То, что сейчас без компьютера не обходится ни одна студия звукозаписи, говорить, думаю, излишне. Даже те студии, которые осуществляют аналоговую запись на плёночные магнитофоны (а такие, поверьте, ещё есть), всё равно используют компьютеры, в том числе и для управления теми же магнитофонами.
Поэтому сегодня компьютер является важным и неотъемлемым компонентом любой звукозаписывающей студии, как домашней, так и профессиональной.
От компьютера зависит не только удобство работы, но и ее качество, каким бы странным это не показалось на первый взгляд. Например, если компьютер будет слишком шумным, все эти шумы могут попасть к вам на запись, и ни для кого не секрет, как это на записи скажется.
Или, например, если компьютер будет обладать недостаточной производительностью, это существенно ограничит ваши возможности в использовании различных ресурсоемких программ, приложений и плагинов. А для качественной обработки звука сейчас требуются всё более и более ресурсоёмкое ПО.
Да и о надежности сказать тоже следует — студийный компьютер ни в коем случае не должен подвести вас в ответственный момент. Поэтому к его сборке нужно подойти с большой ответственностью, особенно если студийная деятельность является вашей профессией.
В этой статье я подробно расскажу о том, как собрать хороший, производительный компьютер для звукозаписи и работы со звуком, который станет вашей надежной рабочей лошадкой на несколько лет вперед.
В этой статье речь пойдёт только о компьютере, выбор звуковой карты — тема отдельной статьи.
Скажу сразу, речь в статье пойдет о PC, компьютеры от Apple мы в ней рассматривать не будем.
Я также скажу, что являюсь профессиональным звукорежиссером, но не являюсь специалистом именно по компьютерной технике, поэтому всё, о чём я буду рассказывать в данной статье, основано на моём личном опыте.
Ну и конечно, я прекрасно понимаю, что компьютеры устаревают чрезвычайно быстро, поэтому данную статью я корректирую один раз в год, в соответствии с обновлениями и нововведениями в компьютерной индустрии. Так статья будет актуальной всегда, потому что общие принципы выбора ПК с годами, как показывает мой опыт, принципиально не меняются, изменения касаются только цифр и наименований.
Перед тем как собрать себе студийный компьютер, нужно четко понимать, что конкретно вы будете на нём делать. Один только чёткий ответ на этот вопрос уже может помочь сэкономить кучу денег.
Например, если вы планируете записывать «демки» вокала под минусовки, то это одно, если хотите заниматься написанием саундтреков к фильмам — другое, если хотите записывать акустические барабаны — третье.
Разные типы работ требуют разной производительности компьютера и поэтому, если вам нужно записывать вокальные/гитарные «демки» без какой-либо особой обработки, то и нет необходимости в каком-то особо производительном ПК — с этой задачей справится практически любой не сильно старый бытовой компьютер.
В то же время, если речь идет о студии, где планируется многоканальная запись, и/или создание масштабных музыкальных композиций с обилием инструментов, эффектов и обработки, то компьютер уже потребуется как минимум не домашний.
Поэтому определитесь, для каких целей вам нужен компьютер и что конкретно вы будете на нём делать. Это поможет вам выбрать оптимальный по соотношению цена/производительность вариант.
Что же, поехали!
Процессор
Я привык начинать сборку компьютера именно с процессора. Недаром ведь можно слышать «Компьютер на базе процессора…» Процессор — это главная составляющая производительности, поэтому с него и надо начинать.
Не хочу разводить сейчас холивар «AMD против Intel», но на своем личном опыте уже неоднократно убеждался в том, что процессоры от Intel показывают ощутимо бо́льшую производительность при работе со звуком, нежели процессоры от AMD. При равных характеристиках, разумеется. AMD привлекает своей ценой, но лично я, пробовав и те и другие процессоры, уже давно понял, что процессоры от Intel стоят намного дороже отнюдь неспроста.
Всё дело, по всей видимости, в оптимизации современного ПО для работы со звуком и музыкой именно под процессоры от Intel, которые и показывают здесь заметно бо́льшую производительность, нежели процессоры от AMD.
Итак, какой процессор выбрать для студийного компьютера?
Минимум.
Если речь идет преимущественно о записи вокала, сольных инструментов и сведении небольших проектов, то хватит любого 4-ядерного процессора семейства Intel Core i5. В таком случае его точно будет достаточно.
Золотая середина.
Если вы планируете заниматься уже более серьезным сведением многоканальных проектов и уж тем более аранжировкой и созданием музыки, то Intel Core i5 уже следует рассматривать как минимальный вариант. Оптимальным в данном случае будет всё-таки выбор процессора из старшего семейства — Intel Core i7. Несомненно, эти процессоры стоят недешево, но зато дадут производительность, которой хватит для решения подавляющего большинства задач.
Идеал.
Но если финансы позволяют, то следует посмотреть в сторону линейки Core i9, среди которой есть даже 18-ядерные монстры. Правда, и стоимость этих монстров просто космическая, поэтому стоит еще подумать, не лучше ли вложить эти деньги в какое-то звуковое оборудование, нежели в дополнительные ядра процессора.
Кстати, процессор следует выбирать в варианте OEM, то есть без охлаждения, без кулера — систему охлаждения надо приобретать отдельно.
Гнаться за ядрами тоже не нужно. Смотрите больше на тактовую частоту (от 3500 МГц на 1 ядро), а также на возможность разгона до более высоких значений (до 5000 МГц и выше).
Какой компьютер лучше всего подходит для создания музыки?
Если вы делаете прыжок с ноутбука на настольную компьютерную музыкальную студию, вам повезло, что у вас есть большой выбор в отношении того, в каком направлении двигаться. В одном углу у вас есть мир игровых компьютеров, который обеспечивает огромные характеристики и обещание простых обновлений в будущем. В следующем углу находятся универсальные машины, которые так же комфортно работают с огромными электронными таблицами и цепочками электронной почты. Кроме того, существуют неземные «профессиональные» модели, которые недоступны большинству смертных, но сами по себе он уже вызывают волнительное восхищение и дрожание рук.
