Советы и рекомендации по выбору автомобильных колонок


Мечты о чистом и объемном звуке в авто реализовать несложно. Все, что от вас требуется — владеть минимальным объемом знаний об акустике, правильно выбрать основные элементы системы и определиться с местом для их установки. Этим аспектам мы и уделим внимание в статье.

Разновидности колонок для авто

Любые предназначенные для эксплуатации в салоне автомобиля колонки принадлежат к одному из перечисленных ниже типов:

Качество воспроизведения музыки у колонок данного типа намного выше, но при этом они имеют значительную стоимость. Двух и трёхкомпонентные колонки. Компонентная акустика выполняется в двух и трёхкомпонентном варианте. Первый тип устройств состоит из нескольких низкочастотных колонок и твиттера. Трехкомпонентные колонки имеют два дополнительных твиттера, которые управляют низкими и средними частотами. Трёхкомпонентные акустические системы позволяют обеспечить высочайшее качество звука.

Подключить усилитель в авто

Чтобы правильно организовать звук в машине нужно в первую очередь разобраться с разновидностями сабвуферов, усилителей и в расположении динамиков, а затем выбрать правильную схему подключения и грамотно проложить акустическую проводку. Истории наших читателей «Гребаный таз!!! В обратном случае возникает необходимость обработки виброгасящими материалами внутренней поверхности салонной обшивки дверей, внутренней поверхности всех пластмассовых деталей, внутренней поверхности потолка, крыши кузова, заливания демпфирующей жидкости в зеркало. Полосы динамика — колонки, акустической системы, акустики количество динамиков в составе акустики, которые воспроизводят каждый свои частоты.


Соответственно для проводов физически непригодна. Самая простая конструкция, не имеющая отверстия для воздуха.


Не передается значительная часть высоких, басовых частот, теряются естественные обертоны музыкальных инструментов. Все усилители рассчитаны на работу с определенным сопротивлением нагрузки.


Усилитель может обладать определённым классом: АВ и D. Провода, идущие к акустическим системам, не должны быть параллельны силовым кабелям.


Получается, что влиянием двери на работу мидбасов можно пренебречь, а динамики следует выбирать какой-нибудь известной фирмы — чем дороже, тем лучше. Если не уменьшается, а увеличивается, то полярность подключения одного из динамиков не правильная.

Двух катушечный сабвуфер, равно как и два, три и более сабвуферов, можно подключить четырьмя вариантами: каждую катушку по отдельности, параллельное соединение катушек, последовательное и комбинированное


При подключении от магнитолы бессмыслен подбор динамиков по мощностям. В принципе в это нет нечего сложного, но по не знанию или в спешке, можно произвести неверное подключение, в лучшем случае будет неправильно звучать система, а в худшем, выход из строя компонента или всей системы. Типовые схемы аудиосистем в авто: двухполоска (двухполосная аудиосистема)

Самостоятельная установка динамиков 25 июля `16

Установка автомобильных колонок обычно довольно простой процесс, так что это будет единственным наиболее значимым улучшением, которое вы можете сделать с аудиосистемой автомобиля.

Если вы не являетесь владельцем относительно свежей модели транспортного средства, оснащенного заводской акустикой премиум класса, вы вряд ли будете на 100% довольны звучанием колонок.

По этой причине, многие стремятся улучшить качество звука, и решают заменить или обновить колонки автомобиля. Однако можно легко запутаться в размерах и расположении динамиков в автомобиле.

В этой статье мы постараемся помочь принять вам обоснованное решение.

Поиск подходящей акустической системы, которая будет соответствовать вашему автомобилю, не должен вводить вас в заблуждение. Есть различные способы, с помощью которых можно использовать динамики различных размеров в любом месте машины. Один из таких вариантов, это использование монтажных автомобильных кронштейнов, также называемых адаптерами для автомобильных колонок. Такой способ довольно популярен, и используется при профессиональной установке аудиосистем. Однако в некоторых случаях установка может быть немного сложнее, особенно при использовании компонентной акустики.

В комплект большинства автомобильной акустики, уже входит все что потребуется для установки. Инструкция обеспечит вас подробной информацией о том, как правильно производить монтаж.

Какие инструменты могут понадобиться для установки колонок.

Если вы приняли решение обновить динамики автомобиля, то потребуются некоторые знания для их установки. Сейчас замена динамиков не слишком сложна, но желательно иметь немного практики. В следующих разделах мы дадим инструкции, которым желательно следовать, чтобы избежать ненужных проблем.

Монтаж автомобильных колонок

В бытовых акустических системах правая и левая колонки обычно находятся на одинаковом расстоянии от слушателя и примерно на уровне его головы. В автомобиле такие условия соблюсти нереально, поэтому при монтаже компонентной АС на первый план выходит необходимость добиться возможного приближения к идеалу.

Варианты размещения АС: куда можно установить динамики

Экспериментальным путём было установлено, что для фронтальной акустики оптимальным считается размещение динамиков на краях торпедо и примыкающей к ним части передних стоек. При этом нужно следить за тем, чтобы динамики были вынесены вперёд как можно дальше.

Статья в тему: Редуктор заднего моста – как оказать своевременную помощь?

Специалисты также советуют размещать разночастотные динамики, относящиеся к одному каналу, в непосредственной близости друг от друга. Это обеспечит цельность и согласованность звучания. Ориентировать колонки можно в противоположных направлениях: одну направить на водителя, другую — на лобовое стекло машины, чтобы звуковые волны отражались от него.

К сожалению, крупногабаритные динамики сложно разместить по краям торпедо. Поэтому многие автовладельцы выбирают компромиссный вариант.

Имеет смысл расположить низкочастотные и среднечастотные динамики в переднем нижнем углу двери, а ВЧ-головки — на передней стойке или в том же углу торпедо. Такая схема даёт приемлемое качество звучания при меньших затратах времени и денег.

