Выбираем лучший ЦАП: однобитники и мультибитники (часть 1)

Винил, конечно, сейчас — модная штука, друзья, но побороть цифровую дистрибуцию музыки ему не придется никогда. Цифровые источники звука вот уже более полутора десятка лет прочно удерживают доминирующее положение как в профессиональном, так и в бытовом секторах электроники. Поговорим о том, как выжать максимум Hi-Fi-соков из ассортимента плодов — от интернет-радиостанций до 24-битового аудио.

Когда-то проигрыватель компакт-дисков был единственным решением, и вообще поначалу считался крутым High End, но сегодня эту тему, похоже, можно считать морально исчерпанной. Да, по старинке еще многие держат CD в коллекциях, но как физический носитель он проигрывает винилу, который банально красивее выглядит, а технически уступает по параметрам HD-аудио, которым уже вовсю торгуют в интернете не только аудиофильские, но и мейджор-лейблы. Таким образом, вместо CD-плеера нам нужно более универсальное устройство с внешними входами, которое могло бы преобразовать двоичный код из нулей и единиц в аналоговый сигнал, который далее подавался бы на усилитель и колонки в итоге.

Самый лучший цап для музыки. Как выбрать и как понять?

В большинстве случаев ЦАП встроен в устройство, которое вы используете для прослушивания музыки (телевизор, ноутбук, телефон или планшет), но эта версия не оптимизирована для наилучшего качества звука.

Вот почему, если вам нужен лучший ЦАП, вам необходимо приобрести отдельное устройство, специально разработанное для этой цели. Вы можете использовать его со своим ноутбуком, телевизором, системой домашнего кинотеатра, телефоном и так далее.

Даже если есть встроенная версия, это будет обойдено, и отдельный ЦАП вступит во владение, создавая лучший звук. Мы рассмотрели некоторые из лучших продуктов на рынке и поняли, как вам выбрать лучший ЦАП за деньги.

Характеристики

ЦАП во многом определяет параметры всей аудиосистемы и непосредственно влияет на качество получаемого аудиосигнала.

Основные параметры уровня качества записи в цифровом формате: частота дискретизации (измеряется в Гц), разрядность (измеряется в бит) и битрейт (измеряется в кбит/с). Эти характеристики будут главными в выборе ЦАП.

Музыка для души и “цапанье” только в помощь

Модули ЦАП немного сложнее, чем, скажем, выбор пары наушников, поэтому мы собрали эти полезные рекомендации, в которых рассказывается об основных функциях, которые следует учитывать.

ВХОДЫ И ВЫХОДЫ

Если вы посмотрите на цап, вы заметите, что большинство из них имеют несколько типов входов (оптические, коаксиальные, USB и другие). Хорошее эмпирическое правило – выбирать устройство с разными типами ввода, потому что это означает, что вы можете использовать его с широким спектром устройств, от мобильных телефонов и планшетов до телевизоров и даже проигрывателей.

Что касается выхода, большинство из них поддерживают классический выход 3,5 мм (для наушников), но современные устройства также поддерживают подключение по BT.

Почему наушники звучат плохо?

Если коротко: высокоомные наушники любят высокое напряжение, но им не нужен большой ток. Аккумулятор смартфона или плеера чаще всего попросту не может обеспечить встроенный усилитель достаточным напряжением. Поэтому его рассчитывают под наушники с небольшим импедансом, которым важнее ток, чем напряжение.

Чтобы ответить подробнее, нужно сделать пару лирических отступлений. Для начала следует разобраться в импедансе.

Импеданс — это номинальное сопротивление на входе наушников, измеряется в Омах. По величине сопротивления все наушники можно условно разделить на три группы:

  • Низкий импеданс — меньше 40 Ом. Обычно 16-32 Ома — это большинство затычек и небольших наушников, множество недорогих охватывающих моделей.
  • Средний — 60-100 Ом. Например, Sennheiser HD 280 PRO. Хорошо подходят для записи барабанов: за счет импеданса в 64 Ома они выдадут значительно больше громкости, чем модель на 250 Ом, при этом не будут так легко перегружаться, как низкоомные наушники.
  • Высокий — больше 250 Ом. Многие студийные и хай-энд модели.

