Обзор «What Hi-Fi?» акустических систем Piega Classic 5.0

«Масштабный звук и все нюансы его деталировки от напольных акустических систем в красивой отделке»

При первом знакомстве с АС Piega Classic 5.0 мы обратили внимание на две очевидные особенности: полноценный масштаб звуковой картины и чистоту и прозрачность каждой ноты.

Марка Piega в Великобритании не очень известна — и зря. Этот швейцарский бренд ведет собственные разработки АС с ленточными излучателями с 1986 года и на эти колонки обязательно нужно обратить внимание: звук действительно детальный и артикулированный.

Качество звучания

Огромная, прекрасно проработанная звуковая сцена удивительным образом раскрывает все нюансы записи.

Штрихи и мелкие детали неброски, но ясны и прозрачны. У Massive Attack в Angel ясно ощущаешь текстуру напряженной басовой линии, ее определенно мрачный и грязноватый тон, а в Teardrop шелестящий верх передается с отличной объемностью и уверенностью. Очень ровная и уверенная подача музыки.

Бас, с учетом реалий габаритов корпуса Piega 5.0, не уходит в невиданную глубину, но всегда будет аппетитным и смачным: «мясо» на месте. Продолжительное знакомство с этими колонками помогает определить их основную особенность: организованность и ровность.

Трек 60 Feet Tall от The Dead Weather полностью под контролем нашего тракта воспроизведения, и каждый инструмент при всей агрессии остается слитным и частью единого целого.

Причина такой непоколебимой уверенности, скорее всего, в свойствах быстрого и четкого ленточного ВЧ-динамика. Он потрясающе отрабатывает начало и окончание каждой ноты и силен в нюансировке.

Есть, конечно, у ленточного высокочастотника и обратная сторона – слегка легковесный и выделяющийся характер, который может иногда проявляться, например, с носовым вокалом Стиви Никса или жесткими гитарами в большинстве песен Мэрлин Мэнсона.

Нельзя сказать, что верх у этих колонок резкий или слишком яркий — ни в коем случае. Просто иногда кое-какие особенности звука подчеркиваются.

При выборе системы помните об этих особенностях звукового почерка колонок, и все получится отлично. Для Piega Classic 5.0 нужен солидный и уверенный в себе усилитель — например, Roksan Caspian M2— который так же идеально следует хлесткому ритму и дает акцент на богатство тембров.

Единственный аспект звучания, в котором Piega Classic 5.0 не совсем на высоте — это динамика. Да, размах у них есть, звучат они громко и комнату «раскачивают», но, бывает, что в какой-то песне чего-то не хватает, как будто намерения создателей музыки проявляются не до конца.

Вот пример: работа ударника в Angel. Барабаны четкие, но хочется добавить в них грязи, как бы более ощутимого телом удара. А в завораживающей Light of the Seven из саундтрека к шестому сезону Game of Thrones не могут полностью передать это превосходное нарастание ожидания.

Получается, что в этой композиции длинное нарастающее вступление более деликатное, чем угрожающее, а в фортепьянных нотах чуть не хватает нежности и мечтательности.

Здесь наш тракт начинает проявлять избыточное самоуправство, таинственное мерцание пауз несколько маскируется.

На вокале этот эффект тоже случается. Голос Кристины Мак-Ви (Christine Mc Vie) ясно выделен в Songbird, но нам бы хотелось чуть больше динамической экспрессии в нем.

В данном диапазоне цен есть такие конкурирующие модели, как Tannoy Revolution XT 6F. У них звук насыщеннее и динамичнее, хотя звучат они не так прозрачно, как Piega 5.0.

В качестве необычной альтернативы можно упомянуть крохотные колонки Neat Iota Alpha, которые также звучат выразительнее, хотя тоже куда менее прозрачно, чем наши Piega.

