DALI Royal — компактные акустические системы для небольших комнат
Дорого, красиво, респектабельно
Датская компания DALI предлагает весьма внушительное количество акустических систем разных классов, размеров и, соответственно, стоимости. Мы уже тестировали относительно недорогие АС серии Blue и более серьёзные акустические системы линейки Suite. Сегодня мы заберёмся ещё выше по ценовой лестнице и проведём тест колонок серии Royal. Примечательно, что при весьма внушительной цене, даже фронтальные АС являются очень компактными «полочниками», не говоря уже о миниатюрном спикере центрального канала и тыловых громкоговорителях.
Линейка Royal включает в себя всего четыре модели АС, три из которых вошли в сегодняшний обзор. «Пролетели» лишь напольные Tower. Точнее, просто не были включены в тестируемую систему, ибо нам было чрезвычайно интересно узнать, чем могут порадовать или огорчить компактные полочные АС стоимостью $1000 за пару, согласитесь, для «полочников» это очень немаленькая цена. Нет, конечно, есть компактные АС, которые стоят в разы больше, но они уже относятся к другому сословию, ибо их могут позволить себе лишь очень состоятельные меломаны. Так что мы решили пока посмотреть на «лицо» и «вокальные данные» полочных АС серии Royal от DALI, тем более, что размер центрального спикера и тыловых АС говорит о том, что использоваться система будет в относительно небольшой комнате, а напольные фронтальные АС ставить в одной связке со столь маленькими тылами и центром как-то не хотелось, ведь система должна быть сбалансирована. Пусть пинают меня некоторые товарищи, которые будутс пеной у рта утверждать, что, мол, раз линейка одна — всё заведомо сбалансировано и вообще проблем нет никаких. Может и так, но на практике, если центральная АС очень существенно отличается по «калибру» от фронтальной пары, согласовать всё это вместе не так легко, как кажется. Даже если все АС из одной линейки (вспомним хотя бы ситуацию с Boston CR, где при довольно качественных фронтальных и тыловых АС, центр оказался весьма посредственным, явно не дотягивающим до уровня остальных АС линейки).
Все акустические системы линейки Royal предлагаются в четырёх (!) возможных вариантах внешней отделки: натуральный шпон вишни, белый лак, чёрный лак, синий лак. Вполне логично, что лаковая отделка оценена дороже, нежели шпонировка. Покупатель лакированных колонок, помимо собственно роскошных лаковых поверхностей, получает «в подарок» мягкие перчатки, в которых и следует производить все манипуляции с АС, дабы не оставить на лакированной поверхности царапины и отпечатки пальцев. Разумеется, мы не стали пренебрегать предложением DALI и хватались за АС только перчатками. Помимо этого, перчатки недвусмысленно намекают, что перед вами солидная вещь, требующая особо обходительного обращения. В каком-то роде, перчатки являются частью «имиджевого ореола», который неизменно создаётся вокруг дорогих и престижных вещей, коими вполне можно назвать и АС серии Royal. Если кто не в курсе, Royal переводится как «королевские».
DALI Royal Scepter
«Королевский скипетр» (с англ.). Данная модель попала к нам на тест как раз в белом лаковом «одеянии». Ну что можно сказать — смотрится очень красиво, даже завораживает. Разумеется, снаружи не видно ни одного стыка панелей корпуса — лак аккуратно покрывает всю поверхность каждой стенки. Им покрыта даже нижняя днище колонки.
Что касается конструкции, то Royal Scepter является вполне традиционной двухполосной акустической системой фазоинверторного типа. Порт фазоинвертора выведен на тыловую панель АС.
Блок терминалов позволяет осуществлять как традиционное (двухкабельное), так и четырёхкабельное подключение по схеме bi-wiring. Разумеется, возможность использовать коннекторы типа banana здесь присутствует.
Корпус АС скроен из толстых плит MDF (стенки и тыловая панель имеют толщину 25 мм, передняя панель — 20 мм), поэтому никакие внутренние распорки оказали просто не нужны, ведь с учётом размера каждой панели MDF, устойчивость к резонансам будет весьма велика: при постукивании костяшками пальцев корпус почти не откликается. В роли звукопоглотителя выступает довольно крупный кусок синтепона, занимающий практически весь внутренний объём. На время фотосъёмки поглотитель был извлечён из корпуса.
