Расчёт и настройка фазоинвертора акустической системы


Расчёт и настройка фазоинвертора акустической системы

Как правильно спроектировать фазоинвертор? Какой должна быть частота резонанса фазоинвертора? Какими должны быть длина и диаметр? Онлайн калькулятор размеров тоннеля фазоинвертора.

Фазоинвертор (с точки зрения акустики) – это порт (труба, щель и т. д.) в корпусе акустической системы, обеспечивающий расширение воспроизводимого НЧ – диапазона за счёт резонанса этого порта на частоте более низкой, чем резонансная частота динамика. Использование фазоинверторного типа даёт возможность не только расширить нижний частотный диапазон закрытого ящика, но и повысить коэффициент полезного действия. Тоннель фазоинвертора может выполняться различной формы и размещаться – на любой поверхности колонки. При разработке акустической системы крайне важно правильно выполнить расчёт фазоинверторного короба, так как от этого зависит не только диапазон воспроизводимых частот, но и качество всего звука в целом.

Давайте индифферентно отнесёмся к многообразию теоретических аспектов, описывающих физику процессов в данном типе акустики, а сразу ответим на вопрос: «А почему, собственно?». Такой вопрос может возникнуть у энтузиаста, который рассчитал размеры фазоинвертора по известной формуле из умной книжки и убедился в её несостоятельности в процессе неудачного практического опыта!

Напрягаться сильно не придётся, потому как синьор Жан-Пьеро Матараццо (авторитетный специалист в области профессиональной акустики) уже помог нам разобраться в этом актуальном вопросе. Вот что уважаемый итальянский специалист-акустик написал в статье «Теория и практика фазоинвертора»:

Рис.1 Конструкции фазоинверторов с тоннелем в виде трубы

Одним из наиболее часто встречающихся пожеланий в электронной почте автора является – привести «магическую формулу», по которой читатель ACS мог бы сам рассчитать фазоинвертор. Это, в принципе, нетрудно. Фазоинвертор представляет собой один из случаев реализации устройства под названием «резонатор Гельмгольца» (Рис.1 а). Частоту настройки резонатора Гельмгольца (или фазоинвертора, что одно и то же) можно рассчитать по формуле: где: Fb – частота настройки (Гц), с – скорость звука (344 м/с), S – площадь сечения тоннеля (кв. м), L – длина тоннеля (м), V – объем ящика (куб. м), π = 3,14.

Эта формула действительно магическая, в том смысле, что настройка фазоинвертора не зависит от параметров динамика, который будет в него установлен. Объём ящика и размеры тоннеля частоту настройки определяют раз и навсегда. Всё, казалось бы, дело сделано. Приступаем. Пусть у нас есть ящик объёмом 50 л. Мы хотим превратить его в корпус фазоинвертора с настройкой на 50 Гц. Диаметр тоннеля решили сделать 8 см. По только что приведённой формуле частота настройки 50 Гц получится, если длина тоннеля будет равна 12,05 см. Аккуратно изготавливаем все детали, собираем их в конструкцию, как на Рис.1 б), и для проверки измеряем реально получившуюся резонансную частоту фазоинвертора. И видим, к своему удивлению, что она равна не 50 Гц, как полагалось бы по формуле, а 41 Гц. В чем дело и где мы ошиблись? Да нигде. Наш свежепостроенный фазоинвертор оказался бы настроен на частоту, близкую к полученной по формуле Гельмгольца, если бы он был сделан, как показано на Рис.1 в). Этот случай ближе всего к идеальной модели, которую описывает формула: здесь оба конца тоннеля «висят в воздухе», относительно далеко от каких-либо преград. В нашей конструкции один из концов тоннеля приближается к стенке ящика. Для воздуха, колеблющегося в тоннеле, это небезразлично, из-за влияния «фланца» на конце тоннеля происходит как бы его виртуальное удлинение. Фазоинвертор окажется настроенным так, как если бы длина тоннеля была равна 18 см, а не 12, как на самом деле.

