ЦАП/усилители AudioQuest DragonFly Red, Black и Cobalt

Компания Audioquest в первую очередь известна как производитель кабелей для использования в аудио, как дорогих, так и не очень. Немного меньшую (хотя и все равно большую) популярность получила их линейка решений для персонального аудио. Если наушники NightHawk обошли меня стороной (к сожалению), то вот с обновлённой версией ЦАПов DragonFly удалось познакомиться поближе.

Что же представляют из себя «стрекозы» (именно так переводится название DragonFly)? Очень маленькое, компактное устройство размером с типичную флешку (только чуть тяжелее), с одной стороны USB-коннектор, с другой — выход на наушники. На верхней панели — логотип в виде стрекозы, выступающий попутно индикатором (с помощью разных оттенков показывает разрешение поступающего сигнала), на этом все. Простота и минимализм. Никаких органов управления (все управляется с источника), никаких дополнительных возможностей вроде оптического выхода. Задача устройства очень проста: включаем и слушаем музыку.

Именно AQ первыми популяризовали подобный формат, породив потом множество последователей, превзошедших родителя в качестве звука, поэтому настала пора обновить модель, сделав качественный шаг вперёд.

Для этого, в компании выпустили сразу две модели, получившие разные цвета в качестве кодовых имён. DragonFly Black является продолжателем линейки «классических» моделей, об этом свидетельствует и полученный им индекс 1.5 (предыдущая стрекоза имела версию 1.2), вместо Sabre 9023 теперь используется 9010 и аналоговый регулятор громкости (управляемый, впрочем, с компьютера). Максимальное выходное напряжение «чёрного» ЦАПа составляет 1.2 вольта, ценник находится на отметке около 100 долларов. DragonFly Red, в свою очередь, это попытка сделать новое устройство, более высокого уровня, меньше опираясь на предыдущие наработки. В красной стрекозе используется Sabre 9016, регулировка громкости — цифровая, осуществляется самим ЦАПом. Так же радует Red и подросшей мощностью, выходное напряжение составляет примерно 2.1 вольта. Разумеется, подросла и цена, она составляет около 200 долларов. Есть ещё небольшая разница в дизайне, но про неё ниже.

В остальном устройства схожи, оба поддерживают подключение к iOS с помощью переходника от Apple и к Android, оба питаются непосредственно от порта, оба имеют околонулевое выходное сопротивление. Обе модели поддерживают разрешение до 96 кГц/24 бит.

Упаковка и комплект поставки

Коробка в целом достаточно простая: плоская, из чёрного картона со стильной полиграфией. На одной из сторон расположен откидывающийся клапан, там перечислены характеристики модели. Так как DragonFly локализованы для рынков бывшего СССР, там присутствует и русский язык. В коробке находится стандартный пластиковый лоток, в котором зафиксированы само устройство и чехольчик для него из кожзаменителя. Так же в комплект входят разные бумажки, помимо инструкции и гарантийника вы получите промо-код для магазина HDTracks и код на 60 дней бесплатного использования очень хорошей, но очень дорогой программы Roon.

Дизайн и управление

Несмотря на схожую форму, ЦАПы используют разные материалы во внешнем оформлении. Более дешёвый Black сделан из пластика с софт-тач эффектом, для Red придумали стильное покрытие, напоминающее то ли автомобильную эмаль, то ли перламутровую помаду. Впрочем, смотрятся оба очень хорошо. Примечательно, что эти два ЦАПа чуть массивней, чем кажется по их размерам, что выдаёт использование в конструкции металла. Качество сборки очень хорошее, даже в мелочах типа тугой фиксации колпачков, закрывающих коннекторы.

Интерфейсно оба устройства максимально просты, тут даже нечего особо описывать: подключаем к источнику звука, включаем наушники, если надо выбираем ЦАП в настройках ОС и наслаждаемся. В инструкции, кстати, подробно описаны шаги для подключения почти ко всем источникам.

В качестве дополнительных опций Audioquest предлагают устройство фильтрации USB-питания Jitterbug и небольшие переходники удлинители Dragontail (есть в версии для ПК и Android). Последний, кстати, вполне не помешает, так как ЦАП, торчащий из USB-порта ноутбука при неосторожном обращении может стать источником поломки.