За воспроизведение низких и средних частот отвечает динамик производства DALI. Динамик базируется на полимерном диффузородержателе, который, посредством подвеса из мягкой резины, держит 125-миллиметровый бумажный диффузор с пропиткой. Материал диффузора довольно сильно напоминает тот, что применяется в линейке Suite. Любопытно, что магнитная экранировка отсутствует, однако, реальные наводки на устройства отображения, основанные на ЭЛТ, можно увидеть лишь при расположении АС на расстоянии менее 40-50 см., что в большинстве случаев позволяет вообще не задумываться о наличии или отсутствии экранирования магнитной системы НЧ/СЧ динамика.
А вот ВЧ-динамик очень сильно напоминает модель D20TD от компании Vifa. К сожалению, по техническим причинам наша фотография ВЧ драйвера была испорчена, поэтому однозначно утверждать, что в моделях Scepter и Menuet II установлен ВЧ динамик от Vifa мы не берёмся… Но уж очень похожи…
DALI Royal Scepter | |
Технические характеристики (паспортные) | |
Акустическое оформление | Фазоинвертор (порт на тыловой панели) |
Рекомедуемая мощность усилителя | 25 — 150 Ватт |
Частотный диапазон | 60 Гц — 25 кГц (+/- 3 дБ) |
Чувствительность | 88 дБ |
Сопротивление | 4 Ом |
Частота раздела фильтра | 3,6 кГц |
Динамические излучатели | НЧ/СЧ: конический диффузор (125 мм в диаметре) из бумаги с пропиткой |
ВЧ: купольный диффузор (19 мм в диаметре) из ткани | |
Клеммы | 2 пары высококачественных винтовых терминалов типа банана-джек |
Магнитное экранирование | нет |
Общие | |
Материал корпуса | MDF. Натуральный шпон вишни или рояльный лак. |
Габариты (В×Ш×Г) | 307×186×220 мм |
Вес без упаковки (шт.) | 4,9 кг |
Цена* за пару | $985 (шпон вишни) $1120 (белый лак, чёрный лак, синий лак) |
* рекомендованная розничная цена официального дистрибутора на территории России.
Результаты измерений
Судя по АЧХ, тональный баланс колонки будет довольно нейтральным, поскольку глобальных перекосов на графике нет. Некоторые неровности в области нижней середины конечно немного повлияют на звучание, но восприниматься оно будет лишь как характер звучания данной модели. Уровень искажений опускается ниже 1% уже после 150 Гц и не выходит за этот рубеж вплоть до самых высоких частот. На низких частотах искажения возрастают до нескольких процентов.
Измерения под углом 45° в горизонтальной плоскости продемонстрировали способность АС корректно излучать звук при довольно солидном угле отклонения от оси динамиков, а значит строго ориентировать на себя АС вовсе не обязательно, да и зона устойчивого стереоэффекта будет довольно широкой.
DALI Royal Menuet II
Эти компактные, но очень гармонично выглядящие АС, отделаны натуральным шпоном вишни, причём поверх шпона видно дополнительное лаковое покрытие, придающее деревянной поверхности дополнительный блеск. Цвет колонок можно назвать даже немного кричащим, поскольку довольно яркий рыжий оттенок шпона почти моментально привлекает к себе внимание. Может на это и рассчитывали? Наверное, не стоит говорить, что к качеству отделки у нас не только не было претензий. Напротив, шпонировка DALI Royal Menuet II сродни отделке элитной мебели. Как вы уже поняли, внешний вид АС серии Royal является весьма существенным козырем, подчёркивающим особый статус этих акустических систем. Всем своим изысканным и даже несколько чопорным видом АС демонстрируют, что место им в респектабельном жилище состоятельного человека.
И если по первой фотографии судить о размерах АС весьма сложно, поскольку из-за относительно небольшого диффузора ВЧ драйвера (всего 19 мм, как и у модели Scepter), от чего вся АС выглядит несколько больше, чем есть на самом деле, то при непосредственном сравнении этой акустической системы с обыкновенным компакт-диском сразу становится видно, что размеры Menuet II действительно невелики.
Задняя панель Menuet II демонстрирует класс и качество изделия. Во-первых, конечно же, это качество отделки. Взгляните, насколько точно состыкованы листы шпона. Подобран даже рисунок фактуры дерева. Во-вторых — заметно, что корпус собран из очень толстых плит — из те же самых, из которых изготовлен весьма крепкий корпус «Скипетра». Ну и, в-третьих — блок терминалов, позволяющий при желании использовать и четырёхкабельное подключение, и коннекторы «банан». Хотя удивляться тут особо нечего — от компактных колонок ценой в восемь сотен долларов чего-то такого мы и ждали. Так что всё в порядке.
