Тест портативного ЦАПа/усилителя Chord Mojo: басовая приманка и эмоциональная привязка


Эмоция первая

Mojo милый. Гладкий алюминиевый корпус, шершавые светящиеся шарики в аккуратно выфрезерованных выемках, гравированный логотип на скошенной боковине. Видно, что делали его не просто функциональным, но и нарочито прикольным. Его приятно держать в руках, им удобно пользоваться.

Дополнительно к Mojo можно прикупить множество аксессуаров. Это и комплект кабелей для связи устройства со всем, чем можно (только кабель для Apple-девайсов продается отдельно), и разнообразные чехлы. Chord постаралась построить собственную экосистему вокруг Mojo, выпустив помимо аксессуаров и модули расширения функционала вроде Poly — и, думаю, это фирме удалось.

Чехол на Mojo защелкивается с сочным «чпоком»
Девайс питается от собственной батарейки, которой хватает на 8-10 часов. Для связи с ПК в дополнительном наборе кабелей предусмотрен USB-провод, разветвляющийся на два MicroUSB — один для передачи аудиосигнала, другой для подзарядки. Для моего ноутбука, оснащенного всего одним портом USB, такой кабель подошел идеально. Вход для питания чуток шипит, а аккумулятор значительно греется что при зарядке, что при работе.

Входов для аудиосигнала три — помимо MicroUSB, есть коаксиальный SPDIF и оптика. Из выходов — два 3,5-мм разъема, поддерживающих режим линейного выхода с напряжением в 2,9 В. В стандартном состоянии Mojo выдает 2 В.

750 долларов (фактическая цена в России против изначально объявленных дистрибьютором 600) за устройство размером в плане чуть шире кредитки и толщиной около 2 см — это много или мало? И сколько вообще должен стоить подобный аппарат? Наверно, с учетом портативной специфики, напрашивается несколько меньший ценник, хотя сегодня высокой стоимостью мелких устройств никого уже не удивишь. С другой стороны, это самый дешевый ЦАП made in UK, что тоже вызывает интерес. К тому же производитель его не безвестный самодельщик, а фирма Chord Electronics, известная своими high end аппаратами за соответствующие деньги. Дизайн и эргономика

Не буду утомлять присутствующих описанием технической стороны дела, в сети масса информации о Mojo, расскажу лишь о своих впечатлениях от аппаратика. Упакован аппарат в небольшую коробочку с пломбой-наклейкой. Внутри только Mojo и коротенький хвостик кабеля USB — micro-USB, это всё. Ни мануала, ни зарядного устройства, вообще больше ничего. Хм… скромно, хотя может быть именно так должно выглядеть сверх-бюджетное устройство (по меркам топового британского производителя). Как уже было сказано выше, аппарат очень мал. Ну не как кредитка, но всего на пару сантиметров шире, не более. В толщину те же пара сантиметров. Неожиданно тяжелый (фото из сети обманчивы, корпус не пластиковый, а обе половинки его выфрезерованы из цельных кусков алюминия). С одной стороны у него входы, с другой — выходы. Входов три — коаксиальный SPDIF, оптика, USB. Так как аппарат реально очень маленький, полноразмерные входы и выходы физически не влезли, и он полагается только на «микро» (за исключением оптического входа — тот полноразмерный). Итак, имеем с одной стороны вход SPDIF джек 3,5 мм, micro-USB вход, отдельный разъем для зарядки — тоже micro-USB и оптический вход. С другой стороны — два выхода на наушники, тоже под джеки 3,5 мм. На одной из граней располагаются три кнопки, одна — включения, чуть поодаль от двух других (регулировки громкости). Эти кнопки выполнены в виде крутящихся прозрачных шариков и одновременно являются индикаторами режимов работы. Кнопка включения отображает частоту дискретизации входного сигнала — удобно! Кроме того, она не горит, если не произошел захват сигнала. Кнопки регулировки громкости показывают собственно уровень выходного сигнала. Привыкнуть к цветовой схеме проще простого, через несколько минут работы с аппаратиком все становится ясно и выглядит логично.


В силу особенностей строения аналогового (выходного) каскада этого ЦАПа, как такового отдельного «полноценного» усилителя у него нет, тем не менее его регулируемый выход способен раскачать большинство из имеющихся на рынке наушников, кроме самых требовательных. За подробностями отсылаю к комментариям разработчика, я в электронике не силен, и, соответственно, не могу расписать вам эти особенности. Имеется режим линейного выхода, реализуемый одновременным нажатием на все три кнопки при включении, и который, в силу сказанного выше, сделан лишь условно, для удобства, и по сути не отличается ничем от режима работы аппарата как усилителя для наушников, просто в этом случае напряжение на выходе равно 2,9 В (одно из общепринятых стандартных значений). Снижением «громкости» на 4 клика получаем другое стандартное значение 2,0 В. От встроенной батареи ЦАП работает примерно 10 часов. Заряжается примерно 5 часов от любой зарядки, способной обеспечить ток 1 А. Можно заряжать аппарат отдельно, можно вместе с прослушиванием (время зарядки увеличится). Под разъемом для зарядки есть светодиодный индикатор, который гаснет в момент, когда аппарат полностью заряжен. Этот же индикатор показывает уровень заряда батареи, когда устройство работает не от сети. Он меняется по мере разряда батареи от синего к зеленому, далее к оранжевому и потом к красному (очень логичный выбор цветов, на мой взгляд). За 10 минут до отключения красный индикатор начинает мигать. Отдельное гнездо для зарядки значит очень многое, на мой взгляд. Можно одновременно заряжать и слушать — это понятно. Но важнее другое: при прослушивании от смартфона, аппарат, будучи подчиненным USB-устройством, тем не менее не забирает энергию от батареи смартфона, так как все манипуляции с питанием у него происходят через отдельный micro-USB разъем для зарядки. Вообще же, по продуманности Mojo заслуживает самой высокой оценки, мне не к чему придраться, все выполнено идеально. Не могу придумать, что бы я мог добавить к имеющейся конструкции.
Качество звучания

