Легендарные усилители: «холод» ламп без трансформатора, DIY-компиляции, десятилетия мучений с классом «Д»


Naim NAP140 — китайский кит (Upd)


Речь пойдет о китайском клоне усилителя Naim Nap 140 и преде Naim Nac 152 XS. Эйфория от удачной сборки прошла с более серьёзной отслушкой и замерами и пришлось внести некоторые коррективы, чтобы вывести звучание на достойный уровень. Но вот я снова хочу несколько вариантов разных элементов от Naim сделать. Это и другой вариант преда, и другой вариант мощника, и с фонокорректорами попробовать… И может только тогда будет свежая и всеобъемлющая статья. А пока, что было в самом начале: Покупка дорогостоящей аудиотехники высокой верности в магазине — не единственный путь достижения заветной цели. Самостоятельный расчет усилителя или использование готовых схем — тоже вариант, но уже не для всех. Есть между этими двумя вариантами и золотая середина, которая способна быть компромисом между финансовыми затратами и вашими усилиями — готовые киты (наборы) усилителей, которые нужно только спаять. А особо ленивым можно заказать такие киты и вовсе уже спаянными и настроенными. Если вы надумаете купить кит клона известного усилителя (в Китае доступны наборы клонов усилителей Marantz 9, Quad 450, Musical Fidelity, Naim и тд), то вам конечно никто не гарантирует финальный результат аналогичный оригинальному продукту, но и открытия нового уровня звучания, если все сложится, вас не разочаруют. Можно только отметить, что самый дешевый вариант покупки кита — это неспаянный набор из плат и деталей. Но не радуйтесь низкой ценой такого набора (Naim NAP140 обходится от 3200 до 5600 руб), так как набор не включает в себя трансформатор. Трансформатор может стоить от 2-3 тыс руб (например производства Торел) или дороже (иностранные). Если вы найдете дешевле или приспособите старые, то это будет существенной экономией. Второй весомый по расходам элемент — корпус. Если вы решите заказать корпус из Китая, то с доставкой одна только железяка может стоить до 10.000 руб! А в России корпуса для усилителей не делают, максимум какие то распределительные, убогого вида коробки, которые вы будете пытаться приспособить под внутренности усилителя. Если уж развивать кружок умелые ручки, то самое простое — это изготовить корпус из оргстекла. Оно отлично пилится и обрабатывается, скручивается болтиками и креплениями от материнских плат. А после всего его еще и можно покрасить. Другой вариант — конструирование корпуса из алюминиевых уголков. Эти варианты конечно нудные и муторные, особенно для тех у кого руки торчат из других мест (как у меня). Насколько хороши киты клонов известных усилителей из Китая, на нашем сайте, пока под вопросом, будем пробовать, изучать.
Но сегодня у нас уже есть первопроходец, наш активный участник на форуме и сайте — пользователь с ником Vovans. Он уже купил кит усилителя Naim NAP140. И не только купил, но и собрал его!

Об особенностях китайского кита и сборке читайте далее прекрасный обзор от Vovans.

Почитав обзоры и отзывы Александра я задался вопросом — а если не только ЦАП, а и УМЗЧ (усилитель мощности звуковой частоты) купить у китайцев? Меня больше всего заинтересовали diy-киты, которые можно самому попаять. Спросил у Александра, он назвал какую-то цифру в рублях и рекомендовал ниже неё не смотреть, а выше может даже что-то стоящее и попадётся, почему и нет. Стало ещё интереснее. Значит есть шанс найти что-то толковое. Но как? Я ничего толком не нашёл на эту тему. А то, что находил, сильно отличалось от моих взглядов и представлений. Я не хотел никакие отечественные разработки наших умельцев — собирать годами УЗМЧ я не хочу. А в Китае уже и платы готовые, и набор составных радиоэлементов можно сразу взять. Самостоятельно всё это собирать по крохам — муторное дело. Долго и дорого. В крайнем случае, если что-то вызовет сомнения, можно заказать отдельно и заменить. Но хотелось бы сразу иметь всё, чтобы оно заработало и можно было сложить какое-то представление.

