Многочисленные автомобилисты постоянно обращаются к обзору такого аппарата, как автомобильная 3-х компонентная акустика для того, чтобы приобрести такую технику, которая будет работать долго и бесперебойно. При этом настоящие ценители качественного звука постоянно улучшают качество звука в акустической 16 см полосной или иной системе.
Автомобильная акустика
Особого внимания требуют такие системы трехкомпонентной акустики, как Focal, Hertz, Pride Wild Sould 165.3, однако, перед тем, как устанавливать их на свое автотранспортное средство, стоит разобраться со всеми преимуществами и недостатками каждой из них.
Особое внимание заслуживает схема подключения авто, поскольку легче будет проделать данную процедуру самостоятельно, чем платить специалистам.
↑ Реинкарнация шкафа в трехполосную колонку
Идея собрать АС самому родилась давно, но не было то времени, то возможности. Наконец собравшись, решил, что пора. До этого был опыт в сабвуферостроении. В качестве материала был использован ДСП толщиной 20 мм. Для этого был отправлен на переработку шкаф и пара полок.
Все было выпилено электролобзиком в школе (спасибо ученикам 9 «Б» класса). По размерам: 850×170×260 мм. НЧ секция отделена перегородкой и получившийся объем НЧ секции оказался равным 35 литров.
Фазоинвертор насторен на 45 Гц (хотел пониже, но ФИ нужен был слишком длинным, для габаритов колонки), на фото общий вид, того, что получилось.
Изнутри все укреплено брусом 20×20, который посажен на ПВА, и все промазано герметиком. Снаружи колонки прошпаклеваны и покрыты шпоном (не ругайте строго, я клеил шпон первый раз, видны косяки). Далее планирую обклеить уголками (есть сколы шпона), и покрыть лаком.
↑ Динамики для АС
Динамики для АС были выбраны из того, то было: НЧ — от муз. центра Aiwa (пластиковый каркас, бумажный диффузор на резиновом подвесе, мощность 15 Вт).
СЧ — 10ГДН-1-4 (6ГД-6), неплохой динамик (пара была безжалостно извлечена из колонок «Элегия 101 стерео»).
ВЧ — 6ГДВ-6-16, с ним получилось все не так просто.Сначала хотел использовать китайский noname, но потом под руку попались ВЧ головки от АС-70 фирмы Радиотехника (6ГДВ-6-16). Отдал их друг, знавший о моем увлечении (на вопрос куда дел остальное — сказал, что отдал другим, а ВЧ никому оказались не нужны … ох надо было мне тогда насторожиться).
Были сделаны поправки и перевыпилено отверстие по ВЧ динамик, потом началось… Решил я померить их сопротивление, чтобы посчитать общее сопротивление АС, а динамики не подавали признаков жизни, вскрытие показало, что пациенту дали смертельную дозу мощи — не выдержало серд… в смысле катушка (каркас был в нескольких местах обуглен).
Установка трехполосной акустики
Что будем устанавливать
Трехполосная автомобильная акустика состоит из динамиков трех видов:
- Самый крупный по диаметру — мидбас, низкочастотная колонка, работающая в диапазоне от 70 до 200–500 Гц.
- Компактный среднечастотный динамик (мидрендж) воспроизводит звук в диапазоне от 200–500 до 6-7 тысяч герц. Он несет основную «информационную» нагрузку, по этой причине важна его чувствительность — она должна быть в пределах 92-93 Дб. Эти два вида динамиков в двухполосной системе обычно объединяются в один.
- Третий вид динамиков — высокочастотник (твитер), работающий в диапазоне от 1-1,5 до 20–30 тысяч герц. Эти динамики также должны обладать высокой чувствительность для отсутствия искажений в звучании.
Важным компонентом трехполосной акустики является кроссовер, его задача — разделить подаваемый звуковой сигнал и подать на динамик те частоты, для которых он предназначен. Например, если на твитер подать весь диапазон частот, то картина звучания будет испорчена, если при этом сигнал будет отличаться высокой мощностью, а динамик иметь хорошую чувствительность, то высокочастотник просто сгорит.