Эргономика и дизайн это, конечно, хорошо, но что у нас там с качеством звучания? Так как я не являюсь особенным поклонником звука через наушники, меня лично Mojo интересовал только в режиме ЦАПа. Тем более что как-то так получилось, что я немного увлекаюсь тестами ЦАПов. Mojo явился 34-м (тридцать четвертым) ЦАПом, с которым мне удалось познакомиться за три с небольшим года. Подавляющее большинство из них я слушал в своей домашней системе (за исключением пары аппаратов, которые слушал в других, но хорошо знакомых мне системах). Когда берешься за тест такого дешевого ЦАПа, как Mojo (не будем забывать, к тому же, что по меркам фирмы изготовителя это вообще ценовой нонсенс), поневоле ожидаешь услышать типичный набор или часть набора стандартных «косяков» аппаратов семейства «до 1500 долларов», как-то: недостаток тела инструментов на СЧ и вокала, иными словами, тощий звук; отсутствие слитности, «текучести», в просторечье «мелодичности»; синтетический налет на тембрах, простоватое, схематичное звучание; бедные интонации; плохая поддержка ритма; низкая динамика, вялый звук. Лишь некоторые из дешевых ЦАПов лишены в какой-то степени всех вышеперечисленных недостатков, поэтому я начал тест Mojo с изрядной долей иронии. Не просто ЦАП из ценовой ниши «начальный уровень», а еще и к тому же портативная цацка, выглядящая как игрушка. В качестве источника я использовал свой стационар Tinycore и портативный плейер Colorfly C4 Pro. Использовался вход SPDIF. На удивление, даже несмотря на откровенно недорогой кабель SPDIF от Первой кабельной компании (единственный кабель «джек — RCA», который удалось быстро найти в пределах однодневной доступности), ЦАП продемонстрировал звук, свободный фактически от всех вышеперечисленных бед. Найденные же мной «особенности» по большому счету недостатками названы быть не могут, и о них, разумеется, я скажу ниже. Но сначала о достоинствах. В первую очередь хотел бы отметить тот факт, что аппарат очень внимательно относится к доигрыванию каждой ноты. Даже когда уже начали играть новые ноты, он ни за что не «бросит» уже почти отзвучавшую, чтобы показать новую порцию во всей красе. Он доиграет ноту и поставит «смысловую точку». Особенно выигрышно это смотрится на вокале, исполнение приобретает осмысленность, уверенность и натуральность, «жизненность». Далее, что сразу заметно и сразу выделяет этот ЦАП из себе подобных, а то и намного более дорогих — очень, очень точное отслеживание высоты тона (у наших английских камрадов это называется pitch accuracy). Казалось бы, какая разница, ну ведь не фальшивит же и самый дешевый ЦАП с китайского ибэя. Но нет, как раз такие вещи являются прерогативой очень хорошо исполненных ЦАПов (читай — очень дорогих) и дают то самое подсознательной ощущение «класса», которое не так просто описать с формальной точки зрения. Если у вас два аппарата, один из которых точен высоте тона и доигрывает каждую ноту (именно что не послезвучия, а ноту), а второй нет — вы быстро охарактеризуете второй как «небрежный», а в итоге недостаточно естественно звучащий.


Аппарат обладает отличной слаженностью, прекрасно сводит все инструменты в осмысленное целое, и в итоге хорошо передает месседж композиции. Звучание его я бы охарактеризовал как нейтральное, с легким уклоном в темный и чуть «теплый» звук. Но вообще говоря, это весьма условное деление, так как он крайне чувствителен к качеству источника и замечательно передает разницу между ними, по крайней мере что касается SPDIF. Например, через него были совершенно разборчиво слышны особенности как моего Tinycore, так и C4 Pro, хотя казалось бы оба источника поставляли bit-perfect поток на вход SPDIF через один и тот же кабель. Читал несколько отзывов о якобы недостаточной «музыкальности» аппарата. Камрады, что сказать, либо мы понимаем «музыкальность» по-разному, либо пеняйте на свои источники, Mojo запросто способен показать все их недостатки, он как прозрачная линза из высококачественного стекла. Аппарат выдает массу подробностей, деталей, у него отличная артикуляция. В то же время он никогда не сваливается в «клинически-детальный» звук, и выдает именно музыку — певуче и слитно, общим потоком, в котором, тем не менее, спокойно можно рассмотреть все имеющиеся детали. Хотел бы отметить отличный бас — низкий, подробный, детальный. Правда, так как система моя настроена на мой стандартный ЦАП, довольно скромный в басу, иногда с Mojo выходил некоторый перебор, и моя акустика выдавала звук немного грузный, но вина здесь не Mojo, просто моим Спендорам немного тесновато в комнате. Есть ли у меня претензии? В общем, не то что бы прямо серьезные претензии, но пару моментов хотел бы отметить. Аппарат отлично передает телесность инструментов в середине и на басу, но вот ВЧ звучат порой чересчур прозрачно и разреженно, бывают иной раз слишком «серебристыми», хотя при этом сами моменты атак и подробности вроде касания палочкой тарелки подаются пугающе реально. Но дальше, как правило, немного не хватает агрессии и «грязи». Не знаю точно, особенность это моей системы (точнее, взаимодействия аппарата с моей системой), иногда бас немного «оторван» от основной линии. Не уверен, опять же, что это вина Mojo, так как в наушниках я ничего подобного не замечал. Не смотря на то, что Mojo играет очень подробно и точно, передает всю «шершавость» тембров, все малейшие «пички» звука, делает он это так, как будто они вырастают из какой-то в целом «гладкой» поверхности. Иными словами, ситуация выглядит немного странной, с одной стороны он вроде и гладко играет, а с другой как бы и все положенные «зацепочки» выдает не скрывая. В итоге часто многие записи звучат как хайрез, хотя вроде и не должны бы. Не могу сказать, что это как-то напрягает или является недостатком, но как особенность я это отметил. И последний «момент». У Mojo хорошее тембральное разрешение, но иной раз, когда в «середине» становится тесновато от нахлынувших звуков разных инструментов, есть у него привычка немного «прятать» вокал. При этом сам вокал прекрасно слышен, но как бы не ведет явно солирующую партию. Иной раз даже это может и в тему, а иногда хочется вокал подтащить немного к слушателю. Но это так, не более чем вкусовщина.
Заключение