Начал искать сам на свой риск. Чего только нет, как они только не называются, эти киты. Но информации по ним с гулькин нос. Да и по китайским китам зачастую обсуждения типа — раскачать какие-то убитые советские колонки, доработанные моментом и какой-то матерью. И многим, в таких темах, наушники на 300 рублей могут классно звучать. С одной стороны суперспецы, собирающие супер-разработки наших кулибиных, с другой, пардон, нищеброды, которым лишь бы качало. В итоге я наткнулся на некоторый Naim. Почитал наши форумы. Крайне неоднозначно о них отзывались. Как правило, публика делилась на редких единиц, которые слушали… Их там, вообще хорошо если человека три, я на тот момент нашёл и те, которые умели читать схемы. Первые были в восторге, вторые поливали грязью и Найм, и его схемы, и тех, кто на это клюнул. И схемотехника 60-х годов прямо из учебника, и там самый наитранзисторнийший звук, и чего только не написано ими на сей счёт.

Подход и в самом деле интересный у Naim. К тому моменту я уже знал, что все аудиофилы твёрдо уверены — танталовым конденсаторам не место в звуке. Их удел — цифра. А тут Танталы прямо в пути следования звука, а не просто в звуковом тракте. Какое кощунство.

И глянул я на цену усилителей Naim. И задумался сильно. Слишком много противоречий. Конский ценник, при этом танталы в тракте! При этом схемотехника примитивна. И элементов минимум — у Naim Nap 140 всего 10 транзисторов на канал (если исключить защиту, а её обычно все выпаивают). У них якобы межкаскадные электролиты (танталы) неверной полярностью стоят. Выходные транзисторы работают в классе B! Тантал и класс B!!! Не A и даже не AB. Так попрать права любителей звука. Смешных размеров радиатор на оба канала:

Противоречий много, грязи на отечественных форумах на них много — интересно.

Сперва хотел купить Naim Nap 200. Но читал, читал, прочитал мысль, чем проще и ниже классом (в разумных пределах), тем музыкальнее, поэтому якобы 200-й должен быть правильнее, а 140-й — музыкальнее. Может я вообще не так мысль понял, кто знает ), но я решил начать свои пробы именно с Naim Nap 140.

Кстати, схемотехника у них у всех схожа. Naim от остальных тем и отличается, что они взяли одну схему и вылизывают её десятилетиями. И если вы слушали 5-10 лет какой-то их усилитель, то при покупке нового вас едва ли ждёт разочарование. Это будет практически то же самое. Никаких отчаянных бросков из стороны в сторону, из крайности в крайность.

Предусилитель.

Многие утверждают, что наймовский знаменитый звук вы не слышите на одном оконечнике. Обязательно он должен быть с предусилителем. Я пересмотрел всё, что есть. Наибольшее доверие внушил клон Naim Nac 152 XS. Остальные выглядят какими-то огрызками.

Не хотелось вложиться во всё это и разочароваться. Если брать Nap 140, то брать и пред. Если брать пред, то лучший, что есть из клонов (лучший ли он по звуку — кто знает?) — Nac 152 XS. По цене последний вышел дороже самого усилителя и весь эксперимент стал заметно дороже.

