Ламповый гитарный усилитель «MT Model 6 Amp»: 30W, CLEAN+LEAD, 6Н2П, 6П3С


↑ Особенности усилителя

Усилитель имеет два канала: CLEAN
для чистого звука и
LEAD
для искаженного. В обеих каналах стоит отдельный трехполосный темброблок —
TREBLE / MIDDLE / BASS
, а также по нескольку кнопочных переключателей, дающих возможность дополнительно изменять частотную характеристику.

Усилитель имеет также вход / выход (SEND / RETURN

) для включения внешних эффектов. Переключение каналов можно производить как кнопочным переключателем, так и с помощью внешней педали.

↑ Схема гитарника

Схема представляет собой компиляцию из различных схем, широко известных усилителей. Она приведена ниже.

Первый каскад общий для обеих каналов. Затем идет разделение, сигнал идет на темброблок чистого канала, и на каскады канала LEAD. Темброблок чистого канала имеет дополнительные переключатели ROCK / JAZZ и DEEP, позволяющие дополнительно изменять частотную характеристику. Затем сигнал поступает на второй каскад чистого (CLEAN) канала. На его выходе имеется дополнительный переключатель BRIGHT, позволяющий так же изменять частотную характеристику в области верхних частот.

Каскады канала LEAD выполнены на лампе L2. На входе стоит переключатель WARM / FULL, добавляющий или убирающий нижние частоты, а на выходе – переключатель CONTOUR, также изменяющий частотную характеристику канала.

Каскад на лампе L3 общий для обеих каналов. На его входе стоит переключатель, который коммутирует сигнал либо с L1 (CLEAN), либо с L2 (LEAD). На выходе этого каскада стоит также трехполосный темброблок для LEAD канала. Для CLEAN канала сигнал идет непосредственно с катода L3 второго триода.

Темброблок канала LEAD имеет дополнительную кнопку SHIFT, изменяющую его частотную характеристику. Затем сигнал поступает на операционный усилитель, сигнал с которого идет на разъем SEND петли эффектов и на микшер, собранный на сдвоенном потенциометре MIX. С помощью этого потенциометра можно смешивать в различных пропорциях прямой сигнал и сигнал с внешнего блока эффектов, поступающего с разъема RETURN.

После общего регулятора громкости MASTER, сигнал поступает на стандартный фазоинвертор, собранный по схеме «с длинным хвостом», и далее на выходные лампы.

В выходном каскаде используется включение ламп с фиксированным смещением. Также имеется часто применяемый в таких каскадах регулятор PRESENS. Для каждого из каналов стоит свой регулятор, переключение происходит с помощь реле Rel3.

Поскольку коммутация каналов осуществляется в нескольких местах, она реализована на трех 5-вольтовых реле Rel1 — Rel3. Схема включения этих реле показана в левом нижнем углу схемы.

Индикация работы каналов осуществлена двумя светодиодами. Разъем используется для подключения внешней педали с кнопкой.

Sergei Klimanski

Долгое время мне не удавалось найти подход к лампе 6П3С, а запас ламп имееется, поэтому я снова вернулся к этой теме. К тому же последнее время мне все менее удавались усилители на триодах в выходном каскаде – я стал приверженцем пентодного звука . Внутреннее сопротивление 6П3С в пентодном включении составляет 22 К, поэтому имевшийся у меня в запасе выходной трансформатор 3.5К от James Adio должен был подойти даже без ООС. К тому же, он имеет дополнительную обмотку 16 Ом для катодной ООС – и поэтому возникла идея сделать схему аналогичную английскому Quad II https://drtube.com/audioamp.htm#Quad, только однотактную. В предварительном каскаде усиления в английском приборе стоит EF86. Беглое изучение даныых о звучании этой лампы привело к тому, что оказывается 6Ж32П производства Светланы быть может, звучит не хуже, чем ее западаные аналоги EF86. Однако несколько смущало высокое выходной сопротивление пентода, поэтому в схеме предусмотрена установка согласующей лампы 5687 ( можно ставить 6Н30П или 6Н6П ) с возможностью ее отключения тумблером. Также в схеме имеется тумблер отключения катодной ООС в выходном каскаде.

Несмотря на наличие двух пентодов, звучание этого усилителя оказалось очень неплохим. С ООС звучание несколько более сглаженное, округленное ( чем-то напоминает триодное ), мне больше понравился звук без ООС. Что касается катодного повторителя ( КП ), то его отключение приводит к небольшому снижению уровня выходного сигнала и несколько теряется разборчивость в среднем и высшем регистре, так что вариант с катодным повторителем мне понравился по звучанию больше. Что радует, включение катодного повторителя совсем не приводит к деградации сцены и динамики. Важный вывод – КП должен иметь непосредственную связь по входу – попытка поставить разделительный конденсатор на входе КП и сделать непосредственную связь с последующим каскадом приводит к упрощению звука и потере его объемности. Причиной этого явления может быть слишком высокое значение входного сопротивления КП со смещением подаваемым с катода. Примером неудачной конструкции с КП является мой проект на ГМ-70 ( а я, в свою очередь, пытался копировать Онгаку


) – и я уже неоднократно убеждался в этом в своих более ранних конструкциях, например, в схеме 6Г7 – 6Н8С – 6С33С – там также, перемешение разделительного конденсатора с выхода КП на его вход с подачей смещения на лампу КП ( 6Н8С ) с ее катода приводило к очень заметному ухудшению звука – сцена становится плоской и звук невыразительным.

Режимы работы лампы 6Ж32П – ток анода 2.5 мА, напряжение на второй сетке – 160 вольт. Питание накала – переменным током, один из выводов заземлен. Фона переменного тока не слышно даже на максимальной громкости. Приятным сюрпризом стало то, что лампа абсолютно не шумит и не микрофонит, хотя в интернете в этом плане есть очень много плохих отзывов о 6Ж32П. Мое мнение – вполне достойная внимания лампа. Как единственный, совсем малозаметный недостаток в звуковой сигнатуре этой лампы – это в совсем незначительной мере ( в сравнении с лучшими драйверами на 12АХ7 или 12АТ7 ) недостаточно выразительная середина – в большей мере это заметно на щипковых инструментах – поэтому классической музыке и джазу иногда нехватает драйва. Эстрада ( рок, поп и т.п. ) идут на ура.

Сетевой трансформатор – 100 вт тороидальный AS1T-320 от ANTEK https://www.antekinc.com/index.php.

Дополнено 21 августа 2011 года. После “приработки” усилителя в течение примерно 30 часов работы, я уже не слышал разницы в звуке между вариантом с катодным повторителем и без него, поэтому в окончательном варианте лампа 5687 была удалена как лишний элемент.

Еще один важный вывод – очень многие советские лампы ( в том числе 6Ж32П и 6П3С ) начинают звучать более-менее прилично только после хорошего прогрева в течение довольно продолжительного времени ( не менее 20 – 30 часов ) – в этом, наверное, кроется причина плохих оценок в звучании этих ламп различными авторами ( особенно западными ) – ни у кого не хватает терпения ждать так долго. Ведь Телефункены Филипсы и Вальво такого продолжительного времени для “раскачки” не требуют – они, как правило, выдают на что они способны уже через 1 – 2 часа. Так что жарить надо советские лампы, жарить…… Ради интереса я сравнил звучание 6Ж32П с Philips EF86 – ( заказал, но пока других ламп я не получил ) – на мой взгляд Филипс звучит более резко ( может микрофонит ? ) и более беден бас – и я снова вернулся к 6Ж32П.

