Выбираем цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП) с лучшим звуком


Что такое ЦАП?

ЦАП – это устройство, которое переводит информацию из цифрового вида в аналоговый и вместе с этим улучшает качество звука (расшифровка: цифро-аналоговый преобразователь).

При использовании ЦАП электронная цепь выглядит следующим образом: звуковой носитель> преобразователь> звук. На выход подается ток с напряжением, который проходит через усилители и подается к акустической системе. Т.е. ЦАП служит «посредником» между цифровым и аналоговым стандартами.

ТОП самых лучших усилителей звука

ЦАП – быстрорастущий сегмент Hi End- и Hi-Fi-рынка. И с каждым годом количество выпускаемых моделей только возрастает.

Burr-Brown:

Мультибитные:

PCM51, PCM5216-битные предшественники PCM53, в керамическом корпусеPCM5316 бит, один из старых, но хороших (1983-86 г.г.), с параллельным входомPCM5416 бит, нормальный мультибитник (чуть старше PCM56), с параллельным входомPCM5516 бит, то же, что и PCM54, только в маленьком SOIC корпусеPCM5616 бит, нормальный по качеству мультибитникPCM5818 бит, очень хороший ЦАПPCM6118 бит, по качеству как PCM56, но 18 битPCM6320 бит, один из Лучших, существующих в мире АудиоPCM6418 бит, один из Лучших, с параллельным входомPCM65— один из самых Лучших, дорогих и редких мультибитников, с параллельным входомPCM6616 бит, 2 ЦАП-а, запиханных в один корпус, качество — так себеPCM67гибридный (мульти+однобитный), 2 ЦАП-а в одном корпусе (стерео)PCM69гибридный (мульти+однобитный), то же, что PCM67PCM170018 бит, 2 ЦАП-а в одном корпусе (стерео), качество уровня PCM61PCM170118 бит, один из лучших, наследник технологий PCM58PCM170220 бит, по качеству чуть ниже PCM63PCM170420 бит, то же, что PCM1702, но только способный принимать 24-битный поток (преобразование все-равно 20-битное)

Однобитные:

PCM1600 / 1601дешевыеPCM1607дешевыйPCM1710обычный однобитникPCM1715дешевыйPCM1716дешевый однобитник, принимающий 24бит/96кГц.PCM1723дешевыйPCM1728однобитник, принимающий 24бит/96кГц.PCM1732более-менее из однобитныхPCM1738более-менее из однобитных, чуть лучше PCM1732PCM1792более новый однобитник из серии 24/192PCM1794лучший однобитник среди PCM1792-PCM1798 (из серии 24/192)PCM1796, PCM1798самые новые однобитники, качество ниже, чем у PCM1792

Критерии выбора ЦАПа для музыки

Сегодня на российском рынке представлено много моделей этой техники. Поэтому, чтобы пользователь не ошибся в выборе ЦАПа, перед покупкой нужно учесть следующие параметры:

  1. Входы. Этот параметр зависит от того, какие устройства будут использоваться в качестве источника звука. Новые модели подсоединяются к компьютеру через USB-разъем. Кроме того, используются оптические и коаксиальные стандарты. Также на рынке доступны модели с поддержкой беспроводных технологий.
  2. Выходы. Набор выходов зависят от особенностей использования преобразователя. Если он приобретается для прослушивания аудио через наушники, то потребуется наличие разъема на 3.5 мм. В остальных случаях нужны линейный и коаксиальный выходы;
  3. Показатели дискретизации и разрядности. Эти параметры влияют на качество аудио. Для CD-формата разрядность составляет 16 бит, а для Hi-Res – от 24. А параметр дискретизации для CD составляет 44.1 кГц, для Hi-Res – от 96.

Что такое ХайРез

  1. Размеры. Данный параметр зависит от предназначения устройства. Сейчас актуальны модели с небольшими размерами. Такие преобразователи помещаются в кармане и преимущественно используются с планшетами или смартфонами.
  2. Дополнительные функции. Из прочих функций отметить нужно управление устройством с помощью пульта и наличие разъема для гарнитуры. Также желательно, чтобы устройство имело аналоговые входы и возможность работы аппарата в режиме предусилителя.
  3. Производитель. Многие покупатели советуют брать аудио ЦАПы у надежных брендов. Среди именитых производителей отмечают следующие фирмы: Cambridge Audio, AudioQuest, Dynavox и т.д.
  4. Стоимость. Цена устройства зависит не только от бюджета пользователя, но и от того, с какой звуковойаппаратурой будет использовать преобразователь. Например, не рекомендуется покупать дорогой аудио ЦАП, если он будет работать со слабенькой аудиосистемой или с телефоном.

