Изучение списка функций современного AV-ресивер такого класса может навести на мысль, что покупать его стоит лишь при переходе на самые новые форматы 3D-звука и 4К-видео. На самом же деле, его имеет смысл купить просто для улучшения качества звука вне зависимости от форматов.
Современные ресиверы поражают своей многофункциональностью. Они изначально взяли на себя роль центра многоканальных домашних систем, а теперь заменяют еще и аудиоплееры. Половина верхней части коробки Pioneer VSX-LX504 отведена для перечисления одних только музыкальных стриминговых сервисов и сетевых возможностей, а торцы сообщают о поддерживаемых многоканальных форматах.
Однако столь солидным набором функций сегодня хвастают и вполне бюджетные модели, а поддержку того же Dolby Atmos заявляют даже производители смартфонов. Чем же тогда выделяется этот ресивер на фоне недорогих аппаратов?
В рядовом магазине наверняка упомянут два выхода HDMI. Действительно, это некий признак моделей высокого класса. Для тех вариантов, когда в системе хотят объединить проектор и телевизор за убирающимся экраном, это удобная штука.
Но если в системе только одно устройство отображения, и хочется получить максимум качества по видеочасти, то с двумя выходами HDMI лучше выбирать видеоплеер — и соединять его с устройством отображения напрямую. В этом случае даже при наличии нескольких плееров/приставок в системе второй выход на ресивере становится неактуальным.
Зато актуален скейлер/масштабатор в ресивере. Дело не в том, что он может быть лучше, чем в телевизоре. Просто он очень хорош для работы с источниками, выдающими чересстрочный сигнал — ТВ-приставками, DVD-плеерами и прочими устройствами прошлых лет.
Телевизоры и, особенно, 4К-проекторы подходят к преобразованию слишком «в лоб» и не до конца скрывают чересстрочную природу сигнала, из-за чего на изображении у объектов с боков появляются зазубрины. Pioneer VSX-LX504 же явно приспособлен к работе с таким сигналом, у него есть даже компонентный вход для совсем уж старых устройств, который в большинстве случаев отсутствует у тех же проекторов.
Предусилитель и потолок
Улучшению же звука способствует, например, целая линейка выходов с предусилителя. У более доступных моделей они фактически отсутствуют — есть только выходы для сабвуфера. А здесь с их помощью можно полноценно реализовать систему с четырьмя потолочными спикерами, тогда как в недорогих моделях для них обычно выделяется лишь два канала.
Но, конечно, главной для всех звуколюбов станет возможность подключения внешнего усилителя мощности для фронтальной пары или тройки, потому что именно на эти каналы приходится максимум аудиоинформации и масса низкочастотных звуков. С ним ресивер начинает «дышать» гораздо свободнее — встроенных усилителей мощности и источника питания с запасом хватает на все каналы окружения, звук становится на порядок лучше, а о недостатке или об излишней мягкости баса просто не вспоминаешь.
Кроме того, линейные преауты для фронта дают возможность без компромиссов совместить в одной системе и классическое стерео, и кинотеатр. Точнее, совместить в одну фактически две системы, ничего не потеряв в плане звука.
В свое время, исходя из этого, я и купил ресивер с выходами предусилителя, но тогда еще семиканальный. И прибавка в качестве звучания по сравнению с недорогим пятиканальным аппаратом проявилась так, как и описано чуть выше. При этом влияние двух дополнительных каналов сзади мало что дало, и это породило сомнения в необходимости дальнейшего апгрейда с добавлением потолочных колонок. Уверен, многих из вас, дорогие читатели, посещали аналогичные сомнения.
Но как же я ошибался! Добавив всего две временные дополнительные колонки сверху, я наконец получил желаемое звуковое окружение, когда звуки в особо напряженных моментах «сыплются» на слушателя со всех сторон. И это не просто впечатления «первооткрывателя». Причин тому несколько.
Во-первых, дорожки в Dolby Atmos и DTS:X банально лучше и богаче записаны, чем аналогичные в Dolby TrueHD и DTS MA — в них просто больше звуков, которые не воспроизводятся в схеме 7.1. Во-вторых, необычность направления происхождения звуков, то есть сверху, в корне меняет впечатление от дорожки. И в-третьих, что главное, процессор Pioneer VSX-LX504 работает на порядок лучше, чем «камень» пусть и дорогого, но 7.1-канального аппарата.
