Отечественные ламповые усилители — достойная альтернатива брендам или печальный компромисс?


Отечественные ламповые усилители — достойная альтернатива брендам или печальный компромисс?

Вот читаю про муки душевные и сомнения, и не пойму, чего не хватет или не может хватать в принципе в хорошо отлаженном усилителе от отечественных «самоделкиных» или отечественного бренда? Мощи ламповика в 10-25Вт на канал хватает для любой комнаты,… если динамики с чуйкой 92-97дБ. )) У меня акустика на головках 4а32В просит вынести её в чисто поле уже на половине громкости! (а в комнате хватает 2-5Вт за глаза!) Это наш отечественный совковый «ширпотреб» стоявший в большинстве эстрадной аппаратуры и в кинозалах. Ему простор нужен,… или ящик не менне 200литров! Что вообще хотим услышать?!))) Как крутой ламповый забугорный усь с крутыми колонками-полочниками (я имею в виду крутые цены) кардинально изменит изначальное звучание голов и кабинетов Маршал и Фендер в записи рока? Ну я пойму если будем сравнивать студийную запись живой музыки и вокала, духовые, струнные и т.д.(симфониии, оперу, джаз…). У каждого свои музыкальные склонности, свой уникальный слух (или отсутствие его). Может отдельные забугорные экземпляры и универсальны для всех стилей. (Сказка!)

Тут видимо нужно мыслить категориями «нравится»/»не нравится».

Можно при самом изысканном музыкальном слухе не увидеть разницы между забугорным аппаратом и нашим отечественным (с разницей в цене в 10 раз!) при слепом прослушивании. Один и тот-же усилитель производит часто разное впечатление даже при замене ламп на их полные аналоги из другой партии.

Выходной трансформатор можно заказать и за бугром, если к нашим доверия нет, а все прочее под него у нас самоделкины просчитают и изготовят в лучшем виде(в том числе и блок питания — второй важный компонент для любого уся). Схемы усилителей практически не изменились за 50лет! ))) Только начните как положено, с акустики (включая помещение для прослушивания).)) Одной «таблетки» на эту тему нет. Одному нужен звук, другому графики с анализатора спектра. Один не хочет видеть, другой не хочет слушать.)))

(По поводу горизонтального расположения ламп,…- если в паспорте указано «любое», то не парьтесь по поводу провисания сеток. На 5ц3с указано -«вертикальное» рабочее, это да.)) По остальным- скорее катод откажет вам в добросовестной эмиссии, чем сетка провиснет.)))Даже в гитарных усилителях, где предварительные каскады работают на перегруз, и иногда жарятся при напряжениях на аноде выше паспортных, проблем от провисания сеток за последние 40 лет я не отмечал. )

Волшебная лампа меломана

Собственно говоря, делать подробную презентацию ламповых усилителей, наверное, нет смысла — в предыдущих обзорах все это излагалось в довольно развернутом виде. Но заметим, что и в нынешнем марафоне принимают участие в основном двухтактные модели (push-pull), где использованы лампы усиления пентодных и триодных типов. Такие схемы обеспечивают сравнительно высокую выходную мощность в отличие от более «легких» однотактников. Сейчас на рынке ламповой усилительной техники имеется множество предложений, но ценовой диапазон весьма широк, от азиатских «народных» моделей за пятьсот американских дензнаков и до вершины иерархической лестницы, именуемой High End, с ценниками в полмиллиона и более рублей. Наша задача — обозначить золотую середину, те аппараты, которые были бы доступны по цене, но не страдали от существенных компромиссов. Дизайн почти всех участников соревнования в основном схож. Это массивное и тяжелое плоское шасси, по три трансформатора в кожухах кубической формы, а перед ними, как шахматные фигуры, расположены лампы разного размера и назначения, число которых тоже может быть различным, в зависимости от схемы. На лицевую панель, традиционно изготовленную из фрезерованного алюминия, выведены по две-три круглые ручки и несколько кнопок; в их наборе нет ничего нового: сетевой выключатель, регулятор громкости, селектор входов и иногда ручка балансировки каналов. Редко можно встретить гнездо для наушников. Одни модели снабжены моторизованным регулятором громкости и селектором входов и имеют аскетичные, но тяжеленькие пульты ДУ, у других управление исключительно ручное. Наличие встроенного фонокорректора — не правило, а скорее исключение. Зато по три винтовые клеммы на каждый канал для подключения акустических кабелей — это давно норма: разная по сопротивлению акустика требует индивидуального подхода. Количество входных стереопар тоже неодинаково: у одних аппаратов их всего две, у других до пяти, плюс у некоторых есть еще и выходы мониторной петли или же предварительного каскада усиления. Отметим, что маститые ламповые бренды часто используют в своей технике лампы российского изготовления, большая часть которых выпускается в Саратове, а потом, через главный офис в Петербурге, уходит за океан и в Европу. И нам, российским меломанам и экспертам, очень приятно взять в руки такую радиодеталь, на которой, помимо надписи Electro-Harmonix (под этой маркой лампы продаются в США), стоит клеймо «Сделано в России». Да и что говорить, коль наши умельцы-радиолюбители до сих пор используют в своих детищах казахстанские комплектующие середины 60-х годов — военное производство всегда высоко держало марку. Хотя, конечно, популярны и лампы, выпускаемые ныне в Чехии и Китае. Есть и еще один нюанс: только часть усилителей имеет мощные металлические защитные колпаки с ячейками. С одной стороны, защита от пыли — минимальная, но, скажем, такие кожухи хорошо предохранят лампы при транспортировке либо от шаловливых ручек маленьких и пытливых будущих меломанов. И дело даже не в том, что юный исследователь может сломать лампу, потянув ее на себя, а в большой вероятности ожога. Встречаются также устройства, выполненные в надежном закрытом корпусе. Это, конечно, практично, но неблагоприятно влияет на дизайн, ведь производители подобной аппаратуры часто пытаются выставить ламповое хозяйство напоказ, да и вентиляция в закрытых моделях оставляет желать лучшего. Прослушивание проходило в нашем акустически подготовленном помещении, при этом каждый усилитель прогревался в течение 30 минут. Окончательный вердикт суммировался из баллов за дизайн, функциональность и качество сборки, но основным критерием был звук.