Настолько креативный вариант размещения динамиков на двери автомобиля оценят разве что самые отчаянные меломаны

Чувствительность, резонансная частота и характер звучания автоакустики

Конечно, при выборе динамиков важны размер и их мощность, но ключевое значение играет параметр чувствительности (звуковое давление), резонансная частота (Fs) и общая добротность звучания (Qts).

При этом справедливы следующие утверждения:

  1. Чем выше параметр звукового давления (чувствительности), тем лучше. Оптимальным считается показатель в рамках 92–94.
  2. Рекомендуемая величина резонансной частоты должна варьироваться в пределах 60–75, при этом чем ниже этот параметр, тем более глубокий бас автовладелец получит в итоге.
  3. Показатель Qts в идеале должен превышать 0,6, особенно если динамики установлены в дверях автомобиля.

Видео: как выбрать самый лучший бюджетный савбуфер на авто

Замена штатных громкоговорителей своими руками

Наименее затратный как по деньгам, так и по усилиям способ улучшения звука в салоне автомобиля — замена штатных широкополосных колонок двух- или трёхполосными коаксиальными.

Стандартное место «родных» динамиков — нижний передний угол дверей. Для замены желательно подобрать колонки такого же размера, что и штатные. Динамики большего диаметра, как правило, звучат лучше, но под них понадобится расширять установочное отверстие в двери.

Инструменты для установки

Для замены колонок может понадобиться следующий инструмент:

  • электролобзик,
  • электродрель,
  • отвёртки крестообразная и плоская,
  • нож,
  • паяльник,
  • пассатижи,
  • набор автомобильных ключей,
  • съёмник панелей,
  • напильник,
  • изоляционная лента,
  • пластиковые хомуты для крепления проводов.

Видео: учимся самостоятельно подключать динамики к автомагнитоле

Это интересно: Как выбрать GPS-навигатор для автомобиля и установить его

Подготовительные работы: как снимать обшивку

Перед выполнением работ выключите зажигание и отсоедините от аккумулятора минусовый провод. Затем действуйте так:

  • Часто панель динамиков отсутствует, и колонки укрыты за несъёмной сеткой (решёткой) обшивки двери. В этом случае снимите мешающие демонтажу дверные ручки. Если есть крепления саморезами, вытащите защитные пробки и выкрутите шурупы. Затем снимите обшивку.

    Потихоньку раскачивая, снимите панель, освобождая последовательно одно крепление за другим

  • Если штатные динамики закрыты отдельной декоративной панелью, аккуратно в наименее заметном месте подцепите её и потяните, ориентировочно определив точки крепления. Потихоньку раскачивая, снимите панель, освобождая последовательно одно крепление за другим.

    Снимите мешающие демонтажу дверные ручки и другие элементы обвеса

  • В случае крепления пластиковыми защёлками подцепите обшивку в менее заметном месте, стараясь не оставлять на поверхности царапин. Снимите её, освобождая защёлки последовательно по периметру двери.

Как снять штатный динамик и закрепить новый

Дальнейшая работа потребует от вас терпения и внимательности. Только соблюдение приведённой ниже последовательности действий гарантирует правильность установки АС.

  • После того как вы получили доступ к колонке, открутите крепления и вытащите динамик на себя. Отсоедините разъём с проводами.

    Открутите крепления и вытащите динамик на себя. Отсоедините разъем с проводами

  • Если штатные динамики крепятся пластиковыми заклёпками, не высверливайте их, а подцепив отвёрткой, захватите пассатижами и вытащите из посадочных гнёзд. При этом заклёпки, скорее всего, будут поломаны.
  • Сняв штатный динамик, примерьте новую колонку. В идеальном случае её можно установить на старое посадочное место. Оцените, не будет ли колонка мешать работе скрытых за обшивкой механизмов.

    Целесообразно оклеить дверь (участок двери около колонки) шумоизоляцией, вибропластом или чем-то подобным

  • Прежде чем крепить колонку, целесообразно оклеить дверь (участок двери около колонки) шумоизоляцией, вибропластом или подобным материалом. Это заметно улучшит звучание динамиков.

Какой должна быть мощность хороших динамиков

Анализируя понятие мощности динамиков, стоит помнить о том, что величина этого показателя должна быть чуть больше, чем исходящая мощность автомагнитолы. В противном случае все попытки получить более или менее качественный звук будут сведены к нулю.

Видео: как узнать мощность динамиков

Обычно на динамиках указывается параметр номинальной и пиковой мощности, где первый определяет мощность, при которой динамик может без проблем работать длительное время без риска повреждения диффузора или перегрева катушки, а второй — указывает на максимально допустимую мощность, которую колонка может выдержать в течение короткого промежутка времени.

Правильный выбор динамиков и магнитолы

Для установки в салон автомобиля предназначено, прежде всего, специализированное звуковое оборудование. Производители автомобильных колонок учитывают не только качество звучания, но также непростые условия эксплуатации: вибрацию, запылённость, перепады температуры и прочее.

Можно ли ставить в автомобиль бытовые или эстрадные колонки

Компьютерные и концертные громкоговорители рассчитаны на более щадящие условия. В автомобиле они, скорее всего, долго не проживут.

Кроме того, компьютерным колонкам обычно требуют не только источник звука, но и отдельное питание, без которого они работать не станут, тогда как автомобильные динамики подключаются только к выходу усилителя или магнитолы.

Как правило, колонки целесообразно покупать там, где есть возможность оценки качества звука. Внешний вид не играет особой роли, так как в салоне автомобиля динамики обычно укрыты декоративной сеткой или решёткой.

Выбор подходящих динамиков для авто заключается в определении базовых требований к ним и сопоставлении технических характеристик нескольких моделей одной ценовой категории

Можно ли устанавливать динамики в полку без отверстий для акустики?

