Продажа аудиотехники — амфитон 25ас 027


Доработка Амфитон 25 АС-027

Есть много информации по доработке СССР-кой акустики, но не одной не нашел по доработке Амфитона 25 АС-027. Так как являюсь владельцем данной акустики, хочу поделиться опытом в доработке. В основном идеи были взяты с доработок других АС, подсказок друзей и общению на форумах.

Хотел приобрести эти АС уже давно, но купил только в 2009 году, с рук (за 68 $ по тем курсам). Причина покупки одна – изодинамические ВЧ, но к ним ещё можно добавить 50 ГДН и не плохой корпус. При покупке сравнивал с S-90 и S-90D, Амфитон выиграл по НЧ и ВЧ.

Паспортная информация по данным АС:

Диапазон воспроизводимых частот: 25 (-17дБ) – 31500 Гц Неравномерность АЧХ в диапазоне 100-8000 Гц: ± 4 дБ Чувствительность: 86 дБ Полное электрическое сопротивление: 4 Ом Минимальное электрическое сопротивление: 3,2 Ом Предельная шумовая мощность: 50 Вт Вес: 25 кг Габариты: (ВхШхГ): 60х32х27 см

Труба фазоинвертора имеет размеры: диаметр 55 мм и длинна 165 мм, частота настройки 25-30 Гц. Внутренний объем АС 41 л. Раздел частот: 500 и 3000 Гц. Динамики: 50 ГДН-3, 20 ГДС-3 и 25 ГДВ-1 (10 ГИ-1-4).

Формы АЧХ звукового давления измеренной по оси, кривая1:

Амплитудно-частотные характеристики гармонических искажений по 2-й и 3-й гармоники представлены на фото, кривые 2 и 3. Гармонические искажения измерены при среднем уровне звукового давления 90 дБ.

Достались в хорошем состоянии, ни разу не откручивались, только подвес на НЧ рассыпавшийся. Первое прослушивание дома конечно впечатлило.

Источник KENWOOD DP 1060:

Усилитель ОДИССЕЙ-У-010:

Детальность и утонченность на ВЧ нотах, хороший бас, авот середина, как и везде – не очень.

_

Корпус выполнен из ДСП (перёд и зад) и фанеры (бока, верх и низ). Толщина стен 18 мм, кроме передней, она 38 мм. В верхней части корпуса расположены две колбасы с ватой. Фильтр собран на металлическом шасси, провода естественно тонкие, клемм нет. На конце фазоинвертора прикреплен на проводе бинт — скорее это борьба против свиста. В целом качество сборки не плохое, но хорошим его не назовешь. Зато появляется поле для доработок.

Ну а теперь к делу. После длительных прогонов на треках установил следующие этапы работы над этими АС:

1. Работа с корпусом

2. Замена СЧ

3. Пересчет фильтра

4. Замена подвеса на НЧ

5. Замена проводки

6. Улучшение внешнего вида и сборка

Хочу предупредить, что моя доработка не есть эталоном или идеалом, это лишь один из возможных примеров доработки данной АС, потому как у каждого вкусы разные. И может быть, кому то моя работа покажется неполной, неправильной или вовсе бессмысленной, ведь делал я для себя и под свой вкус. Поэтому пусть моя работа будет для Вас лишь одним из вариантов в познании акустики.

1. Работа с корпусом

Все разбираем, до последних винтов. Детально процесс описывать не стану, надеюсь, проблем с этим ни у кого не возникнет.

Здесь основная работа заключается в укреплении стен и герметизации швов. Герметизацию швов делал клеем ПВА, ставил АС на угол 45° и заливал шов клеем (в этом удобно пользоваться шприцом), давая ему полностью высохнуть. Просушка одного шва длилась около 1-2 дней, по этому это самый долгий этап в доработке, но результат того стоит. В итоге получил корпус без звуков при ударе, почти как камень.

В одном корпусе я установил 3 распорки. Две на боковые, и одну на перед-зад. Изготовил их с твердого дерева, дуб и акация, туго забил и посадил на ПВА, без вкручивания саморезов и оклеил ватином. Распорки установил после проклейки швов. После установки распорок, кисточкой прошел швы клеем ещё раз. Оклеивать весь корпус, каким-либо материалом не стал, считаю лишним. Одиссей не дает сильно ходить НЧ, поэтому гула нет. В итоге получился вот такой корпус изнутри.

