Что такое мощность звука и на что обратить внимание при покупке акустической системы в авто?

Многие под словом мощность, относительно колонок в разговорной речи, подразумевают силу или мощь звучания, возможно, это и так, но все относительно чуму-то. Совершенно естественно, что при выборе акустической системы, покупатель определяет громкость мощностью, например – чем мощность больше, тем громче и лучше будут звучать автомобильные колонки. Такое всем известное и широко распространенное мнение является ошибочным, почему ?, давайте разбираться.


Что такое мощность звука и на что обратить внимание при покупке колонок?

Что такое обозначение WT

Колонка мощностью в 100 Wt не всегда может играть качественней или громче той акустической системы, у которой мощность ниже в два раза, например 50 Wt.

Аббревиатура мощности WT в первую очередь говорит не о громкости динамика, а обозначает механическую надежность акустики в целом или на каждый канал, а указанные 50 / 100 Wt — это совершенно не громкость звучания колонки. Акустические головки сами по себе обладают низким КПД, преобразуя в звуковые колебания всего 2-3% подводимой к ним мощности от электрического сигнала (издаваемого звука громкости, к счастью, вполне достаточно для создания звукового сопровождения). Сама же указываемая величина в виде Wt, которую указывает производитель динамиков или акустической системы, обозначает лишь то, что если подать указанную мощность на колонку, то она не выйдет из строя, например — критического разогрева межвиткового провода, не произойдет закусывание каркаса катушки, повреждение гибких подвесов динамика, разрыва диффузора и т.д.

Учитывая вышеперечисленное, можно понять, что мощность динамиков или акустической системы в первую очередь, это техническая характеристика, а указываемая величина в «Wt» не является громкостью звучания акустической системы, хотя и обладает некоторым отношением к ней. Различные номинальные показатели мощности динамиков и его усилительного тракта в акустической системе могут быть совершенно разными. В первую очередь, они указываются для оптимальной коммутации и позволяют ориентироваться между связующими компонентами, например — усилитель мощности значительно большей или значительно меньшей мощности, может разорвать диффузор динамика или, проще говоря, вывести динамик или акустическую систему из строя в момент максимального положения регулятора громкости: на первом — из-за нештатного режима работы колонки, на втором — из-зи высокого уровня искажений.

Уникальные функции

Чтобы компенсировать малую мощность своей аудиосистемы, производители современных ТВ предлагают различные уникальные фичи для улучшения звука. Многие из них отсутствуют в аудиосистемах для домашнего кинотеатра и саундбарах от тех же производителей, поэтому функционал и уникальные особенности таких ТВ являются весомым преимуществом.

К примеру, некоторые модели компании Samsung предлагают:

Компания LG не отстает от южнокорейского собрата и предлагает свой набор особенностей. Некоторые из них повторяют фичи конкурентов, некоторые уникальны:

Есть свои технологии и у телевизоров Sony, вот некоторые из них:

Есть как похожие, так и уникальные решения и у ТВ других производителей. Все эти фичи позволяют серьезно улучшить звук и сократить негативное влияние сверхтонкого корпуса и маломощных динамиков.

Как измерить воспроизводимую мощность в колонках

Мощность звука можно измерять совершенно разными способами, и в разных тестовых условиях, существует общепринятый стандарт измерений мощности выдаваемого звука динамиком.

Давайте рассмотрим более подробно некоторые из параметров, которые часто употребляются в характеристиках акустических изделий:

Rated Maximum Sinusoidal power RMS – является установленной максимальной синусоидальной мощностью. Саму мощность можно измерить при помощи подачи синусоидального сигнала с частотой «1000 Гц» до момента достижения критического уровня нелинейных искажений. Очень часто в паспортах с техническими характеристиками изделия этот параметр указывается как, 25 Вт (RMS). Данное обозначение в первую очередь говорит, что динамики, и подачи на них звуковой сигнал, мощность которого равна 25 Вт, сможет работать довольно длительное время, при этом не получит никаких механических повреждений головок.

