Оле Моллер, основатель и главный конструктор датской компании Copland, в недавнем интервью нашему журналу сказал, что никогда не старался получить т.н. ламповый звук. Его цель — точность воспроизведения музыки.
Вообще, миф о ламповом звучании очень живуч. Он уходит корнями в далёкое прошлое, когда усилители были по большей части однотактными, со слабыми блоками питания и тщедушными выходными трансформаторами. В наше же время вполне можно создать хорошо звучащий ламповый аппарат, способный работать даже с малочувствительной акустикой. Впрочем, это не так просто, как кажется, тут необходимо иметь довольно специфические знания и опыт. Компания занимается проектированием усилителей более сорока лет, так что с опытом у её сотрудников всё в порядке.
Интегральный усилитель CTA405 выполнен в традиционном для Copland стиле, который, как говорит сам Моллер, можно считать результатом протестантского пуританизма, на котором основана скандинавская культура. Как видно на фото, лицевая панель строго симметрична. Две ручки с утопленными вращающимися шкалами — громкость и селектор входов, рядом с ними кнопки Tape (контроль записи) и Standby. В центре композиции круглое окно ИК-приёмника с кольцом из светодиодов, которые показывают, какой вход в данный момент выбран. Управление усилителем возможно и с небольшого штатного пульта ДУ.
Усилитель рассчитан на подключение до пяти аналоговых источников, в т.ч. LP-проигрывателя с ММ-головкой. Все разъёмы, включая и акустические WBT, позолоченные.
Фонокорректор, как и вся остальная схема, построен на лампах. Входные каскады аналогичны тем, что используются в предусилителе CTA305 — после коммутатора входов сигнал поступает на буфер с низким выходным сопротивлением и собственным источником питания и только с него подаётся на моторизованный регулятор громкости. За счёт этого исключается влияние межблочных кабелей на высокоомные входные цепи.
Для двухтактных выходных каскадов выбраны весьма популярные у разработчиков тетроды 6550, включённые с фиксированным смещением по ультралинейной схеме. Выходная мощность каждого канала 50 Вт независимо от сопротивления нагрузки, причём до 25 Вт усилитель работает в классе А. Производитель гарантирует безотказность ламп в течение 4000 часов.
Благодаря высокому качеству выходных трансформаторов, которые изготавливаются по спецификациям Copland лучшими специалистами в этой области, схема обладала высокой линейностью даже без обратной связи. За счёт введения общей ОС глубиной 18 дБ удалось дополнительно снизить искажения и улучшить демпфирование нагрузки. Именно это в конечном итоге позволяет CTA405 контролировать современную акустику, которая любит большой ток.
Собственно, редакционные Monitor Audio Gold Reference 20 как раз такие, поэтому никаких поблажек усилителю мы не делали. По энергетике звучания он не уступает транзисторным собратьям, а по гармоническому разрешению способен превзойти большинство из них. У CTA405 довольно мощный нижний регистр, в котором не заметно ни монотонности, ни потери структуры баса. Музыкальной информации много и в среднечастотном диапазоне, и в верхнем. Единственный момент — на высокой громкости в верхней середине появляется легкая окраска, свидетельствующая о росте искажений. Что, кстати, подтверждается нашими измерениями (см. подрубрику «7 раз отмерь»). Больше придраться было решительно не к чему. Усилитель строит трёхмерную сцену с точным позиционированием виртуальных источников, и это свидетельствует о грамотной конструкции с идеальным фазовым согласованием каналов. Симфонический оркестр обретает почти реальный масштаб с впечатляющим богатством тембров. Если в данном случае говорить о преимуществах лампового звучания, то можно отметить пристальное внимание к малейшим деталям, которое не имеет ничего общего с повышенной контрастностью, быстро утомляющей слух. Здесь слышишь всё и получаешь удовольствие. Ещё один примечательный момент — открытое, не зажатое звучание в нижней середине, с чётко различимыми реверберациями и естественными затуханиями, и при этом нет ощущения расслабленности или затягивания атаки. Акустика дышит свободно, она не передемпфирована и одновременно точно передаёт ритмическую структуру музыки. Такое сочетание, в общем-то, формальных параметров придаёт звуковой картине реалистичность, поскольку внимание не отвлекается на фиксацию каких-либо несоответствий или упрощений. У CTA405 нет явных жанровых предпочтений, но, как любому ламповому усилителю, ему особенно удаются вокальные партии и записи акустических инструментов. Редкий транзисторный интегральник способен на такую ясность и натуральность передачи тембральных оттенков.