Казалось бы, если тоннель полностью разместить снаружи ящика, Рис1.а) – справа, у нас получается резонатор Гельмгольца в чистом виде. Однако на практике и тут существует эмпирическая зависимость «виртуального удлинения» тоннеля в зависимости от его размеров. Для круглого тоннеля, один срез которого расположен достаточно далеко от стенок ящика (или других препятствий), а другой находится в плоскости стенки, это удлинение приблизительно равно 0,85D.

Теперь, если подставить в формулу Гельмгольца все константы, ввести поправку на «виртуальное удлинение», а все размеры выразить в привычных единицах, окончательная формула для длины тоннеля диаметром D, обеспечивающего настройку ящика объёмом V на частоту Fb, будет выглядеть так: Здесь частота Fb – в герцах, объем V – в литрах, а длина L и диаметр D тоннеля – в миллиметрах, как нам привычнее.

Геометрические размеры тоннеля имеют свои ограничения. Великий исследователь акустических систем Р. Смолл показал, что минимальное сечение тоннеля зависит от диаметра динамика, наибольшего хода его диффузора и частоты настройки фазоинвертора. Смолл предложил совершенно эмпирическую, но безотказно работающую формулу для вычисления минимального размера тоннеля: Формулу свою Смолл вывел в привычных для него единицах, так что диаметр динамика Ds, максимальный ход диффузора Xmax и минимальный диаметр тоннеля Dmin выражаются в дюймах. Частота настройки фазоинвертора – как обычно, в герцах.

Очень часто оказывается, что, если правильно выбрать диаметр тоннеля, он выходит невероятно длинным. А если уменьшить диаметр, появляется шанс, что уже на средней мощности тоннель «засвистит». Помимо собственно струйных шумов, тоннели небольшого диаметра обладают ещё и склонностью к так называемым «органным резонансам», частота которых намного выше частоты настройки фазоинвертора и которые возбуждаются в тоннеле турбулентностями при больших скоростях потока. Когда расчётная длина тоннеля получается такой, что он почти помещается в корпусе и требуется лишь незначительно сократить его длину при той же настройке и площади сечения, я рекомендую вместо круглого использовать щелевой тоннель аналогичной площади, причём размещать его не посреди передней стенки корпуса, как на Рис.2 а), а вплотную в одной из боковых стенок, как на Рис.2 б).


Рис.2 Конструкции фазоинверторов с щелевыми тоннелями

Тогда на конце тоннеля, находящемся внутри ящика, будет сказываться эффект «виртуального удлинения» из-за находящейся рядом с ним стенки. Опыты показывают, что при неизменной площади сечения и частоте настройки тоннель, показанный на Рис.2 б), получается примерно на 15% короче, чем при конструкции, как на Рис.2 а). Щелевой фазоинвертор, в принципе, менее склонен к органным резонансам, чем круглый, но, чтобы обезопасить себя ещё больше, я рекомендую устанавливать внутри тоннеля звукопоглощающие элементы, в виде узких полосок фетра, наклеенных на внутреннюю поверхность тоннеля в районе трети его длины.

Дальнейшего снижения длины тоннеля можно добиться использованием фазоинверторов конической, экспоненциальной форм, а также формы в виде песочных часов. Поскольку подобные технологии конструктивно сложны и не нашли широкого распространения в радиолюбительской практике, то и рассматривать их в рамках данной статьи мы не станем. А лучше сдобрим пройденный материал парой онлайн считалок, позволяющих рассчитать трубчатые и щелевые фазоинверторы без излишнего напряга, калькулятора и деревянных счёт.

