В составлении техники для этого материала не было ни грамма редакционного задания. Данный текст выстрадан собственным опытом во время решения простой, на первый взгляд, задачи, которая заняла не один месяц. Хочу прицепить к ноутбуку классный USB-ЦАП ценой до тысячи долларов!
Обозначим вводную ситуацию. Основной аудиопоток в моей системе вытаскивается и поступает по USB между стримером на базе Tiny MPD и внешним USB-конвертором. Если я хочу что-то послушать с ноутбука на колонках, приходится перебрасывать на него этот USB-кабель, чего делать совершенно не хочется. Как же интегрировать лэптоп в основную систему и не потерять в качестве?
Самое очевидное и не требующее инвестиций решение — вывести HDMI кабель с ноута на AV-ресивер. Возможно, на этой идее содержательная часть материала для кого-то и закончится. Беда в том, что сама Windows не очень-то гибко приспособлена для этого вида транспортировки звука. Устанавливая HDMI, операционная система жестко прописывает его везде, где только можно. В то время как нам желательно держать внешний аудиоинтерфейс только в музыкальном плеере. Ну а все остальные звуки выводить на внешние динамики либо наушники. Так что ничего не оставалось, как присматривать к ноутбуку соответствующий USB-ЦАП. Первым шагом на этом пути стал AudioQuest Dragonfly Black.
AudioQuest Dragonfly Black: пружинистый саунд
Устройство достаточно подробно описано в одном из прошлых материалов Stereo. Резюмируем все важное сюда. Я мужчина корпулентный, и малые формы всегда вызывают симпатию. Крошечный девайс размером с половину мизинца меняет цвет лого в зависимости от дискретизации сигнала. Очень мило! Цена этого ЦАПа оказалась самой низкой в череде устройств, которые пришлось тестировать позже.
Dragonfly без труда раскачал мои арматуры с низким сопротивлением Ultimate Ears Triple Fi10 и накладную Hi-Fi модель Audio-Technica ESW-10. Напрямую с ноута Ultimate Ears Triple Fi10 звучат слишком криво и глухо не только из-за посредственной встроенной звуковухи Realtek, но и высокого импеданса на выходе мини-джек. Audio-Technica на лаптопе держится уверенней со своими 64 Ом, но к смартфону их подключать уже бесполезно. Dragonfly Black с этими двумя спокойно управился, плюс у него малое энергопотребление, так что можно подключить его и к телефону через переходник. Впрочем, носить подобный конструкт в кармане не очень удобно — каждое шевеление контактов грозит срывом синхронизации и остановкой воспроизведения.
Итак, с моими наушниками Audioquest выдал вполне бодрый и пружинистый саунд. Тем не менее попытки вывести музыку на большие колонки энтузиазма не вызвали. Не то чтобы я недолюбливаю чип Sabre 9018, но очевидно, что микроначинка Dragonfly Black адекватно себя отрабатывает в рамках портативных форм. Вот в паре с Dali Katch все было прекрасно, но напольным АС определенно требовался более нейтральный и прецизионный источник.
Кроме того, у Audioquest огорчало ограничение верхней частоты дискретизации 96 кГц. В этом году ЦАПы Dragonfly Black и Red после апгрейда обрели поддержку MQA, которая пока толком нигде не встречается, кроме приложения Tidal. Так что следующий ЦАП я смотрел среди устройств, где форматная совместимость решена с запасом.
Обзор S.M.S.L Sanskrit 10th MKII. АК4493 каждому
Интро
Впервые у меня на обзоре сугубо ЦАП – тип устройства, к которым я ранее относился достаточно скептически, ибо все знают, что усилительный тракт куда более значим – не зря в плеерах меняются именно усилительные модули. Но на практике оказалось, что «дискретный» ЦАП ощутимо влияет на сигнатуру звучания цепи, а иногда и может исправить ее ключевые недостатки. Именно так и случилось с моей «аудиофильской» связкой, звучанию которой, до появления в ее составе второго Санскрита, явно недоставало энергии и панча. Что ж, а теперь самое время познакомимся с девайсом подробнее.
Комплектация
Картонная упаковка умеренных габаритов, помимо главного юнита, дарит покупателю набор макулатуры, компактный пульт ДУ, USB-кабель, «облаченный» в белую силиконовую изоляцию, и сет самоклеющихся ножек. Примечательно, что при подключении к ПК прибор запитывается по USB, поэтому дополнительный адаптеру питания места в комплектации не нашлось.
Дизайн. Кнопки и разъемы
Второе поколение ЦАПа полностью копирует дизайн предшественника – со всеми его плюсами, и всеми изъянами. Правда, единственным, за что можно поругать внешность продукта, так это за маркий алюминий, который к тому же не так охотно и расстается с отпечатками пальцев. Во всем же остальном девайс порадовал: удачная, проверенная веками форма; оптимальные габариты; неброский оттенок (мне достался черный), отсутствие всякого декора и разного рода огромных светодиодов, экранов и надписей. На практике же имеем только одну клавишу и миниатюрный экран, отображающий текущую частоту дискретизации. К слову, дисплеев по факту два, но в действительности работает только один – в зависимости от ориентации ЦАПа в пространстве.
Что же касается набора интерфейсов подключения, то здесь ситуация обстоит очень благоприятно, ведь, невзирая на демократичную стоимость, Санскрит 10th #2 получил не только USB, но и цифровые коаксиальный и оптический разъемы, существенно расширяющие сферы применения устройства. Аналоговый сет представлен только выходной RCA-парой – пока что не настал тот день, когда 150-ти долларовые аппараты располагают балансными XLR. Еще есть micro-USB для запитки от внешних источников питания, которые понадобится, например, при подключении S.M.S.L Sanskrit 10th MKⅡ к телевизору.