По сравнению Hi-Fi колонками, значения для мультимедийных акустических систем завышены, мощность, указываемая в Wt (RMS) исходит в первую очередь из проведения измерений с очень высокими гармоническими искажениями, примерно до 10%. Слушать музыку или другие звуки при таких искажениях некомфортно, колонки начинают хрипеть, а динамические головки в корпусе начинают дребезжать.

Peak Music Power Output (PMPO) — это пиковая музыкальная выходная мощность. Мощность этой аббревиатуры измеряется подачей синусоидального сигнала кратковременно и его длительность менее 1 секунды, а частота ниже 250 Гц (как правило, это 100 Гц), при этом уровень нелинейных искажений не учитывается, например — мощность динамика по обозначению PMPO равна 500 Вт, это говорит нам о том, что акустика в момент воспроизведения кратковременного сигнала низких частот не получила никаких механических повреждений головок. Такая единица измерения мощности как Вт-PMPO, любя называют «китайский ватт», что позволяет при такой методике измерять величину мощности до тысячи Ватт! Например – у вас дома стоят актичные компьютерные колонки с потреблением электрической мощности «10 В/А», при этом пиковая музыкальная мощность PMPO составляет 1500 Вт (лажа!).

В России существуют свои общепринятые стандарты различных видов мощности, а именно ГОСТ 16122-87 и ГОСТ 23262-88.

Российский ГОСТ определяет такие стандартизированные понятия в акустика как:

  • Номинальная мощность
  • максимальная шумовая
  • максимальная синусоидальная
  • максимальная долговременная
  • максимальная кратковременная мощности

Некоторые из этих параметров указываются в паспорте на советской или постсоветской аппаратуре. К сожалению, мировая практика, эти стандарты, не применяет, так что пока не будем сильно заострять внимание на ГОСТ-ах.

Следовательно, можно понять, что важным показателем на практике, значение мощности Вт RMS, является важным при значениях гармоник коэффициента THD = 1% и меньше. Но стоит заметить и тот факт, что выбор звуковых изделий по этой технической характеристике является очень приблизительным, и может отличаться от реальности, в первую очередь громкость воспроизводимого звука имеет характеристику звукового давления, вследствие чего, информация показателя «мощности акустических систем» — нулевая.

Содержание

При выборе телевизора в первую очередь смотрят на экран. Производители стараются впечатлить покупателей сверхвысоким разрешением, качеством цветопередачи, умным функционалом и уникальным дизайном. При этом встроенные динамики нужны, чтобы был хоть какой-то звук, пока пользователь не приобретет саундбар или многоканальную аудиосистему. Однако в последние годы стали появляться модели, которые могут похвастаться мощной встроенной аудиосистемой с сабвуфером. По заверению производителей, она даст фору многим саундбарам. Есть ли смысл в таких моделях и стоит ли доплачивать за встроенный звук?
С тех пор, как кино перестало быть немым, звуковое сопровождение картинки на экране воспринимается зрителями как должное. При походе в кино зритель видит огромный экран, но не менее впечатляющего размера колонки спрятаны от окружающих, хотя именно они обеспечивают львиную долю вау-эффекта от просмотра. Музыка, взрывы, стрельба, звуковые эффекты — именно они придают происходящему на экране вес и объем.

Те, кто пытался построить домашний кинотеатр в отдельно взятой комнате, знают, что больше всего вложений и трудозатрат приходится именно на организацию многоканального звука. Купить огромный экран и прикрепить его на стену не так сложно, как сделать акустическую подготовку помещения, подобрать под него динамики и усилитель нужной мощности, согласовать все между собой, чтобы ничего не хрипело, а дом не ходил ходуном от баса при взрывах на экране.

Производители телевизоров, понимая, что покупатели все равно будут подключать внешние аудиоустройства, чаще всего не заморачивались с качественным звучанием своих девайсов. Их можно понять: покупатель требует модели шириной больше окна и толщиной меньше пальца. В такие габариты сложно уместить качественную аудиосистему. Тем более в последние годы организовать хороший звук помогают саундбары — небольшие и не столь дорогие (по сравнению с системами 5.1 и 7.1) устройства, обеспечивающие многоканальный звук в любой квартире без возни со звукоизоляцией.

