Снова в черном
«Эти наушники я уже где-то видел!» — вот первая мысль, которая посетила меня, когда я взял в руки LCD-X. И действительно, от протестированных ранее LCD-2 Classic внешне их отличает лишь форма кабельного ввода. У LCD-X выступающая часть корпуса с разъемом сделана в виде прилива, ориентирующего разъем по касательной к окружности чашки наушника — одним словом, в точности так, как это сделано в других современных моделях серии LCD (на мой взгляд, это расположение более удобно). В остальном мы имеем те же алюминиевые чашки, анодированные в черный цвет, и то же металлическое оголовье с перфорированной кожаной подушкой. Стильно, строго и брутально.
Суровый дизайн модели LCD-X напомнил мне LCD-2 Classic
Зато внутреннее содержимое чашек отличается от классической второй модели весьма серьезно. Сверхтонкие диафрагмы Uniforce разработаны специально для этих наушников и (в отличие от номерных LCD) имеют малый импеданс, всего 20 Ом. Все ради того, чтобы наушники адекватно работали с маломощными усилителями, включая те, что встроены в портативные устройства и студийное оборудование. Двойная магнитная система Fluxor, дополненная волноводами Fazor, заимствована у старшей модели LCD-3.
Размер, вес и форм-фактор — классические
Как и другие модели, LCD-X можно заказать в двух исполнениях: с отделкой натуральной кожей или микрозамшей. Второй вариант, на мой взгляд, является более подходящим для длительного использования. В обоих случаях амбушюры имеют большой размер и сидят максимально комфортно. Ощутимый вес наушников распределяется насколько это возможно равномерно. При желании его даже можно чуть уменьшить, заменив металлическое оголовье на карбоновое, но и в этом случае наушники LCD-X не являются легкой ношей. Точно так же, как и любые другие полноразмерные планары, в которых качество звучания и массо-габаритные характеристики прямо пропорциональны.
Подследственные
Audeze LCD-XC
Я уже достаточно давно знаком с этой фирмой и отношения с ней у меня очень неровные. Ровно такие же, как звук у этой фирмы. Признаюсь, для меня он никогда не был особо ровным, особо мониторным и даже «планарным» в обычном понимании последнего. И все же делая скидку на симпатичную внешность… Хотя больше на то, что две последние модельки оказались не так уж плохи, я решил дать LCD-XC шанс. Все же топ. Вот и покажут, что умеют.
Mr. Speakers Ether C Flow Closed
Конечно, планарный звук сам по себе очень эфемерный и условный. В том смысле, что с точностью определить технологию на слух не получится. Так что, его черты так же условны и каждый подразумевает под этим понятием то, что хочет. Так вот я буду подразумевать под ним обоснование еще одних планаров, участвующих в батле. Мне понравился формат 2х2, так что партнером Audeze LCD-XC по команде будут Mr. Speaker Ether Flow Closed. Ранее я уже слушал Æon обеих версий и отметил для себя закрытые более оптимальными. Так что настал черед старшей модельки.
Fostex TH900 mk2
Динамический лагерь будет представлен парой вполне предсказуемых, но от того не менее интересных моделек. Это Fostex TH900 второй ревизии. На мой вкус, это одна из лучших моделек своего форм-фактора. Если нужна чуть светловатая эмоциональная подача.
Focal Stellia
А завершает четверку очередной шедевр от французов Focal. Это я говорю и в качестве спойлера, и в качестве личного убеждения. Если ранее я уже слушал Elegia, и она показала прекрасный результат в связках с Flux Lab Iriy и AK Kann Kube, то сегодня претендентом на лавры выступит Focal Stellia.
Сделано для студии?
Звучание наушников LCD-X, без сомнения, имеет студийные черты. Оно очень собранное, четкое, с высоким разрешением. Однако нельзя сказать, что настройка идеально ровная. Напротив, на средних частотах есть небольшой, но специфический акцент, делающий звучание более артикулированным и рельефным. Верхних, на мой слух, мало. Они играют где-то вдалеке, отчего примерно половина тестовых композиций получается темнее и камернее, чем они должны быть.