Контроль и порядок
Весит «семьсот четвертый» 15,5 кг — весьма внушительная цифра для аппарата с импульсным усилением. Сквозь верхнюю решетку проглядывает и основной виновник солидного веса — огромный сетевой трансформатор. Удивительно, но энергопотребление нашего здоровяка при этом заявлено на уровне всего лишь 310 Вт.
Как бы там ни было, но в звуковом почерке Pioneer SC-LX704В в первую очередь хочется отметить именно стабильность и монолитность. Не последняя роль тут принадлежит очень дельной системе автокалибровки, неплохо справляющейся и с несимметричным положением отражающих и поглощающих поверхностей, и с не оптимальным размещением потолочных излучателей. Как следствие, многоканальные треки не теряют фокусировки, а виртуальные объекты отлично позиционируются в пространстве.
Фронтальная панель и основные элементы управления — алюминиевые
Одним словом, и объем сцены, и точность в деталях, и управляемость сложного по спектральному составу саунда очень порадовали. Что касается динамики, то она по большей части будет определяться вашими сабвуферами. Система MCACC Pro поможет подравнять их с основным миксом по фазе и уровню, но энерговооруженности или глубины баса она им, конечно же, не добавит — так что на бас-машинах лучше не экономить.
Теперь о музыке. Разработчики явно не зря остановились на ЦАПах ESS Sabre. Их исчерпывающе детальный, кристальный характер отлично подходит для построения вокруг зрителей целой сферы выверенного до мелочей киносаунда. В воспроизведении стерео данная специфика сохраняется, и многим такой характер, безусловно, понравится. Разве что мягкости и теплого живого дыхания в нем будет чуть меньше, чем привыкли слышать ценители жанров вроде вокального камерного джаза.
Интересно, что записи в DSD при этом начинают звучать максимально близко к хайрезам в PCM. Но я бы не стал записывать в минусы такую тягу к рафинированной конкретике.
Перед нами ведь не ламповый усилитель для топовых наушников, а мультирумный комбайн, обязанный четко, внятно и энергично доносить музыкальный материал и до прикроватных беспроводных колоночек, и до встроенных излучателей Atmos, и до целого роя сурраунд-полочников. А с этой многогранной задачей наш герой справляется отлично.
Достоинства:
удивительно разнообразный функционал, точность и высокая детализация в построении сложного многоканального окружения, виртуозная работа системы автоматической калибровки.
Недостатки:
нет поддержки Bluetooth-протоколов aptX и aptX HD, а также сквозного пропускания сигналов Dolby Vision, не слишком мощный усилитель для наушников.
Автонастройка и преобразование
В данной модели используется четырехядерный Cirrus Logic, работающий совместно с DSP Aureus, и более продвинутая, нежели на 7.1-моделях, система автокалибровки MCACC с многоточечной настройкой поля прослушивания. Они так преобразовывают сигнал с выставлением задержек и купированием резонансов помещения, что деградации на слух не ощущается вообще — наоборот, становится только лучше, потому что некоторые резонансы в жилой комнате нереально убрать даже дорогой аудиоподготовкой помещения.
В итоге получается настоящая объемная и окружающая со всех сторон звуковая картина, а не отдельные звуки, музыка и скрипы с подобием взрывов. Причем кажется, что звуки в районе типичных для квартиры резонансов никуда не делись, и провалов не ощущается, настолько точно процессор «вырезает» из дорожки те частоты, на которых эти резонансы возникают.
Я с удовольствием переслушал из своей коллекции все фильмы с имерсивными аудиодорожками, фактически, открыв их для себя заново. Жаль, что ресивер не поддерживает ни в каком виде Auro 3D. В этом экзотическом формате на дисках и в файлах выпущено катастрофически мало лент, но среди них один из двух российских фильмов с 3D-звуком, причем очень неплохой — «Салют-7».
Впрочем, и этот недостаток процессор ресивера научился довольно неплохо компенсировать. Он довольно эффектно преобразует 7.1 и даже 5.1-дорожки в 7.1.2 и 7.1.4, обволакивая звуками слушателя со всех сторон, причем иногда так, что кажется, будто звукорежиссеры изначально задумывали такой тип преобразования.