Забавно то, что, несмотря на большее выходное напряжение, Red по замерам пользователей интернета потребляет от хоста немного меньше напряжения, что позволяет ему чуть экономней расходовать заряд аккумулятора хоста при мобильном использовании. Замена USB-ресивера с TI на Microchip позволила снизить потребление с 55-75 мА/ч (модель 1.2) до ~25 мА/ч в новых моделях.

DAC Audio: как DragonFly Black, только в 9 раз дешевле

Сегодня у нас на обзоре то, что вы так давно просили. Это просто шикарная замена встроенной звуковой карте, аналог практически неизвестного широким массам ЦАПа DragonFly Black, но с ценником в 9 раз меньше. То есть, еще один вариант крутого звука за копейки.

Характеристики
  • ЦАП: ESS ES9018K2M
  • USB: SA9023A
  • Усилитель: TPA6133A2
  • Выходная мощность: 2 x 138 мВт @ 16 Ом
  • Разрешение звука: до 96 кГц/24 бита, поддержка DSD не заявлена
  • Диапазон частот: 20 Гц – 40 кГц
  • Питание: 5 вольт 0.02 ампер
  • Входы: USB
  • Выходы: 3.5 мм jack
  • Размеры: 60 х 17 х 7 мм
  • Вес: 6 г
  • ОС: Windows, MAC OS, Android, iOS

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА DAC Audio

Видеоверсия обзора
Распаковка и комплектация

Пришел ЦАП в прозрачном пластиковом кейсе. Комплектации не было никакой, хотя на сегодняшний день такая экологичность даже приветствуется. Ну а сам кейс потом можно использовать для амбушюр или любой другой мелочевки.

Дизайн/Эргономика

Корпус ЦАПа выполнен из металла. Внешне и по габаритам он напоминает классическую USB флешку.

Так что же это, ЦАП или звуковая карта? Данный вопрос очень часто встречается, поэтому я поясню. Первое отличается от второго лишь поддержкой микрофона. Тут он, увы, не предусмотрен, а значит это именно ЦАП. Более того, девайс вообще никак не реагирует на извлечение наушников. А это уже говорит нам о стационарном типе использования.

Хотя полноценный USB итак на это слишком жирно намекает.

Но подключить к мобиле его тоже можно, через соответствующий переходник. Выглядит это конечно просто жутко, но работает.

Причем работает полноценно, то есть и с плеерами с прямым доступом типа HiBy, Onkio, и всеми остальными приложениями без исключений.

Своего питания у устройства нет, но кушает аппарат очень умерено: 5 вольт 0.02 ампера. Для ПК это конечно совсем неважно, а вот в случае подключения к портативным устройствам может пригодится.

Из недостатков могу отметить 2 очевидным пункта: колпачок, который обязательно потеряется и постоянно горящий синий светодиод, который при подключении к ПК смотрит вниз. Да, это решает проблему раздражающего фактора, но кому он там светит? Кабелю? Впрочем, при работе девайс не греется, а это уже позитив.

Для работы ЦАПа с ПК никакие драйверы установить не нужно, при этом работает система с качеством до 24 бита 96 кГц, то есть фактически присутствует поддержка Hi-Res. ASIO драйверов я не нашел, хотя может плохо искал. Возможно и есть что-то от BRAVO, как для старшей версии USB чипа.

По работе замечу, что включается он в USB одним концом, а с другого подключайте наушники или 3.5 мм штекер ваших любимых колонок.

Вообще конечно колонки не желательно, но ничего страшного точно не будет. По крайней мере не на акустике с 3.5 мм. джеком.

В комментариях постоянно вижу, что люди гадают о совместимости с теми или иными смартфонами. По своему опыту скажу, все USB ЦАПы отлично работали во всеми имеющимися у меня смартфонами от Samsung, Xiaomi, Lenovo и LG. Думаю, будут работать и все остальные, просто загляните в настройки настройки разработчика и параметров USB вашего телефона.

Замеры

По замерам DAC Audio столь же спорное решение, как и куда более дорогой DragonFly Black.

Ну разве что по АЧХ стрекоза выглядит чуть лучше, а все возможные искажения — имеют довольно средние на текущий день показатели.

Лицом к лицу сравнить, к сожалению, не могу, основываюсь на графиках иностранных блоггеров.

Мои же измерения под небольшой нагрузкой вы, конечно же, можете изучить лично. Ничего кошмарного в них нет, но и идеальными я бы их не назвал.

