Универсальный ламповый предварительный усилитель на 6Н23П

В статье я попробовал передать некоторый опыт построения универсального предварительного усилителя на лампах. Почему на лампах? Потому, что данная конструкция изначально предполагала совместную работу в составе лампового аудиокомплекса, в который помимо него должны войти два ламповых моноблока (однотактные, 6Э5П + ГУ-50). Моноблоки пока еще не готовы, но при проведении испытательных прослушиваний был использован аналогичный по составу интегральный стереоусилитель, показавший совместно неплохие результаты. В конечном итоге, все упирается в акустические системы. Чем выше их качество, тем меньшее надо вмешиваться в звуковой тракт. Хорошо настроенный и правильно сделанный усилитель (не обязательно ламповый), совместно с добротной акустикой, не требует применения различного рода «улучшайзеров» и «оптимайзеров» (ИМХО). Это в идеале. Ну, а что делать с нашими малогабаритными комнатами, ограниченными финансовыми средствами (у большинства, я думаю), когда все равно хочется не просто послушать любимую музыку, но и получить определенную дозу адреналина и прочувствовать драйв?

↑ Выбор схемных решений

Опираясь на многочисленный опыт старших товарищей по ламповому цеху, было принято решение взять за основу известную схему уважаемого Анатолия Иосифовича Манакова (ака Гэгэн) и быстренько набросать макет.
Тут возникли некоторые вопросы. Дело в том, что с разными источниками сигнала (а то были и СД, в том числе выпушенные в прошлом веке, и ДВД, и ставшие классическими японские кассетные деки 70-х годов прошлого столетия, и даже выход с аудиокарты ПК) — каскад звучал по-разному. С современными источниками сигнала все было хорошо, а вот с некоторыми заслуженными ветеранами многоуважаемых зарубежных фирм он был не совсем в согласии (дабы не обидеть любителей известных брендов и не бросить тень на заслуженных импортных производителей, называть их имена мы не будем). На слух отмечалась некоторая потеря динамического диапазона и зажатость общей аудиосцены.

После анализа ситуации, был сделан вывод о том, что не все выходные каскады источников сигнала, даже с низким выходным сопротивлением, способны работать на довольно сложную комплексную нагрузку, которую представляет из себя пассивный мостовой регулятор тембра Баксандала, особенно те, которые имеют изначально малый ток покоя, и, возможно, низкую нагрузочную способность. Справедливости ради надо сказать, что номиналы переменных резисторов были уменьшены до 100к (по оригинальной схеме МАИ 200…220к), просто потому, что такие имелись в наличии.

Итак, нужен буферный каскад, с хорошей нагрузочной способностью, низким выходным сопротивлением, током покоя не менее 8-10 мА, обладающий хорошей импульсной характеристикой и низкими гармоническими искажениями. Лампу берем такую-же, как в исходной схеме, 6Н23П. Несмотря на большое количество споров вокруг ее применения в аудиотехнике, считаю, что ее использование вполне оправдано во многих практических случаях, в том числе и в этом конкретно.

На лампах не экономим, учитывая ее дешевизну и доступность, на входе ставим повторитель Уайта, по одной лампе на вход каждого канала, на выход — усилитель напряжения, итого три двойных триода 6Н23П, недорого и сердито.

↑ Почему повторитель Уайта?

1) В отличие от обычного катодного повторителя с коэффициентом передачи около 0.7…0.8, здесь мы имеем уже 0.96 и возможность получить общий коэффициент передачи около 1.0 (затухание в пассивном РТ компенсирует выходной каскад УН).
2) За счет наличия положительной ОС в повторителе Уайта, имеем пониженное выходное сопротивление по сравнению с простым катодным повторителем.

3) При «оптимизированной» величине положительной ОС получаем небольшой коэффициент гармоник и «живое» натуральное звучание. Опять же, ничего нового не придумываем, все уже давно придумано и оптимизировано известными аудио-гуру, такими как Джон Бруски и его сподвижниками, повторившими неоднократно эту конструкцию.

↑ Тонкомпенсация

Ну, а как быть с тонкомпенсацией? Тем более в «меру»? Опять же обращаемся к классике, «Железный Шихман». Этот рисунок можно обнаружить не на одном десятке отечественных и зарубежных сайтов. Смотрим:

Этот регулятор громкости на резисторе с одним отводом решено поставить на вход после коммутатора. Вообще-то нагрузка тоже «не сахар», надо проверить, как она поведет себя после всего уже на опробованных источниках сигнала. Оказалось, что вполне прилично, поэтому заканчиваем макетирование, рисуем схему.

Ламповый предварительный стереоусилитель-коммутатор

Описываемый здесь усилитель представляет собой систему, довольно близкую по функциям нынешним усилительно-коммутационным устройствам. Потребность в таком усилителе может возникнуть в двух случаях: если радиолюбитель располагает «активными» электроакустическими агрегатами, содержащими мощный оконечный усилитель с собственным питанием, и если создается полный аудиокомплекс, включающий разные по параметрам выходного сигнала источники — магнитофон, телевизор, проигрыватели с динамической и пьезоголовкой звукоснимателя, лазерные проигрыватели, стереотюнер, линия многопрограммного проводного вещания и т.п.

Этот усилитель был создан именно для такого (второго) случая. С его помощью можно осуществить необходимые коммутации на едином пульте управления и привести самые разнообразные по характеру сигналы к общему знаменателю.

Под этим общим знаменателем подразумевается как нивелирование их уровней, так и частотная коррекция, необходимость в которой возникает при использовании длинных экранированных магистралей от расположенных в разных местах помещения источников.

Прежде чем перейти к описанию усилителя, оговоримся, что все сказанное относится только к одному из двух каналов стереоусилителя, поэтому при сборке усилителя, компоновке его узлов, изготовлении печатных плат или выборе коммутационных узлов нужно помнить, что каналов будет два, и принимать соответствующие решения следует с учетом этого. Это надо учитывать и при выборе или изготовлении силового трансформатора, а также элементов выпрямителя. Кроме того, совершенно недопустимо, чтобы после окончания регулировки все без исключения параметры одного канала отличались от аналогичных параметров другого канала более чем на1…2%.

