На фотке стимпанковые гоглы от мастера Xyrgo
Когда-то я думал, что лампы просты и делаются одинаково: если технология одинакова, то зачем делать лампы хуже, чем возможно? Но как оказалось, хоть и прошло много времени, а лампы выпускаются разные, и местами «недостаточно хорошие». Несколько раз натыкался на одно и то же — при всем возможном выборе обязательно попадётся не та лампа и всё пойдёт наперекосяк. Чтобы уберечься от некоторых типичных неприятностей, можно просто почитать мою новую статью на Датагоре.
Вопросом подбора ламп приходится заниматься любому музыканту, серьёзно относящемуся к музыке. Ведь ламповый аппарат требует планового обслуживания, своевременной замены ламп. В этом, на первый взгляд, простом действии скрыто много подводных камней. Неправильный выбор либо не даст желаемого эффекта, либо убьёт недешёвые лампы. В инструкциях к аппаратуре частенько не указывается, какие лампы должны стоять и каким требованиям отвечать.
Далее я попробую объяснить, что же нужно делать, какую лампу выбрать и как подобрать аналог.
↑ 12AX7
Наверное, нет другой такой лампы, которая при одном названии была бы столь разнообразна. Эти лампы выпускаются большим количеством заводов и по сей день, причём выпускаются по-разному, со своими замашками и параметрами. Именно эти лампы используются почти во всех гитарных и бас — гитарных ламповых усилителях, и именно с ними больше всего проблем при выборе.
Самая большая проблема при их выборе — неспособность большинства этих ламп работать в так называемом «катодном повторителе» или «cathode follower» — особом месте усилителя, где нагрузка прикладывается не на анод (как во всех других местах), а на катод. Проблема тут в том, что между катодом и спиралью накала появляется большая разность потенциалов, которая может убить (и очень часто убивает) лампу. Это может происходить очень быстро (в течение минуты работы) или довольно медленно (1-2 недели). Так или иначе, лампы не отживают и близко положенный срок.
Катодные повторители встречаются в многоламповых усилителях, чаще всего на последней лампе преампа, перед фазоинвертором. Если есть ламповая петля эффектов (как, к примеру, в Masa/Boogie или Soldano SLO), то можно быть почти уверенным, что там 2 лампы в катодном повторителе. Встречаются они и в ламповых преампах.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.
у советской лампы больше всего гейна. Плюс к этому, она дешевле. Есть повод задуматься?
Характеристики лампового стереоусилителя Cayin LA-34 (EL34)
Выходная мощность | 2 х 32 Вт |
Частотная характеристика | 10 Гц – 42 кГц (- 3 дБ) |
Коэффициент гармоник | 1% (1 кГц) |
Отношение сигнал/шум | 89 дБ |
Входная чувствительность | 260 мВ |
Входной импеданс | 100 кОм |
Используемые типы ламп | предварительная секция: 1 x 12AX7, 2 x 12AU7, выходной каскад: 4 х EL34 |
Входы | 3 линейных RCA |
Выход на акустические системы | 6 винтовых клемм (с возможностью выбора клемм для 4-омной и 8-омной нагрузки) |
Потребляемая мощность | 260 Вт |
Габариты (ШхВхГ) | 330х180х272 мм |
Вес | 13,5 кг |
↑ Выходные лампы
Мускулы усилителя таят в себе столь же много особенностей, сколь и лампы предварительных каскадов. Неаккуратный выбор ламп может привести к выходу из строя ламп или даже самого усилителя! Потому надо следовать простым универсальным правилам:
- Не используйте изношенные лампы. Можно использовать немного б/у, но без явных признаков длительной эксплуатации (чёрный или серый налёт на баллоне, замутнённость стекла баллона и т.п.)
- Если в усилителе используется более одной лампы (2, 4 или 6), то приобретайте лампы, подобранные друг к другу по параметрам и в соответствующем количестве! Если брать лампы в разнобой, то могут возникнуть проблемы от сильного шума и фона до повреждения усилителя!
- Аккуратно обращайтесь с новыми лампами. Большинство ламп преампа маленькие, жёсткость их корпуса достаточно велика чтобы пережить даже падения. А вот с выходными лампами все наоборот — они большие и хрупкие.