Схемотехника и ПО
Первый Санскрит комплектовался сверхпопулярным ЦАП-чипом АК4490, тогда как вторая генерация оснащается более актуальной микросхемой производства тех же Asahi Kasei, получившей на сей раз маркировку АК4493EQ (PCM 32/768, DSD 512). И это прорыв, ведь даже АК4490 ставили, как правило, в решения высшей стоимости, а здесь совершенно новый чип и, к тому же, внутри продукта, который дешевле 150 долларов. В общем, да здравствует конкуренция. Кроме того, Sanskrit 10th MKⅡ может похвалиться наличием японских тактовых генераторов, емких пленочных конденсаторов, актуального XMOS USB-буфера, а также достаточно мощным усилительным трактом, выдающим солидные 2.2 Vrms. К слову, схемотехника не позволяет регулировать уровень выходного сигнала, то есть на выходе имеем сугубо линейный сигнал.
Звучание
Сразу же стоит оговорится, что я тестировал Sanskrit 10th MKII в паре со связкой CD-плеер/усилитель Denon DRA-F102, а также с усилителем для наушников S.M.S.L SP200. Забегая наперед, скажу, что в лучшем свете DAC показал себя с в связке с Деноном, ведь моя старая звуковая карта (Фокусрайт) не обеспечивала достаточного выхлопа для нормальной раскачки акустической системы. Sanskrit 10th MKII (в свою очередь), благодаря высокому значению выходного “тока”, заставил звучать мои колонки чуть ли не по-новому: с более хлесткой атакой и энергичностью на СЧ, с более яркими, протяжными и детальными ВЧ, а также с более текстурным, раскатистым и менее мутным басом. В целом, такая подача наилучше подходит для работы с такими жанрами, как рок, блюз, металл и некоторые ответвления джаза, тогда как тепло-ламповые композиции могут недополучить вальяжности, мелодичности и, скажем так, медовой тягучести. Что же касается “поведения” ЦАПа в связке с аудиофильским наушниковым усилителем S.M.S.L SP200, то здесь картина обстоит уже не так однозначно, ведь, как по мне, его звучание в паре с Санскритом стало чуть менее благородным и мелодичным, то есть, более панчевым и крикливым, а значит вкусовым.
Итоги
S.M.S.L Sanskrit 10th MKII – отличный недорогой ЦАП с аккуратным дизайном, который заставит звучать иначе все и вся, ведь очевидно, что инженеры С.М.С.Л умеют подбирать, паять и настраивать, попутно оценивая свою работу без лишнего пафоса и тщеславия. В общем, если вам нужен производительный ЦАП с подачей, тяготеющей к “свету”, то второй Санскрит – это то, что нужно. Более того, благодаря наличию трех цифровых каналов приема сигнала, можно поэкспериментировать с девайсом, подключив его к телевизору, разного рода сетевым проигрывателям, активной акустике и другим устройствам, работающим со звуком. Всех благ.
Chord Mojo: встречаем по одежке
Если AudioQuest был миляга, то Mojo просто красавчик жи есть! Анодированный алюминиевый корпус с гравировкой, горят разноцветные шарики, указывая дискретизацию и уровень громкости — вот просто хочется взять и поверить, что саунд и прочие способности у Mojo окажутся поистине сумасшедшими. Ведь отзывы владельцев Mojo на форумах и вправду выглядят написанными на грани истерики.
Цена относительно Dragonfly Black здесь выросла более чем в пять раз — гулять так гулять! Вообще, у Chord это считается самой дешевой бюджетной моделью, но при размере в два коробка спичек надо полагать, типичные расценки Chord в пересчете на квадратный сантиметр сохраняются.
Несмотря на богатую оснащенность входами, устройство оставляет противоречивое впечатление. После чего-то полезного обязательно найдется досадное неудобство. Поскольку вентильная матрица и каскады усиления у Mojo требуют куда большей мощности, он оснащен аккумулятором, которого хватит на несколько часов. Для прогулки нормально, но в стационаре батарея должна все время подзаряжаться. Однако сделать это через micro USB-вход, по которому собственно поступает аудиосигнал, не получится. Разработчики так обеспокоились чистотой питания, что девайс для зарядки использует еще один micro USB-вход с контроллером, который тихонько шипит и крепко греет все устройство в режиме зарядки. Таким образом, в настольном исполнении к Chord Mojo будет подсоединено целых три кабеля.
Аналоговых выходов у Mojo два — в один можно подключить наушники, в другой что-то еще — вторую пару головных телефонов, либо кабель, ведущий к усилителю. Коаксиальный вход и аналоговые выходы реализованы на мини-джеках, так что в стационарных системах понадобятся переходники на RCA. Также к Mojo можно подключить смартфоны или планшет и выводить из них Hi-Res аудио.
Как известно, в компонентах Chord нет чипов преобразователей, все выполняется силами ПЛИС-конструктора. В данном случае верхняя частота РСМ заявлена до 32 бит / 768 кГц и DSD128. Последний будет показан одним белым цветом с DSD64, для остальных частот предусмотрена индивидуальная иллюминация. Она же и определяет уровень громкости. Двойное нажатие на оба шарика переводит устройство в линейный режим, хотя на самом деле это просто соответствие заявленному уровню выходного напряжения. У Chord традиционно оно выше 2 Вольт, так что мой совет: при подключении к стационару вместо линейного уровня (голубой цвет), лучше сделать его чуть меньше — зеленым. Остальное пускай усилитель качает, и батарея не так расходуется.
Если совсем-совсем ничего не знать из мира качественного аудио, то наушники отрабатываются на Mojo просто феноменально. Все такое плотненькое, с прекрасным контролем, и катится, и катится, как на хорошем кассетнике. Однако в моем распоряжении имеется не только Dragonfly Black, но и славный рекордер Sony PCM-D100, которому Mojo все-таки немного уступил. Звуковой почерк у Sony мне показался более породистым и изысканным. Что касается сравнения с Dragonfly Black, то Mojo, безусловно, мощнее, но по качеству нельзя сказать о разительном (во всяком случае, не пятикратном) перевесе в звуке.