Рубль за рубль, однако есть явный победитель. В Dell XPS 8930 предлагает идеальный баланс цены, производительность и мощности, без показных игровых атрибутов , таких как RGB огни или резкой графики. Это разумный настольный компьютер, который будет служить вам долгие годы.
Материнская плата
Разбирать технические тонкости устройства материнских плат я не буду, потому что, как уже говорил, я не являюсь компьютерным гиком. Но на некоторые важные моменты я ваше внимание обращу.
По крайней мере, не стоит недооценивать значение материнской платы, хотя бы, потому что быстродействие и стабильность работы всего компьютера во многом зависят от нее.
Также имеет значение и удобство, поэтому следует позаботиться о наличии на плате всех необходимых разъёмов в нужном количестве, чтобы потом не оказалось, что вам некуда подключить звуковую карту или какой-то разъем оказался «не тем».
Что касается производителей, то их здесь немного и среди них уже давно зарекомендовали себя как наиболее надежных фирмы ASUS и GIGABYTE. Их я и буду вам рекомендовать.
Да, скажу сразу, что я рассматриваю только платы форм-фактора Standard-ATX.
Минимум.
Для процессоров Intel Core i5 вполне порядочным вариантом будет, например, ASUS H410M-K или GIGABYTE H410M H.
Золотая середина.
Для Intel Core i7 подойдут такие те же модели, что и для i5, но лучше всё же взять что-то постарше навроде ASUS ROG STRIX B360-H GAMING или GIGABYTE Z390 UD, хотя бы, потому что они содержат по 4 слота для чипов оперативной памяти.
Идеал.
Но если вы-таки раскошелитесь на Core i9, то лучше и на материнской плате тогда не экономить и приобрести что-то приличное. Скажем, GIGABYTE Z390 AORUS ELITE или ASUS PRIME Z390-A.
Привод DVD
В принципе — не такой критичный агрегат, но все же есть рекомендации. Например, Plextor — отличный привод (люди, работающие со звуком, ценят его потому, что хоть он и стоит дороже, но он способен на длительную бессбойную работу ( (например, резать потоком один за одним 20 болванок) и вероятность совершения ошибки им при записи — намного меньше. В принципе, если не собираетесь резать много болванок — можете взять любой штатный привод. Но если Вам придется резать много болванок — выбирайте Plextor! Если нужен пишущий Blu-Ray привод — советую взять Pioneer S06 – никаких нареканий, болванки пишет практически без ошибок (тестом его гоняли). https://www.nix.ru/autocatalog/blu_ray/BDR_RE_DVD_RAM_DVD_Pioneer_BDRS06XLB_Black_SATA_113105.html Последняя цена в Никсе – 3800 рублей.
Видеокарта
Вот если уж и говорить об экономии, то это, наверное, единственный компонент во всей конфигурации, на котором в нашем случае сэкономить можно.
Работа со звуком не представляет собой ничего сложного в плане графики, поэтому всё, для чего нужна видеокарта — это соединение системного блока с монитором.
Приобретайте любую современную видеокарту с памятью типа GDDR5 объемом 2-4 ГБ от проверенного производителя вроде ASUS, GIGABYTE или MSI и не заморачивайтесь.
Можно и вовсе не приобретать дополнительную видеокарту при наличии у процессора графического ядра. Однако так поступать я бы всё же не советовал, потому что графическое ядро будет забирать на себя часть оперативной памяти, что может негативно сказаться на общей производительности системы.
С другой стороны, отсутствие видеокарты = отсутствие дополнительного источника шума. По крайней мере, большинство современных видеокарт охлаждаются вентиляторами и под нагрузкой они (вентиляторы) могут очень сильно шуметь. Это нужно обязательно учитывать, если тишина имеет для вас первостепенное значение.
Ну и позаботьтесь о возможности подключения дополнительного монитора (а лучше двух, если планируете их использовать в работе). Это, кстати, забегая вперед, я бы очень рекомендовал.
Ocenaudio
Ocenaudio – это легкое кроссплатформенное приложение для захвата и обработки аудио. Софт доступен для всех основных операционных систем: Microsoft Windows, Mac OS X и Linux. Поначалу интерфейс может показаться сложным, но в целом пользование софтом удобно и не вызывает затруднений. Отличительная особенность – предварительный просмотр эффектов в реальном времени и запись звука со звуковой карты.
Чтобы ускорить редактирование сложных аудиофайлов, аудиоредактор позволяет выбирать части аудиофайла и слушать, редактировать или применять эффекты.
Плюсы:
- предварительный просмотр применяемых эффектов;
- широкая поддержка различных ОС.
Минусы:
- сложный интерфейс.
Интерфейс программы Ocenaudio
Корпус
Удивительно, что совсем немногие уделяют корпусу большое внимание. А ведь это очень важная составляющая. Корпус компьютера — это, в первую очередь, его охлаждение, от чего зависит не только производительность, но и долговечность. А также корпус — это еще и шум, который при правильном выборе можно существенно снизить.
Первый совет, который я вам дам: не покупайте дешевый китайский шлак.
Желание не потратить лишнего мне, конечно, понятно, но нужно понять и вам, что компьютер для профессиональной работы со звуком — это не то, на чём в принципе следовало бы экономить.
Корпус должен обеспечивать хорошую циркуляцию воздуха, а также надежную изоляцию от пыли. Ну и звукоизоляция — тоже немаловажный момент. Но обо всём по порядку.
Корпус — это та составляющая, при выборе которой, часто следует ориентироваться, главным образом, на цену, потому как один и тот же производитель может выпускать как дешевые и совершенно безобразные, так и дорогие качественные модели.
Тем не менее, такие производители как CoolerMaster, Thermaltake, Be Quiet или, например, Fractal Design выпускают преимущественно качественные модели. Поэтому почти любой подходящий по параметрам корпус этих фирм можно уверенно приобретать.
Что касается типоразмера, то для домашней студии достаточно будет Midi-Tower — это стандартного размера системный блок. Брать Full-Tower смысл есть, но только в том случае, если предполагается (пусть и в перспективе) использовать большое количество внутренних плат и жестких дисков.
Минимум.
Из доступных по цене вариантов могу порекомендовать что-то вроде Aerocool Shard, CoolerMaster K280, Thermaltake Versa N27 или Deepcool Tesseract SW-RD.
