Значения и марки деталей, которые использовались для SE 300B усилителя, показаны на рисунке. Резисторы R7 и R8 необходимо будет незначительно скорректировать при настройке в целях достижения напряжений, показаных на схеме. Схема для одного канала, за исключением силового трансформатора (T2), который является общим для обоих каналов усилителя. Напряжение в контрольных точках будет меняться на разных лампах, так что не ожидайте, что оно будет соответствовать показаным напряжениям точно. Помните, что максимальное анодное напряжение для лампы 300B — 450 В.
Чтобы отрегулировать B+ введён резистор в цепь питания (R8). Для повышения качества анодный дроссель (L2) был добавлен к каждому каналу. Резистор R7 был скорректирован с первоначального значения 27к до 15k, чтобы достичь нужного напряжения. В то время как силовой трансформатор (T2) является общим для обоих каналов, каждый аудио канал имеет отдельный выпрямитель, дроссель и конденсаторы фильтра. Использование отдельных ламп выпрямителей (5U4-ГБ) для каждого канала приводит к уменьшению потерь напряжения. Более подробная информация по всем лампам будет дальше. На аноды 300B поступает 430 В. За счет уменьшения R8 можно увеличить B+, но обратите внимание, что максимальное анодное напряжение для триода 300B это 450 вольт.
Для звукового трансформатора (Т1), использован Lundahl LL1623. Фирма Lundahl является ведущим производителем аудио трансформаторов. Силовой трансформатор и дроссели ставьте любые доступные. Силовой трансформатор на 400-0-400 В 250 мА, 5 В 5 А, 6.3 В 6 A. Силовой трансформатор (T2) является общим для обоих каналов аудиоусилителя.
Чтобы улучшить фильтрацию, решено использовать 5V стабилизаторы напряжения для 300B нитей накала. В первоначальной версии попробовали две регулятора напряжения типа стандартных 7805 в параллель на каждый канал, но ток потребляемый от 300B был слишком большим для 7805. Далее попробовали LT1085 — это намного мощней микросхема и она прекрасно справилась с задачей. Для справки, покажем цоколёвку для 6SN7, 300B и 5U4GB.
↑ Схема безтрансформаторного усилителя для наушников
За основу была взята известная схема SRPP усилителя для высокоомных наушников на 6Н6П. См. например, эту статью «Проект VINTAGE» и материалы к ней.
Начал с того, что нужно было определиться с питанием. Решил собрать импульсный блок питания по мотивам статьи «6Э5П, 6Н8С + 6Н13С. Два ламповых усилителя для высокоомных наушников с импульсным источником питания» на IR2153. Сделал печатку, намотал трансформатор, собрал все вместе и запустил БП. Все заработало, напряжения немного пришлось подбирать перемоткой трансформатора, покопался с токовым трансформатором, но так и не понял, как он должен был защитить от перегрузки. Включил с нагрузкой через лампу, все в норме, стартует стабильно. Убрал лампу, старт нормальный разогревает две 6Н6П, анодное обеспечивает 300 Вольт.
Но тут моим успехам пришёл конец. Когда подключил анодное к усилителю, собранному просто на столе, и стал слушать, через 1,5 минуты начал нарастать среднечастотный фон и БАХ!!! ТИШИНА… Разорвало в клочья сетевой предохранитель, убились MOSFET-ы, кончилась IR-ка, и пробило один ультрафаст в выпрямителе анодного.
Первопричиной явился именно пробой ультрафаста в анодном выпрямителе из-за чрезмерного нагрева. Все поменял и снова занялся экспериментами. Конец был аналогичным.
Схема УНЧ на лампах HI-FI класса А (лампы 2A3)
Что-то не так? Пожалуйста, отключите Adblock.
Портал QRZ.RU существует только за счет рекламы, поэтому мы были бы Вам благодарны если Вы внесете сайт в список исключений. Мы стараемся размещать только релевантную рекламу, которая будет интересна не только рекламодателям, но и нашим читателям. Отключив Adblock, вы поможете не только нам, но и себе. Спасибо.
Как добавить наш сайт в исключения AdBlock
Приведенная схема работает при входных сигналах с уровнем меньше 0,5 В; если уровень сигнала выше, появляются искажения. Во входном каскаде напряжение сигнала усиливается примерно в 7 раз, а во втором каскаде усиления напряжение возрастает еще в 10 раз. В обоих каскадах используются триоды типа 56 (VI и V2). В выходном каскаде применяется радиолампа V3 типа 2АЗ. Для подачи напряжения смещения 45 В на сетку лампы V3 используются две батареи по 22,5 В, соединенные последовательно (В1). В данной схеме (как и в других усилителях класса А) через первичную обмотку выходного трансформатора Т1 течет постоянный ток. Для устранения этого была проведена модификация схемы, показанная на рис. 8.16. Данное изменение позволяет убрать постоянную составляющую в токе первичной обмотки, правда, ценой некоторой потери мощности. Собранный по модифицированной схеме усилитель имеет плоскую амплитудно-частотную характеристику (неравномерность не более 1 дБ) в полосе от 20 Гц до 20000 Гц.
