Особенности
Прообразами для новых полочных моделей ProAc Studio SM100
стали знаменитые мониторы Studio 100, выпускавшиеся в неизменном виде с 1990-го года. «Сотки» оказались удивительно разноплановыми мониторами, которые с одинаковым успехом использовались в студиях и домашних аудиосистемах. Несколько раз «сотые» порывались снять с производства, но популярность колонок и неизменный спрос на них не давали
ProAc
совершить этот опрометчивый шаг. До 2013-го, когда основатель и главный конструктор ProAc Стюарт Тайлер все же решился на замену Studio 100. Разработка новых мониторов продолжалась два года, и вот, наконец, в 2015-м Тайлер представил мониторы ближнего поля
Studio SM100
.
в серии Studio модели SM100 заменили легендарные 100-е мониторы,
снятые с производства в 2013-м году
На первый взгляд мониторы Studio SM100
мало чем отличаются от предшественников: похожие динамики, передний порт фазоинвертора, корпус абсолютно тех же размеров (406х203х254 мм ВхШхГ). Вероятно, габариты колонок специально оставили прежними, чтобы дать возможность владельцам старых мониторов безболезненно заменить их на новые. В студиях АС часто располагаются в нишах, поэтому размер имеет значение.
SM100 очень похожи на предшественников, однако
могут похвастаться новыми динамиками и кроссовером
В случае с акустическими системами SM100
беглый взгляд не позволяет оценить все нововведения — 20 с хвостиком лет развития технологий не могли пройти даром, так что мониторы претерпели глубокую доработку. Они комплектуются новыми динамиками и разделительными фильтрами, кроме того улучшено демпфирование кабинетов.
SM100 комплектуются совершенно новым твитером и модифицированным мид-вуфером
Мид-басовый динамик, оборудованный бумажным диффузором диаметром 165 мм, получил фирменную корзину, модифицированную пылезащитную чашку и долговечный резиновый подвес. Совершенно новый твитер с 25-мм шелковым куполом изготавливается по спецификациям ProAc
норвежской компанией Seas. Пищалка выделяется звукопоглощающей накладкой на фланце излучателя.
традиционные, покрытые родием, акустические клеммы
Клеммный щиток мониторов допускает двух-кабельную коммутацию с помощью двух пар покрытых родием разъемов Michell Engineering. Корпуса ProAc Studio SM100
имеют два варианта отделки: черный ясень и вишня.
Компактные акустические мониторы пользуются заслуженной популярностью среди людей, которые ценят максимальную звуковую достоверность. Это не удивительно, ведь компактные корпуса обладают намного большей жесткостью и звуковой инертностью, а также позволяют минимизировать дифракционные звуковые эффекты. Таким образом, используя компактные АС, можно практически полностью устранить нежелательную звуковую окраску, которой «грешит» подавляющее большинство напольных громкоговорителей. Легендарные мониторы ProAc Studio 100 были предназначены как для домашнего, так и для профессионального использования и производились более 20-ти лет вплоть до 2013 года. В качестве мониторов ближнего поля Studio 100 стали очень популярны во многих известных музыкальных и кино студиях.
Последние два года Stewart Tyler
работал над новыми колонками с наименованием
ProAc Studio SM100 с улучшенными параметрами, как и раньше предназначенными для домашнего и профессионального использования. Для этой акустики разработаны абсолютно новые НЧ драйвер с модернизированным подвесом и пылезащитным колпачком, купольный ВЧ динамик, а так же кроссовер, однако габариты корпуса сохранены прежними. Акустические системы Studio 100 были одними из самых популярных у компании ProAc и прекращение их производства, которое произошло около двух лет назад, огорчило многих меломанов. Все эти два года специалисты ProAc готовили замену для модели Studio 100, и вот наконец новая модель Studio SM100
была предъявлена публике. Перед инженерами фирмы стояла сложная задача сохранить все те качества, которые так нравились аудиофилам в прежней версии Studio и при этом сделать колонки отвечающими запросам сегодняшнего дня.
Колонки Studio SM100
оснащены новым 165 мм низкочастотным динамиком с корзиной новой конструкции, который был разработан в компании ProAc, с более высокой линейностью характеристики и увеличенной допустимой подводимой мощностью. Резиновый подвес диффузора нового басовика не боится повышенной влажности окружающего воздуха, что сделало Studio SM100 еще более надежными. Твитер в данной модели также новый, он имеет диаметр шелкового купола 20 мм, доработанный подвес и фланец крепления для снижения влияния фронтальной панели акустической системы. Его изготовила по заказу ProAc компания SEAS специально для использования в Studio SM100.