Тестовая система:

РОССИЙСКИЙ Hi-End

Выставки «Российский Hi-End», похоже, вновь становятся регулярными — после семилетнего перерыва это уже вторая подряд, а по общему счёту — двенадцатая. Прошла она, как и год назад, в Конгресс-центре МТУСИ стараниями её бессменного организатора Дмитрия Свободы.

Ректор МТУСИ А.С. Аджемов и Дмитрий Свобода открывают выставку. В центре — инсталляция из довоенной трансляционной тарелки и mp3-плеера. Звучало очень даже неплохо

Постоянная экспозиция расположилась в просторном холле второго этажа, где благодаря низкому потолку со звукопоглощающим покрытием были очень неплохие условия для прослушивания. В течение всего дня там проводились демонстрации звучания «по кругу», когда слушатели вместе со стульями перемещались от одной системы к другой. Кроме того, на первом этаже, в зале «Эксклюзив» с улучшенной акустической обработкой, проходили более вдумчивые прослушивания согласно расписанию, которое периодически высвечивалось на большой ЖК-панели в фойе.

Ход выставки освещался в прямом эфире студенческой радиостанции «Радио-Точка» МТУСИ — очень любопытное начинание.

Состав участников обновился примерно на треть, что заметно оживило интерес посетителей. High End, да ещё созданный вручную, подчас энтузиастами-одиночками, явно не та отрасль, где новинки появляются каждый год. Впрочем, и корифеи отечественного аудио не стоят на месте.

Что любопытно, у многих постепенно проходит увлечение лампами, впервые за всё существование выставки транзисторных усилителей было больше, чем ламповых. Причина мне видится в том, что транзисторные намного проще и дешевле в изготовлении (не нужны дорогие выходные трансформаторы, да и корпус можно купить готовый, уже с теплоотводами), кроме того, акустику к ним подобрать легче. Соответственно, такой усилитель больше шансов продать, ведь речь идёт не о радиолюбителях, а о компаниях, работающих ради прибыли. Кстати, часть экспонатов была реализована в первый же день, сразу после прослушивания.

Ещё один интересный момент — появление продвинутой цифровой техники и использование компьютеров в качестве источников. Например, фирма Indigo Audio Technologies (Санкт-Петербург — Москва) выпустила ЦАП-усилитель, оснащённый входным буфером FIFO и поддерживающий формат данных до 24 бит/192 кГц. Под маркой EcoSound был показан аудиосервер с великолепным экранным интерфейсом, жёстким диском на 512 Гб и встроенным 100-ваттным усилителем мощности.

Разумеется, были и ламповые конструкции, и виниловые проигрыватели — как же без этого в хай-энде.

Наблюдается явный прогресс в умении представлять свои изделия на публике и подбирать музыкальный материал. Выступления, в которых авторы излагали свою концепцию — а с них, как правило, начинались прослушивания в «Эксклюзив», стали более конкретными и содержательными

В конференц-зале был организован живой концерт трио Алекса Ростоцкого с потрясающим видеорядом, собравший много слушателей. Возможно, приобщение к живой музыке (хотя в данном случае почти все партии, кроме перкуссий и саксофона, были синтезированы) со временем тоже станет традицией.