Сказать честно, сколько чего я не менял в тракте, оставляя акустику и ресивер, никакой разницы не слышал — tda1543 во всех вариациях (с лампами, транзисторами, резисторами, ОУ в выхлопе), ak4490 и всякое такое. И ни на какое «вау» при использовании отдельного усилителя не ожидал. Думал, что и разницы не замечу. А если и замечу, то она будет трудноуловима и особого смысла в этом не будет. Но когда я включил весь собранный тракт клонов Naim, это было «вау» три раза. Если не больше. Такого разрыва я не ожидал. Думал, что либо я глух, либо у тех, кто много слышит — самовнушение. Но звук изменился совершенно! Низкие! Я до этого заказал две пары полочников в Японии, которые всё ещё в пути, считая что НЧ меня не интересуют, а мне важнее качество. Но с Naim я получил такие НЧ, которых от текущих колонок-башенок современных я не ожидал. Музыке начала подыгрывать вся комната. Пол, диван, всё. Теперь аудиоподготовка комнаты — не пустой звук. На электронной музыке даже при средней (небольшой) громкости есть ощущение клуба. Бас собранный, динамичный. Явно УМЗЧ это дело хорошо контролирует. Средние хороши, ВЧ чисты. Но сам звук стал каким-то более насыщенным или плотным или не знаю как это сказать. С ресивером мне мой тракт нравился тем, что даже при вполне неплохой громкости в комнате прослушивания, в остальных звука почти не слышно и никого не напрягает он. Теперь всё изменилось. И в комнате прослушивания он звучит вроде как не сильно громко, но и в остальных его слышно хорошо. Однозначно ресивер не играл. Погремушка для фильмов.

С Naim Nap 140 вкупе с Nac 152 XS я стал задумываться, а не зря ли я заказал Yamaha P2100. Ибо то, что я собрал, меня устраивает очень и очень. Но нужно всё же сравнивать. Да и пример английского и японского звука — это хорошо ? Я не мастер описывать, что как звучит и не могу это расписать подробнее, но я действительно в восторге вот уже недели две. Осталось дождаться сравнения с японцем, но уже можно уверенно сказать, что этот набор достоен и внимания, и вложенных в него денег.

И НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ И ПОДРОБНОСТИ

На фото вы можете увидеть мой трансформатор, который я выбрал для Nap 140.

Огромное спасибо ростовской компании Тортранс. За вполне приемлемую плату они мне намотали трансформатор на 400Вт 4х30В с пониженной индукцией 1.25 Тесла и экраном между первичкой и вторичкой. Он не то что не греется, он даже не теплеет. Незначительный гул заметил только при КЗ.

Так же были заказаны трансформаторы на ЦАП (16+16+10) и просто для ОУ (16+16). И эти с пониженной индукцией и экраном.

Так же, не забрав ещё предыдущие, заказал три для ламповых фотокорректоров с высоким анодным напряжением и низковольтной обмоткой с приличным током для анодного питания. Все три уже использовал, надо заказывать ещё ? Кроме того, буду заказывать понижающий транс на 100В 500Вт для едущей Ямахи p2100 и отдельный транс для предусилителя. Сперва я думал, что пред и мощник буду вместе, но позже решил их сделать отдельными устройствами со своими трансами и корпусами, а ещё стрелочки с подсветкой хочу ) но об этом ещё будет писаться позже. Трансформатор — это один из самых важных элементов, который вносит немалый вклад в звук. Будь то УЗМЧ, пред, ЦАП, фонокорректор или ещё что. И найти того, кто их хорошо и недорого мотает — это сложно, знаю по себе ? Тортранс пошёл на встречу во всех вопросах — аудиофильских капризах о пониженной индукции, в кол-ве обмоток, которое нужно именно мне, а не тех, которые хорошо продаются, сделали экран по просьбе, предложили хорошую цену, могут ещё и пропитать, и обмотать чем надо, но я в этом смысла не вижу. На звук это не влияет.

Кроме того, был у них в гостях. Заказов у них очень много и от крупных заказчиков. Удивлён, что они готовы возиться и с такими радиолюбителями, как я.