Copland CTA 405
Производитель: Copland (Дания)
www.copland.dk
Лампы: 4 х KT88, 2 x 12BH7, 3 x E83CC, 2 x 6922 || Выходная мощность при сопротивлении нагрузки 8 и 4 Ом: 2 х 50 Вт || КНИ: <� 0,4% || Отношение сигнал/шум (IHF-A): >-90 дБ || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 5 Гц — 100 кГц || Чувствительность по входам Line/Phono: 350/3,5 мВ || Входное сопротивление Line/Phono: 33/47 кОм || Максимальная потребляемая мощность: 250 ВА || Габариты: 430 х 185 х 390 мм || Масса: 25 кг || Цена: 150623 руб.
заглянем внутрь
Почти весь усилитель, кроме блока фонокорректора, силового и выходных трансформаторов, смонтирован на общей печатной плате. Ассортимент ламп интернационален: 42-ваттные лучевые тетроды 6550 и драйверы 12AH7 Electro Harmonix российского производства, двойные триоды предварительного усиления — E88СС Edicron (Англия) и E83CC JJ Electronocs (Словакия). Ток покоя каждой выходной лампы подстраивается индивидуально. Судя по количеству отводов от первичной обмотки, выходные каскады выполнены по ультралинейной схеме, сочетающей преимущества триодного и пентодного включения.
Плата фонокорректора с четырьмя двойными триодами установлена на задней стенке, вблизи входных разъёмов. На передней панели — плата индикации и управления с процессором и кварцевым резонатором.
Силовой трансформатор представляет собой тор с внутренним экраном, внушительные выходные намотаны на Ш-железе с пропиткой, толщина набора пластин 40 мм.
Фильтр питания построен на двух 500-вольтовых конденсаторах 820 и 220 мкФ. В цепи сигнала используются исключительно плёночные ёмкости Kemet (RIFA) PHE 426.
- МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ
- 1. «Whisky&Blues». InAkustik, Reference Sound Mastering, 2009
- 2. Terry Evans, «Puttin’ It Down». Audioquest Music/JVC, XRCD 1995
- 3. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997. 24-битовая запись
- КОМПОНЕНТЫ
- CD-проигрыватель Primare CD-22
- Акустические системы Monitor Audio Gold Reference 20
- Кабели:
- — межблочные RCA Musical Wire Cadence Signature
- — акустические Cardas Clear Sky Banana 3 м
- — силовые Physics Style PW-Reference, Musical Wire Cadence Signature
COPLAND 405 или СOPLAND 405A
Да уж, своих «тараканов» у Вас не мало!)))) Правда, все они не относятся к основновным критериям выбора усилителя, т е к характеру звука усилителя и его сочетаемости с Вашими колонками и остальными компонентами аудио системы.
Кроме этого, очень важен «фактор» Ваших музыкальных предпочтений и понимания характера звучания тракта. И все эти факторы в выборе модели и бренда намного важнее для конечного «звукового» результата, нежели те » тараканы, что Вы перечислили выше…
Кроме всего прочего наличие фонокорректора это то же вещь с изменяемыми требованиями и внешний фонокорректо хорошего качества и совсем от другого бренда может дать конечный результат во много раз интереснее любого встроенного в усилитель.