Сложно, конечно, противостоять восторженному гулу рецензий, но на стационарной системе я не услышал каких-то выдающихся способностей от Chord Mojo. Критериями для сравнения я избрал звучание линейного выхода Sony PCM-D100, а также AV-ресивер Marantz AVR1403, который вполне приятно играет стерео через свои цифровые входы — коаксиал и оптику. Мой кандидат на ЦАП должен обеспечивать качество если не лучше, то как минимум на уровне упомянутых двух компонентов. Chord Mojo, увы, до этой планки не дотянул.
Вот кстати, лучше всего этого ЦАП проявляет себя с DSD-аудио. Лишний раз убеждаешься, что альбомы Beach Boys просто божественно звучат на SACD, при том, что на компакт-дисках они всегда казались мне жутким лоу-фаем. Но при переходе PCM у Mojo все становится гораздо скучнее: не хватает жидкой ртути, подвижности, какие-то звуки прячутся, а какие-то вдруг выделяются. На несбалансированных системах может вдруг сильно отяжелеть бас.
Любопытно, что фильтрация аудиопотока с дискретностью 44 кГц у Chord Mojo демонстрирует практически отвесную стену. Я знаю, как выглядит работа фазолинейного фильтра, но первый раз вижу настолько крутую характеристику спада — тот самый brick wall. Если это он, то такой режим ЦАПа обеспечивает хорошую линейность, но уступает импульсной точности фильтров с более мягким спадом АЧХ. Вариантов изменить работу фильтров не предусмотрено, хотя казалось, архитектура FPGA такую возможность позволяет предусмотреть запросто.
Ну, что сказать? В отдельных моментах Chord Mojo очень хорош, кто-то в нем вообще души не чает, но персонально мне в качестве универсального источника этот ЦАП точно не годится. Плюс чувствительная стоимость. Может быть, стоит поискать счастья среди китайских ЦАПов, у которых нет такой беспардонной наценки?
SMSL Sanksrit Pro-B: играет себе и играет
Продукция SMSL одним из первых появляется в столбце поиска недорогих ЦАПов из Китая. Помимо ограничения по цене, я указал поддержку DSD, и вот передо мной модель Pro-B, оснащенная чипом AK4490, наличием которого сегодня принято гордиться.
Усилителя для наушников здесь нет — будешь их подключать к AV-ресиверу, успокаиваю я себя. Зато имеется Bluetooth-приемник 4.0. Вообще с габаритами китайской техники всегда происходит смешная аберрация. Спереди панель оформлена как стандартный хай-файный компонент, и по фотографии кажется, что устройство займет всю стойку, особенно на этом настаивает, например, другая модель SMSL — M8. И только получив ее или Pro-B на руки, понимаешь, что речь идет об аппаратах совсем микроскопических, меньше карликов Pro-Ject.
Мелкие габариты на автономность работы SMSL не повлияли. Девайсу требуется питание 2,5 Вт, которое в штатном исполнении поставляется в виде простого импульсника. Вам что-то не нравится? На случай сомнений фирма предлагает внешний БП с нормальным трансформатором — Sanskrit LPS, практически внешне идентичный с ЦАПом. Цена на него будет в эквиваленте ста долларов, что составляет чуть менее половины стоимости собственно конвертера. Вот такой решительный апгрейд.
ЦАП оснащен современным USB-приемником CM6632A, который пропускает сигнал РСМ до 32 бит / 384 кГц и DSD. Все это прекрасно, но под мою версию Windows не оказалось драйверов. Да, я свято следую старинной американской поговорке: «Не чини, пока не сломалось». Поэтому извините, но на момент теста у меня до сих пор стояла Vista. Пришлось тащить другой ноутбук — хорошо, что на нем еще был оптический привод. Драйвера поставляются на мини компакт-диске, искать их на официальном сайте бесполезно. Нет правды и в инструкции. Например, места расположения индикаторов оптики и коаксиального входа перепутаны местами. Зато хоть имеются нормальные RCA разъемы, и не нужно городить переходники. Но главное, как же оно играет?
Ну, в целом нормальный такой ровненький саунд, без грязи. Но и без медоточивости, мелодизма. Играет себе и играет, напомнило первые издания Cambridge DAC Magic. Быстро гаснут послезвучия, набор деталей — скучновато, в общем-то. Тестировался не только USB-вход, на остальных интерфейсах наблюдалась аналогичная картина. У коаксиального подключения показалось, что сцена уже, чем по оптике, но более очерченными казались инструменты, появилась глубина. В сравнении с цифровым входом AV-ресивера Matantz 1403, звук SMSL Pro-b получился более поджатый и трескучий на ударных моментах. В целом ЦАП играет легковесно, «не от пола», и присутствие/отсутствие внешнего блока питания мало влияет на этот почерк. Так что если кто-то будет брать себе SMSL Sanksrit Pro-B, то можно обойтись без LPS.
AV-ресивер Marantz играет музыку пускай замыленней по ВЧ, но общая подача фонограммы выглядит более естественной и объемной. Выводить DSD на SMSL плеер Foobar почему-то не захотел. Наверное, следовало бы еще поискать третий ноутбук и другой плеер, и попробовать Bluetooth, но здесь я потерял интерес к дальнейшей возне с продукцией SMSL.
Непривычный Китай: портативные усилители SMSL
Привет, Гиктаймс! Когда кажется, что звуковые возможности смартфона или компьютера задействованы по-максимуму, на помощь приходят они — портативные усилители. Согласитесь, с большим полноценным ЦАП с усилителем по улице не походишь, а качественную музыку слушать хочется. Когда речь заходит о недорогих усилителях для наушников, на ум чаще всего приходят такие компании, как Fiio, однако, и другие производители, как оказалось, способны предложить решения, достойные внимания. Одними из таких и являются портативные усилители от S.M.S.L. Да, это настоящий Китай — само название расшифровывается как Shenzhen Shuangmusanlin Electronics Co., LTD, что явно выдает происхождение бренда из города Шэньжэнь. Сейчас китайские производители предлагают нам множество качественных товаров (вспомнить ту же XIAOMI), так что к устройствам из Поднебесной давно стоит перестать относиться с опаской. Как говорят, «даже айфоны собирают в Китае», но это уже другая история.
