Советский HI-FI и его создатели: путь Левицкого и «планары» в СССР
Продолжая цикл о легендах советского звука, захотелось отдельно коснуться темы изодинамических наушников, создававшихся в Стране Советов. Сегодня многие убеждены, что технология planar magnetic (изодинамическое излучение звуковых волн) — продукт современных разработок. В подобных суждениях есть доля истины (изменились материалы), однако, сами принципы совсем не новы и активно применялись для создания аудиоаппаратуры на протяжении последних 40 лет.
Авторство «уникальных» технологий, с легкой руки маркетологов, приписывают то Японцам, то Китайцам, то неким «таинственным» инженерам из США. Не редко, начиная использовать не слишком распространённые изодинамические драйверы, производители позиционируют свою продукцию как нечто совершенно новое, никогда ранее не применявшееся. Как выяснилось, не все знают о том, что изодинамические излучатели выпускаются достаточно давно, а в своё время нашли широкое применение в советской аудиотехнике.
Отцы советской изодинамики
Создателями наиболее известных советских изодинамических драйверов, а также устройств на их основе заслуженно считаются инженер Игорь Левицкий и его коллеги из Львовского НИИ БРЭА. Именно они разрабатывали легендарные изодинамические наушники под брендом «Амфитон» ТДС-7, ТДС-15, ТДС-21, Н-25С (ТДС-25). Сегодня Левицкий возглавляет отдел разработок международной корпорации OPPO Digital, где также создает наушники и акустические системы.
Левицкий в Oppo Digital фото whathifi.com
Окончив электроакустический факультет Киевского политехнического института, талантливый молодой инженер Игорь Левицкий принял решение связать свои профессиональные устремления с Львовским научно-исследовательским институтом бытовой радиоэлектронной аппаратуры (НИИ БРЭА). Как утверждал сам Левицкий, он был впечатлён звучанием японской акустики JVC Zero 5 c ленточными излучателями Matsushita, что во многом повлияло на выбор темы для исследования и проектов.
В то время советская промышленность стремилась догнать и перегнать запад, поэтому торгово-промышленная палата СССР закупала образцы западной техники и направляла их в советские НИИ для изучения, а в ряде случаев, копирования. После детального изучения акустических систем японских разработчиков, Левицкий начал упорную работу над созданием новых излучателей в секторе, занимавшимся разработкой АС и наушников.
ТДС-7 — первенец НИИ БРЭА
В момент прихода Левицкого в НИИ БРЭА, сектор уже завершил создание ТДС-7 – первых советских изодинамических наушников. Среди всех наушников такого типа в СССР они были самыми массовыми, и серийно выпускались с 1980-го по 1990-й год. Некоторое время эти головные телефоны считались одними из лучших в стране. В то время они обладали почти недостижимыми для традиционных электродинамических собратьев, акустическими характеристиками.
Оценивая ТДС-7 в интервью whathifi.com, Левицкий отметил:
«…по сравнению со всем остальным, что было (или, скорее, чего не было) на рынке СССР, ТДС-7 – это был мощный прорыв на территорию высококачественного звука.»
Характеристики ТДС-7:
- Диапазон воспроизводимых частот: 20 -20000 Гц.
- Коэффициент гармонических искажений, в диапазоне частот от 100 -2000 Гц — менее 1%.
- Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 94 Дб
- Подводимая мощность: 2 мВт.
- Паспортная мощность: 1000 мВт.
- Номинальное электрическое сопротивление: 8 Ом.
- Розничная цена — 49 руб., с подставкой — 53 руб. 40 коп. (половина зарплаты молодого инженера в 80-е годы).
- Масса без кабеля: 310 г.
Ещё одним важным для советского времени достоинством ТДС-7 была их относительная доступность для рядового покупателя, иными словами – «доставаемость». При этом ТДС-7 не были лишены недостатков. Основным их минусом была эргономика. Час, проведенный в оголовье, давящем на уши жесткими амбушюрами, для пользователей современной техники покажется несоразмерной платой за хороший звук. Но суровые советские меломаны терпели и не такое.
ТДС- 15 — потомок именитого японца
Оценив все достоинства и недостатки ТДС-7, Левицкий понимает, что его коллеги сделали большой скачок по части верности воспроизведения, но забыли про эргономику и дизайн. Жесткие амбушюры, давящее оголовье и прямоугольная форма наушников превращала прослушивание в изощрённую добровольную пытку.
Руководство сектора также осознавала необходимость в создании более совершенного образца. Так с активным участием Левицкого начались работы по созданию наушников «Амфитон» ТДС-15. В качестве основы для новой разработки выбрали не что-нибудь, а японскую high End разработку Sansui SS-100. Проанализировав ключевые недостатки ТДС-7 и достоинства японского аналога, инженер предложил сделать открытое supra-aural акустическое оформление, которое существенно улучшало звучание, по сравнению с полузакрытыми предшественниками.