Однако сегодня ситуация начала меняться. Технологии направленного звука, применяемые в саундбарах, стали появляться в телевизорах. Многие из них даже оснащены сабвуферами и предлагают неплохое звучание прямо из коробки. Так стоит ли покупать саундбар и тем более заморачиваться с организацией системы 5.1, если есть готовые решения? По каким параметрам выбирать телевизоры с хорошим звуком, для каких помещений они подходят, и чего от них ожидать на практике?

Чувствительность колонок

Технический параметр как чувствительность – это, величина, характеризующая интенсивность давления звука, которую развивает колонка на расстоянии 1 метра при частоте сигнала 1000 Гц при мощности 1 Вт.

Обычно чувствительность динамиков измеряется в дБ-децибелах, относительной слышимости (уровень, нулевого давления звука = 2*10^-5 Па). Иногда используется обозначение Sound Pressure Level (SPL) – это уровень характеристической чувствительности. Для краткости в технической графе единиц измерений указывается «дБ/Вт*м» или «дБ/Вт^1/2*м», важно понимать, что чувствительность, это не линейный коэффициент пропорциональности между уровнем давления звука, мощности сигнала и расстояния до источника. Большинство фирм производителей, указывают в характеристиках чувствительность динамических головок, измерения которых проводились в нестандартных условиях.

Сама по себе, техническая характеристика как чувствительность, важную роль играет при разработке и проектировании своих собственных акустических систем. Если понимание чувствительности динамиков вам непонятен, то при подборе мультимедиа акустики для компьютера или других бытовых колонок, можно на нее не обращать никакого внимания и не заморачиваться (да и не все производители ее указывают).

Миф пятый. Мощность — главный параметр при выборе акустики

Чтобы дать возможность звуку полностью раскрыться, нужна громкость, равно как и обеспечивающая её мощность. Но упомянутые искажения могут сильно испортить картину. За чистоту звука на всём диапазоне SPL отвечают другие важные параметры: АЧХ, согласованность импедансов, акустическое оформление и др. Каждый из них по-своему влияет на восприятие. Не забывайте, что и помещение, в котором расположена акустическая система, тоже играет немаловажную роль. Да и особенности музыкальных композиций тоже нужно учитывать, не зря же существуют эквалайзеры. Всё эти детали в совокупности и формируют сочный насыщенный звук.

Источник

Амплитудно-частотная характеристика в динамиках

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) – является графиком, показывающего разницу величины амплитуды входного и выходного сигнала во всем диапазоне воспроизводимых частот. Амплитудно-частотная характеристика измеряется при подаче синусоидального сигнала не меняемой амплитуды с изменением ее частоты. В точке графического обозначения 1000 Гц, обычно откладывают нулевой уровень дБ на вертикали.


АЧХ — амплитудно частотная характеристика

Самым идеальным вариантом считается, где АЧХ представлена в виде прямой линии, но в реальности таких характеристик у колонок и акустических систем не бывает. Особое внимание необходимо обратить на величину неравномерности, и чем она больше, тем в тембре звучания больше нелинейных искажений.

Производители различных зарубежных компаний, обычно предпочитают обозначать диапазон воспроизводимых частот, который является «выжимкой» информации амплитудно-частотной характеристики и указываются только граничные неравномерности и частоты. Например, в описании написано: «50 Гц — 16 кГц (±3 дБ)», это означает, что, данная акустическая система обладает достоверным звучанием в диапазоне 50 Гц — 16 кГц, а все что ниже 50 Гц и больше 15 кГц увеличивает неравномерность искажения в звучании, при этом АЧХ обретает резкий спад характеристики, назовем его «завал».

При уменьшении низко-частотного (НЧ) уровня в динамиках, подразумевают потерю насыщенности и сочности звучания баса, а подъем в области низких частот слышен в виде гудения и бубнения если подключить один сабвуфер без дополнительных динамиков. При завале низких частот звук становится тусклым и неясным. Подъемы высоких частот обозначают присутствием и даже порой раздражающих неприятно-шипящих и свистящих звуков. Например, у мультимедиа колонок величина неравномерности амплитудно-частотной характеристики выше, чем у Hi-Fi акустической системы.

