Отечественные ламповые усилители — достойная альтернатива брендам или печальный компромисс?

В среде радиолюбителей советские усилители по сей день пользуются популярностью. На их базе строятся радиопередающие устройства, акустические системы для домашних кинотеатров, электрических гитар и прочих музыкальных инструментов. Один большой минус у ламповых экземпляров – им необходимо питание переменным напряжением 220 Вольт, так как силовой трансформатор может работать только с ним. Поэтому в «полевых» условиях такие усилители применять проблематично. Да и габариты, масса, этих устройств очень внушительная. Какие же усилители низкой частоты выпускались советской промышленностью?

Лучшие советские усилители: фото и история

В среде радиолюбителей советские усилители по сей день пользуются популярностью. На их базе строятся радиопередающие устройства, акустические системы для домашних кинотеатров, электрических гитар и прочих музыкальных инструментов. Один большой минус у ламповых экземпляров – им необходимо питание переменным напряжением 220 Вольт, так как силовой трансформатор может работать только с ним. Поэтому в «полевых» условиях такие усилители применять проблематично. Да и габариты, масса, этих устройств очень внушительная. Какие же усилители низкой частоты выпускались советской промышленностью?

Удобство обслуживания / надежность

Нет ничего цифрового (по большей части). В этих винтажных усилителях нет микросхем и чипов, которые могут выйти из строя. Они могут выйти из строя и по другим причинам — перегоревшие / протекающие конденсаторы, блоки питания и тому подобное.


Как самому сделать ремонт и доработку винтажного усилителя

Если вы умеете читать принципиальные схемы и вы можете работать с паяльником, то это хорошо, они очень удобны в обслуживании. Я лично избегаю неработающих винтажных усилителей.

«Электроника 50У-017С»

Внешний вид этого советского усилителя звука весьма привлекательный – серебристый корпус прекрасно гармонирует с ручками регулировок, покрытыми хромом. Кнопка включения находится слева на передней панели в верхнем углу.

Далее, по порядку, расположение органов управления и индикации:

Неудобство еще имеется – применяются штекера с 5 штырьками, которых сейчас не встретишь. Но при желании можно установить переходники или же полностью избавиться от старых разъемов, установив на их место новые RCA. Если не дорабатывать схему усилителя, то по качеству воспроизведения он сильно уступает УНЧ «Бриг». Зато выигрывает по всем параметрам у «Радиотехники У-101» или «Веги».

Почему винтажные усилители хороши?

Чтобы не злоупотреблять запутанными тропами, они просто не делают их такими, как сейчас. По большей части перечисленные здесь компании — это просто тень самих себя. В конце 1970-х и с начала до середины 1980-х звуковое оборудование было настоящим золотым веком. Производители звуковой техники придумали, как создавать фантастический звук, а «война мощности» еще не началась. Никто не заботился о выходной мощности, вместо этого они заботились о качестве звука. Почти все компании, которые вы увидите в этом руководстве, — японские.

«Радиотехника У-7111»

Это один из лучших советских усилителей, в свое время был самым «бюджетным» вариантом. Но если сравнивать с современными усилителями китайского производства, «Радиотехника У-7111» значительно их опережает. Комплект УНЧ включал в себя тюнер (приемник радиосигнала) и проигрыватель.

Внешне очень привлекательный усилитель, имеется эквалайзер с регулировкой по пяти полосам. На передней панели находятся следующие органы управления:

На задней панели расположены разъемы для подключения источников звука – всего их четыре. Максимум две акустических системы подключается на выход УНЧ. Также имеется клемма для подключения заземления, предохранитель и розетки. В общем звучание оценивают меломаны, как неплохое, но из 5 баллов максимум ставят 4 с плюсом.

«Бриг У-001»: описание

Одним из самых лучших советских усилителей высшего класса является «Бриг У-001». Качество звучания очень высокое обеспечено, но только при условии использования хорошей акустической системы. УНЧ очень хорошо держит басы, полностью отсутствуют посторонние звуки. При прослушивании музыки на большой громкости динамики не запирают, что позволяет насладиться музыкой в полной мере.