Золотая середина.
Как золотая середина неплохими будут Thermaltake Core G21, CoolerMaster MasterBox MB500, Fractal Design Meshify и Be Quiet PURE BASE 600.
Идеал.
Но в идеале всё же, если вы собираете действительно высокопроизводительную машину, лучше приобрести Full-Tower навроде CoolerMaster TROOPER, Corsair Obsidian Series 750D или Be Quiet DARK BASE 900. Да, дорого. Но надежно, просторно и функционально.
И да, корпус следует брать без блока питания, блок питания нужно подбирать отдельно, о чём мы далее и поговорим.
Блок питания
Многие совсем недооценивают этот, на первый взгляд, малозначимый элемент. И очень зря. Тот, у кого хоть раз сгорал блок питания, убив при этом всё, что от него питалось, теперь уже знает, что экономить на блоке питания точно нельзя.
Конечно, и самый хороший блок питания рано или поздно выйдет из строя, но лучше, чтобы это случилось лет через 8-10 и без последствий, а не через полгода, прихватив с собой «на тот свет» ещё кучу других комплектующих.
Главная характеристика блока питания — это его мощность, на которую в первую очередь нужно смотреть. Конечно, вариант «чем мощнее, тем лучше» с одной стороны логичен, но с другой — не универсален. Всё же мы прекрасно понимаем, что с ростом мощности БП будут расти и ваши счета за электричество, поэтому БП следует подбирать по принципу достаточности, но с некоторым запасом.
Можно, конечно, заморочиться и, воспользовавшись калькулятором, который легко найти в интернете, рассчитать оптимальную мощность с учетом потребности выбранных комплектующих. А можно просто последовать моим рекомендациям и не заморачиваться.
1. Мощность
Для недорогого бюджетного компьютера на базе Intel Core i5 вполне хватит БП мощностью 500-600 ватт. Но для более-менее серьезной машины лучше рассматривать блоки питания мощностью 700 ватт и выше.
Но повторюсь, что БП следует всегда брать с приличным запасом, потому что его реальная мощность на деле примерно никогда не равняется заявленной. Мощность БП должна быть выше суммарной мощности всех комплектующих компьютера как минимум в полтора раза. То есть, если суммарно максимальная потребляемая мощность всех комплектующих компьютера укладывается в 500 ватт, следует рассматривать блоки питания с мощностью 750 ватт и выше.
2. Энергосбережение
Учитывая довольно высокую потребляемую мощность компьютерного блока питания, вопрос энергосбережения волнует многих. Поэтому при выборе блока питания следует обращать внимание на его соответствие одному из уровней особой сертификации «80 PLUS».
Присутствие у блока питания такой сертификации говорит о том, что его КПД не менее 80 % (в зависимости от нагрузки относительно номинальной мощности).
Уровней сертификации существует несколько (Bronze, Silver, Gold, Platinum, Titanium) и требования к КПД возрастают с повышением уровня. Следовательно, чем выше уровень сертификации, тем более эффективным с точки зрения расходования электроэнергии будет БП. Ну и на стоимости БП это отразится, как вы понимаете, соответственно.
Минимум.
Для бюджетного не выделяющегося особой производительностью компьютера можно выбрать 500-600-ваттные блоки питания вроде Be quiet! System Power 9, AeroCool KCAS PLUS или, например, Chieftec GPE-500S. Все из них имеют бронзовый сертификат 80 PLUS.
Золотая середина.
В качестве крепкого середнячка для достаточно мощного компьютера можно обратить внимание на такие варианты как Chieftec GPS-750C, Thermaltake Toughpower Grand RGB Gold, Corsair RM750x или Deepcool DQ750ST. Все они имеют мощность 750 ватт и золотой сертификат.
Идеал.
Для высокопроизводительных машин следует смотреть в сторону еще более мощных и энергоэффективных БП вроде Corsair HX1000 или Thermaltake Toughpower iRGB.
Также в целях снижения общего шума от системного блока, смотрите на максимальный производимый блоком питания шум, который обычно указывается в характеристиках в дБА. Чем он ниже, тем лучше. К тихим блокам питания можно отнести те, шум которых не превышает 20 дБА.
В некоторых дорогих блоках питания система охлаждения умная — вентилятор работает только тогда, когда температура поднимается до определенного значения, а в остальное время охлаждения происходит пассивно.
Есть и вовсе безвентиляторные блоки питания, в которых для рассеивания тепла используются только радиаторы. Понятное дело, что они работают совершенно бесшумно. Однако только лишь пассивная система охлаждения может быть эффективной для маломощных БП мощностью до 500-600 ватт максимум. Эффективно охладить более мощный БП пассивная система просто не сможет.
Поиск оптимальной точки в помещении
Необходимо определится с тем, где вы планируете разместить свое рабочее место. В любом помещении существуют точки, где музыка звучит лучше. Существуют и обратные точки, в которых звучание становится намного хуже. По этой причине первое, что нужно сделать, — понять, как звучит помещение.
Акустически плохо обработанное помещение станет неудачным местом для работы с первого дня. В смету затрат на оборудование нужно заложить бюджет не только на сами железки, но и на отделку помещения
Пирамидальный акустический поролон
Акустическая отделка панелями из пирамидального акустического поролона неэффективна. Небольшой улучшающий эффект от них будет, однако область спектра, в которой они работают, не позволяет использовать такие панели с максимальной эффективностью. Не живите мечтами, что можно оббить всю комнату поролоном и всё будет круто.
Когда вы окажетесь в потенциальном рабочем помещении, сделайте следующее:
- Позовите друга или подругу
- Возьмите любой мощный источник звука (монитор, беспроводную колонку)
- Дайте источник звука другу/подруге
- Попросите товарища перемещаться по пространству с источником звука
- Слушайте, в каких местах звук будет тембрально лучше, чище, понятнее и приятнее
Скорее всего таких точек окажется несколько. Отметьте такие места — здесь вы поставите свой рабочий источник звука.
Система охлаждения процессора
Конечно, под системой охлаждения, в первую очередь, подразумевается именно система охлаждения процессора, хотя ею она и не ограничивается.
Извечный вопрос: кулер или водяная система?