Итак, усилитель начинается с 8-позиционного коммутатора, собранного на переключателе типа П2К и предназначенного для коммутации следующих источников звукового сигнала: 1. Динамический микрофон 2. Динамическая головка стереопроигрывателя. 3. Пьезоголовка стереопроигрывателя. 4. Проигрыватель лазерных дисков. 5. Стереомагнитофон. 6. Стерео-УКЗ тюнер или АМ/ЧМ приемник. 7. Телевизор. 8. Трехпрограммная радиотрансляционная сеть.

Подключение источников к коммутатору осуществляется посредством стандартных 5-штырьковых цилиндрических разъемов. Каждый из сигналов (кроме сигнала от микрофона) попадает на свой резистивный делитель, нижнее плечо которого сделано переменным. Резистор верхнего плеча заблокирован конденсатором, назначение которого — скомпенсировать затухание высокочастотной части спектра в длинной линии. Номинальное значение этой емкости подбирается опытным путем, так как потери в линии точному определению не поддаются. О том, как это делается, будет сказано дальше.

Скорректированный сигнал через другую группу контактов подводится к сетке лампы первого каскада двухкаскадного предварительного усилителя напряжения. Здесь же, на входе усилителя, находится тонкомпенсированный регулятор громкости.

Между первым и вторым каскадом включен двухполосный регулятор тембра, регулирующий раздельно участки спектра выше и ниже частоты раздела — 1000 Гц. Этот двухполосный регулятор без каких-либо изменений в схеме можно заменить кланг-регистром и четырехполосным регулятором, примененным в описанном ранее усилителе высшего класса.

Сигнал от микрофона, прежде чем попасть на вход первого каскада, предварительно усиливается дополнительным микрофонным каскадом. Каскад собран на малошумящем пентоде типа ЕF-86 (полный отечественный аналог — 6Ж32П). Эта лампа в свое время использовалась в некоторых отечественных магнитофонах (например, «Яуза»). Об особенностях монтажа этого каскада далее будет рассказано более подробно.

После усиления вторым каскадом сигнал, снимаемый с анода второго триода, разделяется на два: один поступает на сетку первого оконечного каскада — катодного повторителя, собранного на одной половине двойного триода 6Н6П (VLЗ на схеме рис. 34), другой — на сетку лампы дополнительного усилителя напряжения VL2 6СЗП или 6С4П, после усиления которой сигнал попадает на вход второго оконечного триода — катодного повторителя VLЗ 6Н6П. Для экономии общего числа ламп в усилителе допустимо вместо двух ламп 6СЗП (или 6С4П) в двух каналах использовать один сдвоенный триод типа 6Н1П — по одному триоду на каждый канал. В этом случае необходимо применить антифонную схему питания накала этой лампы постоянным напряжением с дополнительной подпиткой (+15…25 В), как это было сделано в усилителе высшего класса.

Таким образом, любой входной сигнал, прежде чем попасть на сетку одного из оконечных катодных повторителей, усиливается в одном случае двухкаскадным, в другом — трехкаскадным предварительным усилителем. Это делается для того, чтобы иметь возможность простым нажатием кнопки переключателя выходов изменять общий коэффициент усиления нашего УЗЧ в n раз, где n — реальный коэффициент усиления дополнительного каскада на лампе VL2. В процессе регулировки усилителя его значение выбирают равным 10, 20 или 50 и соответственно две кнопки переключателя n маркируют «х1» и «х10» (или 20 или 50).

Выходные каскады собраны по схеме катодных повторителей, обладающих весьма низким выходным сопротивлением. Это нужно для того, чтобы при прохождении сигнала с выхода предварительного УЗЧ до входа мощного оконечного усилителя не возникало дополнительных потерь и искажений высокочастотной части спектра, особенно если соединительные линии достаточно длинные.

Вернемся к дополнительному микрофонному усилителю. Он введен в схему УЗЧ для того, чтобы при желании можно было реализовать довольно модную функцию «караоке», позволяющую осуществлять сольное сопровождение любых фонограмм (с дисков или магнитных носителей). Вместо одного, микрофона на входе могут быть включены три, что расширит сольные возможности до хоровых.

Микрофонный каскад имеет собственный независимый регулятор громкости, позволяющий в широких пределах осуществлять микширование своего и сопровождающего музыкальных сигналов. Полная схема этого каскада показана на рис. 35.

Строго говоря, микрофонный каскад не обязательно делать ламповым. Сегодня существуют схемы множества микрофонных усилителей на транзисторах и микросхемах, обладающих прекрасными характеристиками, малошумящих и не имеющих, как ламповые, склонности к микрофонному эффекту. Однако их применение повлечет за собой необходимость ввести в общую схему питания дополнительный низковольтный выпрямитель с хорошей фильтрацией, так что в результате общий выигрыш от использования транзисторного микрофонного усилителя может оказаться незначительным или даже нулевым.

И еще одна оговорка. В схеме усилителя предусмотрен вход от радиотрансляционной линии, которая сегодня имеется практически в каждом городе и даже районном центре. В больших городах это вещание многопрограммное и включает стереофонические передачи. Если в вашем городе такое проводное вещание существует, целесообразно ввести в схему усилителя дополнительный узел — декодер трех-программного вещания со стереовыходом. Схему такого узла и его конструкцию описывать нет смысла: она стандартная и неоднократно публиковалась (например, в журнале «Радио»). Отметим лишь, что в случае ее применения 8-позиционный переключатель коммутатора входов целесообразно сразу же заменить на 10-позиционный и осуществить коммутацию сигналов от каждого из трех каналов вещания по тому же принципу, что и для одного канала. Для переключения каналов трансляционного вещания можно также ввести дополнительный галетный или кнопочный переключатель на три положения.

Вот, пожалуй, и все, что касается схемы усилителя. Конструктивное его оформление на 100% зависит от того, где и как он будет размещен — в составе музыкального центра, в виде отдельного устройства, на отдельном столике, на полке шкафа или рядом с оконечным усилителем и другой аппаратурой комплекса.

Приведем один из множества возможных вариантов, при котором усилитель выполнен как автономный узел управления всеми аппаратами аудиокомплекса. В отличие от описанного ранее усилителя высшего класса, данный усилитель достаточно компактный и легкий. В связи с этим пришлось отказаться от горизонтального размещения переключателя-коммутатора на передней лицевой панели, поскольку при нажатии на кнопки-клавиши переключателя возможно перемещение по столу всего блока усилителя.