Чем сразу подкупает SMSL, так это тем, что компания не пытается выдавать себя за премиальный американский или европейский бренд, как это сейчас модно. Несмотря на это, она свободно поставляет свои аксессуары в 30 стран, имеет фирменные магазины и линейки полноценных и портативных ЦАПов. О последних сегодня и поговорим — SMSL iDol, M3 и M6.
Прошли времена, когда ЦАПы и усилители интересовали только аудиофилов различных мастей. Благодаря гибкой ценовой политике без ущерба качеству устройств свой усилитель теперь может получить каждый.
Начнем знакомство с усилителями от SMSL с самой маленькой модели — iDol. Не стоит волноваться, это как раз тот случай, когда размер не имеет значения. Все мы заказывали что-то из Китая, и знаем, что на упаковке производители обычно экономят. Но не в этот раз: небольшая коробочка из материала, похожего на бересту, выглядит стильно и презентабельно, а скрывает внутри… карманный, меньше спичечного коробка, ЦАП.
Немного о технических характеристиках, потом побежим дальше.
- Частота дискретизации:
44,1 кГц – 96 кГц - Битовая глубина:
24 бит - Интерфейс:
3,5 мм, оптический - Общие гармонические искажения + шум:
0,003% - Выходная мощность:
100 мВт + 100 мВт 32Ω @ 0,1 % - Соотношение сигнал/шум:
105 дБ - Динамический диапазон:
108 дБ - Выходная амплитуда:
2,5 Vrms - ЦАП:
PCM5122 - Размеры:
57 мм × 19 мм × 8 мм - Вес:
14 г
В комплекте с усилителем производитель положил кабель с USB A на microUSB, что позволяет без проблем подключить его к Android-смартфону. Для работы iDol требуется версия Android от 4.0 и выше, но и к компьютеру его можно подключить: поддерживается Windows, OS X и Linux.
Регулировка громкости осуществляется при помощи кнопок на предусилителе, ну и для светового индикатора место нашлось. Да, нет цифрового дисплея, но он здесь не особо нужен.
Звук для столь компактного и недорогого устройства отличный: он яркий, бас неплохой, воображаемая сцена проработана на твердую пятерку. Треска и других подобных артефактов не обнаружилось, как при прослушивании рока, так и при включении поп-композиций.
Полностью отработать высокие частоты iDol не в состоянии, поэтому при прослушивании музыки в дорогих наушниках (от тысячи долларов и выше) немного выделяется синтетический оттенок. С обычными же аксессуарами вы вряд ли это ощутите, тем более количественное наполнение ВЧ приемлемое.
Впрочем, за относительно небольшую цену усилителю можно простить эти огрехи — за более серьезные ЦАПы и доплатить придется больше. Хотя в SMSL сделали основной упор на цену и внешний вид, про звук не забыли. И это приятно.
представляет собой небольшую коробочку, где спрятался ЦАП с усилителем для наушников. Да, он побольше iDol, но по размеру все равно довольно компактный. Матрица со светодиодами подскажет частоту потока и подключенный вход: цифровой дисплей здесь, как говорят, «не завезли». Что же по характеристикам?
- Частота дискретизации, USB:
96 кГц - Частота дискретизации, оптический и коаксиальный:
192 кГц - Битовая глубина:
24 бит - Входы:
micro-USB, оптический, коаксиальный - Выходы:
на наушники, аналоговый 2 x RCA - Общие гармонические искажения + шум: <
0,006% - Выходная мощность:
— 108 мВт 32Ω @ 0,1 % — 85 мВт 64Ω @ 0,1 % — 49 мВт 150Ω @ 0,001 % — 24 мВт 300Ω @ 0,001 % - Соотношение сигнал/шум: >
107 дБ - Динамический диапазон:
> 112 дБ - Выходная амплитуда:
1,9 Vrms - ЦАП:
CS4398 - Размеры:
95 мм × 76 мм × 30 мм - Вес:
212 г
Порадовало, что USB здесь с поддержкой OTG, а значит M3 можно без проблем использовать с портативными устройствами, получая от них питание. Впрочем, чтобы их не разряжать, можно воспользоваться таким же портом рядом для подключения зарядки.
На передней панели расположились кнопка переключения входов и колесико регулировки громкости (переменный резистор). Здесь же 6,3 мм гнездо для наушников, подключить обычные 3,5 мм можно при помощи адаптера в комплекте. В коробку, кстати, положили также кабели micro-USB — micro-USB и micro-USB — micro-B.
Ещё есть линейный выход с помощью RCA, а значит M3 подойдет для использования в стереосистеме. Несмотря на то, что этот усилитель позиционируется больше как настольный, его можно подключить и к мобильному устройству. Правда, без внешнего аккумулятора не обойтись, так что решение на любителя.
Бас не совсем такой, как мы привыкли — больше облегченный, но ровный. В верхней части спектра частоты не смешиваются. Средние частоты нареканий не вызывают, детализация приятно порадовала.
По наблюдениям M3 больше подходит для прослушивания музыки электронных жанров, вокал с немного упрощенной подачей, а серьезные инструменты вроде духовых слегка теряются на фоне остальных. Впрочем, для своего ценового сегмента решение очень интересное.