Как получить наилучший звук от CD-проигрывателя, статья. Журнал «WHAT HI-FI?»

Сохранить и прочитать потом —

За последнее десятилетие способ потребления музыкальной продукции радикально изменился. Скачивание файлов и стриминговые сервисы сегодня широко распространены, однако при правильном подходе и первый цифровой формат может принести много радости.

У многих из нас еще остались CD-проигрыватели, а кто-то подумывает о приобретении новой модели. Мы расскажем, как получить максимум от вашего нового компонента и музыкальной коллекции. В конце концов, мы и сами все еще покупаем CD пачками.

Прежде чем перейти к делу, мы бы хотели напомнить о том, что диски требуют бережного обращения. Конечно, они не так чувствительны к царапинам, как винил, однако самый лучший звук можно получить только от дисков с хорошим качеством поверхности. Если на поверхности диска имеются царапины или загрязнения, в лучшем случае он будет чуть хуже звучать, а в худшем случае звук будет «скакать» или проигрыватель вообще откажется воспроизводить песню. Будьте внимательны к дискам и всегда убирайте их обратно в коробку, а не бросайте валяться по дому.

Покупая новый проигрыватель, стоит выбрать лучший из тех, что вы можете себе позволить. Если записанная на диске информация извлекается не полностью, потерянные данные невозможно будет восстановить в последующей части тракта. Как правило, более высокая цена коррелирует с повышенным качеством конструкции и звучания.

Если вы решили купить новый CD-проигрыватель, подумайте о модели с цифровыми входами. К ним можно подключать другие цифровые источники – компьютеры, телеприставки, DAB-радиоприемники – и повышать качество их звучания благодаря (теоретически) более высококлассному цифроаналоговому преобразователю CD-проигрывателя.

Это логично: специализированный аудиоисточник куда чаще оснащается хорошей схемой ЦАП, чем любое из перечисленных устройств.

CD-проигрывателю нужна надежная база

Первым делом убедитесь, что ваш новый проигрыватель будет стоять на надежной базе, чтобы на него передавалось как можно меньше вибраций. Самый очевидный вариант – стойка под аппаратуру. В любом случае платформа должна быть жесткой, строго горизонтальной и низкорезонансной.

Вибрация не так сильно влияет на CD-проигрыватели, как на виниловые вертушки, однако шаги по полу и даже звук из колонок, особенно на высокой громкости, заставляют считывающий механизм прилагать больше усилий, что может сказаться на звуке.
Платформа должна быть жесткой, строго горизонтальной и низкорезонансной
Если вы не готовы с этим согласиться, проведите эксперимент. Положите слегка надутую велосипедную камеру под проигрыватель и прислушайтесь, не отличается ли звук. Не надувайте камеру до конца; задача заключается в том, чтобы она была насколько возможно мягкой, но при этом достаточно высокой, чтобы ножки проигрывателя не касались поверхности подставки.

Могут возникнуть трудности с выравниванием CD-проигрывателя по горизонтали, но улучшения в звуке оправдают все ваши усилия; а если вы их не заметите, то хотя бы от души повеселитесь.

Все дело в кабелях

Почти к любому CD-проигрывателю прилагается пара аналоговых кабелей. Не рассматривайте их как постоянное решение – они хороши разве что для самого начала работы: даже бюджетный проигрыватель будет звучать лучше при подключении качественных межблочных кабелей. Не поскупитесь потратить £30-£50 на пару.

У большинства проигрывателей аналоговые выходы снабжены простыми аудиоразъемами; некоторые могут похвастаться балансными XLR – они способны обеспечивать более качественный звук, хотя так бывает не всегда. Все зависит от того, насколько тщательно подошли к разработке балансного контура у источника и усилителя.