В конце концов скажу, что ЦАПик меня прямо поразил: по нескольким существенно важным моментам он метит в высшую лигу, при этом не имеет явных, присущих таким дешевым ЦАПам, косяков, а его «особенности» вполне себе могут быть списаны на систему или вкус тестера. Парадоксальная ситуация — хэдфайщики брюзжат, что аппарат чрезмерно дорогой. Вроде есть какие-то еще мелкие цапо-уси, которые дешевле даже в полтора раза и вроде бы даже способны воспроизводить какие-то звуки. Я же скажу, что как стационарный ЦАП он неприлично дешев для своих качеств. Беда в том, что мало кто поставит такую коробочку чисто как стационарный ЦАП в большую систему, а зря — даже на кабеле питания удастся сэкономить (да что там, кабель питания такой стоимости, как Mojo, даже для скромных аппаратов в стационарных системах не редкость). Почему-то у нас (в отличие от заграниц) Mojo все никак не могут раскушать, мнутся чё-то с ноги на ногу, хотя странные китайские зверушки с двух-трехкратным по отношению к Mojo ценником (не буду уточнять конкретно что, дабы не расстроить владельцев) вполне в ходу. В итоге что? Мои самые лучшие рекомендации. Не проходите мимо! Не, не слышат… P.S. А, да, наушники. Точно, забыл. Слушал и с наушниками. Я-то не фанат, а вот сын увлекается (собственно, это его коробочка). С наушниками мне понравилось всё! VE Monk, Grado PS500, Audio-technica W5000. Но особенно, почему-то, тронула связка C4 Pro — Mojo — Grado GR8. Прямо за душу берут, собаки.

Источник:
www.soundex.ru

Эмоция вторая

Конструкция из Mojo и смартфона для моего стиля жизни излишне громоздкая. В пару к лопате добавляется четверть кирпича, которая мало того, что обладает немалой массой, так еще толстая и греется. Карманы, способные вместить такую конструкцию, у меня есть только в шубе, а шуба подходит исключительно для мороза, который у нас всего три месяца в году — не сошлись идеологически, в общем. Можно, конечно, взять наушники с длинным проводом, прицепить их к Mojo, а Mojo со смартфоном кинуть в рюкзак, но тогда даже изменение громкости станет тем еще квестом, как и переключение треков. А вот для поездок, где и смартфон, и Mojo можно положить на откидной столик или на соседнее сиденье, такая конструкция вполне подходит.

Вдобавок ко всему Mojo оказался капризным: ему не понравился MicroUSB-разъем моего двухлетнего Moto X Force и он постоянно похрустывал. С другим смартфоном, стареньким Moto X первого поколения с менее замученным разъемом, хруста не было. Тем не менее на других внешних ЦАПах с Moto X Force я такого поведения не отмечала, видимо, Mojo очень требовательный. Ну, ради теста пришлось смахнуть пыль со старой мобилки.

Так что в моем случае портативный сценарий использования Mojo не был основным: я чаще включала его дома, ведь и ноутбуку никогда не помешает качественный ЦАП.

Chord Electronics Mojo — отзывы владельцев

Chokparov Kirill

Плюсы:

— отличный вес и размер для портативного использования и при этом супер-вариант для использования во время работы за компьютером в офисе и с планшетом. — заметное улучшение качества звука в сравнении со звуком через стандартный порт 3.5мм для наушников, поэтому через Mojo слушаю как музыку с iPhone, так и смотрю фильмы на iPad. — о звуке — отдельная тема, описанная в комментариях. — отличное качество изготовления. Очень приятно взять в руки гаджет. Произведение искусства. — приятное переключение громкости. Вообще пользование гаджетом доставляет удовольствие. — приятный, оригинальный внешний вид. Разделил комментарий на 2 части. 1-я часть. Итак несколько месяцев назад началось мое путешествие в мир HiFi музыки, когда я купил наушники высокого класса. Я начал использовать их с iPhone SE, Google Play и в целом был доволен. Вообще, музыку я обожаю и занимаюсь ею с детства, успешно выступал на международных музыкальных конкурсах. Стало ясно, что от моих наушников можно получить существенно лучший звук и это было заманчиво. Начал исследовать, как это лучше сделать. Ездил, слушал HiFi технику. Поскольку я работаю весь день в офисе за компьютером, то нужен был вариант, который устроил бы меня в это основное время. Кроме того, хотелось на выходные иметь возможность легко унести его домой, в отпуск взять с собой, чтобы наслаждаться хорошей музыкой. Я начал с HiFi плееров, Fiio X5 III, АК70 Мк 2, и в конце концов пришел к iBasso DX200 — да, этот плеер меня в чем-то покорил. Звук был хорош, комплект отличный. Однако вес, немного глючное ПО, неспособность раскачать наушники в 240 Ом — сделали этот вариант под вопросом. Далее я вышел на портативные ЦАП/усилители для наушников. И первым, который я поехал послушать, был Chord Mojo (Корд Моджо). Я взял с собой какую-то музыку, мне выдали ноутбук — и что бы вы думали — я практически не услышал никакой разницы. Естественно, брать я его не стал. Однако, задумался «как так» — в обзорах его восхваляют до небес, а тут такое.