Габариты новой колонки остались такими же, как и у предыдущей версии, однако ее внутреннее демпфирование сделано более глубоким. В разделительном фильтре Studio SM100
используются отборные компоненты. Кроссовер SM100 полностью модернизирован под новые параметры динамиков- это позволило сохранить характер легендарной Studio 100, но привнесло больше мягкости звучания, что делает новые колонки более комфортными при длительных сессиях прослушивания.
Акустическая система выпускается в вариантах отделки вишневым деревом или черного цвета.
- НЧ/СЧ динамик: 165-мм конус со специальной пропиткой и купольным центральным колпачком
- Твитер: 25-мм мягкий шелковый купол
- Кроссовер: Отборные компоненты, высочайшее качество монтажа. Разводка многожильным кабелем из бескислородной меди. Возможность подключения по би-вайрингу/би-ампингу
Краткое описание
ProAc Studio SM100
— полочные акустические системы мониторного класса с характерной для этого типа громкоговорителей равномерностью, детальностью и аккуратностью воспроизведения. По конструкции и настройке звучания
SM100
— улучшенные версии своих предков, легендарных мониторов Studio 100, которым нашлось широкое применение в профессиональных студиях и домашних аудиосистемах. Новым мониторам
ProAc
ничто не мешает продолжить успешный путь, проложенный предшественниками.
Впечатление
Акустические системы Studio SM100
звучат честно и ровно, педантично отрабатывая музыкальные детали. В эмоциональном плане они проявляют больше сдержанности, чем другие модели
ProAc
, на фоне которых воспроизведение кажется суховатым. Но в этом нет ничего удивительного. Как мониторы,
SM100
настроены на повышенную нейтральность. Звук полочников разборчив по всему спектру и отличается хорошим «таймингом» (обработкой временных переходов), что выливается в отменную точность инструментальных фраз, даже в витиеватых композициях, и хорошее спектральное разрешение. Последнее свойство особенно ценно для студийной акустики, так как позволяет свободно разделять на записи инструменты с близким спектром звучания, упрощая процесс микширования. Для домашней акустики это свойство также лишним не будет. Бас глубже, чем обычно бывает у полочников подобных габаритов, и хорошо контролируется. Иногда автор этого обзора ловил себя на мысли, что бас можно было чуть «распустить» ради пущей энергичности. Многие мониторы в погоне за ясностью и остротой звука делают его излишне резким. У SM100 такой проблемы нет, колонки звучат достаточно гладко, не утомляя при долгом прослушивании. Кстати, отмеченная субъективно гладкость воспроизведения
SM100
согласуется с измерениями: в отклике твитера новых мониторов неравномерностей меньше, чем у предшественников Studio 100.
Аудиокомпоненты
Проигрыватель: Lindemann 825
Интегрированный усилитель:
Lindemann 885
Межблочные кабели:
Groneberg TS-Premium
Акустические кабели:
Lindemann Speaker Connect
Музыкальную сцену Studio SM100
строят с изрядным размахом по ширине, не проявляют особой направленности излучения, создавая большую зону качественного стереоэффекта. Контрастность прорисовки образов сохраняется по всему фронту. И пусть по глубине сцена не кажется очень протяженной, задние планы очерчиваются не хуже передних с хорошей локализацией и разделением инструментов. Колонки непривередливы к различным музыкальным жанрам, хотя нигде не скрывают своего выверенного мониторного характера. Естественно подобная манера устроит не всех меломанов. С другой стороны потенциал у
Studio SM100
высок: тональный баланс хорош, натуральность есть, детальность есть, а эмоций звучанию можно добавить выбором подходящего усилителя, источника и т.д.
Измерения
АЧХ ProAc Studio SM100
демонстрирует хороший тональный баланс с некоторым подъемом чувствительности к верхним октавам (на оси). Как обычно, разворотом колонок этот избыточный отклик в самом верху нивелируется, взамен проявляется спад чувствительности в зоне кроссовера. Но, так как верх убирается быстрее, легкий отворот колонок (в пределах 5-15º) тональному балансу пойдет только на пользу. Неравномерность АЧХ на оси во всем рабочем диапазоне укладывается ±3.5 дБ. Нижняя граница по уровню ±3 дБ составляет 44 Гц — очень достойный результат для не самой габаритной полочной акустики.