Переключатель расположен вертикально и размещен на передней части верхней панели усилителя. Там же размещены и все оперативные органы управления — регуляторы громкости, тембра, стереобаланса, микрофонного микшера. Внешний вид усилителя показан на рис. 36, а панель управления — на рис. 37. Усилитель размещен на одной общей печатной плате, приведенной на рис. 38, на рис. 39 показано размещение деталей и элементов схемы на плате.

Силовой трансформатор и детали выпрямителя скомпонованы на основании-каркасе, размеры которого некритичны и должны быть определены самим конструктором исходя из числа коммутируемых источников, наличия или отсутствия микрофонного усилителя, блока-декодера проводного стереовещания и других факторов.

В конструкции автора над каждой кнопкой коммутатора в верхней панели высверлены отверстия, в которые изнутри вставлены светодиоды красного цвета, подключающиеся при нажатии соответствующей кнопки к источнику напряжения 12 В и сигнализирующие о подключении к усилителю того или иного аппарата. На схеме усилителя эта система не отображена, поскольку формально никакого отношения к нему не имеет. При желании любой радиолюбитель без труда выполнит ее самостоятельно.

РЕГУЛИРОВКА И НАЛАЖИВАНИЕ

Рассмотрим регулировку усилителя. Сначала при вынутых лампах проверяется работа выпрямителей и наличие напряжений на электродах всех ламп, включая цепи накала. Если с этим все в порядке, все лампы устанавливают на места и после прогрева ламп (около 1 мин) проверяют установившиеся значения напряжений на анодах и катодах всех ламп, а также на экранирующей сетке лампы микрофонного каскада. Эти значения не должны отличаться от указанных на схеме более чем на 5…10%.

После этого на сетку лампы VL1 (рис. 34) от звукового генератора подают сигнал частотой 1000 Гц небольшого уровня (20…50 мВ). Это сделано для того, чтобы на выходе первого катодного повторителя установилось любое удобное для отсчета напряжение (например, 0,1 или 0,5 или 1 В). Затем вольтметр переключают с выхода первого катодного повторителя на выход второго, декадным переключателем на выходе звукового генератора уменьшают выходное напряжение в 10, 20 или 50 раз, не трогая при этом ручку плавного регулятора выходного напряжения, и вращением установочного потенциометра R20 на выходе второго повторителя добиваются того же выходного напряжения, что и на выходе первого повторителя. После регулировки , не меняя уровня входного сигнала, убедитесь, что выходные сигналы на обоих повторителях различаются точно в выбранное вами число раз (10, 20 или 50), обозначение которого нанесите краской, гравировкой или декалькоманией на кнопки переключателя выходов: «х1» и «х10» (или соответственно «х20» либо «х50»).

Покончив с этим, переходите к основной части регулировки — нивелированию уровней сигналов от различных источников и коррекции частотной характеристики соединительных линий. Методика такой регулировки зависит в значительной мере от того, сумеете ли вы на время этой работы заполучить (приобрести, взять напрокат, переписать) стандартизованные источники звуковых сигналов.

Такими источниками на предприятиях, занятых выпуском, ремонтом или эксплуатацией звуковоспроизводящей аппаратуры, а также на радиоцентрах и в домах (студиях) звукозаписи являются тест-пластинки и магнитные тест-фильмы (на кассетах), на которых вместо музыкальных программ с соблюдением требований ГОСТ записаны чистые тона полного частотного ряда звукового спектра от 20 Гц до 20 кГц. Каждая из этих частот воспроизводится реальным источником в течение 20…30 с. За это время надо успеть произвести измерение напряжений на выходе (или входе) усилителя и записать эти значения, после чего по ним построить график частотной характеристики.

Этот способ — самый точный и достоверный, так как учитывает степень влияния на общую характеристику всех элементов тракта звуковоспроизведения.

Если вам не удастся приобрести тест-пластинки или тест-фильмы, придется воспользоваться вторым методом, хотя и не таким точным, но зато вполне доступным. Состоит он в том, что вместо тест-пластинок и тест-фильмов используется все тот же звуковой генератор.

Перед началом регулировки нужно установить регуляторы тембра в положение, соответствующее линейной частотной характеристике. Для этого вначале оба регулятора тембра устанавливают приблизительно в среднее положение. Регулятор громкости при этой и всех последующих операциях должен находиться в положении максимальной громкости (до конца по часовой стрелке), а регулятор стереобаланса — в среднем положении.

На вход усилителя подают сигнал частотой 1000 Гц небольшого уровня, чтобы на выходе усилителя установилось удобное для измерения напряжение (например, 0,5 В). Затем, поддерживая напряжение генератора неизменным, переключают частоту на 100 Гц и вращением регулятора нижних частот добиваются на выходе такого же напряжения, что и при частоте 1000 Гц. После этого аналогичным образом уточняют положение регулятора верхних частот, но уже на частоте 10000 Гц. В довершение желательно «пройтись» по всему спектру от 20 Гц до 20 кГц, чтобы убедиться, что выходное напряжение сохраняется относительно равным на всех частотах внутри спектра.

Установив все регуляторы в нужное положение, приступают к регулировке коммутационной части усилителя, которую лучше всего начинать с источника с наименьшим выходным напряжением (исключая микрофон). В нашем перечне таким источником, скорее всего, является электродинамическая головка звукоснимателя проигрывателя обычных (не лазерных) дисков.

Нажмите на коммутаторе сигналов кнопку «Динамическая головка» и отнесите звуковой генератор туда, где расположен проигрыватель грампластинок. Сигнал от генератора нужно подавать непосредственно в начало кабеля или экранированной линии, соединяющей проигрыватель с нашим усилителем. Еще раз подчеркнем: не на вход усилителя, а на выход звукоснимателя, чтобы, между генератором и усилителем оказался целиком весь соединительный кабель. И еще одно очень важное напоминание: выходное сопротивление генератора должно быть равно (или иметь один порядок) внутреннему сопротивлению источника. Это значит, что если внутреннее сопротивление динамической головки звукоснимателя составляет несколько сотен ом, то переключатель выходного сопротивления генератора должен быть установлен в положение, наиболее близкое к внутреннему сопротивлению источника. Если источником сигнала является пьезоголовка звукоснимателя, имеющая внутреннее сопротивление примерно 0,5 МОм, то между выходом генератора и началом соединительной линии нужно последовательно включить постоянный резистор такого же сопротивления.