Поймите наши замечания правильно: у Piega Classic 5.0 со звуком все в порядке. Живая и точная нюансировка очаровывает и привлекает. Однако, бывает, что от Piega 5.0 хочется более ощутимой экспрессии, динамических волнений и всплесков.

Основанная более 30 лет назад в Хорегене на Цюрихском озере, Piega разрабатывает и производит громкоговорители с превосходным качеством и неподвластной времени элегантностью, которая исходит от швейцарской безупречности.

Большинство высокотехнологичных узлов громкоговорителей заказываются фирмой на стороне, но все этапы разработки, сборки и проверки знаменитых ленточных излучателей, равно как самих акустических систем, сотрудники фирмы делают собственными силами. Все акустические системы PIEGA, независимо от серии, до сих пор собираются вручную без использования конвейера. И так как делом занимаются настоящие профессионалы, качество изготовления колонок получается исключительным.

История компании PIEGA началась в 80-ых годах прошлого века, когда молодой инженер Курт Шайх (Kurt Scheuch) решил поэкспериментировать с ленточным излучателем Decca и неожиданно обнаружил, что способен значительно усовершенствовать его конструкцию. Первые образцы собственных «ленточников» Шайх делал у себя дома: звучание новых твитеров понравилось друзьям и знакомым Курта, некоторые даже захотели получить такие же для себя. Среди заинтересованных оказался и будущий партнер Курта по фирме Лео Грайнер (Leo Greiner), инженер по образованию, он быстро понял перспективность излучателя Шайха и предложил тому скоординировать усилия. Вот так Шайх с Грайнером в 1986-ом году основали фирму под именем PIEGA.

Как и у любой другой успешной компании, в истории PIEGA были вехи, определившие дальнейшие пути развития. К моменту образования фирмы у Шайха и Грайнера уже был уникальный ленточный твитер, который создатели назвали LDR (Linear Drive Ribbon), тогда же, в 1986 году, появилась и первая АС, вышедшая под маркой PIEGA. Однако пробиться на рынок высококлассных АС оказалось не так-то просто, конкуренция там была и остается очень высокой. Единственного преимущества в виде очень детального и линейного в рабочей области твитера не хватало, к тому же у фирмы PIEGA были серьезные конкуренты: те же Apogee и Magnepan, начавшие развивать технологии ленточных излучателей задолго до создания LDR.

Пришлось Шайху и Грайнеру фантазировать и придумывать что-то новое: так в 1991 году они разработали свою первую АС, в которой ленточные головки озвучивали сразу две полосы частотного диапазона. В 1993 году был сделан важный шаг навстречу будущей популярности фирмы – были созданы оригинальные колонки в узких корпусах из MDF и металла с треугольной формой задней панели. Дизайнеры PIEGA попали в «десятку», одними из первых реализовав мечту потребителей о не только хорошо звучащих, но и стильно выглядящих акустических системах, которые бы уместно смотрелись в любых современных интерьерах. Это сегодня модные колонки, оформленные в стиле Life-Style, есть в модельном ряду практически каждого мало-мальски известного производителя. А в начале 90-ых наступление революции в дизайне акустических систем предвидели немногие, поэтому швейцарцы, оказавшись в первых рядах, заполучили второе важное преимущество над конкурентами.

Далее в 1997-ом году PIEGA еще улучшила технологию изготовления металлических кабинетов: теперь они делались из алюминия методом прессовки под давлением и высокой температурой, а на последнем этапе анодировались, в итоге получались красивые корпуса «свободной» формы на редкость прочные и долговечные, такие прослужат владельцу не один десяток лет. Кстати, сегодня в арсенале , есть и другие методы производства корпусов: например, литье в песочные формы. Недавно (в 2006-ом году) PIEGA опробовала еще одну технологию изготовления кабинетов: «алюминиевый сэндвич». В очертании корпусов швейцарцев также наблюдается похвальное разнообразие: есть колонки с трапецеидальным сечением, полуэллиптическим или же с С-образным изгибом задней панели. Дерево в корпусах сейчас почти не применяется, только в «старших» моделях из фанеры делается внутренняя часть передней панели громкоговорителя.

