Что такое ЦАП?
ЦАП – это устройство, которое переводит информацию из цифрового вида в аналоговый и вместе с этим улучшает качество звука (расшифровка: цифро-аналоговый преобразователь).
При использовании ЦАП электронная цепь выглядит следующим образом: звуковой носитель> преобразователь> звук. На выход подается ток с напряжением, который проходит через усилители и подается к акустической системе. Т.е. ЦАП служит «посредником» между цифровым и аналоговым стандартами.
ТОП самых лучших усилителей звука
ЦАП – быстрорастущий сегмент Hi End- и Hi-Fi-рынка. И с каждым годом количество выпускаемых моделей только возрастает.
Burr-Brown:
Мультибитные:
Однобитные:
Критерии выбора ЦАПа для музыки
Сегодня на российском рынке представлено много моделей этой техники. Поэтому, чтобы пользователь не ошибся в выборе ЦАПа, перед покупкой нужно учесть следующие параметры:
- Входы. Этот параметр зависит от того, какие устройства будут использоваться в качестве источника звука. Новые модели подсоединяются к компьютеру через USB-разъем. Кроме того, используются оптические и коаксиальные стандарты. Также на рынке доступны модели с поддержкой беспроводных технологий.
- Выходы. Набор выходов зависят от особенностей использования преобразователя. Если он приобретается для прослушивания аудио через наушники, то потребуется наличие разъема на 3.5 мм. В остальных случаях нужны линейный и коаксиальный выходы;
- Показатели дискретизации и разрядности. Эти параметры влияют на качество аудио. Для CD-формата разрядность составляет 16 бит, а для Hi-Res – от 24. А параметр дискретизации для CD составляет 44.1 кГц, для Hi-Res – от 96.
Что такое ХайРез
- Размеры. Данный параметр зависит от предназначения устройства. Сейчас актуальны модели с небольшими размерами. Такие преобразователи помещаются в кармане и преимущественно используются с планшетами или смартфонами.
- Дополнительные функции. Из прочих функций отметить нужно управление устройством с помощью пульта и наличие разъема для гарнитуры. Также желательно, чтобы устройство имело аналоговые входы и возможность работы аппарата в режиме предусилителя.
- Производитель. Многие покупатели советуют брать аудио ЦАПы у надежных брендов. Среди именитых производителей отмечают следующие фирмы: Cambridge Audio, AudioQuest, Dynavox и т.д.
- Стоимость. Цена устройства зависит не только от бюджета пользователя, но и от того, с какой звуковойаппаратурой будет использовать преобразователь. Например, не рекомендуется покупать дорогой аудио ЦАП, если он будет работать со слабенькой аудиосистемой или с телефоном.
Как получить наилучший звук от CD-проигрывателя, статья. Журнал «WHAT HI-FI?»
Сохранить и прочитать потом —
За последнее десятилетие способ потребления музыкальной продукции радикально изменился. Скачивание файлов и стриминговые сервисы сегодня широко распространены, однако при правильном подходе и первый цифровой формат может принести много радости.
У многих из нас еще остались CD-проигрыватели, а кто-то подумывает о приобретении новой модели. Мы расскажем, как получить максимум от вашего нового компонента и музыкальной коллекции. В конце концов, мы и сами все еще покупаем CD пачками.
Прежде чем перейти к делу, мы бы хотели напомнить о том, что диски требуют бережного обращения. Конечно, они не так чувствительны к царапинам, как винил, однако самый лучший звук можно получить только от дисков с хорошим качеством поверхности. Если на поверхности диска имеются царапины или загрязнения, в лучшем случае он будет чуть хуже звучать, а в худшем случае звук будет «скакать» или проигрыватель вообще откажется воспроизводить песню. Будьте внимательны к дискам и всегда убирайте их обратно в коробку, а не бросайте валяться по дому.
