CARDAS AUDIO
Интервью с вице-президентом Cardas Audio Энди Риганом
Современный аудиокабель воплощает в себе не только технический потенциал производителя, но и его философию. В изделиях же американской Cardas Audio даже спрятан, по выражению Платона, «ключ к физике космоса». Подробнее об этом расскажет Энди Риган (Andy Regan), вице-президент компании по продажам и маркетингу.
— Меня обычно спрашивают, как индуктивность и ёмкость кабеля влияет на его звучание. На самом деле эти параметры имеют мизерное значение, гораздо важнее взаимодействие полей и скорость распространения сигнала. Над этим Cardas Audio работает уже 25 лет. Но самая главная вещь в нашем деле не знание технических аспектов (хотя и это важно), а любовь к музыке. Джордж Кардас, основатель компании — настоящий фанат. Кроме того, он занимался профессиональной записью звука, помогал многим музыкантам. А начинал карьеру в телефонной компании, где изучал вопросы передачи сигнала на большие расстояния и экспериментировал с первыми цифровыми системами. В процессе работы Джордж выявил зависимость между геометрией проводника, качеством изоляции и временными искажениями в линии. Если сигналы разной частоты имеют разную скорость распространения, то на приёмном конце очень трудно правильно «собрать» переданную информацию. Некоторые компании использовали для согласования трансформаторы, промежуточные усилители и т.д., но при этом ограничивалась полоса пропускания, увеличивались шумы и искажения. При проектировании собственных кабелей Джордж расставил приоритеты так: 1 — качество материалов, 2 — геометрия проводника, 3 — способ и надёжность подключения. Проводники изготавливаются на собственной фабрике в восточной части США, что гарантирует высокое качество меди.
— А геометрия, я так понимаю — знаменитое «золотое сечение»?
— Джордж уверен, что золотое сечение, или соотношения Фибоначчи — единственно верное решение при проектировании кабелей. Многие считают это мистикой, но это факт. Масса вещей во вселенной и в природе, в т.ч. человеческое тело, имеет именно такие пропорции. Они используются в живописи, архитектуре, музыке. Логотип компании — раковина наутилуса — классический образец спирали Фибоначчи, такой же формы и наша галактика.
Все кабели Cardas имеют золотое сечение, т.е. диаметр проводников отличается в 1,618 раза. При этом улучшаются важнейшие характеристики — увеличивается быстродействие, снижаются потери и меньше проявляется скин-эффект. Правда, для производства таких кабелей потребовалось нестандартное оборудование, его Джордж изготовил из старых станков телефонной компании.
— Наконечники вы тоже производите сами?
— Многие кабельные компании используют Neutrik, WBT и т.д., но Джордж предпочитает собственные. Он купил станки, на которых изготавливались детали для гоночных автомобилей, и приспособил их для производства терминалов. Cardas, пожалуй, единственная компания, которая выпускает все типы разъёмов, включая XLR. Для этого мы применяем чистую медь с родиевым покрытием. Согласитесь, было бы глупо при столь высоких технологиях изготовления самого кабеля потерять качество из-за терминалов. И мы не используем пайку, все соединения обжимные, под давлением 10 тыс. фунтов удаётся получить монолитную структуру, и на глаз невозможно определить, где проводник стыкуется с разъёмом. И, повторюсь, все эти технические ухищрения продиктованы любовью к музыке. Большинство сотрудников компании раньше так или иначе были связаны с шоу-бизнесом. Я, например, в качестве звукоинженера работал с такими группами, как Nelson и Aerosmith. Кстати, соотношения Фибоначчи используются при строительстве студий и оптимальной расстановке акустических систем. Достаточно ошибиться на пару дюймов — и всё, правильной звуковой сцены не будет.
— Какую медь вы используете в качестве проводника?