Минусы:

— это не является недостатком: для того, чтобы услышать всю красоту выдаваемой музыки вам потребуются наушники достаточно высокого класса, например, Meze 99, затычки класса M&D ME05, лучше Shure 535 и выше. Плюс музыка с проверенным высоким качеством разрешения. — греется? Ну да. Мне не мешает. — отдельный слот для питания? Да. Это сделано специально для достижения максимального качества звука. Мне такой подход нравится. — немного нестандартное подключение к iPhone. Вам понадобятся 2 кабеля — тот, что в комплекте, и плюс Apple Lightning to Usb Camera Adapter. Плеер же можно подключать по оптике или коаксиалу. Кстати, использование 2-х проводов позволяет удлинить связь между источником и Mojo, в итоге Mojo спокойно лежит рядом на диване или в дороге в сумке, а всё управление осуществлять через iPhone/плеер. — для активного портативного использования, однако, связка Mojo+iPhone через провод не очень удобна. Лучше либо использовать отдельно HiFi плеер, либо дополнить Mojo с помощью Poly. — самый большой вопрос: даже на специализированном Mojo-форуме люди признаются, что не слышат разницу между форматом 16/44.1кГц и форматом 24/192кГц в слепом тесте — хотя разница в месте на диске огромна. Я не сравнивал эти форматы, однако, могу сравнить с 24/96кГц — это «игра нюансов», разница минимальна, можно и не услышать. Для меня самая большая слышимая разница — это переход с разъема 3.5мм на Lightning и USB с Mojo. — вообще, послушав хорошую HiFi музыку, я считаю, это больше для людей, которые «не ровно дышат» к музыке. Если вас устраивает Google Play и тому подобное — спокойно пользуйтесь. Если вы перейдете на «другую сторону», то будете покупать крутые уши, вам не будет достаточно скачанной музыки из сети, поскольку там качество непроверенное и невысокое, а покупка проверенной музыки высокого разрешения стоит прилично. Для себя я понял, что покупать выйдет в копеечку, поэтому покупаю только любимые альбомы в высоком качестве, а для остального выбрал HiFi стриминг.

Отзыв:

Часть 2-я. На следующий раз я подготовился более основательно. Я купил на HDTracks 2 любимых альбома в разрешении 24-бит/44.1 кГц и 24-бит/96 кГц. И именно на них я слушал iBasso DX200 — звук произвел на меня впечатление. Потом рассматривал ЦАП/усилитель iFi micro iDSD и другие. И вот теперь, тем не менее, передо мной Mojo. Я сравниваю его на этих альбомах и той же музыке из Google Play, которую я слушал с удовольствием еще вчера. Вот мои впечатления. На альбоме 24/96 разница с Google Play слышна отчетливо. В музыке добавляется энергия, нюансы, объем, детализация — всё то, что делает музыку красивой. Это всё в наушниках Shure 535, в M&D ME05, конечно, нюансы слышны менее заметно. Разница Google Play и 24/44.1 — да, есть. Если сравнивать Google Play и Tidal с его 16/44.1 (1411,2 кбит/с — CD-качество) — некоторое улучшение тоже есть, слушать поприятнее, звук чище. Какой использовать портатив-источник для Mojo? Пока я буду использовать мой iPhone SE — с его разъема Lightning можно снять цифровой поток до 24/192 и DSD с помощью Onkyo HF Player и Lightning to USB Camera Adapter. Такой вариант очень хорош тем, что за относительно небольшие деньги вы получаете звук, возможно, лучше чем у АК KANN. При этом вы к тому же можете использовать самые высокоомные наушники. На Mojo передается цифровой сигнал, и важно и достаточно, чтобы его разрешения хватало для ваших альбомов. У дорогих плееров их встроенные усилители и ЦАП стоят денег, уступают по этим составляющим Mojo и не будут при этом использоваться. Чтобы сравнить, как разные источники передают цифровой сигнал — используйте компьютер, он выдаёт «наилучший» цифровой сигнал. В сравнении с ним всё понятно, кто и как передает цифру. В дальнейшем как источник, вероятно, буду брать Poly. Для ПК и Мака есть плееры (ПО) VOX и другие. Однако, если увлечётесь основательно, то официалы от Mojo советуют JRiver. Кто-то рекомендует Amarra. Ну а самое главное — слушайте и доверяйте своему слуху.

Эмоция третья

У Windows и Mojo дружба зарождается не сразу. Вот, казалось бы, подключила я его к ноутбуку с десяткой и вижу, что десятка что-то там самостоятельно ставит. Поставила, радостно мне об этом сообщила в боковой панели, мол, теперь я дружу с девайсом Chord Mojo. Я не менее радостно воткнула в Mojo наушники Phonon SMB-02, предварительно убавив громкость, включила foobar2000 и ткнула в первый попавшийся трек. Трек заиграл жутким искаженным звоном в левом ухе, приветствуя правое тишиной.

Ремешок, резинки в правом верхнем углу и свернутые кружочками кабели MicroUSB похожи на злую рожицу
Этот момент вылечился установкой драйверов с официального сайта Chord, но испугаться все-таки успела — а вдруг я что-то сломала или сожгла, а Phonon в России больше не продают, а USB у меня на ноутбуке только один, а Mojo же жалко… Мораль: дровишки лишними не бывают.

Chord Mojo и Right Mark Audio Analyser. О чем говорят измерения?

Самый необычный портативный ЦАП в мире Chord Mojo оснащен еще и усилителем для наушников разработки Chord Electronics. Какой прок от алгоритмов цифро-аналогового преобразования по Роберту Уоттсу, реализованных в наборе программируемых матриц FPGA? В чем секрет усилителя для наушников Mojo?

Интересуетесь результатами измерений? Читайте краткое содержание публикации на сайте ohm-image.net в переводе на русский язык. Хочется почитать именно о качестве звука? Ждите нашей следующей публикации, где тот же автор расскажет вам именно об этом!

Сайт ohm-image.net создан известным фотографом Натаном Райтом, студия которого находится в Токио. Н. Райт серьезно увлекается качественным звуком и является одним из авторов портала headfonia. Перед тем, как провести подробное тестирование усилителя для наушников/ЦАПа Chord Mojo Н. Райт опубликовал результаты измерений мобильного устройства, выпущенного английской компанией Chord Electronics.