Чтобы было легче ориентироваться в выходных сопротивлениях различных источников сигнала, в табл. 2 приведены их общепринятые стандартизованные значения. В ней же даны усредненные значения выходных напряжений этих источников на частоте 1000 Гц.

Теперь подайте на вход соединительной линии (при отключенной головке звукоснимателя!) сигнал частотой 1000 Гц такого уровня, который является номинальным для данного источника (табл. 2), подключите к выходу первого катодного повторителя («х1») ламповый вольтметр и вращайте движок установочного потенциометра К 16 (на схеме рис. 33) до получения на выходе некоторого напряжения, принятого за номинальное, скажем, 0,5 или 1 В.

После этого при неизменном уровне сигнала от генератора переключите частоту, равную 10 кГц. Это обязательно приведет к некоторому снижению уровня сигнала на выходе, если, конечно, вы правильно установили регуляторы тембра и громкости. Для того чтобы восстановить сигнал с частотой 10 кГц до прежнего уровня, придется экспериментальным путем подобрать емкость конденсатора СИ, включенного параллельно резистору К 15 . На этом регулировку первой из восьми (или десяти) линий можно считать законченной. Аналогично регулируется следующий канал (в нашем случае — пьезозвукосниматель), но теперь на входе линии устанавливается другой уровень сигнала и другой последовательный согласующий резистор в соответствии с таблицей для данного источника. В то же время уровень выходного сигнала на первом катодном повторителе должен сохраняться неизменным для всех источников, что достигается регулировкой установочных потенциометров и подбором емкостей компенсационных конденсаторов.

Если все регулировки выполнены в соответствии с приведенными рекомендациями и полученные данные совпали с номинальными, регулировку одного канала можно считать законченной. Убедиться в этом проще всего, подключив выход нашего УЗЧ к входу любого оконечного усилителя с акустической системой (вплоть до «адаптерного» входа обычного радиоприемника, если таковой имеется), и при некоторой средней громкости звучания поочередно с помощью переключателя коммутатора подавая на вход реальные фонограммы от всех коммутируемых источников. При этом громкость звучания на слух должна восприниматься относительно одинаковой, с незначительными отклонениями, определяемыми сюжетом фонограмм. Если же сигнал одного из источников по громкости звучания отличается от остальных или обнаруживает явный «завал» характеристики со стороны верхних частот, следует еще раз вернуться к регулировке именно этого конкретного канала. Не исключено, что в процессе регулировки вы пропустили именно этот канал или подавали сигнал от этого источника «не в свою» линию.

Вернемся к микрофонному каскаду. Если он выполнен на лампе, постарайтесь по возможности приобрести лампу ЕF-86 производства любой европейской страны (ФРГ, ЧССР, Польши) или США. Она выпускалась многими фирмами под различными торговыми названиями: ЕF-86, Е-7027, Е-7108, ЕF-806S, ЕF-866, Z-729, 6ВК8, 5928, 6267. Что касается отечественного аналога 6Ж32П, он значительно уступает западным лампам, по крайней мере по двум весьма существенным параметрам: уровню собственного фона из цепи накала и склонности к микрофонному эффекту. И если» первый еще можно устранить, осуществляя питание накала лампы хорошо отфильтрованным постоянным напряжением, то для предотвращения микрофонного эффекта не обойтись без «мягкой» подвески лампы (вместе с панелькой) на кольцевой резиновой прокладке-демпфере.

Для того чтобы предельно уменьшить возможность возникновения фона из цепи накала, микрофонный усилитель, как правило, делают с заземленным катодом, а автоматическое смещение в этом случае достигается за счет незначительного сеточного тока при наличии сигнала. Именно для этого сопротивление резистора утечки сетки выбирают весьма большим (в нашем случае 5,1 МОм). Это не приводит к заметным нелинейным искажениям, если уровень входного сигнала достаточно мал.

Электрический режим лампы микрофонного каскада наименее критичен, поскольку уровни входных сигналов от микрофона весьма малы, и анодный ток при любых обстоятельствах не выходит за пределы линейного участка анодно-сеточной характеристики в верхней ее части.

Впрочем, если при налаживании усилителя вы услышите искажения при работе от микрофона, не помешает снять «по точкам» динамическую характеристику каскада и при необходимости изменить положение рабочей точки подбором сопротивления резистора утечки сетки или резистора в цепи экранирующей сетки. Поскольку отечественные резисторы больших номиналов склонны со временем «терять» свое сопротивление чуть ли не до бесконечного, рекомендуем вместо одного резистора 5,1 МОм в цепи сетки лампы установить два параллельно соединенных резистора сопротивлениями по 10 МОм.

И наконец, о коммуникациях. Вопрос этот достаточно серьезный, поскольку речь идет о длинных соединительных линиях, подверженных различным внешним наводкам (например, от проходящей параллельно линии силовой сети с напряжением 220 В). Кроме того, мы имеем дело с передачей сигналов весьма низкого уровня (5…200 мВ) и к тому же от источников с большим внутренним сопротивлением (до сотен килоом).

Эти два фактора требуют применения специальных мер для предотвращения наводок и наложений на полезный сигнал извне и для исключения взаимного влияния линий от разных источников. Положение усугубляется тем, что разные источники сигнала требуют разных схемных решений. Постараемся дать рекомендации для каждого отдельного случая.

Наиболее уязвимы три линии: от динамической головки звукоснимателя, пьезозвукоснимателя и микрофона. Для этих трех источников можно предложить одно общее решение: возьмите тонкий коаксиальный кабель (например, типов РК-50-2-13 (старое наименование РК-19), РК-50-3-13 (РК-55), РК-50-2-21 (РКТФ-91) или РК-75-2-21 с наружным диаметром 4…5 мм и погонной емкостью 70…115 пФ/м) двойной длины (для каждого из коммутируемых источников, кроме микрофона) и поместите два отрезка кабеля нужной длины в одну общую металлическую оплетку, как показано на рисунке.

Желательно, чтобы эта общая оплетка также была изолирована, для чего лучше всего всю заготовку протянуть в хлорвиниловую трубку. Чтобы максимально облегчить этот процесс, трубку можно нарезать на несколько частей длиной по 0,5…1 м и надевать их поочередно.