Даже не смотря на различные рекламные заявления производителей и указания в технических характеристиках параметра типа «20 — 20000 Гц» (обозначение, теоретического предела возможностей) нужно читать и расценивать с большой долей скептицизма и делить этот параметр примерно на 2. При этих показателях, производитель не указывает неравномерность амплитудно-частотной характеристики, которая может обладать немыслимыми величинами.

Например — низкочастотные динамики с характеристикой «20 Гц — 20000 Гц», может не обеспечивать более или менее равномерную эту характеристику даже в полосе частотного диапазона «100 Гц — 10000 Гц», а сравнивать частотный диапазон с разными неравномерностями нельзя вообще.

Рейтинг моделей

Рассмотрим некоторые интересные модели из разных ценовых диапазонов.

Бюджетные модели

МодельХарактеристики

Microlab M-1910
Акустика 5.1 за 120$, компания Microlab выпускает довольно качественную продукцию в нижнем и среднем ценовых сегментах. Общей мощностью 45 Вт, сабвуфер с фазоинвертором, корпус отделан пластиковыми панелями.

Плюсы:

  • для этой стоимости отличный звук;
  • неплохое качество сборки;
  • Продуманная конструкция системы.

Минусы: не обнаружено.

SVEN HT-200
Бюджетная модель стоимостью 80-90 долларов в корпусе из МДФ. Продукция производителя SVEN на рынке более 15 лет и в этом ценовом сегменте у неё весьма неплохое качество. Общая мощность АС — 60Вт. Заявленный диапазон воспроизводимых частот — 40-22000 Гц.

Плюсы:

  • система 5.1 обеспечивает объемный звук за небольшие деньги;
  • пульт дистанционного управления;
  • встроенный проигрыватель аудиофайлов с SD-карт и USB-флешек, а также приемом радио.

Недостатки:

  • вопреки заявленному «чистому воспроизведению» на всем диапазоне, звук хоть и находится на достойном уровне, но от высокого качества (hi-fi) он всё-таки далёк. Но данную претензию можно предъявить к большей части средне-низкого ценового сегмента;
  • некоторые покупатели жалуются на слабый прием радио, но если вы будете использовать акустику с телевизором — эта функция не особо и нужна, а является лишь приятным дополнением.

Gemix HT-1050
Ультра бюджетная система 5.1 за 70 долларов. У неё пластиковые колонки и сабвуфер из МДФ. Заявленная общая мощность 60Вт.

Плюсы:

  • пульт дистанционного управления;
  • встроенный аудиоплеер, поддерживающий карты памяти формата SD;
  • Хороший звук, если учитывать цену.

Минусы: на колонках нет креплений для подвеса на стену.

Средний ценовой диапазон

МодельХарактеристики

Edifier R501T III
Колонки 5.1 от известного производителя недорогих акустических систем. Стоимость порядка 170 долларов. У Edifier достаточно широкий модельный ряд. На отечественном рынке начала активно развиваться порядка 10 лет назад, за это время успела показать себя с неплохой стороны в плане качества и надежности.

Плюсы:

  • недорогой, мощный и большой сабвуфер с глубоким басом;
  • звучание всей системы на достойном уровне.

Недостатки: нет регулировок громкости на сабвуфере, все настройки только с пульта.

F&D F5060X
Большие колонки для домашнего кинотеатра, общей мощностью 60Вт за 170-180 долларов. Продукция F&D часто очень похожа на бренд SVEN. Качество этого производителя довольно хорошее. Эта модель поддерживает Bluetooth, для беспроводного проигрывания музыки, в ней есть встроенный простейший плеер.

Плюсы:

  • беспроводное подключение по Bluetooth;
  • встроенный приемник и радио;
  • неплохой звук и низкие шумы.

Недостатки: не обнаружено.

Genius SW-HF 5.1 6000
Колонки почти за 200 долларов, порадуют хозяина хорошим объемным звуком. Общая мощность — 100 Вт.

Плюсы:

  • информативный дисплей и пульт дистанционного управления обеспечивают удобную настройку;
  • на средней и низкой громкости — звучат чисто.

Недостатки:

  • на предельных громкостях возможны дребезжания басового динамика.
  • корпус изготовлен из пластика, не слишком прочный.