Зачем вообще наушникам высокое сопротивление? На самом деле, до недавнего времени со звучанием «ушей» особо не заморачивались. Самый качественный звук традиционно предлагали студийные модели, и они все были высокоомными, потому что студийная техника всегда обладала мощными выходами. Подключенные к ним низкоомные наушники звучали бы слишком громко вплоть до боли в ушах.

Второе преимущество, о котором задумались уже чуть позже — больший вольтаж дает большую детализацию и лучшую динамику, звучание становится как бы более насыщенным, ярким и глубоким. В итоге среди производителей хай-фая и хай-энда пошла мода выпускать дорогие высокоомные модели, и сегодня они занимают существенную часть рынка. Разумеется, это не значит, что любая высокоимпедансная модель звучит лучше наушников с низким сопротивлением.

Кроме импеданса еще одним важным значением является чувствительность наушников. Это сколько децибел они выдадут в расчете на милливольт. Есть схожий параметр — эффективность, измеряется в децибелах на милливатт, но обычно указывается именно чувствительность.

Теперь правила:

  • Чем больше импеданс имеют наушники, тем большее напряжение им нужно. От импеданса зависит, сколько мощности сможет им отдать усилитель.
  • Чем меньше чувствительность у наушников, тем выше ток им требуется. От чувствительности зависит громкость наушников.

Например:

  • Наушники Sony MDR-1AB. Их импеданс лишь 24 Ома, а чувствительность — 105 Дб. Комбинация из низкого импеданса и высокой чувствительности означает, что такие наушники гораздо проще прокормить электричеством, с этим справится даже обычный смартфон.
  • В противовес им — наушники Shure SRH1840. Кажется, что с импедансом в 65 Ом их вроде бы несложно будет раскачать. Вот только их чувствительность составляет всего 96 Дб, а это значит, что им нужно очень много энергии — 1,5–4 Вт на канал для большой громкости!
  • А вот Sennheiser HD 650 имеют импеданс аж в 300 Ом, но при относительно высокой чувствительности в 103 Дб усилитель к ним будет подобрать попроще.

Однако даже если наушники нетребовательны к сигналу, это еще не означает, что встроенный усилитель смартфона или плеера не портит качество их звучания. Нередко копеечные усилители вносят искажения, особенно на высокой громкости, а также имеют раздражающие посторонние шумы и фоновое гудение. Они возникают из-за влияния различных радиоэлементов друг на друга при слишком плотной компоновке корпуса. Обойти ограничения встроенных усилителей помогают внешние усилители для наушников.

Музыка – именно она

По всем параметрам выигрывает один из лучших ЦАПов в мире. Сейчас мы его вам представим.

КЕМБРИДЖ АУДИО DACMAGIC PLUS —Лучший Аудиофильный ЦАП

Cambridge Audio – одна из самых известных компаний в аудиоиндустрии, которая производит широкий спектр высококачественной продукции. Таким образом, вы можете верить, что устройство DacMagic Plus будет идеальным для большинства аудиофилов и даже профессиональных музыкантов.

Фактически, мы считаем, что это лучший ЦАП до 500! Устройство оснащено 24-битными ЦАП Twin Wolfson и использует повышающую дискретизацию AFT2 24 бит / 384 кГц с повышением частоты дискретизации и уменьшением джиттера. Он также оснащен беспроводным соединением BT и выбираемыми цифровыми фильтрами, что дает пользователю возможность настройки управления.

В результате звук будет безупречным, независимо от формата или устройства, которое вы используете. Вы можете использовать его с проигрывателями Blu-ray, домашними кинотеатрами, телефонами, ноутбуками и так далее. Когда DacMagic Plus подключен к сети, вам больше не нужно беспокоиться о качестве звука!