Одной из самых интересных все же оказалась модель SMSL M6. Коробочка побольше, ЦАП со встроенным усилителем для наушников. M6 также имеет импульсный внешний блок питания. А вот какие у него технические характеристики:
- Частота дискретизации, USB:
32 кГц — 384 кГц - Частота дискретизации, оптический и коаксиальный:
32 кГц — 192 кГц - Битовая глубина:
16 бит — 32 бит (USB), 16 бит — 24 бит (другие входы) - Входы:
USB, оптический, коаксиальный - Выходы:
на наушники, аналоговый 2 x RCA - Общие гармонические искажения + шум: <
0,003% - Выходная мощность:
— 130 мВт 32Ω — 270 мВт 64Ω — 220 мВт 150Ω — 120 мВт 300Ω - Соотношение сигнал/шум: >
120 дБ - Динамический диапазон:
> 115 дБ - Выходная амплитуда:
2 Vrms - Размеры:
114 мм × 139 мм × 34 мм - Вес:
600 г
Помимо входов, указанных выше, усилитель также имеет небольшой дисплей на фронтальной панели: здесь отображается уровень громкости, выбранный канал, дискретизация. Управление осуществляется при помощи джойстика — можно выбрать входной канал, режим работы, настроить уровень громкости.
Вообще, M6 отлично подойдет для работы с компьютером и наушниками. Можно, конечно, и к стереосистеме его подключить как внешний ЦАП, и даже к Android-устройству, если есть кабель OTG. За USB-ресивер отвечает асинхронный CM6631A, а непосредственно за усилитель — знакомый многим NJM2144D.
Комплектация не сказать, что очень богатая — кабель USB, блок питания с сетевым кабелем, диск с драйверами. Но не за этим вы, если решитесь, будете покупать этот усилитель. А за его бас.
Да, бас здесь заслуживает отдельного внимания: он будто тянет за собой весь остальной диапазон, богат тембрами и отлично структурирован. Звук радует динамикой и своего рода винтажностью, причем при подключении и к компьютеру, и к большой системе. Средние и высокие частоты отработаны хорошо, звук детальный, с проработкой ВЧ и быстрой отработкой атак.
M6 оказался самым универсальным из этой тройки — справляется как с электронной музыкой и хип-хопом, так и с роком (и даже классикой). Единственное, в отличие от M3 и iDol, его с собой не поносишь, это больше декстопное устройство. После знакомства со всеми тремя усилителями от SMSL вывод напрашивается как минимум один — для начинающего аудиофила это must have. Чтобы ими пользоваться, вовсе не обязательно знать, что такое импеданс и сибилянты. Просто подключаем и наслаждаемся магией звука. Благо SMSL делает его доступным, на любой вкус и кошелек.
Roland UA-M10: профессиональное недоразумение
Следующим этапом я решил обратиться к конвертерам из профессиональной области. Хоть здесь, думал я, все будет по-честному. Никаких хай-эндных наценок и китайских пыток. Фирма Roland веников не вяжет — классические драм-машины, синты и секвенсоры не дадут схалтурить.
Внешняя звуковая карта Roland UA-M10 использует чип AK4414EQ, питается по USB-шине, занимает мало места и даже обещает некий таинственный 1-битовый, т.е. DSD-режим для РСМ-потока. Интригует! Выходные усилительные буферы построены на паре Texas Instruments TPA6120A2 с хорошей репутацией в мире портативного аудио. Указана поддержка аудио не до 384 кГц, а до 352,8 кГц, а DSD128 будет интерполироваться до DSD64. Вероятно, клок настроен на частоты, кратные 44 кГц. Ок, мне хватит и этого, лишь бы брякало по-человечески.
Roland UA-M10 оставляет впечатление добротно исполненной вещицы. Алюминиевый корпус со скругленными краями, в оформлении радует сочетание матовых и глянцевых элементов, на торцах устройства находятся micro-USB вход и два наушниковых выхода на мини-джеках, один из которых совмещен с линейным. Уровень сигнала регулируется на самом ЦАПе двумя клавишами, а его интенсивность определяется по полоске цветной светодиодной подсветки.
Прелестно, вот уже второй аппарат, который не ведает о существовании Windows Vista, поэтому для завершения эксперимента приходится опять чапать за другим ноутбуком. При установке драйвера на 64-битной «семерке» система вдруг потребовала цифровую подпись драйвера. Затруднение разрешилось через поиск и установку определенного пакета обновления Windows. Наконец-то!
После окончательной инсталляции в панели Windows появляется маленькое меню UA-M10, в котором можно выбрать 4 уровня усиления сигнала. Максимальная установка (0 дБ) превышает 2 вольта, а та, что на ступеньку ниже (-6 дБ), наоборот, не дотягивает до стандартного значения, но лучше использовать ее. Переключение на обработку DSD-потока не происходит автоматически: для этого в том же меню следует поставить галочку на значке 1-bit. Если оставить ее на PCM-потоке, то запустится обещанная фирменная технология S1LKi перевода в DSD-режим с помощью DSP-процессора.
В итоге вышло что-то вроде «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Никакого удовольствия, что с S1LKi, что без. Абсолютно неинтересный формальный звук, а на наушниках еще и грязноватый. Начинаю с теплотой вспоминать Chord Mojo. Несмотря на мою критику, наверное, переход на него после вот таких немудрящих USB-интерфейсов и вызывает столько восторгов. Или, может быть, я слишком капризничаю со своими Sony и Marantz? Попробуем послушать более традиционный домашний продукт.
ЦАП SMSL Sanskrit Pro-B: «динозавры» еще в строю?
Наконец-то пришло время поговорить о таком «динозавре» от мира аудио, как ЦАП SMSL Sanskrit Pro-B. Пришел он к нам из уже далекого «лампового» 2015 года. Базируется на топовом, на то время, AK4490EQ, имеет Hi-Res сертификацию, NFC, блютуз с AptX, коаксиал, оптику… В общем, тогда это был действительно очень серьезный девайс. Вот мне в голову и пришел вопрос: А на сколько такие динозавры актуальны в 2022 году? С этим мы сейчас и попробуем разобраться.