Рассмотрим наиболее распространённые лампы, а именно EL84
и их аналог
6П14П
,
6V6
и аналог
6П6С
,
6L6
и аналог
6П3С
, а оно же
5881
и
KT66
, и, наконец,
EL34
и её вариант
6550
.
В клетке
В первую очередь, вас встретит клетка почти во весь усилитель шириной, которая ограждает просто огромное количество ламп от внешнего мира. Или мир от ламп.
Ламп у Cayin CS-100A — целый микрорайон! И большие, и маленькие, и средние… Честно — так и запутаться можно. Поэтому держите список: одна 6SN7; две 12AU7EH; еще две 12BH7EH и, наконец, в выходном каскаде — восемь пентодов EL34!
Согласно лучшим ламповым традициям, этот же усилитель можно купить в комплектации с другими лампами. Или же купить отдельно лампы и заменить — вместо EL34 предусмотрена установка KT88. Если вы все-таки решились на этот эксперимент, не забудьте щелкнуть тумблер на задней панели в соответствующее положение.
За блоком ламп на страже клетки стоят три кожуха трансформаторов. Центральный — это питающий тор, а по бокам его подпирают два выходных Ш-образных. Их кожухи, как и вся верхняя панель под лампами, оформлены в редком для хайфая цвете, который очень близок к синему и щедро заправлен эффектом «металлик»: такой глубины добились покраской аж в шесть слоев. А надписи на верхних панелях трансформаторов предупреждают, что quality здесь — high, и никак иначе.
В Cayin предлагают два варианта расцветок для CS-100A: серебристый и черный. Но по факту меняется только цвет лицевой панели. На мой субъективный взгляд, с черной панелью аппарат выглядит гармоничнее.
↑ EL84
Эти довольно распространённые лампы незаслуженно часто игнорируются музыкантами, как «недоросшие». Очень часто им приписываются различные низкокачественные свойства, вроде рыхлого звука, недостаточной массивности и детальности. Надо думать, что это происходит из-за их небольшого размера — стандартный пальчиковый корпус не так внушает, как огромный баллон октальной лампы. Однако, несмотря на все нападки, это лампа с весьма характерным звуком, великолепно звучащая на клине или кранче. Да, мощные искажения она передаёт с трудом, так же как и, перегружаясь, сама даёт очень странный звук. Но списывать в утиль её не следует, ибо в своём классе вряд ли можно найти что-то лучшее, что и доказывают старые усилители Laney.
При выборе этих ламп надо учесть следующее: этих ламп существует 2 основных типа вне зависимости от производителя: простая EL84 и лампа с грейдом M (military)- EL84M. Последняя лампа отличается тем, что может работать при гораздо более высоких напряжениях, позволяя получить с четвёрки этих ламп до 50 ватт (против 30 у EL84) и имеет более жёсткое, агрессивное звучание. Такой подход применяется, например, в упомянутых усилителях Laney. Разумеется, ставить вместо EL84M простую EL84 нельзя — лампа банально не выдержит нагрузки, что может привести к повреждению усилителя. А вот наоборот — можно!
У лампы EL84 (без грейда М!) есть советский аналог, 6П14П
:
Вообще считается, что им является лампа 6П14П, но внимательно изучив характеристики можно заметить, что у некоторых существенные различия. Более близким аналогом является та же лампа, но с грейдом ЕВ: 6П14П-ЕВ
. Лампы настолько аналогичны, что после замены одних на другие требуется только подстройка смещения, звучат они ну очень похоже. Перед покупкой этих ламп стоит уточнить, какое напряжение действует в усилителе. Бывает и так, что в очень старых усилителях на высоких напряжениях трудились и обычные EL84, и новые, например
JJ EL84
просто не выдерживают, о чем есть множество тем на форумах. Если возможности узнать напряжение нет, то лучше раскошелиться на более дорогую военную
EL84M
.
Секция оконечника
Итак, начнём с базовых понятий. Гитарный усилитель состоит из 3 основных частей: преамп (секция предусилителя), усилитель мощности (он же оконечник) и секция питания (трансформатор и всё, что после оконечника). Лампа-rectifier (выпрямитель) в секции питания довольно сильно влияет на звук. Также очень важно какая лампа стоит первой в предусилителе (на месте v1). Но мы сегодня говорим не о них, а о лампах, отвечающих за мощность и за громкость — о лампах в оконечнике. Они не только усиливают сигнал, приходящий к ним из предусилителя, но также добавляют в звучание свой характерный перегруз и частотный окрас. На мой взгляд, лампы оконечника играют наиболее важную роль в том, как в итоге звучит усилитель. Именно из-за различия ламп оконечника появились такие характерные термины как американское и британское звучание, а также разные другие подвиды и разновидности.