Мы приводим выдержки из описания результатов измерений Chord Mojo и сами результаты в графической и табличной форме.

«Я называю Chord Mojo пришельцем с другой планеты. В хорошем смысле. И вот почему…» «Посмотрите на результаты измерений отношения сигнал/шум и динамического диапазона. Не на максимальном уровне выходного сигнала (то есть для самых положительных результатов измерений условия на самом деле не оптимальные) Chord Mojo легко соревнуется с самыми дорогими портативными плеерами. При надобности Mojo может легко выиграть. Невообразимый запас мощности. Невиданно низкие уровни искажений, как гармонических, так и интермодуляционных. Три шара-глаза. Добрый пришелец».


«Усилитель в Mojo не просто мощный. Он сверхмощный. Пришлось проводить измерения на двух уровнях входной чувствительности: + 6дБ (то есть на 90% максимума выходного уровня) и +18 дБ (100%). Первый уровень соответствует максимуму выхода на моих плеерах Astell&Kern AK380 и Onkyo DP-X1, второй — максимуму моего настольного усилителя. В первом случае параметры схожи, где-то лучше, где-то хуже. На максимальном уровне все параметры в разы лучше». «Честное слово, ваш iPhone 6 и Mojo — это сейчас максимальный уровень качества массовой портативной аудиотехники. Хотите испробовать более экзотический источник цифрового сигнала? Да сколько угодно. Лично я не уверен, что будет лучше, но это ваш выбор». «Теперь к измерениям. ПО Rightmark Audio Analyzer, в состав измерительной станции вошли:

Chord Mojo (источник), Lynx Studio HILO LT-TB (АЦП), 27″ iMac (компьютер), 1,5-метровый Hosa Pro 3,5мм на два XLR (кабель). Нагрузка:

NL — без нагрузки (хх)

SM2 — наушники Earsonics SM2

ES7 — наушники Audio Technica ES7

DT880 — наушники Beyerdynamic DT880/600″.

Нажмите на спойлеры, чтобы увидеть таблицы и графики

[/su_accordion]

Эмоция четвертая

Очень много баса. Японские наушники Phonon SMB-02 сами по себе отличаются в первую очередь ярким, звонким верхом, их характер басовитым не назовешь. Формат у наушников накладной, хотя выглядят они крупными; амбушюры шуршат при малейшем движении, но конструкция комфортная, в них без проблем можно просидеть пару часов — звук несмотря на то, что яркий, все-таки увлекательный и не раздражающий.

С Mojo у них появился бас. Нет, не просто бас, а вот с большой буквы. Причем ладно, если бы его стало просто много, настолько, что он стал бы заглушать все, доминировать над другими частотами и превращать звучание в подобие вазовской классики с наклейкой «Dolbit normalno». Нет, Mojo играет как вышколенная, но лайфстайловая система.

Виолончели и контрабасы становятся пухлыми, хлесткими и получают больше послезвучий, наполняющих композицию густотой. Одновременно с поддутостью низкочастотной области улучшается и ее разрешение — слышен не просто хлесткий удар, а различимый стук касания палочки и пластика.

Такая никзочастотная подача сохранилась на всех имеющихся у меня наушниках и отлично вписалась, например, в спокойную, немного гнетущую электронщину, вроде трека «Surgeon» от Infected Mushroom, где сквозь всю композицию следует мерное, ленивое и обволакивающее урчание, поверх которого уже собираются другие сэмплы. В стоунере и трип-хопе деликатно раздутый бас тоже оказался к месту, добавляя мелодиям осязаемости.

Два выхода на наушники добавляют Mojo функционал сплиттера


Винтиков не пожалели


Входы все собраны на одной стороне, выходы — на противоположной

Но не басом единым. Вокал с Mojo в исполнении Phonon стал чуть чище и живее, звонкость, которой славятся эти наушники, чуть утихла: с этим комплектом провоцирующее тиннит начало Buckethead «King James» прозвучало наиболее безопасно. В некоторых композициях можно было не только разобрать текст на отдельные слоги, но и расслышать, как вокалист сглатывает слюну перед следующей строчкой. В треках появилось больше воздуха и объема, заходящиеся в истерике саксофоны и медь получили необходимое пространство. При этом вся мешанина инструментов не скатывается в какофоничный шум, а остается шумом организованным, различимым, контролируемым.

Интересный и обратный эффект проявился на тех же Infected Mushroom: некоторые треки превратились в камерные, собранные — будто все здоровенные колонки, орущие сэмплами, вместе со мной и гитаристом с комбиком впихнули в камеру размером 3х3х3 м. Привычный псевдотехнологичный хруст в правом канале в треке «Supermoon» от 65daysofstatic переполз куда-то в середину, да и наложенный на композицию скрип в левом канале тоже сдвинулся ближе к центру сцены.

Особую магию Mojo творит с DSD. Что Hidden Orchestra, что GoGo Penguin в его исполнении превратились в очень подробные, цельные, яркие истории. PCM-версии альбомов такой четкостью и ясностью похвастать не смогли.

Ну и нельзя не отметить, что Mojo — еще и очень дорогой сплиттер для наушников. С ним можно без проблем вдвоем посмотреть кино с ноутбука в самолете, батареи должно хватить на перелет от Москвы до Гонконга. Задержки при просмотре видео нет.

Chord Mojo. Авторский обзор Юрия Волобуева (модератор форума Soundex)

Введение 750 долларов (фактическая цена в России против изначально объявленных дистрибьютором 600) за устройство размером в плане чуть шире кредитки и толщиной около 2 см — это много или мало? И сколько вообще должен стоить подобный аппарат? Наверно, с учетом портативной специфики, напрашивается несколько меньший ценник, хотя сегодня высокой стоимостью мелких устройств никого уже не удивишь. С другой стороны, это самый дешевый ЦАП made in UK, что тоже вызывает интерес. К тому же производитель его не безвестный самодельщик, а фирма Chord Electronics, известная своими high end аппаратами за соответствующие деньги.