(Модифицированная схема требует, чтобы в цепи питания был использован высоковольтный трансформатор.) Следует обратить внимание на то, что у трансформатора Т1 подключена только половина первичной обмотки, для чего использован средний вывод. Это сделано потому, что примененный трансформатор должен иметь импеданс первичной обмотки примерно в 8000 Ом. Рекомендованное для получения максимальной выходной мощности сопротивление нагрузки лампы 2АЗ (V3) составляет 2500 Ом, однако увеличение сопротивления нагрузки снижает искажения ценой лишь небольшого уменьшения выходной мощности.
Аналоги зарубежных деталей можно найти в разделе
↑ Питание. Мотаем ТАН на торе
Тогда было решено пойти по старому проторённому пути и намотать ТАН. Под руку попался транс на торе с сетевой и двумя 12-вольтовыми обмотками. Его и решено было приспособить. Немного подредактировал схему, и получился такой вариант.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
Начался второй этап добычи питающих напряжений, изготовил челнок из алюминиевого стержня, который был припрятан после обрезки карниза вертикальных жалюзи. Он там используется в механизме поворота ламелей. Стержень имеет сечение четырёхгранника и отлично подошёл для челнока. С обоих концов изолентой я прикрепил по два отрезка алюминиевой проволоки диаметром 3 мм. Получилась вот такая вот рогатина. Длину челнока я выбрал 300 мм.
Как я уже упомянул, за основу был взят тороидальный трансформатор с внешним диаметром 80 мм и внутренним 40 мм. На нем была обмотка 220 В и две по 12 В. Я не стал его разбирать, а чтобы определить, сколько мне нужно мотать витков, я взял и домотал 30 витков, подключил транс к сети и замерил напряжение на новой обмотке, затем нагрузил эту обмотку лампой 12 В / 21 Вт и сделал поправку. Таким образом вычислил количество витков на 1 Вольт.
Также измерил длину провода, использованного на намотку 30 витков, тем самым определил, сколько метров мне нужно для намотки новой обмотки и получить расчётное напряжение на выходе. Это количество провода нужно было намотать сначала на челнок. Так как челнок у меня получился 300 мм, то один виток на челноке у меня составил 0,6 м. Таким образом я намотал на челнок расчётное количество провода с поправкой (витков 5 на челноке) на постепенное утолщение тора по мере намотки.
Накальную обмотку мотал со средним выводом, то есть две обмотки по 3,15 В. Чтобы было удобно мотать двумя руками, я придумал зажим из тисков и прищепки-зажима. Я взял специально пластиковую, но сначала думал купить зажим-крокодил для сварки или для проводов для прикуривания автомобиля (губки необходимо будет изолировать пластиковыми накладками, чтобы не повредить изоляцию). Единственное условие, чтобы усилия пружины хватило для удержания массивного тора.
Для получения 235 В переменного напряжения мне нужно было намотать 1840 витков. Сначала думал, что будет тяжело и долго, но за 3 часа намотки в два дня получился хороший ТАН с множеством напряжений: 235 В; 245 В; 255 В; 265 В; 3,15 В + 3,15 В; 2×12 В.
Несколько отводов вторичной обмотки было сделано для подбора напряжений. После намотки ТАН был подключён к готовому макету, который был собран ещё при испытании импульсного БП. Питание пока было организовано без электронного дросселя. Фон отсутствует, что очень обрадовало.
Лампа 300B и усилители на 300B — животворящая лампа
Обсуждаем усилители на этой старой, но живой лампе.
Лампа 300B появилась в 1930х в компании Western Electrics. 2A3 и 6L6 тоже из того времени!
Stereophile.com – 27 Nov 99
In Search of the Perfect 300B Tube
In the last two years, the available choices in 300B output tubes for one’s low-wattage single-ended power amplifier have become an embarrassment of riches. If we include the souped-up versions—which, in fact, deviate from the original 1930s Western…
Tube Maze
300B — Tube Maze
Reviews of 300B vacuum tubes and equivalents
https://www.antiqueradio.com/300B_01-98.html
Последние обновления — январь 2018
300-ки — самые распространнённые и наименее спорные лампы. Чем хороши и какие о них мифы — это отдельная тема.
Здесь — рейтинг на основе опыта, аналитики и последующей проверки в различных системах: моей и людей, опыту которых я доверяю. Эти люди — мои персональные “контакты” из разных стран Европы, Америки и Азии; это и опытные владельцы целых коллекций ламп, и разработчики или производители усилителей на лампах 300B, и дистрибьюторы этих ламп.
Рейтинг сделан для того, чтобы ориентироваться в ценах, уровне звука, надёжности и т.д. Он может обновляться по мере накопления опыта. И ещё: крайне осторожно нужно покупать лампы, особенно на аукционах, особенно не новые. Об этом может получиться отдельная статья. Но суть такова: исходя из опыта, я покупаю лампы только у самых надёжных источников, обычно у дистрибьюторов.