Ресивер подкреплял обычные дорожки не просто неким фоном сверху, но и вполне конкретными событиями вроде пролетающего звездолета или звуков из музыкального сопровождения.
Также немалую, на мой взгляд, роль в ощущении высококлассности звучания в сравнении со старыми и более доступными моделями играют другие ЦАПы на фронтальных каналах. Для них создатели предусмотрели чипы PCM5101A от Texas Instruments, являющиеся, по сути, доработанными Burr Brown, в то время как на остальных каналах работают схемы АК4458, применяющиеся на всех каналах в доступных моделях. Мне кажется, именно из-за них этот ресивер очень неплохо звучит не только в кино, но и при воспроизведении музыки.
Классика жанра
Модель SC-LX704 занимает в новом каталоге ресиверов вторую позицию сверху, по возможностям уступая лишь самому элитарному аппарату с индексом 904. Скажу сразу, что от флагмана он отличается только количеством каналов усиления (девять против одиннадцати) и только слегка — их мощностью (205 Вт против 215 Вт). Иными словами, перед нами тот же флагман, только адаптированный под помещение не слишком вызывающих размеров.
Для начала хочу поделиться давно наболевшим. Уж не знаю почему, но дизайнеры абсолютно всех электронных брендов явно решили, что оригинальный интересный дизайн ресиверам противопоказан, как алкоголь при беременности.
Долгие годы они изо всех сил стараются довести до совершенства черный прямоугольный ящик с двумя большими барабанами и откидывающейся дверцей между ними, но не желают даже на полшага отойти от этого архаичного шаблона. Готов поспорить, что тот, кто решится на это первым, поднимет продажи своих аппаратов на сотни процентов.
Планируя установку, имейте в виду, что глубина корпуса — целых 44 см, и это не считая антенн и пространства, необходимого для подводки проводов
А в рамках привычной дизайнерской концепции Pioneer SC-LX704В практически безупречен. В основном, визуальное реноме этого здоровяка формируют, как ни странно, мелкие детали: тонкие фаски на массивных регуляторах, ненавязчивая подсветка кнопки включения, которая перекликается с небольшими голубыми вставками на флуоресцентном экране, небольшой «подбородок» на дверце… В итоге, аппарат смотрится строго, но не скучно — и вполне стильно.
Слушать музыку
Пуристы в этом месте могут воскликнуть, что не для того покупают ресиверы, чтобы слушать музыку! Но я возражу: именно на таких устройствах покупатели и будут ее слушать! Потому что такие аппараты в подавляющем числе случаев покупают в гостиные комнаты. Создатели аппарата прекрасно это понимали, поэтому и оснастили Pioneer VSX-LX504 всем, что для этого может понадобиться.
Ресивер поддерживает стриминговые сервисы Tidal, Spotify, Deezer, Apple Music, Amazon Music, интернет-радио через Tunelin, работает как устройство Chromecast с поддержкой Google Assistant, соединяется через AirPlay 2 и работает с аппаратами Sonos. А еще он может сам воспроизводить аудиофайлы, включая Hi-Res вплоть до 192 кГц/24 бит для FLAC и ALAC и до 11,2 МГц DSD, с USB-флешек и по локальной сети с сервера или компьютера с поддержкой протокола DLNA. В общем, он предоставляет все возможности для прослушивания музыки без необходимости покупать для этого дополнительное устройство.
И звучит при этом очень неплохо. Причем даже без подключения внешнего усилителя мощности и с нагрузкой из шести колонок, две из которых — напольники с чувствительностью 90 дБ, работающие фронтальной парой.
Все дело, по-видимому, в источнике питания, позволяющем встроенным усилителям мощности отдавать практически весь запас «тяги» (по току) колонкам — ресивер на максимуме может потреблять до 870 Вт! В то время как у недорогих моделей его хватает разве что для двух каналов усиления. Именно поэтому в стерео, особенно в режиме Pure Direct, в звуке этого ресивера не было даже намека на ватность и скованность подачи: присутствовала и музыкальность, и атака, и даже микродинамика на сложных мультиинструментальных композициях.
Тысяча мелочей
Откинув крышку на фасаде, я обнаружил россыпь мелких кнопочек, содержащую все необходимое, чтобы в случае чего обойтись без пульта ДУ. Здесь же нашелся полный джентльменский набор фронтальной коммутации: гнезда под наушники и калибровочный микрофон, порты USB и HDMI.