Второе многими считается лучшим вариантом, первый же вариант — значительно дешевле.
На самом деле никакого волшебства в водяной системе охлаждения нет. Вполне достаточное охлаждение даже очень горячего процессора может обеспечить и правильно подобранный кулер.
На что обратить внимание?
Первое, на что следует обратить внимание при выборе процессорного кулера, это на его совместимость с вашим процессором (вернее, с сокетом) и, что многие часто упускают из внимания, с выбранным вами корпусом.
Дело в том, что хороший эффективный кулер нередко оказывается таким большим, что в корпус элементарно может не влезть физически. Поэтому при выборе корпуса следует смотреть на максимальную высоту кулера, который в него может быть установлен, а при выборе кулера, соответственно — на его габариты.
На кулере экономить тоже не стоит, особенно если предполагается часто нагружать процессор и уж тем более, если вы планируете процессор разгонять.
Для наиболее эффективного охлаждения выбирайте медный или медно-алюминиевый кулер минимум с четырьмя тепловыми трубками. Максимальная рассеиваемая мощность кулера обязательно должна превышать мощность выбранного вами процессора.
Также неотъемлемой частью любого нормального кулера будет вентилятор. Он может быть и не один.
Как известно, любой вентилятор — это источник шума, поэтому к выбору вентиляторов процессора в частности и всего системного блока в целом следует отнестись со всей ответственностью.
При выборе вентиляторов обратите внимание на следующие моменты:
- Максимальный уровень шума вентилятора в идеале должен не превышать 15-20 дБ.
- Смотрите на максимальный воздушный поток, который указывается в CFM. Чем больше это значение, тем выше будет эффективность охлаждения. Правда при этом, как правило, будет и громче создаваемый вентилятором шум.
- Чем менее оборотистым будет вентилятор, тем меньше он будет давать шумов при вращении. Поэтому выбирайте те вентиляторы, что являются наименее оборотистыми, если вопрос шума стоит очень остро. Но помните, что чем меньше оборотов дает вентилятор, тем меньше воздушный поток и, соответственно, тем меньше он отводит тепла, за счет чего эффективность охлаждения снижается. Тут нужно искать компромисс.
- Чем больше диаметр вентилятора, тем меньшее количество оборотов в минуту он производит и тем, соответственно, меньше дает шумов. Поэтому большой вентилятор всегда будет тише маленького при условии, что оба будут отводить одинаковое количество тепла.
- Обратите внимание и на тип подшипника вентилятора: наиболее тихие — подшипники с магнитным центрированием. Но также бывают достаточно тихими модели и на подшипнике скольжения или на его улучшенной версии — гидродинамическом подшипнике.
- Отдавайте предпочтение вентиляторам с коннектором типа 4-pin PWM. По крайней мере, на процессорном кулере должен стоять хотя бы один такой обязательно. Подключение коннектором типа 4-pin PWM даст возможность системе автоматически контролировать скорость вращения вентилятора в зависимости от степени нагрузки на процессор. В итоге при невысоком уровне нагрузки такой вентилятор будет крутиться медленнее и гораздо меньше шуметь.
Помимо вентилятора на процессорном кулере, как минимум еще пара вентиляторов должна быть на корпусе, один из которых будет забирать воздух спереди, другой же, расположенный на задней части корпуса, будет его наоборот вытягивать.
Итак, что можно порекомендовать из процессорных кулеров?
Минимум.
В качестве недорогого и в то же время малошумного кулера можно порекомендовать, например, Deepcool GAMMAXX 300 и Zalman CNPS9X Optima как весьма надежные, малошумные и доступные по цене варианты.
Золотая середина.
Для более эффективного охлаждения лучше взять вариант типа Thermalright Le GRAND MACHO RT или двухвентиляторный Scythe Ninja 5 — да, возможно, для золотой середины дорогой, но зато очень тихий и эффективный.
Идеал.
В качестве уже безоговорочно хорошего варианта с точки зрения эффективности охлаждения стоит смотреть в сторону проверенного годами Noctua NH-D15 или Thermalright Macho X2.
Особенно стоит сказать о важности охлаждения некоторых процессоров от AMD, которые славятся тем, что чрезвычайно сильно греются. Если решили собирать компьютер на AMD, то на кулере точно экономить не стоит.
Ну и нельзя не сказать о том, что если вы планируете разгонять процессор, требования к кулеру сразу же возрастают, так как разогнанный процессор требует значительно большего охлаждения.
Смотрите, главным образом, на выделяемую процессором мощность и выбирайте кулер, максимальная рассеиваемая мощность (TDP) которого как минимум не меньше указанной в характеристиках процессора.
Оперативная память
Это одна из важнейших составляющих компьютера для работы со звуком. Особенно важна оперативная память тем, кто планирует работать с сэмплерами и другими виртуальными инструментами, основанными на звуковых библиотеках. Здесь объём и скорость оперативной памяти имеют важнейшее значение, так как недостаток оных сразу же существенно ограничит ваши возможности.
Начинать выбор памяти следует с выбора типа, который подбирается в соответствии с материнской платой. На сегодняшний день, мне кажется, следует рассматривать стандарт DDR4, который в отличие от предшественника DDR3 дает удвоенную максимальную скорость передачи данных до 3,2 Гбит/с и максимальную частоту до 4266 МГц.
Вторым делом идет объём.
Минимум.
На сегодняшний день рассматривать покупку нового компьютера для работы со звуком с объемом оперативной памяти менее 8 ГБ, пожалуй, не стоит точно. Даже если вы не планируете как-то особенно нагружать ПК, всё равно 8 ГБ должно быть минимальным объёмом на сегодняшний день.
Золотая середина.
Лучше установить сразу 16 ГБ. Конечно, это тоже далеко не предел, но 16 ГБ вам хватит для решения большинства музыкально-звуковых задач домашней и начального уровня профессиональной студии точно.
Идеал.
Если же речь идет о серьезной профессиональной работе со звуком, а в особенности с библиотеками семплов, то тут 16 ГБ может уже запросто не хватить. Поэтому лучше сразу ставить 32 ГБ, и иметь еще свободные слоты, чтобы была возможность при необходимости сделать апгрейд и добавить ещё столько же.