- Звёздочка и (3) цифра в скобках означает, что лампы были отслушаны лично и/или в хорошо известных и понятных мне системах; цифра означает в скольких системах. Если цифра становится большой, то я уже перестаю их считать или делать очень пристальный анализ, если только не вылезают какие-то противоречия.
Все цены американские, если не указано иначе.
От лучшего вниз к хорошему. Внутри уровней логика та же: вниз от лучшего к хорошему:
УРОВЕНЬ 1.
Потолочный уровень по звуку.
Разница любой из этих ламп с, к примеру, TJ Full Music 300 B/n Premium Mesh или Sophia Electric Mesh огромная. Как если бы я поменял усилитель на 2 класса выше. Мой вывод — хорошие лампы абсолютно необходимы.
— * (4) — Western Electric старый ($3500-7000, если найдёте) — производились с 1938 по 1988 год; лучше, чем новый WЕ, который не попадает в категорию лучших. Найти старые WE крайне сложно, а ещё чтобы не напороться и чтобы в заявленно-новом состоянии и чтобы надёжные… Справка: производились с 1938 по 1988 год.
— * (11) — Takatsuki TA-300B ($2500) , Япония с 2010 года. В обзорах пишут — лучшие и самые близкие к эталону — старым Western Electric. В одном американском обзоре говорят, что немного проигрывают Sophia Royal Princess в бассе и драйве, т.е. эта лампа для слушающих джаз и вокал; для динамичной, быстрой музыки Sophia / TJ могут оказаться предпочтительнее, но как замена старому Western Electric — вполне! Одни предпочитают старые WE, другие — Takatsuki. Но то, что слышу я — восхитительно, и с басом и драйвом всё в порядке, и погружение в музыку полное, это просто потрясающе, они во всём лучше, чем “новый” WE, TJ Special Edition и Sophia Royal Princess и в басе и драйве тоже. Потихоньку, по мере того, как всё больше людей слышит эту лампу, сложилось убеждение, что это всё же самая лучшая 300-ка всех времён. Уважаемый мной американский производитель усилителей на 300B считает, что Takatsuki в другом классе по сравнению с Sophia RP и в одном с лучшими из старых Western Electric. Азиатский дистрибьютор ламп 300B назвал Takatsuki “волшебной” и тоже считает её лучшей. Отслушивали её и в Москве в нескольких системах в сравнении с разными новодельным Western Electric и TJ Special Edition. Отслушивали и в Норвегии в супер системе с целым набором лучших 300-ок, со старым WE и с новодельными Elrog в частности (предупреждение про Elrog — см. ниже). На конец 2022 г., когда уже слишком много было и прямых сравнений этих ламп со всего света разными людьми, с которыми у меня прямой контакт — да и я, используя разные лампы, сравнивал их неоднократно у себя c другими именитыми лампами — мне абсолютно ясно, что это лучшие современные лампы. По уровню звука и надёжности. И всё же, старые WE имеют неповторимый звук, тон, Takatsuki в сравнении с ними нейтральнее. В идеале — иметь обе эти лампы, и тогда другие не нужны, т.к. просто будут проигрывать по уровню звука / музыкальной информации, но старых WE уже нет и не будет.
Справка: производство Япония, с 2010 г.
https://www.takatsuki-denki.co.jp/index.html
https://parttimeaudiophile.com/2012/10/04/takatsuki-ta-300b-and-border-patrol-s10-exd/
https://www.highfidelity.pl/@main-206&lang=en
*- (1)- TJ Full Music Q — новейшая лампа 2022 года от TJ Full Music. Дистрибьютор, который занимается лампами TJ с начала 2000-х (и единственный по моему мнению надёжный источник покупки этих ламп, т.к. 1. они сами тестируют все лампы, 2. репутация), говорит, что Q лучше, чем CNE. Т.к. лампы новейшие, вопрос надёжности остаётся открытым. Через пару-тройку лет, а лучше через 5, поймём.
- *** (2) — TJ Full Music CNE ($990-$1150)** — появилась в 2014 году, обзоров пока нет, но есть первые впечатления от доверенного источника, сравнившего их с TJ Full Music SE, Takatsuki TA-300B, PSVANE T2 и, по памяти, с новодельными Western Electric. Выводы: TJ CNE немного лучше, чем TJ SE, сделана очень хорошо, но главное — на неё возлагаются надежды на большую надёжность по сравнению с Sophia Royal Princess и c TJ SE. По состоянию на конец 2016 г — лампа оправдала себя, надёжнее и лучше.Комментарий для всех китайских ламп: нужно быть ОЧЕНЬ осторожным в их покупке, никаких аукционов, только проверенные дистрибьюторы. Про TJ см. ниже, есть только один проверенный дистрибьютор, цены такие же, гарантий несравнимо больше.
— * (7) — Sophia Electric Royal Princess ($1200 или 1300 евро в Европе) — абсолютно восторженные отзывы.
