то понравится больше — но звучит ли оно ближе к референсу? К счастью, различия между современной аппаратурой очень тонкие. Для поиска даже самых малейших отличий требуются акустические системы или наушники очень высокого класса. Тем не менее, даже на наушниках HD600 и DT880 Pro (стоимость обеих моделей лежит в районе 12 тыс. руб.) усилитель для наушников оказывается к месту, а особенности и характер примененной модели ЦАП Analog Devices вполне проявляются.
Выводы
Asus Essence III поражает всем: большими габаритами, богатыми возможностями, высокой ценой. Это продукт для настоящих ценителей звука и обладателей обширной коллекции Hi-Res-записей. Слушать DSD-диски будет намного интереснее в оригинальной интерпретации: хотя такой звук может показаться грубоватым, он содержит чуть больше деталей и лучше по стереопанораме, нежели сконвертированный на лету в PCM. Обладателям дорогих Hi-End-моделей наушников стоит попробовать балансное подключение — это еще один гарантированный способ улучшить звучание. Не является исключением и балансное подключение — хороший способ завести активные мониторы или высококачественный усилитель мощности. Приятным бонусом станет беспроводной пульт ДУ — неотъемлемый атрибут бытовой компонентной аппаратуры.
И хотя возможность замены ОУ в DIP8-корпусах довольно привлекательна, нам было жаль, что никак невозможна подобная же унификация среди микросхем ЦАП. Было бы намного интереснее попробовать подключить вместо Analog Devices другие топовые преобразователи, типа TI/BurrBrown и ESS, и тем самым намного сильнее повлиять на формирование звука. Благо отдельные микросхемы преобразователей стоят не так дорого. Оставляем эту идею производителям на заметку: хватить играться с заменой ОУ, надо двигаться дальше, к пользовательской замене ЦАП!
По результатам тестирования Asus Essence III присуждается награда редакции сайта iXBT.com за оригинальный дизайн:
Предлагаем просмотреть видеоролик о продукте, снятый редакцией сайта iXBT. Ролик снят в формате 1920×1080 Full HD. Для просмотра в максимальном качестве пользуйтесь кнопками медиаплеера «Оригинальный размер» и «Полный экран». Информация в нашем ролике кратко подытоживает текст данного обзора.
Asus Xonar Essence STX II — второе поколение звуковых карт под PCI Express класса Hi-End
В 2009 компания Asus выпустила первое поколение звуковых карт Essence STX. Это были первые и единственные звуковые карты с высококачественной начинкой, с ЦАП PCM1792A и выделенным усилителем для наушников TPA6120A2. При этом цена карты составляла всего $200, а звучание не имело аналогов. Минусы у карты имелись: странный процессор C-Media, который не умеет обрабатывать звук, и страшненькие драйвера. Но поклонников карты это не смутило, ведь главное — это качество звука. Конкуренты долгое время не могли ничего противопоставить. Год спустя в Creative отреагировали выпуском карты X-Fi Titanium HD, которая все же осталась в первую очередь игровой звуковой картой. И лишь спустя 3 года появился действительно конкурентоспособный продукт Creative Sound Blaster ZxR. По звуку новая карта Creative практически сравнялась со старой Asus STX (читайте нашу статью «Кристальный звук»: cравнительное тестирование звуковых карт высшей категории Creative Sound Blaster ZxR против Asus Xonar Essence STX, май 2013), а по различным функциям даже немного превзошла. Например, предложив возможность аналогового подключения 5.1.
Вероятно, с этим связан выход в 2014 году второго поколения Asus Essence STX II / STX II 7.1, где пользователю предлагается сразу две модели на выбор: стерео и 7.1. Однако начинка новых карт также претерпела существенный апгрейд, а печатные платы были подвергнуты редизайну. Получается, что перед нами предстала более современная версия карты Asus Essence STX, со всеми присущими ей высокими характеристиками и с мощным выходом на наушники. Тем, кто не любит читать много текста, мы предлагаем посмотреть наш видеоролик с обзором основных достоинств карты Asus Essence STX II:
Для кого выпущена новая карта? Для любителей качественной и недорогой аппаратуры, а также для сообщества любителей «твика» звуковой аппаратуры. Пример серьезного моддинга производитель приводит на следующей иллюстрации. На снимке показана любительская модификация карты Asus Essence STX первого поколения. В новой карте для таких пользователей была облегчена задача поиска земли и сигнальных отводов для впайки дополнительных плат.
