Подвесы акустических систем Diatone и их профилактика

Подвес электродинамической головки является важной частью её подвижной системы. Он располагается по периметру диффузора и обеспечивает упругое перемещение акустического излучателя. У мощных громкоговорителей амплитуда колебаний диффузора может быть большой, поэтому подвес должен обеспечивать свободный ход системы и осуществлять демпфирование резких колебаний.

У акустических излучателей малой мощности диффузор и амортизатор составляют одно целое и штампуются из полужидкой бумажной массы с последующим формованием кольцевых канавок, которые образуют гофрированный демпфер. Мощные громкоговорители оснащаются подвесом из резины или полиуретана. Механическое повреждение этой части является самым распространённым дефектом акустических систем.

Из чего можно сделать подвес для динамика

При экстремальной эксплуатации акустических систем, и от времени, крепление диффузора разрушается в первую очередь. При этом сам диффузор и звуковая катушка не повреждаются, поэтому электродинамическая головка остаётся вполне работоспособной. Остаётся решить проблему с возникшим дефектом. Учитывая, что высококачественные изделия от брендовых производителей стоят очень дорого, многие умельцы делают самодельный подвес для динамика. Материалом для этого может послужить любой эластичный синтетический материал. Сначала на динамической головке нужно полностью удалить вышедшую из строя старую часть. С периметра диффузора и металлического корпуса удаляются остатки клея. Если диффузор нужно очищать очень аккуратно, то клей с диффузородержателя смывается любым активным растворителем.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТКАНЕВЫХ ПОДВЕСОВ АКУСТИКИ

Для систем, построенным по принципам ФИЛОСОФИИ HIENDMUSIC, я рекомендую винтажную акустику Золотой Эры hi-fi, но всегда предупреждаю, что лучшие модели колонок, как правило, нуждаются в серьезной восстановительной работе. Десять лет назад еще можно было услышать хорошее звучание от винтажных колонок в состоянии «как есть», но процессы деградации определенных технических узлов – главным образом, подвесов – нарастают лавинообразно, и сегодня почти невозможно найти колонки Diatone или Technics, которые могли бы хорошо звучать без реставрационного вмешательства. (прим. у колонок Technics резиновые подвесы — в названии статьи осталось упоминание тканевых, тк на момент новой редакции статьи ссылка проиндексирована)

Кроме того, устойчивый спрос на винтажную акустику с каждым днем уменьшает на рынке количество сохранных экземпляров, и желающим приобрести топовые и предтоповые модели колонок все чаще приходится довольствоваться экземплярами в таком состоянии, как на фото ниже.

Можно ли восстановить подобную акустику? Начнем с Diatone, раз уж фото этих колонок было выложено первым. Hiendmusic рекомендует приобретать акустику Diatone не ниже 2000 серии:

Diatone DS 5000 и Diatone V5000 могут стать основой системы самого высокого уровня;

Diatone DS 3000 – прекрасный вариант топового сетапа для небольших помещений;

Diatone DS 2000 – отличные колонки для недорогого сетапа.

Все «Диатоны» отличаются сочным драйвовым звуком, который иногда может показаться чересчур ярким и резким, что скорее объясняется сочетанием цифровых источников с транзисторным усилением, чем особенностью колонок, созданных в эру аналога.

Внутренние фильтры «диатонов» надежно собраны из качественных элементов и по сей день работают отлично – с ними проблем нет, а если возникнут, то заменить «уставшие» детали несложно – можно этого не бояться. Твитеры и купольные среднечастотники имеют мембраны из титана и титан-бора. Это хрупкий материал, и разбитые ВЧ и СЧ динамиков – частый результат неаккуратной транспортировки колонок. В этом случае купола приходится менять на «донорские», но это форс-мажорная авария, и, если купола целы – делать с динамиками ничего не нужно. Разве что аккуратно почистить мембраны.

Единственный элемент акустики Diatone, который требует обязательного вмешательства – тканевые подвесы басовых и мидбасовых динамиков. Они покрыты с внутренней стороны специальной смолой, которая на всех, без исключения, колонках высыхает до состояния янтаря. Подвесы с такой смолой, вместо нормального эластично-упругого состояния, становятся жесткими, и колонки звучат неправильно.

Гулкий коробчатый бас или полное отсутствие баса, резкая крикливая середина – обычный результат использования Diatone с жесткими подвесами. На фото ниже вы видите засохшую смолу на внутренней стороне подвеса мидбасового динамика Diatone DS 5000. Обратите внимание: под действием гравитации смола постепенно стекала с верхней части подвеса к нижней, в результате чего внизу образовалась толстая прочная корка. Из-за этого диффузор не только лишен требуемой подвижности, но и работает с перекосом.