Этот обзор пишет, что это лучшая лампа всех времён и что они гораздо лучше WE
https://www.positive-feedback.com/Issue57/300B.htm
Но вчитавшись внимательно, понимаешь, что обзорщик не говорит ни про разницу старых и новых WE, ни с какими именно WE он сравнивал. Понятно только, что сравнивал не напрямую, и выводы такие: лампа хорошая, обзор — хм, нельзя же так лажать.
Выводы из многих обзоров и сравнений в интернете, моих и коллег:
По подаче отличаются от WE (“новых”) — более драйвовые. Некоторые обзоры предполагают, что для медленной музыки, джаза, вокала — лучше старые WE и Takatsuki, а для универсальности и драйва — лучше Sophia. Не соглашусь c этим категорически: в сравнении с WE (cтарыми) и Takatsuki, Sophia RP не дотягивает в проработке, в музыкальности. Динамика у Sophia RP на уровне Takatsuki, но общий уровень безусловно ниже. Я не слышал старые WE и как у них с драйвом, поэтому из-за скудности информации, предположу, что хуже, чем у Sophia RP. Получается, что Takatsuki более универсальные, а cтарые WE и Sophia RP — более жанровые. Надёжность ламп ниже, чем у лучших ламп, это я слышал от 5ти! компетентных источников и продолжаю слышать вот уже несколько лет, правда Sophia делает замену, но это время, стресс и деньги. Комментарий для всех китайских ламп: нужно быть ОЧЕНЬ осторожным в их покупке, никаких аукционов, только проверенные дистрибьюторы, тем более когда известно про не самую высокую надёжность ламп Sophia Royal Princess, покупать только у них или их дилеров, слишком велик риск через год остаться с одной рабочей лампой из двух.
— * (3) — TJ Full Music 300B SPECIAL EDITION ($740 — $900) — аналог лампы Sophia Royal Princess. Точнее так: та же лампа просто под именем Sophia Royal Princess. Sophia дерёт в 1.5 (2 в Европе) раза больше, продавая под своим именем и гарантирует замену, если вдруг что, в Америке и Европе. Sophia открещивается от этого, говорит: “Нет! это наш спецзаказ по нашим спецификациям и гораздо надёжнее!” Не верьте. Я не верю и не нашёл пока тех, кто верит. Нашёл пользователя и Sophia Royal Princess и TJ SE, редчайший человек, обычно люди покупают одно из двух, единицы в мире слышали, а тем более сравнивали обе лампы. Так вот, говорит, что разницы между ними не слышит.
Надёжность ламп не самая высокая, ниже, чем у TJ Full Music Premium Mesh, поэтому я бы смотрел на модель TJ CNe, которая и лучше и надёжная. Комментарий для всех китайских ламп: нужно быть ОЧЕНЬ осторожным в их покупке, никаких аукционов, только проверенные дистрибьюторы.
София раньше продавала лампы TJ как эксклюзивный дилер в США.
https://www.enjoythemusic.com/magazine/equipment/1201/300b/
Но! Гораздо легче сейчас продавать под своим брендом и развивать его, чем бороться с китайцами, продающими тот же TJ или похожий на TJ из Китая кому угодно дешевле и без гарантий качества, может вообще неликвид, как повезёт.
Так и сделали: договорились, что TJ будет для них производить, поставили цены в 2 раза выше, чтобы повысить уровень обслуживания, гарантировать качество, продвигать и выстраивать свой американский бренд (а не чужой китайский) и бороться с контрафактом. Стратегия хорошая, верная: и для потребителя хорошо и для компании, молодцы!
А TJ в то же самое время делает, что и все китайцы и никакая Sophia запретить это TJ не может: TJ продают лучшее, что изобрели, и Софии и под своим знаком Special Edition.
Хотя… кто знает. Вот как объясняет разницу между качеством ламп канадский дилер, продающий одни и те же лампы PSVANE, но разного уровня качества … английский там корявый, явно не родной:
https://psvanetube.com/wordpress/psvane-tubes-gf-test-method/
Говорят, что фабрика проверяет и делает подборку ламп всего по 1-му параметру, а они — по 5-ти. В итоге 3 уровня одной и той же пары ламп: GF — это имя дилера — в подобранной паре отличия между лампами 5-10% по 5-ти параметрам. Потом — ниже и ниже до 20% и по 1-му параметру.
Может, София делает так же. Но я не верю, что разница между Royal Princess и TJ SE велика.
По логике и зная бизнес — ну не может быть. И мой выбор из этой категории — или Takatsuki или TJ 300B SE. В Гонконге можно купить TJ 300B SE у надёжного поставщика за $740 + доставка (80-180 за EMS)
Для ориентации, вот надёжные дилеры TJ Full Music (остерегайтесь покупок у китайцев на ebay!, будет даже не кот в мешке, а гарантировано не TJ Full Music каким он должен быть):
- Parts Connection (бывшие ребята из легендарной компании Sonic Frontiers)
https://www.partsconnexion.com/tube_new_full_music.html
- Diy Hifi Supply — гонгконгский аудиофильский бутик под руководством канадца Брайна Черри, аудиофила с 40-летним опытом, который уже не одно десятилетие живёт в Гонг Конге.
https://www.diyhifisupply.com/opcart/index.php?route=product/category&path=159_160
УРОВЕНЬ 2.