Кроме всего прочего, они делают свои ламповые усилители. Одно и двухтактные. Очень жалею, что не сфотографировал плату усилителя, которую мне показывали. Вообще, все фото в теме пока мои. И у меня всегда столько фото, что чужие я крайне редко прилагаю. Так что смело можно задавать вопросы по любым фото в моих постах по любой теме ))

Я действительно рекомендую Тортранс, так как мне очень понравилось с ними работать. Очень многие вопросы с питанием решились сами собой. За две недели я заказал 6 трансформаторов и есть ещё ряд планов в этом направлении. Naim Nap 140 мой отлично отыгрывает НЧ и не захлёбывался даже на полной мощности, никакого фона, помех, гула. Пониженная индукция и уход в железо, а не в медь по мощности — это залог успеха для мощника. Я все глаза сломал, пока форумы на эту тематику перечитал. Ко всему надо подходить ответственно, чтобы получать ожидаемый результат ? Вот бы найти ещё того, кто делает корпуса и ППМ (платы) так же качественно и недорого и вообще можно своё дело открывать.

Немного по сторонним отзывам о Naim:

Что представляет из себя звук усилителей фирмы NAIM? Это — звучание простой схемы, отработанной Дж.Верекером — до совершенства. Где все детали, с их параметрами, максимально подобраны друг к другу. Где любое «улучшение» в схеме способно нарушить выверенный баланс звучания и превратить звук в «посредственный транзисторный». Это — звучание выходного каскада, в B-классе, которое вполне способно конкурировать с HI-ENDными решениями на лампах в SE.

Ну, и наконец, это схема, которая напрочь игнорируется, для повторения, на российских ресурсах… Самое краткое и точное описание того, что выше, было сформулировано пользователем GUNFU с Торнадо Акустик:

«На счет транзисторов для аудио, поищи плиз в инете на западных форумах, что применяет Naim. Они «собаку съели» на подборе компонентов, для своей классической схемы из справочника RCA. Аппараты, звучат отлично, тепло, динамично и без транзисторного хруста свойственному дешевым УМЗЧ.»

https://www.tornadoacoustics.ru/forum/7-191-1

Это и есть «тайна NAIM».

Ещё приведу отзыв одного человека. Ну как после такого не попробовать Naim?

Являюсь уже лет пять обладателем комплекта из предварительного и оконечного усилителя собранных по концепции схем NAIM 250 и преда серии NAC… Отличие от 140 — наличие стабилизированного питания оконечника.Это даёт мощь и контроль баса. Желательно делать такой вариант. Говорить об искажениях в данном случае нет смысла, для меняя интереснее, как он звучит. Фирма, допустим, заявляет 0,01%, если проверить на симуляторе, то и 0,05-0,08% набежит, ну и… ВАМ слушать или мерить?

Если говорить о характере самого звука, то он почти полностью повторяет… однотактник на 300В, но с СУЩЕСТВЕННЫМ ДОПОЛНЕНИЕМ МОЩНОСТИ и СИЛЫ БАСА,при этом звук не ограничен в верхнем диапазоне, ясен, воздушен, но без пресловутой «яркости». На слух АБСОЛЮТНО НЕУТОМИТЕЛЕН и музыкальные жанры могут простираться от DIANA KRALL до NIGHTWISH — ограничений нет. Найденная характеристика звучания аппаратуры-оригинала подтвердила мои впечатления:«звучание воспринимается как усилитель класса А, ещё и без обратной связи…» Знакомый музыкант-гитарист отметил передачу атаки звука. «Транзисторного» звука — точно НЕТ! Слушали даже заядлые ламповики… Звук ровный и комфортный. Знаю, что многими уже не воспринимают такие простые схемы, но они прекрасно звучат. Выпускаются серийно.Любителям «броского», излишне «детального» звука, наверное не подойдёт. А вот МЕЛОМАНАМ с разными жанровыми пристрастиями — скорее понравится. Да, и однотакт заменит, расширит звук лампы с сохранением его достоинств.


Схема стабилизации питания, которая делает из Nap140 практически полный аналог nap250. Тут ещё одно отличие Naim от прочих — мало кто применяет стабилизацию питания в УЗМЧ. Планирую попробовать и себе собрать. Хотя читал у китайцев, что они рекомендуют попробовать Sigma22:

Источник:

https://www.hifidiy.net/..