Внутреннее убранство Menuet II очень напоминает ситуацию со Scepter. Правда, синтепоновый звукопоглотитель теперь не заполняет практически весь объём корпуса, однако его по-прежнему немало. Из-за применения толстых стенок корпуса, внутренние переборки также не понадобились. При постукивании по корпусу АС можно услышать лишь очень негромкий «ответ», что косвенно свидетельствует о крепком и виброустойчивом корпусе. Впрочем, это было очевидно и без постукивания.
19-милиметровый ВЧ динамик с тканевым куполом используется в Menuet II такой же, какой мы видели и в Scepter’е, а вот диффузор НЧ/СЧ драйвера имеет не только иной диаметр (всего-лишь 10 см), но и изготовлен из другого материала — из полимера. Судя по маркировке, динамик определённо имеет отношение к Vifa — известному датскому производителю драйверов для АС. Вполне возможно, что эти динамики были разработаны специально для DALI компанией Vifa как ОЕМ-продукт, ведь на самом динамике не указан производитель — только индекс модели и страна изготовления. А уж DALI, по крайней мере, всегда ставит свой логотип на драйвере.
DALI Royal Menuet II | |
Технические характеристики (паспортные) | |
Акустическое оформление | фазоинвертор (порт на тыловой панели) |
Рекомедуемая мощность усилителя | 25 — 100 Ватт |
Частотный диапазон | 70 Гц — 25 кГц (+/- 3 дБ) |
Чувствительность | 86 дБ |
Сопротивление | 4 Ом |
Частота раздела фильтра | 4,2 кГц |
Динамические излучатели | НЧ/СЧ: конический диффузор (100 мм в диаметре) из бумаги с пропиткой |
ВЧ: купольный диффузор (25 мм в диаметре) из ткани | |
Клеммы | 2 пары винтовых терминалов банана-джек |
Магнитное экранирование | нет |
Общие | |
Материал корпуса | MDF. Натуральный шпон вишни или рояльный лак. |
Габариты (В×Ш×Г) | 257×156×185 мм |
Вес без упаковки (шт.) | 4 кг |
Цена за пару | $785 (шпон вишни) $920 (белый лак, чёрный лак, синий лак) |
Результаты измерений
АЧХ Menuet II обладает чуть более ощутимыми неравномерностями в области верхней середины и ВЧ, что может внести некоторые изменения в тональный баланс колонки, относительно модели Scepter, хотя и не очень существенные.
Ситуация с характером искажений и способностью воспроизводить звук под углом 45° в горизонтальной плоскости у модели Menuet II очень напоминает результаты, показанные Scepter’ом.
DALI Royal Vocal
Двухполосный спикер центрального канала. Вот эта АС может по праву считаться миниатюрной — взгляните на фото, где на АС установлен обычный компакт-диск. Впрочем, даже при своих габаритах колонка совсем не выглядит игрушкой. Это по-прежнему солидная и дорого выглядящая вещь, просто очень маленькая
Динамики расположены по традиционной симметричной схеме, позволяющей добиться симметричного распределения звуковых волн в горизонтальной плоскости, относительно оси ВЧ динамика.
Поскольку корпус Royal Vocal изготовлен из менее толстых плит MDF, нежели две предыдущие модели, разработчики сочти нужным оборудовать колонку двумя внутренними распорками. В роли поглотителя по-прежнему выступает синтепон.
А вот размер диффузоров НЧ/СЧ динамиков откровенно умиляет с одной стороны и настораживает — с другой: всего лишь 65 мм! В некоторых АС даже среднечастотные драйверы имеют больший диаметр диффузора, а тут на них возложена ответственная миссия по воспроизведению не только средних частот, но и баса. То есть, Royal Vocal является по идее совершенно полноценной АС центрального канала, однако при взгляде на компактные размеры и крошечные НЧ/СЧ динамики вспоминается фраза из одного известного фильма Л. Гайдая: «Меня терзают смутные сомнения…». Да, сомнения действительно есть, причём даже не совсем смутные. Миниатюризация — это, конечно, может и хорошо, но ведь столь маленькие динамики как правило не обладают должным динамическим диапазоном, часто не способны воспроизвести корректный тональный баланс, не говоря уже о физической неспособности хоть на маломальски серьёзный бас. Но это «обычно». Как поведёт себя колонка в составе комплекса домашнего театра нам ещё предстоит выяснить.