Также вырезал подкладки из ДВП, под НЧ, по 2 на каждую. Так как защитная сетка убирается, то между динамиком и накладкой появляется приличное расстояние, чтобы его прикрыть, я выдвинул динамики немного вперед, к тому же прочность не помешает.

Колпак под СЧ динамик, я укоротил по магнит будущего 30 ГДС. Заглушку выполнил из 16 мм ДСП. Сделал из-за того, что своим магнитом он закрывает почти весь объем сзади. Внутри оклеил ватином, вклеил в отверстие, снаружи, в корпусе – войлоком. Трубы фазоинвертора укоротил на 1 см, вклеил в отверстия и внутри корпуса оклеил войлоком.

Сзади на месте бывшего отверстия для кабеля, вырезал отверстие под клемму. Посадил на клей и прижал саморезами.

2.Замена СЧ

Здесь вариантов много. Можно оставить 20 ГДС, сменить его на широкополосник типа 5 ГДШ, или импорт. У меня уже был новый купленный 30 ГДС, с тканевым прорезиненным подвесом. 20 ГДС в моем варианте был с полиуретановым подвесом. Прямое сравнение при прослушивании подтвердило, что 20 ГДС действительно имеет гнусноватый звук. Поэтому замену считаю вполне оправданной, притом, что 30 ГДС имеет такой подвес. ГДШ звучит ярче и красочней, по чувствительности одинаково, звук 30 ГДС могу назвать только более линейным.

В итоге звучание изменилось в лучшую сторону. Появилась выразительность и натуральность в звучании. Звук стал динамичней.

_

3. Пересчет фильтра

Пересчитать фильтр решил из-за того, что раздел СЧ и ВЧ слишком низко, в районе 3000 Гц. С новым фильтром раздел НЧ и СЧ немного поднят, СЧ и ВЧ поднят до 5500 Гц.

Вот схема родного фильтра Амфитона:

Приборов для исследования АЧХ не было, поэтому настраивал на слух. Единственная возможность измерения была в затуханиях фильтра, вот:

Синим, обозначены графики затухания родного фильтра, но без нагрузки динамиков. Красным обозначен мой вариант фильтра, тоже без динамиков. При включении нагрузки (громкоговорителя) затухание фильтров падает, и кривые будут еще круче, плюс также добавляется АЧХ самих динамиков и окончательная АЧХ будет совсем другой, чем эти графики. Поэтому не стоит обращать внимание на слишком ровные спады.

По родному фильтру видно, что раздел НЧ и СЧ около 750 Гц, СЧ и ВЧ – 3700 Гц. По новому (красные графики) НЧ и СЧ — 40 Гц, СЧ и ВЧ – 12000 Гц. При включении всех динамиков, разделы будут другие, АЧХ тем более.

Настройку фильтра проводил в том месте, где будут стоять АС. К каждому динамику подпаял провода, и уже на диване, в нормальной обстановке подбирал детали. Окончательного результата добился месяца через 4, даже когда колонки уже были полностью собраны.

В результате пришел к такому фильтру:

Фазовое соглашение громкоговорителей одинаковое. На НЧ второй порядок, немного меньше номинал, чем был. На СЧ первый порядок, обрезка по низу. Так как 30 ГДС выше нужного не берет (выше 5 кГц), то по верху резать не стал, да и звук так живее. Сопротивление для согласования чувствительности. На ВЧ второй порядок. Все просто и понятно. Катушка на НЧ взята со старого фильтра, с СЧ звена. Катушку на ВЧ я взял с другой АС. Конденсаторы набраны так же со старого фильтра.

Конденсаторы я использовал К73-11 (ВЧ звено) и МБГО (СЧ и НЧ звенья). Также пробовал К73-17, но не понравилось звучание. Все детали приклеены к полу АС.

4. Замена подвеса на НЧ

Старые подвесы просто рассыпались на глазах, особенно на больших громкостях, поэтому ремонт обязателен. Замена вполне проста, старый подвес убираем, новый клеем.