Распайку кабелей со стороны источников и со стороны входа усилителя надо делать так, как показано на рис. 41. Для микрофона, поскольку он наверняка будет монофонический, нет необходимости в двух отдельных кабелях, однако использовать оплетку кабеля в качестве другого (нулевого) провода здесь недопустимо из-за неизбежного возникновения фона. Для микрофонной линии, если она больше 1 м, придется изготовить самодельный кабель из двух отдельных проводов — сигнального и нулевого, которые следует поместить в общую экранирующую оплетку. Подключение обоих проводов и оплетки видно из рис. 40.

Соединительные линии для стереотюнера, стереомагнитофона и стереопроигрывателя лазерных дисков также можно сделать однотипными, но несколько иными. Здесь в одну общую экранирующую оплетку надо протянуть три разноцветных провода: два сигнальных для левого и правого каналов (например, зеленый и синий) и один более толстый (черный или белый) для общей «земли». Этот кабель вместе с оплеткой желательно поместить в хлорвиниловый чулок.

Сигнал от телевизора можно передавать по обычному стандартному одиночному коаксиальному кабелю, используя его оплетку в качестве нулевого провода, поскольку уровень собственного фона самого телевизора не позволяет говорить о действительно высококачественном звуковоспроизведении. Следует иметь в виду, что сигнал звукового сопровождения можно снимать как с выхода УЗЧ телевизора (с зажимов громкоговорителя), так и с нагрузки частотного детектора. В первом случае мы будем иметь дело с низкоомным выходом (единицы ом), и, следовательно, соединительный кабель практически не будет подвержен воздействию внешних наводок и не создаст дополнительных потерь высокочастотной части спектра.

При этом, во-первых, уровень выходного сигнала будет полностью зависеть от положения регулятора громкости телевизора и, во вторых, нельзя будет воспроизводить звук только через усилитель, без обязательного звучания самого телевизора. Кроме того, в этом случае мы получим сигнал уже предварительно искаженный низкочастотным усилителем телевизора, не отличающимся, как правило, высоким классом.

Лучше воспользоваться вторым способом и снимать сигнал непосредственно с выхода частотного детектора. Для этого придется подвести сигнал от детектора к дополнительному разъему, установить который можно на несущей раме телевизора или в крайнем случае на съемной задней стенке. К этому разъему с помощью штеккера подключить соединительную линию. В этом случае соединительную линию также надо сделать экранированной, с двумя раздельными проводами.

И наконец, о последней соединительной линии — от радиотрансляционной сети. Особенности этой линии определяются двумя факторами. Первый состоит в том, что внутри жилого помещения ни один из двух проводов не является «нулевым» — оба они равнозначны и каждый из них можно считать сигнальным. Поэтому в коммутаторе в цепь каждого из двух проводов (в том числе и того, который у нас заземлен) включены последовательно балластные резисторы (R1 и R2 на схеме рис. 33). В данном случае потерей сигнала можно пренебречь, поскольку уровень сигнала в линии на один-два порядка больше, чем от остальных источников. Именно поэтому в переключателе коммутатора предусмотрена дополнительная группа контактов, «заземляющая» сигнал от трансляционной линии во всех положениях, кроме последнего восьмого (или трех последних, если всего их десять), во избежание заметных наводок трансляционной программы при работе от других источников.

Второе соображение имеет значение только в том случае, если трансляционная линия многопрограммная. Как известно, сигналы дополнительных каналов передаются на достаточно высоких ультразвуковых частотах (19 и 38 кГц), что делает весьма существенными емкостные потери в дополнительной соединительной линии. Именно поэтому трансляционную линию лучше выполнить не экранированной, а использовать для нее обычный тонкий двойной сетевой провод в хлорвиниловой изоляции или телефонный провод (но только обязательно многожильный, поскольку одножильный легко и быстро обламывается). Чтобы исключить заметные наводки этой линии на все остальные, ее желательно вести не в общем пучке с остальными линиями, а отдельно и на некотором расстоянии от других.

Список радиоэлементов

ОбозначениеТипНоминалКоличествоПримечаниеМагазинМой блокнот
Предварительный стереоусилитель-коммутатор.
РадиолампаEF-862Аналог 6Ж32ППоиск в магазине ОтронВ блокнот
Радиолампа2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С1, С2 х2Конденсатор0.05 мкФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С3, С4 х2Конденсатор0.1 мкФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С5-С11 х2Конденсатор14Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R1, R2Резистор1 кОм2Радиосеть стереофонической не бываетПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R3, R5, R7, R9, R11, R13, R15, R17 x2Резистор 470 кОм16Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4, R6, R8, R10, R12, R14, R16 x2Подстроечный резистор470 кОм14Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R18 x2Переменный резистор470 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Резистор10Поиск в магазине ОтронВ блокнот
SA1-SA4ПереключательП2К8Поиск в магазине ОтронВ блокнот
5-ти штырьковый цилиндрический разьем8Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Усилитель звуковой частоты.
VL1 x2Радиолампа6Н2П2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VL2 x2Радиолампа6С3П2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VL3 x2Радиолампа6Н6П2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С1, С7, С13, С14, С17, С18 х2Конденсатор0.1 мкФ12Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С2 х2Конденсатор6800 пФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С3, С10 х2Конденсатор51 пФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С4, С8 х2Электролитический конденсатор30 мкФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С5, С6 х2Конденсатор0.05 мкФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С9 х2Конденсатор1000 пФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С11 х2Конденсатор0.01 мкФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С12 х2Конденсатор2000 пФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С15, С16 х2Электролитический конденсатор50 мкФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R1, R10, R19 х2Резистор 220 кОм6Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R2 x2Резистор 820 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R3Сдвоенный переменный резистор2.2 МОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4, R7, R27, R28 x2Резистор 1 кОм8R27 и R28 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R5, R6, R15 x2Резистор 100 кОм6Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R8 x2Резистор 470 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R9, R17 x2Резистор 22 кОм4R9 0.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R11 x2Резистор 330 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R12, R16Сдвоенный переменный резистор1 МОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R13 x2Резистор 12 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R14 x2Резистор 20 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R18Переменный резистор1 МОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R20 x2Подстроечный резистор47 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R21 x2Резистор 200 Ом2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R22 x2Резистор 75 кОм20.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R23 x2Резистор 10 кОм20.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R24, R31 x2Резистор 750 кОм4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R25, R29 x2Резистор 560 Ом4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R26, R30 х2Резистор 2.7 кОм40.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
ПереключательП2К2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Микрофонный усилитель.
VL1РадиолампаEF-861Аналог 6Ж32ППоиск в магазине ОтронВ блокнот
С1Конденсатор0.047 мкФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С2, С5Электролитический конденсатор30 мкФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С3Конденсатор1 мкФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С4, С7Конденсатор0.1 мкФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
С6Электролитический конденсатор1000 мкФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R1Резистор 5.1 МОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R2Резистор 15 кОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R3, R5Резистор 150 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4Переменный резистор470 Ом1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R6Резистор 750 кОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R7Переменный резистор1 МОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R8Резистор 10 кОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