Покупая новый проигрыватель, стоит выбрать лучший из тех, что вы можете себе позволить. Если записанная на диске информация извлекается не полностью, потерянные данные невозможно будет восстановить в последующей части тракта. Как правило, более высокая цена коррелирует с повышенным качеством конструкции и звучания.
Если вы решили купить новый CD-проигрыватель, подумайте о модели с цифровыми входами. К ним можно подключать другие цифровые источники – компьютеры, телеприставки, DAB-радиоприемники – и повышать качество их звучания благодаря (теоретически) более высококлассному цифроаналоговому преобразователю CD-проигрывателя.
Это логично: специализированный аудиоисточник куда чаще оснащается хорошей схемой ЦАП, чем любое из перечисленных устройств.
CD-проигрывателю нужна надежная база
Первым делом убедитесь, что ваш новый проигрыватель будет стоять на надежной базе, чтобы на него передавалось как можно меньше вибраций. Самый очевидный вариант – стойка под аппаратуру. В любом случае платформа должна быть жесткой, строго горизонтальной и низкорезонансной.
Вибрация не так сильно влияет на CD-проигрыватели, как на виниловые вертушки, однако шаги по полу и даже звук из колонок, особенно на высокой громкости, заставляют считывающий механизм прилагать больше усилий, что может сказаться на звуке.
Платформа должна быть жесткой, строго горизонтальной и низкорезонансной
Если вы не готовы с этим согласиться, проведите эксперимент. Положите слегка надутую велосипедную камеру под проигрыватель и прислушайтесь, не отличается ли звук. Не надувайте камеру до конца; задача заключается в том, чтобы она была насколько возможно мягкой, но при этом достаточно высокой, чтобы ножки проигрывателя не касались поверхности подставки.
Могут возникнуть трудности с выравниванием CD-проигрывателя по горизонтали, но улучшения в звуке оправдают все ваши усилия; а если вы их не заметите, то хотя бы от души повеселитесь.
Все дело в кабелях
Почти к любому CD-проигрывателю прилагается пара аналоговых кабелей. Не рассматривайте их как постоянное решение – они хороши разве что для самого начала работы: даже бюджетный проигрыватель будет звучать лучше при подключении качественных межблочных кабелей. Не поскупитесь потратить £30-£50 на пару.
У большинства проигрывателей аналоговые выходы снабжены простыми аудиоразъемами; некоторые могут похвастаться балансными XLR – они способны обеспечивать более качественный звук, хотя так бывает не всегда. Все зависит от того, насколько тщательно подошли к разработке балансного контура у источника и усилителя.
К сожалению, проверить это можно только экспериментальным путем. В большинстве случаев, если не рассматривать High-End-модели, у небалансного выхода выше качество звучания, а у балансного, как максимум – выше громкость.
Еще одним интересным вариантом, который обязательно стоит попробовать, будет использование оптического или коаксиального цифрового выхода: он позволяет подключить к проигрывателю внешний ЦАП. Такой способ может пригодиться в случае, если ваш проигрыватель работает хорошо, но вы все-таки хотите еще немного улучшить звук. На рынке представлено множество отличных моделей ЦАП; один из лучших вариантов – Chord Mojo.
Простота управления
Самые аскетичные CD-проигрыватели обходятся минимумом кнопок: одна – для открытия и закрытия дископриемника, еще две – для начала и остановки воспроизведения и парочка – для перехода вперед и назад по списку песен. Выход на наушники с собственным регулятором громкости пригодится для ночного прослушивания.
Как правило, к проигрывателю прилагается пульт ДУ, позволяющий управлять множеством функций – в том числе такими, для которых нет кнопок на лицевой панели – а также приостанавливать воспроизведение, переключать песню и т.п. Если у вас усилитель той же марки, что и CD-проигрыватель, скорее всего, этими компонентами можно управлять с одного пульта ДУ.