Дополнено 23 августа 2011. Сделав переходник, я поставил 1П33С вместо 6П3С. Да- а -а , вот тут разница сразу слышна и без прогрева ! – несравненно более чистое, прозрачное звучание с детальной проработкой нюансов во всем диапазоне частот – это и есть моя мечта – 1П33С похожа по сигнатуре на 2А3, но это пентод ( точнее, лучевой тетрод ) !!! Бас становится четким, широким, богатым, раскрывая множество ранее неслышимых нюансов. Правда, есть и небольшие минусы. Странно, что в более ранних проектах с этой лампочкой я этого не заметил – 1П33С сильно микрофонит, склонна к самовозбуждению, и дает фон переменного тока ( накал я питал переменкой ) – наверно, в двухтактной схеме эти недостатки менее заметны. Но со всеми этими минусами 1П33С можно бороться – это стоит того, поверьте. Для сравнения я попробовал знаменитые EL34 Siemens, которые на рынке уже стоят 200 – 300 долларов за пару – так вот у 1П33С разрешение в нижнем регистре заметно лучше.

Добавлено 5 декабря 2011 года. Сейчас я слушаю этот усилитель с 5Ц4С кенотроном, 6П6С на выходе ( без перестройки выходного каскада, но с катодной обратной связью ) и EF806S Tesla ( не JJ !! ). Что дали эти замены ? 6П6С при прочих равных условиях по сравнению с КТ66 и 6П3С имеет глубокую проработку баса, что очень выгодно для моего широкополосного динамика Висатон В200. А тесловкая лампочка имеет просто непревзойденное объемное звучание – ни одна из других мною опробованных такой глубокой сцены не дает ( опробованы EF86 Mullard, EF86 Siemens, EF806S JJ, EF86/6267 EH, 6Ж32П ).

↑ Шасси усилителя


Чертёж шасси с надписями в Corel Draw, см. Файлы

Усилитель смонтирован на шасси из железа толщиной 1,2-1,5 мм и окрашен акриловой краской в аэрозольной упаковке. Надписи нанесены по лазерно-утюжной технологии и закреплены поверх прозрачным акриловым лаком.


Общий вид усилителя со стороны ламп и трансформаторов.


Общий вид на подвал шасси.


Вид на основную плату, плату регуляторов канала CLEAN и плату SEND / RETURN.


Вид на плату выпрямителя накала, ±15 В, регуляторов канала LEAD и плату основного регулятора громкости – MASTER.


Вид спереди.


Вид сзади.

Шасси получается «вверх ногами»

, потому как это усилитель для комбика и он должен крепиться к верхней стенке колонки. Впрочем, если буду собирать отдельно (головой), то шасси тоже будет крепиться к верхней стенке корпуса. Ещё сам не решил, делать комбик или голову, но почти все фирмачи делают именно так, вверх ногами!

Ламповый гитарный усилитель (distortion и clean)

На некоторое время уступив дорогу сначала транзисторам, а потом и микросхемам, радиолампы вновь вернулись в кладовки радиолюбителей. В настоящее время эти электровакуумные приборы снискали большую популярность у любителей хорошего звука. Это касается как музыкантов, так и тех, кто слушает их записи. Многочисленные фирмы отреагировали на спрос и в магазинах сейчас можно без особых хлопот купить достойный усилитель, вот только их стоимость в некоторых случаях просто астрономическая. В итоге, многие радиолюбители осваивают азы построения аппаратуры на радиолампах, конструируя различные усилители для своих наушников, мощных аудиосистем и музыкальных инструментов. И я не «прошёл» мимо, решив заняться усилителем для своей гитары.

За основу будущей конструкции я взял хорошо себя зарекомендовавшую схему предварительного усилителя Slo Recto Twin конструкции небезызвестного в кругу энтузиастов ламповой музыкальной техники Гишяна *AZG* Азнаура. К «преду» добавил двухтактный усилитель мощности на лучевых тетродах 6П3С, схему задержки подачи анодного напряжения и переключение футсвитчем.

Принципиальная схема

Конструктивно усилитель состоит из предварительного усилителя на лампах VL1-VL3, двухтактного усилителя мощности (лампы VL4-VL6) и общего блока питания.

Предварительный усилитель в свою очередь состоит из двух каналов — чистого (clean) и перегруза (distortion) с отдельными регуляторами тембра и громкости.

Сигнал со звукоснимателей гитары подаётся на сетку одного из двух триодов лампы VL1.1, являющегося общим усилителем для обоих каналов. В катодной цепи смещения триода при помощи одной из групп контактов реле коммутируется электролитический неполярный конденсатор С1, который включается в схему в режиме чистого звука и расширяет полосу усиливаемых частот в области НЧ. В режиме перегруза (срабатывает реле) он оказывается изолирован большим сопротивлением резистора R3, поэтому остаётся только конденсатор С2, обладающий относительно небольшой ёмкостью. При этом усиление каскада заметно уменьшается на низких частотах, что предотвращает «бубнение» звука. С анода триода сигнал разделяется на два канала. Верхний работает в режиме усиления чистого звука, нижний в перегрузе. Канал clean представлен трёхполосным (treble — высокая, bass — низкая, middle — средняя частоты) регулятором тембра, собранным по схеме фендера, и каскадом усиления на триоде VL1.2.

Перегруз (distortion) реализован уже гораздо большим количеством ламп и пассивных элементов. Три каскада на триодах VL2.1, VL2.2 и VL3.1 имеют большое общее усиление, за счёт чего звук сильно искажается. Тем самым образуется эффект с характерным тяжёлым и мощным звуком. Для согласования этих каскадов с регулятором тембра, а так же для предотвращения взаимного влияния, в схему включен катодный повторитель на триоде VL3.2. В режиме чистого звука канал перегруза запирается замыканием сетки триода VL2.2.

Для раздельного регулирования уровня сигналов каскадов, каждый из них снабжён переменными резисторами громкости R11 и R38. Кроме того имеется и общий регулятор громкости R40 master volume. Движки всех регуляторов громкости шунтированы постоянными резисторами, сопротивлением 2,2 мегаома. Они необходимы для устранения возможных шорохов, вызванных износом токопроводящего слоя. Сами по себе они не страшны, но вот при этом происходит отрыв сетки от общего провода, в следствие чего громкость шороха становится очень большой.

Усиленный и обработанный сигнал с одного из каналов подаётся на вход дифференциального фазоинвертора, собранного на лампе VL4. Его задачей является дополнительное усиление и создание на выходе двух одинаковых сигналов со сдвигом фазы в 180° друг относительно другадля работы двухтактного усилителя мощности на лампах 6П3С.

Коммутация каналов предварительного усилителя осуществляется при помощи двух реле, которые, в свою очередь, переключаются при помощи футсвича (можно выбрать нужный канал нажатием ноги кнопки, как в примочке) или переключателя на лицевой панели. Так же имеются переключатели режимов bright (S1) и treble shift (S2) для изменения окраса звучания каждого канала. Индикаторный светодиод VD13 в футсвитче включен в цепь коммутирующих реле и загорается, когда нажимается кнопка S6 для включения канала distortion. Конденсатор С57 относительно большим током зарядки в момент нажатия кнопки обеспечивает надёжное срабатывание реле, так как тока, текущего через светодиод, может не хватить для этого.

Питание усилителя осуществляется трансформаторным блоком питания с пассивной фильтрацией анодного напряжения со схемой задержки, и со стабилизатором напряжения накала ламп 12АХ7. В выпрямителе анодного напряжения использованы ультрабыстрые диоды UF4007, благодаря чему удаётся практически полностью избавиться от коммутационных шумов переключения диодов. Для того, чтобы питание на лампы подавалось только после прогревания их катодов, в усилителе используется схема задержки, собранная на транзисторах VT3 и VT4. Реле K3 срабатывает примерно через 10-15 секунд после включения усилителя (подбирается ёмкостью С55) и замыкает контакты К3.1. Накальные нити ламп предварительного усилителя запитаны стабилизированным напряжением 12,6 вольт для уменьшения фона и шумов, а так же для увеличения срока службы этих электровакуумных приборов. Напряжение на катоде повторителя VL3.2 довольно велико из-за большого сопротивления резистора R33, из-за этого создаётся значительная разность потенциалов между катодом и его накалом, что сильно сокращает время работы лампы. Для нейтрализации этого эффекта, потенциал накала «поднимается» относительно общего провода примерно на 75 вольт. Соответствующее напряжение подаётся с делителя R67 и R68 на симметричный делитель накала R65 и R66. Такой же делитель установлен и в цепь накала выходных ламп (6,3 вольт), но его средняя точка подключается к общему проводу.