Плюсы:

1. Низкий уровень шума и высокий PSRR2. Нет ограничения по току благодаря выходным MOSFE’ам. Sigma22 способна выдавать большое значение мгновенного тока3. Высокая пропускная способность. Заявляется, что Sigma22 имеет даже меньший импенданс, чем лучшие и довольно дорогие low-ESR электролиты. Скорость разряда-заряда очень велика.4. Легко выставляется нужное выходное напряжение.

Входное напряжение S22 должно быть на 8~9В выше выходного для поддержания работы МОП-транзистора для достижения наилучших результатов работы стабилизатора. Последнее прямо идеально для меня ? у меня на конденсаторах получилось порядка 45 на плечо, а для Nap140 30-34 с головой.

Из переписки цитаты:

«Звучит волшебно, на мой взгляд. Я не ожидал, что моя недорогая акустика способна так насыщено звучать и выдавать такие низы. И высокие на уровне, чистенькие. »

Да, вот-вот! И, элементарная схема, при этом со скрытым потенциалом! Низы и ДИНАМИКА звучания — её характерная черта. Верх — чистый и в меру ИНФОРМАТИВНЫЙ, конечно найдутся УМ, плана «ВВ»( с малыми Кг), которые могут «очаровать кристальными» ВЧ, НО….дальше будет зависеть от вашего слухового предпочтения и возможности адаптации к такой подаче….Есть вероятность, что слушать разную музыку, длительное время — на них будет не комфортно.

На ДИНАМИКУ звучания струнных НАЙМА-clon особо обратил внимание даже человек серьёзно занимающийся игрой на гитаре… Правильно, что начали делать комплект с предом. Пред даёт часть того самого фирменного звука NAIM. Подтверждения есть и от владельцев фирменных их систем… Стабилизированное питание позволяет полностью сформироваться звуку и выйти на уровень NAP-250. А, он считается одним из…верхних…воплотивших в себе все достоинства звука этой марки.

«Ну, не знаю, не знаю. Пока не нарадуюсь им.»

В том — то и дело, что «элементарная схема», с которой нельзя показываться на отечественных технических форума….рвёт шаблоны, при доскональной её реализации.

И ещё:

Вы нашли тему, которую я когда-то открывал на Коте… Знаете, у нас тема клонирования этого усилителя абсолютно не развита, почти от слова «вообще». Всех тех, кто пытался повторить клон 140 или в более полном варианте 250 — можно реально перещетать по пальцам. На Веге, это Олег Трубин (один из первых), потом ещё Тимофей из Барнаула (ArtTim), кажется ещё там один-два человека были в его теме, пытавшихся….Там — всё. На Паяльнике, один человек спросил, что есть 140 clon….я попытался объяснить….и началось….Там у них есть один молодой и горячий (теперь ещё и модер), разработчик ОМ….Апломба… Короче, понеслось «метание какашками»….Но, товарищ, интересовавшийся, клон 140, что прислали — собрал, по крайней мере мнения, что это «явный отстой» — от него не последовало.

Да, и в профильной теме «наймитов» есть тема по сборке 200…В ней я тоже немного засветился, а также пользователь из Пензы(Игорь, кажется), который и на всемирном форуме, совсем недавно выкладывал пару сообщений… Да, и там еще один товарищ комплект МОЩНИК-СТАБИЛИЗАТОР, ввиде наборов готовых плат от АВОНДАЛЕ приобрёл…. Ну, в общем-то и всё, грубо говоря — на всю страну…. Меня же, на эту марку — тоже один товарищ «подсадил», НЕ АФИШИРУЯ ИЗНАЧАЛЬНО МАРКУ и СХЕМУ, самого УМ….А, просто, дав послушать…А, на тот момент, у меня, действительно, был SE на «светлановской 300». Т.е., тут нет ни слова выдумки: NAIM, вполне может стать заменой однотакту в А-классе…. Уверяю Вас, если бы мне показали схему заранее и сказали об этом я бы НЕ ПОВЕРИЛ! Слишком она — классическая и режим, почти B, а это…совсем не А….