Я бы так не говорил, если бы не цена модели DALI Royal Vocal, (~$500). А за $500 колонка должна не только стильно выглядеть, но ещё и звучать, причём хорошо звучать. Справедливости ради стоит сказать, что обычно описание моделей делается за несколько дней до начала прослушивания и измерений, поэтому сейчас я описываю АС, не имея на руках ни графиков АЧХ, ни впечатлений от прослушивания. Отсюда и рассуждения по поводу способности или неспособности Royal Vocal выдать полноценный звук, который стоит ожидать от этой не самой дешёвой АС.
Высокочастотный драйвер имеет купол 25 мм из ткани. Динамик произведён компанией Vifa. Это модель D24NC. Впрочем, не столь важно, кто динамик сделал, сколько важно, как этот динамик звучит (в связке с остальными драйверами АС, разумеется).
DALI Royal Vocal | |
Технические характеристики (паспортные) | |
Акустическое оформление | Фазоинвертор (сдвоенный порт на передней панели) |
Рекомедуемая мощность усилителя | 30 — 120 Ватт |
Частотный диапазон | 74 Гц — 25 кГц (+/- 3 дБ) |
Чувствительность | 89 дБ |
Сопротивление | 4 Ом |
Частота раздела фильтра | 3,2 кГц |
Динамические излучатели | НЧ/СЧ х 2: конический диффузор (65 мм в диаметре) из бумаги с пропиткой |
ВЧ: Купольный диффузор (25 мм в диаметре) из ткани | |
Клеммы | 1 пары винтовых терминалов типа банана-джек |
Магнитное экранирование | да |
Общие | |
Материал корпуса | MDF. Натуральный шпон вишни или рояльный лак. |
Габариты (В×Ш×Г) | 118×366×198 мм |
Вес без упаковки (шт.) | 4,5 кг |
Цена за штуку | $492 (шпон вишни) $544 (белый лак, чёрный лак, синий лак) |
Результаты измерений
Было бы удивительно, если бы столь компактные динамики продемонстрировали почти «линеечку» на графике АЧХ, однако заметные неравномерности наблюдаются лишь на нижней середине и басах — довольно неплохой результат для малогабаритной АС, хоть и довольно дорогой.
Уровень искажений также невысок и на большей части диапазона не превышает 1%.
Звучание в музыке
В основном прослушивание проводилось на модели Scepter, а Menuet II мы уделили чуть меньше времени, поскольку звук Menuet II, как оказалось, отличался не очень-то и сильно от более крупной «сестры». По крайней мере, тональный баланс и основные «повадки» у этих двух моделей практически одинаковы. Menuet II лишь уступает в динамике и, разумеется, обладает менее глубоким и напористым басом. Так что описание звука Scepter можно почти в равной степени отнести и к Menuet II, помня о тех нескольких отличиях, которые не дают колонкам звучать совсем одинаково.
Как обычно прослушивание мы начали с нашей тестовой подборки акустической музыки. Это композиции в стиле джаз, фьюжн, этническая музыка и блюзы. При воспроизведении различных композиций мы дружно отметили превосходное разделение инструментов — звук не «сваливался в кашу» даже на довольно сложном материале, что позволяло слышать партии всех инструментов даже во время тутти большого коллектива музыкантов. Такое положение сохранялось на различной громкости, вплоть до громкости «выше среднего» (то есть, почти на грани комфортного восприятия). На высокой громкости звук благополучно как будто блендером замешивали, но это не столь важно, поскольку на такой громкости слушать едва ли кто-нибудь станет. Вообще, колонки «любят» среднюю громкость. А значит можно говорить о полноценном озвучивании комнаты площадью до 20 м². Хотя, конечно, даже более-менее серьёзного баса в столь компактных полочных АС и не будет, тональный баланс можно всё равно назвать «правильным» и почти «мониторным». Несколько непривычно звучали высокие частоты: вроде всё на месте, а как-то необычно воспринимается. Впрочем, это лишь особенность характера звучания АС, поскольку узнаваемость тембров от этого ничуть не страдает. К детализации претензий у нас не возникло, равно как и к атаке. И вроде бы всё хорошо, звук довольно «дорогой» и комфортный… но за душу не берёт.
