Великолепный, фигурный и плотный бас, компактность, высокоуровневое подключение.
Необходимо правильное размещение, для небольших комнат.
Технические характеристики
Номинальная мощность | 300 Вт |
Диапазон воспроизводимых частот | 28 Гц (-6 дБ) — н/д |
Регулируемый диапазон кроссовера | н/д |
Габариты (ШхВхГ) | 330 x 375 x 375 мм |
Масса | 17,7 кг |
Технический комментарий (С.П.)
На вопрос о лучшем британском производителе сабвуферов марка REL — первое, что приходит на ум. Многие годы фирма занимается активными басовиками, — и только ими. Изделия, как правило, служат эталонами в своих классах, но и стоят под стать достоинствам. По меркам REL данную модель можно назвать бюджетной без всякого сарказма.
Первое, что бросается в глаза — разработчики наконец-то всерьез задумались о дизайне. Прошло то время, когда младшие модели были оформлены в духе промышленных электроприборов, здесь в ходу глянец а-ля «Apple». Вариантов отделки два — черный и белый. Помимо стандартных низкоуровневых входов формата RCA имеется порт с разъемом Speakon.
Это на самом деле фирменный способ получить сигнал от систем, где специального выхода на сабвуфер не предусмотрено. В комплекте прилагается кабель (достаточно длинный) для подключения непосредственно к клеммам стереоусилителя.
Кстати говоря, инженеры компании Rel рекомендует подключать сабвуфер именно к выходам усилителя, так как это, по их мнению, позволяет «срастить» диапазон сабвуфера и фронтальных колонок и обеспечить глубокий бас во всех режимах.
Регулировки громкости, частоты среза и фазы традиционно располагается сзади, управление питанием автоматическое.
В конструкции обращают на себя внимание качественный усилитель класса А/В мощностью 300Вт и наличие пассивного излучателя. Основной, активный динамик, имеет диаметр 254 мм и направлен в пол. Дополнительный, — такого же диаметра, размещен на лицевой стороне. Такой вариант одновременно способствует снижению внутрикорпусных резонансов и обеспечивает дополнительную глубину басов.
На практике аппарат наглядно доказал преимущества использованных технологий. Абсолютно никаких паразитных призвуков и по-настоящему трехмерный, собранный и осязаемый бас. Лучший результат в рамках теста и однозначная рекомендация к покупке. Для типовой комнаты в городской квартире других вариантов и искать не стоит. Единственное уточнение — для достижения наилучшего результата к размещению сабвуфера стоит подойти серьезно, с учетом акустических свойств помещения.
REL: когда бас звучит, а не грохочет, статья. Журнал «Stereo & Video»
Сабвуфер в домашнем кинотеатре сегодня — это нечто большее, чем просто еще один канал. Саб отвечает за то, чтобы низких частот было достаточно даже любителям «ударов в грудь». А хороший саб, делает музыку насыщенней и полней. Именно в этом и преуспела компания REL — она специализируется исключительно на выпуске сабвуферов в разных ценовых диапазонах, разных по внешнему виду и инсталляционным особенностям. Главное, что качественных во всех аспектах.
Сохранить и прочитать потом —
Компании, которые специализируются на узком сегменте, как правило, выпускают продукты гораздо лучшего качества, чем те, кто производит разные виды устройств. И это логично — концентрация на чем-то одном позволяет отшлифовать технологии до совершенства и внедрять уникальные разработки. Все это можно отнести к компании REL — известному производителю сабвуферов. И только сабвуферов.
Сабвуфер в домашнем кинотеатре сегодня — это нечто большее, чем просто еще один канал. Саб отвечает за то, чтобы низких частот было достаточно даже любителям «ударов в грудь». А хороший саб, делает музыку насыщенней и полней. Именно в этом и преуспела компания REL — она специализируется исключительно на выпуске сабвуферов в разных ценовых диапазонах, разных по внешнему виду и инсталляционным особенностям. Главное, что качественных во всех аспектах.
Не для того «чтобы было»
История компании REL похожа на многие другие: жил однажды на Земле талантливый человек, которому не нравилась ситуация на рынке, и он принял решение ее изменить. В нашем случае этого человека звали Ричард Эдмунд Лорд, а не нравились ему существующие сабвуферы и низкочастотные решения в многополосной акустике. Свое судьбоносное решение изменить мир он принял в 1990 году.
Трансформаторы, которые стоят в сабвуферах REL серии T
Ричарда категорически не устраивали колонки, которые существовали тогда, 25 лет, назад на рынке. Он не слышал нормальных низких частот ни в одной акустике: большие динамики грохотали, а маленькие попросту пищали. Сабвуферы были для Ричарда не более чем ширпотребом, который ставили дома для того «чтобы было».