Кстати говоря, у меня nap 140 с «пакетом улучшений» за 3 с копейками уе. В пакете две пары транзисторов диф каскада (входные) практически идеально подобранные, но с затёртой маркировкой. Что интересно, они разные, это видно по месту отлома. А по схеме они одинаковые. Так же другие часть резисторов и конденсаторов. Из описания улучшения я ничего не понял, но сразу впаял именно его. Прилагаю скрин:

Имея схему и фото пустой платы легко вычислить, что менялось. Схема:

Скажем спасибо Vovans за такое интересное исследование, а в завершение я хочу надеяться, что тема использования китов-клонов не завершится на этом материале, а получит свое развитие в виде сборки и прослушивания других моделей усилителей. Всем прекрасного звука в домашней системе!

Параметры и описание комплекта

  • Номинальная мощность: 25 Вт RMS
  • Входная чувствительность: 1,5 В
  • Входное сопротивлени 100 ком
  • Входной разъём: линейный RCA
  • Выход на динамик: 4 и 8 Ом
  • Искажения: менее 0.5% половина мощности, 1% при полной мощности.
  • Частотный диапазон: 8 Гц — 20 кГц +0/-1дб на номинальной мощности
  • Отношение сигнал / шум: менее 80 дБ
  • Лампы: Gold Lion KT88, NOS JAN Philips 5751
  • Потребляемая мощность: 80 Вт (каждый моноблок)
  • Вес: 6 кг (каждый моноблок)
  • Размеры: 200 мм (Ш) X 220 мм (H) X 300 мм (Г)

Испытания собранного усилителя

Все синусоидальные выходные сигналы (на выходной мощности 25 Вт), что посмотрел между 20 Гц и 20 кГц, были идеальные копии входного сигнала. Общий коэффициент усиления усилителя около 10,3 (20.3 дБ). При выходном уровне около 15 Вт, частотный диапазон был плоский между 20 Гц — 13 кГц, и спад около 0,2 дБ на 20 кГц. Так что всем рекомендую подобные конструкторы, работают они ничуть не хуже готовых ламповых усилителей, промышленной сборки, за несколько тысяч долларов!

Обсудить статью НАБОР ДЛЯ СБОРКИ ЛАМПОВОГО УСИЛИТЕЛЯ

Изготовление удобной подставки для мультиметров серии DT-830B (M-830B).

Преобразователь для замены 9-ти вольтовой батарейки мультиметра на 1,5 вольтовую.

Схема проверенного преобразователя напряжения 12В в 220, на основе трансформатора компьютерного БП.

Доставка осуществляется почтой или транспортными , «КиТ», «ЖелДорЭкспедиция», «Деловые линии», «Байкал -Сервис» и «ПЭК», а так же СДЭК. Посылки отправляем при заказе на сумму от 550 руб.

УНЧ на KT88 — сборка и настройка

Для сборки набора достаточно иметь базовые навыки пайки, а вся работа займёт несколько вечеров. Комплект содержит много деталей, но следуя инструкциям, результат будет успешным. Прежде чем начать монтировать оборудование, нужно изучить принципиальную схему, чтоб она отпечаталась в памяти — там проще будет собирать, примерно зная что куда.

Питание и настройка баланса между лампами выходного каскада. Это делается с помощью мультиметра, который вставляется в контрольных точках в верхней части усилителя и далее регулировка 25-омным потенциометром. После часа работы, вы должны проверить баланс еще раз. У меня было расхождение всего несколько миллиампер за месяц ежедневной работы.

После балансировки смещения подключил акустику Fostex FE206E (96 дБ / 1 Вт) и проверил на гул. Всё нормально. Что касается БП, надеялся получить около 60-секундной задержки при включении питания, однако не мог получить больше, чем примерно 30 секунд.

Радиатор для LM317 был довольно горячий — около 100 C (максимальная температура эксплуатации LM317HVT — 125 C). Температуры силового трансформатора и аудио выходного были 65 C до 45 C соответственно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]