К сожалению, проверить это можно только экспериментальным путем. В большинстве случаев, если не рассматривать High-End-модели, у небалансного выхода выше качество звучания, а у балансного, как максимум – выше громкость.

Еще одним интересным вариантом, который обязательно стоит попробовать, будет использование оптического или коаксиального цифрового выхода: он позволяет подключить к проигрывателю внешний ЦАП. Такой способ может пригодиться в случае, если ваш проигрыватель работает хорошо, но вы все-таки хотите еще немного улучшить звук. На рынке представлено множество отличных моделей ЦАП; один из лучших вариантов – Chord Mojo.

Простота управления

Самые аскетичные CD-проигрыватели обходятся минимумом кнопок: одна – для открытия и закрытия дископриемника, еще две – для начала и остановки воспроизведения и парочка – для перехода вперед и назад по списку песен. Выход на наушники с собственным регулятором громкости пригодится для ночного прослушивания.

Как правило, к проигрывателю прилагается пульт ДУ, позволяющий управлять множеством функций – в том числе такими, для которых нет кнопок на лицевой панели – а также приостанавливать воспроизведение, переключать песню и т.п. Если у вас усилитель той же марки, что и CD-проигрыватель, скорее всего, этими компонентами можно управлять с одного пульта ДУ.

Отключение дисплея

Помимо номера воспроизводимой песни, некоторые проигрыватели отображают на дисплее ее название и имя исполнителя. Это может показаться странным, однако отключение дисплея в большинстве случаев приводит к повышению качества звучания, поскольку он сам по себе создает некоторый электрический шум.

Еще более неожиданным может оказаться эффект от отключения цифровых выходов. Такая возможность имеется в некоторых моделях (например, она есть у обладателя Award, Marantz CD6005) и приводит к небольшому, но заметному улучшению чистоты и динамики. Конечно, для этого остальная часть системы должна быть достаточно прозрачной.
Большинство CD-проигрывателей звучат лучше с отключенным дисплеем
Фильтры и повышение частоты дискретизации

Намного чаще встречается функция изменения параметров цифровых фильтров. Компания Audiolab широко практикует такой подход в своих CD-проигрывателях и цифроаналоговых преобразователях. Попробуйте разные варианты на свое усмотрение.

Базовый набор настроек чаще всего оказывается лучшим по результатам измерений, однако вполне может оказаться, что какой-либо другой вариант звучит лучше. С ними тоже стоит поэкспериментировать.

Функция повышения частоты дискретизации нам не очень по душе. Если ее реализация не вполне идеальна, вы получите более мягкий и проработанный звук, но атака и задор музыки станут заметно слабее.

Подбор компонентов системы

Почти любой CD-проигрыватель теоретически способен работать почти с любым усилителем. Аналоговые выходы большинства проигрывателей выдают около 2 вольт плюс-минус несколько микровольт – именно столько жаждет получить линейный вход усилителя. Если вы используете винтажные усилители, выпущенные до наступления эпохи CD, у вас могут возникнуть проблемы, но небольшая модификация позволит справиться с ними.

Напоследок нельзя не напомнить одно важное правило: система в целом звучит не лучше, чем самое слабое ее звено. Если другие компоненты не слишком хороши или не очень сочетаются друг с другом, обновление источника пройдет почти незамеченным. Приятного прослушивания!

Подготовлено по материалам журнала «WHAT HI-FI?», июнь 2016 г.
www.whathifi.ru
Эту статью прочитали 36 484 раза

Статья входит в разделы:

Полезные советы

Panasonic:

AN680616 бит, один из первых от Matsushita, но хороших по качествуMN355001 бит, дешевыйMN355111 бит, дешевыйMN64711 бит, MASH (4 встроенных параллельных ЦАП-а)MN64721 бит, MASH (8 встроенных параллельных ЦАП-ов)MN64741 бит, MASH (4 встроенных параллельных ЦАП-а)MN647311 бит, MASH -|MN647331 бит, MASH |MN647351 бит, MASH |> считаются лучшими из однобитных PanasonicMN64761 бит, MASH | MN64761 — 1 бит, MASH _|MN662711 бит, дешевый, микросхема «все-в-одном»MN6627131 бит, дешевый, микросхема «все-в-одном»