В основе модели — низкоимпедансная диафрагма, разработанная специально для работы со студийным оборудованием
Бас тоже кажется отодвинутым от слушателя, но лишь слегка. К его качеству претензий не возникло — он предельно ровный, сфокусированный, и, что немаловажно, для его контроля не требуется высокая мощность (с наушниками вполне нормально справляются даже усилители портативных устройств).
Широкая подушка из перфорированной кожи комфортно распределяет вес
По характеру звучания LCD-X напомнили мне LCD-2, но «иксы» не только фокусируют внимание на деталях и делают средние более выразительными — они выдают больше музыкальной информации. В результате именно с LCD-X мы имеем больше шансов заглянуть в самую суть музыки, понять и структуру композиции, и характер звучания инструментов, и эмоции, которые вкладывал исполнитель. Вот я и заглянул.
Дизайн и эргономика
Вот тут уже производители изощряются кто во что горазд.
Focal предлагают традиционный технофильский и гламурный дизайн с оттенком какао. На фоне остальных наушников модель выделяется выбором кремово-коричневого цвета в качестве основного. Традиционное внимание к деталям, подпружиненные чашки, мягчайшие амбушюры и оголовье, правильная сила прижима — в общем, кроме как суперкаром в мире аудио наушники назвать нельзя.
Fostex и Mr. Speakers используют примерно ту же схему, отличия в оголовье. И там и там оно удобно, но последние заметно легче. Да за счет преднамеренной работы, направленой на это, но тут это не пустые слова. Более-менее привыкнув к весу остальных наушников, каждый раз одевая Ether’ы я невольно удивлялся их некому несоответствию размера и веса. Fostex на первый взгляд не особо заморачиваясь с этим, хотя тоже не весят так уж много.
А лидером на взвешивании выступают Audeze LCD-XC. Или скорее аутсайдером. Да, самые большие по диаметру чаши, но и самые тяжелые. Натуральные материалы дают свой шарм. Сочетание кожи, металла и дерева не может не радовать, но все это грамм к грамму сообщает наушникам 0.75 кг веса. Да, я специально взвесил. И специально написал вес в килограммах. Чтобы нагляднее, как говориться. Согласитесь, это не так уж мало. Комфортные охватывающие амбушюры, удобное оголовье и правильная сила прижима обеспечивают LCD-XC хорошее распределение веса, но особо легкими от этого наушники не стали.
А в органолептическом плане по-прежнему лидируют Focal. Мягчайшие амбушюры, удобное оголовье, комфортный прижим. Есть ощущение преднамеренной работы не только над звуком и дизайном, но и внимание к тому, какими окажутся выбранные материалы тактильно. Но к чести остальных моделей, они так же достаточно удобны и комфортны в ношении. И по сумме параметров тут я бы выбрал или Focal Stellia, или Ether C Flow.
В самую суть
Хит Оззи Озборна с циничным названием «Suicide Solution» наушники легко разобрали на составляющие, не разрушив при этом настроение композиции. Было даже как-то удивительно слышать, что эта звуковая каша на самом деле может быть достаточно разборчивой и понятной, с хорошо различимыми партиями инструментов и четко обозначенными нотами. Для закрепления полученного опыта я включил более современный и чисто сыгранный трек «Fly High» Рэя Уилсона и его команды Stiltskin. И вновь наушники аккуратно «разложили по полкам» весь шквал звуков. Было хорошо слышно все гитары по отдельности, да и общая картина и настроение также передавались достойно. И хотя некоторые модели наушников сравнимой стоимости и класса смогли бы лучше передать настроение, мало кто способен соперничать с LCD-X в плане детальности и чистоты воспроизведения.