Но настоящее изобилие пряталось, конечно же, на задней панели. Одних только выходов HDMI тут три: в расчете на плоскую панель, проектор и монитор второй зоны. Входов шесть — и мне очень тяжело представить ситуацию, чтобы даже в самом развесистом реальном сетапе их не хватило.
Интересно, что версию данного интерфейса Pioneer не указывает ни в одном официальном документе. Однако, судя по поддержке режима 4К/60p при полноценном цветовом кодировании 4:4:4 (для 8-битных цветов) и отсутствию поддержки 8К, мы имеем дело с неким промежуточным вариантом, превосходящим HDMI 2.0b, но не добравшемся до HDMI 2.1. Кстати, здесь реализована система защита контента HDCP самой свежей версии 2.3.
Задняя панель заполнена под завязку, однако доступ к клеммам акустики проблем не вызывает
Из других полезных фишек отметим пять цифровых портов для звука (два коаксиальных + три оптических), по паре гнезд для управления внешними устройствами и подключения дополнительных инфракрасных датчиков и, разумеется, изрядное количество акустических клемм.
Каналов усиления у SC-LX704В девять, однако колонок к нему можно подключить одиннадцать — и это не считая двух сабвуферов. Такая возможность пригодится для озвучки одной или двух дополнительных зон и/или организации биампинга на фронтальных каналах. А вот каналов предусиления у нашего героя целых одиннадцать, так что его функционал можно дополнительно расширить с помощью внешнего усилителя.
Pioneer VSX-LX504 – крепкая середина Тестируем AV-ресивер Pioneer VSX-LX504
Кинотеатральный AV-ресивер Pioneer VSX-LX504 занимает среднюю позицию в элитной линейке LX многоканальных аппаратов компании Pioneer. С одной стороны, это самая старшая модель, оснащенная классическим усилением (выше в иерархии ресиверов LX расположены модели на базе фирменных усилительных модулей Direct Energy HD, работающих в классе D), с другой – это самый доступный AV-ресивер Pioneer, имеющий многоканальный аналоговый выход 11.2. Казалось бы, что заставляет заострять внимание на этой, на первый взгляд, не слишком принципиальной особенности? Но это может показаться только на первый взгляд.
Дело в том, что наличие у AV-ресивера такого выхода позволяет использовать его в качестве AV-процессора в продвинутых системах домашнего кинотеатра. Причем совершенствовать свою систему можно постепенно, начав с привычной схемы с ресивером и колонками окружающего звучания и со временем добавляя внешние усилители мощности.
Наличие у AV-ресивера многоканального аналогового выхода позволяет использовать его в качестве AV-процессора в продвинутых системах домашнего кинотеатра. Причем совершенствовать свою систему можно постепенно, начав с привычной схемы с ресивером и колонками окружающего звучания и со временем добавляя внешние усилители мощности. Использование внешнего усиления позволяет решить главную проблему многоканального AV-ресивера – недостаточную энерговооруженность. Не секрет, что мощности блока питания (а в подавляющем большинстве ресиверов используется один блок питания) часто не хватает для обеспечения энергией всех каналов усиления, из-за чего в напряженных моментах фильмов, когда идет существенная загрузка всех каналов, возможно проседание динамики, что негативно сказывается на выразительности звучания. Кроме того, многоканальный выход позволяет при желании реализовать схемы окружающего звучания, в принципе недоступные конкретному AV-ресиверу. К примеру, девятиканальные аппараты, к которым относится и ресивер VSX-LX504, способны обслуживать систему окружающего звучания 5.2.4 с четырьмя потолочными АС, либо 7.2.2 с парой таких колонок.
Если же ресивер оснащен многоканальным выходом, то путем добавления в систему двухканального усилителя мощности можно реализовать максимальную на сегодняшний день схему для домашнего кинотеатра, поддерживающего Dolby Atmos и DTS:X – 7.2.4 с четырьмя потолочными акустическими системами. Ну и, наконец, наличие многоканального выхода открывает путь к интеграции кинотеатральной и стереофонической систем, когда колонки, задействованные в стерео, работают в домашнем кинотеатре в качестве фронтальной пары. В такой конфигурации сигнал фронтальных каналов с AV-ресивера подается на один из входов интегрального усилителя или «мощника» стереосистемы, попутно разгружая блок питания ресивера. Таким образом, казалось бы не слишком важный выход с предварительного усилителя AV-ресивера существенным образом меняет его функциональную вооруженность.