Развязка земли выполнена по схеме «звезда», когда провода от цепей общего провода разных каскадов соединяются в одной точке и имеют надёжный контакт с корпусом усилителя.

Детали

Все постоянные резисторы усилителя должны быть металлоплёночными (MF) или металлоксидными (MO). Они обладают меньшими шумами, в отличии от углеродных резисторов CF. Годятся так же отечественные резисторы МЛТ.

Плёночные конденсаторы должны быть серии MKP фирм Wima или Epcos на напряжение не ниже 400 вольт. Эти конденсаторы из числа «музыкальных» достаточно распространены. Можно так же использовать хорошие отечественные серии К71. Несколько худшие результаты дают ширпотребные К73. Следует остерегаться старых металобумажных конденсаторов типа МБ или МБМ. Как правило, даже самым «новым» экземплярам больше 30 лет и почти все они имеют значительные токи утечки. Электролитические конденсаторы лучше всего использовать с максимальной температурой работы 105 градусов из-за близости к горячим лампам. Для конденсаторов в анодных цепях напряжение должно быть не менее 400 вольт. Шунтирующие их конденсаторы 0.022 мкф должны быть типа Х2, рассчитанные на работу в цепи переменного напряжения не менее 275 вольт. Значение рабочего постоянного напряжения у них составляет 600-1000 вольт, а низкое внутреннее сопротивление импульсному току способствует хорошему фильтрованию помех и пульсаций. Вместо неполярных электролитов С1 и С10 можно использовать обычные полярные. Конденсаторы небольшой ёмкости в темброблоках и в фазоинверторе лучше взять плёночные, слюдяные из серий КСО и СГБ или импортные высоковольтные керамические конденсаторы синего цвета.

В предварительном усилителе использованы лампы 12AX7 фирмы Tung Sol российского производства. Вместо них можно использовать ЕСС83 или отечественные 6Н2П-ЕВ. При этом следует уменьшить напряжение накала до 6,3 вольт. Для этого необходимо заменить стабилитрон VD9 на другой — с рабочим напряжением 3,3 вольт. С некоторым ухудшением качества звука можно использовать 6Н2П, 6Н23П и даже 6Н9С, а так же другие двойные триоды. В качестве выходных ламп применены распространённые отечественные тетроды 6П3С.

Транзисторы в схеме задержки, а так же VT2 в стабилизаторе накала предварительных ламп, могут быть любыми кремниевыми маломощными структуры n-p-n и с минимальным коэффициентом передачи тока эмиттера 100. Например — КТ315, КТ3102, SS9014 и так далее. Мощный транзистор VT1 должен иметь максимальный ток коллектора не менее 4 ампер и максимальное напряжение не ниже 100 вольт. Если его корпус не изолированный (TO-220FP), то к радиатору его следует прикрепить через изолирующую теплопроводную прокладку «номакон», а стягивающий винт снабдить пластиковой шайбой.

Диоды в анодном выпрямителе VD1-VD4 желательно использовать ультрабыстрые, типа UF4007, но можно поставить и обычные выпрямительные с максимальным обратным напряжением не ниже 600 вольт и прямым током 1 ампер. В этом случае каждый из них шунтируется плёночным или керамическим конденсатором ёмкостью 0,01 мкФ на напряжение не менее 630 вольт. Диоды VD5-VD8 с барьером Шоттки, их можно заменить любыми c максимальным прямым током не менее 3 ампер.

Реле я использовал специализированные для переключения аудиосигналов — 46ND012-P фирмы FUJITSU. Но можно применить любые с рабочим напряжением 12 вольт, с двумя переключающими группами и минимальным током срабатывания.

Трансформаторы и дроссели самодельные. Первые намотаны на каркасах и сердечниках от российского компьютера «Корвет» производства середины 90-х. Их ленточные U-образные магнитопроводы имеют небольшое поле рассеивания и могут быть установлены без магнитных экранов. Подойдёт так же любое трансформаторное железо с сечением 6 см2. Данные по обмоткам и напряжениям даны в таблице в схеме. Между слоями следует прокладывать один слой лакоткани или тонкой конденсаторной бумаги, а между обмотками количество слоёв должно быть не менее трёх. Между половинками магнитопроводов помещены изолирующие прокладки из лакоткани, толщиной 0,3 мм. Дроссели намотаны проводом 0,25мм до заполнения каркасов. Их сердечники должны быть сечением не менее 2 см2 с диэлектрическим изолятором между их половинками.

Конструкция

Внимание! В этом усилителе, как и в большинстве других ламповых устройствах имеется высокое напряжение, опасное для жизни и здоровья, поэтому все монтажные работы и настройку следует производить с соблюдением техники безопасности!

Конструктивно усилитель выполнен на открытом дюралюминиевом шасси, повторяя дизайнерский подход к конструированию ламповых аудиоусилителей. Переменные резисторы, почти все разъёмы и переключатели укреплены на лицевой панели, имеющий удобный для использования изгиб под углом 45 градусов. Гнёзда предохранителя FA1 и выхода звукового трансформатора, а так же разъём питания размещены на задней стенке.

Футсвитч собран в отдельном прочном корпусе, соединяющимся с усилителем длинным кабелем.

Печатная плата довольно длинная, поэтому толщина фольгированного стеклотекстолита должна быть не менее 3 мм, чтобы исключить лишнюю деформацию. если найти такой материал не удаётся, то можно использовать и распространённый с толщиной 1,5 мм, но при этом необходимо предусмотреть отверстия для крепления стоек посередине платы.

Наладка

Несмотря на довольно большую сложность схемы, усилитель начинает работать сразу же после включения, если, конечно же, все использованные в нём детали исправны. Однако работу устройства следует проверять покаскадно. В начале усилитель включается без ламп и проверяется работа схемы задержки. Далее регулировкой подстроечного резистора R63 выставляют напряжение накала ламп предварительного усилителя, равное 12,6 вольт. Далее, уже с лампами слудует вновь подстроить это напряжение, которое «упадёт» под нагрузкой. После этого измеряются напряжение на конденсаторах анодного питания. Оно должно составлять 330-360 вольт. Следует учесть, что у работающего усилителя эти показатели будут ниже.

Дальше вставляем в соответствующие панельки лампы усилителя мощности VL4-VL6. К верхнему по схеме выводу переменного резистора R40 временно подпаивается экранированный провод, второй конец которого можно подключить к любому источнику аудиосигнала — плееру или мобильному телефону. При этом в динамиках должна быть слышна чистая, не искажённая музыка. Далее вставляют в панельки лампу VL1 и подключают гитару ко входу усилителя, который переключают на «чистый» канал. Убеждаются в хорошей его работе. Потом вставляют оставшиеся лампы и проверяют уже канал distortion.

Режимы ламп выбраны оптимальными, и они остаются такими при использовании резисторов со стандартным допуском ±5%, поэтому никаких подборов элементов производить не нужно.

Совместно с этим усилителем я использую кабинет («колонка» для гитарных усилителей) с установленной в нём динамической головкой Vintage 30 фирмы Celestion. Обычные динамики, применяемые в автомобильных и бытовых акустических системах ставить не рекомендуется, так как именно гитарный динамик с его особой формой АЧХ (завал на средних частотах) формирует особенный звук электрогитары.