Ричарду не нравилось вообще ничего из продававшегося тогда: он считал, что низкие частоты не только достойны своих отдельных кабинетов во всех смыслах, а достойны быть лучшими.
Вот тогда он и принял решение создавать сабы. Компанию он, не тратя лишнего времени, назвал REL (аббревиатурой из первых букв своего собственного имени – Richard Edmund Lord), ввел в обиход термин «суббасовая система» (sub bass system) и принялся, засучив рукава, покорять аудиофилов.
Аудиофилы покорились новичку почти сразу — с выпуском модели REL Stadium была открыта новая глава истории сабвуферов. Stadium разрабатывался с учетом главного принципа работы Ричарда: сабы должны максимально естественно вписываться в любую систему и воспроизводить низкие частоты максимально чисто и четко.
Схема усилителя сабвуфера REL G-серии |
Сабвуфер должен присутствовать физически, но отсутствовать на слух, человек не должен слышать, что вот сейчас играет сабвуфер. Просто у системы должен появиться хороший музыкальный бас.
Динамик сабвуфера REL G-серии |
Первое решение — НЧ-динамик связан с басовым усилителем отдельным кабелями. Второе — сабвуфер, по замыслу Ричарда, становится активным и обладал собственным независимым перестраиваемым кроссовером. При этом последний полностью отделен от системы. Также была придумана активная схема с высоким входным сопротивлением, благодаря которой саб подключался напрямую к выходным клеммам усилителя. Пройдя схему, сигнал попадает на вход усилителя мощности (с низким выходным и высоким входным сопротивлением) на полевых транзисторах, параметры которого оптимизированы для работы на низкочастотный драйвер. Кстати, из этой схемы были исключены все проходные конденсаторы.
Аудиофилы все это оценили и бросились покупать новинки еще яростнее, а в 1995 году компания перебралась в город Бридженд в южном Уэльсе, попутно расширив линейку в разных ценовых диапазонах. И именно то, что REL выпускает только сабвуферы, дает компании отличный шанс на голову опережать своих конкурентов.
Новая эра
В 2005 начинается новая эра REL с момента приобретения компании Джоном Хантером и Дональдом Броуди. Новые владельцы решили «осовременить» подход компании к выпуску продукции. Во-первых, текущие линейки продуктов были обновлены внешне, чтобы сабы не только отлично звучали, но и отлично выглядели. Во-вторых, улучшили электронику, заменив ряд компонентов на более качественные и «перерисовав» некоторые схемы. Впрочем, базовые принципы исповедуются и сегодня. А надежность, инновации и современный дизайн позволяют сохранять лидерство в сегменте.
Сабвуфер REL Habitat
Испытания готовых продуктов происходят с максимально возможными перегрузками, при этом сами платы с микросхемами изготавливаются по предельно строгим стандартам для обеспечения максимальной степени защиты. Даже стыки кабинетов проверяются вручную под ярким светом — их не должно быть видно, а корпусы нужно делать предельно жесткими, чтобы никакой резонанс не испортил качество звука. Кроме того, в кабинетах используются специальные пазошиповые соединения, комбинируемыми дополнительными скобами, стягивающими корпус по максимуму.
Ричард Лорд уже не является директором и главным конструктором компании REL, но компания по-прежнему выпускает высококачественную низкочастотную акустику. Недавно он ознакомился с новыми линейками сабвуферов для стерео- и многоканальных систем, и очень высоко оценил «фантастическую», по его словам, работу, которую проделали новые владельцы. Ричард по-прежнему плотно общается с новыми владельцами и держит руку на пульсе.
Низкочастотный каталог
На сегодняшний день продукция REL представлена несколькими линейками сабвуферов. Это серии S и T, серия Gibraltar (она же – серия G), беспроводной сабвуфер Habitat и аксессуары. Все сабвуферы компании нужно калибровать при установке, чтобы бас заполнял пространство целиком, органично «вливаясь» в музыку, а не выходил только из одной точки. Кроме того, важно понимать, что данные сабвуферы подходят не только для прослушивания музыки (в том числе и ритмичной), но и для просмотра кино.
Внутри сабвуфера REL Gibraltar
Наконец, о подключении. Компания REL всегда рекомендует использовать высокоуровневое подключение своих сабвуферов (напрямую к акустическим клеммам усилителя). Для этого в комплекте с сабвуфером идет соответствующий кабель, но можно приобрести и его улучшенный вариант отдельно.