Шурупы наружу и черный цвет по кругу — признак рабочего инструмента
Удачный баланс между аналитичностью, детальностью и выразительностью LCD-X продемонстрировали, когда дело дошло до альбома «Toxicity» System Of A Down. И гитары, и вокал играли предельно разборчиво, а вот верха было мало, отчего в звуке проявилась мягкость и даже теплота. Но, возможно, именно это и сделало звучание более живым и эмоциональным. Джо Кокер пел про взятие Манхэттена энергично, убедительно, в голосе лишь чуть-чуть недоставало нижних обертонов.
Конструкция весьма прочная и основательная: только металл и никакого пластика
Вокал Лучано Паваротти воспроизводился практически безупречно, без жесткости и дискомфорта на верхних нотах. То ощущение свободы и полета, которое неизменно присутствует в голосе прославленного тенора, ощущалось в полной мере. А в композициях с альбома Алана Парсонса «I Robot» того же самого ощущения открытого и свободного звучания уже не было. Фирменный атмосферный и воздушный саунд мэтра арт-рока получился неожиданно теплым, уютным и камерным.
Металлическое оголовье крепится к металлической чашке — все очень надежно
Очень интересно прозвучала композиция «Revelation» с альбома Маркуса Миллера «Renaissance». Солирующая бас-гитара расположилась на переднем плане, а остальные инструменты — будто бы по бокам и даже позади. Особенно это стало заметно в моменты, когда бас и электрическая гитара вели одну мелодию. Я привык слышать эту вещь в несколько иной, более равномерной и цельной подаче инструментов, хотя данный вариант был, определенно, хорош. При этом детальность и ритмичность — на высоте: каждый инструмент отчетлив, они не смешивались друг с другом, ритмические рисунки не путались и не спотыкались. Это верный признак того, что в НЧ/СЧ-диапазоне наушники не имеют существенных неравномерностей. Недостатка верха в этой записи я не ощутил.
Разъем mini XLR обеспечивает прочную фиксацию кабеля
Тему заданную Маркусом удачно продолжила Jheena Lodwick с фриджазовой версией известного стандарта «Close To You». На этой композиции наушники вновь порадовали отличной ритмичностью, четкостью проработанности басовой линии и выразительным рельефным вокалом.
На дебютном EP Alice Merton «No Roots» LCD-X показали превосходную детальность, идеально контролируемое звучание и умеренную, сдержанную передачу эмоциональной составляющей. «Jealousy» не была столь волнующей, какой я ее слышал в исполнении LCD-2 Classic, а проявить себя LCD-X смогли на более динамичном «Hit the Ground Running». Главным образом, за счет хорошей передачи динамики и более высокой детализации. Если говорить о прямом сравнении, то LCD-2 Classic в обоих случаях звучали более светло и ярко, а LCD-X — более основательно и детально.
Балансное подключение — один из способов улучшить проработку сцены и повысить качество звучания в целом
Вариации Гольдберга на произведения Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Glenn Gould звучали отлично от первой и до последней ноты. Рояль был реалистичен и в меру ярок, как при прослушивании вживую. Хорошо передавался темперамент и настроение исполнителя.
По общему впечатлению наушники получились вполне всеядными. Как и в случае с LCD-2, любой версии временами не хватало верхних частот, к тому же LCD-X периодически выделяли отдельные инструменты и партии в СЧ-области, принижая тем самым значимость остальной части воспроизводимого диапазона. Звучание LCD-X в целом получилось в первую очередь исключительно информативным и при этом в достаточной степени музыкальным.
Условия тестирования
А в качестве рефери в пару к своему старичку Audio-GD NFB29 я решил добавить упомянутый Iriy. Он тоже не из робкого десятка. А тестирование на нескольких девайсах всегда более показательное, чем на одном. Потому же в качестве портативного плеера выступит iBasso DX220 на amp8. Не столь безумная и безудержная мощность выхлопа, как, например, у Безумного Макса или у Kann Kube. Но тоже плеер не из робкого десятка. Да и заметно более компактный и вполне себе портативный девайс (а не как некоторые!). Так что будет даже более показательно.