Представьте себе следующее: большинство hi-gain усилителей имеют ручку gain, которая управляет перегрузом на канале. Далее идёт ручка мастер громкости, чтобы мы могли настроить удобный для нас уровень. Таким образом получается, что мы можем играть с перегрузом и на небольшой громкости. Тот перегрух, что вы слышите в таком случае — это перегруз ламп предусилителя. Как правило сам по себе он довольно фузовый, кучерявый (зависит от усилителя) или зернистый, отдача от этого звука очень небольшая, он не динамичен. Вы также заметите, что если поднимать ручку громкости, усилитель как будто начинает оживать, а звук — насыщаться, наполняясь частотами, становясь более динамичным и интересным. Это работают лампы оконечника.
Возьмем, к примеру, Deluxe Reverb, 22 Вт — классический американский чистый звук. Но подняв громкость до 5-6 усилитель начнёт перегружаться и этот звук будет совсем не похож на то как звучит ваша педаль перегруза. Вы заметите, что в нём больше обертонов, звучание более полное, насыщенное, динамичное. Усилитель более отзывчив к вашей игре и ручке громкости на гитаре. Это и есть основные характеристики перегруза ламп оконечника. Когда лампа в усилителе начинает перегружаться (происходит т.н. брейк ап), кажется что в звук добавляется немного компрессии вместе с перегрузом. Важно, однако, не забывать, что в нашем примере частично за перегруз также отвечают лампы в предусилителе. Именно сочетание перегруза ламп преампа и оконечника даёт тот самый вкусны и волшебный результат!
Лампа мощности — это одно из последних звеньев в цепи построения гитарного звука. Она стоит усилителе прямо перед выходным трансформатором. Различные типы ламп в мощнике определяют характер звучания вашего усилителя. Знайте, что общее звучание состоит из частей. И каждая из этих частей очень важна. Преамп, эквалайзер, оконечник, трансформатор, динамики — все эти вещи в конечном итоге и дают тот звук, за который мы готовы платить такие бешеные деньги. Одни только лампы мощности ничего не решают. Но сегодня речь пойдёт именно о них.
↑ 6V6
Не смотря на свой размер и мощность, сопоставимую с EL84, эта лампа, на удивление, оценивается, как «взрослая». На удивление потому, что эта лампа начала свою карьеру в усилителе для начинающих «Fender Tweed Champ». Хотя, можно и понять такое отношение, ведь эта лампа ведёт себя как большие собратья, с лёгкостью передавая все, что на неё подадут, будь то чистый звук или тяжёлый перегруз. Сама лампа так же перегружается хорошо, давая взрослый перегруз.
Думаю, не многие видели оригинальную 6V6, выполненную в металлическом баллоне. Вариант, применяемый в усилителях, имеет прямой стеклянный баллон и грейд GT — 6V6GT. Именно они используются в усилителях как по одной, так и по 2 штуки.
Советской промышленностью выпускался полный аналог этих ламп 6V6GT под маркировкой 6П6С.
Советские лампы в нормальных условиях абсолютно равноценны, имеют сходное звучание и аналогичные характеристики.
При подборе данных ламп для усилителя стоит учесть одну особенность — лампы ранних годов выпуска делались с большим запасом по рабочему напряжению, что нещадно эксплуатировалось в усилителях Fender. Современные версии 6V6GT, как и 6П6С не способны выдержать такого напряжения, потому очень быстро помирают. Перед выбором стоит уточнить у производителя или у мастера, насколько высокое напряжение в усилителе. Если выше, чем возможности лампы, то стоит сделать выбор в пользу более дорогих, но и более устойчивых 6V6EH
Отечественные аналоги импортных радиоламп
Таблица с сайта guitar.ru, в которой приведены все возможные родственные связи между импортными и отечественными лампами, а также их между собой. Рекомендуем читать эту таблицу внимательно, только лампы с обозначениями «=» и «+» могут применяться для замены импортной лампы без доработки схемы прибора!