Железо

По железу мы имеем достойный ЦАП от ESS: ES9018K2M. Впрочем, данный чип в подобных устройствах далеко не редкость. За USB отвечает SA9023A. Тут уже решение спорное, можно было поставить вариант и посвежее. Тогда бы и вопрос с ASIO был бы автоматически решен.

А вот усилитель для наушников реально годный — TPA6133A2. Только представьте, 276 мВт на 16 Ом нагрузки. Не хило, правда. Ровно такой же усилитель стоит и в стрекозе. Фонового шума в паузах здесь нет. Усилок весьма громкий, слушать его можно лишь на 30-50%, выше громкость я ни разу не поднимал.

Звук

В звуке DAC Audio в первую очередь выделяются полновесные сочные верхние частоты. При прямом сравнении с CharmTek TPR22 (он же Dosmix) именно этот диапазон разительно отличает устройства. Причем, лично мне больше нравится подход DAC Audio, чем округлости на ВЧ у CharmTek. Это придает дополнительной яркости, драйва и лоска в звучание струнных и большинства духовых инструментов. И это если не говорить о всяких тарелочках, трещоточках и прочей перкуссии. Однако есть небольшой нюанс по сравнению с TPR22 — эффект псевдо маскирования середины. Там где в Dosmix наше внимание целиком цепляется за центр фонограммы, на DAC Audio оно немного смещается на ее верхнюю часть. Отсюда и получаются вкусовые предпочтения, кому-то нравится одно, кому-то другое.

Относительно подачи аппарат естественен и гармоничен, без дополнительного окраса средних частот или акцента на низах. Сцена строится корректно, инструменты живые, яркие, с отличным разделением и проработкой тембров. По детализации здесь тоже порядок. Наушники можно брать абсолютно любые. Пробовал жир и мясо чистой динамики, звук при этом становится более густым и насыщенным. Сухие и аналитичные гибриды также меня не оставили равнодушным. Тело звука и в этом случае прослеживается, что заметно выделяет девайс на фоне неестественно тонких свистков, например, от FiiO.

Низкие частоты имеют внушительную глубину и динамику. Хотя по графику АЧХ видно, что этот диапазон в самом низу чуть прижали, однако на слух это распознать можно лишь в очень редких композициях и далеко не на любой акустике.

Средние частоты, благодаря добротным низам и полноценным верхам, обладают хорошей массой и гармонично разворачиваются в спектре. Это конечно не топовый звук, не стоит себе фантазировать, но вполне неплохой. Думаю, герой обзора легко перешагнет аппараты бюджетного сегмента и своими возможностями упрется где-то в нижнюю часть среднего. А это где-то от 150 до 300 американских президентов.

Выводы

Итогом, DAC Audio имеет просто потрясающее звучание для своих 20 долларов. Нацелен свисток уже не на смартфоны, хотя и с ними может работать. По замерам конечно довольно скромно, однако по начинке, мощности и звуку девайс показывает класс и не уступает более дорогому DragonFly Black. Тем кто ищет мобильный звук для ПК или замену встроенной звуковой карте — обязательно рекомендую к ознакомлению. Еще один реально годный вариант недорогого, но весьма качественного звука.

УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА DAC Audio

Звук

Для прослушивания устройства использовалось следующее оборудование — MacBook Pro Retina Late 2013 и iPhone 6 Plus в роли источников — Audirvana Plus в роли плеера — Наушники ZMF Omni,Oppo PM-3,Titan 3 и Titan 5, Lear LHF-AE1d, Ambient Acoustics AM10, VE Monk и Asura v2, HiFiMan HE-400S, Dita Brass — Записи в формате lossless.

Для начала, сделаю небольшое отступление в прошлое и констатирую, что звук предыдущей модели DragonFly 1.2 мне не понравился, причём даже безотносительно цены. В Audioquest решили видимо придать его звучанию больше лёгкости и сделали акцент на ВСЧ, который разваливал восприятие звука этого устройства на осколки. К счастью, в новых модификациях производитель решил не играть больше в эти игры, и звук обеих новинок лишён ярко выраженных акцентов.

Пойдём разбираться со звуком моделей по старшинству, начав, естественно с младше-чёрной.

В целом, Black звучит практически нейтрально и для своей цены — весьма хорошо. Нет явных перекосов, нет излишней резкости, разрешение и микродетальность — на достойном для ценовой категории уровне. Особо расписывать тут нечего, поскольку почти по всем пунктам можно писать «хорошо». Выдающимися показателями младшая стрекоза не балует, но и «задних не пасёт». Из недостатков (не критичных для цены) можно отметить некоторую смазанность НЧ и их склонность немного забивать собой среднечастотный диапазон в богатых «низами» мелодиях. Так же эта модель слегка скучно прорабатывает ВЧ. Они, конечно, не плохие, но разделения им явно не хватает.