  • Не стоит, если… в автомобиле задняя полка является несущей. В этом случае она добавляет жесткость кузову, и сверлить в ней дырки крайне не рекомендуется. Многие все равно идут на то, чтобы сделать отверстие и вкрутить овал – в результате начинают лопаться стаканы, нарушается целостность автомобиля. Если посадочных мест в таком авто изначально нет – мы не рекомендуем их делать.
  • Можно, если… это хетчбек с откидной полкой. В таком автомобиле можно выреза́ть отверстия и вставлять динамики без проблем. Хороший сабвуфер это не заменит, но станет бюджетным решением, которое в кратчайшие сроки за минимальные деньги даст прирост в качестве звука. Проблем также не возникнет в автомобиле, где отверстие уже есть и туда просто можно установить динамик.

Расположение компонентных источников звука

Качество звучания соосных колонок удовлетворяет большинство автомобилистов, но не всех. Конструктивный недостаток коаксиального звука в том, что высокочастотные твитеры размещаются в малодоступных местах вместе с фронтальными динамиками. Для преодоления этого недостатка используют компонентные системы с разнесёнными в пространстве колонками.

Особенности распространения звука высокой частоты требуют, чтобы, во-первых, пищалки были ориентированы в сторону слушателя, и, во-вторых, между ними и ухом отсутствовали препятствия.

Из-за особенностей компоновки автомобильного салона трудно выбрать идеальное место для расположения твитеров. Наиболее приемлемый компромисс между ценой и качеством — размещение динамиков низкой и средней частоты на штатном месте и вынос высокочастотных головок на торпедо или в переднюю стойку.

Подключение твитеров

Порядок монтажа компонентных динамиков приведён ниже:

Выбор колонок без усилителя

Если перед автовладельцем стоит задача выбора колонок без усилителя, то нужно понимать, что достичь высокого качества звучания будет практически невозможно. Запомните: без усилителя автоакустика просто-напросто неспособна раскрыть весь свой потенциал.

Но не стоит расстраиваться, так как не всем нужна первоклассная АС, а добиться достаточного для среднестатистического пользователя качества звучания вполне возможно. Для этого рекомендуется использование колонок с высоким уровнем чувствительности и лёгким подвесом (в идеале из бумаги или кевлара).

Как подсоединить колонки двухкомпонентных систем

Примерно 80% автолюбителей, которые устанавливают компонентные звуковые системы, ограничиваются установкой дополнительных пищалок. Некоторым этого мало, так как достичь наивысшего качества звучания невозможно без «прорисовки» нижних частот звукового спектра на грани пределов человеческого слуха.

Препятствия на пути распространения колебаний самых низких частот ухудшают качество незначительно. Поэтому работающие в нижней звуковой полосе огромные сабвуферы размещают в багажнике либо на задней полке салона.

Компонентная система автомобильного звука может содержать от 2 (включая твиттер) колонок на канал до 4, 6 и более

Таким образом, компонентная система автомобильного звука может содержать от 2 (включая твитер) колонок на канал до 4, 6 и более. Практическая реализация зависит от эстетических требований владельца автомобиля, его желания тратить деньги и время на их достижение.

Схема поканального подключения компонентов АС

Все составляющие аудиосистемы соединяются между собой проводами. Слабенькие пищалки можно подключать практически любыми проводами. Совсем другое дело сабвуферы. При мощности 100 Вт динамику потребуется ток около 8 А. Чтобы не ошибиться, лучше всего использовать специализированный акустический кабель сечением провода не менее 2,5 кв. мм.

Для соединения проводов между собой и с колонками в зависимости от особенностей конструкции используют стандартные разъемы, клеммы или скрутку с обязательной пайкой

Провода для подключения колонок прокладывают в малодоступных местах, укрывая под съёмными обшивками по возможности подальше от остальных жгутов. В двери звуковые магистрали заводят через штатные резиновые чехлы-гармошки.

Следуя изложенным выше рекомендациям, любой владелец сможет оснастить свой автомобиль хорошим звуком. Сколько будет использоваться динамиков, где именно они будут устанавливаться — зависит от конструктивных особенностей машины и желания её владельца. А секрет успеха заключается в наличии необходимых комплектующих и аккуратности при выполнении работ.

Внешний тюнинг

Итак, вы выбрали хорошую акустику, установили ее и приклеили на авто наклейку. Но вам мало и вы хотите, чтобы авто переливалось всеми цветами радуги под ритм музыки, льющейся из салона. Для этого необходимо сделать тюнинг дверей в авто, установив в них дополнительное светодиодное освещение, а так же не забываем о шумо- и виброизоляции.


Светодиодная подсветка салона и дверей

Один из вариантов светового тюнинга – использование светодиодной ленты, которая будет не только украшать автомобиль в темное время суток, но и моргать в такт играющей музыке. Обратите внимание, что тип лент и количество светодиодов играет немаловажную роль. Для получения более насыщенного света лучше использовать ленты на диодах SMD. Ленты, на которых находится меньше диодов, будут светить хуже.

Главное достоинство таких лент заключается в том, что при необходимости их можно разрезать с помощью обычных ножниц на любую нужную длину. Крепить ленты к двери авто очень просто — достаточно снять защитное покрытие с ее обратной стороны и клейкой основой прикрепить ленту к двери. Светодиодные ленты бывают как одноцветные, так и многоцветные. Питаются они от сети 12 Вольт. Их можно прикрепить не только на дверь, но и багажник, да и на практически любую поверхность: бампер, вокруг номера и т.д.

Подведя итог всего вышесказанного, можно отметить, что создание качественной акустики в салоне своего авто – это несложное дело. Главное — приобретать только качественную технику и иметь точный план и представление будущего результата. Остальные факторы зависят только от вашего желания и денежных сумм, которые вы согласны потратить на дело.

Для начала рассмотрим головное устройство

Предлогаю выбрать — KENWOOD KMM-304Y

Он имеет процессор с задержками и фильтрами и 6 RCA выходов, что дает возможность создавать разные варианты систем. Kenwood KMM-304Y может позволить построить прилично звучащую систему в очень скромном бюджете.

Можно даже организовать поканалку без отдельных усилителей – в режим 3-WAY можно подключить динамик к ГУ. Тогда отдельный усилитель понадобится только для сабвуфера. Проще и дешевле уж некуда.