Оперативную память всегда следует приобретать как комплект подобранных для работы в паре и одинаковых по объему модулей. То есть если вы хотите поставить 16 ГБ оперативной памяти, нужно приобретать комплект «2 модуля по 8 ГБ» или «4 модуля по 4 ГБ». Это даст существенное увеличение пропускной способности, что приведет к увеличению скорости работы.
При этом отмечу, что нужно приобретать именно комплект подобранных модулей. Просто два одинаковых модуля с одинаковыми характеристиками одного производителя, но купленные по отдельности, могут не заработать в двухканальном режиме. Здесь как с микрофонами, которые продаются в виде стереопары — это не то же самое, что купить просто два таких же одинаковых микрофона, но по отдельности.
Обратите внимание и на тактовую частоту — чем она выше, тем лучше, потому как при большей частоте в единицу времени производится больше операций, а это напрямую влияет на стабильность работы и быстродействие компьютера. Рассматривать память с тактовой частотой менее 2133 МГц сегодня точно не стоит.
Среди наиболее надежных современных производителей оперативной памяти стоит выделить Corsair и HyperX.
Steinberg Cubase
Steinberg Cubase – программа для записи и обработки голоса. Здесь есть все для создания треков: встроенный пакет готовых сэмплов, а также автотюн. Среди особенностей можно выделить специальное облако, позволяющее нескольким пользователям с разных платформ работать в одном проекте в режиме реального времени.
Достоинства:
- обширный функционал, включая профессиональные средства редактирования;
- кроссплатформенность
Минусы:
- запутанный интерфейс;
- долгое отсутствие нововведений в приложении.
Интерфейс программы Steinberg Cubase
Устройства хранения данных
Заметьте, я написал именно «устройства» — во множественном числе. Всё потому, что система хранения данных на вашем компьютере должна быть представлена как минимум двумя компонентами — твердотельным накопителем (SSD) и обычным жестким диском (HDD). Конечно, в идеале обойтись вообще без последнего, но сегодня, учитывая стоимость SSD большого объема, который так нужен при работе со звуком, это пока всё ещё остаётся удовольствием для богатых.
И, тем не менее, SSD в современном компьютере должен быть обязательно. Как минимум в качестве системного диска. HDD же будет использоваться как хранилище.
Главное преимущество твердотельного накопителя в его значительно более высокой скорости, за счет чего появляется существенный прирост производительности. Многие из тех, кто в свое время попереходили с HDD на SSD, сразу же заметили, насколько быстрее стали открываться программы и загружаться система.
К тому же SSD занимает меньше места, не издает никаких звуков, потребляет меньше энергии, практически не чувствителен к электромагнитным полям и не требует для ускорения работы регулярной дефрагментации.
Система хранения данных на компьютере для работы со звуком реализуется следующим образом: на SSD устанавливается ОС и все необходимые программы и плагины, а всё остальное — звуковые библиотеки, сэмплы, лупы, проекты — хранится уже на HDD. Такая система дает максимальную производительность.
Какого объема выбрать SSD?
Минимум.
Если вы кроме самой операционной системы, DAW и набора из пары десятков плагинов больше ничего не используете, то вам может хватить и 60 ГБ. Но на деле так бывает очень редко, и меньше чем на 150 ГБ я бы твердотельные накопители сегодня вообще не стал бы рассматривать.
Золотая середина.
Оптимальный вариант на сегодняшний день — это SSD объёмом 200-300 ГБ (или больше). Этого хватит и для системы, и для DAW, и для плагинов (без учета тяжелых звуковых библиотек).
Идеал.
Но если средства позволяют, объем SSD можно увеличить вплоть до 1 ТБ и выше и в идеале — отказаться от классических HDD совсем.
Из наиболее хорошо зарекомендовавших себя производителей SSD я бы выделил Kingston, Samsung, Western Digital, а также Crucial и Transcend.
Стоит также обращать внимание на скорость записи и чтения данных, которая может у разных моделей значительно отличаться. Высокая скорость записи снизит время копирования файлов и увеличит общую производительность системы. Высокая же скорость чтения, в свою очередь, позволит снизить время загрузки ОС и копирования файлов.
Что на счет HDD?
Что касается HDD, то при его выборе следует сперва посмотреть на интерфейс SATA III, скорость которого должна составлять 6 Гбит/с, и только потом уже смотреть на объём.
Вообще объём жесткого диска — это дело личных предпочтений. Всё зависит от того, как много информации вы собираетесь хранить. К тому же мало кто заботится о такой вещи как резервное копирование, а это, по моему мнению, вещь не просто полезная, а совершенно необходимая. Все самые ценные данные должны всегда быть продублированы как минимум на одном отдельном физическом носителе.
Следовательно, определяясь с общим требуемым вам объемом, нужно примерно представлять, какой его процент потребует резервного копирования. Могу сказать, что в моём случае это примерно 2/3 всех хранимых на компьютере данных, не считая системы и остального ПО.
Если уж и говорить о цифрах, то не вижу сегодня смысла покупать жесткий диск объемом менее 1 ТБ. А если вы занимаетесь не просто звукозаписью, но и написанием музыки и используете виртуальные инструменты и сэмплы, то приобретение жесткого диска объёмом менее чем на 2 ТБ я бы и вовсе не стал рассматривать. Звуковые библиотеки сегодня занимают десятки, а то и сотни гигабайт порой для одного лишь инструмента, а ведь помимо них нужно еще и место для хранения проектов, которые тоже весят немало.
Какой объем
HDDпредпочесть?
Минимум.
Минимальный общий объем HDD на вашем компьютере должен составлять 1 ТБ. И это без учета объема SSD и отдельного HDD для резервного копирования. Это самый минимум, прямо край.
Золотая середина.
Лучше всё же установить жесткий диск объемом 4 ТБ, а еще один внешний — для резервного копирования всей ценной информации (например, ваших работ). Объём внешнего диска уже будет зависеть от объёма ваших данных для резервного копирования и может, конечно же, быть меньшим.
Идеал.