— По мере возможности стараемся брать бескислородную 9N. Но получить медь такой чистоты только полдела, нужно её сохранить в процессе изготовления кабеля. Все операции с непокрытыми проводниками, в т.ч. и установка наконечников, проводятся в водородной среде. На заделку акустического кабеля с большим количеством жил уходит около трёх рабочих дней. Ни одна машина с этим не справится, всё делается вручную. В качестве диэлектрика используются самые лучшие материалы — тефлон и кевлар, для формирования геометрии сечения — тефлоновые трубки. Это очень важно для сохранения цельности сигнала, ведь диэлектрик заряжается и разряжается при его прохождении, создавая электрическое поле. Оно, в свою очередь, влияет на поле проводника и искажает сигнал. Для нейтрализации этого эффекта AudioQuest, например, использует батарейки, причём очень успешно, мы же решаем проблему за счёт оптимального сочетания материалов и геометрии.
В видеокабелях, в т.ч. HDMI, применяется серебро, в цифровых — посеребрённая медь.
— Способно ли «золотое сечение» улучшить качество видеосигнала?
— Конечно. Особенно в HDMI, где нужно уложить 18 линий с минимальным взаимным влиянием, геометрия имеет решающее значение. Вторая проблема этих кабелей — установка разъёмов. Плотность монтажа не позволяет использовать обжим, но Джордж придумал установку для мгновенной пайки с помощью лазера, поэтому проводник не успевает окислиться.
— Насколько я знаю, на рынке появились поддельные кабели Cardas. С такого рода пиратством как-то можно бороться?
— Вы не представляете, как это нас достало. Приходится рассматривать претензии к качеству три-четыре раза в день, и все они относятся к подделкам, купленным через Интернет. Нам даже пришлось открыть специальный сервис — вы присылаете нам кабель, и за 25 долларов мы установим его подлинность. Первый вопрос покупателю — сохранилась ли упаковка? На ней должен быть номер, по которому можно определить происхождение изделия. Поскольку все кабели Cardas производятся и разделываются в США, нам проще отслеживать такие вещи. Самая большая проблема с подделками в самом Китае — китайским аудиофилам очень нравятся кабели Cardas, но как узнать, настоящие они или нет? Мы создали на своём сайте специальный раздел, разъясняющий, на что нужно обратить внимание при покупке. Первое, что должно настораживать — чересчур низкая цена, оригинальный Cardas не может быть дешёвым.
— Понятно, что будущее аудио связано с развитием сетевых технологий. А ведь в компьютерных системах качеству кабелей не придают большого значения, как правило, достаточно обычной витой пары. Нет ли здесь угрозы для кабельной индустрии, если интерконнекты вымрут как класс?
— То же самое говорили, когда мир переходил на HDMI, затем поняли, что качество этих кабелей радикально влияет на чёткость картинки. Сейчас рынок начинает требовать качественные USB-соединители, хотя ещё пару лет назад никто над этим не задумывался. Хотя главная проблема этого интерфейса совсем в другом. Производители компьютеров не заботятся о том, что именно идёт на выход со звуковой карты, там может быть помеха, сравнимая по амплитуде с полезным сигналом, и никого это не заботит. Формально информация считывается, и всё ОК. Хотя и сами шнуры USB тоже не подарок, по ним параллельно идут данные и импульсное питание, причём одно влияет на другое. В своих интерконнектах мы используем два раздельных кабеля, защищённых от всех видов помех. В сочетании с проводниками из сверхчистой меди и лучшими диэлектриками это даёт колоссальный эффект. Ну и конечно, разъёмы. Джорджу пришла в голову идея делать их из цинка с родиевым покрытием. Они намного прочнее, а звучание получается значительно чище. Пока мы сами не попробовали, не могли поверить, что кабель USB может влиять на звук, но разница была абсолютно очевидной. Кстати, по ходу наших экспериментов выяснилось, что iPad звучит лучше, чем iPhone, хотя аудиотракт у них практически одинаковый. Скорее всего, из-за того, что разработчикам не пришлось концентрировать всю начинку на маленькой площади.