Новая карта по-прежнему имеет съемный металлический экран над аналоговыми цепями, но его назначение чисто декоративное. Дело в том, что источников активных высокочастотных помех в компьютере нет. В этом позволяют убедиться недорогие звуковые карты, с легкостью достигающие высоких результатов измерений и чистых спектров без наводок — безо всякого экранирования. В то же время существуют многочисленные внешние звуковые карты, почему-то намного хуже звучащие и с грязными спектрами. Таким образом, все решает реализация. Экран карты, скорее, дает покупателю психологическую уверенность в защите, а нанесенный рисунок льва из античных времен должен, по представлениям жителей Азии, отпугивать от карты злых духов.
А вот что наверняка помогает добиться высоких параметров (сигнал/шум 124 дБ и чистых спектров, без наводок), так это хорошая разводка и разделение аналоговых и цифровых цепей. В модели также применена 4-слойная печатная плата и специальные меры по фильтрации питания. По заявлению производителя, 4-слойная печатная плата используется следующим образом: два средних слоя служат для земли, верхний слой — для аналоговых дорожек, нижний слой — для цифровых. Медная пластина в середине платы служит атрибутом аудиофильской конструкции. Работать экраном она не может; максимум пользы — выравнивание потенциала земляных проводников, чтобы уменьшить блуждающие токи. Вряд ли это вообще отразится на звуке, зато поможет получить высокие результаты измерений, что будет приятно всем владельцам Xonar Essence STX.
И без того качественная начинка карты обзавелась новыми, весьма дорогими операционными усилителями Muses, созданными специально для звуковой аппаратуры. Именно этим будет объясняться повышенная цена карты STX II.
Также отметим немецкие пленочные конденсаторы Wima и линейные, не импульсные, регуляторы питания, выполняющие роль фильтров. Все эти нововведения — результат роста опыта команды разработчиков Asus, который был приобретен с 2009 года. Многие новые наработки и идеи, по сути, перекочевали из новых USB-продуктов.
И этим список улучшений не ограничивается. Если в прежней модели использовался дешевый кварцевый резонатор, то теперь стоит специально отобранный термокомпенсированный осциллятор (TCXO), что позволило снизить джиттер.
Измерение амплитуды джиттера в пикосекундах требует специализированной измерительной аппаратуры, стоимостью даже не в тысячи, а в десятки и сотни тысяч долларов. Поэтому нам ничего не остается, кроме как поверить производителю и привести его собственные данные измерений:
Режим / Измерение | Essence STX II | Essence ST | |
44,1 кГц | TCXO | 43 пс | — |
I²S MCLK | 166,9 пс | 179,44 пс | |
48 кГц | TCXO | 27 пс | — |
I²S MCLK | 133 пс | 146,80 пс | |
96 кГц | TCXO | 22 пс | — |
I²S MCLK | 56 пс | 144,78 пс | |
192 кГц | TCXO | 22 пс | — |
I²S MCLK | 51 пс | 144,09 пс |
Инженеры Asus измеряли джиттер генератора и джиттер конечного тактового сигнала (I²S MCLK, напрямую с ножки микросхемы ЦАП), который выдается процессором карты после преобразования в делителях исходного опорного сигнала 24 МГц. Так как джиттер имеет свойство накапливаться, то на ЦАП всегда подается сигнал с бо́льшим джиттером, это нормально. Итак, как мы видим, джиттер особенно уменьшился для режимов с высокой частотой дискретизации. Именно на высоких частотах требования к уровню джиттера максимальны. Для режима 44 кГц джиттер самый большой, но и устойчивость к джиттеру в этом режиме у ЦАП также максимальна. То есть насильно конвертировать частоту и терять качество на этой операции — практического смысла не имеет, несмотря на данные таблицы.