Наличие пульта, эта «штучка» — вещь неоднозначная, т к многие бренды считают его » вредным» с точки зрения влияния на качество звука…
На счёт «made in» то же все совсем неоднозначно, т к тот же собранный в USA усилитель будет » интернациональным» по своей сути, т к комплектующие в нем могут быть со всех частей света… И связано это может быть не только со Всемирной глобализацией и интеграцией, а именно с «видением» разработчика «звукового характера» данной модели и т д и т п…
Кроме всего прочего бюджет Ваш далеко не безграничен, что бы быть » слишком капризным» в плане всех выше перечисленных пунктов, потому, как скажем так, труд одной рабочей единицы в Китае и США и система налогообложения -две совершенно разные вещи, которые в итоге будут ЗНАЧИТЕЛЬНО влиять на конечную стоимость продукта! Но, самое важное даже не это, а то, что совсем не факт, что у Вас есть гарантия в том, что в той же Америке на сборке не будет работать случайный «незаконный эмигрант» из Мексики и т д , а при этом в Китае аппарат будет собран » дядюшкой Ляо» в закаулкпх Хунъ-сунь-чая…))))
И самое важное в выборе в любом компоненте-это то, какой звук он будет обеспечивать в Вашей связке и тут я бы не » делал остановки» в выборе только на одной модели и только одного бренда!!!!
В Ваш список добавил бы ещё пару -тройку моделей, правда они без встроенных фоников… Это американский Cary Audio SLI-80, можно сказать легенда интегральных усилителей фирмы, ручной сборки в США, с Вашими основными требованиями…
Пожалуй ещё добавил бы автрияков Ayon Audio модели Скорпион и Спирит. И посмотрел бы в сторону ламповых интегральников, так же, Американской компании Аудио Ресеч…. Правда, тот же Кери аудио стоит ощутимо дороже Копланд-405а. А из Айон Аудио я бы особое внимание обратил на модели усилителей с ламповой комплектацией на кт-120 или кт-150 и конечно на старший их монстр усилитель Тритон, так же на кт-120 или 150… Этот монстр » прокачает» любую сложную акустику и справится с озвучкой приличного по площади зала…
Но, все из предложенного мною надо непременно слушать со своими АС и источником, что бы понять какой их усилителей больше всего подходит Вам по звуковой подаче, а иначе ни как не сделать правильного выбора!
Я забыл сказать Вам главное, что практически все эти брендовые усилители построены на наших отечественных лампах, так что имея американский усилок в нем будут стоять наши лампы…
Усилитель Copland CTA 405
К счастью, несмотря на солидный возраст, ламповая техника не теряет актуальности ни у любителей музыки, ни у профильных изготовителей. Продолжается выпуск как самих радиоламп, так и оборудования на их основе. Отрадно сознавать, что в первом случае львиная доля мирового производства сконцентрирована в России, хотя заказчиками выступают в основном иностранные компании. Так, знаменитая американская фирма Electro-Harmonix, известная своими аксессуарами для электрогитар, делает лампы для гитарных усилителей на мощностях завода приемно-усилительных ламп «Рефлектор» в Саратове. Производственное объединение «Светлана» в Петербурге тоже не снижает объемов выпуска радиоламп, большинство которых отгружается на экспорт.
Ламповые компоненты стереосистем не относятся к массовой продукции — чаще всего ими занимаются небольшие аудиоателье. И пусть номенклатура подобных компаний не может похвастаться десятками позиции, зато каждой модели уделяется максимум внимания и любви разработчиков.
Датская фирма Copland — яркий пример такого ателье, чья история насчитывает более 30 лет. Она специализируется на производстве электронных компонентов стереосистем, в основе которых в большинстве случаев лежит ламповая схемотехника. Вакуумные приборы не используются лишь в проигрывателе компакт-дисков CDA 825. Кроме него, в каталоге Copland присутствуют ламповые предусилители СТА 305 и CVA 306 (последний представляет собой довольно экзотический шестиканальный предварительный усилитель, ориентированный на работу в домашнем кинотеатре и в многоканальных музыкальных системах высокого разрешения), двухканальный мощник СТА 506 и стереофонический интегрированный усилитель СТА 405, который и оказался в лаборатории нашего журнала.