Распространенный способ размягчения жестких подвесов – покрытие их специальной жидкостью, которая растворяет смолу. Эта жидкость продается в Японии, и в сети можно легко найти несколько предложений. Проблема в том, что размягчение подвесов таким способом помогает на короткий срок – от трех месяцев до полугода. Потом процесс нужно повторять заново, и через некоторое количество циклов смола на подвесе окончательно деградирует, лишая колонки правильного звучания навсегда, или, вернее, до глубокого реставрационного вмешательства.

Еще одна проблема, связанная с японской жидкостью — глупые ролики на ю-тубе, где владельцы Diatone демонстрируют, какой мягкий у них получился подвес. Из-за этих роликов многие считают, что подвесы нужно размягчать до предела, превращают их в сопли, и опять же, лишают колонки возможности звучать правильно до полной их реставрации.

Предлагая заказчикам hiendmusic акустику Diatone, я сразу провожу полное восстановление подвесов по рецепту, который методом проб и ошибок разрабатывал в течение трех месяцев. На фото часть экспериментальных смесей, которые были забракованы в результате десятков опытов.

В конце концов, удалось подобрать правильную рецептуру и теперь, после моей обработки, динамики Диатонов звучат идеально, а полученный результат остается на много лет. Сразу должен предупредить, что секрет обработки я не раскрываю.

Кроме восстановления подвесов акустика Diatone часто нуждается в косметическом ремонте корпусов и покраске золоченых ободков динамиков – они почти всегда покрыты некрасивой коррозией.

В результате реставрации акустика приобретает коллекционный вид и отлично звучит. На фото ниже запечатлена та самая пара, фотографии которой были в начале статьи. Сейчас она великолепно играет в системе одного из моих заказчиков.

Другая модель акустики, которая в обязательном порядке требует восстановления, причем более серьезного, чем Diatone – это Technics SB 8000. Это прекрасная фазолинейная акустика с бумажными диффузорами, способная воспроизводить не слишком тяжелую (до хард-рока включительно) музыку с натуральностью живой клубной сцены. Каково было мое удивление, когда несколько клиентов, которым я рекомендовал послушать эти колонки в различных точках продаж, вернулись разочарованными. «Резкий, отвратительный звук, невозможно слушать», — был единодушный вердикт.

Ситуация прояснилась, когда одни такие «техниксы» оказались в моей мастерской. Второй сверху динамик этих колонок – бумажный mid-high, отвечающий за частоты 1100-4000Hz должен иметь с внутренней стороны специальный поролоновый демпфер. На всех, без исключения, колонках этих моделей такой демпфер высох и рассыпался от времени, в результате чего диффузор работает не в том режиме, в котором должен.

Кроме того, бумажные диффузоры, на которые в течение долгих лет оседала влага, копоть и жир, потеряли требуемую жесткость и стали мягче, чем нужно. То же самое касается тонких резиновых подвесов. Все эти факторы, складываясь друг с другом, превращают Technics SB 8000 в «расстроенный рояль», и неудивительно, что звучание этих колонок даже в лучшем косметическом состоянии многих разочаровывает. Чтобы вернуть им звук, а не только внешнюю свежесть, требуется серьезная работа с динамиками.

Специальным составом возвращается упругость дряблым резиновым подвесам.

Очищаются и с обеих сторон покрываются двумя специальными составами бумажные диффузоры.

Рассохшийся демпфер заменяется новым поролоновым кольцом со специальной пропиткой.


После проведения всех работ Technics SB 8000 звучат совершенно иначе. Некоторые спрашивают, как я могу быть уверен, что это именно тот звук, который был сорок лет назад? Мне не нужно уверенности в том, что это «тот» звук – достаточно просто абсолютно натурального звучания. С аналоговым источником эти колонки после реставрации играют так, что чувствуешь себя на живом концерте в первом ряду хорошего музыкального клуба. Что еще нужно? Послушать небольшой фрагмент можно на этом ВИДЕО — рекомендую подключить наушники.

Еще несколько слов нужно сказать об усилении для перечисленной акустики. Лучше всего работает лампово-транзисторный биампинг, когда верхняя секция акустики работает от лампового двухтактного интегральника, а нижняя — от интегральника на транзисторах.

При этом штатную возможность подключения двух усилителей имеет только Diatone DS 5000. Биампинговые сетапы с Diatone DS 3000 и Technics SB 8000 требуют установки дополнительных терминалов и включения в систему активного кроссовера или предусилителя со встроенным активным кроссовером. Такой апгрейд позволяет выжать из акустики максимум и получить систему с выдающимся звучанием.

Описания таких сетапов можно найти на этой странице.

Заказать предусилитель со встроенным кроссовером для своей биампинговой системы вы можете, написав по адресу Предварительно рекомендую проконсультоваться.