↑ Схема преампа

Итак на входе — четыре двойных геркона, китайского производства, типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP, с двумя группами контактов.

Они выбраны благодаря своей доступности и сравнительной дешевизне. Получаем, с одной стороны, надежный герметичный (т.е. не подверженный окислению) контакт, с другой стороны — малую мощность переключения, — всего 5 Вольт питания при 140-омной управляющей катушке. То есть можно использовать выпрямленное напряжение накальной обмотки силового трансформатора для коммутации источников сигнала и индикации. Ну и что тоже немаловажно — всего один подводящий экранированный проводок, соединяющий коммутатор со входом предусилителя.

Далее идет тонкомпенсированный (в «меру») регулятор громкости на резисторе 50к с логарифмической зависимостью от угла поворота оси. Их в самой конструкции 2-е штуки, громкость, как и обещано, регулируем раздельно по каналам.

В принципе, я думаю, что сама схема в особых комментариях не нуждается. Хочу отметить, что реализованный на лампе 6Н23П повторитель Уайта способен работать на весьма низкоомную нагрузку, ну, например, головные телефоны сопротивлением 30 ом и даже меньше. А сам пассивный темброблок Баксандала рассчитан по программе Е. А. Москатова. Программа очень удобна и функциональна, проста в использовании и позволяет получить быстрый результат в расчете величин резисторов и конденсаторов на основании имеющихся в наличии радиолюбителя потенциометров.

Заканчивая со схемой самого предусилителя, упомяну, что стоящий на выходе классический УН на той-же 6Н23П имеет ток покоя около 10 мА, выходное сопротивление порядка 2.5 кОм и позволяет настойчивым экспериментаторам и любителям не только покрутить разные ручки, но и подогнать под нужное звучание «заветный» компонент аудиотракта, поигравшись вволю с различными межблочными кабелями.

↑ Кратко о блоке питания

Использован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.Анодное напряжение получено путем схемы удвоения и никаких характерных особенностей не имеет. Напряжение накала стабилизировано, от него же запитаны герконы и цепи индикации включенного источника сигнала, а также цепь задержки включения высокого напряжения (приблизительно на 40 сек.), собранная на регулируемом стабилитроне SR1, транзисторе Т2, реле RL1 (РЭС-48 паспорт РС 4.590.204, 6 Вольт, 42 ом) и времязадающих элементах R5C9. Для нормальной работы схемы задержки, конденсатор С9 должен быть с малым током утечки, здесь он составлен из двух, включенных параллельно танталовых электролитов еще советского производства. Диод D13 — разрядный, позволяет быстро восстановить работоспособность схемы задержки после выключения питания.

Вместо обычно используемого способа подачи «поднимающего» потенциала в цепь накала ламп от резистивного делителя напряжения (для защиты от пробоя накал-катод и устранения фона), здесь применен часто используемый за рубежом способ соединения шины накала после стабилизатора на землю, через высоковольтный конденсатор С11.

Обмотки трансформатора питания скоммутированы соответствующим образом, чтобы получить нужные напряжения и токи. У стандартного ТАН-1, две накальные обмотки по 6.3 вольта соединены параллельно (что несколько маловато, но что поделаешь), для получения рабочего напряжения накала (6.1 в) использован транзистор (КТ819) с низким напряжением насыщения коллектор-эмиттер и коэффициентом усиления по току h21э около 80. На плате он установлен на небольшой радиатор, под который предусмотрены крепежные отверстия.

↑ Селектор входов

Переключатель-селектор входов можно использовать практически любой, ну, например, галетный. Он не влияет на прохождение звукового сигнала, а лишь коммутирует соответствующие катушки герконов и цепи индикации включения выбранного источника. У меня под рукой оказался какой-то 2-х секционный импортный галетник, на 5-ть позиций, т. к. количество входов равно четырем, то 5-е пары контактов не используются.
Индикаторные светодиоды выбраны синего цвета, диаметром 3 мм и хорошо вписываются в «интерьер». На их месте могут работать практически любые светодиоды, в том числе и лампочки накаливания, — кому что нравится.

Технический характеристики усилителя:

Полоса частот (при неравномерности 1дБ) 10 Гц — 100 кГц Полоса частот (при неравномерности 0,1дБ) 20 Гц — 50 кГц Активная коррекция (см. описание) + 3 дБ на 50 Гц Время нарастания <2 мксек Искажения <0,1% при амплитуде сигнала 1 В в полосе 100 Гц — 10 кГц (на частоте 1 кГц типичное значение 0,03%) Максимальный выходной сигнал ~30 В при искажениях до 2% (THD) Глубина обратной связи — 18 дБ Соотношение сигнал / шум> 90 дБ Входное сопротивление 50 кОм Выходное сопротивление непосредственно усилителя — 5кОм Выходное сопротивление схемы — потенциометр 100K с логарифмической характеристикой Разделение каналов > 50 дБ Входы — RCA Питание: 6V — 400 мА / 320 В постоянного тока — 7 мА Размеры 135 х 100 х 30 мм

Благодаря довольно компактным размерам, блок может быть встроен в шасси готового усилителя или использоваться как самостоятельное устройство (с внешним блоком питания).

На рисунке 1 показан принцип работы каскада усиления.