В идеале же иметь как можно больше физической памяти. При этом с точки зрения надёжности память эта должна обеспечиваться как можно большим количеством физических носителей. То есть, скажем, лучше приобрести 2 HDD по 2 ТБ, чем взять 1 HDD на 4 ТБ. Это положительно скажется и на скорости работы, и на надежности системы. То есть, если выйдет из строя какой-то из жестких дисков, вы не лишитесь всего в одночасье и не останетесь один на один с неработающим ПК.
С другой стороны, каждый жёсткий диск — это источник шума, и нередко довольно сильного. Поэтому чем меньше жестких дисков будет в компьютере, тем тише будет сборка. К SSD это только не относится, они, к счастью, не шумят вообще.
Что же касается производителей, то в отличие от SSD их здесь совсем немного. Лично в моей практике наиболее надежными себя показывают винчестеры фирмы Seagate. Один из таковых объёмом 320 ГБ, например, проработал у меня 14 лет и… Нет, не умер, а был продан новому владельцу, когда я проводил у себя большой апгрейд ПК. Когда-то этот диск был системным диском в моём старом компьютере, потом использовался в системе хранения данных, а сейчас его использует новый владелец, и не удивлюсь, что жёсткий диск до сих пор у него прекрасно работает.
Но, тем не менее, я не думаю, что жесткие диски, выпускаемые, скажем, фирмами Western Digital и Toshiba, будут в чём-то заметно хуже. Тут нужно понимать, что среди всех жестких дисков есть довольно высокий процент брака, поэтому никто из вас не может быть застрахован от того, что купленный HDD выйдет из строя через пару месяцев. Тут уж как повезёт.
Примеры и сценарии для тех, кто выбирает оборудование для студии звукозаписи
Оборудование для студии звукозаписи для 1-2 музыкантов
Cтудия должна производить музыку высокого качества. Качество итогового материала в большей степени зависит от головы, ушей и рук музыканта, а не от используемой аппаратуры. Поэтому для комплектации своей студии не придется грабить банк — практически все устройства на рынке готовы к производству высококачественной музыки.
Представим, что студия звукозаписи собирается музыкантом, большую часть времени работающим в одиночку. Он стеснен в средствах и хочет получить максимум за приемлемую цену. Вне зависимости от того, на каком инструменте играет наш музыкант, ему понадобится качественный микрофон, MIDI-клавиатура и программное обеспечение. Звуковая карта должна иметь как минимум два входа.
При таких вводных, музыканту целесообразно взять за основу собственный талант, дополнив его возможностями оборудования. Исходя из бюджета, можно предложить два комплекта — простой и продвинутый.
Простой вариант предлагает необходимый минимум оборудования для студии звукозаписи и небольшую цену. Продвинутый вариант обойдется дороже, но взамен даст возможность работать с более масштабными проектами и записывать несколько музыкантов одновременно.
Простой вариант комплектации студии звукозаписи
Комплект студии звукозаписи PreSonus Music Creation Suite.
Простой вариант комплектации студии разумно построить вокруг наборов «Все в одном». Такие наборы состоят из самых необходимых устройств и отличаются выгодной ценой.
Хороший комплект предлагает компания PreSonus. Набор PreSonus Music Creation Suite состоит из:
- Звуковой карты PreSonus AudioBox USB. Аудиоинтерфейс предлагает фантомное питание, 2 комбинированных входа и выхода (можно подключать как XLR, так и привычные джеки) и пару MIDI-портов;
- MIDI-клавиатуры PreSonus PS-49. Клавиатура оснащается 49 клавишами с молоточковым механизмом, колесом модуляции и питча, и семью регуляторами;
- Конденсаторного микрофона PreSonus M7;
- Настольного держателя для микрофона;
- XLR-кабеля;
- Наушников PreSonus HD3;
- USB-хаба на 4 порта. Хаб позволит расширить количество портов компьютера и использовать MIDI-клавиатуру как аудиоинтерфейс;
- Программы для работы с нотными партитурами PreSonus Notion 5;
- DAW PreSonus Studio One 3 Artist.
Стоимость набора — $399,95. На российском рынке цена PreSonus Music Creation Suite составляет 20 700 ₽.
В дополнение к набору нам понадобится пара мониторов в том же ценовом диапазоне. Помимо Music Creation Suite, в ассортименте компании PreSonus можно найти хорошую серию студийных мониторов Eris. Серия состоит из трех моделей, отличающихся размером основного динамика, — Eris 4.5, Eris E5 и Eris E8.
Выбор мониторов зависит от бюджета, но мы остановимся на модели Eris E5. Устройство оснащается 5-дюймовым вуфером, 1-дюймовым высокочастотным твитером (пищалкой), а мощность монитора составляет 80 Вт. Дополнительно Eris E5 имеет настройки акустического пространства, изменяющие звучание в зависимости от расположения в пространстве.
Eris E5 продаются поштучно. Стоимость одного монитора — $125, а в российской рознице за один монитор в среднем просят 11 980,00 ₽.
Компонент | Наименование модели | Средняя стоимость, $ По данным Amazon | Средняя стоимость, ₽ По данным Яндекс.Маркета и поиска Google |
Комплект студии звукозаписи | PreSonus Music Creation Suite | 399,95 | 20 700,00 |
Студийные мониторы | PreSonus Eris E5 (пара) | 250,00 (125,00 x 2) | 23 960,00 (11 980,00 x 2) |
ИТОГО: | 649,95 | 44 660,00 |
За $650 музыкант получает компактную, мобильную и производительную студию звукозаписи. Возможностей набора PreSonus Music Creation Suite и пары мониторов PreSonus Eris E5 хватит для большинства студийных задач на долгое время.
Продвинутый вариант комплектации студии звукозаписи
Продвинутый вариант расширяет функциональность студии. У музыканта появляется возможность работать с более сложными проектами и записывать несколько человек одновременно.
Продвинутый вариант подойдет тем, кто по каким-либо причинам не доверяет готовым студийным наборам. Оборудование для студии звукозаписи можно покупать по мере необходимости, постепенно расширяя список устройств.
Собрать студию звукозаписи можно двумя методами:
- Приобрести оборудование из простого варианта, а затем точечно расширить свою студию при помощи оборудования из продвинутого списка;
- Купить оборудование только из расширенного списка устройств.