Средние и высокие частоты тоже передаются усилителем хорошо – они ярко выделяются, поэтому прослушивание джаза, блюза, оркестровой музыки будет великолепным. Все замечательно, но масса усилителя более 25 кг. При превосходном воспроизведении живой музыки и фильмов стоит поговорить о недостатке – рок и металл прослушивать на нем некомфортно.

«Корвет 100У-068С»

Еще один советский усилитель, по некоторым параметрам не уступает вышеописанному «Бригу», но в целом немного хуже.

На передней панели УНЧ присутствуют такие органы управления и индикации:

При подключении акустической системы 8 Ом мощность 60 Вт, 4 Ом – 90 Вт. Максимальная потребляемая мощность – 275 Вт. Огромный минус прибора – это корпус из пластика, так как масса усилителя очень большая. Очень надежная техническая часть усилителя уравновешивается плохим качеством корпуса и органов управления.

«90У-2 Кинап»

Нельзя пройти мимо такой легенды, ведь именно с его помощью большая часть советских людей услышали голоса своих любимых актеров. Это советский ламповый усилитель, который использовался в передвижных киноустановках.

Количество регулировок не потрясает воображение, как у описанных выше – есть настройка громкости, низких и высоких частот, лампа индикации перегрузки. Также на верхней части имеется окошко, к которому подключался прибор, считывающий звук с киноленты.

Винтажные усилители Yamaha

Yamaha держала мертвой хваткой на рынке звука с начала до середины 80-х годов. Они известны своими безумными характеристиками, звук чистый и быстрый в усилителях. Их винтажная эстетика до сих пор используется в их современных продуктах. Однако, современные не дотягивают до класса Hi-End.


Yamaha CA-2000 усилитель

Винтажное звучание Yamaha похоже на звучание Kenwood, но даже более аналитично и не так мягко.

Почем музыка для народа?

Советская промышленность начала выпуск отдельных усилителей для домашних стереосистем уже в транзисторную эпоху, ламповые же усилители выпускались до этого либо в составе радиол, либо для промышленного использования. При этом большинство транзисторных аппаратов относились к тому классу, что на Западе принято называть Low-Fi. Однако были и попытки сделать действительно качественные аппараты, пусть и не всегда их получалось реализовать в задуманном виде.

Как и все советские аппараты, предназначенные для работы в квадрофонической системе, этот усилитель был выпущен совсем небольшой партией. Если уж во всем мире формат не получил должного распространения, то что говорить о Советском Союзе. Данный аппарат с 1975 года выпускался Львовским ПО им. Ленина и должен был поставляться в комплекте с четырьмя АС, были предусмотрены и выходы на стереофоничесике и квадрофонические наушники. Уровень сигнала регулировался поканально и контролировался стрелочными индикаторами. Мощность в квадрофоническом режиме составляла 16 Ватт на канал, при работе в стерео она удваивалась. Весила модель 15 килограммов и предлагалась за 500 рублей.

Данный полный усилитель с 1977 года выпускался Рижским радиозаводом имени Попова. В нем был встроенный фонокорректор, а также полный набор линейных входов, возможным было и подключение наушников. В левой части передней панели присутствовали стрелочные индикаторы уровня выходного сигнала, в комплект также входил беспроводной пульт дистанционного управления – редкость в те годы. Мощность усилителя была 50 ватт на канал на 8 Ом, вес аппарата составлял 12 килограммов. Стоила модель 350 рублей.

Этот стереофонический усилитель с 1987 года выпускал Ленинградский завод имени Калинина. В нем был встроенный фонокорректор, НЧ и ВЧ фильтры и темброблок, а также тонкоменсация. Индикаторы мощности выходного сигнала были электронные. На передней панели присутствовал также выход для наушников. Выходные каскады имели защиту от кроткого замыкания, перегрева и наличия постоянного напряжения. Номинальная мощность составляла 100 Ватт на 8 Ом, КНИ не превышал 0,05%, коэффициент интермодуляционных искажений – не более 0,01%. Весил аппарат 17 килограммов.

Модель производства Кировского , который выпускал ее с 1987 года. В ней были использованы технические решения усилителя Бриг-001-стерео, и впервые применён усилитель мощности класса ЛВС с двухуровневым питанием. Встроенный фонокорректор мог работать не только с ММ, но и МС-головками, а регулятор громкости имел изменяемую тонкомпенсацию. На задней панели также был выход электросети для подключения других компонентов системы. Выходная мощность усилителя составляла 60 Ватт на канал, а заявленный частотный диапазон – от 10 до 70 000 Гц. Весил аппарат 10,8 килограммов и стоил 650 рублей.