Плюсы:

  • Twin Wolfson 24-битные ЦАП
  • AFT2 Повышение частоты дискретизации
  • Асинхронный USB-вход
  • Он также может быть использован в качестве цифрового предусилителя
  • BT связь

Минусы:

  • Немного дорогой
  • Нет пульта дистанционного управления
  • Нет индикатора уровня громкости

Все зависит от исходного материала

Разумеется, чтобы получить от ЦАП максимально возможный результат, необходимо позаботиться о качестве исходного материала. Не рассчитывайте на чудо, предлагая ему MP3-файлы с битрейтом 128 кбит/с. На самом деле, более качественное декодирование сжатого сигнала может еще сильнее подчеркнуть его недостатки. Для компонентных ЦАП оптимальные результаты обеспечивает контент CD-качества и выше. Обычно музыка с подобным разрешением записана в PCM-форматах без потерь – FLAC, WAV или ALAC (Mac), а также DSD.

Самый лучший китайский цап для музыки

Китайский цап скорее всего мало будет отличаться от остальных, только по одной причине: “они теперь все китайские”. =)

Но тем не менее, есть один экземплярчик, на который стоит обратить внимание. И это означает как раз именно то, что его предпочитают даже сами наши азиатские друзья!

CHORD ELECTRONICS MOJO DAC — Amp Combo

Несмотря на то, что оно умещается на ладони, это устройство обладает широкими возможностями и функциями. Это и ЦАП, и усилитель для наушников. Это означает, что вы сможете в полной мере использовать только что купленные высококачественные банки!

Этот ЦАП Mojo был разработан с учетом портативности. Поэтому большинство пользователей подключают его к своим телефонам, планшетам или ноутбукам и наслаждаются результатом на своих наушниках. (наушники-вкладыши или студийные наушники).

Хорошая новость заключается в том, что он работает со всеми операционными системами на рынке. Поэтому у вас не возникнет проблем с установкой. Не говоря уже о том, что он запомнит настройки, которые вы использовали в последний раз.

Кроме того, он воспроизводит практически любой аудиофайл, поскольку он поддерживает 32-битную частоту до 768 кГц и четырехканальный DSD 256. Устройство оснащено двумя 3,5-мм аналоговыми портами. Это означает, что вы можете поделиться музыкой с другим человеком. Наконец, батарея LiPo обеспечивает от восьми до десяти часов воспроизведения, и все это в твердой алюминиевой раме.

Плюсы:

  • Портативный и простой в использовании.
  • ЦАП и усилитель для наушников в одном устройстве.
  • Два 3,5 мм порта.
  • Время работы от 8 до 10 часов.
  • Работает с большинством устройств и аудио-файлов.
  • Твердая алюминиевая рама.

Минусы:

  • Не могу носить его в кармане.
  • Не работает во время зарядки.
  • Немного дороже.

Выбор гипотетического ЦАП — основные нюансы. Часть 1.


В современном обществе, в среде аудиофилов и меломанов не обладать ЦАП-ом — определенно моветон. И не потому что это модно или хайпово, а по причине того, что ЦАП, это по сути новый «носитель» звуковой культуры 21 века.
Возможно кто-то и возразит, что новым носителем скорее можно назвать потоковое вещание аудио на сетевые устройства (в прошлой жизни воплощавшихся в виде стерео-ресиверов воспроизводящих FM-радио), и я бы согласился, но пока качество сетевого звучания не может сравнится с по-настоящему аудиофильной «проводной» системой.

По какой причине Вам нужен ЦАП?

1. ЦАП — это просто удобное устройство позволяющее,как крокодил без разбору заглатывать фактически любые файлы и переварив их содержимое извергать или изрыгать в виде музыки.

Преимущество ЦАП перед СД-проигрывателями следующие — на данный момент средне статический недорогой ЦАП способен при удачном выборе выдать звук более интересный и качественный, нежели средне статический недорогой СД-проигрыватель.

ЦАП не имеет движущихся частей, валов, пасиков, шестеренок, линз и прочей механики, срок службы которой ограничен. Т.е. если старый СД-проигрыватель гипотетически может доставить вам ряд проблем — о, майн либен — помирающим «глазом» — этот диск он сегодня читает, этот не читает, а этот поцарапанный, то ЦАП просто работает.