Но мы поговорим о более качественной системе, сиспользованием усилителей!

Далее рассмотрим акустику!

В передние двери — Компонентная АС Ural AК-74.С

У этой акустики все задатки хорошей акустики, но за маленькие деньги!

Корзина покрыта антирезонансным покрытием. Удобные клеммы пружинного типа. Диффузор из прессованной целлюлозы снабжен фазовыравнивающей пулей, что позволяет улучшить звук на определенных частотах! Качество сборки хорошее следов клея или кривых элементов в конструкции не обнаружено.

Звук четкий, точный, сбалансированный, низов немного, но зато очень детальные ударные, высокие частоты в меру четкие и воздушные!

В задние двери или полку — Коаксиальная АС Ural АК-74

Практически все преимущества и плюсы как и у их старших собратьев Компонентная АС Ural AК-74.С, тоько все в одной конструкции!

Грамотный выбор акустики наиважнейшая задача

Фронтальная акустика

Как правило, устанавливается такая акустика в стандартные и предназначенные производителем места. Если качество фронтальной акустики будет не очень, то можно до бесконечности улучшать головные устройства, даже тратя на это сумасшедшие деньги, но ничего толкового не добиться. Поэтому выбор фронтальной акустики – наипервейшая задача, которую должен решить автовладелец. Итак:

  • При выборе этой акустики в первую очередь обращается внимание на чувствительность. Приобретая колонки и усилитель надо постараться получить полную информацию о технических характеристиках.

3-полосная фронтальная акустика

  • У каждой акустики, надо это помнить всегда, свой характер звучания и прежде, чем покупать ее, надо определиться, какое качество звучания способно удовлетворить индивидуальные вкусы.
  • Существует такой термин, как акустический твитер. Это отдельная колонка, применяемая в акустических системах и предназначенная для воспроизведения высоких и ультразвуковых частот. Так вот, считается что шелковый твитер издает мягкое звучание, а металлический – жесткое. Мягкое звучание, как правило, импонирует любителям классической музыки, а жесткое – услада для любителей рока.

Примечание. С другой стороны акустика с шелковыми твитерами всеядна и может одинаково хорошо звучать, как при проигрывании классической музыки, так и при озвучивании рока. Да и в профессиональных студиях звука частенько отдают предпочтение именно шелковым твитерам.

  • Металлический твитер нравится в большинстве случаев тем меломанам, которые ценят в звуке детальность и напористость, даже в ущерб тональному басу. Кроме того, металлический твитер значительно дешевле шелкового.
  • Твитер, независимо от его вида, устанавливают обычно сверху всей системы фронтальной акустики. И в данном случае размер его играет большое значение. Так, если твитер маленький, то это не очень хорошо. Чем он больше, тем лучше и рассматривать высокочастотник меньше 20 мм и не стоит.

Акустический твитер

  • При выборе акустики обращаем также внимание на мидбас, который тоже определяет характер звучания акустики. Уловить его тонкое звучание можно только в той аудиосистеме, которая имеет отдельный усилитель.

Примечание. При выборе фронтальной акустики желательно не отдавать предпочтение мощным динамикам. Помним, что у стандартного головного устройства всего 15 Вт мощности и устанавливать вместе с ним акустические динамики на 250 Вт смысла абсолютно не имеет. Кроме того, мощные динамики всегда имеют низкую чувствительность. Конечно же, не имеются ввиду особые образцы, но стоят они бешеные деньги. Для фронтальной акустики вполне подойдут динамики на 30 Вт.

  • Для мидбасов, в свою очередь, важна правильная инсталляция. Даже, независимо от того, что мидбасы монтируются в стандартные места, те надо в обязательном порядке модернизировать. В частности, надо обеспечить ровную поверхность, чтобы корзина динамика прочно крепилась. Гиблым делом, также считается установка динамика в дырявую и непрочную дверь, которая еще и гремит. Прежде чем ставить сюда динамик, надо дверь отреставрировать и шумоизолировать.
  • Важен и размер этих динамиков, излучающих мидбасы. Уделять внимание нужно не только диаметру, но и размеру посадочного места, то есть глубине.

Примечание. Обычная фронтальная акустика с твитером имеет динамики диаметром 16 см или 13 см, а глубина посадочного места 5-6 см. В некоторых автомобилях, например, японских, нет глубоких посадочных мест для динамиков, а имеющиеся рассчитаны на колонки менее 5 см.

  • Если планируется ставить твитер на стойку, то нужно заранее проверить комплект фронтальной акустики, в котором может иметься нужный инструментарий для монтажа динамика под углом.
  • Делая правильный расчет акустический, надо помнить, что используя совершенную акустику, та будет иметь достаточный запас для озвучивания бас-бочки и соло, что очень актуально при воспроизведении композиций высокого уровня.
  • Если отдается предпочтение фронтальной акустике низкого класса (ввиду недостаточности денежных средств или других причин), то возможности ознакомиться с тонкостями звуковой записи уже не будет.

Разница между фронтальной и тыловой акустикой

Итак:

  • Как правило, задачей фронтальной акустики является обеспечить качественным звуком водителя и переднего пассажира, в первую очередь. Задним пассажирам в этом случае также уделяется внимание, но о нормальном звучании и речи быть не может.

Схема – подключение фронтальной акустики

  • Тыловая акустика, напротив, рассчитана обеспечивать некий комфорт именно задним пассажирам.
  • В качестве тыловой акустики всегда, как правило, подбирается коаксиальная система.

Дальше рассмотрим сабвуфер и усилитель для него

Предлагаю взять JBL Stage 1200B и SWAT M-1.500

Сабвуфер JBL Stage 1200B хоть и не мощный, но в меру качественный, подойдет для прибавки к низким частотам, качественно и точно, выделяя нижние частоты! Конечо он не будет трясти окна и гонять ветер, он не для этого! Бас очень быстрый и точный. Никакой долбежки и гудежки, звук приятный. Глубины и мощности баса конечно же недостаточно. Но за свою стоимость отличный саб!