Кроме того, коллектив разработчиков предложил круглую форму мембраны и наушников, что улучшало эргономику и при этом не отражалось на звуке негативно. Эти решения также положительно повлияли на эстетику, приблизив дизайн новой разработки к лучшим западным образцам. НИИ БРЭА со своими ТДС-15 задрали планку качества, дизайна и эргономики «до небес», став новым эталоном советского HI-FI. Серийное производство ТДС-15 началось в середине 80-х сразу на двух предприятиях: ПО «Счетмаш» в Кишиневе и ленинградском НПО „Феррит“ (завод „Магнетон“).
Характеристики ТДС-15:
- Тип драйверов: изодинамические.
- Тип акустического оформления: открытые (чаши лежат на ушах, а не обхватывают уши).
- Сопротивление: 16 Ом.
- Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 94 Дб.
- Частотный диапазон: 20-20 000 Гц (+3/-3).
- Номинальная мощность: 2 мВт.
- Паспортная мощность: 1000 мВт.
- Масса без кабеля: 300 г.
- Розничная цена в 50 рублей (для сравнения, оригинал от Sansui SS-100 в то время стоил около $ 300) не пугала любителей хорошего звука, но найти эти наушники в свободной продаже было крайне сложно.
Праздник портативности Н-21С
Вершиной эргономичности и дизайнерского изыска среди советских изодинамических наушников стали ТДС-21 (Н-21С). Они стали первой разработкой Левицкого с мягкими поролоновыми амбушюрами. Серийный выпуск наушников начался в 1989-м году. Оголовье наушников складывалось, что позволяло сделать устройство очень компактным.
За счет небольшой массы, компактности и поролоновых амбушюр Н-21С быстро завоевали молодую аудиторию пользователей модных в то время кассетных плейеров.
Характеристики Н-21С:
- Частотный диапазон: 20-20 000 Гц.
- Сопротивление: 32 Ом.
- Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 97 Дб.
- Паспортная мощность: 500 мВт.
- Габариты: 220*205*60 мм.
- Масса без кабеля: 120 г.
- Розничная цена: 35 руб.
Амфитон Н-25С – лебединая песня львовских инженеров
Уже перед самым закатом советской эпохи Левицкий и коллектив его сектора успевают разработать последние изодинамические наушники, созданные в СССР – «Амфитон» Н-25С. Эта разработка практически полностью избавлена от «детских болезней» ТДС-7, и соответствует всем требованиям времени.
Работы над наушниками завершаются в 1990-м году. Серийный выпуск продолжается чуть более двух лет. Распад союза и приватизация практически полностью уничтожают возможности для производства такой техники.
Характеристики H-25C:
- Сопротивление: 32 Ом.
- Максимальная паспортная мощность: 0,1 Вт.
- Коэффициент гармонических искажений, в диапазоне частот от 100 -2000 Гц: менее 0,6 %.
- Частотный диапазон: 20-20000 Гц
- Уровень звукового давления при частоте 500 Гц на 1 мВт: 98 дБ.
- Разъем: 3,5 мм (в комплекте переходник на 6,3 мм).
- Вес: 200 г.
- Цена: рыночная (к моменту запуска серийного производства на территории бывшего СССР, прекратили существовать твердые цены)
Разработки НИИ БРЭА, их теоретическая база и практический опыт внимательно изучались на других предприятиях СССР. Это позволило за короткий период создать и наладить выпуск сразу нескольких моделей изодинамических наушников, непосредственно не связанных с Львовским институтом.
Ниже привожу, вероятно, не полный список моделей изодинамических наушников, производившихся в СССР в 80-е годы:
Ломо (12а35), Электроника г. Львов (ТДС-5, ТДС-5М, ТДС-19, Н-28С), НПО „Квант“ г. Киев (ТДС-16 Эхо), НПО в г. Смела (Н-16-16 С, Н-16-40 С, Н-16-100 С – аналоги ТДС-16 Эхо).
В 90-е инженер Левицкий уехал в США, где сначала реализовывал свои идеи в компании BG Radia, создававшей изодинамические акустические системы, а затем стал руководителем отдела разработок в корпорации OPPO Digital, где работает по сей день.
Итог
Советские инженеры иногда создавали то, чему сегодня маркетологи на западе присваивают статус инновационных разработок и сверхновых идей. Неудивительно, что многие из них, например, Левицкий, Войшвилло, Шушурин, сейчас успешно работают уже за пределами бывшего Союза. Возможно, стараниями этих энтузиастов, промышленность Страны Советов опередила бы «загнивающий Запад» в гонке технологий и подарила бы гражданам продукцию мирового уровня. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Эпоха советских триумфов канула в лету вместе с развалившейся страной, оставив лишь воспоминания о колоссальном потенциале своих ученых и инженеров.