Не забываем, что сами чипы ЦАП со времен господства СД-проигрывателей не стояли на месте и дают часто лучшие характеристики и лучший звук. Конечно же и в конце 80-х и сейчас делают изумительно звучащие проигрыватели, но их цена для средне статического меломана очень высока, и оказывается, что с ЦАП получить хороший звук проще и дешевле.

Другое преимущество ЦАП — колоссальное количество музыки в виде файлов. Конечно же ранее было выпущено не меньше СД-дисков, но сегодня попробуй найди нужную группу и магазин, где ее продают. Разумеется быстрее и проще получить этот альбом в виде файлов.

Используя ЦАП вы удивитесь, насколько богаче стал ваш выбор музыки лишившись ограничений физических носителей.

Следующий нюанс — используя СД-проигрыватель вы «ограничены» только форматом 44100 Гц и 16 бит. Мне вполне достаточно этого изумительного качества и я не ищу большего. Но обладая ЦАП вас никто не ограничивает в по сути бесконечном увеличении качества. Хотите 96000 Гц и 24 бит? На ЦАП это возможно. Хотите 192,000 Гц — пожалуйста. Хотите 1,536,000 Гц — без проблем, например используя ЦАП Denafrips ARES II.

С ЦАП вы можете слушать DSD, вы можете слушать PCM — вся эта роскошь и мощь в вашем распоряжении.

Конечно же, если вы очень хотите стать обладателем СД-проигрывателя, то вам никто не запретит, и это имеет свои плюсы, например быстрый старт для начала прослушивания, но в целом СД все же может ограничивать вас в той или иной мере в выборе контента по сравнению с ЦАП. Хотя на ближайшие лет 30 СД дисков на ebay всем хватит, тут переживать не стоит, но цены скорее всего за действительно интересные музыкальные вещи будут только расти, как это происходит и с винилом — посмотрите например, сколько сейчас стоит Rockets на ebay или всеми любимый Pink Floyd.

Резюмируя, по некоторому опыту могу сказать, что дешевый ЦАП обычно звучит не хуже, а порой и лучше дешевого СД-проигрывателя, но не имеет механических проблем (это не отменяет того факта, что ЦАП также может сгореть по какой-то причине), поддерживает больше форматов, и умеет воспроизводить музыку (даже очень дешевый) порой в самых больших значениях дискретизации. Другой момент — благодаря китайским производителям, особенно любителям, приличный новый ЦАП сегодня можно купить реально дешево, дешевле чем СД-проигрыватель начального уровня. Проверим это предположение.

СД-проигрыватель Denon dcd-520ae предлагаемый с полок современных Hi-Fi магазинов использует довольно старенький чип PCM1791 вышедший еще в лохматом 2003 году.

При ценнике в 15500 рублей это возможно бы и было в теории неплохим приобретением, но китайские разработчики способны предложить лучшие чипы и решения.

Цап с aliexpress под названием SU2, или PCM1794 * 2 + AK4118 SU1 ADUM предлагается в среднем по цене в 9000 рублей, но содержит целых два более совершенных чипа PCM1794, хотя и из тех же годов (2003-2006), которые используют отлично звучащую схему и качественные операционные усилители LME49710/49720. Другими словами при ощутимо меньшей цене ЦАП SU2 предлагает глобально более высокое качество звука нежели бюджетный и более дорогой СД-проигрыватель Denon dcd-520ae.

В принципе и значительно более дорогой СД-проигрыватель Marantz CD-6002 на чипе CS4398 не способен справится с SU2 и уступит в детализации, точности построения пространства, прозрачности.

Поэтому с моей точки зрения на СД-проигрыватели (попутно SACD/Blu-Ray/DVD-Audio) стоит обратить внимание в случае если вы выбираете поистине роскошный и неординарный аппарат (например Pioneer DV-AX10, бывший в ретейле оценен в 500,000 йен — считайте что 5000 долларов), а не бюджетные или средние решение, которые уступят в функциональности, возможностях, и что печально, в большинстве случаев в звуке, современным ЦАП.