Характеристики
- USB: CM6632A
- ЦАП: AK4490EQ
- Усилители: OPA1602
- Выходной уровень: 2.0 Vrms
- Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит, DSD256
- Входы: USB, OPT, COAX, BT
- Выходы: линейный RCA
- Bluetooth: 4.2, Apt-X / SBC / AAC
- Другое: NFC
- Размеры: 98 мм x 36 мм x 144 мм
- Вес: 850 г
- ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS
УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА SMSL Sanskrit Pro-B
Видеоверсия обзора
Распаковка и комплектация
Упаковка ЦАПа выглядит весьма солидно. Здесь производитель списал все шильдики, которые смог найти на сайте Asahi Kasei.
Внутри нас встречает, о ужас, компакт диск с драйверами, гарантийник и инструкция по эксплуатации на двух языках.
USB Type B кабель — достойный. Компания SMSL до сих пор именно такими комплектует свои флагманские устройства. У меня они тоже есть.
Ну и «венец» набора — блок питания на 9 Вольт 1.3 Ампера. Блочек очень компактный и уже одним своим видом нагнал бурю приятных воспоминаний.
Вилка выполнена сразу на наши розетки, штекер — классический.
Дизайн/Эргономика
Корпус SMSL Sanskrit Pro-B полностью выполнен из металла.
На верхней его части размещена наклейка прохождения Hi-Res сертификации.
Снизу имеем 4 резиновые ножки для лучшего сцепления со столом.
Больше здесь абсолютно ничего нет.
Сзади находится единственный выход на RCA разъемы (для подключения усилителя или какой-нибудь активной акустики), коаксиальный и оптический входы, USB, питание и, естественно, блютуз антенна. Кстати, именно наличие блютуз отличает B-версию от обычной.
Спереди расположилась кнопка питания, совмещенная с переключателем источников сигнала.
Тут же имеем область, внешне напоминающую дисплей. Но это обманка, здесь находятся светодиоды активного режима, NFC метка и надпись с подсветкой «Sanscrit pro». Вероятно, это было абсолютной необходимостью в те прекрасные времена.
В процессе работы какого-то ощутимого нагрева я не заметил. Данный девайс является частью системы из трех компонентов, то есть к нему еще можно докупить IPS и усилитель с выходом на наушники.
Софт
Драйвера, как вы уже поняли, есть на диске, а также их можно скачать с официального сайта. Однако не спешите этого делать. У меня на Windows 10 сразу после их установки звук дичайше хрипел. В то время как те драйвера, что десятка подтянула автоматически — работают отлично… Хотя про «отлично» я все-таки перегнул. Есть у них один маленький нюанс: звук идет на очень высокой громкости. Настолько, что музыку мне приходилось слушать где-то на 1-2%. На Android, при подключении по кабелю, громкость и вовсе не работает. Проблема, так думаю, в сильно устаревших драйверах C-Media, которые компания и не планирует обновлять. Что там на Unix и Mac я не знаю. Думаю, как обычно, все работает словно часики.
Замеры
Чтобы добиться максимального качества я сначала решил снять замеры со смартфона. Однако получил какую-то страшную «расческу».
После этого я еще несколько раз пытался их переделать и каждый раз получал ровно одну и ту же картину.
Когда, из соображений интереса, я переключил кабель с тестера на активную акустику, то в панике выдернул шнур из розетки — слушать такое невозможно. Смартфоны на Android — сразу нет.
Хотя, как вариант, можно подключиться по блютуз с AptX и наслаждаться звучанием вообще без проводов.
На ПК замеры серьезно лучше, но и тут стоит делать скидку на шумы питания с порта USB.
Все замеры сняты в 24 бита 48 кГц на аудиоинтерфейсе Focusrite Scarlett 2i2.
Разбор
Ответ на вопрос: что же там внутри? — волновал меня с самого начала тестов. Полностью разобрать аппарат не представляется возможным.
Открутив четыре винта на задней крышке, мы упираемся в длину шлейфа. Кое что разглядеть там конечно можно, но совсем немного.
Хотя производитель изначально снабдил устройство полновесными фотографиями платы.
Звук
Звучание у SMSL Sanskrit Pro-B басовитое и немного грязное. Слушать это приятно, особенно что качается гитарных и драйвовых электронных стилей. Детализация у ЦАПа средняя, как и проработка сцены в глубину. Однако что-то в этом есть, тот самый звук из 2015 года. Еще не такой проработанный, с избытком НЧ, чуть расхлябанный и простоватый. Эх, ностальгия. Но по сегодняшним реалиям звучание уже далеко не на топовом уровне.
Выводы
Итогом, кто будет брать SMSL Sanskrit Pro-B в 2022 году я не знаю. С драйверами под Windows у него есть очевидные проблемы, на смартфоне вообще выдает какие-то страшные шумы, звучит достаточно бюджетно, стоит порядочно. Хотя есть у него конечно и неоспоримые плюсы: выглядит аппарат по олдскульному брутально и имеет массу различных цифровых входов. Вот здесь, естественно, еще есть варианты вернуть нашего героя в строй: коаксиал, оптику и блютус с AptX — никто не отменял. Однако про USB лучше забыть или ставить, например, семерку или восьмерку «винду». Ну и безусловно нужно сказать о заслуживающем уважение AK4490EQ. Не стоит его списывать со счетов — столько лет прошло, а этот ЦАП все еще устанавливают даже в топовый сегмент аудиотехники. Суммарно, я получил просто массу удовольствия от тестирования SMSL Sanskrit Pro-B, но это скорее наслаждение своеобразным раритетом. А отвечая на вопрос: да, «динозавры» еще в строю, но уже где-то глубоко на периферии.
УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА SMSL Sanskrit Pro-B
Скидка 15% для новых пользователей с промокодом UMKAFORNEWUSER
AMI Music DS5: хочу звучать как «винил»
Японская продукция бренда AMI Music упоминается у нас редко. Меня устройство заинтересовало своей нераскрученностью, поддержкой DSD, да и вполне адекватной ценой (до тысячи долларов еще далеко, но уже и не три копейки).