В более дорогих, старших USB-моделях звуковых интерфейсов Asus ситуация с джиттером намного лучше, так как там не используется этот древний процессор AV100 с одним опорным генератором для процессора и микросхем конверторов, с внутренними преобразованиями клока. Таким образом, законченным аудиофилам есть смысл смотреть на Asus Essence STU, Essence One, Essence III. Но данные продукты, разумеется, и стоят в несколько раз дороже карты STX.
Так же как в последних моделях внешних USB-карт Asus, теперь в комплекте внутренней карты идет набор сменных ОУ и инструмент для их установки. Здесь в комплекте были 2 × LME 49720 и 1 × Muses 8820. Штатно в карте установлены 2 × Muses 8920 в преобразователе ток/напряжение и Muses 8820 в сглаживающем аналоговом фильтре.
Хотя первая модификация карты STX также позволяет поставить качественные операционные усилители, их поиск и подбор — задача не из легких. Покупка ОУ класса Muses неизбежно сопряжена с общением со специализированными поставщиками электронных компонентов, не испытывающими радости от общения с консьюмерами, да и стоимость доставки может в несколько раз превосходить цену одного экземпляра ОУ. Кроме того, необходимость связываться с почтой и ждать несколько месяцев доставку — развлечение на любителя. С выходом STX II экспериментировать с ОУ теперь могут и обычные люди.
Микросхемы в DIP8-корпусах меняются без пайки. Замена ОУ позволяет творчески подойти к звуковому тракту и поэкспериментировать с нюансами звучания.
Планируется две модификации карты: стерео и многоканальная. Отличия только в дочерней плате, которую можно установить в любой свободный разъем корпуса. Дочерняя плата содержит только аналоговые каналы для 5.1 и 7.1. ОУ здесь также меняются без пайки. Дочерняя плата точно такая же, как в PCI-модификации, Asus Xonar Essence ST. ЦАП PCM1796, сигнал/шум 120 дБ. Также здесь имеются меняемые без пайки ОУ в корпусах DIP8.
Карта может устанавливаться на материнскую плату в любой свободный слот PCI Express, от x1 до x16. Все будет работать, проверено. Дочерняя карта не имеет контактов в разъеме, поэтому ставится вообще в любой слот материнской платы. Соединительного шлейфа хватает для любой ее удаленности от основной карты.
Мощный усилитель для наушников легко справится даже с 600-омными моделями наушников Hi-End, при этом поддерживает и низкоомные, включая 16-омные «вкладыши». В контрольной панели появилась отдельная настройка для внутриканальных (IEM, in-ear monitors) наушников 16-32 Ом. Надо сказать, что данная настройка лишь ограничивает максимальный размах напряжения на выходе, чтобы случайно не вывести из строя наушники или не повредить слух. Других отличий между режимами нет, на качество звука данная настройка не влияет. Однако существует аргумент в поддержку использования этой настройки: при воспроизведении в ASIO громкость карты никак не регулируется, чтобы не нарушать идеологию побитной передачи цифрового потока на ЦАП. Поэтому аппаратный 4-ступенчатый регулятор на электромагнитных реле оказывается очень востребован.
Также есть отдельный линейный выход на разъемах RCA для подключения качественной аппаратуры, например активных компьютерных колонок, студийных мониторов, бытовых усилителей.
Измерения современных звуковых карт высшей категории представляет собой серьезную проблему, поскольку параметры измеряемого устройства зачастую превышают возможности измерительной аппаратуры. Проверить заявленные 124 дБ и 0,0003% в домашних условиях пока что не представляется возможным. Поэтому Asus предусмотрительно приводит собственные данные измерений. Кстати, сами тесты полностью повторяют стандартную последовательность тестов в RMAA.
Тестовое оборудование: Audio Precision SYS-2722. Режим теста: 24 бит 96 кГц. Известен компьютер, в котором проводилось тестирование: процессор Intel Core i7-3770 3,4 ГГц, материнская плата Asus P8H77-V, 4 ГБ памяти, Windows 7 64-битная. Как видим, это типичный современный компьютер, без оптимизации «под звук».