От лучшего вниз к хорошему. Всего несколько лет назад это был потолок и до появления Shuguang Black Treasure и верхних PSVANE самыми лучшими и надёжными были всего-то 3-4 лампы! старый (NOS = new old stock) Western Electric, КR, TJ 300B/n Mesh Premium и новый Western Electric, который даже кое-где проигрывал TJ, см. здесь:
https://www.enjoythemusic.com/magazine/equipment/1201/300b/
— * (7) — Western Electric “новые” ($2500-3000) — их тоже уже не выпускают, но по крайней мере надёжность ламп высокая. Найти сложно. Ходили слухи, что после очередного переезда завода, точнее оборудования, их производство возобновится в 2014 году. Этого не произошло и теперь их цены на аукционах растут. Те же, что стоили $850 10 лет назад, теперь стоят 2500-3000 и выше. А ещё ходят слухи, что звук отличается в зависимости от партии. Надёжность нормальная, бывают случаи, но это бывает у всех, главное, чтобы не зашкаливало.
Справка: эти лампы выпускались компанией Westrex; Charles Whetener выкупил оборудование и лицензию на использование имени Western Electric, а также нанимал старых работников фабрики WE; лампы выпускались с 1997 по 2008 год, внутренне отличались от оригинальных WE. Очень красивые коробки, включая иногда подарочные деревянные, красивые документы внутри. У меня были такие в разное время на тесте,
https://www.westernelectric.com/products/300b.html
ВНИМАНИЕ: Ещё одни лампы под маркой Western Electric планируют выпустить в конце 2022 года. 1. Технологии будут другие, т.к. что-то из тех старых материалов недоступно сейчас и 2. Хорошая это будет лампа, надёжная ли, покажет время, долгое время, нужно 2-3 года минимум, а лучше ещё дольше, лет 5. Это факт, по-другому невозможно.
НЕ НУЖНО гнаться за WE, за старыми из-за цен, за “новыми” из-за звука-цены.
— * (3) — Living Voice 300B (EUR 1200) — производитель колонок за $600 тыс, и по совместительству дистрибьютор Кондо (Аудио Ноут Япония), компания Living Voice / Definitive Audio, который поражает уже несколько лет посетителей Аудио выставки в Мюнхене, сделал эти лампы как замену канувшим в Лету Western Electric. Сделали не сами, конечно, а работали с лучшей по их мнению компанией, которая могла бы делать лампы для Living Voice по их спецификациям, требованиям к звуку. Лампы эти я тщательно отслушивал и сравнивал с KR Audio, c EML, c Takatsuki в течение 2022 г. Справка: с 2016 г., делает KR Audio экслюзивно для Living Voice.
— KR 300B XLS ($1010) — по уровню звука лампы хвалят. А иногда наоборот, ругают, и попадаются жалобы на нестабильность ламп, но может быть это вовсе не нестабильность, а то, что они не подходят во все усилители, это НЕ прямая замена лампам 300B. Всё нижесказанное об EML XLS верно и для этих ламп.
https://www.kraudio.com
— Emission Labs XLS (EUR 680) — хорошая, хвалят, но и ругают иногда. Есть в сети сравнения с PSVANE 300B T2 и даже просто PSVANE 300B T, где пишут, что китайцы лучше и в 1.5 раза дешевле. Даже Shuguang Black Treasure Premium, вроде как, лучше и в 2 раза дешевле. Хотя такие обзоры-сравнения есть в сети, это не факт! Отзывов мало, их ценность сомнительна из-за опыта сравнивающих, их систем, правильности тестов и … аппаратуры, и вот почему.
Гораздо важнее, что параметры этих ламп отличаются от классических параметров Western Electric 300B, это значит, что они
- могут либо повредить усилитель, либо иметь уменьшенный срок службы, либо звучать не оптимально (отсюда и “звук не тот”), либо всё это вместе,
- обязательно заранее узнать у производителя конкретного усилителя насколько эти лампы подходят, оптимальны ли для него.
Это касается и ламп KR Audio XLS и, в особенности, Elrog (см. ниже).
https://www.emissionlabs.com/datasheets/EML300B-XLS.htm
https://www.tubeaudiostore.com/emission-labs.html
— AVVT 300B SL (EUR 1020) — легендарные лампы Алёши Ваича (Alesa Vaic), не производятся с 2001 или 2002 года; иногда попадаются восторженные отзывы, иногда ругают за ненадёжность, но это всё не факт, ламп было не очень много. KR Audio и EML фактически сменили AVVT и ушли дальше. Справка: лампы производились с 1990? или с 1994 года в Чехии под маркой Vaic, VVT и AVVT до 2001 года. Сначала Алёшей Ваичем, потом совместно с Рикардо Кроном (KR Enterprises, сейчас KR Audio), потом с Jac van de Welle (сейчас Emission Labs). Когда Алёша Ваич вместе со своим ментором из Tesla стали производить первые лампы 300В (тогда под названием Vaic и VVT 300B), в мире было всего 2-3 производства — китайские Shuguang 300B, Western Electric и Celtron 300B (Источник: Jac van de Walle) .