Очищаем старый подвес и все, что от него остается. Я работал растворителем. Особенно аккуратно работал на диффузоре. Колпак и центрирующую шайбу не отклеивал. Даже без подвеса динамик играет как нужно, без трения, но только в таком положении. Результат:

На радиорынке купил новые подвесы, 5$ за пару:

Осторожно! Спиртом и растворителями подвесы не мазать. Клей использовал полимерный. Места склейки на подвесе зачистил наждачной бумагой. Сначала приклеил к диффузору, потом после высыхания — к раме.

Для придания приличного вида покрыл канцелярской тушью внешнюю сторону подвижки, в 3 слоя.

5. Замена проводки

Использовал обычный акустический кабель, на НЧ 2,5 мм2, СЧ и ВЧ – 1,5 мм2. Но считаю, что можно ограничится на НЧ – 1,5 мм2 СЧ и ВЧ – 1 мм2. С ним удобней работать будет.

Клеммы поставил обычные:

_

6.Улучшение внешнего вида и сборка

Здесь идет выравнивание поверхности, с помощью шпаклевки. Шильдики я убрал, и отверстия выровнял. Вот, что получилось:

Накладки на динамики я зачистил мелким наждаком и покрыл черной матовой краской из баллона, в 3 слоя. Самоклейку купил на свой вкус.

Далее я оклеил корпус и приступил к сборке. Вату положил ту, что и была, ничего не добавлял и не отнимал. На фото видны подкладки под НЧ динамики из ДВП. Сетки перед динамиками убрал. Каждый динамик посадил на мягкий оконный утеплитель. Результат:

_

Образец одного из стыков

Вид сзади, покрасил, так как назад никогда не смотрю, и смысла оклеивать нет.

Лаком не покрывал, головки винтов покрасил черной краской.

Результат превзошел ожидания. При правильной установке есть полноценный бас до 50 Гц, дальше спад, но до 30 Гц давит еще нормально. Нижний слышимый порог 27 Гц. Звук натуральный, не напрягающий. Плотный бас, выразительная (но не выпирающая середина), легкие и четкие ВЧ ноты. Не буду говорить, насколько они тянут по магазинным ценам акустики, могу сказать только то, что звучат они лучше, чем выглядят.

Если сравнивать со старыми АС, то новый вариант особенно отличается выразительной серединой и легкими, не сипящими ВЧ.

Ещё один очень важный момент. Доработка акустики не является полным эффектом в хорошем звуке. Так же очень важен источник, заметная разница между компьютером и нормальным DVD-плеером, не говоря о CD-проигрывателях. Хороший усилитель – большой шаг к хорошему звуку. Ну и правильная установка. Доработка, конечно, изменит звучание, но полноценного эффекта не добиться без хорошего источника, усилителя и правильной установки.

В конце хочу поблагодарить друзей и участников форума «Акустические системы», сайта «Паяльник» , которые помогли в создании этого проекта, большое Вам спасибо!!!

Всем удачи в доработке! С уважением Дмитрий!

lds 212008

25АС-027, они же 25АС-227 и 150АС-007

Одни из самых популярных АС в СССР.

Имели массу названий при одинаковой конструкции.


25АС-027
АС “Электроника 25АС-227” выпускались Ленинградским заводом Ферроприбор с 1985г. С 1986г. выпускались уже под названием “Электроника 25АС-027”. На Львовском ПО им. Ленина Производство АС начато с 1987г. под названием 25АС-027 и 25АС-227 Амфитон. Под названием 150АС-007 Амфитон (по значению кратковременной мощности колонок), затем 150АС-007 Лорта.

Цена была 140 руб (145р. с подставкой).

Трёхполосные акустические системы с фазоинвертором ”25АС-027”, ”Электроника 25АС-227” по конструкции, оформлению и параметрами аналогичны. Для дизайна выполнены в зеркальном отражении.

НЧ головка 50 ГДН-3-30 (25ГД-42), СЧ 20 ГДС-3 (15ГД-11), ВЧ – изодинамическая головка 10 ГИ-1.