Преимуществом трехполосной системы является хорошая предсказуемость направленности звучания, более высокая мощность и отсутствие искажений на большой громкости.
Куда устанавливаются динамики трехполосной системы
Задача по установке 6 динамиков более сложная, чем монтаж 4 колонок. Немного упрощает задачу компактный размер среднечастотника, он не требует такого внушительного объемного оформления, как мидбас. Для некоторых систем достаточно найти всего литр свободного пространства и можно приступать к монтажу.
Где устанавливается мидрейдж? — Для этого динамика подходят следующие места:
- рядом с низкочастотником с небольшим разворотом на слушателя;
- в верхней части двери;
- торпедо;
- передняя стойка, если она имеет достаточную ширину.
Твитер устанавливается либо вместо штатного динамика, либо ему подбирается место на верхушке двери, в стойке или на передней панели. Желательно, чтобы он находился в одной вертикали с низкочастотным динамиком.
Для установки мидбаса традиционно выбирается штатное место установки фронтального динамика диаметром 16 см в двери автомобиля. В качестве альтернативы можно использовать кикпанели, место под передними сидениями, торпедо. Независимо от места размещения посадочное место под низкочастотный динамик должно быть жестким, это поможет избавиться от резонанса, который внесет негативную окраску в общую картину. Также важно избавиться от вибраций расположенных рядом плоскостей, для этого используются виброизоляционные материалы.
Оптимальный вариант установки: мидбас и мидрейдж — в дверях, а «пищалки» — в передней стойке. Направить твитер можно как в салон, так и на стекло. Не рекомендуется устанавливать трехполосную акустическую систему в задние двери, это будет похоже на прослушивание исполнителя, повернувшись спиной к сцене.
Важное условие, которое выполняют мастера нашей студии — исключение попадания звука с тыльной части колонки в общую звуковую картину. Это явление получило название «акустический экран», оно является причиной своеобразного замыкания, когда распространяются акустические волны, точные копии фронтальных, но с другой фазой. Встреча двух излучений приводит к тишине, которая искажает высокие и средние частоты. Неопытные слушатели могут это заметить лишь в нижней части звукового диапазона, но наши специалисты отчетливо слышат искажения и не допускают их появления за счет грамотной изоляции тылового излучения.
Где установить мидбас и мидрейдж в двери? — Если большой по диаметру низкочастотник плохо справляется с воспроизведением верхней середины, то лучше установить мидрейдж рядом. В том случае, если колонка хорошо отрабатывает заданный диапазон частот, то можно ее приподнять выше. Расположение колонок рядом друг с другом позволяет лучше согласовать разделение частот и уровень их звучания. Следует помнить, что именно мидрейдж отвечает за формирование сцены и звучание вокала, важно правильно выбрать направление излучателя и избежать переотражения. При необходимости наши мастера используют для решения этой проблемы дополнительные звукопоглощающие материалы в интерьере салона, специальные пленки и демпферы.