Список радиоэлементов

ОбозначениеТипНоминалКоличествоПримечаниеМагазинМой блокнот
VL1-VL4Лампа12AX74ЕСС83, 6Н2П-ЕВПоиск в магазине ОтронВ блокнот
VL5, VL6Лампа6П3С2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
DA1Линейный регуляторLM78121Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT1Составной транзистор 2SB13401Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VT2-VT4Биполярный транзистор 2SC9453КТ315, КТ3102, SS9014Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD1-VD4Выпрямительный диод UF40074Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD5-VD8Диод Шоттки SR3064Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD9СтабилитронBZX55C6V81Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD11, VD12Выпрямительный диод 1N41482Поиск в магазине ОтронВ блокнот
VD13СветодиодL-132XHD1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C1, C10, C11Электролитический конденсатор22 мкФ3Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C2, C47C50Конденсатор0.47 мкФ5Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C3, C9, C12, C16, C18, C20, C24, C25, C27, C29, C38, C39, C41, C44Конденсатор0.022 мкФ14Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C4, C7, C22Конденсатор220 пФ3Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C5, C8, C31-C34, C52Конденсатор0.1 мкФ7Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C6Конденсатор0.047 мкФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C13Конденсатор2200 пФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C14, C17Конденсатор1000 пФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C15, C21Конденсатор1 мкФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C19, C26, C38, C57Электролитический конденсатор10 мкФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C23Конденсатор470 пФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C28, C40, C43Конденсатор3300 пФ3Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C30, C30Конденсатор100 пФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C35, C51Электролитический конденсатор470 мкФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C37, C39, C42, C54Электролитический конденсатор220 мкФ4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C46Электролитический конденсатор10000 мкФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C53, C56Электролитический конденсатор47 мкФ2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
C55Конденсатор0.33 мкФ1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R1, R12, R16, R20, R41Резистор 2.2 МОм50.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R2Резистор 68 кОм10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R3, R60Резистор 100 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R4, R24, R32Резистор 1.8 кОм30.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R5, R31Резистор 220 кОм10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R6, R7, R13, R22, R26, R33, R45Резистор 100 кОм70.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R8, R9, R35Переменный резистор250 кОм3BПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R10Переменный резистор25 кОм1BПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R11, R19, R36, R40Переменный резистор1 МОм4AПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R14Резистор 820 Ом10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R15, R21, R23< R30, R50, R51Резистор 470 кОм60.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R17, R42, R43Резистор 10 кОм31 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R18Резистор 680 кОм10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R25, R47, R49Резистор 1 МОм30.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R27Резистор 39 кОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R28Резистор 330 кОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R34Резистор 47 кОм10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R37Переменный резистор50 кОм1AПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R38Переменный резистор50 кОм1BПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R39, R48Резистор 22 кОм20.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R44Резистор 82 кОм10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R46Резистор 470 Ом10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R52, R53Резистор 4.7 кОм20.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R54Резистор 180 Ом15 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R55, R56, R58, R59, R65, R66Резистор 120 Ом62 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R57Резистор 330 кОм10.5 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
R61Резистор 1 кОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R62, R64Резистор 2.7 кОм2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R63Подстроечный резистор220 Ом1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R67Резистор 1 МОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R68Резистор 270 кОм1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
R69Резистор 560 Ом1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
T1Трансформатор170 ВтПоиск в магазине ОтронВ блокнот
T2Трансформатор1ТП60-862РПоиск в магазине ОтронВ блокнот
L1Дроссель1 Гн1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
L2Дроссель4 Гн1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
L3Дроссель1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
K1-R3Реле46ND012-P312 В, 2 переключающие группыПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Плавкий предохранитель1 А 240 В1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
XP1, XP2, XP3, XP4РазъёмTS 6.3 mm4Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Разъёмсетевой. 220 В1Поиск в магазине ОтронВ блокнот
S1, S2, S4Переключатель1 контактная группа3Поиск в магазине ОтронВ блокнот
S3Переключатель2 контактные группы1220 ВПоиск в магазине ОтронВ блокнот
S6Кнопка типа footswitch1 контактная группа1С фиксациейПоиск в магазине ОтронВ блокнот
Панелька для лампы12AX74Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Панелька для лампы6П3С2Поиск в магазине ОтронВ блокнот
РадиаторДля VT11Поиск в магазине ОтронВ блокнот
Добавить все

Прикрепленные файлы:

  • Плата.lay (116 Кб)
  • перегруз.rar (2283 Кб)
  • чистый.rar (1463 Кб)

Теги:

  • УНЧ
  • Sprint-Layout

↑ Силовой трансформатор

В качестве силового трансформатора используется ОСМ-0,16 с сетевой обмоткой на 220 Вольт. Силовой трансформатор имеет пять вторичных обмоток. Они служат для получения анодного напряжения, напряжения накала 1 и накала 2, обмотки напряжения смещения и обмотки для получения ±15В.
Первой, после сетевой обмотки, наматывается анодная обмотка. Она содержит 60+680+680+60 витков провода диаметром 0.33мм. Дополнительные 60 витков сделаны для повышения анодного напряжения и увеличения мощности при использовании выходных ламп 6П3С-Е вместо 6П3С. Затем наматываются обмотка смещения и обмотка ±15 Вольт. Для получения напряжения смещения служит обмотка в 140 витков, а обмотка в 70 витков с отводом от средней точки для получения напряжения. Провод для этих обмоток диаметром 0,17мм.

Последними мотаются накальные обмотки. Обмотка в 15 витков проводом 1,4мм. используется для питания накала выходных ламп, а 16 витков проводом 0,95мм для питания выпрямителя накала для ламп 6Н2П.

Межслойная изоляция – калька, между обмотками я использовал упаковочную, так называемую крафт-бумагу, но можно использовать и лакоткань.

Сглаживающий дроссель

выполнен на железе Ш16х20 и намотан проводом 0,25 до заполнения каркаса.

6п3с- ламповый усилитель, одиночный и сдвоенный двухтактный каскад

Запланировання здесь статья посвящена обзору простых схем лампового усиления звука, постоенных с применением традиционных одиночных трансформаторов со средней точкой. Ламповая схема безусловно двухтактная. Кому нравятся однотактные усилители, те могут обрезать в схемах лишнее и получить себе огрызок, дешевле по комплектующим примерно на половину. Заодно могут сходить в поликлинику и сделать себе обрезание, а лучше полную кастрацию. Для нормального двухтактного усилителя на 6П3С желательно иметь согласующие трансформаторы с приведенным сопротивлением 5-6 кОм, но можно приспособить и типовые стержневые трансформаторы, рассчитанные на повышенные напряжения (127В+127В) и имеющие в активе несколько дополнительных обмоток. Важным условием применения правильных трансформаторов является их своевременная диагностика на предмет минимально возможного тока холостого хода. По току холостого хода первоначально приближенно оценивают нижнюю границу полосы пропускания усилителя. Расчет собственной индуктивности согласующего трансформатора выполняют предельно просто — по первой гаамонике. Напряжение сети делят на измеренный ток, а затем на угловую частоту, пренебрегая резистивным сопротивлением обмоток. Полученное значение индуктивности в Генри должно быть не менее 20, а лучше 40-50. Как только удастся подобрать пару одинаковых трансформаторов, задачу создания усилителя можно считать практически решённой. Для тугих повторю, нельзя просто взять с полки два произвольных ТС-трансформатора и построить на них ламповый усилитель, вначале придётся обязательно измерять ток ХХ электромагнитным миллиамперметром. Если не нравится применение типовых трансформаторов, то рассчитайте и намотайте себе выходники, под заданное сопротивление нагрузки. Это более длинная траектория. Для гарантированного качества усилителя нужно знать как проектировать согласующие трансформаторы.