Что ещё понравилось — большое количество посетителей, особенно в выходные дни. Заметный интерес проявили и студенты МТУСИ, а из тех, кто постарше, было много увлекающихся домашним конструированием аудиотехники.

В описании конкретных экспонатов я старался сосредоточиться на новинках, которых не было в прошлогоднем репортаже. Его, кстати, можно найти по ссылке https://www.salonav.com/arch/2012/05/032.htm.

Высоколинейный усилитель «Сириус» компании MWM. В мостовых выходных каскадах используются отечественные полевые транзисторы КП904А.

Мощность невысока, всего 50 Вт, но главный акцент был сделан на естественное звучание, максимально приближенное к звучанию «живых» инструментов

— старожил «Российского хай-энда», участвовавший в самых первых выставках. Специализируется на ламповых усилителях и акустике с круговой диаграммой направленности. В настоящий момент занимается в основном заказными инсталляциями

Система Валерия Гилёва: акустические системы Crystalvox Stalker II, ламповые моноблоки Wavac и кабели собственной конструкции. Обратите внимание на внешний кроссовер

Ассортимент «Алекса» пополнился виниловым проигрывателем Turn 1, созданным совместно с немецкой компанией Block. Она поставляет двигатели, диски и тонармы, всё остальное делается на фабрике в Щербинке. Главная особенность конструкции — точный трекинг, что позволяет использовать MC-картридж с прижимной силой 0,6 г. Проводящий мат отводит статические заряды через шпиндель на массу

Раньше «Лаборатория Анашкина» специализировалась на ламповых усилителях, но недавно выпустила гибридный оконечник мощностью 200 Вт на 4 Ом. Выходные каскады построены на

полевых транзисторах 2SK1058/2SJ162, по пять штук в плече

Новое детище Константина Мусатова — интегральник «Антрацит» на 6С33С с полным дистанционным управлением и процессорным контролем режимов ламп. С пульта можно перевести выходной каскад в режимы «А» или «АВ». Разработан и новый транзисторный усилитель, который скоро должен пойти в производство

Владимир Стародубцев (, Таганрог) решил сделать бюджетный усилитель, по качеству звучания не уступающий старшим моделям. Снижена лишь выходная мощность (8 Вт на канал), другие характеристики на прежнем уровне. На выходе — двойные триоды 6Н13С в параллельном включении

Выступление Алекса Ростоцкого с динамичной видеопроекцией – одно из самых ярких событий выставки

Ранее выпускала моточные изделия для самодельщиков, а несколько лет назад появились и законченные конструкции. Новинка — двухтактный усилитель на 6L6 с оформлением «полированное серебро»

Оцените конструктив гибридного усилителя VicSound: дискретный регулятор громкости, мощный Ш-образный трансформатор и сглаживающий фильтр из множества конденсаторов небольшой мощности. У компании есть и другая модель, где выходные транзисторы питаются от импульсных источников с высоким КПД

По словам создателей акустики Dorius, в ней используется новый принцип низкочастотного оформления — многокамерный акустический трансформатор. На изобретение даже был получен патент. Эти камеры расположены в нижней части конструкции, а верхняя представляет собой спиральный рупор, формирующий фронт звуковой волны, максимально приближенный к цилиндрическому. Под этой маркой выпускается также акустика традиционного «ящичного» типа, но принцип в ней используется тот же

40-ваттный однотактник AudiostandArt на ГМ-70 имеет полосу усиления при полной мощности 25 Гц — 60 кГц. Благодаря глубокой обратной связи радикально снижены искажения, в спектре присутствует в основном вторая гармоника. В усилителе используется собственная схемотехника с катодными повторителями между всеми каскадами

Для этого устройства пока даже не подобрали названия. Оно объединят ЦАП, предварительные и оконечные усилители, а также компьютер с жёстким диском 512 Гб. Главная идея — создать универсальную и предельно точную систему для воспроизведения цифрового аудио, в которой не нужны межблочные кабели. Искажения встроенного усилителя при мощности 100 Вт — тысячные доли процента

Акустические системы Helium построены на базе 4-полосных коаксиальных динамиков. В них три независимых диффузора (самый большой — 15 дюймов) с собственными магнитными системами и твитер в центре. Акустическое оформление — «вариовент», фильтры первого порядка на плёночных конденсаторах и разводка кабелем Physics Style. Акустические и межблочные кабели в системе — этой же марки. Чувствительность 96 дБ

поделиться

Tags: Российский Hi-EndС места событий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]