Премиум модели

МодельХарактеристики

Саундбар LG SJ5
Миниатюрная и громкая акустика для телевизора. Её стоимость составляет 300 долларов. Выглядит достаточно стильно. Общая мощность 120 Вт.

Плюсы:

  • компактность;
  • громкость;
  • Поддержка Bluetooth.

Недостатки: стоимость слегка завышена.

Мощная система M-Audio HCS-9950 MKIII
Больше всего эмоций испытают ваши соседи! Её заявленная мощность 420 Вт. 5 колонок, 2 из них высокие напольные, стильный дизайн, чистое звучание. Корпус выполнен из МДФ, как и большинства современных моделей.

Плюсы:

  • чистое звучание;
  • мощность;

Недостатки: не обнаружено.

Microlab H-600
Красивая и мощная акустическая система (270Вт) системы 5.1, с высокими фронтальными колонками и хорошим сабвуфером. Стоимость около 400 долларов.

Плюсы:

  • качественные материалы;
  • отличное звучание;

Недостатки: при длительной эксплуатации могут случаться проблемы с блоком управления или пультом дистанционного управления.

Коэффициент гармоник и нелинейных искажений

Коэффициент гармоник (Кг). Сама по себе акустическая система в целом, является сложным электроакустическим устройством, которое обладает характеристикой нелинейного усиления. Звуковой сигнал после прохождения всех звуковых каналов на выходе обязательно будет обладать нелинейным искажением. Гармонические искажения являются самыми явными и наиболее элементарными в измерениях.

Гармонические искажения (Ги) – это искажения, кратные основной тональности сигналов. Невосполнимым потерям в звуке ведут паразитные гармоники и придают в спектре звучания новый искаженный тембр звучания. Гармонические искажения можно замерить подачей синусоидального сигнала в частотном диапазоне «1000 Гц». При помощи специального фильтра, в сигнале звучания обнаруживают лишние гармоники с определением их мощности.

Коэффициент – это, безразмерная величина. Обычно указывается либо в децибелах, либо в процентном соотношении, а учитывается коэффициент по формуле : [дБ] = 20 log ([%]/100) и чем больше коэффициент гармонической величины, тем хуже звучание у динамика.

Коэффициент гармоник акустики во многом зависит от мощностей подаваемых сигналов. Поэтому для более разумного выбора колонок, необходимо по возможности сначала посчитать Кг, а потом еще послушать само звучание, рабочее положение регулятора громкости должен составлять 30 — 50%.

Алгоритмы кодирования

Со времен DVD и Blu-Ray в звуке для домашних кинотеатров лидируют два формата кодирования аудио — Dolby Digital и DTS-HD в различных ипостасях. Их базовые вариации кодируют 5.1-канальное аудио, а передовые версии DTS:X и Dolby Atmos поддерживают формат 7.1 со звуком сверху и динамиками над головой. В интернете ведутся холивары на тему того, что лучше. С одной стороны, DTX:X кодирует с более высоким битрейтом и, по идее, должен обеспечивать лучшее качество аудио. С другой, Dolby Atmos — более продвинутый формат, который способен обеспечить лучшее качество при менее высоком битрейте.

В итоге все это скорее вопрос вкуса, но есть один нюанс. Atmos получил более широкую поддержку, в том числе, на стриминговых сервисах типа Netflix и Amazon Prime Video, в то время как DTS:X больше подходит для выделенной аудиосистемы. Неудивительно, что и в современных телевизорах Dolby Digital, Dolby Atmos и различные вариации вроде Dolby Digital Plus, Dolby 5.1 Decoder можно встретить чаще, чем DTS:X. Что же касается саундбаров, то в недорогих моделях также чаще можно встретить Dolby Digital и Atmos, а вот более продвинутые поддерживают максимум возможных форматов.

Импеданс и электрическое сопротивление в колонках

Электродинамическая головка в колонках обладает определенным сопротивлением постоянного тока, зависящее от длины, толщины и материала проводки в катушке (еще называется такое сопротивление реактивным или резистивным). В момент подачи звукового сигнала, являющийся в виде переменного тока, сопротивление электродинамической головки в зависимости от частоты сигналов будет меняться.