Подвес диффузора динамика своими руками

Чтобы понять, как самому сделать подвесы динамиков своими руками нужно определить свойства материала. Он должен легко обрабатываться, быть эластичным и долговечным. Кроме того материал должен хорошо клеиться. Этим условиям отвечает обычный кожзаменитель. На кусок кожзаменителя, по размеру немного больше внешнего диаметра изделия, укладывается динамическая головка и обводится по периметру карандашом. При разметке внутреннего отверстия лучше всего использовать старое крепление диффузора. Затем готовую выкройку нужно положить на упругий материал, для удобства работы, и острым скальпелем вырезать заготовку по намеченным контурам. Если скальпеля нет, то изготовление подвески диффузора динамика выполняется бритвенным лезвием.

Для того чтобы материал был более эластичным, рекомендуется удалить с заготовки из кожзаменителя слой ткани, оставив только синтетическую основу. Приклеить новую деталь к диффузору и диффузородержателю можно резиновым клеем. Поскольку клей густой, его нужно развести бензином и наносить кисточкой в несколько слоёв. Изготовленные своими руками подвесы для динамиков из кожзаменителя могут несколько ухудшить работу акустической системы, поэтому для качественного звуковоспроизведения нужно воспользоваться другим способом.

Самодельные подвесы для динамиков

Изготовление качественного подвеса динамика своими руками, работа не слишком сложная. Если есть всё необходимое, то можно изготовить дефектный элемент почти не отличающийся от фирменного. Хорошие результаты получаются при использовании в качестве материала подвеса диффузора динамика пористой резины или этилен-пропиленового каучука (EDPM).

Для этого понадобятся пуансон, матрица и основание. Для получения «волны» на материале используется алюминиевая проволока толщиной 6 мм. Из текстолита вырезаются две заготовки. Ещё потребуется алюминиевая пластина толщиной 8-10 мм. Лист пористой резины прокладывается между заготовками. В паз между ними укладывается кольцо из толстой алюминиевой проволоки. Оно обеспечит полукруглый выступ на готовом изделии, так как это сделано у фирменных подвесов. Весь пакет прикручивается винтами на алюминиевую пластину. Для того чтобы форма изделия сохранилась резиновую заготовку нужно нагреть. Для этого пластина укладывается на утюг. Его регулятор мощности нужно установить на максимальное значение и нагревать заготовку 20-25 минут. При этом слой резины разогревается до 160 градусов, а от заготовки начинает исходить характерный запах подгорелой резины и появляется небольшой дым. Нагревание следует тут же прекратить. Подвес для динамика из резины, сделанный своими руками, обрезается точно по размерам динамической головки и приклеивается резиновым клеем. Если всю работу выполнить аккуратно, то готовый продукт почти ничем не будет отличаться от фирменного. Таким способом можно реставрировать практически любые громкоговорители.

Подвесы акустических систем Diatone и их профилактика


В мире создано много прекрасных акустических систем использовавших совершенно фантастические технологии в своем производстве. Yamaha делала купола динамиком из берилия, Diatone вспеняли бор осаждая его на титановую подложку, Sony выращивала динамики с помощью бактерий acetobacteriae aceti (биоцелюлоза) и тд.

Sony SS-A5 La Voce (твитер создали бактерии acetobacteriae aceti)

Но когда речь заходит о звучании этих акустических систем сегодня (да, они по прежнему звучат прекрасно) слегка забывают о некоторых факторах — не все компоненты АС имеют бесконечный ресурс, либо могут в какой то момент ухудшать свои свойства.

Yamaha NS-1000 и купола из берилия

Например многие АС компании Onkyo имеют ППУ-подвесы, которые крепят дифузор к корзине. А это значит, что срок службы ППУ (поролона, вспененного полиуретана) лишь 10-15 лет. И купит прекрасные Onkyo Scepter вы можете с удивлением наблюдать, как при прибавлении громкости во все стороны полетят клочки подвесов. Конечно это не страшно, подвесы меняются. Можно поменять на такие же ППУ, на резину или материю, и специалисты, что проведут эту операцию аккуратно есть. Но как видите действительно есть такая тема нюансов у акустики, про которую стоит поговорить. Сегодня внимание наше всецело посвящено акустике компании Diatone (подразделение Митцубиси). Это замечательная акустика, и даже не самые ее дорогие модели 77HR некоторыми аудиолюбителями возносятся, как конкуренты современной акустики до 4500 долларов. Я бы посмеялся над таким утверждением, но вы знаете, в каких то моментах — это действительно так. Это все спорно в целом, но безусловно — это акустика фантастического качества превосходящего свою цену.

Diatone DS-77Z — самые свежие по году выпуска, у них подвесы еще могут быть девственно мягкие.