Тех. характеристики:

Рекомендуемая мощность усилителя: 10 – 50Вт Номинальная подводимая мощность – 25Вт. Предельная (паспортная) мощность: 50Вт Номинальный диапазон воспроизводимых частот не уже – 31,5…31 500Гц Неравномерность АЧХ, 100 – 8000 Гц: ± 4дБ Чувствительность: 86 дБ Характеристическая чувствительность: 0,4 Па/√Вт Номинальное среднее звуковое давление 1,2 Па Номинальное электрическое сопротивление – 4Ом. Минимальное значение полного электрического сопротивления: 3,2Ом Частота раздела фильтров: НЧ/СЧ: 500Гц СЧ/ВЧ: 3000Гц Габариты одной акустической системы 360х615х320мм Размеры фазоинвертора: диаметр 55 мм, длина 165мм Частота настройки фазоинвертора 25 – 30Гц Масса одной АС 25кг.

НЧ головка 50 ГДН-3-30 (25ГД-42), СЧ 20 ГДС-3 (15ГД-11), ВЧ – изодинамическая головка 10 ГИ-1.

Корпус выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесностружечной плиты. Шпон ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 18 мм, лицевая панель, с целью увеличения ее жесткости, изготовлена из плиты толщиной 38мм.

В АС 25 АС-027 использован следующий набор головок: НЧ — 50 ГДН-3-30 (25ГД-42), СЧ —20 ГДС-3 (15ГД-11), изготовляемые ПРЗ, г, Ивано-Франковск, и ВЧ изодинамическая — 10 ГИ-1, изготовляемая г. Ленинград.

Головки обрамлены декоративными накладками из пластмассы: накладки головок НЧ и СЧ – круглые с 4 крепежными отверстиями; накладка головки ВЧ, обрамляющая одновременно и круглое отверстие фазоинвертора, – прямоугольной формы. Головка СЧ с внутренней стороны изолирована от общего объема корпуса герметичным пластмассовым колпаком.

На лицевой панели АС, кроме того, расположен декоративный шильдик с названием и основными техническими характеристиками. Головки защищены спереди от внешних механических воздействий черненой металлической сеткой. Фазоинвертор имеет следующие геометрические размеры: диаметр 55 мм, длина 165мм, частота настройки 25 – 30Гц.

Внутренний объем АС 41 литр. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС, на его внутренних стенках закреплены звукопоглощающие маты — вата, обтянутая марлей.

Внутри корпуса на едином стальном шасси смонтированы фильтры, обеспечивающие разделение полос АС. Фильтры обеспечивают частоты разделения: между головками НЧ и СЧ — 500 Гц, между СЧ и ВЧ головками — 3000 Гц.

В конструкции фильтров применены резисторы типа С5-35В, конденсаторы МБГ0-2, катушки индуктивности на пластмассовых каркасах без сердечников. На задней стенке корпуса имеется отверстие, через которое выходят подводящие провода, заканчивающиеся разъемом ОНЦ-ВИ-1-2/16-В.

В комплект поставки АС входила подставка специальной формы, изготовленная из стального прута и обеспечивающая при необходимости изменение угла наклона акустической оси .

Акустические системы

Акустическая система «35АСДС-017» выпускалась Львовским ПО им. Ленина (ПО Лорта) с 1984 году.

Трёхполосная диностатическая акустическая система с фазоинвертором »35АСДС-017» обеспечивает высококачественное воспроизведение звуковых программ в комплекте с высококачественной бытовой радиоэлектронной аппаратурой. АC обеспечивает высокую чистоту звука, не утомляет слушателя, создает хороший стерео- эффект и эффект присутствия. В акустической системе в качестве высокочастотного и среднечастотного звеньев применены электростатические головки громкогово рителей (ВЧ и СЧ по 2 шт.), отличающиеся весьма малыми переходными, фазовыми, частотными и нелинейными искажениями; в качестве низкочастотного звена при менена динамическая головка громкоговорителя типа »75 ГДН-3», имеется плавный регулятор тембра ВЧ, позволяющий в определенных пределах (5 дБ) регулировать тембральную окраску звучания акустической системы.