— * (4) — KR Audio 300B (EUR 700) — хорошая надёжная лампа по стандартам Western Electric 300B от европейского производителя, что редкость. Я неоднократно сравнивал эти лампы с EML 300B (ниже) в своей референсной системе, KR звучит полнее, чем EML, при схожих детальности и других звуковых характеристиках. Мой личный выбор по звуку-цене-надёжности-удобству.
Справка: производятся с 1997 года, раньше назывались KRON.
— * (4) — Emission Labs 300B (EUR 550) — отличная надёжная лампа по стандартам Western Electric 300B от европейского производителя, что редкость. EML делает и лампы с сетчатым анодом, на 25% дороже (EUR 705), но я выделил именно эти, обычные. Справка: производство 300В с 2000 года, в 2001 году разошлись с AVVT.
— * (5) — PSVANE 300B-TII (версия 2 серого цвета) — ($500 — $550 нормальные от нормального дистрибьютора, а не непонятно что на аукционе из Китая) — требует 300 часов прогрева, а не 150 как Takatsuki и прочие 300B, причём честных 300 часов, а не 20 минут или “2-3 дня — это ж за глаза, больше ждать в лом”… Отличная лампа. По надёжности, очень надеюсь, тоже, но статистики пока мало, хотя и негатива тоже не слышу/не вижу. Комментарий для всех китайских ламп: нужно быть ОЧЕНЬ осторожным в их покупке, никаких аукционов, только проверенные дистрибьюторы. Я даже попросил проверенного дистрибьютора ламп TJ из Гонконга закупать эти лампы, чтобы были гарантии того, что покупаешь хорошие лампы, а не 3й сорт под видом 1го. Справка: производитель — Shuguang.
— * (1) — PSVANE WE 300B ($935) — реплика Western Electric, в лучшем случае звучит, как новые WE (это когда попадаются не лучшие новые WE и очень хорошие PSVANE WE Replica, или такие у прослушивающих уши, или такая система), но очень уж много отзывов и мини обзоров, что модели PSVANE, указанные выше, лучше, чем эта реплика, а один уважаемый мной производитель усилителей на 300B, после тестирования этой лампы, добавил к этому, что они ещё и совсем не похожи по звуку на WE.
https://psvanetube.com/wordpress/store/products/psvane-we300b-11-replica/ Комментарий для всех китайских ламп: нужно быть ОЧЕНЬ осторожным в их покупке, никаких аукционов, только проверенные дистрибьюторы.
— PSVANE 300B-T Collection Grade ($525) — немного лучше, чем верхний Shuguang (см. ниже) всегда смотрите, чтобы был самый верхний уровень одинаковых вроде по названию ламп. Вот пример, где 3 уровня качества и цены от $358 до $525
https://psvanetube.com/wordpress/store/products/300b-t-pair/
Объясняют, явно не носители языка, так:
https://psvanetube.com/wordpress/psvane-tubes-gf-test-method/
Суть: у Shuguang был Standard и Premium Grade, у PSVANE — Classic и Collection, плюс к этому канадский дилер Grand Fidelity добавил свой более высокий уровень GF (5-10% при подборе ламп по 5-ти параметрам).
Совет: выбирать Premium у Shuguang и Collection или GF у PSVANE.
— верхние Shuguang Black Treasure B-Z Premium Grade ($560) — именно Премиум, а не Стандарт, осторожно, т.к. название одинаковое. Вообще, советую покупать только у больших и именитых дилеров, никакого аукциона ebay в случае дорогих лампКомментарий для всех китайских ламп: нужно быть ОЧЕНЬ осторожным в их покупке, никаких аукционов, только проверенные дистрибьюторы.
— * (3) — TJ Full Music Carbon Plate Premium ($480)
- Они же под именем Sophia Carbon Plate (570 евро)
https://www.sophiaelectric.eu/us/b/carbon-princess-300b/0?r=148Комментарийдля всех китайских ламп: нужно быть ОЧЕНЬ осторожным в их покупке, никаких аукционов, только проверенные дистрибьюторы.
— * (>10) — TJ Full Music Premium Mesh Лампы 300B/n ($350) — с сетчатым анодом. Проверенные временем отличные музыкальные лампы. 10 лет назад считались лучшими после Western Electric. У меня такие лампы проиграли почти 10 лет в усилителе. Но ни в коем случае нельзя покупать просто на аукционах, только у официального дилера, который эти лампы закупает, тестирует сам, сам разбирается с производителем. Переплата 20 долларов, но как много они могут сэкономить!
https://www.diyhifisupply.com/opcart/index.php?route=product/product&path=159_160&product_id=129
- Они же под именем Sophia Princess Mesh
https://www.sophiaelectric.eu/us/b/princess-300b-mesh/0?r=150
Тот факт, что можно покупать лампы TJ 300B/n у надёжного поставщика за $340 в Гонг Конге определяет выбор. Доставка в Россию — около 30-100 долларов в зависимости от способа доставки. Отличные проверенные лампы по звуку-надёжности-цене.