Почему? В первую очередь по той причине что за прошедшее время по мере развития цифрового аудио появились лучшие, как по характеристикам, так и по звуку операционные усилители, и дискретные схемы, а так же сами чипы цифро-аналоговых преобразователей достигли невероятных высот.

Например, если чип PCM1791 в 2003-2006 году мог похвастать динамическим диапазоном в 113 дБ и THD+N в 0.001%, то более продвинутый PCM1794 (которых, напомню, в том же SU2 установлена пара, что улучшает показатели) даже один выдавал 132 дБ. Правда в моно режиме при 9 вольтах, поэтому и важно, что в SU2 установлено 2 чипа, что и приводит к таким чудовищно высоким значениям в 132 дБ.

При стандартном выходе в 2 вольта ЦАП мог похвастать так же внушительным значением в 127 дб.

А при 4,5 вольтах — 129 дБ.

Я предлагаю чуть отвлечься от темы и обратиться к людям, которые часто с пеной у рта доказывать, что XLR в псевдобалансных схемах не несет никакой пользы.

Еще раз посмотрите на выход чипа:

9 вольт — 132 дБ

4,5 вольт — 129 дБ

2 вольта — 127 дБ

Очевидно, что динамический диапазон выше, чем выше диапазон напряжения, а в XLR, даже в псевдобалансной схеме напряжение все равно повышено в 2 раза, поэтому характеристики будут выше и это слышно на слух, обычно выражается в лучшей трехмерности пространства, более твердых и осязаемых образах.

Другими словами — выше напряжение — выше разрешение, но конечно это справедливо в аудиосистемах достаточно высокого уровня Hi-Fi.

Так же многие чипы ЦАП, согласно даташит при большем напряжении могут показывать лучшие характеристики, например классический чип экономичной редакции TDA1543.

Возвращаясь к теме ЦАП, так же отмечу, что PCM1794 превосходит PCM1791 не только из-за большего динамического диапазона, но и из-за значительно меньших искажений — в PCM1794 THD+N составляет крайне низкие 0.0004%.

Что касается используемых операционных усилителей Lme49710 и Lme49720, то они крайне впечатляющи по параметрам, но немного ограничивают возможности ЦАП опуская до своего уровня, т.е. можно получить и еще более впечатляющий результат.

Динамический диапазон Lme49710/49720 ограничен 120 дБ, но зато искажения просто фантастически низкие — THD+N = 0.00003% (посчитайте количество нулей на досуге, вместо овец перед сном).

SU2 приведен в обзоре не как эталон, а как крайне доступный по цене и качественный ЦАП. Более дорогие устройства будут еще лучше, дадут более богатый звук по нюансам, звуковой текстуре, микродинамике. Палитра звучания безусловно обогатится если вы перейдете не ЦАП базирующийся на более современных чипах, например Sabre ES9018-9038PRO при условии отличного схемотехнического воплощения аналоговой части.

Устройство ЦАП можно условно разбить на несколько частей, каждая из которых в сумме важна и влияет на звук.

Ниже я намечу небольшой план для дальнейшего рассказа об устройстве ЦАП, которого постараюсь придерживаться. Эта информация поможет вам грамотно подойти к выбору ЦАП и глядя просто на начинку вы уже будете примерно понимать устройство какого уровня перед вами. Конечно это не гарантирует, что вы обязательно влюбитесь в звук вашего нового ЦАП, но это поможет избежать большого числа разочарований, которые вас подстерегают при выборе наобум, или по «советам».

Устройство ЦАП состоит из таких блоков как

1. Блок питания (линейный, импульсный, один или два трансформатора, стабилизатор и тд)

2. Транспорт получающий цифровые данные (чипы, USB, SPDIF, тактовые генераторы, фемтоклоки, тактовые резонаторы).

3. NOS или OS (чипы, причины)

3. Чип ЦАП (модель чипа, количество чипов, параллельное подключение).

Транспорт и чип относится к цифровой части устройства, а далее идет аналоговая часть, которая так же глобально влияет на звук и способна убить звучание или вознести до небес, если реализация предшествующей цифровой чисти это позволяет.