Неравномерность АЧХ отсутствует. Отклонение на 20 кГц составляет −0,25 дБ. Это работа плавного аналогового фильтра, который хотя и залезает немного в слышимую область, зато более щадяще относится к фазе сигнала, не портит ее.
Тест уровня шума показывает отсутствие наводок. Конечно, в реальной системе ситуация может быть не такой идеальной, однако разработчики карты сделали все зависящее, чтобы в самой карте все было отлично.
Тест динамического диапазона нужен для того, чтобы в системе не срабатывали хитрости типа гейта, отключающего выход при полном отсутствии сигнала. В остальном — это тест наводок.
Тест искажений дает 0,0003% коэффициента гармоник. Те искажения, что вы видите на спектре, обусловлены характеристиками самой микросхемы ЦАП. Лучше получить нельзя. Отличный результат, Asus.
Проникновение каналов по частоте — проблемы отсутствуют. Стереопанораме ничего не грозит.
Наша экспертиза показала, что усилия производителя были не напрасными. Обновленная начинка и продуманная конструкция дали закономерный результат: карта остается лидером по качеству звука в своей ценовой категории.
Новые карты созданы для тех пользователей компьютеров, кто ищет максимально качественный звук в наушниках и колонках за свои деньги. Стереомодель больше подойдет для прослушивания музыки, а модель 7.1 позволяет подключить многоканальную акустику.
Карта представляет собой удачную модель, что подтверждает ее переиздание в виде STX II. Но пределов совершенству не существует, и мы бы пожелали производителю сменить устаревший процессор AV100 и полностью переписать драйвера к карте, не ограничиваясь одной лишь сменой цветовой палитры. Все нововведения карты мы полностью одобряем. Ждем ответа конкурентов?
GreenTech_Reviews
Обзор звуковой карты ASUS Xonar Essence STX II 7.1.
Наши дорогие читатели наверняка в курсе, что ASUS Xonar Essence STX, обзор которой имеется на сайте, стала первой звуковой картой в мире с соотношением сигнал/шум 124 дБ на RCA выходе и импедансом до 600 Ом! Все это позволило продукту снискать оглушительную славу и занять лидерские позиции среди конкурентов в Hi-Fi чартах. Надо отметить, что ASUS Xonar Essence STX позиционировался как продукт для аудиофилов, но прошло немного времени, и известный китайский бренд решил позаботиться и о любителях виртуальных боев и киноманах. Представляем вашему вниманию нашего сегодняшнего гостя — ASUS Xonar Essence STX II 7.1, звуковую карту с дочерней панелью многоканального звука. Такое решение позволит избавиться от компромиссов и подойдет, пожалуй, каждому человеку на Земле. Однако, с оговоркой: дело в том, что на момент написания обзора точная цена ASUS Xonar Essence STX II 7.1 на российском рынке неизвестна, но если заглянуть на авторитетный интернет-аукцион Ebay, ценовая ниша станет весьма очевидна. За звуковую карту придется отдать около 12000 рублей. Стоит того или нет, узнаем по ходу обзора!
ASUS Xonar Essence STX II 7.1 упакована в стильную коробку, на лицевой стороне которой нас встречает изображение продукта, а не золотой лев, как было в случае с предыдущей моделью. Потенциальному покупателю наглядно демонстрируется, что перед ним серьезный продукт, вобравший в себя самые современные технологии и комплектующие для самых требовательных любителей качественного аудио во всех его проявлениях. Посмотрим, что же скрывается на обратной стороне упаковки.
А там нас ждет перечень основных особенностей Xonar Essence STX II 7.1. Информация хорошо систематизирована и доступна для понимания. В основном речь идет о соотношении сигнал/шум на уровне 124 dB, непревзойденный 7.1 дочерний модуль и усилитель для наушников. Подробнее на всем этом мы остановимся чуть позже.