Автор: гор Вознесенский Дата публикации: 11 сентября 1999 г.
ОБОЗНАЧЕНИЯ = полный аналог + близкий аналог, возможна непосредственная замена ~ аналог по всем параметрам, кроме накала # близкий аналог; различия по некоторым режимам и цоколевке. […] весьма приблизительный аналог * лампа повышенной надежности КЕНОТРОНЫ |
лампа | Uн | Iн | аналог |
5Z4 | 5 | 2 | =5Ц4С |
5Y3 | 5 | 2 | #5Ц4М |
5W4 | 5 | 1.5 | #5Ц4М |
Аналоги: 5Z4 = GZ30 = 5CG4 5Y3 = U50 = 6087 = 6106* |
лампа | Uн | Iн | аналог |
5U4G | 5 | 3 | =5Ц3С |
GZ32 | 5 | 2 | #5Ц3С |
GZ34 | 5 | 1,9 | #5Ц3С |
Аналоги: 5U4G = U52 = 5Z3 = 5AS4 = 5Z10 = 5931* GZ32 = 5AQ4 = 5V4G GZ34 = 5AR4 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
EZ82 | 6.3 | 0.6 | #6Ц4П |
EZ90 | 6.3 | 0.6 | #6Ц4П |
HZ90 | 12.6 | 0.3 | #6Ц4П |
6X5GT | 6.3 | 0.6 | =6Ц5С |
12X5GT | 12.6 | 0.3 | ~6Ц5С |
Аналоги: EZ90 = EZ900 = U78 = 6Z31 = 6063 =6X4W* = 6202* HZ90 = 12X4 6X5GT = EZ35 = U70 |
ТРИОДЫ |
лампа | аналог |
7586 | =6С51Н |
7895 | =6С52Н |
EC1010 | =6С53Н |
6B4G | =6C4C |
6BK4 | =6C20C |
811А | =Г-811 |
лампа | аналог |
6J5(GT) | =6C2C |
6C5(GT) | =6C5C |
6F5(GT) | =6Ф5С |
9002 | =6C1П |
Аналоги: 6F5 = H63 6J5GT = L63 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
EC98 | 6.3 | 0.4 | =6C2П |
EC86 | 6.3 | 0.2 | #6С3П #6С4П |
EC806* | 6.3 | 0.165 | #6С3П #6С4П |
PC86 | 3.8 | 0.3 | #6С3П #6С4П |
Аналоги: EC98 = 6J4(WA*) = 6C31 EC806S = E86C* PC86 = E7075 = 4CM4 |
ДВОЙНЫЕ ТРИОДЫ |
лампа | аналог |
2C51 | =6Н3П |
Аналоги: 2C51 = 6CC42 = 5670 = 6385 = 6854 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
12AY7 | 6.3 12.6 | 0.3 0.15 | ~6Н4П |
Аналоги: 12AY7 = 6072(A) |
лампа | Uн | Iн | аналог |
6SC7 | 6.3 | 0.3 | =6Н10С |
12SC7 | 12.6 | 0.15 | =12Н10С |
6SL7 | 6.3 | 0.3 | =6Н9С |
12SL7 | 12.6 | 0.15 | ~6Н9С |
Аналоги: 6SL7 ~ ECC35 (Iн=0.4а) =6SU7GT(W*) = 6113 = 6188* |
лампа | Uн | Iн | аналог |
12AH7 | 12.6 | 0.15 | =12Н11С |
6AH7 | 6.3 | 0.3 | ~12Н11С |
лампа | аналог |
6AS7G | =6Н13С +6Н5С |
Аналоги: 6AS7G = ECC230 = 6080 = 6520 |
лампа | аналог |
ECC86 | =6Н27П |
Аналоги: ECC86 = 6GM8 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
E88CC* | 6.3 | 0.3 | =6Н23П |
ECC88 | 6.3 | 0.365 | ~6Н23П |
PCC88 | 7.0 | 0.3 | ~6Н23П |
UCC88 | 21.0 | 0.1 | ~6Н23П |
E188CC* | 6.3 | 0.335 | ~6Н23П |
Аналоги: E88CC = E7106* = ECC868* = 6922* ECC88 = E7144 = 6DJ8 PCC88 = E7022 = 7DJ8 UCC88 = 21DJ8 E188CC = 6922(WA*) = 7308* |
лампа | Uн | Iн | аналог |
ECC89 | 6.3 | 0.365 | ~6Н24П |
PCC89 | 7.2 | 0.3 | ~6Н24П |
XCC89 | 4.5 | 0.6 | ~6Н24П |
YCC89 | 5.2 | 0.45 | ~6Н24П |
ECC189 | 6.3 | 0.365 | #6Н24П |
PCC189 | 7.2 | 0.3 | #6Н24П |
UCC189 | 21 | 0.1 | #6Н24П |
XCC189 | 4.5 | 0.6 | #6Н24П |
YCC189 | 5.2 | 0.45 | #6Н24П |