После того, как удастся потрогать руками выходные трансформаторы, можно заморочиться поисками ламп. Под 5-6 кОм подойдут многие совдеп-лампы. Если трансформатор не очень мощный (до 100Вт), то можно ограничиться одной парой выходных ламп. Если трансформатор оказался мощнее, то можно зацепить две пары в один канал. Но лампы при этом придется подобрать. Кроме определённости с выходным трансформатором и лампочками следует понять, какой нужен блок питания. Простейшим вариантом будет применение силовых анодных трансформаторов на частоте 50 Гц. Мощность под лампы 6П3С понадобится изрядная. В каждом канале аноды примут 20+20 ватт. Столько же пожно выделить в нагрузке. Итого на 2 канала потребуется не менее 120 Ватт. Еще мелкие ламы имеют потребление, а также потребуется мощность в накальные цепи.

Внешний вид и схема включения выходного лучевого тетрода 6П3С показаны на рисунке. По моему глубочайшему убеждению именно лампу 6П3С следует считать самой удачной среди ламп совдеповского изготовления. Лампу 6П3С отличают хорошие электрические параметры, большое допустимое анодное напряжение, большую мощность и отличную устойчивость. А еще эти лампы очень красиво светятся. Нужно загрузить лампы под завязку, а также подать на аноды по 400 вольт. Вот тогда и появится яркое малиновое свечение и глубокие синие бликующие переливы по всем стеклянным баллонам. Ну большое тепловыделение станет побочным продуктом.

В моём представлении лампа 6П3С это универсальный мотор для многочисленных ламповых конструкций. Она имеет очень неплохие характеристики и здоровенную рассеиваемую анодом мощность. Это выгодно отличает лампу 6П3С от многочисленных хлипких аналогов. По моему убеждению этот совдеп-образец ничем не уступает зарубежным «крутым» лампам, особенно с учётом ценовой разницы. А цена может выгодно отличаться в 100 и более раз, хотя вакуум в лампе такой же. Ниже показан пример любопытной лампы 6П3, ставшей исходной ступенью для создания современной лампы 6П3С. Год выпуска этой лампы 1951, есть образцы ещё более древние, но в отличном работоспособном состоянии, вполне пригодном для построения лампового усилителя.

Лампы типа 6П3С-Е это другие лампы, отличающиеся по конструкции от 6П3С. По режимным параметрам 6П3С-Е также несколько отличаются от 6П3С и в одну упряжку их ставить не следует. Большинство измеренных мною экземпляров ламп 6П3С-Е отличаются значительно большей крутизной характеристики. Превышение над 6П3С зарегистрировано до 50%. А вот по анодному току превышение совсем незначительно. Общей чертой ламп с указанным наименованием является изрядная мощность анода. При испытаниях на приболе Л1-3 при анодном напряжении 300 вольт лампы долговременно, буквально часами выдерживали анодный ток 130 мА. А это означает, огромный преогромный предел устойчивости, ведь постоянно в аноде было 39 Ватт! Конечно же не следует закладывать такие режимы в проектируемые конструкции. Но понимать, что в динамике такие мощности для ламп семейства 6П3С вполне достижимы. Настраивать ламповые конструкции нужно по параметрам даташита. Устойчивость теплового режима и отклик на управляющее воздействие у всех исправных ламп этого наименования просто великолепные.

Сохранение работоспособности электронных ламп полностью определяется условиями хранения. Если учесть, что некоторым образцам ламп по 70 и более лет, то объективная стоимость их на сегодняшний день довольно высока. По отзывам самодельщиков характеристики этой лампы довольно ровные и обеспечивают очень мягкое, комфортное звучание. На практике это предстоит проверить в ближайшем будущем при создании очередной конструкции лампового усилителя. Можу к слову сказать, что в интернете не удалось найти характеристик этой лампы, а также примеров описания конструкций, полученных с её применением.

Уменьшенный вариант лучевого тетрода 6П3С с аналогичными характеристиками показан ниже. Это тетрод 6П6С под октальный цоколь, очень приличная лампочка. Простая замена 6П6С на лампу 6П3С в стандартной октальной панельке никак не отразится на работе большинства устройств. Вероятнее всего даже аудиофилы не заметят подмены. А если по приборам поправить режим по минимуму искажений, то различия не будет вовсе. Обратная замена не желательна, поскольку лампа 6П6С может не вывезти нагрузки по мощности, позволительной для 6П3С.

Еще раз обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп — не разумный и неправильный. Всем очевидно, что неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Если моё изложение материала проходит в традиционном порядке, то чаще всего оно имеет другую цель. Не хочу я показывать удобные и распространённые трансформаторы. Их довольно легко вычислить самостоятельно по растровым картинкам на сайте. Вначале статьи следует показать несколько простеньких двухтактных схем с одиночными лампами. Для таких схем годятся сравнительно слабенькие выходные трансформаторы, например в габарите ТС-40. Говорил неоднократно и повторю еще раз банальную истину. Для двухтактного усилителя простейшего уровня можно применить практически любые стержневые отечественные трансформаторы при правильной распайке обмоток. Смело отправляйте на три буквы советчиков, которые настойчиво рекомендуют мотать трансформаторы самостоятельно. Скорее всего эти люди находятся в плену догмы, либо это люди хитрые, которые хотят затруднить ваш путь к желаемому результату, либо недалёкие. Возможен ещё один вариант: Эти советчики хотят срубить на вашем интересе к ламповой технике немного денег. Ну что ж, имеют право. Уверенно шагайте вперёд не оглядываясь на советчиков. Ищите свой путь. И помните, здесь показана самая короткая траектория.

При построении лампового усилителя манипуляции с моточными узлами большинству людей не нужны. Обычно умные слова авторов о рукопашной намотке выходного трансфоратора вызывают ступор и губят ещё не созревший проект на корню. Моточные трудозатраты могут понадобиться обыкновенному телезрителю — любителю сравнительно позднее, когда придёт осознанный интерес и понимание необходимых изменений. А могут они и вовсе не понадобиться, что характерно для 90% начинающих ламповиков. Неплохие результаты первого уровня даёт применение в качестве выходных трансформаторов обыкновенных броневых трансформаторов, имеющих раздельные первичные обмотки на 127 вольт. Однако применение стержневых трансформаторов на порядок выгоднее, поскольку есть компактные и удобные серийные трансформаторы. Их применение сходу даёт результат экономный по времени и ресурсам, и столь же качественный результат по звуку.

В любом варианте применения трансов предпочтительнее иметь две обмотки, рассчитаные на 127 вольт. А если симметричных обмоток больше, то это ещё лучше. Например, в сравнении с броневым трансформатором на 127В, его полный аналог, но рассчитанный на напряжение 220 вольт, просто непригоден для двухтактного усилителя, поскольку имеет единую обмотку. Кроме того, как правило, типовой промышленный трансформатор на 220 вольт имеет огромный ток холостого хода и большое поле рассеяния. Это исключает его применение в ламповой конструкции даже в качестве силового, поскольку дает непобедимый фон переменного тока. Трансформаторам с обмотками на 220 вольт прямая дорога на помойку, поскольку они иногда звенят даже на холостом ходу.