При первом знакомстве с усилителем Copland СТА 405 в нем никогда не заподозришь горячее нутро. В отличие от большинства конкурентов, щеголяющих оригинальным дизайном с выставленными напоказ колбами, эта модель облачена во вполне привычный прямоугольный стальной корпус, и лишь немалая его высота, обусловленная размером выходных ламп и трансформаторов, намекает, что не все тут так очевидно. С практической точки зрения подобное решение имеет неоспоримые преимущества — аппарат легко встраивается в стойку, а полностью закрытый корпус надежно защищает нежные внутренние детали. Хотя он все равно потребует для себя отдельную полку в стойке — ставить на него сверху другие компоненты системы мы бы не советовали, поскольку, как у всякого лампового усилителя, нрав у СТА 405 весьма горячий — причем в буквальном смысле слова.
Чтобы насладиться внутренней красотой устройства, придется снимать верхнюю крышку. А посмотреть там есть на что! Прежде всего обращаешь внимание на три крупных трансформатора. В блоке питания использован большой тороидальный трансформатор датской компании Noratel, а два выходных, во многом и определяющих голос любого лампового усилителя, — собственного производства; они выполнены на Ш-образных сердечниках и имеют отдельные отводы для подключения акустики с номинальным сопротивлением 4 и 8 Ом. С удовлетворением отметим очень аккуратный монтаж всех узлов и тщательный подход к их расположению внутри корпуса.
Приятным бонусом для покупателя Copland СТА 405 станет встроенный фонокорректор для работы с головками типа ММ или МС с высоким выходом. Причем это не однокристальное решение, вставленное в интегрированный усилитель для галочки, а полноценный блок, закрепленный на задней стенке корпуса и созданный на четырех лампах — паре двойных триодов ECC83S (12АХ7) и двух двойных триодах Е88СС (6922). Наверное, если озадачиться подбором внешнего фонокорректора, можно достичь и лучшего качества звучания, но даже в таком случае Copland СТА 405 даст отсрочку для поиска подходящего варианта, предоставив уже существующий встроенный блок довольно высокого класса.
Предварительные каскады усиления здесь такие же, как в предусилителе Copland СТА 305. Они организованы на двух лампах 12ВН7 компании Electro-Harmonix, произведенных в Саратове, и одной ECC83S. В выходных усилительных каскадах использованы четыре мощных пентода российского происхождения 6550ЕН той же Electro-Harmonix, функционирующие в ультралинейном режиме, который гарантирует высокую выходную мощность в сочетании с низким уровнем искажений.
В том же русле предпочтение отдано двухтактной схеме работы усилителя. При этом примерно до половины мощности выходные лампы действуют в чистом классе А, обеспечивающем исключительное качество звучания. В конструкции применены пленочные резисторы и полипропиленовые пленочные конденсаторы американской фирмы Jamicon. Для коммутации входов взяты высококачественные реле Axicom.
Облик модели хорошо соответствует роскошной начинке. В центре фасада в виде толстой полированной алюминиевой плиты фрезой вырезано название компании. Дизайн передней панели полностью симметричен. В середине находится круглый инфракрасный сенсор для пульта ДУ, вокруг него расположились светодиодные индикаторы активного входа и включения усилителя, справа и слева — небольшие кнопочки перевода усилителя в режим Standby и переключения сквозного канала магнитофона. Вообще сочетание современной функциональности и старомодных возможностей придает аппарату особое очарование. Моторизованный регулятор громкости для управления усилением с пульта ДУ соседствует с входом/выходом для подсоединения магнитофона со сквозным каналом (кнопочка Таре на лицевой панели как раз переключает эти режимы). Интересно, у скольких покупателей Copland СТА 405 сохранился в системе такой раритет?
Самые заметные элементы на фасаде — рукоятки регулировки громкости (справа) и селектора входов (в левой части). И если переключатель входов полностью электронный и реализован на импульсном переключателе, причем для активизации следующего входа нужно сделать два щелчка, что сначала кажется непривычным, то регулятор громкости здесь честный — на переменном резисторе с сервоприводом.