Аккуратный нейтральный дизайн, закругленные панели, цепочка сигнальных диодов белого, а не синего цвета — все это настраивает на доброжелательный лад. Внутри DS5 работает чип-старичок Cirrus-Logic CS4398, а USB-конвертером является очень даже толковый Amanero Combo384. Теоретически это позволяет принимать сигнал выше 192 кГц, но спецификации ориентируются на предел возможностей ЦАПа и выше не лезут.
Наушники в DS5 усиливаются знакомым нам уже усилителями Texas Instruments TPA6120A2. Примечательно, что подключение к ним не разрывает цепь линейного выхода, который можно сделать регулируемым как цифровым, так и аналоговым способом. В комплекте AMI Music даже приложен специальный USB-кабель Clicktronic немецкого производства, драйвер устанавливается без проблем. Ну вот, хорошие новости…
Запускаю воспроизведение и понимаю, что это опять, как говорят англичане, «не моя чашка чаю». Высокие частоты на всех предыдущих устройствах казались мне слишком едкими. Это действительно проблема многих современных источников, и Sabre в частности. AMI Music, видимо, решил ориентироваться на определенный архетип «винилового саунда», поэтому здесь ВЧ проработаны мягче и даже слабее, чем на моих Marantz и Sony. Наушники Audio-Technica ESW-10 тоже, по-видимому, оказались капризной нагрузкой для усилителей Texas Instruments TPA6120A2. Звуку не хватает легкости и прозрачности, я ведь знаю, как они могут играть. И что же делать? Вспомним поговорку «от Marantz Marantz не ищут» и возьмем одноименный ЦАП — единственную модель в линейке компании, которая так и называется HD-DAC1.
Marantz HD-DAC1: округлый почерк, но не всегда
Если обзор я начинал с лилипутов и черепашек, то сейчас перед нами полноценный Hi-Fi представитель с деревянными боковинками в лаке. Вид у HD-DAC1 очень нарядный и респектабельный, особенно в цвете «шампань». Меня же очень заинтересовали слова разработчиков из Marantz о том, что они особое внимание уделили воспроизведению DSD. Работает здесь тот же старец Cirrus-Logic CS4398, но, кстати, это едва ли не единственный чип, в котором имеется возможность преобразовывать DSD напрямую, без дополнительной дельта-модуляции, которую применяют все остальные, даже самые современные конверторы.
Поддержка форматов повторяет спецификацию AMI DS5; радует, что Marantz применяют два клока кратных частот дискретизации на 44 и 48 кГц. Смена входа или частоты сопровождается строгим релейным щелчком. Данные отражаются на FL-дисплее. Оптических входов здесь два, плюс имеется аналоговый вход, превращающий ЦАП в аналоговый предусилитель, правда, он выполнен на мини-джеке. Вероятно, разработчики подразумевали какой-то смартфон. Если что, на передней панели имеется дополнительный USB-вход, к которому можно подключать источники iOS по цифре. Выходы у Marantz представлены двумя парами RCA — с фиксированным и регулируемым уровнями. Пульт дистанционного управления в комплекте. Теперь даже можно смело строить полноценную систему с усилителем мощности.
И снова я не на 100% доволен звуком… Что ж такое-то, а? К DSD нет претензий, все прекрасно. Но вообще я обратил внимание, что если в аппаратной цепи не имела место переконвертация PCM-DSD, то все будет хорошо. Приятный округлый почерк SACD никуда не денется — с дельта-модуляцией в ЦАПе или без. И здесь Marantz HD-DAC1 прозвучал сопоставимо с моим рекордером Sony PCM-D100, который умеет воспроизводить поток DSD64. А вот PCM на ЦАПе понравились меньше —чувствовалась некоторая интенсивность и даже сухость на высоких частотах. С наушниками то же самое, плюс неповоротливость, медлительность саунда на Audio-Technica. Если занести и поставить Marantz HD-DAC1 кому-то с нуля, человек, наверное, влюбится в эту машину до последнего медного винтика. Но я, увы, слишком избалован разной техникой, чтобы подбросить чепчик вверх.
SMSL Sanskrit 10th: шикарный ЦАП для домашней аудиосистемы
Сегодня я предлагаю рассмотреть еще один стационарный ЦАП от компании SMSL: Sanskrit 10th. Из особенностей, аппарат построен на достойном уважения ЦАП AK4490EQ и XMOS U30870C10. В комплекте он имеет удобный пульт дистанционного управления, поддерживает подключение по оптике, USB и коаксиалу, а также с легкостью переваривает Hi-Res разрешение и нативный DSD, вплоть до DSD256.
Характеристики
- XMOS: U30870C10
- ЦАП: AK4490EQ
- Выходной уровень: 2.1 Vrms
- Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит, DSD256
- Входы: MicroUSB, OPT, COAX
- Выходы: линейный RCA
- Размеры: 75 мм x 45 мм x 144 мм
- Вес: 300 г
- ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS
УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА SMSL Sanskrit 10th
Видеоверсия обзора
Распаковка и комплектация
Приходит аппарат в солидных размеров коробке с логотипом Hi-Res сертификации и адресом сайта. На котором, собственно, находятся все необходимые драйверы.
В комплект нам положили два набора силиконовых ножек, фирменные наклейки Hi-Res Audio, гарантийный талон и инструкцию по эксплуатации.
Самое интересное в инструкции — это пункт описания клавиш ПДУ. Не то, чтобы там было что-то особенное, но часть кнопок на нем просто не используются, а назначение других — вообще покрыто тайной.
Дизайн/Эргономика
Сам пульт в использовании очень удобен. Полностью выполнен из матового пластика с прорезиненными кнопочками.
Питается он двух AAA батареек.
Относительно назначения клавиш, большая их часть логически понятна. Верхняя красная кнопка отвечает за питание устройства, рядом с ней находится кнопка отключения звука.
Из крестовины задействованы только положения вверх и вниз, которые ответственны за регулировку уровня сигнала.