↑ Суть проблемы
В общем удобные во всех отношениях наушники, если бы не одна ложка дёгтя. Через какое-то время после покупки (у кого меньше, у кого больше, раз на раз не приходится) начинались чудеса. Периодически пропадал звук, то в одном, то в другом канале. Причём если выдернуть а потом вставить штекер, звук на некоторое время восстанавливался. Можно было добиться восстановления звука нажав на соответствующее ухо или даже качнув головой.
Если кто додумывался, как их разобрать, то как правило обнаруживал вполне нормальную с виду пайку. Иногда находился оторванный провод в штекере, но о нём ниже. Да и его перепайка не избавляла от проблемы. Поэтому обычно начинали грешить на динамики и девайс отправлялся в ту самую кладовку. Или выбрасывался. Альтернативный вариант — отдать детям, играть в лётчиков.
↑ Постскриптум со штеккером
С завода на ТДС-3 стоит непопулярный нынче разъем 5-DIN. Можно припаять подходящий для наиболее частого варианта включения штекер. В моём случае это 3,5″ джек.
Недорогие штекеры неизвестного происхождения могут некоторое время работать нормально, а потом, из-за ненадежности конструкции, начинается что-то подобное описанному в начале статьи. Разборка обычно показывает нарушение контакта между выводами и приклепанными контактными лепестками.
Кстати, хороший вариант штекера на скорую руку получается, если срезать пластик с неразборного джека от убитых наушников какого нибудь плэйера. Получаем такую деталь, в которой отсутствуют механические соединения с контактными лепестками:
Можно припаивать провода и сформировать «корпус» термоусадочной трубкой или обмотав всё изолентой. Такой вариант без нареканий служил мне несколько лет, несмотря на страшный вид.
Провода, которыми комплектуется большинство нынешних ширпотребовских наушников хоть и отличаются по конструкции от описанных выше, но по качеству ничуть не лучше. И проблемы те же встречаются.
Надеюсь, моя статья пригодится начинающим или навеет тёплые воспоминания корифеям. Спасибо за внимание!
↑ Разбираем дальше
А в этот раз разборка проводилась с целью замены «межушных» проводов, которые точно такого же типа как и на вводном кабеле. Для этого оба «уха» отпаиваются и откладываются в сторону до лучших времён:
И начинается разборка креплений на дужке:
откручивается один шуруп (справа) и два болта М2 (слева). После этого снимается наружная крышка. Потом откручивается ещё один «двоечный» болт, который к тому же держит пружину регулятора «размера головы». В отличии от предыдущих он под прямую отвёртку, более привычную для советской радиотехники:
Главное не потерять гайку находящуюся с обратной стороны. Не знаю как где, а в наших краях резьбовые изделия меньше чем на М5 — дефицит. Особенно гайки. А лишний болт или гайка на М2 — это что-то из области легенд.
В старых «Тэдээсах» резьба одного болта или гайки была сорванной от рождения. Поэтому пришлось извращаться с заменой на «тройку». Врагу не пожелаю. В результате получаем «голую» дужку с торчащими по краям концами кабеля. Тянем за один из концов и вытаскиваем его на свет божий:
Теперь есть два пути. Первый — просунуть в освободившийся «тоннель» кусок упомянутого выше китайского аудиокабеля. Почему-то не захотелось. Поэтому выбрал «план Б». Разобрал старый кабель на составляющие — ПХВ трубку и провода.
А потом зарядил трубку двумя подходящими кусками обычного монтажного провода. И вернул получившийся кабель на место. За время существования радиолюбительства придумано много способов продевания «верблюдов через игольные ушки». Поэтому воздержусь от подробного описания процесса а покажу результат:
↑ Головоломка с разборкой
А проблема в большинстве случаев решается просто. Лет несколько назад были восстановлены точно такие же «уши». А недавно раздобыл ещё одни, и с теми же проблемами. Так что пришлось повторять весь путь сначала.
Для начала отцепляем каждое ухо от крепления на дужке:
И вытаскиваем вот эти детали поддев ножом, отвёрткой или ещё чем:
После этого «ухо» спокойно разбирается на две части:
После этого можно отпаять входной кабель и внимательно посмотреть на его концы. Вот конец к которому припаивается штекер:
↑ Итого
Обратная сборка происходит с точностью до наоборот. Перед окончательной сборкой можно ещё раз полюбоваться на применённые в конструкции динамики:
А после сборки получаем хорошие рабочие наушники. По крайней мере по соотношению цена-качество. Да, это раньше их покупка пробивала дыру в бюджете сравнимую с неделей шикарной жизни для бедного студента. Ну или двумя неделями жизни в обычном режиме (как-никак полстипендии). А теперь такие можно и забесплатно при удаче добыть.