Технические характеристики:

  • Максимальная шумовая мощность АС 50 Вт.
  • Диапазон воспроизводимых частот — 25…25000 Гц.
  • Среднее звуковое давление при номинальной мощности — 1,77 Па.
  • Номинальное сопротивление АС 4 Ом.
  • Потребляемая мощность — 8 Вт.
  • Габариты — 360х1070х380 мм.
  • Масса — 30 кг.

Особенности конструкции

Акустическая система 35АСДС-017 выполнена в виде двух связанных конструктивно между собой блоков — низкочастотного и средне-высокочастотного. Корпус низкочастотного блока выполнен в виде прямоугольного неразборного ящика из древесно-стружечной плиты, фанерованного шпоном ценных пород дерева. Толщина стенок корпуса 18 мм, лицевая панель, с целью увеличения ее жесткости, изготовлена из плиты толщиной 38 мм. В качестве низкочастотного электродинамического звена в 35АСДС-017 используется головка 75ГДН-З, изготавливаемая ПРЗ, г. Ивано-Франковск и устанавливаемая на лицевой панели корпуса. Головка обрамлена декоративной накладкой кольцевой формы с четырьмя крепежными выступами из пластмассы с покрытием. На лицевой панели корпуса низкочастотного блока кроме головки расположено отверстие фазоинвертора 70 мм — выход пластмассовой трубы длиной 180 мм. Геометрические размеры фазоинвертора обусловливают его настройку на частоту 25 – 30 Гц.

Внутренний объем низкочастотного блока 45 л. Для уменьшения влияния на АЧХ звукового давления и качество звучания АС резонансов внутреннего объема корпуса, последний заполнен звукопоглотителем, представляющим собой маты из технической ваты, обтянутые марлей, равномерно расположенные и закрепленные на внутренних стенках корпуса. Внутри корпуса низкочастотного блока на стальном шасси смонтирован электрический фильтр, обеспечивающий электрическое разделение низкочастотной полосы АС от средне- и высокочастотной.

Принципиальная электрическая схема фильтра позволяет получить спад АЧХ в области средних частот 6 дБ на октаву и частоту разделения 500 Гц.

Средне- и высокочастотный блок состоит из двух частей — блока питания и непосредственно средне- и высокочастотных излучателей. Два среднечастотных и два высокочастотных электростатических излучателя закреплены на плоской раме, установленной на блоке питания. Каждый из излучателей представляет собой тонкую (толщина 5 мкм) металлизированную лавсановую пленку, натянутую между двумя перфорированными пластинами (электродами) из фольгированного стеклотекстолита марки СФ1-35, покрытыми для предотвращения электрического пробоя высоким поляризующим напряжением, лаком УР231 толщиной 200 мкм. Поляризующее напряжение создает между пластинами равномерное электростатическое, в котором колеблется (при пропускания электрического сигнала звуковой частоты) тонкая пленка. Герметические размеры каждого излучателя: среднечастотного 185х165 мм, высокочастотного 65х165 мм.

В корпусе блока питания на плате размещены:

  • поляризатор, обеспечивающий постоянное поляризующее напряжение для высокочастотного излучателя — 1,1 кВ, для среднечастотного излучателя 2,2 кВ;
  • два трансформатора, обеспечивающие подведение электрического сигнала звуковой частоты к средне- и высокочастотным излучателям, и одновременно электрическое разделение средне- и высокочастотных полос АС;
  • полосовой трансформатор среднечастотной полосы имеет коэффициент трансформации 240, а трансформатор высокочастотной полосы — 160. Частота раздела между этими полосами 4000 Гц;
  • сетевой трансформатор, обеспечивающий подведение питания от сети переменного напряжения 50 Гц, 220 В к поляризатору. Потребляемая электрическая мощность не более 8 Вт.

На лицевой панели блока питания находятся:

  • кнопка включения электрического питания с индикацией включения СЕТЬ;
  • ручка плавной регулировки уровня высоких частот ТЕМБР ВЧ, позволяющая осуществлять подъем и спад АЧХ звукового давления с 4 кГц в пределах ±3 дБ от положения НОРМ.