Несмотря на классическую ламповую схемотехнику, Copland СТА 405 — компонент вполне современный. В нем есть много таких мелочей, какие редко увидишь в ламповой технике. Скажем, прилагаемый к нему пульт ДУ с прямоугольным алюминиевым корпусом универсальный и позволяет управлять не только усилителем, но и проигрывателем компакт-дисков CDA 825. А имеющийся здесь режим Standby в ламповых усилителях вообще практически не встречается, хотя технически реализовать удаленное управление силовым питанием не является особой проблемой. По крайней мере, для лампового усилителя эта задача ничуть не сложнее, чем для транзисторного. Соответственно, главный выключатель питания убран на заднюю стенку корпуса — пользоваться им придется не так часто. Там же можно обнаружить выход триггера 12 В для организации общего управления музыкальной системой. Подобные возможности — атрибут техники «умного дома».
Коммутационный арсенал модели включает четыре линейных входа на разъемах RCA, вход и выход для подсоединения магнитофона, отдельную пару разъемов входа Phono с винтовой клеммой заземления и шесть винтовых акустических терминалов для подключения колонок номинальным сопротивлением 4 и 8 Ом. Балансной коммутации усилитель, к сожалению, лишен, хотя, скажем, единственный в номенклатуре компании проигрыватель компакт-дисков Copland CDA 825 выходами XLR оснащен. Впрочем, балансной коммутации нет даже в предварительном усилителе Copland СТА 305, поэтому говорить о какой-либо ущербности интегрированного решения не приходится.
Хороший ламповый усилитель отличается от прочих своих собратьев соединением преимуществ лампового звучания с положительными чертами транзисторных устройств. К примеру, если удается расширить частотный диапазон за пределы привычных границ 20 Гц — 20 кГц, свести искажения к безоговорочно приемлемому уровню, добиться коэффициента демпфирования выше нескольких единиц и вместе с тем сохранить теплоту и воздушность ламповой техники, а мягкость звучания сочетать с динамичной подачей энергичных моментов саундтрека, то разработчики смело могут записать на свой счет победу.
Именно таким триумфом датских инженеров стал Copland СТА 405. Даже с нашими не самыми простыми для усилителя лабораторными колонками PMC OBli он продемонстрировал превосходную динамику и масштабную звуковую сцену. Композиции разных музыкальных жанров прозвучали чрезвычайно комфортно и воздушно, не утратив при этом ни ритма, ни драйва. Басовая часть рабочего диапазона отличалась упругостью и имела явно выраженный рельеф. Насыщенные информацией симфонические произведения в исполнении большого симфонического оркестра были разборчивы и наполнены мельчайшими деталями. Мастерская передача тембров рояля и аккуратное обращение с вокалом в джазовых записях сочетались со способностью уверенно держать рок-н-ролльный ритм и задор. И лишь в самых энергичных треках порой проскальзывала склонность к смягчению атаки. Впрочем, в случае лампового усилителя эту особенность вряд ли можно отнести к недостаткам. Важно, что в энергетически насыщенных местах музыкальное полотно по-прежнему оставалось поразительно детальным. Отменно прорабатывались дисканты, а в звучании тарелок были различимы мельчайшие обертоны. Благодаря таким свойствам усилитель создавал трехмерную виртуальную сцену с точной локализацией источников звука.
Однако настоящим откровением стал встроенный фонокорректор. Выше, изучая внутреннюю архитектуру Copland СТА 405, мы уже высказали предположение, что данный блок присутствует в конструкции вовсе не для проформы. Результаты же прослушивания не просто подтвердили это, но позволяют утверждать, что встроенный фонокорректор вполне способен соперничать с отдельными устройствами в половину стоимости самого усилителя. Так что любителям винила, которые еще не обросли должным количеством соответствующей аппаратуры, имеет смысл обратить на Copland СТА 405 очень пристальное внимание.