Само собой, речи о полноценном тестировании стационарных наушников от портативного плеера не идет. Он тут скорее на случай «а если вы захотите взять эти наушники в портатив». Да, поразительно много любителей полноразмеров хотят слушать их от портатива. И все же, с учетом возможностей наушников, рекомендовать этого я не могу. Для LCD-XC так точно. (Хотя, вот как представлю их связку с Kann Cube — без малого полтора кила портатива.)
Измерения
Результаты измерений в целом мало отличается от других моделей Audeze серии LCD. Ключевые отличия, как всегда, приходятся на среднюю и правую части графика АЧХ при фактически линейной левой половине. А именно на левую часть графика приходится большая часть основных тонов инструментов и человеческого голоса.
Характер звучания средних частот определяет подъем АЧХ, достигающий пика в области 700-800 Гц. Похожий по характеру (но менее выраженный по амплитуде) подъем на частотах 800-1000 Гц наблюдался и у LCD-2C, и у LCD-4. Но область 1-3 кГц у LCD-X провалена глубже, чем у вышеупомянутых моделей. А с донорской моделью LCD-3 у LCD-X совсем немного общего.
Объективности ради хочется заметить, что попади на наш стенд наушники других брендов, специализирующихся на студийных наушниках, мы получили бы куда менее линейный результат, во всяком случае, в левой части графика до 1 кГц.
Уровень искажений LCD-X меняется ступенчато по частотам, хорошее значение 0,5% в НЧ-области, практически идеальные СЧ со средним значением 0,2% и вполне традиционные флуктуации в правой части графика, находящиеся в пределах от рекордно малого 0,1% и до большого, но все же вполне приемлемого значения 1%.
Итоги
Все наушники хороши (еще бы, с их-то ценой!), и я вполне понимаю приверженца каждой технологии и каждой модели. Любители большего драйва выберут Fostex TH900 mk2 или Mr. Speaker Ether C Flow. Для тех, кто хочет максимально мониторный звук — Audeze LCD-XC. Ну и для тех кто хочет и к драйва, и к референса — Focal Stellia. Если же вопрос в расстановке мест по качеству и совокупности характеристик невзирая на почерк, то мой фаворит соревнования — Stellia. На второе место поставил бы Fostex и Ether — в зависимости от личных предпочтений. А замыкает сравнение LCD-XC. Но, разумеется, для вас на вашем источнике и музыке все может быть совсем иначе.
Удобство
Наушники сидят приятно, но спустя время создаётся ощущение повышенного давления в голове — в ушах появляется слегка ощутимый звон. И тут до меня дошло, что я не очень понимаю, почему эти наушники называют открытыми, ведь плотность прилегания к ушам, это ощущение давления, материалы амбушюр — всё от закрытых.
Вероятно, мне поможет замена комплектных амбушюр на сторонние из велюра, если бы такие были. Подобные амбушюры у моих личных Beyerdynamic DT 990 Pro. Благо у этих «Одизи» они легко заменяются:
Есть только одна проблема: я не смог найти ни одной запасной пары в других магазинах. Надеюсь, скоро появятся в продаже.
В целом наушники оказались очень удобными — уши от кожи ягнёнка не потеют, спокойно влезают в амбушюры, а при активной и качовой игре на инструментах не спадают, уверенно удерживаясь на голове.
Я специально говорю о том, что играю в этих наушниках. Потому что музыка, с точки зрения её создателей, очень требовательна к звуку. И, к сожалению, никакие современные беспроводные технологии тут не могут помочь. В первую очередь я говорю о задержках: ты дёргаешь струну, а звук запаздывает. На начальном уровне музыканта минимальные задержки ещё терпимы, но для профессионалов это сумасшествие.
Во-вторых, важны качество звука и детализация — ты должен слышать каждое движение пальцев по струнам, чтобы совершенствовать свою игру и находить новые более аккуратные способы звукоизвлечения.