Кроме того, на лицевой панели укреплен декоративный шильдик с указанием названия АС и ее основных технических характеристик.

Лицевые панели низко- и средне-высокочастотных блоков, а также задняя часть средне-высокочастотного блока закрыты рамками с декоративной радио-тканью.

На задней стенке корпуса НЧ блока АС расположены специальные клеммы, позволяющие подключать к АС подводящие провода.

Большой чёрный Амфитон-А1-01

УМЗЧ Амфитон-А1-01. Обзор из разряда «разломано руками». Рассчитано на увлечённых радиолюбителей. Интересных фото мало, а занудства много. 1.

Волею судьбы, а по другому и быть не может, 5 декабря 2022 попал ко мне в руки большой чёрный грязный усилитель Амфитон-А1-01. Тайна его похождений, естественно, неизвестна. Более-менее полная информация об этом усилителе есть на странице. Основные технические характеристики от производителя: Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20000 Гц Неравномерность АЧХ в диапазоне 20-20000 Гц: ±1,5 дБ Сопротивления подключаемых АС: 4 Ом Номинальная мощность: 20 Вт на 4 Ом Коэффициент нелинейных искажений: 0,3% Коэффициент гармоник в диапазоне 40-12500 Гц: 0,3% Коэффициент общих интермодуляционных искажений: 0,6%

Усилитель достался мне в нерабочем состоянии:


Снял верхнюю крышку: все узлы на месте; проводов, порезанных кусачками, не видно. Любопытство взяло верх: воткнул усь в розетку и нажал капу кнопку включения: трансформатор натужно загудел, и со стороны выходных усилителей пошёл дымок. Выдернул шнур из розетки и приступил разборке.

2.

К чему вся эта возня с нерабочим усилителем: — хобби — получить донор корпус+радиаторы для постройки усилителя JLH 1969 — оживить каналы выходного (оконечного) усилителя мощности, сделать интересующие замеры, послушать немного и… разобрать — написать обзор на Mysku

Следует пояснить, почему не ставилась задача восстановить усилитель. Конструктив усилителя ну очень неудобный: чтобы извлечь из корпуса радиаторы с закрепленными на них платами каналов, пришлось разобрать половину усилителя (чтобы добраться к некоторым винтиками крепления), отпаять входные цепи и откусить бокорезами все остальные провода, подходящие к платам. Зачем всё резать? Да потому, что иначе восстановить каналы не получится: к платам УМ, установленным в корпусе, невозможно подлезть ни щупами, ни паяльником.

Во вторых, восстанавливать-проверять все остальные узлы усилителя нет ни желания, ни времени. Плюс ко всему, никакого интереса они не представляют: регулировки тембров и баланса в домашнем сетапе отсутствуют как класс.

Примечание: в сетапе коммутация и регулирование громкости обеспечивается устройством на базе специализированной микросхемы TI PGA2311


PGA2311 прячется в безымянном устройстве:

3.

Восстановление каналов УМ. Схема:


Напряжение питания, согласно реальным замерам, +-30 В.

Вот они платы оконечного УМ после извлечения из корпуса:


Сгоревшие эмиттерные резисторы:


И конденсаторы, на которых виден год изготовления «1983». На шильдике усилителя — 1984.

Список деталей, которые были заменены: — электролитические конденсаторы C2 и C6 — мощные транзисторы (на КТ818ГМ и КТ819ГМ) — эмиттерные резисторы R32 и R33

Удалены элементы: — R3 и R8 (балансировка нуля, об этом ниже); — VD9, VD10, R26, R27 (т.е. упразднил защиту по току, всё равно не спасла каналы от выгорания).

Остальные полупроводники и некоторые почерневшие резисторы, на удивление, были исправны.

4.

Блок питания усилителя Амфитон-А1-01. Качество сборки трансформатора никакое.


Плюс ссылка на видео. Жужжит не очень громко и даже работает. Для эксперимента сгодится.

А вот это уродство (диодный мост из четырёх диодов КД202 на плате защиты) питало весь усилитель:


Было вырезано бокорезами и выброшено в пропасть.

Для питания тестового стенда собрал на проводах мост BR610 и пара конденсаторов 10000 мкФ*63В:

5.