— * (1) — Golden Dragon 300BC (premium с белым цоколем и золотыми ножками) — достоверной сравнительной информации и информации по надёжности мало, есть информация из одного доверенного источника, что лучше, чем TJ 300B/n, но опыта и информации о последних несравнимо больше, поэтому вношу в список хороших ламп, но в этом месте рейтинга.
Справка: производитель Shuguang.
УРОВЕНЬ 3.
Ещё ниже и уже не могу рекомендовать
- *** (6) — Electro Harmonix 300B Gold Grid ($225)** — отличное соотношение качества-цены, единственная рекомендация, если уж очень нужно временно сэкономить. Эти лампы ставят в качестве штатных на усилители и в $10 000, и в 20 0000, и выше. Последнее время качество скачет, приходится отбирать, браковать, обычное дело в лампах, но в более серьёзных это всё таки делают производители и дистрибьюторы. Справка: производитель Reflektor.
https://www.ehx.com/products/300b-gold
https://www.thetubestore.com/Tubes/300B-Tube-Types/Electro-Harmonix-300B-Gold-Grid
— * (1) — TJ 300B ($250) — DIY Hifi Supply их уже не продаёт, просто качество-цена в этой категории уже не те
https://www.partsconnexion.com/tube_new_full_music.html Справка: TJ Full Music начал производство 300В в 1999 году.
- Они же под именем Sophia Globe Mesh Plate (380 евро) — точно не стоит за эти деньги
https://www.sophiaelectric.eu/us/b/300b-globe-mesh/0?r=155
- Разные Shuguang уровнем ниже Black Treasure — по качеству-цене не стоит
- PSVANE 300B/n ($295) — сетчатый анод
- PSVANe 300B ($180)
ПРОЧИЕ:
Хорошие, но либо хуже, чем выбранные выше, либо значительно хуже по звуку-надёжности-цене, или слишком мало информации
- Cetron — производство Richardson, производились с 1995 по 2006 годы.
- ELROG (ERU 1200) — новейшие лампы с большим потенциалом, но ОСТОРОЖНО! По своим параметрам эти лампы не являются прямой заменой Western Electric (у меня есть детальная информация), это значит, что они подойдут не во всякий усилитель, использующий лампы 300В, и даже должны бы по-хорошему называться по-другому. Это также значит, что они могут выйти из строя быстрее положенного срока или даже очень быстро, а заодно вывести из строя и усилитель. Примеры:
- В недавнем сравнении в усилителе Border Patrol S10 EXD ($20,000, Border Patrol делает лучшие однотактники всех времён и народов) c таким же честнейшим предом и с двумя разными колонками Elrog сравнивали со старыми лампами WE (причём эталонными), Takatskuki, PSVANE T2 и заодно Electroharmonix из разных партий. Ожидания были огромные от Elrog, ничего близкого к лидерам Takatsuki и эталонным WE они не выдали, огромное разочарование.
- Аудиофил из Норвегии, с потрясающей аудио системой и владелец первых ламп Такацуки с белым цоколем, Elrog и разных WE, включая старые, связался со мной по поводу новых Такацуки. Я выпытал у него что он думает про разные лампы, его ответ — предпочитаю Такацуки, остальные тоже хорошие.
- Аудиофил из США предпочёл Elrog Takatsuki в усилителе Coincident Frankenstein MK II по звуку и по цене. А через несколько месяцев Elrog у него “сгорели” и потом, после замены ламп, это повторилось снова; у другого пользователя Elrog вывел из строя его усилитель (этот пользователь не сравнивал Elrog с лампами высочайшего уровня). Производитель Elrog стал что-то доделывать в лампах после этих случаев и тогда подтвердилось, что не всем усилителям они подходят, но о результатах этих доделок говорить пока рано. Посмотрим, что будет в 2016 и через хотя бы 3-5 лет.
Для цены в более, чем 1000 долларов, риск слишком большой и по звуку, и подойдут — не подойдут, и по надёжности. Тот, кто хочет лучшее, смотрите на Такацуки или эталонный WE (но это уже тысяч 8 долларов).
- EAT (Euro Audio Team) — хорошие, на уровне 2, рядом с Emission Labs XLS, но при цене в Америке в $1200 (+30% в Европе) не имеет смысла
Эти неплохие, но на уровне 3 или хуже, где-то будут плюсы, где-то минусы, значительно хуже уровня 2:
- *** (1) — Svetlana -** с 1998 года. Могут быть производством Reflektor (Украина) или Светлана из-за путаницы с регистрацией марки американской компанией NewSensor
- Sovtek (EUR 190) — тот же производитель, что и Electroharmonix (Reflector, Украина). Производятся с 1998 года.