Отключение дисплея
Помимо номера воспроизводимой песни, некоторые проигрыватели отображают на дисплее ее название и имя исполнителя. Это может показаться странным, однако отключение дисплея в большинстве случаев приводит к повышению качества звучания, поскольку он сам по себе создает некоторый электрический шум.
Еще более неожиданным может оказаться эффект от отключения цифровых выходов. Такая возможность имеется в некоторых моделях (например, она есть у обладателя Award, Marantz CD6005) и приводит к небольшому, но заметному улучшению чистоты и динамики. Конечно, для этого остальная часть системы должна быть достаточно прозрачной.
Большинство CD-проигрывателей звучат лучше с отключенным дисплеем
Фильтры и повышение частоты дискретизации
Намного чаще встречается функция изменения параметров цифровых фильтров. Компания Audiolab широко практикует такой подход в своих CD-проигрывателях и цифроаналоговых преобразователях. Попробуйте разные варианты на свое усмотрение.
Базовый набор настроек чаще всего оказывается лучшим по результатам измерений, однако вполне может оказаться, что какой-либо другой вариант звучит лучше. С ними тоже стоит поэкспериментировать.
Функция повышения частоты дискретизации нам не очень по душе. Если ее реализация не вполне идеальна, вы получите более мягкий и проработанный звук, но атака и задор музыки станут заметно слабее.
Подбор компонентов системы
Почти любой CD-проигрыватель теоретически способен работать почти с любым усилителем. Аналоговые выходы большинства проигрывателей выдают около 2 вольт плюс-минус несколько микровольт – именно столько жаждет получить линейный вход усилителя. Если вы используете винтажные усилители, выпущенные до наступления эпохи CD, у вас могут возникнуть проблемы, но небольшая модификация позволит справиться с ними.
Напоследок нельзя не напомнить одно важное правило: система в целом звучит не лучше, чем самое слабое ее звено. Если другие компоненты не слишком хороши или не очень сочетаются друг с другом, обновление источника пройдет почти незамеченным. Приятного прослушивания!
Подготовлено по материалам журнала «WHAT HI-FI?», июнь 2016 г.
www.whathifi.ru
Эту статью прочитали 36 484 раза
Статья входит в разделы:
Полезные советы
Panasonic:
Yamaha:
Sony CDP-337ESD: классический японский топ-менеджер
Эта модель была уже подробно рассмотрена в прошлом материале. Устройство появилось на рынке в тот самый момент, когда знаменитый японский финансовый пузырь только-только начал сдуваться. Sony CDP-337ESD представлял собой образец, каким должен быть лазерный проигрыватель солидного конторского служащего.
Бесшумная механика, вереница кнопок на тяжелом корпусе идеально работали на имидж. И не только. Безо всяких оговорок, очевидно, что это источник высокого класса, не только по исполнению, но и по музыкальному разрешению.
Сравнение реализации TDA1541 на 337ESD c другими аппаратах Philips показало, что между ними наблюдается заметная разница звукового почерка. На какие цели ориентировались голландские и японские разработчики и что считать успехом?
В рамках этой подборки проигрывателей на TDA1541 можно присудить Sony CDP-337ESD самого острого и детализованного проигрывателя. Проигрыватель и тогда производил ошеломляющее впечатление, и сейчас посрамит множество цифровых источников. И CDP-337ESD же не просто энергично «цыкает», но и эффектно раскрывает содержание предложенных ему компакт-дисков.
Контрасты звучания симфонии напоминает приближение к скалам, синтетическая музыка прорисована как чертеж ледокола. Вот прям веришь, что так и было. Характер игры Sony CDP-337ESD это и есть саунд 80-х, вспомните звучание альбома Майкла Джексона «Bad». Теперь понятно? Кажется, от Sony не остается упущенным ни одна деталь фонограммы, звук как будто процежен через тончайшее металлическое сито и его уже невозможно спутать со звучанием аналогового источника, в отличие от первых Philips. Мне, кстати, нравится, как записан «Bad». Честное слово, я считаю это выдающейся работой в звукозаписи. Но все время слушать фонограммы в такой интенсивной энергетике я бы не хотел, а CDP-337ESD слишком отвлекает внимание своими способностями. Но в системах с мягким характером дыхание Sony пригодится и внесет свежесть.
