Обновлено: ну всё, гадать больше нет смысла. Всё анонсировали официально – и это оказалось гораздо позитивнее, чем я предполагал. Последний пункт статьи вообще неактуальным отказался.
Кажется, уже скоро случится то, что многие пользователи Apple Music горячо желали последние лет пять. ]готовится[/anchor] к большому обновлению стримингового сервиса и уже выпустила первый «тизер».
Инсайдеры сообщают, что 18 мая в Apple Music появится новый тариф: он позволит слушать треки в несжатом качестве (lossless), то есть примерно так, как они «вышли» у музыканта сразу после мастеринга.
Музыка в AM вот-вот заиграет новыми красками, и я сам сижу сейчас в ожидании анонса. Но по факту у будущего, хоть и пока теоретического, тарифа есть несколько особенностей и ограничений.
Лучше вам про них знать заранее, чем слепо подписаться и потом жалеть.
Слушать Hi-Res на небыстром мобильном интернете будет тяжело
Сегодняшний тест скорости в метро Москвы между станциями, центр города. Этого еле хватает для обычного стриминга, и то с задержками…
Для стриминга и потокового прослушивания треков в несжатых форматах требуется стабильная скорость интернета, превышающая 3 мегабита в секунду, желательно на порядок (30 мегабит). Казалось бы, в крупных городах России это не проблема: наши операторы ускоряют LTE с каждым годом. Но реальность сложнее.
Если вы активно передвигаетесь по городу, спускаетесь в метро, заходите в здания или просто живете неблизко к вышке связи, стримить Hi-Res музыку без прерываний будет тяжело. В том же метро Москвы скорости крайне нестабильны: например, на первой половине туннеля ловит 20 мегабит, а на второй – 1 Мбит/сек или сигнал вообще потерян. Эта нестабильность сделает Hi-Res стрим невыносимым, или не даст комфортно переключать треки друг за другом.
В многих домах, а особенно в новостройках, мобильный интернет работает гораздо хуже, чем на улице. Скорости в 1-2 мегабита, причем нестабильные, норма для всех четырёх операторов в РФ. Кому-то везет, но не всем. Но там обычно и Wi-Fi есть, в отличие от города.
Теоретический и абсолютный минимум в 3 мегабита, необходимый для Hi-Res аудио, подразумевает полное отсутствие разрывов соединения, что с мобильным интернетом маловероятно. Для нормальной буферизации в условиях слабого покрытия нужно будет хотя бы в несколько раз больше: 10-15 мегабит, а то и 30, чтобы при минутных потерях в скорости вы могли успеть дослушать трек.
Так что если Apple вообще разрешит стримить Hi-Res на мобильном интернете, будьте готовы к сложностям, которых раньше с Apple Music (или другими сервисами) не наблюдали. А клиентам некоторых операторов РФ (одного — особенно), возможно, вообще не получится насладиться «хайрезом» без Wi-Fi.
Вся правда о Hi-Res: что скрывают аудиоформаты высокого разрешения
Одно из самых интересных событий, которые произошли в мире аудио за последние годы — небывалый рост популярности форматов высокого разрешения (Hi-Res). Среди причин появления в своё время новых форматов — неудовлетворённость качеством звучания CD, ведь на заре эпохи компакт-дисков все звукозаписывающие лейблы спешили переиздать свой аналоговый каталог на цифровом носителе, мало заботясь о качестве: хотя бы плюс-минус привлекательное и лишённое всевозможных щелчков и прочих шероховатостей звучание уже казалось победой.
Таким образом, производители аппаратуры и звукозаписывающие лейблы начали выполнять свои обещания о высочайшем качестве звучания CD далеко не сразу. В результате, в умах многих аудиофилов формату был нанесен непоправимый ущерб, а CD превратились в этакого цифрового «злодея». Впрочем, забегая вперёд, стоит отметить, что компакт-диски способны звучать совершенно замечательно — при условии высочайшего качества исходной записи, а также при должном внимании к мастерингу и продюсированию. Но обо всём по порядку.