Стержневые трансформаторы с обмотками на 127 вольт применять выгоднее чем аналогичные, но с обмотками на 110 вольт. Это очевидно, поскольку в каждой такой обмотке на 15% большее число витков. Следовательно больше индуктивность и следовательно левая граница частотной характеристики окажется ниже, а низкочастотный диапазон будет расширен. Выходные трансформаторы для ультралинейного включения 6П3С должны иметь симметричные относительно центра отводы с числом витков около 43% от числа витков каждого плеча. Это же правило следует соблюдать при построении схемы дифференциального включения пары трансформаторов. Как известно цоколёвка лампы 6П3С аналогична лампе 6П6С. В большинстве случаев это позволяет применить 6П3С вместо 6П6С, причём значительная часть телезрителей, особенно любители усилителей с переключателем триод-пентод, даже не заметит такой замены. Обыкновенная замена этих ламп в схемах небольшой мощности безболезненна. Из всех слушателей не более 0,1% поймут, что звук несколько другой. При изменении и подгонке режима нужно помнить о разнице характеристик. Ультралинейные отводы трансформатора, например для 6П6С, желательно иметь числом витков около 23% от каждого плеча. А поскольку мощности анодов этих ламп разные, то замена 6П3С на 6П6С вовсе недопустима.

Внимание! Все трансформаторы для ламповых конструкций следует вначале тестировать по току холостого хода. Только трансформаторы с мелким током холостого хода следует использовать в рукопашных разработках. Все остальные трансформаторы следует продать или утилизировать. На втором этапе выбора трансформаторов следует внимательно отнестись к вопросу симметрирования трансфоматоров, как по величине индуктивности, так и по величине ЭДС (характеристике намагничивания). Только после тщательного отбора следует сказать себе любимому, что определены качественные выходные трансформаторы, пригодные для конструирования. Колхозникам такие хлопоты покажутся излишеством, поскольку они уверены, что типовые трансформаторы не звучат никак. Именно поэтому такие танцоры пренебрежительно называют типовые трансформаторы «зелёнкой». Если бы квалификация таких спецов была повыше, а самонадеянность послабже, то словосочетание «танцор-колхозник» осталось бы без применения.

Как расчёт, так и настройку лампового двухтактного усилителя лучше выполнять с выхода. Перед настройкой первые лампы можно совсем вынуть из панелек. Вначале для выходного каскада регулятором смещения выставляют ток покоя в разумных пределах и хорошенько прогревают аноды ламп. После прогрева ток покоя уточняют. Общую обратную связь вначале регулирования режима отключают. После настройки выходного каскада можно вынуть выходные лампы и вставить входные. Режим по постоянному току регулируют резистором в катоде первой половинки входной лампы. Затем регулируют режим по переменному току, резистором в катоде второй половинки. Симметрию полуволн, наличие всякого мусора и возбуда контролируют по осциллографу. Манипуляции с удалением ламп позволяют точно контролировать моменты возникновения косяков и сразу определять их причины. Не рекомендую сходу подключать на выход трансформатора динамики. Вместо них нужно обязательно включить нагрузочный резистор. Это избавит от шума и стрессов при внезапном возбуждении. На завершающем этапе все лампы вставляют в панельки и проверяют сквозной канал прохождения сигнала. Нужно понимать, что режимы под нагрузкой накалов могут уплыть на 10% и даже больше. А если подать синус на вход, то просадка по анодам будет вовсе здоровенной. Поэтому следует провести завершающие манипуляции по настройке режимов усилителя под нагрузкой. Затем возвращают (или не возвращают) обратную связь в правильной фазировке и оценивают АЧХ.

Напряжения +400-450 вольт для экранных сеток 6П3С, мягко говоря многовато, поэтому их питание лучше перекинуть в предварительный каскад, через дополнительнные обмотки ООС по переменному току. Можно соорудить праметрический стабилизатор с мощными стадилитронами, примерно на 250 вольт от анодного напряжения 450 вольт. Но если нужна большая мощность, то можно включить и напрямую, но через гасящие резисторы, и другого дешевого способа достижения цели нет. Лампы 6П3С такое издевательство выдерживают. Ограничивающие ток резисторы придётся существенно увеличивать по номиналу. Но это практически не повлияет на качество, которое в схеме с большим превышением напряжения по сеткам будет посредственным. Схемы с дифференциальным включеним выходных трансформаторов представляются мне значительно более актуальными и интересными.

Далее приведены схемы только со сдвоенными лампами в каждом плече выходного каскада. По габариту 0,16 кВА выходных трансформаторов никто не помешает запараллелить в каждом плече и по 3-4 лампы. При этом будет необходимо лишь более основательно подобрать их по величине анодного тока. Точности подбора в 10% вполне достаточно. Не верьте наглецам, запросто складывающим мощности каналов УНЧ в одно эквивалентное значение, для получения внушительных цифр. Это обман. Эквивалентное значение выходной мощности на практике окажется существенно меньше. Ниже показаны схемы с дополнительными драйверами перед выходом. Практика показала, что лучше драйвер для 6П3С не применять. Чувствительности и усиления в схеме хватает и без драйвера. А наличие дополнительных ламп и огрехи в монтаже нередко приводят к самовозбуждению.

В балансной схеме фазоинвертора, половинки триодов следует хорошо подбирать. В схеме с разделенной нагрузкой, показанная на картинке, подбор не обязателен. Собственно поэтому на первых этапах лампового строительства лучше осваивать именно опыт деда Вильямсона. Применение подстроечников в катодах триодов позволит немного скроить кривизну половинок ламп, при наличии огрехов в подборе по условию симметрии. Можно заметить, что во многих схемах бывает проще поставить подстроечник, нежели искать точные номиналы и тем более подбирать резисторы в доли процента. Устанавливать подстроечники в аноды не рекомендую. В качестве рекомендации для повышения качества звука в схеме с разделением нагрузки можно посоветовать подбор двойного триода по другому правилу. Первый по схеме триод может быть сравнительно слаботочным, но с большой крутизной. А ток второго триода может быть больше до полутора раз. Именно такие двойные триоды лучше применять для схемы Вильямсона, поскольку ток в фазоинверторе, как правило, делают значительно больше.

В некоторых узлах применение подстроечников обязательно, а в некоторых это блажь. На этапе макетирования подстроечники можно порегулировать. Это удобно, когда в качестве несущей основы усилителя использована печатная плата из фольгированного текстолита. Тогда подстроечники паяют прямо на дорожки платы, устанавливая вертикально. Если корпус усилителя перевернуть на монтажный стол, то открывается для доступа всё пространство подвала. Возможности регулирования предоставляются большие, удобно настраивать каждый узел, контролируя режимы по приборам. Выходные трансформаторы могут быть очень назными. Фантазия людская не ограничена. Их мощность эквивалентная должна быть черырёхкратной по отношению к требыемой мощности по выходу. Обычно оринетируются на мощность рассеяния пары анодов ламп выходного каскада.

Ниже показано применение монтажного стола для построения лампового усилителя, при монтаже деталей в готовый корпус. При конструировании усилителей лучше заранее выйти на общий увеличеный габарит корпуса, пригодного и для мощных изделий и для обыкновенного двухтакта на 6П14П. Обычно затраты на корпус довольно существенные, поэтому целесообразно заранее унифицировать корпуса. Монтажный стол всего лишь удобное приспособление, которое позволяет охранить корпус от многочисленных повреждений. Монтажный стол — это просто каркас из деревянных брусков, похожий на табуретку без седёлки, но очень удобная штуковина. Можно снабдить монтажный стод дополнительными съёмными рейками, тогда и корпус меньшего габарита можно будет обслужить одним и тем же приспособлением.

Граждане, помните, ошибки в схемах есть практически всегда, но исправить их не сложно, нужно быть внимательнее как при построении схемы, так и при монтаже. Ламповая схемотехника очень терпима к ошибкам. В большинстве случаев вывести из строя трансформаторы или лампы крайне затруднительно. Анодные источники постоянного напряжения довольно опасны. Поэтому следует соблюдать осторожность.

Для экономии времени можно посоветовать сразу оформлять своё рукоделие в пристойный вид. Дело в том, что куча хлама с перепутанными проводами на столе не только некрасива, но и опасна для здоровья. А кроме того, это двойная работа. Лучше вначале потратить немного времени и изобрести механическую конструкцию культурного внешнего вида, вовнутрь которой позднее будет спрятано ваше безобразное, но любимое творение. А ещё лучше сразу делать красивую конструкцию.