4. Преобразователь I/U и фильтр воспроизводимых частот

5. Баланс или несимметричный выход

Обо всем подробнее мы поговорим в следующих обзорах, но чтобы не терять времени вы можете зайти на наш ютуб-канал Вокруг Стерео и посмотреть цикл из более 5 частей «Как выбрать ЦАП».

Я не собираюсь повторяться и планирую сделать оба варианта совершенно самостоятельными с разнообразными не пересекающимися примерами, чтобы и видео и текст дополняли друг друга создавая цельное полотно более вдумчивого понимания такого вопроса, как «Выбор хорошего ЦАП».

Краткие выводы

Рынок аудиотехники изобилует различными вариантами устройств для преобразования цифрового сигнала в аналоговый. Они отличаются своим назначением и функционалом, а также стоимостью. Простые бюджетные модели не отличаются самой качественной конвертацией музыки, однако практически незаменимы для прослушивания аудиофайлов с цифровых гаджетов и прочих устройств. Ну а профессиональные модели стоимостью от 20 тысяч рублей и до бесконечности станут настоящей находкой для ценителей качественного звучания. Главное при этом — правильно подойти к выбору подходящего устройства и найти именно тот аппарат, который необходим.

Частота дискретизации

Частота дискретизации определяет, как цифровые данные будут конвертироваться в аналоговый сигнал. Чем выше частота дискретизации, тем результат преобразования будет ближе к исходному сигналу.

Для корректного воспроизведения аналогового сигнала из цифровой формы необходимо, чтобы частота дискретизации была в два раза выше, чем максимальная частота в спектре сигнала.

Подкованные в технических науках могут найти обоснование явлению в теореме Котельникова.

Это означает, что для воспроизведения слышимого человеком звукового диапазона частот 20-20 000 Гц необходимая частота дискретизации будет составлять до 40 000 Гц.

Соответственно, частота дискретизации Audio CD составляет 44.1 кГц, а mp3-файлов — 48 кГц.

ЦАП, проигрывающий такие файлы, должен иметь частоту дискретизации не менее 48 кГц, иначе звук будет искажаться. При обработке некомпрессированных форматов частота дискретизации должна быть еще выше. Она может доходить до 96 кГц, 192 кГц, и более. Основные используемые значения: 44,1 кГц, 48 кГц, 88,2 кГц, 96 кГц, 192 кГц.

PS Audio DLIII Digital Link — 30000 руб.

Звук 4
Конструкция 4

Достоинства

Аналоговые цепи работают в классе А

Недостатки

Отсутствует выход на наушники

В основе этого продукта американской фирмы лежит интересная философия. Поскольку микросхем собственно ЦАП’ов — раз-два и обчелся, цифровой тракт звучит примерно одинаково. «Голос» устройства определяется аналоговыми цепями, а схем их создания — великое множество. Для DLIII были выбраны транзисторные аналоговые цепи, работающие в классе А с неглубокой обратной связью. Решение аудиофильское, что вкупе с наличием балансных выходов и высококлассных гнезд RCA позволяет адресовать аппарат самым взыскательным меломанам.

Трехступенчатое преобразование входного сигнала позволяет свести джиттер к минимуму, т.е. улучшить разрешение стереокартины. Действительно, создаваемые DLIII музыкальные образы — удивительно четкие, ни один инструмент не «выпячен», но голос каждого ясно различим. Если ваша система позволяет подключить DLIII по балансной шине, советуем обязательно взять аппарат на заметку.

Графики АЧХ и КНИ образуют нечто похожее на дельту реки: на верхах нелинейные искажения начинают расти, амплитуда входного сигнала падает (классическая картина работы аудиоканала на пределе полосы пропускания). Единственный в подборке аппарат (не считая NuForce, пожелавшего остаться в этом смысле неизвестным), который инвертирует фазу входного сигнала. Зато дисбаланса по каналам практически нет. В спектре выходного сигнала заметны следы нескольких разностных гармоник, но с достаточно низкой амплитудой (–80–90 дБ). «Коврик» располагается на уровне –100 дБ, что следует считать хорошим показателем.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]