Аналоги: ECC89 = 6FC7 ECC189 = 6ES8 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
6CC41 | 6.3 | 0.3 | =6Н2П |
6AX7 | 3.15 6.3 | 0.6 0.3 | #6Н2П |
12AX7 | 6.3 12.6 | 0.3 0.15 | #6Н2П |
12AD7 | 6.3 12.6 | 0.3 0.15 | #6Н2П |
12BZ7 | 6.3 12.6 | 0.3 0.15 | #6Н2П |
Аналоги: 6CC41 = E7018 12AX7 = B339 = ECC803* = E83CC* = ECC83 = E7017 = 12DF7 = 12DT7 = 5721* = 6057 = 6681 = 7025 = 7729 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
1G6 | 1.4 | 0.1 | ~1Н3С |
6N7 | 6.3 | 0.8 | =6Н7С |
6SN7 | 6.3 | 0.6 | =6Н8С |
8SN7 | 8.4 | 0.45 | ~6Н8С |
12SN7 | 12.6 | 0.3 | ~6Н8С |
25SN7 | 25 | 0.15 | ~6Н8С |
6CG7 | 6.3 | 0.6 | #6Н8С |
8CG7 | 8.4 | 0.45 | [6Н1П] |
Аналоги: 6SN7 = B65 = ECC32 = 6CC10 = 5692* = 6180 12SN7 = B36 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
6J6 | 6.3 | 0.45 | =6Н15П |
5J6 | 4.7 | 0.6 | ~6Н15П |
9J6 | 9.5 | 0.3 | ~6Н15П |
19J6 | 18.9 | 0.15 | ~6Н15П |
Аналоги: 6J6 = ECC91 = 6CC31 =6030* = 6099* = 6101* = 6535 = 6927* |
лампа | Uн | Iн | аналог |
ECC84 | 6.3 | 0.34 | =6Н14П |
PCC84 | 7 | 0.3 | ~6Н14П |
UCC84 | 21 | 0.1 | ~6Н14П |
Аналоги: ECC84 = E7019 = 6CW7 |
ВЫХОДНЫЕ ПЕНТОДЫ |
лампа | аналог |
807 | =Г-807 |
6AG7 | =6П9 |
6GB5A | =6П20С |
лампа | Uн | Iн | аналог |
6F6 | 6.3 | 0.7 | =6Ф6С |
6V6 | 6.3 | 0.45 | =6П6С |
5V6 | 4.7 | 0.6 | ~6П6С |
12V6 | 12.6 | 0.225 | ~6П6С |
5992* | 6.3 | 0.6 | ~6П6С |
Аналоги: 6F6 = N63 6V6 = 6AY5 = 5871 = 7184 = 7408* |
лампа | Uн | Iн | аналог |
6L6 | 6.3 | 0.9 | =6П3С |
6L50 | 6.3 | 1.0 | #6П7С [6П3С] |
6BG6 | 6.3 | 0.9 | =6П7С |
19BG6 | 18.9 | 0.3 | ~6П7С |
25BG6 | 25 | 0.3 | ~6П7С |
Аналоги: 6L6 = EL39 = 6CN5 = 1622 = 5881 = 5932* = 7581 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
EL34 | 6.3 | 1.5 | =6П27С |
EL37 | 6.3 | 1.4 | #6П27С |
Аналоги: EL34 = E7032 = 6CA7 = E34L # KT-77 EL37 = N66 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
EL36 | 6.3 | 1.25 | =6П31С |
PL36 | 25 | 0.3 | ~6П31С |
XL36 | 13 | 0.6 | ~6П31С |
Аналоги: EL36 = 6CM5 PL36 = E7040 = 25E5 XL36 = 13CM5 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
EL500 | 6.3 | 1.38 | =6П36С |
PL500 | 27 | 0.3 | ~6П36С |
XL500 | 14 | 0.6 | ~6П36С |
Аналоги: EL500 = 6GB5 PL500 = 28GB5 XL500 = 14GB5 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
EL82 | 6.3 | 0.8 | =6П18П |
PL82 | 16.5 | 0.3 | ~6П18П |
Аналоги: EL82 = E7039 = N329 = 6DY5 PL82 = E7042 = 16A5 = 16L40 |
лампа | Uн | Iн | аналог |
EL84 | 6.3 | 0.76 | =6П14П |
XL84 | 8 | 0.6 | ~6П14П |
YL84 | 10 | 0.45 | ~6П14П |
Аналоги: EL84 = E84L* = E7035 = N709 = 6BQ5 = 6L40 = 7189 XL84 = 8BQ5 |
СТАБИЛИТРОНЫ |
лампа | аналог |
0А2 | =СГ1П |
0A3 | =СГ2С |
0B2 | =СГ2П |
0C2 | +СГ16П |
0C3 | =СГ3С |
0D3 | =СГ4С |
другие статьи
↑ 6L6