В Red версии Audioquest решили пойти другим путём и сделали данной модели совсем другую подачу, не похожую на предыдущие решения. Красная модификация обладает эффектным, вовлекающим звуком с лёгким оттенком теплоты. По сравнению с чёрным ЦАПом, звучание Red более массивное, ноты более весомы и благодаря этому вся мелодия звучит реалистичней. Бас лучше контролируется и не налезает на СЧ диапазон, несмотря на массивность он достаточно быстрый и текстурный (хотя и не рекордно). Средние частоты показывают приятную слитность, обеспечивая хорошую передачу эмоций и целостность музыкального полотна. ВЧ немного не хватает разрешения, но для цены этого устройства это не критично.

Немного сравнений с другими устройствами. Я намеренно не стал писать сравнения с плеерами, так как у устройств разные сценарии применения и выбор будет осуществляться исходя из сценариев использования.

DragonFly Black против Encore mDSD Dragonfly немного лучше по разрешению, но mDSD лучше по общему восприятию, по достоверности и общей музыкальности он ближе к красной версии ЦАПа, а кроме того, предлагает поддержку DSD и более высоких разрешений, хотя целесообразность этого в портативе достаточно сомнительна. На стороне DragonFly — меньший размер и лучшее энергопотребление.

DragonFly Black против Fiio Q1 Если убрать за скобки разницу форм-факторов, а сравнивать чисто звук, то Fiio обладает более медленной подачей с акцентом на низкие частоты, что с одной стороны порадует любителей баса, с другой стороны — любители воздушности будут разочарованы. Разрешение и микродетальность лучше у Audioquest, но у Fiio лучше дела с тугими наушниками (не удивительно с учётом размера Q1).

DragonFly Red против Centrance DACPort HD и Slim По звуку DACPort HD ощутимо лучше DragonFly, на его стороне натуральность, мощность и вообще, он на пол-шага впереди по всем параметрам, но при этом DACPort HD слегка крупнее и не работает с мобильными устройствами. Если же сравнивать с версией Slim, стоящей сравнимо с Black, разница по звуку становится немного меньше (хотя все равно заметна). Red порадует любителей слитной подачи, а DACPort Slim лучше в проработке воображаемой сцены, да и по скорости будет немного впереди.

ЦАП/усилители AudioQuest DragonFly Red, Black и Cobalt

Даже не верится, что таким «аудиофлешкам», вмещающим в себя цифроаналоговый конвертор и бустер для наушников, скоро исполнится уже 10 лет. Но тема по-прежнему актуальна, что и мотивирует компанию AudioQuest выпускать новые модели DragonFly. Так что у нас есть повод для обзора всей цветовой палитры девайсов, помеченных фигуркой стрекозы.

Вряд ли кто-то мог предположить, что идею объединения в одном корпусе USB-DAC с качественным телефонным усилителем изящнее всех реализует не какая-то компания, выпускающая наушники или электронные компоненты, а один из самых известных американских производителей аудиокабелей.

Тогда с подобной идеей носились все. Одни делали эти устройства в традициях «хай-файной» школы – в виде стационарного ЦАП/усилителя, наделяя компонент селектором входов и разными выходами, регулятором громкости, различными режимами, дисплеем и т.д. Более предприимчивые старались сделать все тоже самое, но в компактном формате для мобильного использования и с автономным питанием. А самые прогрессивные отказывались даже от батарейной секции – к тому моменту появились DAC и усилительные чипы с малым энергопотреблением, для работы которых за глаза хватало и токов от штатной пятивольтовой шины USB.

И если сейчас задаться целью найти самый доступный и качественно исполненный микроЦАП с хорошими параметрами, то альтернатив DragonFly будет немного.

Но в AudioQuest вообще решили отсечь все, без чего можно было обойтись, и сделали свой ЦАП/усилитель в формате флешки, но по подобию адаптера: со стороны USB сигнал вошел, со стороны гнезда под «джек» – вышел. Все! А чтобы было понятно, какого типа сигнал проходит по тракту, сделали фирменный значок стрекозы функциональным – меняющим цвет в зависимости от разрядности конвертируемых аудиоданных. Ну разве не гениально?