Но сначала зададимся резонным вопросом: а на какую резонансную частоту следует настраивать фазоинвертор? Ответ очень прост – на оптимальную частоту. Если частота резонанса фазоинвертора будет выше оптимальной, т. е. она будет находиться близко к резонансной частоте динамика в закрытом ящике, то мы получим на АЧХ выпячивающий горб, вследствие чего звучание будет бочкообразным. Если частоту выбрать чересчур низкой, то подъём НЧ уровня не будет чувствоваться, т. к. на этой частое отдача динамика окажется слишком слабой и усиливать окажется нечего. Таким образом – частоту резонанса фазоинвертора следует выбрать немногим ниже частоты резонанса динамика в закрытом ящике, т. е. в той области, где у динамика происходит некоторый спад звукового давления. Этот спад компенсируется подъёмом фазоинвертора, что, в конечном итоге, приведёт к расширению нижней границы воспроизводимых частот.

В большинстве реальных конструкций – частота резонанса фазоинвертора составляет 0,61…0,65 от частоты резонанса динамика в закрытом ящике.

А как легко и просто можно узнать частоту резонанса громкоговорителя в закрытом ящике – мы с вами подробно обсудили на этой странице . Итак:

КАЛЬКУЛЯТОР РАСЧЁТА ДИАМЕТРА И ПЛОЩАДИ СЕЧЕНИЯ ТОННЕЛЯ ФАЗОИНВЕРТОРА

Диаметр тоннеля – величина, имеющая практический смысл только для фазоинверторов круглого сечения Площадь сечения – характеризует как трубчатые, так и щелевые фазоинверторы.

Рассчитаем длину тоннеля фазоинвертора по объёму ящика, резонансной частоте фазоинвертора и диаметру/ площади сечения тоннеля:

РАСЧЁТ ДЛИНЫ ТОННЕЛЯ ФАЗОИНВЕРТОРА

Посчитанная длина тоннеля верна как для цилиндрических фазоинверторов, так и для щелевых фазоинверторов, находящихся на значительном расстоянии от стенки. Если щелевой фазоинвертор расположен вплотную к одной из стенок, как на Рис.2 б), то его длину следует укоротить на 15%.

Проектирование систем звукового оборудования Inter-M

Проектирование систем звукового оборудования Inter-M
Компания Inter-M постоянно совершенствует и обновляет модельный ряд производимого профессионального оборудования. Сохраняя высокое качество продукции, компания активно внедряет новые схемотехнические решения и энергосберегающие технологии в конструкции усилителей мощности, применяет новые компоненты в производстве акустических систем. Выпускаемые сегодня модели профессионального оборудования Inter-M отвечают уровню современного развития аудиотехнологий и позволяют создать систему озвучивания любой сложности.

Акустика Inter-M

Зал оборудованный акустическими системами Inter-M
Одним из ключевых компонентов профессиональной аудиосистемы и отправной точкой при построении любого качественного звукового кластера является акустическая система. Правильно выбранная и спроектированная с учётом акустических особенностей озвучиваемого помещения, она станет решающим фактором в создании необходимого звукового оформления мероприятия — будь то скромная презентация нового продукта или масштабная конференция, высококачественное и атмосферное фоновое сопровождение в автосалоне или исполненное драйвом концертное выступление под открытым небом.

Выбор и проектирование подходящей системы профессионального озвучивания начинается с акустического расчета озвучиваемого объекта, позволяющего объективно оценить влияния архитектурных решений. Целью таких расчетов, в конечном итоге, является максимально эффективное использование акустических систем.

За счет выбора оптимальной мощности, правильного расположения громкоговорителей и направленности звукового излучения можно компенсировать недостатки акустического оформления, например «неудачную» форму потолка, вызывающую паразитные отражения звуковых волн. И если при проектировании системы фоновой музыкальной трансляции небольшого зала без сложных расчетов можно обойтись, то при построении звуковых кластеров с использованием линейных массивов такие расчеты обязательны. В качестве программы, упрощающей эту задачу, можно использовать, например, ПО «Ease Focus 2.0» компании AFMG.