Кабель REL Bassline Blue
Также нужно сказать, что все модели оснащены перестраиваемым кроссовером (с шестнадцатью значениями частоты от 30 до 120 Гц), переключателем фазы, регуляторами уровней, клеммами для подключения выхода предварительного усилителя и выходами для подключения сателлитов с НЧ-фильтром. И электронной схемой Set-Safe, которая защищает сабвуфер от перегрузки.
Басовая перекличка
Начнем мы путешествие по линейке REL с сабвуфера Habitat 1: он интригует уже своим предназначением, а форма его и вовсе удивляет. Этот сабвуфер довольно тонкий — 11 см, и его можно разместить прямо на стене (но имейте в виду, весит он 23 кг).
Внутри у необычного аппарата находятся два НЧ-динамика диаметром 17 см и один 25-сантиметровый пассивный радиатор. Мощность усилителя составляет 150 Ватт. К Habitat 1 прилагается передатчик Longbow, с помощью которого идет беспроводная передача сигналов — именно во множественном числе, поскольку во избежание раскладывания стереосигнала на несколько диапазонов компания REL рекомендует подключать сабвуфер одновременно как к выходам на фронтальные АС, так и к выходу предусилителя на ресивере.
Серия T, выпускаемая в черных и белых кабинетах, самая популярная в силу своей демократичной стоимости. Небольшой сабвуфер по имени T-Zero (около 20 тыс. рублей), с которого начинается линейка, может позволить себе почти любой желающий.
Сабвуфер REL T-Zero
Несмотря на компактные размеры (по форме это кубик с гранью в 25 см), усилитель мощности сабвуфера класса D выдает до 100 Вт, а ровная АЧХ обеспечивается, начиная с 30 Гц — не только в официальных тех.данных, но и согласно замерам Stereo&Video. У него всего один 165-миллиметровый длинноходный динамик, но этого, как видите, достаточно для привнесения в систему хорошего баса.
Сабвуфер REL T5
Остальные сабвуферы серии «T» мощней T-Zero и еще более совершенные, однако цена по-прежнему остается доступной. Модели T5, T7 и T9 между собой отличаются мощностью и небольшими улучшениями технических характеристик. В этих моделях стоят усилители класса A/B. Старшие T7 и T9 обладают уже двумя динамиками (активным и пассивным диаметров 8 и 10 дюймов соответственно).
Поскольку серия R снята с производства, и заменена в том же среднем ценовом диапазоне на серию S, то именно на нее мы и обратим теперь внимание. Линейка представлена моделями S2, S3 и S5, и повышение как мощности, так и размеров и веса сабвуферов идет от модели к модели все выше и выше — начиная с 250 Ватт у REL S2.
Сабвуфер REL S/2 (слева) и S/5 (вид сзади и фронт без гриля)
У моделей раздельные регуляторы уровней громкости, усилители класса D и встроенный беспроводной приемник Longbow, который позволит обойтись без лишних кабелей (если комплектные тоже считать таковыми). И точно так же цвета кабинетов сабвуферов — белый и черный.
Пульт дистанционного управления сабвуфером REL G1
А наиболее продвинутые со всех точек зрения — сабвуферы серии Gibraltar (она же серия G). В линейку входят топовые модели G1 и G2. Обоими сабвуферами можно управлять при помощи пульта ДУ, выполненного в оригинальном цельнометаллическом алюминиевом круглом корпусе.
Сабвуфер REL G1
Модель G2 сам . Массивный радиатор сзади, усилитель класса A/B, четырехслойная мощная катушка способная рассеивать мощность до 500 Вт, а корпус покрыт 13 слоями черного лака.
Сабвуферы REL G1 (слева) и REL G2 (справа)
В таком случае мало баса уже никому не будет. Более того, сабвуферы серии G можно организовывать в стойки: устройства ставятся друг на друга с помощью специальных «рельсов», и так создаются массивные стойки из трех моделей, стоящих друг на друге. Это применимо в основном для больших помещений: например, у каждой фронтальной АС ставится по стойке с тремя «Гибралтарами».
Подготовлено по материалам журнала «Stereo & Video», май 2014 г.
www.stereo.ru
Эту статью прочитали 15 932 раза
Статья входит в разделы:
Производители Hi-Fi. Истории и интервью
Звучание (А.В.)
Этот сабвуфер хорошо работает в самом низшем регистре и точно передает звучание инструментов, чей диапазон простирается до нижней границы диапазона (литавры, большой барабан симфонического оркестра). Но отдельные ноты звучат не вполне равномерно и несколько резковато, видимо, тут есть проблемы с резонансами.