Данный усилитель мощности с 1981 года производился Львовским производственным объединением имени 50-летия Октября. Она входил в стереофонический комплекс Феникс-005С, который стоил умопомрачительные по тем временам деньги – 3400 рублей. Для тех лет и домашнего класса техники у него была очень солидная номинальная выходная мощность – 2 x 100 Ватт, максимальные ее показатели достигали 2х180 Ватт.

Легендарные усилители – историческая «анатомия» трендов: размышления о качестве, ценах и тенденциях

За последние 60 лет представление разработчиков и потребителей о том, что такое хороший УМЗЧ менялось многократно. Однако периодически появлялись усилители, которые, благодаря схемотехническим и конструкторским решениям, остались в истории как символы своей эпохи, как эталоны качества, как устройства предопределившие развитие целых направлений.

Анализируя историю появления, так называемых, культовых УМЗЧ, на протяжении длительного времени можно отметить несколько занимательных явлений. О некоторых я расскажу в этом материале, который при положительной оценке пользователей станет первым в новом цикле постов. Сегодня разберемся c дорогим и не очень хайендом, с тем из чего он вырос, чем был, и чем стал.

В качестве основы для материала я взял обзоры таких людей как: Питер Бреунингер, Дик Олшер, Гарри Пирсон и др., а также ряд публикаций, отражающих историческое значение устройств и становление некоторых брендов. Как выяснилось, не смотря на некоторые расхождения, выводы авторов о «культовости» и историческом значении многих известных усилителей вполне коррелируют.

Красноречивое молчание

Уже на этапе анализа источников я столкнулся со следующим: журналы для аудиофилов и сочувствующих, когда речь заходит о массовом и недорогом устройстве, цену устройства не указывают. При этом, если в момент появления на витринах компонент стоил несколько десятков килобаксов, то о цене упоминают почти сразу и акцентируют на ней внимание (указывая, что этот ценник был в таком-то году, а это с учетом инфляции доллара et setera).

Я решил восполнить эти пробелы, и отыскал стоимость некоторых устройств, которые не попали в обзоры матёрых звуковедов. Ещё один момент, он связан с тем, что аудиопресса 70-х – 90-х не утруждала себя, за ненадобностью, видимо, указанием точных характеристик устройств о которых писала.

Dynakit (Dynaco ST-70) – DIY-конструктор для аудиофила

Этот революционный, для своего времени, продукт, разработал американский звукоинженер Дэвид Хафлер (David Hafler). В 1954 году, Хафлер, с другим известным отцом hi-fi дизайнером Эдом Лораном основал в Филадельфии . К 1959 году был налажен серийный выпуск лампового усилителя ST 70, который, в удешевлённом варианте («Dynakit») был предназначен для самостоятельной сборки.

Незамысловатая и эффективная схемотехника аудиофильского конструктора предполагала использование четырех ламп EL34, одной GZ34/5AR4 и двух 7199. Впечатляющий дизайн усилителя был разработан Эдом Лораном и Бобом Такером, которые с целью экранирования использовали никелирование поверхностей корпуса. Эта особенность положительно сказалась и на эстетике устройства.

RMS — 35 Вт (PMPO: 80 Вт) Response — 10 Гц

40 кГц при ± 0,5 дБ. Total T.H.D. — less 1 %. (20 Hz

20kHz, with 35 W & with 1 dB) I.M. Distortion — less than 1% with 35 W & less than 0,05% with 1 W. Distortion Noise & hum: 90 дБ with RMS. Output impedance — 4, 8 и 16 Ohm. Damping factor: >[email protected] to 1KHz

Концертные макинтоши благодарных покойников или «тёплый» ламповый психодел

Сегодня McIntosh MC-3500 является мечтой многих меломанов и аудиофилов ностальгирующих по 60-м. Летописцами аудио он причислен к так называемому True Hi-end. При этом титулованный УМЗЧ начинал свой путь отнюдь не в шоурумах дорогих аудиомагазинов и не в личных студиях для прослушивания музыки.