Патологии, обнаруженные в схеме. Ляп №1. Балансировка нуля на выходе УМ обеспечивается элементами R3, R4, R5, R6, R8, C8. Работает эта балансировка коряво: то ли электролит C8 начал протекать, то ли плохой контакт подстроечного резистора R6, но по выходу каждого канала наблюдалась странная болтанка. Поэтому и в этой схеме Амфитон-А1-01, и в схеме Амфитон-У-101М эти элементы были удалены. Без них на выходе каналов УМ получилось в пределах 30 мВ без болтанки. Имхо, нормально.

По нормальному, ставится интегратор (операционный усилитель), и на выходе сразу имеем смещение в пределах единиц милливольт. Дёшево и надёжно.

Ляп №2. Источник тока (ИСТ) на транзисторе VT8. Реальное значение тока ИСТ -около 6 мА (падение напряжения 0,75В на R19=120 Ом). При питании схемы +-30 В мощность на коллекторе VT8 0,19 Вт

! Для корпуса TO-92 (в СССР данный тип корпуса носил обозначение КТ-26) мощность 0,2 Вт — явный перегиб. Типичное значение теплового сопротивления переход-окружающая среда для корпуса TO-92 составляет 200 К/Вт. Температура перехода Т = 40°C + 0,2Вт * 200К/Вт = 80 ( °C) +40°C — это температура в закрытом корпуса усилителя при условии, что +30°C в квартире.
А что удивляться?
В наших краях за бортом в тени бывает почти +42°C


А в квартире при работающем кондиционере +28..30 °C.

До предельной температуры перехода 125 °C не дотянули. В обычных бытовых условиях платы покрываются слоем пыли или шерстью домашних любимцев. Плюс закрытый корпус и отсутствие принудительного обдува. После чего тепловые режимы внутри корпуса изменяются самым непредсказуемым образом. А если заботливый пользователь накроет усилитель красивой узорной тряпочкой (чтобы пыль вовнутрь не попала) или других компонентов сверху нагромоздит, то… Бесспорно, серийные усилители работали, но в других аналогичных схемах в ИСТ с тепловыделением >0,15 Вт разработчики ставили транзисторы помощнее (КТ815, КТ817).

Реальная история с моей работы.

Главный инженер НПП, в котором я работал в 90-х, имел привычку в начале каждого рабочего дня выполнять обход лабораторий, позадавать вопросы разработчикам, выдать указания и т.д. На моём рабочем столе стоял рабочип прототип 4-канального пневмо-электропреобразователя (0-100 кПа -> 4-20 мА). В ИСТ стояли обычные КТ817Г, просто запаянные в плату, т.е. без всяких радиаторов. Мощность на каждом КТ817Г — 0,25 Вт. Если потрогать их пальцами, они были ощутимо горяченькие.

Что и сделал главный инженер: потрогал. (Часть текста удалена цензурой.) После чего мне вставили клизму выдали ЦУ немедленно установить транзисторы в корпусе ТО-220, т.к. на плате попросту не было места, чтобы добавить радиаторы. Да и первая партия плат для приборов лежала уже готовая на складе.

После этого случая долго хихикали о том, как главный инженер получил «ожог» от четверти ватта. )))

Для чистоты эксперимента я оставил ИСТ без изменений. Естественно, в схеме Амфитон-У-101М эта ошибка исправлена. )

Ляп №3. Отсутствие предохранителей в цепях питания оконечных усилителей. При пробивании выходных транзисторов ток (от линии +30В на линию -30В) идёт почти без ограничений. К чему это приводит, смотрите на фото выше. Сэкономили на предохранителях. (

Ляп №4. Почему защита по току (VT10 и VT11 с обвязкой) не спасла схему от выгорания. Да всё просто. Из-за того, что «оптимизаторы» подняли напряжение питания каналов с +-22,5В до +-30В и вместо КТ818-819 в корпусах ТО-3 поставили «облегчённый вариант» в корпусах ТО-220, транзисторы попросту получили тепловой пробой. Смотрим справочник:


Считаем: пиковая мощность на коллекторе при комплексной нагрузке 3 Ом Pк = 0,5 * ( 30*30 / 3 Ом ) = 150 Вт Всё, транзисторам крышка.