Металлические корпуса колонок PIEGA всегда изготавливались по лекалам специалистов фирмы одним крупным европейским производителем алюминиевых панелей, занятым в индустрии автомобиле- и самолетостроения. Именно у «автомобилистов» швейцарцы подсмотрели способ борьбы с «кабинетной» окраской звучания своих АС. Для демпфирования внутреннего объема корпусов применяется битумоподобный материал Idikell, разновидности которого давно и с самой лучшей стороны зарекомендовали себя в шумоизоляции автомобилей разных немецких производителей, включая Audi и Mercedes.

Третье по счету, но самое значительное достижение компании PIEGA – разработка первого в мире коаксиального модуля, составленного из двух ленточных головок для твитера и среднечастотника. Диафрагмы обоих излучателей исполняются на одной плоской мембране из каптоновой пленки, которая служит каркасом для проводящего слоя из алюминиевой фольги толщиной всего 0,007 мм. Расположенная в центре, диафрагма твитера отделяется от остальной части мембраны вытравленными вертикальными вырезами и полосками звукопоглощающего материала. В свою очередь диафрагма СЧ головки делится вертикальными вырезами на несколько лент. Диафрагма среднечастотника «управляется» в два такта с помощью передних и задних магнитов, твитер имеет только задний набор магнитов, так как помехи перед мембраной могут повредить звуку. Высокая чувствительность СЧ/ВЧ излучателя, приближающаяся к 100 дБ, достигается не только за счет применения тончайшей и почти невесомой мембраны, но и благодаря использованию очень мощных неодимовых магнитов, которые производит специально для PIEGA одна швейцарская фирма.

Заготовки мембран для коаксиальных ленточных излучателей PIEGA также заказывает на стороне (раньше у Philips). Но в дело они идут не сразу, претерпевая фирменную обработку, в результате чего на их поверхности появляется своеобразный «вафельный» узор. Удивительно, но за счет этого резонансные частоты мембраны сдвигаются в область далекого ультразвука. Совпадающие центры диафрагм твитера и СЧ головки автоматически дают гладкие фазовые характеристики звучания колонок в зоне раздела полос кроссовера на частоте 3,5 кГц. Суммарно СЧ/ВЧ модуль PIEGA озвучивает диапазон от 400 Гц до 50 кГц, столь широкая рабочая полоса значительно облегчает согласование «ленточника» с обычными электромагнитными головками мид-вуферов. Сегодня существуют две вариации коаксиальных ленточных излучателей PIEGA: флагман C1 в 2002 году был дополнен ныне более распространенной, уменьшенной «копией» С2. В других колонках швейцарцев по-прежнему устанавливаются «классические» ленточные твитеры, но не первоначальные, а их улучшенные варианты LDR 2642 MK2.

PIEGA сегодня

Но вернемся от славного прошлого компании PIEGA к текущему положению дел: сегодня фирма преуспевает, ее модельный ряд состоит из 7 линеек АС, включая серию из нескольких активных сабвуферов. В широком ассортименте продукции швейцарцев имеются разные аксессуары для колонок, например, алюминиевые стойки и кронштейны для полочных и подвесных моделей. Кроме того, компания выпускает акустические кабели Opus. Именно «Опусы» применяются для внутренней разводки в топовых громкоговорителях PIEGA, эти кабели специально разработаны для наилучшей совместимости с электродинамическими параметрами ленточных излучателей.

«Мы всегда делаем все возможное, чтобы музыка звучала именно так, как изначально задумывал композитор».

В Швейцарии компания является лидером на рынке акустических систем и экспортирует свою продукцию в более чем 40 стран.

За последние три года компания получила множество наград.