Дизайн и эргономика

Не буду утомлять присутствующих описанием технической стороны дела, в сети масса информации о Mojo, расскажу лишь о своих впечатлениях от аппаратика. Упакован аппарат в небольшую коробочку с пломбой-наклейкой. Внутри только Mojo и коротенький хвостик кабеля USB — micro-USB, это всё. Ни мануала, ни зарядного устройства, вообще больше ничего. Хм… скромно, хотя может быть именно так должно выглядеть сверх-бюджетное устройство (по меркам топового британского производителя). Как уже было сказано выше, аппарат очень мал. Ну не как кредитка, но всего на пару сантиметров шире, не более. В толщину те же пара сантиметров. Неожиданно тяжелый (фото из сети обманчивы, корпус не пластиковый, а обе половинки его выфрезерованы из цельных кусков алюминия).


С одной стороны у него входы, с другой — выходы. Входов три — коаксиальный SPDIF, оптика, USB. Так как аппарат реально очень маленький, полноразмерные входы и выходы физически не влезли, и он полагается только на «микро» (за исключением оптического входа — тот полноразмерный). Итак, имеем с одной стороны вход SPDIF джек 3,5 мм, micro-USB вход, отдельный разъем для зарядки — тоже micro-USB и оптический вход. С другой стороны — два выхода на наушники, тоже под джеки 3,5 мм. На одной из граней располагаются три кнопки, одна — включения, чуть поодаль от двух других (регулировки громкости). Эти кнопки выполнены в виде крутящихся прозрачных шариков и одновременно являются индикаторами режимов работы. Кнопка включения отображает частоту дискретизации входного сигнала — удобно! Кроме того, она не горит, если не произошел захват сигнала. Кнопки регулировки громкости показывают собственно уровень выходного сигнала. Привыкнуть к цветовой схеме проще простого, через несколько минут работы с аппаратиком все становится ясно и выглядит логично. В силу особенностей строения аналогового (выходного) каскада этого ЦАПа, как такового отдельного «полноценного» усилителя у него нет, тем не менее его регулируемый выход способен раскачать большинство из имеющихся на рынке наушников, кроме самых требовательных. За подробностями отсылаю к комментариям разработчика, я в электронике не силен, и, соответственно, не могу расписать вам эти особенности. Имеется режим линейного выхода, реализуемый одновременным нажатием на все три кнопки при включении, и который, в силу сказанного выше, сделан лишь условно, для удобства, и по сути не отличается ничем от режима работы аппарата как усилителя для наушников, просто в этом случае напряжение на выходе равно 2,9 В (одно из общепринятых стандартных значений). Снижением «громкости» на 4 клика получаем другое стандартное значение 2,0 В.

От встроенной батареи ЦАП работает примерно 10 часов. Заряжается примерно 5 часов от любой зарядки, способной обеспечить ток 1 А. Можно заряжать аппарат отдельно, можно вместе с прослушиванием (время зарядки увеличится). Под разъемом для зарядки есть светодиодный индикатор, который гаснет в момент, когда аппарат полностью заряжен. Этот же индикатор показывает уровень заряда батареи, когда устройство работает не от сети. Он меняется по мере разряда батареи от синего к зеленому, далее к оранжевому и потом к красному (очень логичный выбор цветов, на мой взгляд). За 10 минут до отключения красный индикатор начинает мигать. Отдельное гнездо для зарядки значит очень многое, на мой взгляд. Можно одновременно заряжать и слушать — это понятно. Но важнее другое: при прослушивании от смартфона, аппарат, будучи подчиненным USB-устройством, тем не менее не забирает энергию от батареи смартфона, так как все манипуляции с питанием у него происходят через отдельный micro-USB разъем для зарядки. Вообще же, по продуманности Mojo заслуживает самой высокой оценки, мне не к чему придраться, все выполнено идеально. Не могу придумать, что бы я мог добавить к имеющейся конструкции.


Качество звучания

Эргономика и дизайн это, конечно, хорошо, но что у нас там с качеством звучания? Так как я не являюсь особенным поклонником звука через наушники, меня лично Mojo интересовал только в режиме ЦАПа. Тем более что как-то так получилось, что я немного увлекаюсь тестами ЦАПов. Mojo явился 34-м (тридцать четвертым) ЦАПом, с которым мне удалось познакомиться за три с небольшим года. Подавляющее большинство из них я слушал в своей домашней системе (за исключением пары аппаратов, которые слушал в других, но хорошо знакомых мне системах). Когда берешься за тест такого дешевого ЦАПа, как Mojo (не будем забывать, к тому же, что по меркам фирмы изготовителя это вообще ценовой нонсенс), поневоле ожидаешь услышать типичный набор или часть набора стандартных «косяков» аппаратов семейства «до 1500 долларов», как-то: недостаток тела инструментов на СЧ и вокала, иными словами, тощий звук; отсутствие слитности, «текучести», в просторечье «мелодичности»; синтетический налет на тембрах, простоватое, схематичное звучание; бедные интонации; плохая поддержка ритма; низкая динамика, вялый звук. Лишь некоторые из дешевых ЦАПов лишены в какой-то степени всех вышеперечисленных недостатков, поэтому я начал тест Mojo с изрядной долей иронии. Не просто ЦАП из ценовой ниши «начальный уровень», а еще и к тому же портативная цацка, выглядящая как игрушка. В качестве источника я использовал свой стационар Tinycore и портативный плейер Colorfly C4 Pro. Использовался вход SPDIF. На удивление, даже несмотря на откровенно недорогой кабель SPDIF от Первой кабельной компании (единственный кабель «джек — RCA», который удалось быстро найти в пределах однодневной доступности), ЦАП продемонстрировал звук, свободный фактически от всех вышеперечисленных бед. Найденные же мной «особенности» по большому счету недостатками названы быть не могут, и о них, разумеется, я скажу ниже. Но сначала о достоинствах. В первую очередь хотел бы отметить тот факт, что аппарат очень внимательно относится к доигрыванию каждой ноты. Даже когда уже начали играть новые ноты, он ни за что не «бросит» уже почти отзвучавшую, чтобы показать новую порцию во всей красе. Он доиграет ноту и поставит «смысловую точку». Особенно выигрышно это смотрится на вокале, исполнение приобретает осмысленность, уверенность и натуральность, «жизненность». Далее, что сразу заметно и сразу выделяет этот ЦАП из себе подобных, а то и намного более дорогих — очень, очень точное отслеживание высоты тона (у наших английских камрадов это называется pitch accuracy). Казалось бы, какая разница, ну ведь не фальшивит же и самый дешевый ЦАП с китайского ибэя. Но нет, как раз такие вещи являются прерогативой очень хорошо исполненных ЦАПов (читай — очень дорогих) и дают то самое подсознательной ощущение «класса», которое не так просто описать с формальной точки зрения. Если у вас два аппарата, один из которых точен высоте тона и доигрывает каждую ноту (именно что не послезвучия, а ноту), а второй нет — вы быстро охарактеризуете второй как «небрежный», а в итоге недостаточно естественно звучащий.