Ляп №5. Конденсаторы по питанию оконечный УМ. Тут экономия во всей красе. По паре электролитов 2200 мкФ*63 на каждой плате УМ. Т.е. суммарно 4400 мкФ по плюсовой полярности и 4400 мкФ по минусовой. Без комментариев.

6.

Дальше всё обычно. Фото с рабочего места:


Слева можно заметить корпус ламповой защиты.

Тестовый стенд с установленными двумя каналами:

7.

Замеры и прослушивание. Выход УМ (перереходный процесс при включении):


Приемлемо.

Коэффициент гармоник (ЛК) без нагрузки:


С нагрузкой 4 Ом:

Коэффициент гармоник (ПК) без нагрузки: С нагрузкой 4 Ом:


Почему получился четырёхкратный разброс по Кг между каналами, честно скажу, не знаю. УМ честно уложился в заявленные производителем 0,3 %.

Скорость нарастания выходного напряжения без нагрузки:


С нагрузкой 4 Ом:


В обоих случаях 5 В/мкс, что и было определено в программе моделирования для усилителя Амфитон-У-101 (те же 5 В/мкс):

Теперь, чтобы послушать восстановленные каналы УМ, всего два пути: 1) снова запихнуть их в корпус, подпаивая проводники и нецензурно ругаясь; 2) оставить восстановленные каналы УМ на тестовом стенде и в таком виде послушать.

Как человек разумный ленивый, выбрал вариант №2. ))

Этажерка (снизу — нижняя часть корпуса усилителя с блоком питания, сверху — тестовый стенд) была перемещена поближе к сетапу и установлена на две табуретки.

Прослушивание состоялось 7.12.2020 при минимальном количестве «слухачей» (всего двое). Субъективно усилитель Амфитон-А1-01 — самый обычный УМЗЧ, равно как его заводские собратья Амфитон-У-101 и Амфитон-У-002. Думаю, всему виной частотная коррекция, выполненная с запасом. Поэтому и скорость нарастания всего 5 В/мкс. В области НЧ ситуация улучшилась (всё-таки пара новеньких 10000 мкФ в БП).

8.

Площадь радиаторов в УМЗЧ Амфитон-У-101 и Амфитон-А1-01. Есть мнение, что в интернете есть всё. Не верьте этому. © Потребовалось мне как-то найти данные по радиаторам усилителя Одиссей-010: не нашёл. Фото радиаторов из УМЗЧ Амфитон-А1-01:


Характеристики: — размеры 270*80*25 мм — высота рёбер 18 мм — толщина основания 7 мм — полная площадь 1160 кв. см

Формулы для расчёта площади радиатора:

9.

Выводы: УМЗЧ Амфитон-А1-01 — типичный продукт электронной промышленности бывшего СССР. Соответствует заявленным характеристикам.
По звуку — ничего выдающегося.
За 15-20уе получаем набор запчастей для опытного радиолюбителя: корпус, радиаторы, печатные платы, что-то из радиодеталей. И трансформатор, с гулом которого можно повоевать.

Чтобы получить бОлее интересный звук, не достаточно в старом усилителе просто поменять электролиты на новые. Потребуется или полностью перелопатить схему, или вообще заменить УМ на другой, по звучанию которого есть достоверная информация.

О чужих мнениях.

Пиар TDA7294 начался, когда интернет ещё не пришёл в наши дома. Отзывы об этой микросхеме — только положительные. Начитавшись хвалебных отзывов, мой коллега, в компании которого было прослушивание Амфитона-А1-01, слентяйничал и собрал усилитель на TDA7294. Мечта для лентяев: ПП 5*5см, микросхема и щепотка обвязки. Свежесобранный усилителем слушали вдвоём. По результатам совместного прослушивания микросхема TDA7294 была признана уг была раз и навсегда занесена в чёрный список. А история для нас двоих стала показательной. Так что будьте осторожны, прислушиваясь к чужому мнению.

Не врут только измерительные приборы.

Всем удачных экспериментов и запусков усилителей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]