McIntosh MC-3500 был рабочей лошадкой серьёзных концертных площадок, репетиционных баз и студий звукозаписи. Этот девайс изначально позиционировался как профессиональная техника и лишь через 3-4 года после обретения репутации не убиваемого и превосходно звучащего усилителя для профи, он был «взят на вооружение» аудиофилами.

Как и большинство техники своего времени (год выпуска 1968-й) McIntosh MC-3500 был ламповым. Характеристики устройства удовлетворяли требованиям лучших концертных площадок и студий того времени:

Полупроводниковый эталон 70-х

Стоит отметить, усилитель этот стоит своих денег, о чем красноречиво говорят его характеристики, без пафосной рекламы:

Усилитель по достоинству был оценен современниками, купили много, более 100 000 штук с 1977 по 1982. Парадоксально, но лампово-правоверная аудиофильская критика (в журналах типа Stereophile, Pride Audio и др.), высоко оценила этот вопиющий образчик транзисторно-полупроводниковой бездушности, со смехотворным (для Hi End) ценником, отметив в частности:

«Многие транзисторные усилители, тогда и сейчас, демонстрируют наличие впечатляющих технических характеристик, но это не больше, чем наличие стерильного мертвого звука. То есть, ему не хватает эмоциональной напряженности.

С усилителем Ampzilla II это всегда происходит по-другому. Его ритмичная, полная динамики презентация покоряла всех любителей музыки, в то время как меломаны старались найти в спектре высоких частот все больше подробностей.»

Тороидальные монстры наших дней

Я намеренно не стану останавливаться на нескольких этапах деградации эволюции хайенда в 80-е, 90-е и нулевые (если будет цикл, мы к ним наверняка вернемся). Я пропущу этот длинный переходный этап, чтобы можно было почувствовать контраст между тем, что делали и ценили тогда, и что делают и ценят сейчас.

Лирическое отступление. Я не болен ретроградством, не молюсь на винтаж, люблю и уважаю прогресс. Я не стану, с видом умудрённого опытом старца, рассказывать о том, «как было круто», когда меня не было, нет. Но хочу, чтобы читатели отметили доминирующие концепции, в которых сделаны устройства, признающиеся культовыми (тогда — культовые, и сейчас – «культовые»). И так, готовы? Барабанная дробь…

Источник

Обзор советских усилителей звука

В Советском Союзе выпускалось очень много различной бытовой и профессиональной радиоэлектронной аппаратуры, он был одним из крупнейших производителей в мире. В продаже присутствовали радиолы, магнитофоны, радиоприемники и многое другое. Данная статья будет посвящена очень важному прибору – усилителю звука.

История

Так получилось, что в СССР до конца 60-х не было высококачественных усилителей. Тому много причин, среди которых: отставание в элементной базе, направленность промышленности на военные и космические задачи, отсутствие спроса в среде меломанов. В то время усилители звука были в основном встроенные в другую аппаратуру, и считалось, что этого достаточно.

Отдельные усилители отечественного производства типа «Электроника-Б1-01» и другие не могли похвастаться высоким качеством звука. Но к началу 70-х годов ситуация начала меняться. Стал появляться спрос, поэтому возникли группы энтузиастов, которые занялись разработкой соответствующей аппаратуры. Затем руководство министерств и ведомств начало осознавать, что отставание от западных образцов довольно внушительное и нужно нагонять. Вследствие слияния этих факторов к 1975 году и появился на свет усилитель под названием «Бриг». Он стал, наверное, одним из первых серийных образцов советской аппаратуры высшего класса.

Напомним, что в то время у нас бытовая электроника делилась на классы. Первая цифра в названии аппарата означала его класс. И достаточно было взглянуть на маркировку устройства, чтобы понять к какому сегменту оно принадлежит.

У аппаратуры высшего класса, к которой относился «Бриг», в наименовании первыми были нули, «премиум» гордо носил единичку в названии, «средний» – двоечку и так далее, до 4 класса.