Импеданс (impedans) – обозначение полного электрического сопротивления переменному току, измеренное в частотном диапазоне «1000 Гц». В основном у акустических систем импеданс равен 4 / 6 / 8 Ом.э


Сопротивление в автомобильных колонках

При выборе динамиков указанная величина сопротивления в технических характеристиках (импеданс), не скажет покупателю о качестве звучания приобретаемого звукового изделия. Этот параметр обычно указывается в характеристиках, для возможности расчета и подбора необходимого дополнительного оборудования к динамикам, например усилителя. Если колонка обладает более низким значение сопротивления, чем рекомендуемое значение у усилителя, в звучании будут присутствовать различные искажения или может сработать защита от короткого замыкания, если значение сопротивления выше, то звучание динамиков будет намного тише.

Оформление акустики и корпус колонки

Важным фактором, влияющего на звучание динамиков или акустической системы – это, оформление акустики самой излучающей головки динамика (динамическая головка). В момент разработок и проектировании акустических систем, производители обычно сталкиваются с проблемами, в виде выбора оформления для акустики, а их больше десятка различных видов.

Оформление акустики делится, на акустически нагруженное, и на акустически разгруженное:

  • В первом варианте, колебание диффузора имеет ограничение упругостью воздуха и акустическим воздушным сопротивлением.
  • Во втором оформлении подразумевается, ограничение диффузора только жесткостью подвеса.

Также оформление акустики можно разделить на систему двойного и одинарного действия:

  • Система двойного действия формирует звук обеих поверхностей диффузора (с передней стороны колонки и с задней).
  • Система одинарного действия, характеризует возбуждение звуков, двигающегося к слушателю только одной стороной диффузора (излучение звуков противоположной стороны, нейтрализуется оформлением динамика).

Поскольку на средне частотные и высокочастотные головки, оформление акустической колонки практически никак не влияет, мы постараемся рассмотреть наиболее распространенных вариантов низкочастотного акустического оформления корпуса.

Широкое применение имеет акустическая схема, называющаяся закрытый ящик (короб) – является корпусным элементом с выведенным наружу диффузором динамика и относится к нагруженному акустическому оформлению.

  • Достоинства корпусного оформления: хорошие показатели амплитудно-частотных и импульсных характеристик.
  • Недостатки корпусного оформления: КПД занижен и большая необходимость в мощном усилителе, также обладает высоким уровнем искажений гармоник.

Звуковые волны, вызванные колебанием противоположной стороны (обратной) диффузора, используют обычно в самым распространенным вариантом двойного действия с применением фазоинвертора, например – фазоинвертор, представляет собой трубу определенного диаметра и длины, установленную в корпус. Расчет длины и сечения трубы (фазоинвертора) происходит таким образом, чтобы на определенной частоте с ней создавались колебания синфазных звуковых волн, вызванные фронтальной стороной диффузора динамика.

Акустическая схема «Ящик-резонатор» обладает с самым широким применением.


Сужающийся свернутый четвертьволновой резонатор

Отличительным примером от короба с видимым диффузор, диффузор у резонаторного короба находится внутри самой конструкции, на перегородке, а динамик участия в формировании спектра низких частот не принимает. Внутренний диффузор лишь возбуждает различные звуковые колебания низких частот, которые далее увеличиваются по отношению к громкости в пространстве фазоинвертора, играющего роль резонансной камеры.

  • Главным достоинством этих конструкционных вариантов, является высокий КПД при небольших размерах сабвуфера.
  • А недостатки проявляются в ухудшении импульсных и фазовых характеристиках, воспроизводимое звучание колонки быстро утомляет.

Самым оптимальным вариантом при выборе колонок, будет динамик с деревянным корпусом, среднего размера с фазоинвертором, выполнены по закрытой схеме.


Низкочастотный динамик с деревянным корпусом, среднего размера и фазоинвертором

В момент выбора низко-частотного динамика (сабвуфера), следует обращать внимание не на его громкость звучания (этот параметр даже у довольно недорогих вариантах обладает обычно достаточным запасом), а на более достоверное диапазона всех воспроизводимых низких частот. Наиболее нежелательны колонки с тонким корпусом или маленьких размеров с точки зрения качества воспроизводимого звучания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]