Своими «дрэгонфлаями» AudioQuest, конечно, не взорвала рынок техники Head-Fi, но действительно сделала возможным высококлассное воспроизведение музыки через аудиофильские наушники с ноутбуков, компьютеров или смартфонов без каких-либо дорогих или громоздких промежуточных компонентов.

Естественно, начинание было подхвачено и другими компаниями, но AudioQuest ответила на это такой ценовой политикой, что фактически смела конкурентов. И если сейчас задаться целью найти самый доступный и качественно исполненный микроЦАП с хорошими параметрами, то альтернатив DragonFly будет немного. Существенно дешевле лишь какие-нибудь ЦАПы-«хвостики» с Aliexpress, сделанные в виде кабельных переходников для подключения наушников к смартфонам. Но это товар из другой категории.

Оригинальные DragonFly – штуки универсальные: в компьютер или ноутбук включаются напрямую, к планшетам или смартфонам – через переходники, которые есть в широкой продаже. Существуют, кстати, и фирменные – в ассортименте AudioQuest эти адаптеры помещены в раздел DragonTail Extender. А еще компания предлагает использовать и отдельный фильтр-адаптер JitterBug для очистки данных от помех.

Немного об эволюции

Едва ли не главным плюсом всего семейства DragonFly стало то, что производитель не перестает развивать эти устройства как на программном уровне, постоянно улучшая функционал обновляемых прошивок, так и на аппаратном.

Например, прототипы делались на распространенных тогда и подходящих по всем параметрам конверторах от Wolfson, но со слов главы AudioQuest Уильяма Е. Лоу, нужного качества добиться не получалось, поэтому волевым решением за основу был выбран более дорогой чип от ESS.

У первой серийной модели, к разработке которой компания привлекла Гордона Рэнкина – опытного инженера из Wavelength Audio, на входе уже применялся USB-контроллер Texas Instruments TAS1020, поддерживающий Steamlength – особый асинхронный протокол работы USB с перетактовкой для уменьшения джиттера. Выходная часть – специализированный усилительный чип от Burr Brown.

Но не прошло и двух лет, как в AudioQuest делают второе поколение DragonFly, в котором «обвязка» полностью меняется.

Но не прошло и двух лет, как в AudioQuest делают второе поколение DragonFly V.1.2, в котором «обвязка» полностью меняется. Эта модификация звучала так же хорошо, как и первая, но стоила дешевле (если смотреть на американский прайс в долларах).

Рассматриваемый здесь DragonFly Black, который так похож на первую версию (добавилась только позолота на штеккере USB), начали производить в 2016-м. Но по факту это очередная кардинальная переработка до версии V.1.5: конвертор – снова от ESS (но уже 32-битовый Sabre ES9010), однако USB-вход обслуживается экономичным PIC32MX270 от Microchip, а на выходе стоит новый высокоэффективный усилитель на микросхеме TPA6130 от TI. Преимущество этой модели состоит не только в меньшем энергопотреблении (что позволяет использовать ее со смартфонами), но также в поддержке декодирования MQA.

Параллельно с Black компания выпустила и модель DragonFly Red, которую можно было использовать со стационарной техникой – уровень сигнала на телефонном выходе у нее поднят с 1,2 В до стандартных для линейных соединений 2,1 В. При этом красная модель получила не только более продвинутый выходной усилитель, но также и ЦАП классом выше (ES 9016) и цифровой 64-битовый аттенюатор, не огрубляющий сигнал.

Самый свежий итог селекции «стреокоз» – модель Cobalt. Она также отличается усилителем с повышенным напряжением. По сравнению с Black и Red изменилась форма корпуса и цветовая индикация проходящего цифрового потока (88,2 и 96 кГц отображается не оранжевым и пурпурным, а желтым и светло-синим). Но есть и принципиальные отличия. На входе – самый передовой USB-контроллер PIC32MX274 (ток потребляет меньше прежнего, но на 33% быстрее). Заменена и главная составляющая – преобразователем теперь служит топовый ES9038Q2M. Третье новшество – появление в комплекте фирменного переходника DragonTail с USB-C (папа) на USB Type-A (мама). Такая щедрость, очевидно, вызвана тем, что компания Apple во всех выпускаемых ноутбуках окончательно отказалась от привычных прямоугольных портов USB. Но это приятный бонус и для обладателей смартфонов с терминалом USB-C.