Этапы установки трехполосной акустики
Подготовительным этапом при монтаже колонок является снятие обшивки с двери, оценка наличия свободного места и уровня виброизоляции. Добавление еще одного динамика увеличивает уровень вибрации, поэтому необходимо будет улучшить качество виброизоляционного покрытия. Наши мастера аккуратно снимают дверную обшивку, не повреждая декоративный материал и внутренние механизмы. Вся работа по установке производится в несколько этапов:
- Подготовка подиумов: в зависимости от выбранного места рассчитываются размеры подставок, которые необходимы для минимизации явления резонанса, изготавливаются их толстой фанеры в соответствие с диаметром динамиков и их направленности. Используется обычная фанера, которая дополнительно обрабатывается водоотталкивающими составами;
- Для мидрейджа вырезается отверстие, так как в отличие от низкочастотника для него не предусмотрено штатное расположение;
- Устанавливается виброизоляция и шумоизоляция, это отсекает внешний шум, делает дверь тяжелее и устойчивой к воздействию звуковых волн, устраняет скрипы. Используются современные виброизоляционные материалы АэроПлюс и Вибропласт Голд, а в местах установки динамиков — Битопласт;
- Устанавливается твитер на/в стойке, место выбирается опытным мастером, который учитывает объем салона, прорисовку сцены;
- Прокладываются кабели от головного устройства, используется качественный кабель с акустическими клеммами, путь выбирается через штатные отверстия, используется гофра, защищающая кабель от механических повреждений. При отсутствии клипс и штатных отверстий выполняется их монтаж, обязательно используются резиновые втулки для защиты кабеля от механических повреждений;
- Устанавливается с помощью двухстороннего скотча компенсаторы;
- Осуществляется монтаж подиума с динамиком, при необходимости устанавливаются дополнительные прокладки, для того, чтобы колонка лишь немного выступала над обшивкой двери.
На заключительном этапе работ производится подключение динамиков к кабелям, при этом обязательно соблюдается полярность. Обшивка устанавливается на место, тщательно подгоняется. Проверяется работоспособность системы, осуществляется настройка звучания системы в соответствии с вашими пожеланиями. Обязательно нужна профессиональная настройка, так как расположенные с левой стороны от водителя динамики находятся слишком близко, а с правой стороны — дальше. Обеспечить однородность звуковой сцены можно только за счет использования специальных мер и профессионального оборудования. Используется программно-аппаратный комплекс, который автоматически настраивает параметры каждого из каналов с использованием алгоритмов, основанных на субъективном прослушивании.
Оборудование анализирует уровень сигнала, его спектральный состав, полярность в каждом канале. Это позволяет настроить АЧХ с учетом работы низкочастотных и высокочастотных фильтров. Проверяется мощность сигнала, наличие искажений и помех как аналоговых, так и цифровых сигналов. Использование сканеров и анализаторов шумов, тестеров и осциллографа позволяет не только быстрее настроить трехполосную акустику, но и сделать на порядок качественнее.
↑ Реанимация динамика ВЧ
Было открыто экстренное совещание в лице меня и жены (спасибо ей, что меня понимает), на котором было предложено перемотать катушки (опыт есть и немалый, но не такие динамики!). Прежде всего пришлось очищать каркас катушки от остатков родного провода.
Провода такой толщины не было, и пришлось мотать более толстым (который был найден на одной из валявшихся плат от радиоприемника), для намотки был придуман механизм (спасибо трудовику все той же школы, по секрету — я там дважды в неделю информатику преподаю), на фото он виден, как и общий творческий процесс!!!
Насчет провода каким мотал — не знаю, микрометра тогда не было. Мотал виток к витку в два слоя. Всего получилось 70 витков. Был бы провод тоньше, думаю намотал бы в три слоя. Каждый слой был промазан «Моментом».
То, что получилось Вы видите. В результате сопротивление уменьшилось до 4.5 Ом.
Что такое 3-х полосная компонентная акустика
Стоит отметить, что качественная автомобильная 3-х компонентная акустика представляет собой совокупность трех основных компонентов:
- динамика;
- кроссовера;
- диффузора.
3-x полосная компонентная акустика Kicx
При этом 3-х компонентная акустика, в том числе, полосная на 16 см, характеризуется мощностью, чувствительностью и импедансом динамиков. Стоит уточнить, что 3-х полосная компонентная акустика характеризуется наличием трех динамиков, способных воспроизводить частоты низкого характера, средние и высокие частоты.
Hertz MPK 163.3 PRO акустика 3-компонентная
Как правило, схема подключения акустики полосного типа аналогична, а вот исполнение его разнится.
↑ Фото готовых колонок
Обновлено от 04.11.2008. Игорь Котов
Будут вопросы — пишите. Спасибо за внимание!