Импеданс ProAc Studio SM100
не опускается ниже 6.9 Ом с минимумом в окрестности 180 Гц. В диапазоне СЧ/ВЧ импеданс колонок не превышает 24.6 Ом с максимумом вблизи 1.3 кГц. Порт ФИ настроен на частоту 46 Гц. Свидетельств корпусных резонансов на графике импеданса не видно. В общем, мониторы не должны создать сложностей для современных усилителей.
ProAc Studio 100
Марина, 22.01.2010
Достоинства: В 1997 у ProAc Studio100 было отличное соотношение цена-качество, они стоили 1100$(!) В свете последнего времени оно становится существенно менее привлекательным за тот же набор элементов. Звук АС в 1997 году, когда они впервые попали мне в руки, вначале показался резковатым. С довольно долгим прогревом, почти год, я ощутила некоторое смягчение. В целом это хорошая акустика hi-fi уровня без особых изысков. Подкупает их простота подачи музыки, есть некоторое упрощение в области ВЧ, если сильно придираться. СЧ / НЧ динамик весьма подвижный и бойкий. Очень хорошее качество исполнения и сборки. Ощущение такое, что у тебя в руках весьма нечто ценное.
Недостатки: Не стоит думать, что есть акустика без недостатков. Важно насколько вы способны их не замечать. Однако, я приведу ,,недостатки,, или особенности, которые заметны мне: 1. Нужен отличный по качеству звука, мощный и быстрый усилитель, не менее 100 Вт/канал при 8 Ом. (Из старых: Bryston, Naim, из новых: Hypex amp. UcD180, UcD400) 2. Если говорить откровенно, то качество звука в данных АС зависит более всего от очень хорошего динамика Scan Speak, пищалка Seas отстаёт по качеству от вполне крутых мидбасов. Качество сведения и исполнения кроссоверов на весьма среднем уровне. Неравномерность АЧХ в диапазоне 60 — 18000 Гц чуть более +-3dB, но на слух звучат удовлетворительно. Качество элементной базы кроссоверов на низком уровне, желательно, иметь более качественные катушки, конденсаторы и т.п. 3. Маленький объём корпуса, однако, не для всех это является недостатком. Если вы хотели иметь маленькие АС со скромными НЧ, то они перед вами. Однако, если объём корпуса увеличить до 22 — 24 литров, то данные АС начинают звучать более основательно и солидно. 4. Высокая цена новых АС, если пересчитать комплектацию АС по современным ценам, то будет следующее: Динамики ScanSpeak 2 штуки — 300€, Динамики ВЧ Seas 2 штуки — 100 €, Кроссоверы 2 штуки — 200€, Корпуса МДФ 19мм со шпоном ясеня или ореха 2 штуки — 300€, Другие элементы (проводники, припой, фетр, фазоинверторы, акустические терминалы и прочее) — 100€. Всего: 1000€ Также стоит понимать, что при массовом производстве конечная стоимость комплектующих для производителя много ниже. Этот пример я привела исключительно для понимания покупателем того факта, что большая часть стоимости ,,уходит,, на маркетинг и вознаграждения продавцов. Если у вас есть опыт сборки качественных АС, то вам не составит большого труда создать более совершенные АС на базе отличных мидбасов ScanSpeak 8542-00, однако не рекомендую браться за проект без такого опыта.
Комментарий: В итоге перед нами скромные, небольшие полочники ProAc Studio, я бы даже сказала маленькие, учитывая их внутренний объём и внешние размеры. При использовании Studio100 в качестве фронтальных АС они будут хорошо работать в помещениях до 12 квадратных метров. В помещениях больших размеров будет наблюдаться недостаток низких частот. В помещениях от 12 до 20 квадратов желательно использовать корпус внутренним объемом до 24 литров. Перед покупкой обязательно попробуйте их работу в вашем помещении(!) Если у вас есть опыт построения АС, точной настройки кроссоверов, то вы можете использовать объём корпуса до 24 литров, более совершенные ВЧ (на ваш вкус и выбор) в районе 300€ / пара и более дорогостоящие элементы кроссоверов hi-end класса. В итоге вы сможете получить АС, которые легко будут конкурировать по звуку с самыми дорогостоящими брендовыми поделками.
Обязательно слушайте и ничего не принимайте на веру!