Список альбомов, которые использовались для теста
- Agusti Fernandez, Barry Guy, Ramon Lopez — Aurora
- Kristin Asbjornsen — Wayfaring Stranger A Spiritual Songbook
- Emerson, Lake & Palmer — Brain Salad Surgery
- King Crimson — Islands
- Cowboy BeBop — Original Soundtrack I
- Morphine — Cure For Pain
- Johnny Cash — American V
- Ayreon — The Human Equation
- Gogol Bordello — Trans-Continental Hustle
- Supertramp — Crime Of The Century
- Dropkick Murphys — The Meanest of Times
- Tord Gustavsen Ensemble — Restored, Returned
- Rolf Lislevand — Encuentro Sanz & Santa Cruz
- Giuliano Carmignola — Vivaldi: The Four Seasons
- Paul O’Dette — Kapsberger, G.: Lute Works
- Shirley Rumsey — Music Of The Spanish Renaissance
- Beady Belle — At Welding Bridge
- Randi Tytingvåg – Red
- Allan Taylor — Hotels & Dreamers
- Jim White — Drill a Hole in That Substrate and Tell Me What You See
- Doug MacLeod — Whose Truth, Whose Lies
- Otis Taylor — Hey Joe Opus Red Meat
- Anna Maria Jopek – Bosa
- The Tiger Lillies — The Brothel to the Cemetery
- Гражданская Оборона — Зачем снятся сны?
Audeze LCD—2
Тип наушников | Полноразмерные, открытые |
Тип излучателя | Магнито-планарный |
Расположение магнитов | Фирменная двойная матрица (магниты расположены по обе стороны диафрагмы) |
Фазовая корректировка | FAZOR |
Материал магнита | Неодим |
Тип диафрагмы | Ультра-тонкая |
Диаметр излучателя | 106 мм |
Максимальная подводимая мощность | 15 Вт |
Уровень звукового давления | >130дБ |
Диапазон воспроизводимых частот | 10Гц – 50кГц |
Коэффициент нелинейных искажений | <1% во всем диапазоне воспроизводимых частот |
Импеданс | 70 Ом |
Чувствительность | 101 дБ/1 мВт |
Оптимальная мощность усилителя | >100мВт |
Автор текста и фото: Юрий Волобуев
Подготовлено по материалам портала «Soundex.ru», август 2018 г.
mag.soundex.ruЭтот обзор прочитали 8 385 раз
Чудеса инженерной мысли
Самая любопытная фишка этих наушников, на мой взгляд, абсолютно гениальна, в том числе и потому, что технически — предельно проста. LCD-1 оснащаются «волшебным» Y-образным кабелем с типовыми 3,5-мм джеками, подключаемыми к левому и правому наушнику в произвольном порядке.
При этом левый и правый наушник воспроизводят свой канал. Можно переткнуть кабели наоборот и ничего не поменяется: в левом наушнике по-прежнему будет левый канал, а в правом — правый.
Магия? Волшебство? Секретные технологии NASA? Все куда проще: разъемы, подключаемые к чашкам наушников, — трехполюсные. И каждый из них передает сигнал и левого, и правого канала. Какой из них попадет на излучатель — определяет распайка в гнезде чашки наушника. Решение настолько простое, что сразу же начинаешь удивляться — почему оно не используется повсеместно?
И главное — это действительно полезная опция. Музыканты — люди творческие, увлекающиеся, и когда нужно послушать новую запись, они не склонны разглядывать надписи на кабеле и сверять их с отметками на чашках наушников — скорее бы подключить и услышать, что там получилось! Кабель с произвольным подключением — единственный путь, как можно исключить путаницу с каналами.
Еще одно простейшее, но технически важное свойство кабеля — это длина. У LCD-1 она оптимальна — исходя из сферы применения — и составляет два метра. Не три метра, дающие чересчур много свободы и путающиеся под ногами, и не 1,25 м, буквально привязывающие пользователя к усилителю. Два метра — это оптимально для студии, использования с компьютером, прослушивания в домашней Hi-Fi-системе, и это не большая проблема для нечастого использования со смартфоном или портативным плеером где-то в дороге.