Все модели DragonFly работают с Hi-Res Audio до 24 бит/96 кГц (более высокие потоки даунсемплируются). В коробке к каждому ЦАПу вы найдете промокоды для подключения к популярным стриминговым сетям, поставляющих контент в высоком разрешении, так что сможете полнее ощутить все получаемые преимущества в качестве звучания.

Велика ли разница на слух?

В сети полно обзоров и пользовательских отзывов на DragonFly, большинство которых дают позитивные оценки всем трем моделям. Но «градус восторга» сильно варьируется от оборудования и программных проигрывателей, которое служили источником в тестах и сравнениях. Вот почему свое маленькое исследование я начал именно с этой стороны.

Едва ли не у всех компьютеров, планшетов и смартфонов есть три звена, где оригинальный сигнал может быть испорчен: встроенный системный аудиомикшер, сам ЦАП и телефонный усилитель. На самом деле критических точек больше, но эти – самые вредные. Микшер может огрубить разрядность потока до нескольких бит, встроенный в аудиокарту преобразователь наверняка будет значительно уступать по параметрам любому нормальному, да и выход на наушники может обслуживаться копеечной микросхемой.

Получаем конфетку: мощный, комфортный, в меру проработанный и совершенно не утомляющий саунд!

Во всех случаях, когда на стороне источника все плохо с последними двумя звеньями, любой DragonFly даст колоссальный прирост качества – надо лишь позаботиться о том, чтобы в настройках проигрывателя поток на USB-ЦАП выдавался без пересемплирования и каких-то программно наложенных эффектов. И далее это полностью подтвердилось.

Берем какой-либо недорогой Android-смартфон уже не свежего поколения, который вообще никогда не звучал хорошо со своего телефонного выхода даже с наилучшим программным плеером, подключаем к нему самый доступный DragonFly Black и получаем конфетку: мощный, комфортный, в меру проработанный и совершенно не утомляющий саунд! Кстати, я бы не сказал, что «стрекоза» как-то сильно нагружает аккумулятор смартфона – если в нем стоит батарея емкостью в 4000 — 5000 мАч, то процесс разряда по моим наблюдениям ускоряется точно не в разы, а лишь на какие-то проценты (в сравнении с таким же непрерывным прослушиванием без DragonFly).

Когда источником служит смартфон почти флагманского уровня, сделанный на современных чипсетах и с Android не ниже 10ой версии, то разница между штатным и «дрэгонфлеевским» выходом становится менее заметна – даже с продвинутой моделью Red, которая от Black отличается более динамичным и отточенным почерком.

Отдельного рассмотрения заслуживает пара с Vivo X50 Pro. В этом смартфоне стандартный аудиотракт дополнен встроенным ЦАП/усилителем от Asahi Kasei. И вот он единственный, который выдал нейтральное, живое и богатое звучание и без помощи DragonFly. Его смог «переиграть» только старший Cobalt и только на тех программах, где не было мощного сложного баса (он даже у этой модели ЦАПа получался чуть дрябловатым). Но здесь я грешу не на AudioQuest, а на сам источник. Не исключено, что ЦАП от смартфона Vivo просто недополучал питание.

И это предположение получило подтверждение от MacBook Air, с которым Cobalt куда лучше раскрыл структуру и динамику по басу. Для такого источника я также могу порекомендовать и Red. А вот Black для источников Apple уже выглядит не настолько хорошим. Как и в сочетании с высокочувствительными наушниками – он настораживает повышенным уровнем шумов и недостаточно чистыми ВЧ даже в сравнении со штатным телефонным выходом.

С «айфонами» вообще все просто – заметный прирост в чистоте и информативности воспроизведения вы получите только используя какое-либо платное аудиофильское приложение, которое позволит выводить звук на ЦАП в Hi-Res. Аппаратная же часть у этих девайсов, похоже, настолько хороша, что ниже DragonFly Cobalt что-то подключать смысла нет.

Обратите внимание, что я везде говорил именно о качестве, а не о количественных показателях. У всех DragonFly, в том числе и у Black, запас по выходной мощности так велик, что они легко ладят и с высокоомными наушниками, которые не предназначены для портатива. Так что если в вашей связке смартфон-наушники на первом месте стоит вопрос о недостаточной громкости, то любая «стрекоза» эту проблему решит запросто.

Чисто конкретно

В завершение – блиц-прогон всех DragonFly на одном источнике (MacBook Air) с разными моделями наушников.