Компактный и легкий сабвуфер, который без проблем поместился в любой багажник. Аккуратно обтянут карпетом, имеются защитные грили.

Усилитель SWAT M-1.500 — это очень компактный моноблок. У него хорошие фильтра и настрой, есть сабсоник (хотя для JBL Stage 1200B он и не нужен) и есть фазовый регулятор (плавный) он даст возможность соглосовать передние динамики и сабвуфер! Такой усилитель я ставил в БМВ X5 в нишу где был СД-ченжер на сабвуфер Kicker, играет четко, контролирует динамик хорошо!

«Номинальная выходная мощность при 4 Ом» — 300 Вт, а у сабвуфера «Номинальная мощность при 4Ом» — 250 Вт, что в полне приемлемо и не даст спалить вам динамик, как бы вы не хотели!

Так же этот моноблок подойдет и для более мощного саба, т.к. он способен раскачать 500Вт в 2Ом

Виды автомобильной акустики

Сегодня на рынке есть два вида акустических систем:

  • Коаксиальная акустика сделана в форме колонок. В ее составе 2-3 динамика различной частоты. Главное преимущество техники — легкость в монтаже. Здесь не нужно ничего сверлить и делать дополнительные отверстия в панелях. Но из-за стремления упростить конструкцию «выплывает» главный недостаток таких систем — низкое качество изготовления. Но здесь нет однозначности. Если подобрать акустику от известного бренда и по доступной цене, то дизайн и качество будут отменными. Главное при выборе — обращать внимание на технические характеристики, материал и качество изготовления основы для колонок.

    Так выглядит коаксиальная автомобильная акустика

  • Компонентная акустика относится к категории составных. Это значит, что динамики придется монтировать по отдельности, и каждый из них будет иметь свою частоту звучания. У такой системы выделяется несколько недостатков:
  • высокая цена;
  • необходимость монтажа динамиков, что требует выполнения специальных креплений и вырезания подходящих отверстий.

    Так выглядит компонентная акустика

Но есть и плюсы — при правильной установке можно добиться чистоты и максимальной силы звука. Главное — обращать внимание на чувствительность и мощность устройства. Немаловажный вопрос — габариты колонок, которые должны хорошо смотреться в интерьере салона.

Когда излучателям на задней полке нужен усилитель?

Есть два основных типа людей, которые пользуются автоакустикой. Первые любят, чтобы было громко и драйвово. Вторые слушают музыку фоново при движении, так, чтобы она не отвлекала от дорожной ситуации. Если вы относитесь к первым – хотите удивить друзей, а на природе открыть двери и получить классный звук – вам крайне необходим усилитель.

Задача усилителя – просто усилить входной сигнал. Головное устройство обычно выдает 18-20 Вт, которых хватает для прослушки на уровне громкости, когда мы общаемся. Если хочется большего – мы ставим усилитель, который увеличивает по амплитуде сигнал от головного устройства. Тем самым мы получаем более громкий звук.

Производитель закладывает в динамик свой потенциал. Есть динамики, изначально рассчитанные на слабую мощность. У них высокая чувствительность без претензий на супердетальность, качество и так далее.

А есть басовые колонки в заднюю полку более высоких серий, которые могут передать хороший бас и ярую атаку инструментов. Но для этого подводимая к ним мощность должна быть больше. Чтобы открыть потенциал, заложенный в них производителем, и потребуется автомобильный усилитель.

Автомагнитола + динамика — классическая схема


Это наиболее бюджетный и распространенный способ озвучивания авто. Музыка такой конфигурации может играть достаточно громко и намного качественнее заводского аппарата. Как правило, для такой схемы приобретают коаксиальную акустику. Для передних дверей — 5-6,5” (13-17 см), в заднюю полку — «овалы» («блины») 6х9 дюймов. Не стоит увлекаться количеством полос коаксиалов, достаточно двух — 99% людей не услышит пьезоэлектрического супертвитера на 22 килогерцах.
В общем случае, чем мягче подвес и больше диаметр диффузора — тем ниже звук динамик может воспроизвести при небольшой мощности. Если для вашего автомобиля продаются готовые подиумы — воспользуйтесь этим решением. Особенно актуально, если штатные места под диаметр 10 см (4”) — в этом случае переход на 16-сантиметровые громкоговорители даст ощутимый эффект в плане мидбаса.

  • Чтобы поднять звуковую сцену выше (если о ней уместно говорить в контексте данной конфигурации), желательно спереди установить компонентную акустику («разнесенки»). Отдельное ВЧ-звено (твитеры, «пищалки») располагаем на передних стойках ветрового стекла, по углам торпедо, или в зоне крепления боковых зеркал.
  • Для более плотного баса требуется заменить в хетчбеке заднюю полку на фанерную. В седане нужно вырезать металл кузовной панели и усилить конструкцию (изготовить деревянные проставки между основанием и облицовкой). Владельцам универсалов придется приложить больше усилий, разместив «колонки» в задних дверях или боковых нишах багажника.
  • Идущие в комплекте к динамикам провода по возможности заменить на более толстые и качественные (сечением от 0,75 мм²), а питание магнитолы подключить через предохранитель напрямую к аккумулятору через 2,5 кв.мм. в гофре(управляющий провод берем от штатного гнезда подключения или замка зажигания).

В данной конфигурации можно применить и 4-канальный усилитель.

Если в машине отсутствует аудиоподготовка — не забудем про антенну.

Как подобрать автодинамики правильного размера

Если говорить о размерах динамиков, то специалисты не рекомендуют приобретать устройства высотой в 4–5 дюйма (1 дюйм — 2,54 см). Лучше остановить свой выбор на 6–6,5-дюймовых моделях, поскольку они хорошо справляются с воспроизведением НЧ (басов).