Под верхней крышкой расположилась информация для заинтересованных и подготовленных пользователей, а именно описание элементной базы Xonar Essence STX II 7.1. Вот перечень ключевых компонентов: — коннектор для дочерней 7.1 канальной карты — как и у предыдущей модели для питания в Xonar Essence STX II 7.1 реализован разъем Molex — стабилизаторы напряжения TI TPS 7A4700 и 7A3301 — аудио конвертер Burr-brown PCM 1792A DAC позволяет получить 127 dB в соотношении сигнал/шум. — сменные высококачественные операционные усилители Muses 8920 и Muses 8820 для глубокого звучания — высококачественные конденсаторы WIMA FKP2 для стабилизации сигнала. — встроенный усилитель для наушников с импедансом до 600 Ом, что придется по вкусу любому аудиофилу.
Под всем этим скрывается лаконичная упаковка со стандартным лозунгом — ASUS «в поисках невероятного».
Комплект поставки включает в себя: — переходник Toslink -> S/PDIF — переходник 6.35 мм -> 3.5 мм — инструкция по установке и диск с ПО — Y-образный переходник RCA — 3.5 мм — кабель для подключения дочернего модуля — два высококачественных операционных усилителя Texas Instruments LME49720, один Muses 8820 и инструмент для снятия/установки
В операционных усилителях как раз таки и состоит основное отличие ASUS Xonar Essence STX II 7.1 от предшественника. На смену JRC 2114D пришли Muses 8820 и 8920. А для экспериментов и настоящих ценителей производитель поделился парочкой LME49720.
Дочерняя плата размером 111 x 102 мм оборудована тремя LM4562 NA и шестью хорошо знакомыми JRC 2114D. Солидный набор, который можно без труда модернизировать. Больше ничего особенного здесь нет, все просто и качественно.
Элементная база основной карты размером 168 x 107 мм защищена специальным кожухом, на котором изображен обедневший лев, лишившийся золотой раскраски. ASUS Xonar Essence STX II 7.1 подключается к стандартному PCI Express x1, а дополнительное питание подаётся через разъём Molex.
На обратной стороне, в отличие от предка, не удалось найти описания портов подключения, однако, на удобстве подключения это не сказывается. Сами же разъемы абсолютно идентичны и представлены следующим набором: — RCA левый и правый — выход на наушники (6.35 мм) — Mic In (Line In) (6.35 мм) — SPDIF Out
Разъем Molex и контакты для подключения дочерней платы.
Рассмотрим элементную базу еще подробней. Итого на плате найдены: 1) ASUS AV100 — сигнальный процессор поменялся местами с мостом PCI-E. 2) Мост для работы карты в слоте PCI-E PLX PEX 8112 заменился ASMedia ASM1083. 3) Cirrus Logic CS5381 — АЦП для оцифровки звука. 4) ASUS DJ100 — AC’97-кодек. 5) Burr-Brown PCM1792A — ЦАП. 6) Два JRC 2114D — операционные усилители для I-V преобразования были заменены MUSES 8920 (которые также можно поменять) 7) LM4562NA — операционный усилитель для фильтрации был заменен на MUSES 8820 (который тоже можно поменять) TPA6120A2 — усилитель для наушников.
Вот так выглядит звуковая карта вместе с подопечным. Все органично, удобно и презентабельно. Небольшое нарекание может вызвать разве что не очень красивый кабель, соединяющий две платы в единое целое.
Заключение Безусловно, компания ASUS продвинулась вперед в производстве премиальных звуковых карт. В лице ASUS Xonar Essence STX II 7.1 мы видим инновационный продукт с новой элементной базой, позволяющей сделать товар более разносторонним, не теряя в качестве. Это касается и дочерней платы, которая приведет на улицу ASUS Xonar Essence STX II 7.1 новых покупателей! Дело осталось за малым, а именно — за ценовой политикой в России. Если она не подкачает, то Xonar Essence STX II 7.1 станет безоговорочным лидером продаж и закрепится в сердцах самых разных людей благодаря отменному звучанию и многоцелевой направленности!