Второй момент, вселяющий уверенность в будущее — массовое распространение портативных плееров и, соответственно, колоссальный спрос на наушники. Мы давно выпускаем сменные шнуры для домашних моделей, например, Sennheiser 600, с которыми звучание улучшается радикально. На предстоящем High End Show в Мюнхене мы дадим возможность публике сравнить звучание наушников со штатными шнурами и нашими.
Ещё один растущий сегмент — силовые кабели, их начинают покупать не только аудиофилы, но и профессионалы, работающие со звуком. Эти изделия перестают быть элементом твикинга, но приобретают статус обязательного звена системы.
Так что компьютерные технологии дадут новый толчок к развитию аудио, и я имею в виду не только кабели — появляются асинхронные USB ЦАПы, интерфейсы, преобразователи, в которых используются наработки из High End Audio. И качество воспроизведения файлов с твёрдых носителей настолько высоко, что не оставляет никаких шансов CD. Но при этом резко возрастают требования к уровню других компонентов системы, в т.ч. и к кабелям.
поделиться
Tags: CardasПрямая речь
Cardas Hexlink Golden 5-C — душевная подделка
Межблочный кабель Cardas Hexlink Golden 5-C относится к топовой линейке компании. Но речь пойдет про копию или подделку, как вам удобнее. Популрность Cardas Hexlink Golden 5-C породила эффект, что на рынке стали появляться неоригинальные кабели. И если вы неискушенный в этом деле человек, то конечно можете ошибиться и неважно где вы его преобретаете — на ebay, Yahoo или Aliexpress. Соответственно вероятно копии могут разнится от полной бутафориии до хороших. Мне товарищ, купивший такой кабель в Японии, сообщил, что «японский» Cardas Hexlink Golden 5-C играет очень хорошо, по его словам сравнивался в лоб с оригинальными кабелями Ортофон референс, Ван Ден Хул, Монстер Кабель и оказался лучше их всех, и посоветовал его попробовать мне.
В итоге копия Cardas Hexlink Golden 5-C у меня и я рад, что могу послушать ее в своей системе (Yamaha p2100 + JBL 4312B MKII/Diatone DS-77Z + цап на Saber9018 + Muses8920 + AD797 + 2xR-Core).
Что может быть при включении нового кабеля — он может ничем не отличаться от того, что было у вас подключено ранее, он может звучать лучше или просто иначе.
ВРЕЗКА. C копиями кабелей с оригинала может быть настоящая чехарда. Посмотрите на начинку кабеля с одним и тем же названием:
Провода размещены как бы в двух изолированных лакунах.
А вот будто-бы такой же 5-C в разрезе от другого поставщика. Видим, что здесь используется воздушный зазор обеспечиваемый полой трубкой посередине, вокруг которой находятся остальные жилы.
КОНЕЦ ВРЕЗКИ
Перед этим я пользовался подключением по XLR, которое конечно превосходит любое RCA, это очевидно, и в первую очередь по большему музыкальному разрешению.
Прежде чем вы продолжите читать, я вам скажу, что я вас не в коей мере не агитирую за какие то кабеля, покупать оригинальные или копии или из хозмага, оторвать от утюга, кофеварки, мясорубки и тд — это ваше абсолютно личное дело и мне без разницы, что вы купите, и купите ли вообще, я не состою на зарплате не у каких фирм занимающихся торговлей чего либо, поэтому описываю лишь свои впечатления, что услышал, то и написал.
Окей, выдохнули, поехали дальше.
Второй момент — бывает, что у разных кабелей разная манера звучания, здесь не нужно спорить, если еще не слышали такого феномена, то просто стоит послушать. Банальный пример открывающий глаза начинающему — возьмите лапшу RCA из ларька на улице и сравните его спаяв самопал из микрофонного кабеля Klotz MC5000.