Часть выходного сигнала подается обратно — на вход, в противофазе, для жесткого контроля коэффициента усиления схемы. Таким образом, отрицательная обратная связь глубиной 18 дБ снижает общий коэффициент усиления с +34 дБ до +16 дБ при одновременном снижении собственных искажений каскада. Из-за уменьшения влияния RC-цепи обратной связи (C11, R31) на низких частотах, усиление схемы в этом диапазоне возрастает. При указанных значениях в 220 кОм и 3,3 нФ обеспечиваются прирост усиления на 3 дБ для частот ниже 100 Гц.(см. далее по тексту)

Предварительный усилитель реализован на пентоде 6Ж32П, который разрабатывался специально для применения во входных каскадах магнитофонов и отличается низким микрофонным эффектом и высокой линейностью.

Характеристика лампы имеет отличную линейность при напряжении смещения -3 В, и анодном напряжении от 50 В постоянного тока, напряжение на второй сетке 180В, на третьей — 0 В (характеристика выделена красным):


(Увеличение по клику)

↑ Конструкция

Конструкция корпуса заказана на одном из заводов и состоит из 7-ми деталей (не считая декоративной накладки на переднюю панель), изготовленных методом лазерной резки.
Детали из листовой стали толщиной 2 мм (передняя и задняя панели) и 1.5 мм — все остальные, с последующей покраской в черный матовый цвет. Декоративная накладка — из нержавейки толщиной 1 мм. Каждый вправе придумать свою собственную модель и воплотить ее в жизнь. Наверняка это выйдет дешевле.

«Кирпичик» получился похожим на этажерку — верхняя, нижняя и две боковых крышки, средняя панель, выполняющая основную несущую нагрузку, стянуты винтами в единый блок вместе с передней и задней панелью.

Регулятор громкости и регулятор тембра (на схеме выделены пунктирной линией) размещены на отдельной односторонней печатной плате:

установленной вертикально на 2-х 10 мм стойках —


с тыльной стороны передней панели:

Сами переменные резисторы имеют конструкцию под печатный монтаж —

Они устанавливаются с одной стороны печатной платы, все остальные элементы — с другой.

Плата коммутации с герконами:

размещена на задней стенке, вблизи входных RCA разъемов, также на 2-х 10 мм стойках, применяемых для крепления печатных плат. Плата двусторонняя, с одной стороны — печатные дорожки, — с другой — экран с раззенкованными под ножки отверстиями. Сами герконы — с двумя группами контактов, китайского происхождения (куда уж без них), как уже упоминалось типа TRR-2A-05-D-00 в корпусе DIP.

Кремниевые маломощные диоды, гасящие самоиндукцию, крепятся пайкой прямо к соответствующим ногам герконов. Обе платы закрыты сверху экраном также из фольгированного стеклотекстолита. Все они соединены с нулевой шиной.

Блок питания также собран на печатной плате установленной вертикально на средней полочке при помощи алюминиевого уголка, под ней смонтирован силовой трансформатор ТАН-1 127/220-50.

Стандартная силовая евророзетка с предохранителем внутри установлена внизу задней стенки. Сами лампы также размещены на средней полке и вся соответствующая им «обвязка» смонтирована объемным монтажом на ламповых панельках и вспомогательных монтажных лепестках, размещенных рядом с ними.

Соединения анодного питания и накалов ламп выполнены витыми медными парами одножильных проводов 5-й категории диаметром 0.53 мм, которыми прокладываются компьютерные сети. Их длина должна быть минимальна, по получившемуся конструктиву.

Экранированный кабель, соединяющий выход коммутатора со входом регулятора громкости — высокого качества марки FURUTECH. Соединение сигнальных цепей РГ и РТ с печатных плат на входные лампы выполнены экранированными проводами, используемыми для инсталляции аудиооборудования фирмы CLARION. Их длина также должна быть по возможности минимальной.

Попытка миниатюризации

Приведённые варианты питания накала и анода получаются довольно громоздкими: целых два сетевых адаптора. Нельзя ли поминиатюрней? Как-никак в 21 веке живём. Приведу варианты, включая и неудачные – чтобы никто не повторял моих ошибок.

Скажу сразу, вариант питания анода пониженным напряжением в принципе не рассматривается. Где-то в Сети видел ламповый овердрайв с питанием 9 Вольт – в приведённом там сэмпле звук крайне отвратителен. Также мой собственный опыт по реализации преампа на клине с пониженным питанием выдал звук, оставляющий желать лучшего. Поэтому рассматриваем только полноценное высоковольтное питание.

Специализированные высоковольтные dc-dc преобразователи

1.

Есть интегральные преобразователи на 300 Вольт, но они дороги. Например, DC-DC преобразователь фирмы Traco Power MHV 12-300 S10 P стоит порядка 200 долларов за корпус. Для радиолюбительской практики это не очень, поэтому далее не рассматриваем.

2.

Готовый dc-ac преобразователь 12-220 Вольт с Алиэкспресс. Вот такой:

Стоит дешево. На холостом ходу потребляет порядка 200 миллиампер. На выходе имеется диодный мост, при подключении внешнего конденсатора к которому имеем порядка 300 Вольт. Размеры позволяют вполне встроить его хоть бы в плату преампа:

Но увы, при работе он наводит такие помехи, что сигнал на аноде лампы обрастает высокочастотной «бородой».

3.

Интегральные преобразователи Aimtec.

Имеющиеся в широкой продаже интегральные dc-dc преобразователи компании Aimtec относительно недороги, имеют небольшие габариты и не создают помех. Но они не высоковольтные. Самое высокое напряжение, что они выдают, это +/- 24 вольта. Однако +/-24 вольта – это 48 вольт на крайних выводах – почти 50. Соединяем несколько преобразователей последовательно, набираем нужное значение.

Это работает. Ниже приведена схема преобразователя на 300 вольт. Сразу имеем и накал с гальванической развязкой, и анодное питание.

Каких-то помех не обнаружено, можно ставить хоть на одну плату с лампой.

↑ Вид на компоновку

Все внутренности видны на фото:


Особых комментариев, я думаю, здесь не нужно. Нулевая жила сделана из медного провода 1.5 мм и соединена с корпусом в одной точке на задней стенке блока. Конденсаторы фильтра питания С3, С4, С13 и С14 смонтированы непосредственно на лепестках монтажных панелек вблизи ламп. Все органы управления выведены наружу, в самом низу — выключатель питания, чуть выше — 4-х позиционный галетный переключатель для управления переключением герконов и индикатора селектора входов, 4-е синих индикаторных светодиода, далее раздельные регуляторы громкости и регуляторы НЧ и ВЧ.