China — Super AV Award 2022 — MLS 2 – лучшая напольная акустика

USA — GOLDEN EAR AWARD 2022 — COAX 711

Germany — Audio — Golden Ear 2022 — COAX 311 – первое место в категории «компактные колонки»

Japan — Stereo Grand Prix 2022 — Coax 711

China — SUPER AV AWARD 2014 — CLASSIC 40.2 и многие другие. piega.ch

Особенности и совместимость

АС Piega Classic 5.0 можно отнести к напольным средних габаритов. Они не выглядят массивными, но при этом успешно заполняют все помещение полноценным весомым звуком.

Культура производства — высочайшая, колонки выглядят элегантно и дорого.

Хорош рояльный лак с глубоким блеском — поверхность, как зеркало, и такой глубины мы не видели ни у одного конкурента в данной ценовой группе.

Classic 5.0 продаются в отделке черным лаком (как экземпляр у нас на тестировании), в белом лаке или в роскошном шпоне «макассар» — вариант в шпоне дороже, чем с лакировкой. Мы видели этот шпон на полочных Piega Classic 3.0 и, скажем вам, за эту красоту стоит доплатить.

Piega Classic 5.0 имеют так называемую 2.5-полосную конфигурацию динамиков: ленточный высокочастотник Piega AMT-1 и два 13-сантиметровых динамика — один на середину и бас, второй — только на бас.

АС комплектуются устойчивой опорной плитой. Она опирается на шипы, их нужно вкрутить до того, как начинаешь расставлять колонки в комнате.

Уделить время и внимание правильной расстановке необходимо.

Если не завинтить надежно шипы или не выставить горизонтальность, то пострадает качество воспроизведения баса и точность стереопанорамы.

Не рекомендуем ставить Classic 5.0 близко к стене, так как от этого сжимаются роскошная объемная сцена и «воздух» вокруг инструментов.

Оптимальное звучание верхов достигается при обычной параллельной расстановке — не надо разворачивать колонки к слушателю.

Ну и не забудьте о том, чтобы вокруг было достаточно свободного пространства.