Какие еще отличия можно отметить между моделями Pioneer VSX-LX504 и VSX-LX304? Старший ресивер оснащен портами HDMI версии 2.1, поддерживающими расширенную версию возвратного аудиоканала eARC (Enhanced Audio Return Channel). За счет более высокой пропускной способности теперь по этому каналу можно транслировать многоканальные саундтреки в форматах «без потерь» DTS-HD, DTS:X, Dolby TrueHD и Dolby Atmos. Кроме того, поддерживается многоканальное аудио высокого разрешения (до восьми каналов с параметрами вплоть до 24 бит / 192 кГц). Кроме того, старшая модель сохранила аналоговую видеокоммутацию, предлагая одни компонентный и один композитный вход для подключения старых источников видео. Соответствующих аналоговых выходов, правда, здесь нет – входящий видеосигнал преобразуется в цифровую форму и транслируется на выходы HDMI.
Куда более полезной отличительной особенностью может оказаться способность VSX-LX504 воспроизводить аудио в формате DSD (11.2, 5.6, 2.8 МГц / 2 канала) не только с внешних накопителей с интерфейсом USB, но и по сети. Ну и, наконец, старший ресивер можно конфигурировать удаленно по сети с компьютера, что делает процесс более гибким, чем при использовании системного меню устройства. Не забудем упомянуть и отличия в дизайне –VSX-LX504 оснащен стильной откидывающейся дверцей, скрывающей коммутацию и вспомогательные кнопки, расположенные на лицевой панели ресивера.
В остальном Pioneer VSX-LX504 схож с младшей моделью. Оба ресивера построены на мощной вычислительной платформе, базирующейся на четырехядерном 32-битном процессоре от Cirrus Logic, работающим совместно с DSP Aureus от компании Texas Instruments. Фронтальные каналы обслуживаются аудиофильскими ЦАП Burr Brown PCM5101A от Texas Instruments, работающими с цифровыми потоками с параметрами вплоть до 32 бит / 384 кГц. На остальных каналах задействован восьмиканальный ЦАП АК4458 от Asahi Kasei.
Ресивер при работе по HDMI поддерживает все самые современные форматы видео, включая 4K HDR10 и Dolby Vision. Есть здесь и встроенный скалер видеосигналов, повышающий при необходимости разрешение картинки с 1080p до 4K. При проектировании системы окружающего звучания ресивер позволяет обойтись без монтажа реальных колонок на потолке, эмулируя их работу с помощью технологии Dolby Atmos Height Virtualizer.
Основной же отличительной особенностью последнего поколения AV-ресиверов Pioneer стала поддержка новейшего многоканального формата саундтреков IMAX Enhanced. Точнее говоря, это не отдельный аудиоформат, а расширение возможностей формата DTS:X, которое будет доступно в новых AV-ресиверах Pioneer совсем скоро после очередного обновления прошивки. Аппаратная часть в полной мере поддерживает это расширение. Впрочем, время пока терпит, поскольку диски UHD Blu-ray IMAX Enhanced только начали появляться на прилавках магазинов. По заверениям авторов формата это расширение способно обеспечить настолько же яркие впечатления от просмотра, как и при посещении настоящего зала IMAX.
Как и любой современный AV-ресивер высокого класса, Pioneer VSX-LX504 наделен обширным сетевым функционалом с поддержкой беспроводных сетей Wi-Fi, а также Bluetooth и Air Play2. Впрочем, ресивер можно интегрировать в домашнюю компьютерную сеть и проводным способом, для чего на задней панели устройства предусмотрен порт Ethernet RJ45. После подключения тем или иным способом к компьютерной сети Pioneer VSX-LX504 способен обеспечить доступ ко всем популярным стриминговым музыкальным сервисам, включая Tidal, Spotify, Deezer, Apple Music, Amazon Music. Поддерживаются и трансляции интернет-радиостанций через Tunelin.