Но начиная с 80х и соответственно моделей 505-501 и далее 77-1000-5000 и тд главная особенность этих АС — подвесы. Они на производстве для долговечности были пропитаны чем то (смолы,каучук?) и изначально они были нежные и мягкие, но по истечении десятков лет практически всегда, если вам достанется акустика из первых рук японца, без профилактики вы получите «задубевшие» матерчатые подвесы во всех моделях 80х. Огромный плюс, что это матерчатые подвесы, что значит, что они фактически вечные.

Diatone DS-505 — флагман 1980 года.

Но чем грозит задубевание (затвердение подвесов)? Динамик уже не может так точно реагировать на изменение сигнала и первый эффект задубевания — уменьшение глубины низких частот. Вы знаете, иногда — это даже хорошо, если ваша комната для прослушивания склонна к резонансам, то эффект «дубовых» подвесов даже будет благотворен. Я слушал Diatone DS-77HR в совершенно дико резонирующем помещении, где не мог слушать никакую акустику (из за резонансов была ужасная потеря разрешения, как буд то слушаешь музыкальный центр) и только 77HR играли без каких то признаком резонанса, просто прекрасно. И у меня даже не возникало идеи и смысла обработки подвесов — меня результат устраивал на 100%. Но что именно может подвигнуть к проведению профилактики подвесов, для возвращения подвесу мягкости, и вообще это возможно? 1. Мы может вернуть в какой то мере глубину некогда низких частот (помните только, что совсем глубокий низ в таком размере корпуса вам не даст форм-фактор закрытого яшика (ЗЯ)). А вторая причина не так очевидна, но я сталкивался с ее последствиями. В результате задубевания подвесов ткань теряет эластичность и становится хрупкой, ломкой на изгиб. Результатом совсем фатального засыхания могут стать трещины в ткани — тогда только смена подвесом — единственный рецепт. Поэтому если вам очень нравятся ваши Diatone и вы хотите их слушать как можно дольше, то одно из желаний — вернуть эластичность подвесам и тем самым продлить их жизнь. Вы знаете, я перепробовал много самодельных рецептов от местных кулибиных, включая касторку тд — все это имеет очень слабый эффект. Единственный гарантированный эффект — некая японская «секретная» жидкость, которая умеет размягчать подвесы Diatone. Состав ее никто не знает, и я к сожалению тоже. Продается она в Японии по цене 1500 йен, но с доставкой выходит в районе 4000 рублей за 2 пузырька. Пару лет назад я покупал такие пузыречки и мне пришли пузырьки довольно большого размера. Но заказав аналогичное в конце 2016 года я получил тоже 2 пузыречка, но какие же крохотные они стали! Я был очень неприятно удивлен.

Японская секретная жидкость для размягчения подвеса — какой-то растворитель.

По запаху это определенно какой то растворитель (я думаю копеешный на самом деле), но идентифицировать его я не смог. Он не похож по запаху на ацетон или вайтспирит или калошу (перенюхал, все что нашлось дома), но амбре в целом схожее.

Пример японской жадности

Кто откроет тайну этой самой жидкости поможет многим аудиолюбителям. Чтобы испытать жидкость у меня были в наличии акустические системы Diatone DS-501 с в меру задубевшими подвесами. Они были твердоваты, но не до такой степени, чтобы беспокоится, что ткань может лопнуть. Но эти АС я слушал немного, так как несмотря на их высокое музыкальное разрешение и объемность, СЧ от гигантского купола и ВЧ при скромном басе мне выносили мозг примерно за полчаса. Получалось, что так как НЧ динамик снизил интенсивность НЧ, на первый план полезли ВЧ/СЧ — логично, так и работают эти качельки.

Протираем подвес жидкостью вот такими палочками

Я положил колонку на пол — динамики вверх. Протер подвес спиртом, чтобы стереть пыль. После чего взял японский пузырек с жидкостью и ватную палочку (для ушей). Макнув палочку в жидкость я стал аккуратно наносить жидкость на подвес, пока не покрыл его полностью. Подождав часик-другой я увидел, что подвес стал размягчаться. Я прошел еще раз по всей окружности. Спустя еще 2 -3 часа я сделал третье покрытие. С каждым разом мягкость подвеса увеличивалась. В конечном итоге требуется 3 прохода — это не только мой опыт, но и товарищей делавших аналогичные операции. Через 3 прохода оставляем подвес до утра. Утром вы получаете подвес нежнейший, который молниеносно реагирует на любые изменения звука.

Diatone DS-501

Что же изменилось в звуке? В данном случае Diatone DS-501 обрели мягкие и более глубокие низкие частоты, и что самое важное, выравняли тональный баланс, теперь все частоты ВЧ/СЧ/НЧ были в правильных пропорциях и стали слушаться органично, без доминирования одних над другими. Звук ощутимо преобразился в лучшую сторону и я получил акустику так же прекрасно звучащую, как и в момент выхода с конвеера.

Ну и в заключении осталось лишь продемонстрировать сказанное на видео:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]