Легкие и удобные наушники Audio-Technica ATH-M40x отлично подойдут как для записи аудио, так и его сведения.
В качестве звуковой карты можно рассмотреть 10-канальный микшер с USB-подключением Yamaha MG10XU. 4 микрофонных и 10 линейных входов позволят вести одновременную запись нескольких источников звука. Встроенный эквалайзер, компрессор, секция SPX-эффектов и один FX-канал пригодятся не только в студии, но и на концертах.
MIDI-клавиатура для продвинутой версии студии звукозаписи должна быть не хуже той, что входит в набор PreSonus Music Creation Suite. Напомним, что комплектная клавиатура PS-49 оснащается 49 полновзвешенными клавишами, 7 регуляторами и двумя колесами — модуляции и питча. Стоимость клавиатур схожего уровня начинается от 9 000-12 000 ₽, а среди ближайших аналогов PreSonus PS-49 — клавиатуры M-Audio Keystation 49 и M-Audio Keystation 61, отличающиеся между собой количеством клавиш.
Тем, кто не гонится за правдоподобностью ощущений и размерами клавиатуры, стоит рассмотреть MIDI-устройства M-Audio, Novation, Arturia и AKAI в ценовом диапазоне 5 000-10 000 ₽. За эти деньги вы приобретете MIDI-контроллер с 25-32 клавишами, 4-8 пэдами и 4-8 регуляторами. Отличным вариантом по соотношению цены и качества является MIDI-клавиатура Arturia MiniLab MKII 25.
Для мониторинга аудио понадобится комплект мониторов и наушники. Посмотрите в сторону мониторов PreSonus Eris E5 или Pioneer S-DJ50X. В роли основных наушников советуем Audio-Technica ATH-M40x — классическую модель, отличающуюся сбалансированным звучанием и невысокой ценой.
Студия звукозаписи должна быть готова к записи любых инструментов. Здесь пригодится легендарный микрофон Shure SM57, используемый в сотнях студий звукозаписи по всему миру. Модель SM57 одинаково хорошо справляется как с записью перкуссионных инструментов, так и электрогитар через усилитель.
В роли вокального микрофона мы бы посоветовали AKG Perception 220. Устройство австрийской компании предлагает ровное, не приукрашенное звучание, и хорошее соотношение цены и качества.
Shure SM57 считается одним из лучших инструментальных микрофонов в мире, и обладает невысокой ценой.
Дополнительно приобретите полезные аксессуары: звукопоглощающий экран для вокального микрофона, специальные подставки под мониторы и комплект микрофонных стоек. Звукопоглощающий экран защитит микрофон от проникновения чужеродных сигналов. Подставки под мониторы скорректируют движение звуковых волн во время установки мониторов на столе. Выбирайте модели на основе имеющегося бюджета, особенностей помещения и другого оборудования.
Если называть конкретные модели, то мы советуем рассмотреть подставки Auralex MoPad, считающиеся одними из лучших на рынке. В качестве звукопоглощающего микрофонного экрана посмотрите на продукцию фирм Force, sE Electronics и Primacoustic. Микрофонные стойки можно выбрать любые, но мы советуем смотреть в сторону продуктов компании On-Stage Stands.
Компонент | Наименование модели | Средняя стоимость, $ По данным Amazon | Средняя стоимость, ₽ По данным Яндекс.Маркета и поиска Google |
DAW | Apple Logic Pro X / Cakewalk SONAR Studio / PreSonus Studio One | 199,00 | 14 990,00 |
Аудиоинтерфейс | Yamaha MG10XU | 199,99 | 12 900,00 |
MIDI-клавиатура | Arturia MiniLab MKII 25 | 99,00 | 7 590,00 |
Студийные мониторы | Pioneer S-DJ50X (пара) | 239,90 (119,95 x 2) | 20 312,00 (10 156,00 x 2) |
Наушники | Audio-Technica ATH-M40x | 99,00 | 7 490,00 |
Микрофон для вокала | AKG Perception 220 | 149,99 | 15 490,00 |
Микрофон инструментальный | Shure SM57 | 99,00 | 8 800,00 |
Звукопоглощающий экран | FORCE PF-68 | 49,00 | 3 990,00 |
Подставки под мониторы | Auralex MoPad | 59,99 | 3 499,00 |
Микрофонные стойки | On-Stage Stands MS7701B Tripod Boom Microphone Stand 2 Pack | 39,98 | 2 990,00 |
ИТОГО: | 1 244,87 | 98 061,00 |
Стоимость продвинутого варианта оснащения студии звукозаписи получится вдвое дороже — в районе $1 200-1 500, в зависимости от выбранных моделей устройств. Расширенный список компонентов повысит производительность и универсальность домашней студии звукозаписи, сохранив мобильность и компактность.
Оборудование для студии звукозаписи для группы из 4-5 человек
Этот сценарий рассчитан на создание студии звукозаписи для музыкальной группы. Главное отличие от сценария домашней студии для 1-2 музыкантов — в возможности одновременной живой записи всех участников коллектива. Состав музыкальных инструментов может быть любым: две гитары, бас, акустические ударные, клавишные. На выходе получим смесь репетиционной базы и студии звукозаписи.
Для одновременной записи нескольких инструментов понадобится много входных каналов на звуковой карте. Большинство аудиоинтерфейсов предлагают до 8 входов, поэтому стоит купить две звуковые карты. Пользователям Mac можно посоветовать связку из аудиокарт Apollo Twin MKII DUO и Focusrite Saffire PRO 40, пользователям Windows — связку из двух Saffire PRO 40. Соединив устройства специальным ADAT-портом, мы получим эффективную 10- или 16-канальную систему звукозаписи.
Связка из двух аудиоинтерфейсов Focusrite Saffire PRO 40 позволит вести одновременную запись с 16 каналов. Среди ближайших аналогов — Focusrite Scarlett 18i20 2nd Gen.
При таком сценарии использования студии потребуется много микрофонов — 2-3 инструментальных, комплект микрофонов для акустических ударных и качественный вокальный микрофон. Для записи гитар и других инструментов лучше всего подойдет Shure SM57, а для снятия звука ударной установки советуем комплект Audix Fusion FP7. Количество инструментальных микрофонов зависит от потребностей, но мы рекомендуем начинать с трех штук.
