VEF Radiotehnika RRR | |
Тип | Акционерное общество |
Основание | 1927 |
Прежние названия | Foto–radio centrāle A. Leibovic, Radiopionieris, Рижский радиозавод имени А. С. Попова, ПО «Радиотехника» |
Основатели | Абрам Лейбовиц |
Расположение | Латвия Латвия: Рига |
Ключевые фигуры | Эдуард Малеев, Юрий Малеев, Инга Спруга, Янис Салениекс |
Отрасль | радиотехника, акустические системы |
Оборот | 1,878 млн евро (2011)[1] |
Чистая прибыль | 7 тыс. евро (2011)[1] |
Сайт | [www.rrr.lv (рус.) (латыш.) (англ.)] |
К:Компании, основанные в 1927 году
VEF Radiotehnika RRR
(Akciju sabiedrība «VEF Radiotehnika RRR») (расшифровывается Rīgas Radio Rūpnīca — Рижский радиозавод) — латвийский производитель радиоаппаратуры и акустических систем. Основано в 1927 году. Расположено в Риге, Латвия.
История
Акционерное общество «VEF Radiotehnika RRR» было основано в 1927 году Абрамом Лейбовицем как А/О «Foto — radio centrāle A.Leibovic». Правительство молодого государства всячески старалось помочь местным производителям техники в целях организовать в стране своё производство. Из-за введённых правительством Латвии законов просто импортировать радиотехнику было невыгодно, поэтому А. Лейбовиц начал покупать готовую продукцию таких фирм, как Lumophon, Kramolin, Loewe-Optha за границей, разбирать их на месте и ввозить в Латвию под видом радиодеталей. А уже готовая продукция продавалась под собственным фирменным знаком A.L.Radio. В 1940 году с приходом советской власти предприятие было национализированно и объединено с фирмой Kolifox, также занимающейся радиотехникой, и получило название Radiopionieris. Во время Второй мировой войны, уже в немецкой оккупации, предприятие было объединено с фирмой A. Apsītīs un F. Žukovskis и получило нынешнее название — Radiotehnika. В послевоенный период Рижский радиозавод им. А. С. Попова (впоследствии — производственное объединение «Радиотехника») стал крупнейшим производителем аудиотехники в Советском Союзе. Его продукция маркировалась логотипом RRR. В 1991 году, после выхода Латвии из СССР, АО «VEF Radiotehnika RRR» стал одним из крупных производителей бытовой и профессиональной Hi-Fi акустики в Восточной Европе.
Второй папа
В тридцатых годах Лейбовиц приглашает на работу гениального техника, который в возрасте 22-х лет выиграл конкурс МВД и собрал для пограничников двести регенеративных трёхламповых батарейных радиоприёмников. Александр Апситис, которого часто ошибочно считают основателем рижского завода, проработал на Лейбовица совсем недолго, так как они не сошлись в некоторых рабочих вопросах. Впоследствии (в 1934 году) Апситис решает зарегистрировать своё производство: , которая производит приёмники «Tonmeistars», а также выпускает радиопринадлежности.
В это же время у Лейбовица появляется новая проблема: в Германии к власти приходит Адольф Гитлер, который обостряет «еврейский вопрос». В начале его правления предприятиям страны рекомендовали не работать с представителями этой национальности, поэтому Лейбовиц лишается своего основного поставщика радиодеталей, и ему приходится приступить к разработке собственных моделей.
Стратегии предприятий Лейбовица и Апситиса были абсолютно разными: первый был «коммерсантом до мозга костей», он привлекал покупателей за счёт внешнего вида своих товаров и мощной рекламы. Абсолютно коммерческая составляющая бизнеса Лейбовица давала о себе знать: если была возможность получить прибыль за счёт потери качества, он её не упускал.Это сказывается до сих пор — сейчас оригинальные радиоприёмники его производства крайне непросто найти в рабочем состоянии.
Апситис же, будучи прекрасным радиотехником, гнался именно за качеством. Его разные модели иногда мало отличались друг от друга внешне, но были собраны идеально. В конечном счёте именно Апситис внес максимальный вклад в развитие предприятия, которое позже станет называться «Radiotehnika».