Yamaha:

YM3015старый, простенькийYM302016 бит, с плавающей точкойYDC1031 бит, звучание не ахти, микросхема «все-в-одном»YM71411 бит, звучание среднееYAC5011 бит, более новый, стоял в верхних ЯмахахYAC5061 бит, более новый, стоял в верхних ЯмахахYAC5071 бит, более новый, считается лучшим однобитником у YamahaYAC5141 бит, более новый, звучание среднее

Sony CDP-337ESD: классический японский топ-менеджер

Эта модель была уже подробно рассмотрена в прошлом материале. Устройство появилось на рынке в тот самый момент, когда знаменитый японский финансовый пузырь только-только начал сдуваться. Sony CDP-337ESD представлял собой образец, каким должен быть лазерный проигрыватель солидного конторского служащего.

Бесшумная механика, вереница кнопок на тяжелом корпусе идеально работали на имидж. И не только. Безо всяких оговорок, очевидно, что это источник высокого класса, не только по исполнению, но и по музыкальному разрешению.

Сравнение реализации TDA1541 на 337ESD c другими аппаратах Philips показало, что между ними наблюдается заметная разница звукового почерка. На какие цели ориентировались голландские и японские разработчики и что считать успехом?

В рамках этой подборки проигрывателей на TDA1541 можно присудить Sony CDP-337ESD самого острого и детализованного проигрывателя. Проигрыватель и тогда производил ошеломляющее впечатление, и сейчас посрамит множество цифровых источников. И CDP-337ESD же не просто энергично «цыкает», но и эффектно раскрывает содержание предложенных ему компакт-дисков.

Контрасты звучания симфонии напоминает приближение к скалам, синтетическая музыка прорисована как чертеж ледокола. Вот прям веришь, что так и было. Характер игры Sony CDP-337ESD это и есть саунд 80-х, вспомните звучание альбома Майкла Джексона «Bad». Теперь понятно? Кажется, от Sony не остается упущенным ни одна деталь фонограммы, звук как будто процежен через тончайшее металлическое сито и его уже невозможно спутать со звучанием аналогового источника, в отличие от первых Philips. Мне, кстати, нравится, как записан «Bad». Честное слово, я считаю это выдающейся работой в звукозаписи. Но все время слушать фонограммы в такой интенсивной энергетике я бы не хотел, а CDP-337ESD слишком отвлекает внимание своими способностями. Но в системах с мягким характером дыхание Sony пригодится и внесет свежесть.

На этом примере мы видим, что характер звука TDA1451 может быть скорректирован в любую сторону. Philips в своих плеерах придерживался операционных усилителей NE5532. Sony использовала JRC 5532D для CDP-337ESD. А вместо SAA7220 цифровым фильтром для TDA1541 послужил Sony CXD1144A, на котором японцы реализовали уже не 4-х, а 8-кратную передискретизацию. В итоге получилась машина с совсем другим почерком.

Лучше с умным потерять 2 бита, чем с дураком найти 32

В своем технофетишизме японские концерны электроники частенько были настроены на максимальные цифры какого-то одного параметра без учета собственно художественной задачи. Это стремление потом аукнулось много где.

В индустрии звукозаписи это привело к снятию «защиты от дурака», которой поневоле обладало аналоговое оборудование и носители. На магнитной мастер-ленте ты не мог бесконечно задирать ползунки эквалайзера, иначе вырастали шумы в миксе. На пластинке ты не мог бесконечно повышать громкость микса, иначе терялась устойчивость картриджа в канавке. А теперь все стало «можно».

Пострадала и красота и в других жанрах. Вам не приходило в голову, почему даже на уровне семейного архива больше эмоций и размышлений вызывают снимки, например, 1987/97-го, чем 2007/17-го годов? Промежутки времени одинаковые, а разница как между кино- и видеосъемкой.

Все это время производители цифровых камер соревновались между собой в стерильной четкости картинки, забив на фото- и киноархивы, на которых вообще-то была запечатлена вся история XX века. И даже кусок XIX-го. Эти люди нагоняли мегапиксели на крошечные CCD/CMOS матрицы вместо изучения квантования оптико-химических процессов в фотоэмульсии.