В последнее время мы стали свидетелями возвращения к винилу, а также отмечаем рост интереса к цифровым файлам высокого разрешения. Но не подстерегает ли нас опасность угодить в ловушку 1970-х, когда всё внимание было приковано только к техническим характеристикам? Чтобы ответить на этот вопрос, порассуждаем о том, как и что именно мы слышим, а также о реалиях хайрез-записи.
Для начала, затронем техническую сторону вопроса. Формат CD с 16-битным квантованием и частотой дискретизации 44,1 кГц позволяет записать аудио в диапазоне частот от 0 Гц примерно до 22 кГц (то есть, чуть шире возможностей человеческого слуха) и динамическим диапазоном порядка 95 дБ, чего вполне достаточно для подавляющего большинства музыкальных инструментов. При этом формат 24 бит 48 кГц расширяет динамический диапазон до 150 дБ, а верхнюю частоту — до 24 кГц. Более того, многие аудиофилы предпочитают 24 бит 96 кГц, с верхней частотой до 48 кГц, а также 24 бит 192 кГц, с верхней планкой в районе 96 кГц. Столь высокие звуковые частоты оказываются далеко за пределами возможностей человеческого слуха, так что здесь напрашивается простой и резонный вопрос: для чего же собственно всё это нужно?
Некоторые сторонники Hi-Res скажут, что хоть ничего и не слышат на этих частотах, но всё же могут «почувствовать» разницу, зачастую преподнося это как более высокую «воздушность» звучания. При этом любопытно, каким именно органом чувств они ощущают эту воздушность? В общем-то, мы и вправду можем «почувствовать» очень низкие частоты — при условии, что они воздействуют с высокой амплитудой и с относительно близкого расстояния. Ну а что же касается поклонников Hi-Res, скорее всего, они воспринимают звучание более плавным и слитным из-за высокой частоты дискретизации. К тому же, АЦП и другие компоненты, используемые во время записи в 192 кГц, скорее всего, будут высокого качества, что само по себе повлияет на впечатления от прослушивания.
Для того, чтобы проверить на практике преимущества Hi-Res, все желающие могут провести любопытный тест — послушать в случайном порядке несколько записей с разной частотой дискретизации на хорошем цифровом аудиоплеере. Заклейте чем-нибудь подручным дисплей проигрывателя, чтобы не иметь представления о том, с каким именно разрешением в данный момент воспроизводится файл. Вооружитесь ручкой и блокнотом (ну или приложением «заметки» в смартфоне), прослушайте все записи и отметьте, что именно вы слышите и какой трек звучит лучше. Если у вас получается точно определить более высокие частоты дискретизации, можно с уверенностью заявить, что вы обладаете необыкновенным слухом.
Большинство людей старше среднего возраста способны услышать тон на частоте максимум до 15 кГц. К возрасту 60 лет эта частота может снизиться примерно до 12-13 кГц для среднестатистического мужчины (и, возможно, будет немного выше для женщин). Таким образом, звуковой сигнал с частотой 96 кГц мало что значит для восприятия звука. Однако вполне вероятно, что многие слушатели почувствуют дополнительную плавность и слитность на средних частотах, которой может похвастаться Hi-Res. Впрочем, на качество звучания записей влияет и множество других факторов, некоторые из них играют очень важную роль.
К примеру, можно задаться вопросом, с помощью какого оборудования осуществляется запись. Ведь, по иронии судьбы, многие профессиональные конденсаторные микрофоны от Sennheiser, Beyerdynamic, AKG, Neumann, Shure, Rode и Audio Technica обладают частотными характеристиками, которые стремительно снижаются сразу после 20 кГц. Более того, у некоторых популярных микрофонов заметный спад начинается уже после 18 кГц: таким образом, они вряд ли будут улавливать что-либо на частоте 48 или 96 кГц, и в большинстве случаев это как раз хорошо, ибо не очень-то и хочется вводить высокочастотный шум в цепь микширования.