Страсть и расчет

Прослушивание

Характер Piega TC 30 X становится понятен с первых же минут прослушивания — много точного прозрачного звука, холодноватого, но очень быстрого и детального. Колонки играют сбалансированно и ровно, середина и верха абсолютно не режут слух, никакого подчеркнутого или перекачанного баса. Нижние ноты воспроизводятся весьма собранно, скорее, даже жестко и хорошо вписаны в остальной частотный диапазон. Начав слушать энергичные фонограммы, рок и металл, сразу проникаешься экспрессией и адреналиновым напором и пытаешься притоптывать ногой в такт. В треке «Hells Bells» AC/DC впечатляют удивительно точные удары колокола во вступлении, отчетливые тарелки ударника, на бочках чуть ли не тактильно прощупывается пресловутая степень натяжения кожи. Гитары не мясисты, но крайне хороши по фактуре, голос приковывает внимание и не дает отвлекаться. Дальнейшее прослушивание подтверждает высокие аналитические способности Piega TC 30 X — индивидуальная манера игры гитаристов и ударников свободно извлекается из общего звукового полотна, преподносится абсолютно четко и во всех деталях. Во время «Carry On» Manowar хочется встать с кресла и попрыгать в такт — до того заводной оказывается подача. Диск Rammstein «Mutter» звучит идеально жестко и с холодной цепкостью, но без неприятной напрягающей агрессии, с туго свернутым пульсирующим ритмом. В целом при прослушивании любого рокового или металлического материала акустика выказывает такой драйв и такой хороший завод, что быстро начинаешь ощущать себя на живом концерте с весьма приподнятой атмосферой и хочется воскликнуть: «да это просто праздник какой-то»! В вокальных номерах с более спокойным настроением тоже моментально погружаешься в повествование-размышление. «Little Earthquakes» с одноименного диска Тори Амос звучит объемно, с чуть гулким и размытым саундом, опять вызывающим ассоциации с концертом. Заметно, что низы, собственно говоря, не экстремально глубокие, зато имеют отличное разрешение и скорость. В демонстративно аудиофильской записи Дайаны Кролл «Temptation» раскрываются все детали, позволяя в полной мере предаться изучению «фактуры щипка струны контрабаса» и прочим звуковым исследованиям. Воспроизведение вокала превосходно по характеру. Голос — вообще конек этих АС, особенно неакадемическое пение, которое подается на нерве, с массой индивидуальных подробностей и шероховатостей. Тест на тонкое разделение тембров — барочные композиции, исполненные в исторически корректной (аутентичной) манере, — акустика проходит свободно и на ура. Близкие тембры разделяются идеально, звучание очень аккуратное и пластичное, легкое, быстрое, богатое тонкими переливами и оттенками. Клавесин не вызывает ощущения легковесности или стеклянности — прекрасный верный тон. Барокко, определенно, удается Piega TC 30 X на славу — за счет высокой детальности, быстроты и утонченной манеры игры. Но для симфонических полотен, в отличие от музыки XVIII века и исторических инструментов, колонкам немного не хватает фундаментальности и широкого оркестрового штриха. Ставим «Антар» Римского-Корсакова в исполнении Гетеборгского симфонического оркестра под управлением Неэме Ярви и слышим, что деревянные духовые и скрипки чуть высветлены, оркестр слегка сплющен в СЧ-области и нет огромной панорамы, разворачивающейся вдаль, в глубину, как обычно бывает на этой записи. Микроподвижки темпа, короткие паузы и мелкие последовательности — все очень хорошо, точно выверено, однако отсутствует отчетливое цельное оркестровое движение и дыхание, чувство раскрывающейся крупной формы. Можно сказать, что симфонический штрих получается у акустики немного мелким. Хотя ленточный коаксиальный излучатель обеспечивает очень гладкое и однородное воспроизведение средне- и высокочастотного диапазона, определенный избыток мягкости на ВЧ иногда идет не на пользу, особенно в случае высоких академических голосов. Драматичное и нервное, играющее миллионами оттенков сопрано Марии Каллас в знаменитой «Хабанере» выглядит несколько сглаженным и неэмоциональным, хотя барочный вокал Вероник Дитши («Stabat Mater» Перголези) в исторической манере не вызывает никаких претензий. Бетховенской «Аппассионате» в исполнении Эмиля Гилельса не помешало бы добавить атаки и игольчатости верхов. Зато у рояля на редкость хорошо ощущается прекрасная интеграция частотных поддиапазонов и отсутствие какой-либо тембральной несогласованности между разными типами излучателей — классическими басовыми головками и экзотическим ленточным коаксиальным модулем. Наверное, при очень тщательном прослушивании в партиях рояля атака на НЧ воспринимается самую малость поострее, чем на остальных частотах, но это единственное, к чему можно придраться, — в целом инструмент звучит весьма ровно и абсолютно не гулко. Любекский орган (исполнение Вольфганга Баумграца в записи MDG) играет удивительно живо. Если не считать заметной для органной партитуры нехватки нижних частот, то тембрально и по послезвучиям все неплохо. Масштаб и величественность могли бы быть побольше, но сочная и детальная середина многое компенсирует. В подавляющем числе случаев Piega TC 30 X демонстрируют полное понимание разных музыкальных жанров. При увлекательности и слитности воспроизведения колонки также охотно позволят выделить отдельные партии и линии инструментов, посмаковать игру призвуков и послезвучий. Просто идеальный союз сердца и ума.

Выводы

Видно, что конструкция этих акустических систем тщательно продумана. Уделите внимание правильной расстановке и подбору компонентов и вы получите полное удовольствие от звука и абсолютную надежность в эксплуатации.

Невзирая на наши жалобы по поводу нюансов динамики — а это единственный аспект звучания Classic 5.0, к которому можно придраться — мы советуем обязательно обратить внимание на эти элегантные внешне АС с удивительной прозрачностью и артикулированностью звучания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]