Аппарат обладает отличной слаженностью, прекрасно сводит все инструменты в осмысленное целое, и в итоге хорошо передает месседж композиции. Звучание его я бы охарактеризовал как нейтральное, с легким уклоном в темный и чуть «теплый» звук. Но вообще говоря, это весьма условное деление, так как он крайне чувствителен к качеству источника и замечательно передает разницу между ними, по крайней мере что касается SPDIF. Например, через него были совершенно разборчиво слышны особенности как моего Tinycore, так и C4 Pro, хотя казалось бы оба источника поставляли bit-perfect поток на вход SPDIF через один и тот же кабель. Читал несколько отзывов о якобы недостаточной «музыкальности» аппарата. Камрады, что сказать, либо мы понимаем «музыкальность» по-разному, либо пеняйте на свои источники, Mojo запросто способен показать все их недостатки, он как прозрачная линза из высококачественного стекла. Аппарат выдает массу подробностей, деталей, у него отличная артикуляция. В то же время он никогда не сваливается в «клинически-детальный» звук, и выдает именно музыку — певуче и слитно, общим потоком, в котором, тем не менее, спокойно можно рассмотреть все имеющиеся детали. Хотел бы отметить отличный бас — низкий, подробный, детальный. Правда, так как система моя настроена на мой стандартный ЦАП, довольно скромный в басу, иногда с Mojo выходил некоторый перебор, и моя акустика выдавала звук немного грузный, но вина здесь не Mojo, просто моим Спендорам немного тесновато в комнате. Есть ли у меня претензии? В общем, не то что бы прямо серьезные претензии, но пару моментов хотел бы отметить. Аппарат отлично передает телесность инструментов в середине и на басу, но вот ВЧ звучат порой чересчур прозрачно и разреженно, бывают иной раз слишком «серебристыми», хотя при этом сами моменты атак и подробности вроде касания палочкой тарелки подаются пугающе реально. Но дальше, как правило, немного не хватает агрессии и «грязи».

Не знаю точно, особенность это моей системы (точнее, взаимодействия аппарата с моей системой), иногда бас немного «оторван» от основной линии. Не уверен, опять же, что это вина Mojo, так как в наушниках я ничего подобного не замечал. Не смотря на то, что Mojo играет очень подробно и точно, передает всю «шершавость» тембров, все малейшие «пички» звука, делает он это так, как будто они вырастают из какой-то в целом «гладкой» поверхности. Иными словами, ситуация выглядит немного странной, с одной стороны он вроде и гладко играет, а с другой как бы и все положенные «зацепочки» выдает не скрывая. В итоге часто многие записи звучат как хайрез, хотя вроде и не должны бы. Не могу сказать, что это как-то напрягает или является недостатком, но как особенность я это отметил. И последний «момент». У Mojo хорошее тембральное разрешение, но иной раз, когда в «середине» становится тесновато от нахлынувших звуков разных инструментов, есть у него привычка немного «прятать» вокал. При этом сам вокал прекрасно слышен, но как бы не ведет явно солирующую партию. Иной раз даже это может и в тему, а иногда хочется вокал подтащить немного к слушателю. Но это так, не более чем вкусовщина.

Заключение В конце концов скажу, что ЦАПик меня прямо поразил: по нескольким существенно важным моментам он метит в высшую лигу, при этом не имеет явных, присущих таким дешевым ЦАПам, косяков, а его «особенности» вполне себе могут быть списаны на систему или вкус тестера. Парадоксальная ситуация — хэдфайщики брюзжат, что аппарат чрезмерно дорогой. Вроде есть какие-то еще мелкие цапо-уси, которые дешевле даже в полтора раза и вроде бы даже способны воспроизводить какие-то звуки. Я же скажу, что как стационарный ЦАП он неприлично дешев для своих качеств. Беда в том, что мало кто поставит такую коробочку чисто как стационарный ЦАП в большую систему, а зря — даже на кабеле питания удастся сэкономить (да что там, кабель питания такой стоимости, как Mojo, даже для скромных аппаратов в стационарных системах не редкость). Почему-то у нас (в отличие от заграниц) Mojo все никак не могут раскушать, мнутся чё-то с ноги на ногу, хотя странные китайские зверушки с двух-трехкратным по отношению к Mojo ценником (не буду уточнять конкретно что, дабы не расстроить владельцев) вполне в ходу. В итоге что? Мои самые лучшие рекомендации. Не проходите мимо! Не, не слышат… P.S. А, да, наушники. Точно, забыл. Слушал и с наушниками. Я-то не фанат, а вот сын увлекается (собственно, это его коробочка). С наушниками мне понравилось всё! VE Monk, Grado PS500, Audio-technica W5000. Но особенно, почему-то, тронула связка C4 Pro — Mojo — Grado GR8. Прямо за душу берут, собаки. оригинал обзора читайте на soundex

Эмоция в качестве вывода

Mojo подойдет на роль приманки, привлекающей подростков в мир аудиофилии. Да, это звучит, наверное, кощунственно, и я не говорю, что басы — это удел пубертата, но у нас когда-то была тема, в которой народ обсуждал способы заманивания новой крови в стан аудиофилов, и я считаю, что Mojo на молодое поколение, которое колышат супербасы, повлияет отлично. Потому что к сочному, четкому и контролируемому низкочастотному диапазону прилагается неплохая детальность, умение укрощать особенности наушников и композиций, комфортная и объемная подача. После Mojo слушать какие-нибудь битсы или белые наушники будет попросту больно. Это ли не плюс?