На этом примере мы видим, что характер звука TDA1451 может быть скорректирован в любую сторону. Philips в своих плеерах придерживался операционных усилителей NE5532. Sony использовала JRC 5532D для CDP-337ESD. А вместо SAA7220 цифровым фильтром для TDA1541 послужил Sony CXD1144A, на котором японцы реализовали уже не 4-х, а 8-кратную передискретизацию. В итоге получилась машина с совсем другим почерком.
Лучше с умным потерять 2 бита, чем с дураком найти 32
В своем технофетишизме японские концерны электроники частенько были настроены на максимальные цифры какого-то одного параметра без учета собственно художественной задачи. Это стремление потом аукнулось много где.
В индустрии звукозаписи это привело к снятию «защиты от дурака», которой поневоле обладало аналоговое оборудование и носители. На магнитной мастер-ленте ты не мог бесконечно задирать ползунки эквалайзера, иначе вырастали шумы в миксе. На пластинке ты не мог бесконечно повышать громкость микса, иначе терялась устойчивость картриджа в канавке. А теперь все стало «можно».
Пострадала и красота и в других жанрах. Вам не приходило в голову, почему даже на уровне семейного архива больше эмоций и размышлений вызывают снимки, например, 1987/97-го, чем 2007/17-го годов? Промежутки времени одинаковые, а разница как между кино- и видеосъемкой.
Все это время производители цифровых камер соревновались между собой в стерильной четкости картинки, забив на фото- и киноархивы, на которых вообще-то была запечатлена вся история XX века. И даже кусок XIX-го. Эти люди нагоняли мегапиксели на крошечные CCD/CMOS матрицы вместо изучения квантования оптико-химических процессов в фотоэмульсии.
Поэтому даже в дорогих Pro-камерах матрица беспомощна перед пересветом, а сам RAW-снимок всегда нуждается в дальнейшей обработке, вроде грима на покойнике. Съемка на цифровую камеру утратила художественную выразительность. В итоге мы имеем кучу современных кинолент с белым небом и миллиарды унылых инстаграмов, на которые накладываются нелепейшие искажения, чтобы придать «пленочный вид». Но это уже другая история.
А тогда в начале 80-х Philips пришлось что-то предпринимать для избавления от клейма «недостающих 2 бит», которое работает и до сегодня в устах очередного глупца на аудиофоруме. Сначала удалось красиво обойти техническую задачу в виде цифрового фильтра SAA7030 с передискретизацией и специальным нойзшейпером. Таким образом, младшие два разряда из 16-и вычислялись математически в виде трех точек между отсчетами старшего порядка. Благодаря этому приему и системе динамического усреднения тока для резисторов (DEM) итоговая монотонность и другие характеристики TDA1540 превосходили 16-битные ЦАПы Sony и Burr-Brown, которые тупо майнили младшие биты «железным способом» с ожидаемо более высоким уровнем ошибок.
Но эти инженерные нюансы TDA1540 мало кого интересовали и тогда, и сейчас. Самая красивая идея принесет только убытки, если ваша риторика не очень убедительна для покупателя. Так что Philips немного покряхтели, да и принялись разрабатывать полный 16-битный конвертер, как у всех.
Прототип чипа TDA1541 с золотыми ножками и названием A/N3 (Anton Niko 3) был готов уже в 1984 году. Через пару лет TDA1541 вытеснил прежнюю разработку TDA1540, причем не только в собственных CD-проигрывателях, но и поставлялся другим производителям, включая партнеров/конкурентов Sony. С него и начнем.