Итак, для того, чтобы записать аудио с действительно «высоким разрешением», в первую очередь, потребуются специальные микрофоны, способные улавливать очень высокие частоты, не внося при этом слишком много собственного шума. Далее нам необходимы микрофонные предусилители и микшеры с расширенной частотной характеристикой и сверхнизким уровнем шума, а также высококлассный аналого-цифровой преобразователь. Предположим, что у нас есть микрофоны с равномерной частотной характеристикой от 20 Гц до 96 кГц и сверхнизким уровнем шума, подключенные специальными аудио кабелями к сверхмалошумящему предусилителю. Далее мы отправим этот сигнал в секцию микширования и высококлассный аналого-цифровой преобразователь, который передаёт аудиосигнал высокого разрешения в цифровой рекордер или компьютер с аналогичными улучшенными характеристиками.
И в общем-то, да, всё это действительно осуществимо. Более того, записав таким образом соло скрипки в 24 бит 96 кГц, можно заметить, что на самых высоких нотах некоторые гармоники достигают частоты приблизительно 28 кГц. Подобные гармоники может давать и флейта сопрано, но вот способны ли мы их услышать — это уже другой, не менее интересный вопрос. В конечном итоге, практически весь значимый для нашего слуха звуковой сигнал в записях соло скрипки вполне может содержаться на 16-битном CD с частотой дискретизации 44,1 кГц.
Вдвойне удивительно, что даже полноценный оркестр, с его широчайшим динамическим диапазоном, вполне можно записать в 16 битах, при условии изначально правильной настройки уровней (не прибегая к компрессии). Безусловно, не стоит забывать, что вполне возможно сгенерировать электронные звуки, которые выходят за пределы частотного диапазона человеческого слуха и динамического диапазона в 100 дБ. Но всё это остаётся, как правило, на уровне теории.
В заключение стоит отметить, что благодаря более высокой плавности и слитности звучания в среднечастотном диапазоне, Hi-Res записи однозначно достойны внимания слушателей, но только при условии, что аудиосистема позволяет воспроизвести все эти нюансы.
Любопытно, что у многих аудиофилов есть любимые записи классической музыки, сделанные в конце 50-х и начале 60-х годов. Ведь музыка — это не только технические характеристики, а определяющим фактором зачастую является исполнение и профессионализм звукорежиссёра, что позволяет сделать хорошую запись даже с минимальным набором микрофонов. А послушав некоторые джазовые записи, сделанные в начале 60-х годов, нельзя не отметить, что они звучат очень живо и музыкально: может быть, не так уж и важно, что они не в Hi-Res.
Офлайн-сохранение музыки с памятью до 128 ГБ будет проблематичным
Столько весит моя медиатека в сжатом формате. Если перевести её в lossless, памяти айфона просто не хватит.
Я сейчас немного упрощу картину, чтобы не заваливать вас цифрами, битрейтами, частотами дискретизации и прочими переменными.
▪ Стандартный размер файла у треков в стриминговом сервисе — от 3 до 12 мегабайт, обычно по нижней границе.
▪ Размер файла Hi-Res трека в разы волатильнее, но в среднем — от 60 до 200 мегабайт.
Иными словами, один и тот же трек в форматах Hi-Res займет от 5 до 15 раз больше памяти смартфона, чем его стандартный, сжатый вариант.
Если вы привыкли скачивать музыку в оффлайн и захотите перенести средних размеров медиатеку в Hi-Res, вам надо будет выделить под неё от 5 до 15 раз больше памяти. Для смартфонов с накопителем менее 128 ГБ это станет нерешаемой проблемой.
Тем, кто купил айфоны с памятью в 512 гигабайт или iPad Pro на 1 ТБ и более, теперь точно будет, чем забить всю эту память.
Например, я вообще не смогу даже теоретически перевести свою медиатеку Apple Music, скачанную сейчас в память айфона, в форматы Hi-Res. Она уже весит без малого 100 ГБ, а в айфоне есть лишь 512 ГБ.
Форматы файлов Hi-Res audio
Существует несколько основных форматов файлов, поддерживающих цифровой звук высокого разрешения:
- WAV (WAVeform Audio File Format): Стандартный формат всех компакт-дисков. Отличное качество звука без сжатия, что означает огромный размер файлов (особенно Hi-Res файлов). Имеет плохую поддержку метаданных (обложка альбома, информация об исполнителе и название песни).