Для интеграции ресивера в системы мультирум здесь реализована поддержка беспроводных технологий Chromescast, а также DTS Play-Fi. Но основное внимание компания Pioneer уделяет фирменному протоколу FlareConnect, про который мы подробно рассказывали в отдельной статье. Кроме того, заявлена полная поддержка совместной работы с беспроводными аудиосистемами компании Sonos.
Основной отличительной особенностью последнего поколения AV-ресиверов Pioneer стала поддержка новейшего многоканального формата саундтреков IMAX Enhanced. По заверениям авторов формата это расширение способно обеспечить настолько же яркие впечатления от просмотра, как и при посещении настоящего зала IMAX. Для тестирования мы включили AV-ресивер VSX-LX504 в состав системы домашнего кинотеатра на базе комплекта акустических систем Klipsch THX Ultra 2 в конфигурации 7.2.2. В качестве источника выступал топовый универсальный проигрыватель Pioneer UDP-LX800. Картинка выводилась через AV-ресивер на 4K QLED телевизор Samsung QE55Q80RAUXRU. Использовалась исключительно коммутация HDMI. Интеграция в компьютерную сеть производилась через Wi-Fi по протоколу 802.11/ac. Для первоначальной настройки звучания AV-ресивера мы воспользовались встроенной фирменной системой автоматической калибровки MCCAC Pro, которая не только точно определила параметры системы окружающего звучания, но и провела поканальную эквализацию с целью выравнивания частотной характеристики и компенсации стоячих волн и комнатных резонансов.
При сопровождении кинофильмов VSX-LX504 поразил масштабом звукового полотна. Виртуальная сцена распахнулась далеко за пределы, обозначенные стенами кинозала, и отличалась четким позиционированием источников звука. Причем верхние каналы здесь использовались «на все сто», расширяя сцену в вертикальной плоскости. Внимание к мельчайшим деталям звуковой картины дополнялось уверенной отработкой динамических всплесков и упругим и подтянутым басом. Фирменный филигранный почерк Pioneer при декодировании саундтреков современных блокбастеров представлен в VSX-LX504 в полной мере. И лишь при воспроизведении фортиссимо большого симфонического оркестра в увертюре «1812» Чайковского ресиверу не хватило энерговооруженности, что заставило вспомнить о возможных путях совершенствования системы путем добавления внешних усилителей.
Паспортные данные :
Тип – AV-ресивер | Название – Pioneer VSX-LX504 | Цена, руб. – 129 990 | Выходная мощность, Вт – 9 х 180 (на 6 Ом, 1 кГц, при загрузке одного канала, КНИ 1%) | Минимальное сопротивление подключаемых АС, Ом – 4 (все каналы) | Частотный диапазон, Гц – 5 — 100 000 (по уровню +1/–3 дБ, линейный вход) | Отношение сигнал/шум, дБ – 106 / 80 (линейный вход / вход звукоснимателя) | Декодирование Dolby Atmos и DTS:X – да (по схеме до 7.1.2 или до 5.1.4) | Система автокалибровки – да, MCACC | Коммутация HDMI v.2.1 с поддержкой HDR10, Dolby Vision, BT.2020 и HDCP v.2.2, входов / выходов – 7 / 2 (eARC на одном выходе) | Видеоскалер 4K – да (для сигнала 1080) | Конвертер аналоговых видеосигналов в HDMI – да | Аналоговые видеовходы – композитные (2), компонентный | Аудиовходы – линейный RCA (4), фонокорректор, цифровой оптический, цифровой коаксиальный | Аудиовыходы – многоканальный 11.2, RCA «зона 2» и «зона 3» | Выход на наушники – да (6,3 мм, мощность до 85 мВт на канал при нагрузке 32 Ом (1 кГц), сопротивление наушников до 600 Ом) | Дополнительно – порт USB (2), Bluetooth 4.2 A2DP/AVRCP, Wi-Fi 802.11 a/b/g/n/ac 2.4 / 5 ГГц, Ethernet 10/100 Мбит, вход/выход для IR-приемника, порт триггера 12В (2), шина управления RS-232 | Энергопотребление (макс), Вт – 870 | Габариты, см – 43,5 × 18,5 × 38,6 | Масса, кг – 13,0 | Источник ТТХ – Pioneer
Источник:
hi-fi.ru, декабрь 2022, Анатолий Максименко