Зато сабвуфер обладает высокой чувствительностью, поскольку хорошо передает изменения динамики на низах, например, крещендо и диминуен до басовых инструментов.
43 500 рублей
Все свои
В описании Airmotiv T-Zero указано, что колонки рассчитаны как на работу со стереокомпонентами, так и в качестве фронтальной акустики в составе домашнего кинотеатра. Однако представители компании настояли, что воспроизведение именно музыкального материала является сильной стороной модели, и не к лицу истинным меломанам отвлекаться на суетный просмотр видео.
Представленные интегральный усилитель и CD-плеер одноименного бренда оптимально сочетаются с колонками и образуют привлекательный по цене комплект
Для прослушивания нам предложили комплект, собранный, в основном, из изделий одноименного бренда, где по характеристикам компоненты оптимально сочетаются друг с другом. Раскачивать колонки доверили интегральному усилителю Emotiva BasX TA-100 со встроенным ЦАПом на чипе AD1955 (который заслуженно считается одним из лучших «однобитников» у Analog Devices).
Основным источником звука послужил проигрыватель компакт-дисков Emotiva BasX CD-100, он был подключен к аналоговому входу RCA и задействовал собственный «старый добрый» и, на мой взгляд, весьма музыкальный ЦАП CS4398. Также этот CD-плеер может работать как качественный транспорт, присоединяясь к TA-100 через коаксиальный или оптический разъемы, но в этот раз к «оптике» усилителя мы подключили сетевой плеер Yamaha WXC-50 для воспроизведения «хайрезов» с USB-носителя.
Академический подход
Обычно предполагается, что воспроизведение басов акустикой подобного форм-фактора, мягко говоря, «компромиссное», и поэтому сразу предлагаю T-Zero справиться с агрессивным «рэпкором» «Take The Power Back» от Rage Against The Machine. В ответ колонки выдали отчетливые полновесные «низы», раскрывая и напор ударной установки, и зловещий голос бас-гитары. Ощущается характерный «панч», при этом динамики совершенно не толкают в грудь, но чувствительно «раскачивают» барабанные перепонки. Композиция звучит хоть и достоверно, но не привычно грозно, а несколько академично, и ты воспринимаешь себя не фанатом на рок-концерте, а консерваторским преподавателем в комиссии худсовета: «обратите внимание, коллега, на характерные обертоны в вокале Зака де ла Роча …». Зато эта особенность поможет мирно ужиться с соседями в панельной многоэтажке без потерь в громкости и качестве звука.
В небольшой комнате придется озаботиться, чтобы колонки не стояли вплотную к стене
В композиции «Believer» Imagine Dragons колонкам удалось передать насыщенное густое звучание и низкочастотный ритм вместе с хорошо прорисованным вокалом и прозрачными «верхами». Песня Smokie «Oh Carol» прозвучала ярко и «забойно»: четкие упругие басы вместе с детально подчеркнутыми инструментами и голосом так и побуждали притопывать ногой в такт, хотя я никогда не был поклонником группы. Однако стоит предупредить, что истинные «басхэды» могут разочароваться: «низов» у колонок не много, а ровно столько, чтобы хватило достоверно передать замысел исполнителя.
Фолк-блюзовая композиция «Blackjack Heart» американской исполнительницы Karen Michelle Johnston, известной как Michelle Shocked, порадовала густым тягучим звучанием контрабаса, отчетливыми касаниями палочек ударной установки и хорошо проработанным вокалом. А романтичная рок-блюзовая вещь «Love Will Keep Us Alive» от Eagles прозвучала интимно-камерно, и, я бы сказал, обволакивающе-уютно.
Швейцарские электронщики Yello были поданы интересно и необычно. Жесткие верхние частоты как часть фирменного почерка группы, которые на обычных колонках стучат по ушам острыми молоточками, в интерпретации T-Zero благодаря ленточным твиттерам подавались мягко и чисто. Объем и опора на «низах» сохранились, и композиции, не растеряв энергии и напора, приобрели толику изящности.
В экспрессию классического «Bolero» Joseph Maurice Ravel колонки добавили оттенки утонченности и, как ни странно, душевности. Отчетливо различались медные и деревянные духовые инструменты, а общее звучание было детальным и слаженным.
Важно отметить, что на восприятие музыки при прослушивании влияли не только колонки, но и характерный почерк источников со своими ЦАПами: CD-плеер играл более слитно и мелодично (и лично мне понравился больше), а встроенный чип усилителя старался преподнести поток от сетевого плеера чуть холоднее и аналитичнее. И в этом видится дополнительный плюс данного сетапа, когда вы можете выбирать звук под жанр или настроение, доверяя обработку сигнала тому или иному устройству.