Отрывок, характеризующий Radiotehnika RRR
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло. Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то. Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями. После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь. Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке. – Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым. Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых. – Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю. Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им. Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу. Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани. Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи. Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда. В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
Десятилетие успеха и увядание
Восьмидесятые для «Радиотехники» стали «золотыми» — темпы производства радиооборудования растут, завод выпускает примерно 35% всей советской аудиотехники. Появляются кассетные магнитолы ML-6201 с тюнером, двумя акустическими системами, магнитофоном-приставкой и УНЧ.
В это время в объединение «Радиотехника» входят также КБ «Орбита» и завод микроэлектроники «Эмира». Появляется кассетный проигрыватель «Duets PM-8401», к которому можно подключить сразу две пары наушников.
В год предприятие производит миллион радиоприёмников, усилителей и магнитофонов и более миллиона акустических систем. Этот головокружительный успех продолжался до самого распада СССР.
Политические события в мире, обретение независимости Латвии и экономические реформы сопровождались массовым выходом на рынок китайского дешёвого ширпотреба с одной стороны и продукции известных, в первую очередь – японских, брендов, с другой. «Радиотехнику» расформировали на несколько автономных предприятий, из-за чего гигант радиопромышленности пришёл в ещё больший упадок. Не выдержав конкуренции с импортируемыми моделями, завод снимает с производства часть продукции.
Одновременно с этим растут цены на детали, которые производят в странах бывшего Союза, цены на продукцию завода приходится поднимать, но её уже не раскупают, так как она морально устарела по сравнению с новинками из-за рубежа. Разрабатывать новые модели завод не может себе позволить, так как его КБ не получает достаточного финансирования.
Начинается типичная ситуация для многих заводов в 90-х: долги по зарплате растут, а прибыли практически нет. Большинство предприятий, возникших после расформирования «Радиотехники», практически сразу «умерли», в том числе и КБ «Орбита».
Несмотря на тщетные попытки подстроиться под новый рынок, в 1993 году оставшийся в живых после распада «Радиотехники» Рижский Радиозавод был разделён Фондом госимущества на две части. Одна впоследствии была признана банкротом. Вторая часть превратилась в «Radiotehnika RRR», которую в 1998 году на аукционе купили бизнесмены Эдуард и Юрий Малеев.
Почему колонки Radiotehnika S-90 большинство считает дровами?! Стоит ли их покупать в 2022?
Выскажу свое мнение, которое основано на достаточно богатом опыте эксплуатации отечественных АС систем, так называемых серии S-90.
В свое время в составе домашней аудио системы перебывали практически все АС системы в различных комбинациях стерео тракта.
Могу сказать однозначно, что лучшими АС системами из линейки Рижского завода имени Попова RRR была самае первая модель, разработанная в конце 70-х годов, а именно, олимпийские 35АС-1. Знакомство с этими АС началось в моей домашней системе с связке с музыкальной системой Мелодия -105М Стерео. На замену штатным «трубам» 6 АС-2. 35АС-1 были по большому блату куплены в магазине «Орбита» АС.
После покупки новых колонок звук системы поменялся кардинально! Винил и УКВ станции зазвучали намного живее, естественнее, добавился масштаб звучания, как сейчас говорят, сцена стала намного шире. Конечно, бас стал по-настоящему глубоким, как бы бархатистым. вот штатная кассетная дека комплекта (венгерского производства) еще в большей степени проявила свои недостатки в звучании. На то время у меня было достаточно много друзей, где в домашних системах имелась импортная аппаратура. Естественно, часто делали эксперименты по сравнению звука. Например, у одного приятеля дома была по тем немыслимо крутая блочная система Pioneer c большими трехполосными колонками… Но, даже при ближайшем сравнении наши 35АС-1 играли намного интереснее АС Pioneer. в Pioneer АС была сделана из тонкостенного ДСП, динамики (басовики) с малюсеньким магнитом и тонюсенькой штампованной корзиной…))) Да, системы выглядела красиво, но звук в чистую проигрывал нашим 35 АС. Что первое бросалось в уши-это не глубокий бас и очень заметный «ящичный, как бы картонный призвук» на НЧ и не высокая перегрузочная способность. Акустика в звуке явно делала упор на крикливый вокал и задранные верха, при этом у АС был очень поджатый и «бедный» бас. А размер басовичка в пионеровской колонке был ни много, ни мало -30см!)))