Предварительный микрофонный усилитель на микросхеме 4558

Операционный усилитель 4558 выпускается фирмой ROHM. Он характеризуется как маломощный и малошумящий усилитель. Применяется данная микросхема в усилителе микрофона, звуковых усилителях, активных фильтрах, генераторах управляемых напряжением. Микросхема 4558 имеет внутреннюю фазовую компенсацию, увеличенный порог входного напряжения, большой коэффициент усиления и малый уровень шума. Также у данного операционного усилителя имеется защита от короткого замыкания.

Микросхема 4558- характеристики

(140,5 KiB, скачано: 3 999)


предусилитель микрофона на 4558

Это хороший вариант для постройки микрофонного предусилителя на микросхеме. Схема предусилителя для микрофона отличается высоким качеством усиления, простотой и не требует большой обвязки. Этот микрофонный усилитель для динамического микрофона также хорошо работает и с электретными микрофонами.

При безошибочной сборке, схема не требует настройки и начинает работать сразу. Наибольший ток потребления – 9 мА, а в состоянии покоя потребляемый ток в районе 3 мА.

↑ Выбор деталей

Конструкция не содержит никаких супер аудиофильских деталей, все резисторы — типа МЛТ, рассчитанные на соответствующую мощность, конденсаторы — пленочные, типов К73-9, К73-11, К73-17, также на соответствующие напряжения. Электролиты производства Тайвань, аналогичны нашим К50-35 на напряжение 400 в.
Транзисторы в блоке питания можно применять практически любые, подходящие по параметрам указанным на схеме, выбор их не критичен. Диоды в анодном питании — любые фасты на 600 в и ток не менее 1 А, а в выпрямителе накала — можно применить любую диодную сборку на ток не менее 3 А и напряжение 50 в. Дроссель на 0.5 мГн — от старого немецкого телефона, можно поставить любой другой или заменить его резистором величиной в сотню Ом (1 ватт).

Силовой трансформатор ТАН-1 также был выбран потому, что оказался в старых запасниках. Он закреплен на среднюю полочку через резиновый коврик и работает тихо, без гудения.

Для устранения ненужных вибраций и микрофонного эффекта, на днище блока приклеены четыре резиновых ножки от старого телефона при помощи двустороннего автомобильного скотча марки 3М.

Печатная плата усилителя

Плата имеет небольшой размер 65 х 85 мм и включает в себя умножитель напряжения и сам ламповый предусилитель. К клеммам 1-2 разъема CON1 подключаем напряжение с трансформатора, а к клеммам 3-4 резистор уменьшения тока накала. Поскольку этот резистор должен иметь большую мощность (3-5 Вт, в зависимости от того, какое напряжение должно быть уменьшено) и сильно нагреваться во время работы, стоит поместить его в место, где он будет лучше охлаждаться.

Светодиод D6 используется для индикации работы предварительного усилителя, его можно разместить в любом видимом месте. Резистором R9 устанавливаем яркость. Примерное значение 5-10 кОм. Такое большое значение объясняется тем, что на диод подается напряжение от трансформатора 12-18 В. Все резисторы, кроме R10, имеют мощность 0,25 Вт.

Диоды D1-D5 — любые выпрямительные на напряжение выше 100 В. При пайке обращайте внимание на правильное направление подключения диода, как показано на на плате. То же самое следует сделать при пайке электролитических конденсаторов — следите за полярностью.

Сигнальные кабели для входа и выхода предусилителя должны быть экранированы, а экран должен быть припаян к земле. Ламповые усилители, благодаря высокому входному сопротивлению, особенно чувствительны к любым ошибкам в подведении массы, они легко возбуждаются.

Шнуры питания от трансформатора и проводов светодиода D6 должны быть проложены в виде витой пары, то есть в виде скрученных проводов. Это уменьшает распространение электромагнитного излучения этими проводами.

↑ Результаты

Результаты порадовали. Учитывая ограниченность наших жилищных пространств, а главное — финансовых средств в приобретении (или самостоятельном изготовлении) хорошей акустики. Данный агрегат довольно деликатно вмешивается в музыкальный материал и позволяет в существенной мере оживить звучание недорогих колонок.
В процессе прослушивания разнообразных музыкальных жанров на различных АС, в разных помещениях (квартирах), с разными усилителями (как ламповыми, так и транзисторными) и источниками сигнала, удавалось добиться вполне комфортного звучания всего тракта, выбрать уровень «мясистости» и «звонкости», — да простят меня профессионалы, в соответствии со своими слуховыми пристрастиями.

Справедливости ради надо сказать, что созданный девайс оказался в общем-то лишним звеном при совместной работе с ламповым SE УМЗЧ мощностью 2×7 ватт на лампах ГУ-50, собранным автором по мотивам схемы уважаемого МАИ, нагруженного на прекрасную, но, к сожалению, снятую с производства акустику DANTAX Opus.


При включении же его в указанный звуковой тракт, крутить ручки регулировок НЧ и ВЧ далее среднего положения не пришлось, поскольку на большой громкости возникала опасность получения экономического ущерба от тревожно вздрагивающей посуды в серванте, а также здоровью барабанных перепонок находящихся в комнате людей.

Примеры звука

Исходный «опорный» звук – просто запись в линию.

· Запись в линию

Через лампу:

· Запись через лампу

Чувствуется, что звук стал более прозрачным, ярким. Играл через такой преамп долгие годы в транзисторный комбик; однажды воткнулся напрямую и поразился – настолько мутным показался звук без лампы. Перейдя на ламповый комбик, ламповый преамп снял с «боевого дежурства» – там от его применения эффекта нет.

При использовании нескольких примочек втыкайте данный преамп после полупроводникового овердрайва – в этом случае звук станет более читаемым. Также хорошие результаты показал он на басу: звук становится более ярким, в особенности с бриджевого датчика; басить при этом нисколько не мешает.

А сейчас небольшая попытка теоретического изыскания.

↑ Файлы

Для самоделкиных-любителей, умелых рук мастеров и профессионалов, имеющих необходимый парк станков, привожу чертежи элементов конструкции корпуса. Может кому пригодится.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]