В итоге, если вы желаете получить качественное воспроизведение ВЧ, то свой выбор стоит остановить на динамиках с наименьшим диаметром диффузора. Если же первостепенным является получение глубоких и качественных басов, то выбирайте динамики с наибольшим диаметром диффузора.

Автозвук 2.— 2 «колонки» и сабвуфер

Это уже достаточно серьезная конфигурация с внешним усилителем, позволяющая получить достойное качество.

По бюджету и сложности установки разделим этот тип на три варианта подключения:

  • Простой.
    Фронтальные «колонки» подключаем к головному устройству, сигнал на активный сабвуфер (в нем уже встроен усилитель) берем с линейного сабвуферного выхода магнитолы или от тыловых каналов.
  • Быстрый.
    Компонентный «фронт» — от «головы», «саб» — через одноканальный моноблок D-класса или двухканальный автоусилитель, подключенный «мостом».
  • Правильный. Система с четырехканальным усилителем, где головное устройство используется только как источник слаботочного сигнала. Передние каналы подключаем каждый к своему разъему, тыловые объединяем по мостовой схеме. Можно использовать «трехканальник» — выпускаются и такие модели.

Для такой аудиосистемы понадобится купить комплект проводов. Чем большего сечения — тем лучше (8-го гейджа достаточно). Если планируется для громкости оставить тыловые динамики — подключим их к соответствующим выходам ресивера.

Какой бы способ вы ни выбрали, чтобы результат не разочаровал, начать следует с минимальной шумо-виброизоляциидверных карт. Вместо дорогого «Динамата» или «вибропласта» можно применить самоклеющийся виброизол со строительного рынка и пенополиуретановые маты.

Предела совершенству нет — если серьезно увлечетесь автозвуком, то впоследствии придете к дорогостоящей аудиосистеме с поканальным усилением для SQ или полным багажником сабвуферов для SPL. Но даже предложенные в статье варианты способны серьезно улучшить звучание в салоне вашего автомобиля уже сегодня.

Илья Илмарин, 2020

Установка фронтальной акустики

Как сделать правильный выбор и акустический расчет мы узнали. Теперь перейдем к самому главному – как грамотно эти динамики вмонтировать в автомобиль?

Подиумы

Для начала определимся с таким обязательными элементами, как подиумы. Ни один серьезный монтаж не обходится без подиумов под мидбасы, которые располагаются спереди. И этом практически в любой модели автомобиля. Если планируется устанавливать, к примеру, 3-компонентную схему фронтальной акустики, то выглядеть все должно так:

  • На подиумах в дверях должен располагаться мидбас диаметром 16 см.
  • В стандартных местах,например, на высокой панели, размещается мидренж диаметром 13 см.
  • Пищалкам уделяется место на передних стойках.

Правильный угол расположения мидбасов – главная тонкость и сложность установки. Это надо подбирать долго и упорно, часто экспериментальным путем.

Примечание. Конечно же, обычному человеку, далекому от высокой музыки, делать идеальную установку мидбасов и не требуется. В автомобиле вполне сойдет собрать кое-какую акустическую сцену, а незаметные минусы «вырулить» с помощью пищалок и мидренжа. Поэтому угол наклона мидбасов и их форма могут быть подобраны на глаз.

Подиумы своими руками

Подиумы для фронтальной акустики своими руками

Установка фронтальной акустики всегда подразумевает выбор технологии обтягивания фанерного каркаса. Существуют на сегодняшний день несколько способов это сделать:

  • Обтянуть каркас трикотажной майкой.
  • Напылить на обшивку макрофлекс.
  • Оклеить стеклотканью.

Предпочтение лучше отдать промежуточной схеме и на силовой каркас напылить макрофлекс и оклеить стеклотканью. Инструменты и материалы:

  • Нужна, в первую очередь, фанера восьмимиллиметровая. Около 0,8 квадратного метра этого материала будет вполне достаточно. Кроме того, находим обрезки оргалита и толстого картона.
  • Подготавливаем также стеклоткань, которая должна иметь толщину в 0,25 мм. Купить такой материал можно в магазине для авиамоделистов. Около 2 квадратных метров будет достаточно.
  • Не забываем также купить и ткань 0,06, а также углеленту.
  • Важный материал – эпоксидка. Этот клей желательно покупать сразу в упаковках по 150 грамм (7 штук будет достаточно).
  • Покупаем шпаклевку обязательно полиэстерную со стекловолокном. Нужна одна баночка.
  • Обязательно вооружаемся наждачной бумагой, для которой находим резиновый держатель, который можно купить в любом строительном магазине.
  • Подготавливаем также резак, пластилин, клей ПВА, Макрофлекс, саморезы и гвозди.

Готовим каркас

Подиумы, сделанные своими руками

Для начала проводим примерку и понимаем, что приемлемая форма нижней части подиума может быть только одной:

  • Из 8 мм фанеры вырезаем дно, своего рода кольцо под динамик и боковые распорки.

Совет. Заметим, что желательно все детали сразу вырезать в двойном экземпляре, чтобы гораздо проще было их подгонять друг к другу. Кроме того, при шлифовке будет проще соблюдать прямые углы.

  • Собираем всю конструкцию при помощи гвоздиков и клея ПВА.
  • Карман двери можно использовать и штатный. Поэтому надо отвинтить его и подпилить так, чтобы он соответствовал основанию подиума.
  • Готовую конструкцию заливаем Макрофлексом, обязательно тонким слоем.
  • Излишки после высыхания подрезаем, а форму придаем с помощью наждачной бумаги.
  • Шпаклюем поверхность.

Оклейка стеклотканью

Как и было сказано выше, надо использовать толстую стеклоткань. СТ придется прокаливать на огне, ведь она пропитана изначально парафином.

  • Втираем эпоксидный клей в пену.
  • Кладем СТ, пропитанную смолой. После этого, еще два слоя.
  • Сверху можно оклеить еще и углелентой, но это не обязательно.