- AIFF (Audio Interchange File Format): Это альтернатива WAV формату от Apple, но с лучшей поддержкой метаданных. Формат без потерь и без сжатия (так же файлы большого размера), но массово не популярен.
- FLAC (Free Lossless Audio Codec): Этот формат сжатия аудио без потерь поддерживает частоту дискретизации Hi-Res, занимает около половины размера формата WAV и сохраняет метаданные. Является бесплатным и широко поддерживается (только не в продуктах Apple). Считается предпочтительным форматом для загрузки и хранения музыкальных альбомов в Hi-Res.
- ALAC (Apple Lossless Audio Codec): Собственный формат сжатия без потерь компании Apple. Также воспроизводит Hi-Res звук, сохраняет метаданные и в половину меньше WAV. Используется в устройствах Apple.
- DSD (Direct Stream Digital): Однобитный формат используется в носителях Super Audio CD. Его частота дискретизации может быть 2.8mHz, 5.6mHz и 11.2mHz, что многократно превосходит обычный CD. Формат широко не распространён.
- MQA (Master Quality Authenticated): Это новый формат, представленный в 2014 году, используется в основном для стриминга музыки в Hi-Res. Файлы MQA могут быть упакованы внутри любого контейнера сжатия без потерь, такого как FLAC, WAV или ALAC. Для декодирования файлов MQA вам понадобится совместимое оборудование — сетевой аудиоплеер, портативный музыкальный плеер, или программное обеспечение, например, приложение Tidal для ПК.
back to menu ↑
Качество звука в дешёвых наушниках и простых AirPods не раскроет Hi-Res
Тут, думаю, всё очевидно. Большинство Bluetooth-наушников на рынке, особенно модели до 10 тысяч рублей, не позволят заметить разницу между новыми несжатыми треками Apple Music и старыми.
Из того, что продаёт сама Apple, более-менее разницу передаст AirPods Pro, а лучше AirPods Max. Цену последних вы знаете (62 990 рублей, если что).
Владельцам же обычных AirPods или каких-нибудь народных азиатских «затычек», не обременённых другими наушниками в пользовании, даже нет смысла думать про переход на «хайрез».
Не факт, что весь Apple Music будет доступен в Hi-Res
Чтобы получить лучшее качество звука, чем есть сейчас в Apple Music, нужно загрузить в сервис те самые «несжатые» треки.
Далеко не факт, что на серверах iTunes Connect (сервиса для музыкантов) уже лежит мастер-файл песен вашего любимого исполнителя, критически необходимый для Hi-Res стриминга.
Думаю, что в первые несколько месяцев Apple будет предоставлять ограниченный выбор Hi-Res музыки из сервиса. Так делали ранее все другие стриминговые платформы, и я не уверен, что в Купертино есть решение лучше. Буду рад, если окажусь неправ!
В чём преимущество Hi-Res audio
Главным преимуществом аудиофайлов с высоким разрешением, безусловно, является превосходное качество звука по сравнению со сжатыми и стандартными аудио форматами. Чтобы проиллюстрировать, почему Hi-Res должно звучать лучше, чем MP3, давайте сравним их битрейты. Файл MP3 с самым высоким качеством имеет битрейт 320 кбит/с, тогда как 24-битный/192 кГц Hi-Res аудио файл имеет скорость передачи данных 9216 Кбит/с. Музыкальный компакт-диск — 1411 Кбит/с.
Использование сжатия с потерями означает, что данные теряются в процессе кодирования, а разрешение приносится в жертву меньшему размеру файла. Это влияет на качество звука — формат MP3 (и подобные) полностью не раскрывает потенциал наших любимых песен.
Тем не менее, для большинства людей звук MP3 формата достаточно хорош, особенно при прослушивании музыки в дороге, фоном и т.д. Для аудиофилов даже CD качества недостаточно, поэтому многие ценители музыки по-прежнему предпочитают чистый аналоговый звук виниловых пластинок.
Поэтому файлы Hi-Res 24 бит/96 кГц или 24 бит/192 кГц призваны более точно воспроизводить звук, с которым музыканты и инженеры звукозаписи работали в студии.
back to menu ↑