Лампочки 6П3С и 6П3С-Е довольно симпатичные по внешнему виду. Запас есть. Поэтому они здесь продаются, но только подобранными парами. Можно купить здесь и ламповый усилитель на 6П3С по цене от 50К и выше. Для этого достаточно связаться со мной по почте, обговорить цену изделия и условия поставки, самовывоз возможен. После этого желающему следует позвонить по указанному на сайте телефону для обсуждения деталей, а уж затем выполнить предоплату 20% от договорной суммы на мой счёт в сбербанке. Получив перевод я отправляю оповещение и в течение двух недель сам перезвоню с подтверждением надлежащей упаковки изделя и готовности к отправке, а на почту направлю фотографии именно этого агрегата, в открытом и упакованном виде. Для отгрузки покупатель обязан перевести оставшуюся сумму, после получения которой я выполняю отгрузку и отправляю на майл копию квитанции. Если обстоятельства покупателя в указанном промежутке времени изменились, то от покупки можно отказаться. Перечисленный задаток не возвращается. Гарантия на усилитель 12 месяцев с момента поставки. На стекло в условиях почтовой пересылки и перевозки транспортной компанией гарантия не распространяется. Искренние всем пожелания доброго здоровья и успехов.

Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

↑ Выходной трансформатор

Выходной трансформатор намотан на железе от ОСМ-0,1 и рассчитан на подключение нагрузок в 8 и 16 Ом.


Схема расположения и коммутации обмоток

Первичная обмотка выполнена проводом диам. по изоляции 0.27. а вторичные обмотки выполнены проводом диам. по изоляции 0.68 для секций на 8 Ом и диам. по изоляции 0.8 для добавочной секции на 16 Ом.

В качестве межслойной изоляции также использована калька, а межслойная изоляция – крафт-бумага или лакоткань. Никаких проварок в парафине я не использовал, раньше мотали так, и было нормально! Главное обеспечить достаточную плотность намотки, что, к сожалению, приходит с опытом. Но можно и проварить, кто захочет.

↑ Проверка фазировки секций первичной обмотки выходного трансформатора

Подключаем генератор к выводам вторичной обмотки GRND — 8Ohm и подаем с него напряжение 1 Вольт, 1000 Гц. К точке А+ подключаем землю осциллографа и меряем напряжение на точках А1 и А2. Они должны быть равны и в противофазе и амплитудой ~ 15 Вольт. Если меньше и/или не одинаковы, значит надо менять начала и концы секций первичной обмотки.
Хочу обратить внимание, на два варианта расположения выходного трансформатора. Ближе к выходным лампам или ближе к входным лампам. По результатам замеров фона лучшим, как мне показалось, вариант более удаленного расположения выходного трансформатора от выходных ламп и силового трансформатора.

↑ Сборка и детали усилителя

Для коммутации каналов используются три реле, рассчитанных на 5-6 Вольт. Минус накального источника 6,3В соединен с общей землей. Соединение земляного провода с корпусом усилителя осуществлено на основной печатной плате в районе входных контактов.
Сигнальные межплатные провода – экранированные. Причем экран соединен с землей только с одного конца. Соединения между основной платой и ламповыми панельками сделаны одножильными проводами минимальной длины.

Для крепления плат регуляторов и входных / выходных разъемов использованы только крепления к шасси регулировочных компонентов и разъемов.

Напряжения ±15 В получаются с помощью трехвыводных стабилизаторов 7815 и 7915.

В усилители использованы сопротивления типа МЛТ. Все резисторы, кроме указанных отдельно, мощностью 0,25 Вт. Там, где требуются резисторы больших мощностей указано на схеме отдельно.

В усилители использованы в качестве разделительных советские конденсаторы К73-17, рассчитанные на напряжение 400В. С17 тоже типа К73-17, но на 63В. С4 и С12, стоящие в катодах ламп предварительного усиления, рекомендуют использовать танталовые или оксидно-полупроводниковые. У меня поставлены типа К53-19, но можно попробовать и другие.

Конденсаторы С19 и С34 – высоковольтная керамика на напряжение 1000 В, взятые мной из компьютерных блоков питания. Остальные электролитические конденсаторы – обычные, алюминиевые.

Выбор типа конденсаторов, стоящих в сигнальных цепях и формирующих амплитудно-частотную характеристику усилителя зависит от толщины кошелька и возможностей повторяющего конструкцию.

В усилители использованы кнопочные переключатели типа ПКн-61. Хочу так же обратить внимание на два резистора номиналом 10 Ом, стоящие в земляной шине на основной плате усилителя и делящие ее как бы на три части. Они не показаны на принципиальной схеме, но есть на печатной плате. Их ставят для развязки земли выходного и предварительных каскадов и служат для уменьшения фона.

ОДНОТАКТНЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ – КОНСТРУКЦИЯ

За свою радиолюбительскую карьеру, мной было собрано и испытано более десятка различных усилителей на лампах – как двухтактных, так и однотактных, в том числе и с параллельным включением нескольких ламп на выходе. Чаще всего в ход шли старые добрые 6п14п и 6п3с. Однако в интернете неоднократно мелькали схемы со строчными пентодами на выходе – 6п45с, 6п44с и 6п41с. На последней и решил остановиться, так как несмотря на более низкую мощность чем у 6п45-ки, она не имеет сверху неудобной и опасной пимпочки, куда подключают провод анода с высоким напряжением. Ещё больше подогрели интерес противоречивые отзывы на аудиофильских форумах – от восхваления, до полного отрицания её звуковых параметров. Как известно, лучше собрать самому, а тогда уже делать окончательный вывод. За основу взял принципиальную схему однотактного усилителя С.Сергеева, только немного изменил номиналы обвязок и смещение выходного каскада.

В драйвере стоит так привычная в выходе 6п14п – тут её роль второстепенна, предварительное усиление. В выходном каскаде – 6п41с с автоматическим смещением, которое отлично зарекомендовало себя своей простотой и стабильностью параметров работы лампы. Единственная трудность – мощный резистор, была решена элементарно. Так как поиск по коробкам с 10-ти ваттными зелёными керамическими резисторами результатов не дал (есть всё, кроме необходимых 450-680 Ом), пришлось спаять гирлянду из трёх МЛТ-2 на небольшой платке, 180х3=560 Ом.

На ней же собран и катодный резистор второго канала. Так как расчётная мощность 2 ватта – этих 6-ти хватает вполне. Всё равно пришлось бы думать, как закрепить 2 мощных трубчатых резистора.

Питание на УНЧ поступает от сетевого трансформатора, выпрямителя и дросселя. Трансформатор ТСШ-170 – от лампового телевизора, сюда можно поставить и ТС-160, ТС-180. В общем любой, способный обеспечить 250-300 В 0,3 А анодного и 6,3 В 3 А накального напряжения. Диоды выпрямителя – IN4007, дроссель – Др-0,1. Он имеет 1000 витков провода 0,25 мм (это если вы не найдёте готовый и будете мотать самостоятельно или брать сетевой трансформатор на его замену).

Несмотря на значительное напряжение и ток в выходном каскаде – около 0,06 А, рискнул поставить относительно слабые ТВЗ-1, более уместные в усилителях 6п14п. Как впоследствии выяснилось правильно сделал:)

Корпус для нашего однотактного УНЧ не мешало бы взять металлический, как всегда до этого и делал, но решил и в этом рискнуть, задействовав ненужную китайскую фронтальную колоночку, от 6-ти канального компьютерного усилителя. Этот номер тоже прошёл на ура:)

Акустическую систему выпотрошим, спроектируем будущее расположение радиоэлементов и выпилим необходимые окна.