- Valve Art — производитель Shuguang ?
- JJ — Словакия, с 1998 года, на базе чехословацкой Tesla
- Gold Lion — есть разные модели, некоторые — очень даже хорошие по звуку-цене. Производитель, скорее всего, Shuguang.
— Audio Note — до 1998 заказывали у AVVT, до или после у других производителей.
Моя система: см. блог Аудио Концерт Дома.
Источники информации:
- статьи, обзоры, форумы англоязычные и русскоязычные;
- 2 производителя усилителей, использующие лампы 300B; производят с начала 1990-х, имеют мировую известность и кучу наград за лучший звук на международных выставках;
- 1 такой же производитель, но использующий 300-ки в ЦАПах;
- изготовители усилителей на 300-ах — самодельщики из России с опытом;
- известный производитель усилителей на 300-ках из Тайланда (делает мирового уровня трансформаторы, кстати);
- дистрибьютор 300х ламп разных производителей, включая TJ Full Music, PSVANE (со своей собственной личной коллекцией 300х ламп, ибо они делали свои собственные усилители на 300-ках), у дистрибьютора есть реальная статистика по продажам и проблемам;
- 2 производителя самих 300-ых ламп, опять же у них реальная статистика (хотя зачастую производители знают только свою продукцию, но зато её и отзывы и статистику по ней знают так, как никто больше);
- импортёры и дилеры-продавцы 300-ых ламп из 4х стран: Польша, Германия, Великобритания, Малайзия;
- опытнейшие аудиофилы из разных стран и континентов с коллекциями ламп, включая старые WE, “новые” WE, Takatsuki разных лет, Elrog, Sophia Royal Princess и множества других, попроще.
- собственный опыт (см. фото и статьи в блоге); У меня разные усилители на 300-ых лампах с 2003 года, вот почему.
↑ Корпус усилителя
Всё практически готово к приданию внешнего вида. Для корпуса был применён отрезок профиля строительного алюминия, труба 50×180х180. Мой трансформатор в такой корпус как раз отлично вписывался. Такой профиль можно найти на стройке, где монтируют фасады из стекла (если конечно охотники за цветным металлом Вас не опередят).
Отрезаем лишнее и делаем все технологические расчётные отверстия под Ваше шасси. На днище я предусмотрел и вырезал электролобзиком окно для доступа к регулировке режимов ламп при замене.
Также оно является вентиляционным, так как корпус в сборе без него будет глухим. Что не совсем хорошо отразится на тепловом режиме всего устройства. Чтобы закрыть окно, я взял сетку от воздушного фильтра дизельного грузовика.
Такие фильтры легко можно найти возле стоянок большегрузов. Вырезал сетку необходимого для моего окна размера и торцы заделал полосками кровельной жести. Нарезал от листа полоски шириной 20 мм и длиной равной периметру сетки. Согнул пополам вдоль, зажав струбцинами между двух отрезков 20 мм фанеры киянкой. Затем обжал в тисках через деревянные прокладки этими полосками мою сетку. В местах сгиба по углам делал вырезы секторов 90 градусов.
Заключительный этап — покраска. Краску взял акриловую в баллоне матовую чёрную. Продаётся в строительном или автомагазине.
Боковые стенки изготовил из деревянного наличника, нашёл наличник из бука (в магазине или на рынке, где продают двери). Так как мой корпус высотой 50 мм, то наличник взял 65 мм шириной и использовал его во всю ширину, чтобы не делать отдельно ножки. В качестве ножек использовал набор мягких самоклеящихся накладок на ножки мебели, продаются в магазинах с мебельной фурнитурой.
Для лицевой панели также использовал дерево — это шпон бука толщиной 5 мм. Надписи на лицевой панели сделал испытанным методом ЛУТ. Нарисована панель в программе «Front Designer 3». Все дерево после выпиливания, подгонки, шлифовки и нанесения надписей было покрыто бесцветным глянцевым акриловым лаком. Боковые панели (наличники) были затонированы изначально.
↑ Шасси усилителя
Склепал шасси из алюминиевого уголка 15×15 мм и алюминиевой полосы 1,5×50 мм. Размеры не привожу, так как рассчитывал под описанный выше корпус. По моим задумкам, шасси должно быть двухуровневыми. Верхний уровень опирается через алюминиевые втулки (отрезки трубки диаметром 6 мм) и скреплён саморезами (видно на фото 4 сверху и 4 снизу). На верхнем уровне должны быть ламповые панели и весь монтаж звуковой части.
А на нижнем уровне силовой блок с выпрямителем, фильтром, электронным дросселем. Радиатором полевого транзистора дросселя является алюминиевая пластина нижнего уровня шасси. Транзистор установлен через изолирующую прокладку (взята из компьютерного БП). Все на него водрузил. Монтаж соответственно навесной.
Настройка свелась к регулировке напряжения на аноде нижнего по схеме триода подстроечным резистором R. Звучание усилителя очень нравится. Окончательный этап — сборка и результат налицо.