Потом, приятель как-то устроил дома громкую вечеринку и итог был печальный- в одной АС сначала «прогорела» звуковая катушка басовика, а затем выгорели выходные транзисторы в одном канале усилителя. Пришлось подбирать отечественные аналоги транзисторов и ремонтировать басовик. Это, так, небольшое лирическое отступление на тему мифа о «не ломающейся японской аппаратуре»)))
Даже и не знаю, жив ли сейчас этот Pioneer, а вот мои 35АС до сих пор исправно служат и радуют своим «винтажным звучанием» на даче…. Правда, с небольшой доработкой, был заменен СЧ динамик на 4ГД-8е, для СЧ была изготовлена ПАС, переработаны фильтры, заменена проводка, убраны переключатели уровня СЧ и ВЧ. Корпус укреплен распорками, установленных хорошие коннекторы. А самое важное, у меня была возможность подобрать пару басовиков в очень близкими параметрами… Кстати, басовики в 35 АС-1 были выполнены на кобальте, в отличие от дальнейших модернизаций басовиков НЧ головок серии АС S-90.
К стати, корпус в наших ас был сделан не из прессованных древесных «опилок» , как в Pioneer, а из добротной березовой фанеры, покрытой натуральным древесным шпоном…
Потом, у меня перебывали практически все модернизации S-90 и после моих 35 АС наиболее интересными по саунду были 35АС-008 «Корвет»,хотя за счет закрытого корпуса и не большого объема кабинета бас у Корветов был сильно поджатым по динамики и глубине….
Потом, правда не долго(около года) в системе были Электроника 100-АС-060, акустика, несомненно очень достойная и лучшая по звучанию, которая когда-либо была разработана в СССР, но это уже другая тема для разговора… Так что, если кто-то подумывает за недорого купить приличный звук рекомендую к покупке именно 35АС-1(201) или Корвет 35АС-008(208). с небольшими доработками эти колонки могут легко поспорить с современным безбасовыми китайскими «столбиками» по стоимости до 1000 баксов. Единственное замечание- для правильного звучания нужна приличная по размерам комната прослушивания… Да и приличный усилок… Для первого время вполне достойный вариант!))) Все высказанное выше это мое личное мнение по вопросу отечественной акустики.
Но кое-что ещё живёт
В 2011 году компания World Audio Distribution, входящая в группу , запустила в Риге собственное производство акустики полного цикла – от изготовления корпусов до готовых изделий под брендом Arslab. Ранее колонки Arslab производились в Китае. Выбор на Ригу пал, в том числе, из-за проживающих там специалистов, ранее работавших на . Сейчас во главе производства стоит Виктор Лагарпов, который раньше был главным инженером на «Радиотехнике». Благодаря опыту, полученному на легендарном заводе, Виктор знает об акустике всё. За шесть лет функционирования предприятия возможности завода значительно расширились – приобретены дополнительные немецкие станки, нанят новый персонал. В 2022 году количество работников, занятых непосредственно на производстве, достигло пятнадцати человек.
Помимо сборки акустики и производства необходимых электронных компонентов, на заводе изготавливают и корпуса для колонок (в отличие от многих производителей аудиосистем, покупающих готовые у сторонних компаний). Предприятие также производит большое количество корпусов для других производителей из Германии, Франции, Италии и других стран.
В 2014 году World Audio Distribution приобрела контрольный пакет акций Penaudio, чья продукция теперь тоже производится на этом заводе. Как заявляет сам основатель Penaudio Сами Пенттиля, продолжающий руководить компанией, качество готовых изделий повысилось. Да и возможностей производства теперь достаточно, чтобы удовлетворить спрос на эту акустику во всём мире.
Помимо «традиционных» домашних аудиосистем (под брендами Arslab, Old School и Penaudio) на заводе в 2016 году начала производиться техника для домашних кинозалов ICE. Это — еще один собственный бренд «Аудиомании». Данная акустика также разработана компанией F-Lab под руководством известного инженера Юрия Фомина.
Акустика ICE, Old School и Penaudio, собранная на заводе в Риге, продается не только в Латвии и России, она пользуется большим спросом по всему миру, включая Китай, Тайвань, Японию, США, Мексику и страны Европы.
Количество произведённых в 2022 году изделий под собственными брендами «Аудиомании» по нашим прогнозам приблизится к тысяче, что означает почти двукратный рост по сравнению с 2016 годом. Подробнее о том, как выглядело производство несколько месяцев назад, можно прочесть в наших репортажах: и .