Лампы естественно должны находиться сверху, их устанавливаем на металлическое основание – лист двухмиллиметрового алюминия, с вырезанными круглыми окнами под панельки.

Затем этот лист обклеивается самоклейкой цвета “металлик” в тон основному корпусу. После обклейки, отверстия под лампы аккуратно освобождаются с помощью лезвия.

Нижняя часть корпуса тоже усилена металлом – чтоб не вывалился тяжёлый сетевой трансформатор. На неё планировалось установить ещё и электронный фильтр питания, но в итоге от него отказался. Напряжения на выходе БП и так маловато (всего 260 В), поэтому терять 20 В на ЭФ – расточительство.

Сзади выпиливаем прямоугольное окно под текстолитовую панель гнёзд и разъёмов – сетевое, аудиовход и аудиовыход на динамики.

Эту панель так-же обклеиваем самоклейкой.

После чего вставляем все контактные элементы и прикручиваем её шурупами к предварительно выпиленному окну АС.

Большие электролитические конденсаторы установил на единое алюминиевое основание. Этих габаритных электролитов 4 – три для фильтра БП и один на 300 мкФ 63 В, установленный в катоде 6п41с.

Материал корпуса – ДСП, оказался очень удобен в обработке, а электромагнитные помехи от приборов, которых так опасался, абсолютно не слышны. Но об этом во второй части статьи – сборка, настройка и испытание схемы.

Форум по УНЧ на лампах

  • ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ SE НА EL34
  • ЛАМПОВЫЙ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ АУДИОСИСТЕМЫ
  • КАРМАННЫЙ ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ С АКБ
  • ЛАМПОВЫЙ УНЧ НА 6Ф3П (6BM8, 6PL12, ECL82)

↑ Печатные платы в комплекте

В разделе файлов можно скачать чертежи печатных плат проекта в формате *.lay


Главная плата.


Мастер.


Луп.


Плата чистого канала.


Плата лида.


Плата питания накала.

↑ Параметры усилителя

Усилитель развивает 30 Вт неискаженной синусоидальной мощности на нагрузке 8 Ом.
Уровень фона минимальный, его практически не слышно при закороченном входе и вывернутых до максимума ручках VOLUME и GAIN (для LEAD канала). Т. е. на выходе усилителя фон не превышал 10-20 мВ амплитудного значения.

Частотные характеристики канала CLEAN при различных положениях переключателей JAZZ / ROCK и DEEP и различных положениях регуляторов тембра TREBLE / MID / BASS, полученные с помощью симулятора MicroCap 8, представлены ниже.


Rock


Rock_Deep


Jazz


Jazz_Deep

↑ Настройка усилителя

Настройка усилителя сводится к установке тока покоя выходных ламп в диапазоне 30-40 мА для каждой лампы с помощью резистора R89 и выбирается по форме сигнала. Отсутствие искажений типа ступенька на мощности близкой к максимальной, говорит о нормальном токе покоя.
Я измеряю ток покоя простым включением тестера в разрыв провода, идущего к анодам выходных ламп и обмотке выходного трансформатора.

Резистор R91 подбирается таким, чтобы все реле, используемые в переключении каналов, срабатывали уверенно.

Резистор R52 подбирается таким образом, чтобы громкость, при переключении каналов, оставалась одинаковой (по вкусу).

Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С и 6Н9С

Собственно вирус лампового звука внедрился в меня посредством небольшой статьи, размещённой на этом ресурсе. Вот она, тут находится. Спасибо автору Началось изучение теории по данному вопросу, причём не эзотерическая ересь из интернетов, а книги Цыкина, Гершунского, Войшвилло и тому подобное. Радиолюбительские журналы 60-х годов тоже интересные, многие современные ноу-хау встречаю именно в них.

Сделать усилитель своими руками не получилось, хоть и покупал лампы, дроссели, трансформаторы, потому как отец приобрёл у какого-то радиолюбителя брошенный на полпути усилитель, который так и не заиграл… Пришлось изменить схему фазоинвертора и уменьшить номиналы резисторов (до справочных) в цепи управляющей сетки выходных ламп на землю, так как эти лампы со временем запирались и ток через них не шёл, сводя коэффициент усиления до нуля.

Окончательный вариант схемы привожу ниже. Регулятор громкости исключён за ненадобностью. В принципе, схема простая и в особых пояснениях не нуждается. Электролит в катоде входной лампы специально выбран с небольшой ёмкостью, дабы снизить усиление на низких частотах (не люблю я их) за счёт обратной связи по току. Пила в катодной (и анодной цепи) была сглажена установкой дросселя после диодного моста. Дольше всего боролся с самовозбуждением на частотах от 100 kHz и выше. Резисторы 4.7k перед сеткой выходной лампы и керамика, шунтирующая электролиты в анодном питании оттуда. Так же и сетку пробовал заземлять через ёмкость, и что-то вроде RC-фильтра туда же ставил — всё было бестолку. До тех пор, пока сигнальный шнур от компьютера к усилку не выдернул. Весь ультразвуковой мусор исчез, поскольку шёл со звуковой карты. Будет мне наука на будущее, что бы с ветряными мельницами не сражался.

Фон переменного тока снизился ниже порога слышимости (если не прикладывать голову к колонке) после того, как установил среднюю точку от накала входной лампы на землю, через пару резисторов на 4.7k

Честно говоря, захватившая меня идея заиметь и услышать ламповый звук, вызывала кое-какие сомнения или опасения. Волновал один вопрос, а именно — стоит ли игра свеч? Услышу ли я какую-либо разницу? Если почитать интернеты, то складывается такое впечатление, что услышу всенепременно. Но ведь там же можно почитать и про то, как у людей басы отлипают от динамиков после обматывания межблочного кабеля тремя слоями изоленты. Или же описывают чудесные изменения в звуке от замены простого акустического кабеля на волшебный по 300$ за метр (с обязательной прослушкой правильного направления подключения и с предварительным прогревом кабеля правильной музыкой, что бы электроны нарезали хорошие траектории в проводнике) и прочую мутотень.

Однако то, что я услышал, полностью оправдало и даже превзошло все мои ожидания. Звук приобрёл детальность. Акустическая гитара стала похожа на акустическую гитару, завывания ветра превратилось в завывание ветра, а чирикающие птички на заднем плане стали чирикающими птичками, а не непонятным шумом, принимаемом мною за искажения. Хотя не знаю, как можно описать это словами — это нужно услышать. Прослушав композицию с лампы, тут же повторил её усилителем Романтика 50У-220С и отдельно на Microlab Solo-3 Mk2. Звук стал мутным. Такое чувство, что высокие частоты выкрутили вниз темброблоком, однако последующий подъём высоких частот ситуацию не исправляет — только добавляется всяких щелчков, свиста и прочего шума из высокочастотных динамиков.

Я не буду утверждать, что транзистор фигня, убивает душу и т.д. и т.п. У меня не идеальная эталонная система для сравнения, думаю, что найдётся транзисторный или интегральный усилитель с таким же детализированным звуком (цена вопроса только будет совсем другая). Тем более, что прослушивал музыку я не на Hi-End колонках, а с СОЮЗ 50АС-012. Да и вообще, говорить про убийство звука транзистором абсурдно. Источник сигнала у меня цифровой, весь тракт до одного вольта — полупроводниковый. Да чего уж там мелочиться, уже на студии, в процессе записи музыки, сигнал мог пройти через 300-400 транзисторов (информация из какой-то статьи Лихницкого). Если звук умер уже неоднократно, то с какого перепугу он должен воскреснуть в лампе?

Ладно, отставлю в сторону болтовню и размышления. Добавлю ка ещё пару фотографий.

Обратная связь со мной возможна здесь, в моём журнале, по тегу — звук — записи данной направленности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]