Для записи вокала отлично подойдет микрофон sE Electronics Z6500a II, великолепно справляющийся с любой записью голоса. Если взглянуть на характеристики устройства, то по цифрам он проигрывает многим микрофонам своего класса, но в области записи вокала — это одно из лучших устройств на рынке. Все компоненты микрофона собраны вручную специалистами sE Electronics, а качество звучания выше всяких похвал.
Подключать гитары лучше через DI-бокс. Использование директ-боксов изолирует сигнал электрогитар от наводок электросети, а также выведет входные и выходные уровни на правильные значения. Если бюджет на оборудование для студии звукозаписи не ограничен, советуем модель Radial ProDI. Тем, кто не хочет тратить $99 на металлическую коробочку, советуем посмотреть в сторону бюджетной модели Behringer DI400P, чья стоимость в среднем составляет $20-25, а возможности ничуть не хуже.
Дополнительно подумайте о реампинге гитар (см. Как сделать реампинг гитары дома). Для этого потребуется специальное устройство — реамп или реамп-бокс. Здесь также можем посоветовать два устройства: дорогой Radial Reamp JCR за $199 и бюджетный АМТ Reincarnator RD-2 стоимостью $115.
Серия студийных мониторов PreSonus Eris отличается доступной ценой и высоким качеством звучания. К тому же, Eris универсальны и подойдут для любой музыки.
Студия звукозаписи потребует обилия мониторинга — несколько комплектов наушников и пара студийных мониторов с возможностью свободного переключения между ними. Одна пара мониторов будет использоваться для звукозаписи, вторая — для сведения музыки. То же и с наушниками — одни наушники пригодятся во время звукозаписи, вторые — во время сведения.
Для записи и мониторинга остановите выбор на мониторах PreSonus Eris E8 и наушниках Audio-Technica ATH-M40x. В зависимости от количества музыкантов, которые смогут записываться в вашей студии звукозаписи, приобретите несколько пар ATH-M40x. Помните, что подключение нескольких пар наушников требует дополнительного усиления. Приобретите специальный предусилитель (преамп). Среди качественных доступных моделей можно выделить предусилитель ART HeadAmp6 Pro стоимостью $159.
Cведение записанной музыки хорошо вести на студийных мониторах Yamaha HS5 и через наушники Beyerdynamic DT 990 PRO. Переключаться между используемыми системами мониторинга мы будем при помощи специального пульта Mackie Big Knob.
Серия контроллеров Mackie Big Knob помогает управлять большими системами мониторинга, позволяя подключать 2, 4 и 6 пар разных колонок.
Закупите микрофонные стойки с учетом возможного количества записывающихся музыкантов в студии. Также не забудьте о комплекте креплений и стоек для микрофонов на ударную установку. Из других аксессуаров пригодятся стойки и подставки под мониторы.
Компонент | Наименование модели | Средняя стоимость, $ По данным Amazon | Средняя стоимость, ₽ По данным Яндекс.Маркета и поиска Google |
DAW | Apple Logic Pro X / Cakewalk SONAR Studio / PreSonus Studio One 3 | 199,00 | 14 990,00 |
Аудиоинтерфейс | Apollo Twin MKII DUO | 899,00 | 54 000,00 |
Focusrite Saffire PRO 40 | 399,99 | 48 400,00 | |
DI-бокс | Radial ProDI | 297,00 (99,00 х 3) | 27 297,00 (9 099,00 х 3) |
Реамп | Radial Reamp JCR | 199,99 | 17 499,00 |
Микрофон для вокала | sE Electronics Z5600a II | 999,00 | 48 500,00 |
Комплект микрофонов для ударных | Audix Fusion FP7 | 489,00 | 24 990,00 |
Инструментальный микрофон (3 шт.) | Shure SM57 | 297,00 (99,00 х 3) | 26 400,00 (8 800,00 х 3) |
Студийные мониторы | PreSonus Eris E8 (пара) | 398,00 (199 x 2) | 37 076,00 (18 538,00 x 2) |
Yamaha HS5 (пара) | 399,00 | 27 800,00 (13 900,00 x 2) | |
Система управления мониторами | Mackie Big Knob | 89,99 | 6 700,00 |
Наушники | Audio-Technica ATH-M40x (x4) | 396,00 (99,00 x 4) | 29 960,00 (7 490,00 x 4) |
Beyerdynamic DT 990 PRO | 189,00 | 13 500,00 | |
Предусилитель для наушников | ART HeadAmp6 Pro | 159,00 | 16 530,00 |
Микрофонные стойки | On-Stage Stands MS7701B Tripod Boom Microphone Stand Package | 129,99 | 7 490,00 |
On-Stage Stands MS7920B Bass Drum / Boom Combo Mic Stand (пара) | 53,90 (26,50 x 2) | 3 098,00 (1 549,00 x 2) | |
Подставки для мониторов | IsoAcoustics ISO-L8R155 | 129,99 | 7 490,00 |
Quik Lok BS402 (пара) | 79,98 (39,99 x 2) | 8 400,00 (4 200,00 х 2) | |
ИТОГО: | 5 804,83 | 420 120,00 |
Собрать студию звукозаписи для одновременной записи музыкальной группы — более сложная и затратная задача. Из-за специфики работы здесь нет разделения на дешевый и дорогой комплект. Предложенный комплект оборудования справится с любой живой музыкой, поэтому окупить средства можно за счет оказания услуг записи на платной основе.
Оборудование для студии звукозаписи для 4-5 музыкантов обойдется в районе $5 000-6 000. Сэкономить средства можно на замене некоторых моделей устройств бюджетными и более дешевыми аналогами, не уступающими по качеству предложенным вариантам. Дополнительная экономия средств получится у владельцев Mac при отказе от построения студии вокруг звуковой карты Apollo Twin MKII DUO. Отказ от этого аудиоинтерфейса лишит студию высококачественных студийных плагинов Universal Audio, зато сэкономит около $400.
Еще одним вариантом экономии станет отказ от использования акустической ударной установки. Замена живых барабанов электронными позволит сэкономить около $550 за счет ненужности покупки комплекта специальных микрофонов и стоек.