Окей, выдохнули, поехали дальше.
Копия Cardas Hexlink Golden 5-C.
По виду довольно толстый «шланг» с массивными RCA-разъемчиками. Надписи есть и много, что-то про патент USA, но думаю на фирменном кабеле они вероятно должны быть покачественнее прописаны, но кто знает.
Я включил его в своей системе и могу сразу сказать, что кабель интересный, понравился.
Вот что меня привлекло:
- Клон дал очень объемное звучание, и при этом сцена оказалась правильного размера, а не гипертрофированная как я ожидал. Про объемность этого кабеля мне говорил и товарищ. Тут я с ним совершенно согласен, объемный кабель.
2. Звук получается ласковый, приятный для уха, как говориться музыкальный. Хорошо это или нет, но его хочется слушать.
Казалось бы а не за счет ли потери разрешения он кажется музыкальным.
Действительно, после XLR-ов есть определенная потеря музыкального разрешения (ну вы тоже сравниваете XLR с RCA — экстравагантно).
Но вот вдруг вступает труба или саксофон и она неожиданно рисуется очень точной, четкой и сочной. Просто блестяще! При этом локализация достойная.
3. Вокал, он показывается чувственно, увлекательно, и вот за счет чего. Есть некое огругление звучания голоса. Пусть возьмем очень красивый альбом Diana Krall «Quiet Nights», где использовался на мой взгляд не самый благозвучный конденсаторный микрофон.
Разумеется звучание вокала очень сильно зависит от использовавшегося при записи конденсаторного микрофона — у каждого свой голос, есть микрофоны с мягкой бархатистой подачей, сладковатые, а есть с шероховатостью, типа «цифринки», как в альбоме «Quiet nights». Если сомневаетесь в моих словах, в интернет есть сайты, где можно послушать в записи как звучат разные микрофоны разной стоимости и прийти к аналогичному мнению самостоятельно.
Итак, особенная черта кабеля — округление, шершавые края голоса, где мог бы быть сибилянт, очень ласково смягчаются.Как будто вы вместо резкого края делаете его полупрозрачным в графическом редакторе или накидываете воздушную вуаль, как если бы вы тихонько сказали пффф. Так Cardas Hexlink Golden 5-C (копия) превращает некрасивости в естественные послезвучия.
4. Кабель очень детальный, но как-бы выборочно. Тут его можно сравнить с ЦАП Lite DAC-AH на 8 мультибитах — он делает акцент на важном на его взгляд, но вполне гармонично на самом деле. Вокал показывает ласково, смягченно, а трубу — сочной, искрящейся, в высшем музыкальном разрешении. К особенностям кабеля я так же бы отнес смягченную атаку. Ну вот так получилось, для нерва, драйва наверное не оптимально, а для джаза, хард-рока — прекрасно.
Кабель понравился объемным звуком (если ваша система способна показать объемность) и красивым ласковым вокалом с нежными окончаниями.
Если есть подключение в вашей технике по XLR, то я бы выбрал именно такие (XLR) кабеля и именно XLR-подключение, в остальных случаях, когда нужно RCA, я сейчас прибегаю к помощи копии Cardas Hexlink Golden 5-C, мне нравится.
Прочитав материал вы можете крутить у виска пальцем, смеяться над слушающими провода, рисовать графики и вид уха в разрезе, но реально, для человека важно то, что он слышит, а теория полезна умозрительно, чтобы понимать технику процесса. Разные кабеля имеют порой разное звучание — почему или отчего — на этот вопрос вероятно могут ответить люди занятый физикой или сходными науками, множество лишь способно фиксировать свой опыт. В конце концов большинство открытий в физике были основаны на примитивных опытах — сперва видим результат, потом ищем ответ.
Так же я замечу, что слушаю я все же аппаратуру, а не провода, но кабели могут вносить свою лепту, главное не переоценить их значение и влияние.
А вот теперь всё, вдыхаем…