Стрелка вниз в кружочке — последовательно переключает входы, а FN — тушит дисплей. Касательно же остальных элементов управления, я ничего сказать не могу.
Корпус устройства достаточно компактный, металлический и очень легкий.
Абсолютно на всех его боковых гранях пусто и это не случайно.
Дело в том, что на передней панели аппарата имеется целых 2 экрана, которые позволяют установить девайс так, как именно вам будет удобно — на любую грань. Переворот изображения и текущий активный дисплей выбираются за счет датчика ориентации, установленного внутри.
Также на фронтальной панели находится ИК порт для ПДУ и кнопка переключения входящего сигнала, в которую встроен индикаторный светодиод.
Основные же «сливки» производитель разместил сзади.
Здесь мы имеем уже классические два MicroUSB разъема, оптику, коаксиальный вход и старый добрый линейный выход на RCA гнездах.
При этом производитель решил, что одной только функции питания на верхнем MicroUSB будет явно недостаточно и добавил к ней возможность сброса девайса в дефолтное состояние. Делается это просто: необходимо зажать кнопку на корпусе и подключить комплектный кабель в разъем питания.
Существенного нагрева при работе устройства я не заметил. Функциональный выигрыш относительно M100, на мой взгляд, очевиден. Здесь у нас есть большой удобной пульт, с помощью которого можно регулировать громкость, да и вообще полностью управлять устройством не вставая с дивана. Что для домашней аудиосистемы или кинотеатра — сверх важно.
Софт и замеры
Для нормальной работы SMSL Sanskrit 10th в принципе ничего устанавливать не нужно. В настройках можно найти просто широченный список поддерживаемых частот и битности.
Однако для достижения максимального качества, инсталляция драйверов все-таки приветствуется. Тем более тут у нас современный XMOS чип с хардварной поддержкой ASIO. Грех от такого отказываться.
По замерам у девайса все довольно таки хорошо.
Однако и тут есть ряд замечаний относительно гармонических и интермодуляционных искажений. Все замеры делались в 24 бита 48 кГц на аудиоинтерфейсе Focusrite Scarlett 2i2.
Ну и осталась уточнить, что при работе от ПК уровень шумов логично выше, чем от мобильных устройств. Как и в случае использования дополнительного питания по MicroUSB.
Разбор
Полностью разобрать устройство мне, увы, не удалось, поскольку схема шлейфом крепиться за дисплей на фронтальной части.
Однако, самое важное вполне можно разобрать.
Звук
По сравнению с M100, компания SMSL сделала очевидный рывок вперед. Играет Sanskrit 10th как достаточно взрослое серьезное устройство. Более того, меня очень порадовало, что производитель решил таки отойти от нейтральности и наделил десятку сочным выразительным звуком и тем самым благородным почерком, которого так не хватало в SMSL M100. При этом аппарат обладает отличной детализацией и проработкой сцены в глубину. Даже на моих студийных мониторах Yamaha девайс выкладывается на полную: начинаешь слушать и буквально проваливаешься.
По балансу аппарат центрирован, что позволяет добиться и отличного развития в сторону низких частот, и избежать чрезмерных акцентов на верхах. Вокал звучит глубоко и насыщенно, а живые инструменты создают полный эффект погружения. Бас чист и прозрачен, верха раскрываются в своей полной мере, то есть все мельчайшие нюансы звучания тарелочек, все отзвуки струн — все присутствует в соответствии пространству сцены. Тем самым формируя яркий, живой и очень динамичный звук.
Выводы
Итогом, SMSL Sanskrit 10th — это новое поколение компактных стационарных ЦАП, который украсит любую домашнюю аудиосистему или кинотеатр. Производители учли ряд пожеланий пользователей и добавили удобный пульт управления. Теперь не надо подбегать каждый раз к системе, чтобы просто изменить громкость или выключить звук. Установили хорошее актуальное железо с уже заслужившим доверие AK4490EQ. Выглядит аппарат очень годно, имеет внушительное число разнообразных входов, нативно поддерживает DSD, а играет для своего сегмента просто божественно. Нет, конечно это не предел, но от такого малыша подобного я ожидать никак не мог. Отдельное восхищение вызывает железная поддержка ASIO и Hi-Res. Что я могу добавить, грамотно спроектированное устройство и добротная работа над звуком. На мой взгляд, вполне можно брать.
УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА SMSL Sanskrit 10th
Выводы
Итак, в этом забеге не оказалось победителей и приходится вернуться к началу — собственно Audioquest Dragonfly, маленькому USB-ЦАПу, роль которого я захотел сделать подлинно универсальной. Исполнить это в области до тысячи долларов и не забыть про DSD, выяснилось не такой уж простой задачей. Задирать ценовую планку выше и выше в High-End, означает пересмотр своих отношений с основным ЦАПом, который совершенно не хочется тревожить. Потратиться в итоге на пару дорогих компонентов в обмен на свободу от возни с коммутацией? Как-то выглядит странно. Тем более что по отдельности интересных источников звука дома выше крыши. Тот же рекордер Sony прекрасно играет DSD, но имея обычные цифровые входы, он не может быть внешним USB-аудиоустройством! Получается какая-то гоголевская «женитьба»: если бы воспроизведение DSD Никанора Ивановича да приставить к USB-разъему Ивана Кузьмича…
Впрочем, вся эта логистика коммутации — сугубо моя частная персональная история, которая стала предлогом этого обзора. Самые конкретные читатели догадались, что музыку можно прекрасно слушать через HDMI, если вы доверяете своему AV-ресиверу. Другим плевать на хайрезы или DSD, из-за которого я был вынужден исключить из теста достаточно перспективные ЦАПы Schiit.
Пожалуй, в моем случае нужен USB-ЦАП, который умел бы чисто декодировать DSD и мог отправлять РСМ на более солидный конвертер через свой цифровой выход. Я еще пощипаю в этом направлении, а вы пока перечитайте обзор. В нем были заявлены разные по деньгам приборы, возможно, информация по ним покажется полезной.