Поэтому даже в дорогих Pro-камерах матрица беспомощна перед пересветом, а сам RAW-снимок всегда нуждается в дальнейшей обработке, вроде грима на покойнике. Съемка на цифровую камеру утратила художественную выразительность. В итоге мы имеем кучу современных кинолент с белым небом и миллиарды унылых инстаграмов, на которые накладываются нелепейшие искажения, чтобы придать «пленочный вид». Но это уже другая история.

А тогда в начале 80-х Philips пришлось что-то предпринимать для избавления от клейма «недостающих 2 бит», которое работает и до сегодня в устах очередного глупца на аудиофоруме. Сначала удалось красиво обойти техническую задачу в виде цифрового фильтра SAA7030 с передискретизацией и специальным нойзшейпером. Таким образом, младшие два разряда из 16-и вычислялись математически в виде трех точек между отсчетами старшего порядка. Благодаря этому приему и системе динамического усреднения тока для резисторов (DEM) итоговая монотонность и другие характеристики TDA1540 превосходили 16-битные ЦАПы Sony и Burr-Brown, которые тупо майнили младшие биты «железным способом» с ожидаемо более высоким уровнем ошибок.

Но эти инженерные нюансы TDA1540 мало кого интересовали и тогда, и сейчас. Самая красивая идея принесет только убытки, если ваша риторика не очень убедительна для покупателя. Так что Philips немного покряхтели, да и принялись разрабатывать полный 16-битный конвертер, как у всех.

Прототип чипа TDA1541 с золотыми ножками и названием A/N3 (Anton Niko 3) был готов уже в 1984 году. Через пару лет TDA1541 вытеснил прежнюю разработку TDA1540, причем не только в собственных CD-проигрывателях, но и поставлялся другим производителям, включая партнеров/конкурентов Sony. С него и начнем.

Sony:

CX20017 (он же CX890)самые старые ЦАП-ы (1982-1985гг.), применялись без передискретизацииCX2015216 бит, старый, но нормальный по качеству, ЦАП двойного интегрированияCXD25291 бит, дешевыйCXD25521 бит, один из лучших Соневских однобитниковCXD25611 бит, дешевыйCXD25621 бит, один из лучших Соневских однобитниковCXD25651 битCXD25871 бит, дешевыйCXD85051 бит, дешевыйCXD85671 битCXD87351 бит

Philips:

TDA154014 бит старый мультибитник (1982-1986гг.), весьма музыкальныйTDA154116 бит очень хороший мультибитник, стереоTDA1541A16 бит — «улучшенный» TDA1541 — хороший мультибитникTDA1541A R116 бит — версия с худшей дифференциальной нелинейностью, чем у обычного TDA1541ATDA1541A S116 бит — один из лучших филипсовских мультибитныхTDA1541A S216 бит — один из лучших филипсовских мультибитныхTDA154316 бит, два канала в одном корпусе, простой и дешевыйTDA154516 бит, дешевыйTDA1547он же — DAC 7, один из лучших филипсовских однобитныхTDA15491 бит, средний однобитник формата BitStreamTDA13051 бит, обычный однобитник, параметры хуже, чем у TDA1549SAA73211 бит, средний однобитникSAA73231 бит, средний однобитникSAA73411 бит, дешевая микросхема «все-в-одном»SAA73501 бит, обычный Delta-Sigma, мог ставится в паре с TDA1547 и сам по себе

Analog Devices:

Мультибитные:

AD185116 бит, дешевый мультибитникAD185616 бит, средний мультибитник, более холодно-детальный аналог PCM56AD186018 бит, хороший мультибитникAD186118 бит, мультибитник, аналог PCM61, но чуть хуже AD1860AD186220 бит, — один из Лучших, существующих в мире АудиоAD186418 бит, хороший мультибитник, 2 ЦАП-а в одном корпусе (стерео)AD186518 бит, очень хороший мультибитник, 2 ЦАП-а в одном корпусе (стерео)

Однобитные:

AD18521 бит, средний однобитник, без токового выхода (только по напряжению)AD18531 бит, хороший однобитник, один из лучших среди однобитных у Analog DevicesAD18541 бит, дешевыйAD18551 битAD19551 бит, хороший однобитник, один из лучших среди однобитных у Analog Devices
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]