Такие стандартные «затычки», как Focal Spark, с любой «стрекозой» просто преображаются – уходит гулкость в басе, подстегивается чуть проваленная динамика по ВЧ, появляется много воздуха. Удивительно, но самые простые наушники вдруг начинают звучать как дорогие классные IEM.

Второй «стандарт» в лице накладных и условно закрытых Audio-Technica ATH-MSR7B порадовал, в сущности, тем же самым: появилась четкая фактура в басах, ВЧ стали звучать более естественно. С Red также ослабились сухие оттенки на высоких, а с Cobalt ушла и некоторая подкраска на средних.

Поразительно, но все «стрекозы» вполне справляются и с низко чувствительными магнито-планарами. Динамика — более чем!

Аудиофильские закрытые Denon AH-D9200 нормально раскрылись только с Cobalt. С другими «стрекозами» прогресс был не столько в качестве, сколько в напористости звучания, но с старшей моделью ЦАП стали слышны мельчайшие нюансы в самих записях и тонкие технические отличия в форматах. Пространство в треках MQA, например, казалось куда более детально прорисованным в сравнении с теми же записями обычного CD-качества.

Сочетание с экстремально чувствительными арматурными IEM Campfire Audio Andromeda тоже капризное. Вариант с Black дает мощнейшую плотность баса и простреливающую мозг динамику – такая просто опасна для слуха. А снижение громкости до минимальных значений выявляет другую проблему – заметные шумы. С Red получаешь такую же силовую подачу, но она более пластичная, образы телеснее, а шумы менее заметны. Более-менее сбалансированный звук получается лишь с Cobalt. Шумовой фон практически незаметен и детализация какая-то сумасшедшая, очень много воздуха…

Посмотрим на другую крайность – возьмем «тяжелые» 110-омные Audeze LCD-3. Поразительно, но все «стрекозы» вполне справляются и с низко чувствительными магнито-планарами. Динамика — более чем! Но микродинамическая картинка не такая богатая. Даже Cobalt не может «вбить» в эти наушники все те детали, которые легко даются крутым музыкальным источникам и стационарным усилителям для наушников.

Последняя проба – Meze Empyrian. Тоже магнитопланары, но гибридные, с ортодинамической секцией, и чуть «полегче» американских. В принципе, их уже кое-как «вытягивают» даже некоторые смартфоны. Но с DragonFly Cobalt эти наушники зазвучали так, будто им дали сигнал от очень серьезной системы – тактично, собранно, удивляя не столько сверхдетальностью, сколько естественной чистотой и органичностью всех воспроизводимых звуков. Супер!

Такой результат опять заставляет задуматься над тем, как правильно распределить траты на систему. Мы всегда советуем подбирать компоненты равноценные друг другу, но здесь прекрасную сумму дала и другая формула: очень дорогие наушники + стандартный ноутбук от Apple. Правда, работает все это складно лишь благодаря маленькой «прокладке» от AudioQuest.

Короче, на Cobalt не жалко потратить денег даже не слушая. Ну а к более дешевым моделям DragonFly рекомендуем подходить просто со своим источником и наушниками. И тогда в выборе не ошибетесь.

КОМПОНЕНТЫ

  • Источники ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • cмартфон Xiaomi Redmi Note 8T, Samsung A50, Vivo X50 Pro, iPhone 11
  • Наушники
      Focal Spark
  • Audio-Technica ATH-MSR7B
  • Denon AH-D9200
  • Campfire Audio Andromeda
  • Audeze LCD-3
  • Meze Empyrian
  • поделиться

    Tags: AudioquestAudioQuest DragonFly BlackAudioQuest DragonFly CobaltAudioQuest DragonFly RedВыбор эксперта

    Совместимость

    В общем, совместимость с наушниками тут вытекает в первую очередь из выходной мощности, Black ориентирован в первую очередь на IEM и чувствительные полноразмеры, Red вполне может раскачать и средние по чувствительности наушники, включая и высокоомы (в разумных пределах, естественно). Околонулевое выходное сопротивление моделей делает их практически универсальными, поэтому выбирать наушники можно исключительно исходя из вкусовых предпочтений.

    Жанрово модели весьма универсальны, хотя чёрный ЦАП хуже справляется со сложными стилями вроде классики и метала. Чувствительность к качеству записи у обеих моделей чуть выше среднего, где-то на 6 баллов из 10.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]