Говоря о «Бриге», нельзя не вспомнить о его создателях. Это были инженер Анатолий Лихницкий и его соратник механик Б. Страхов. Они буквально на общественных началах создали это чудо техники. Эти два энтузиаста в связи с отсутствием высококачественной аппаратуры решили создать ее самостоятельно. Они поставили перед собой серьезные задачи, и у них получилось спроектировать идеальный усилитель. Но, скорее всего, он так бы и остался в двух экземплярах, если бы не знакомство Лихницкого по «меломанским» делам с влиятельными чиновниками Ленинграда. К тому времени уже стояла задача создать усилитель высокого класса, и они решили привлечь талантливого человека к этой работе.

Винтажные усилители Kenwood

Современные усилители Кенвуд определенно не то, чем они были раньше. Усилители Kenwood конца 70-х годов просты, красивы и очень функциональны.


kenwood_ka-1000_stereo

В настоящее время винтажные Kenwood чрезвычайно доступен, имеют солидные характеристики и не так востребован, как некоторые другие бренды. Звучание Kenwood имеет нейтральное и оттенок смягчения, с добавлением небольшого количества «плавного крема».


Kenwood Supreme

Особенности

Чтобы сделать звучание аппаратуры более мощным, потребуется усилитель звука. В некоторых образцах он может быть встроен внутрь устройства, к другим потребуется его подключать отдельно. Такое специальное электронное устройство, задача которого усиливать звуковые колебания в диапазоне человеческого слуха. Исходя из этого, прибор должен работать в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, но усилители могут обладать и лучшими характеристиками.

По видам усилители длятся на бытовые и профессиональные. Первые предназначены для использования в домашних условиях для качественного воспроизведения аудио. В свою очередь аппаратура профессионального сегмента подразделяется на студийную, концертную и инструментальную.

По типу устройства делятся на следующие виды:

При выборе стоит обратить внимание на количество каналов, мощность и диапазон воспроизводимых частот.

И не стоит забывать о такой особенности советских усилителей, как пятиштырьковые разъемы для подключения устройств. Чтобы к ним подключить современные устройства, придется покупать или изготовить самому специальный переходник.

Рейтинг моделей

На данном этапе развития электроники многие любители музыки могут сказать, что советские усилители звука не заслуживают внимания. Зарубежные аналоги и по качеству лучше, и более мощные, чем их советские братья.

Скажем так: это утверждение не полностью соответствует истине. Есть, конечно, и слабенькие модели, но среди высшего класса (Hi-Fi) есть несколько достойных образцов. При небольшой стоимости они выдают очень приличный звук.

На основе отзывов пользователей мы решили составить рейтинг бытовых усилителей, к которым стоит проявить интерес.

Единственный недостаток устройства – это вес, он составляет 25 кг. Ну и его все более сложно найти в оригинальном заводском исполнении.

Со временем фасадная панель приходит просто в ужасающий вид. Но начинка усилителя и прекрасные параметры могут перевесить этот минус.

Данное устройство способно выдавать звук мощностью в 50 Ватт на канал. Звук очень приятный, и даже рок звучит качественно.

Данное устройство выдает очень чистый и приятный звук. Рекомендуется для любителей живой музыки.

Для аудиофилов он, конечно, не подойдет, но начинающим любителям музыки с небольшим бюджетом в самый раз.

ЭСТЕТИЧНОСТЬ

Большинство из них просто классные. На них приятно смотреть, и, как правило, с ними даже лучше взаимодействовать. Все просто… аналоговое, физическое. Ручки громкости, тембров и переключатели крупные, со звуковой и тактильной обратной связью.


NAD-2600 и nad-1300

Многим нравится просто возиться с элементами управления, даже если для этого нет причин. Это очень приятно. Винтажные автомобили — это круто. Как и винтажное аудио.


Усилитель клон NHB-108

Я надеюсь, что эта статья « Как самому сделать ремонт и доработку винтажного усилителя » немного помогла. Пожалуйста, оставляйте комментарии ниже, чтобы мы могли вернуться к вам.
Если вы хотите узнать больше об этой теме, и быть в курсе, пожалуйста, подпишитесь на наш сайт.
Желаю удачи в поиске своего звука! На нашем сайте Звукомания есть полезная информация по звуку и видео, которая пригодится для каждого, причем на каждый день, мы обновляем сайт «Звукомания» постоянно и стараемся искать и писать только отличную, проверенную и нужную информацию.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]