Усилители мощности Inter-M

Выбор усилителей мощности Inter-M

После выполнения расчета и выбора акустических систем, переходим к выбору усилителей мощности, выпускаемых компания Inter-M. Оценить возможности актуальных моделей и выделить принципиальные преимущества, необходимые для индивидуального проектного решения, поможет статья «Усилители мощности Inter-M».
Для правильного выбора усилителя, в том числе с учетом характеристик акустических систем, важно соблюдать рекомендации производителя. На их основе подготовлена статья «Выбор усилителей мощности Inter-M». Мощность профессиональных усилителей, производимых Inter-M и упоминаемых в наших информационно-справочных материалах, соответствует стандарту DIN POWER или EIAJ.

Относительное соотношение мощностей разных стандартов

Относительное соотношение мощностей звукового сигнала разных стандартов
Для профессиональных усилителей, производимых компанией Inter-M, обычно указывается мощность, выдаваемая при заданном коэффициенте нелинейных искажений (THD) 1 % и сигнале частотой 1 кГц согласно стандарту EIAJ (или DIN POWER). Эта характеристика измеряется как cреднеквадратичное значение мощности RMS (Root Mean Squared) — стандартного измерения мощности аудиоусилителя либо акустической системы, при котором коэффициент гармонических нелинейных искажений минимален и не превышает указываемого, значения. Среднеквадратичная мощность характеризует среднюю мощность при постоянной активной номинальной нагрузке. Обычно используются два варианта обозначения мощности RMS:

  • IHF — мощность, выдаваемая усилителем при 0,1 % искажений;
  • EIAJ/DIN POWER — мощность, выдаваемая усилителем при 1 % искажений.

Условно можно считать RMS (EIAJ/DIN POWER) равной (1,5…2) • AES. Точное соотношение предоставляет производитель оборудования.

На рисунке показано относительное соотношение мощностей разных стандартов. За единицу мощности принята мощность звукового сигнала в стандарте AES. Относительно этого значения видны соотношения для остальных стандартов.

Более подробная информация об акустических системах представлена в материале «Акустические системы Inter-M», а также в статьях «Выбор и монтаж акустических систем Inter-M» и «Выбор и монтаж линейных массивов Inter-M».

Передача звукового сигнала между блоками оборудования профессиональных аудиосистем Inter-M

Передача звукового сигнала между блоками оборудования профессиональных аудиосистем Inter-M
Большинство межблочных соединений и соединений блоков с источниками звука выполняются с применением готовых соединительных аудиокабелей. Передача звукового сигнала между блоками оборудования профессиональных аудиосистем осуществляется по балансной схеме, где сигнал передается одновременно по двум проводникам в противофазе относительно общего провода или экрана. Применение подобной схемы создает высокий уровень защиты от помех, что очень важно для обеспечения высокого качества передачи звукового сигнала. Соответственно, профессиональные аудиокабели должны состоять из двужильного экранированного кабеля с разъемами на концах, имеющими не менее 3-х контактов.

Соединение выхода усилителя мощности с акустической системой выполняется с помощью акустического кабеля допустимого сечения и снабженного необходимыми разъемами. Сечение проводников соединительного аудиокабеля рассчитывается с учетом уровня допустимых потерь мощности, зависящих от длины кабеля и передаваемой мощности.

Рекомендации по подбору соединительных аудиокабелей и акустического кабеля приводятся в статье «Выбор акустического кабеля и аудиокабеля».

Примеры построения распределённых систем профессионального звука с использованием оптических технологий и IP-сетей рассмотрены в статье «Оборудование дистанционной передачи звука Inter-M».

Микшерные консоли Inter-M

Микшерные консоли Inter-M

Определив источники звука, переходим к выбору количества необходимых каналов звукового усиления. Каждый канал предусматривает отдельную обработку сигнала и усиление одним или несколькими усилителями мощности. Нагрузкой усилителя (или усилителей) будет одна или несколько акустических систем.
Для выбора необходимого оборудования по обработке звуковых сигналов воспользуйтесь обзорной статьей «Оборудование Inter-M для обработки звука».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]