Финишный этап работ:

  • Из оргалита вырезается дополнительный задник, который клеится к фанере эпоксидным клеем.
  • Затем накладывается шпаклевка, которую надо быстренько разравнять, а не то застынет.
  • После высыхания выравниваем наждачной бумагой.
  • Обтягиваем каркас, желательно винилом. Используем в процессе фен и особый клей.

Окончательная установка

Акустические подиумы готовы. Теперь остается всего-ничего – правильно их установить. Если подиумы были куплены готовыми, то все равно, надо прочитать эту инструкцию, чтобы не наделать ошибок:

  • Прорезаем ножом дыру в обшивке двери.
  • Прикручиваем подиумы к фанерному основанию саморезами.
  • Лучше поставить покладку, которую надо заранее вырезать из фанеры. Ее затем нужно будет намазать герметиком и наглухо прикрутить саморезами к двери.

Примечание. Подиум через проладку схватывается намертво.

  • Обшивку двери тоже желательно прихватить саморезами, так как пистоны держат не очень.
  • Устанавливаем динамики.

Установка динамиков своими руками, наверное, уже особой сложности не представит. Инструкция, приведенная здесь, поможет сделать все правильно, если не забывать смотреть в процессе видео и фото – материалы. Цена на изготовление подиумов для фронтальной акустики не будет высокой, ведь придется заплатить только за расходный материал.

  • Распечатать

Григорий с детства обожал машины, а в подростковом возрасте, когда самостоятельно подключил автомагнитолу в отцовской девятке, понял, что машины будут его работой, хобби, призванием.

Григорий Романчук

Опубликована: 03.10.2014

Добавить в избранное Версия для печати

Из чего состоит автомобильная акустика?

Автомобильная акустическая система — это не просто магнитола и несколько динамиков. Она состоит из группы устройств, от выбора, месторасположения и правил монтажа которых зависит качество звука. Рассмотрим основные элементы системы:

Кроссовер (разделительный частотный фильтр)

Это специальное устройство для разделения звука на несколько полос. По внешнему виду кроссовер — компактная коробка, которая монтируется в цепи между динамиками и усилителем. В зависимости от конструкции, кроссоверы производятся пассивными и активными.

Кроссовер для акустики

Усилитель

При покупке этого устройства учтите, какие функции будут возлагаться на устройство. Если магнитола нужна для создания общего фона и прослушивания новостей, то тратиться на усилитель для автомобиля бессмысленно. В случае, когда задача — получить качественный и мощный звук, без специального устройства не обойтись.

Усилитель для акустики

При выборе усилителя учитывайте такие параметры — мощность (должна быть от 100 Ватт), объем салона и имеющуюся в распоряжении акустику. Если установить усилитель мощностью 100 Вт при динамиках 10-15 Вт, то последние долго не «проживут». Первая же попытка накрутить громкость приведет к повреждению диффузора, восстановить который уже не удастся. Мощность усилителя должна быть на 10-15% меньше, чем аналогичный параметр у сабвуфера и динамиков.

Мощность — не единственный параметр, которому стоит уделить внимание при выборе. Обратите внимание на следующие моменты:

  • диапазон рабочих частот — не меньше, чем 30-20000 Гц;
  • отношение сигнала и шума (уровень фона) должен быть в диапазоне от 96 до 98 дБ. В противном случае постоянные шумы в промежутках между песнями заставят вас идти за покупкой нового усилителя;
  • количество каналов. Современные устройства для усиления звука производятся 1-но, 2-х, 4-х, 5-ти, 6-ти канальными. Обратите внимание, чтобы был отдельный выход для сабвуфера.

Сабвуфер

Главная задача устройства — выдача звука низкой частоты. Главный параметр при выборе устройства — мощность. Сам сабвуфер выпускается двух видов:

  • пассивный. В таком устройстве нет встроенного усилителя;
  • активный — с усилителем в корпусе устройства.

    Автомобильный сабвуфер

Для полноценной работы сабвуфера стоит обеспечить правильное звуковое оформление, а именно идеальное взаимодействие фронтальных и тыловых волн. Решить задачу можно тремя способами:

  • сделать бесконечный экран. Главное преимущество такого способа — простота монтажа и высокое качество баса. Минус — низкий уровень звукового давления и появление отличий в звуковых эффектах при разном заполнении багажного отсека;
  • фазоинвертор представляет собой закрытую коробку со специальным отверстием (тоннелем), выполняющим роль соединителя внешнего и внутреннего звука. Недостаток такого способа — сложность расчета, монтажа коробки и большой объем готового изделия (найти ему место в багажнике — сложная задача). Преимущество такого исполнения — минимальные искажения звука и наибольшая отдача низких частот;
  • закрытый ящик отличается простотой конструкции, отличным качеством басов и надежной защитой динамика от случайных механических воздействий. С другой стороны, снижается КПД, поэтому усилитель и динамики лучше подбирать с большей мощностью.

Музыка в машине: с чего начать?

Не нравится звук штатной аудиосистемы? Это нормально. Но тогда сразу возникает классиче­ский русский вопрос: «Что делать?» Сейчас посмотрим!

Недовольными звучанием штатных аудиосистем чаще всего оказываются владельцы автомобилей среднего ценового сегмента: стоимостью от 500 000 до 1 млн руб.

Как правило, всевозможные заводские комплектации таких машин не отличаются разнообразием вариантов аудиоподготовки: в лучшем случае, есть возможность выбора двух-трех систем. Причем отличаться друг от друга они будут в основном количеством динамиков или наличием более функциональной магнитолы.

В минимальном варианте аудиоподготовка «иномарки средней руки» – это четыре динамика и магнитола, «по максимуму» – до 13 динамиков. Не хочется особо критиковать производителей, но в машинах среднего ценового сегмента аудиосистема добавляется просто «чтобы была». И часто, даже заказав самую навороченную аудиоподготовку, владелец оказывается недоволен звуком. Ничего не поделаешь: надо улучшать.

И делать это лучше всего поэтапно, начиная, как говорится, с малого. Ибо часто происходит так, что, после того как сделаешь одно, другое уже и не нужно.