Будучи старшим братом 6V6, эта лампа имеет долгую историю, за время которой нашла своё место в различных областях аудио — от домашних систем до профессиональных усилителей. Как и младший брат, лампа изначально выпускалась в металлических баллонах, но со временем преобразовалась в стеклянный, обретя маркировку 6L6GT
. По сей день вариант со стеклянным баллоном используется в гитарных и Hi-End усилителях. Эту лампу многие копировали и дорабатывали, пока не выпустили более мощный вариант, названный EL34, не многим похожий на оригинал. Но были и копии 1 в 1:
Советский вариант, с маркировкой 6П3С
:
Современный вариант с маркировкой 5881
(есть мнение, что это просто военная маркировка):
Современный вариант KT66
:
Умощнённый вариант 6L6GC
:
Стоит заметить тот факт, что оригинальная 6L6GT и советская 6П3С настолько похожи, что часто последнюю продают вместо оригинальной не только в России, но и на западе. Отличить их друг от друга довольно тяжело, а слабозаметную разницу в звучании можно списать на различия в производстве на разных заводах.
При выборе этих ламп для усилителя надо руководствоваться мощностью усилителя. Так рекомендуемый режим работы для оригинальной 6L6GT и её клонов позволяет получить не более 45-47 ватт. Если усилитель предполагается быть более мощным (о чем могут быть упоминания в руководстве или на панелях самого усилителя), то следует использовать более мощный и, соответственно, дорогой вариант 6L6GC. Невыполнение данного условия может привести к слишком быстрому износу ламп.
EL34
Лампу EL34 впервые выпустила компания Mullard в 1953 году. Она обладает примерно одинаковой мощностью с 6L6 (11-30 Вт). В популярных моделях усилителей обычно используется пара или квартет (4) ламп EL34, что даёт на выходе 50 или 100 Вт соответственно. EL34 — отвечает за тот самый британский звук. В основном из-за того, что её особо часто использовала в своих усилителях компания Marshall.
Electro Harmonix EL34
Mullard EL34
EL34 совсем не похожа на 6L6 или 6V6 по звучанию. Низ более четкий, с хорошим презенсом. Звук в целом не такой округлый и объёмный, но в целом с хорошим презенсом. Верха мягкие, прозрачные, не слишком искристые. Середина — вот за что все любят эти лампы. Середина звучит насыщенно и полно, но не через чур. Этот звук идеально сочетается с гитарными частотами. Звук очень богатый и при этом нет ощущения, что просто задрана середина. Всё очень сбалансировано и отлично сидит в пачке. Идеальная лампа для соло-гитаристов. Когда EL34 перегружается, звук компрессируется и начинает по-настоящему кричать. Обалденный сустейн — я думаю, это связано с тем, как лампа ведет себя на средних частотах — очень динамично. EL34 — отличная лампа, если вы любите играть громко и очень хорошо подходит для хай-гейн ситуаций.