Бас, конечно, далеко не только Скриптониту и Элджею нужен. В симфонических композициях за счет благородного струнного гула, наполненного послезвучиями и дотянутыми до конца нотами, Mojo создает отличный эффект грандиозности и масштабности, который сами по себе накладные Phonon дать не смогли. У джазовых GoGo Penguin и матроковых 65daysofstatic пухлые, но четкие низы в паре с воздухом на верхах и разборчивостью добавили в треки отчаяния и жизни.

Другой вопрос в том, что пользоваться Mojo как портативным устройством мне оказалось неудобно, но в качестве стационарного ЦАПа/усилителя он прокачал звук ноутбука похлеще Xzibit.

ТЕХНИКА Mojo: теплый ламповый звук в кармане

Рынок портативных hi-rez устройств – будь то многострадальный плеер Нил Янга (Neil Young

) Pono или девайс, именуемый «усилитель для наушников», вызывает у простого меломана кучу вопросов. И самый главный из них – «зачем?» Чего греха таить: большинство из нас готовы жертвовать качеством звука в пользу мобильности устройства, его воспроизводящего. Все мы привыкли к компромиссным вариантам вроде mp3 — 320 кб/c, звучащим «почти как CD» или наушникам с каким-нибудь хитрым режимом hi-boost, способным перекричать грохочущий поезд метро. Однако с появлением специальных усилителей для наушников, на деле представляющих собой высококачественный мобильный ЦАП, появилась возможность слушать музыку в высоком разрешении и дома, и на улице.

Одно из таких устройств – это мобильный ЦАП и усилитель для наушников Mojo

от британского производителя hi-end оборудования
Chord Electronics
(если вам известно их устройство Chord Hugo – то Mojo это его бюджетная версия). Устройство представляет собой алюминиевую коробку с тремя регуляторами, способную без искажений воспроизводить файлы с частотой дискретизации до 768 кГц (в режиме PCM). Напомним, что стандартный CD файл оцифровывается в режиме 44, 1 кГц, что на деле означает: цифровой сигнал преобразуется в аналоговый с частотой пересчета 44 100 раз в секунду. Большинство встроенных в плееры ЦАПов способны воспроизводить звуковые файлы, оцифрованные до стандартных 16 бит, при частоте дискретизации — 44,1 кГц. Причин тут несколько – во-первых, такие данные занимают меньше места (а вопрос вместимости плеера был актуален еще лет 5 назад), во-вторых, установка более дорогих ЦАПов сразу увеличивает стоимость устройства, в-третьих, нет смысла в более дорогом ЦАПе, если вы слушаете музыку на низкоомных наушниках-затычках. Эти три пункта – главное доводы потребителя-меломана в пользу компромиссов со звуком на улице.


Но давайте подробно рассмотрим все три аспекта. Первый – объем памяти. У сегодняшних устройств вроде Cowon, iRiver или Apple объем встроенной памяти достигает 256 Gb, т.е. они способны вмещать в среднем 500 альбом в lossless-форматах вроде Flac или Wav. Таким образом, неизбежность пережатия в mp3 уже не выглядит такой неизбежной. Едем дальше — ограничения встроенных ЦАПов. Можно, конечно, сделать плеер с начинкой от компании вроде Ayre, только это получится супер-плеер Pono от Нила Янга стоимость 10 тысяч долларов за аппарат, про который никто так и не понял – зачем он нужен. При очевидной дороговизне устройства – это попросту неудобно. Во-первых, если вы покупаете hi-rez плеер, но дома у вас, скорее всего, hi-end оборудование. Приходится создавать 2 фонотеки – для дома и для улицы. Mojo при наличии усилителя и акустики можно использовать, как ЦАП для дома (для этого есть коаксиальный SPDIF, оптика и USB-входы) и как усилитель для наушников на улице. При этом класс переносимого устройства вообще не имеет значения. Встроенная «цифровалка» вашего плеера не используется, батарея смартфона/плеера на это не тратится – вся химия происходит внутри маленькой (размером с внешний аккумулятор) коробочки от Chord Electronics.

Третий момент – это наушники. Это самое «тонкое» место. Если вы воткнете трехкопеечные китайские капельки в Mojo, то то, что вы услышите, скорее всего, будет звучать, как обычная mp3-шка, если не хуже. Но, если использовать высокоомные наушники вроде Beyerdynamic или затычки хорошего уровня, но можно услышать все нюансы hi-res качества или, как минимум, почувствовать разницу. В комплекте с закрытыми моделями Mojo и вовсе сводит на нет все компромиссы портативного звука.

Подводим итог:

— С усилителем для наушников Mojo класс вашего устройства не имеет значения. Большой объем памяти, хорошие исходники (wav, flac-форматы, DSD-хайрезы) и приличные наушники дают вам аудиофильский звук вне дома — смартфон больше не садится из-за постоянного прослушивания музыки, у Mojo есть собственный аккумулятор — Mojo может выступать общим ЦАПом и для домашней hi-end системы и для портативного звука — вы больше не ограничиваете себя CD-качеством (16 bit, 44,1 kHz), а можете слушать музыку в том качестве и с той динамикой, с которыми она была записана на студии.

Подробную информацию об устройстве, технические характеристики и цену вы можете узнать у дистрибьюторов бренда Chord в России – компании Next Hi-Fi.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]