Меняем динамики

Первое, с чего стоит начинать «переработку» штатной аудиосистемы во что-то более приятное слуху, – это замена штатных динамиков на более качественные и классом выше.

Затем производится минимальная аудиоподготовка. Здесь, в частности, делают отдельную подготовку дверей под установку динамиков, при которой демпфируют полости и устраняют вибрации. В таком случае оставляют «родную» магнитолу и все подключают по заводской проводке.

Замена штатной акустики и шумоизоляция в мастерской выльется для владельца не в такую уж большую сумму – за все вместе с работой попросят

15 000-25 000 руб. Однако звук системы поменяется ощутимо, а его качество станет заметно другим.

Очень многие на этом и останавливаются. Если у владельца нет каких-то особых претензий, и музыку в машине он слушает «по ходу», то замены штатной акустики вместе с шумоизоляцией часто оказывается достаточно.

Подключаем усилитель

Если нет – тогда следующий этап: установка внешнего, дополнительного усилителя. Делается это не столько ради громкости, сколько для улучшения чистоты звучания. Суть – в том, что имеющийся в штатной магнитоле встроенный усилитель при увеличении громкости вносит в аудиотракт системы искажения по всему спектру частот: т. н. клипирование.

Внешний же усилитель позволяет обеспечить широкий размах сигнала, идущего на динамики, хорошие параметры по его нарастанию и т. д. Одним словом, с внешним усилителем звук получается чище и лучше.

Однако проблема заключается в том, что ни одна штатная магнитола не имеет линейных выходов на внешний усилитель. Такие «выходы» приходится получать искусственно.

Самый простой способ – т. н. «пассивный»: когда на трансформаторах собирается схема, понижающая уровень сигнала выхода из магнитолы до нужного для подключения к внешнему усилителю.

Стоит такая схема немного: 1 000-2 000 руб. Однако при этом все искажения частот, которые несет штатный звуковой тракт, никуда не пропадают и передаются во внешний усилитель. Достоинство такой схемы подключения состоит в простоте установки и минимуме вторжения в штатное головное устройство.

Более продвинутым вариантом выступают т. н. «активные» схемы, которые «интеллектуально» обрабатывают сигнал. Как правило, это готовые устройства, которые, в зависимости от производителя, стоят от 5 000 до 15 000 руб.

Однако наиболее продвинутым способом является доработка непосредственно штатной магнитолы и организация в ней самой линейных выходов. Для этого головное устройство разбирают, находят точку подключения к встроенному усилителю и выводят сигнал линейного уровня. Стоят такие работы от 7 000 руб.

Логичной альтернативой, казалось бы, является простая замена штатной магнитолы на новую, у которой и линейные выходы уже имеются (ничего придумывать не надо – только подключай), и функциональность повыше. За те же 7 000-15 000 руб. можно подобрать аппарат весьма приличного уровня!

Однако главная проблема, которую приносят с собой нештатные магнитолы, – это интерес к ним криминальных элементов: по­просту говоря, воровство. Любое, даже самое простое устройство как магнит притягивает воров. Обнаружить разбитое стекло и раскуроченную панель, подойдя к машине, – случай типичный.

Кроме того, нештатные аппараты часто требуют довольно сложную и дорогую инсталляцию в панель, поэтому многие решают именно доработать штатное устройство.

Разумеется, если хочется иметь «продвинутый» функ­ционал в виде проигрывания МР3, разъемов USB, слотов для карт памяти, Bluetooth, цветного ЖК-дисплея и прочего, чем балуют сейчас потребителя производители аудиотехники, магнитолу придется менять.

Кстати, замена магнитолы может потребоваться и для того, чтобы поменять штатную акустику автомобиля.

В ряде машин высокого ценового сегмента (например, Audi и Mercedes) одни динамики заменить невозможно – нужно менять всю аудиосистему. А если еще комплектация – «продвинутая», и аудио завязано на систему интеллектуального управления, то любой апгрейд сопряжен с весьма серьезными техническими сложностями. В некоторых автомобилях высокого класса вообще невозможно отказаться от штатной аудиосистемы.

Ставим сабвуфер.

Третий этап – установка сабвуфера. Доходят до него не все: более качественные динамики уже начинают неплохо «басить». Вкупе с внешним усилителем, звук и так получается весьма качественным и чистым, что для обычного пользователя вполне достаточно.

Впрочем, часто хочется большего, а если владелец слушает современную электронную музыку, то без саб­вуфера не обойтись.

Кстати, предостережем читателей от подростковых глупостей и выброшенных денег. А именно: от покупки готового «саба» со встроенным усилителем и подключением его к штатной аудиосистеме.

В продаже сейчас много всяких «ящиков» и «бочек» по доступным ценам, которые можно подключить хоть самому, хоть за небольшие деньги в «гаражном» сервисе. Только ничего хорошего от такой вот «инсталляции» не получится! Почти наверняка выйдет невнятное баханье и гуденье, не согласующееся ни с чем.

Чтобы сабвуфер зазвучал правильно и по-настояцему красиво дополнил собой картину звука, он должен строиться под существующую акустическую систему с учетом пространства автомобиля. И только так!

По цене, вместе с установленным «сабом», доработанная аудиосистема потянет примерно на 50 000-90 000 руб.

…и новую магнитолу.

Сколько в сумме набежало?

Ну и последний этап – замена магнитолы. Как мы уже говорили, это делается как ради нового функцио­нала, так и звучания самого аппарата. Кстати, многие устройства высокого класса предоставляют лишь спартанские возможности: «прямое назначение» – крутить диски, и столь же аскетичный дизайн.

Если не брать компоненты класса Hi-End, а ставить просто качественные элементы известных производителей, то за замену штатной акустики, установку сабвуфера и проигрывающего устройства придется выложить 50 000-170 000 руб. Для машины, купленной за 1 млн руб., наверное, не так уж и много. Хотя, можно ли вообще с чем-либо соизмерить удовольствие, получаемое от хорошей музыки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]