Ситуация изменилась почти коренным образом, когда мы начали прослушивание нашей подборке классики. Вот тут колонки продемонстрировали умение довольно точно формировать пространство, причём ощущение глубины сцены было довольно сильное. Классика звучала комфортно и даже эмоционально. Посетовать можно только на нехватку глубокого и плотного баса, нехватка которого на классической музыке воспринимается как уменьшение масштаба происходящего, да и динамический диапазон мог бы быть и пошире.
Сейчас, наверное, стоит сказать, что мы «слушаем с пристрастием» только по одной простой причине: если небольшие «полочники» стоят $1000 — они должны «исполнять», а не воспроизводить, а по сему не грех провести более детальный «разбор полётов», что мы и делаем.
Особенно хорошо колонкам удаются записи камерной музыки, и эмоциональные записи симфонической музыки. Так например, второй концерт Рахманинова мы слушали с откровенным удовольствием, несмотря на нехватку баса, всё-таки чуть мешавшую полностью переключиться на музыку. В остальном, колонки продемонстрировали довольно «взрослый» звук.
С воспроизведением музыке в стиле рок и поп колонки справились на «троечку», поскольку в данном случае нужна не «сцена» и проработка нюансов, а плотный бас, чувство вовлечённости и ритмичность (так называемый «драйв»). Само собой, что столь компактной АС всего этого в достатке не было. И дело тут не именно в этих АС, а в самом классе компактных «полочников» — ну не способны все эти малышки усладить слух заядлого любителя рока и блюза — тут нужны колонки побольше и помощнее.
Так что можно сказать, что наиболее комфортно DALI Royal Scepter и DALI Royal Menuet II воспроизводят классику и лёгкую мелодичную акустическую музыку.
Звучание в театре
Забавно, но крохотный центральный спикер нас несколько удивил. Да, хоть сколько-нибудь значимого баса там не было в принципе, да и с динамикой звука не всё в порядке (как будто звук пропустили через компрессор/лимитер — это особенность большинства миниатюрных динамиков), но тональный баланс был на удивление комфортным. и даже почти «правильным». Центральная АС весьма неплохо согласуется с фронтальными колонками, несмотря на наши опасения. Однако и переоценивать ситуацию не стоит: сегодняшний комплект способен создать полноценный театральный звук лишь в относительно небольшой комнате, площадью около 15 м². Ограничителем служит именно центральный спикер, который на высокой громкости начинает звучать уже не так кофмортно — срывается на «крик». Но в относительно небольшом помещении звук будет весьма неплохим, с поправкой на размеры АС, а значит и накладываемые этими размерами ограничения. Зато атака весьма недурная — все хлёсткие звуки, вроде звона стекла или выстрела, звучат довольно «сочно».
Заключение
Впечатления от DALI Royal остались двоякие. С одной стороны, при таких размерах колонки звучат действительно неплохо, да и роскошная отделка едва ли оставит кого-либо равнодушным. С другой — звук не очень-то и впечатляет, учитывая нехилую цену. Определённо, DALI Royal созданны для дорогих интерьеров небольших комнат. Для тех, кто готов переплатить за роскошную отделку и имидж АС. Ну а если оценивать эти колонки только с точки зрения звука, то цена кажется неоправданно высокой…
Мы рекомендуем использовать комплект в помещениях площадью от 10 до 15 м².
Плюсы
- шикарная внешность;
- проработанный звук с корректным тональным балансом и хорошим разделением инструментов.
- компактные размеры;
- колонки обладают особой аурой, присущей элитным вещам.
Минусы
- очень высокая цена, учитывая качество звучания.
Благодарим компанию A&T Trade за предоставленные на тестирование акустические системы DALI Royal
Полочная акустика DALI Mentor Menuet, обзор. Журнал «Салон AudioVideo», ноябрь 2010 г.
В Mentor Menuet всё на высшем уровне. Это касается и отделки, и начинки, и характеристик. Маленькие DALI обладают необычайно широким диапазоном и воспроизводят бас с таких частот, которые не каждой напольной системе под силу.
Сохранить и прочитать потом —
Вот самая интригующая новинка среди мини-мониторов — двухполосные DALI Mentor Menuet. В них воплощены все технические инновации хай-эндной линейки Mentor, и это видно сразу. Диффузор басовика сделан из дорогой длинноволокнистой целлюлозы — материала с самыми лучшими резонансными характеристиками. Пищалка с 28-миллиметровым шёлковым куполом та же, что в старших моделях DALI. Масса подвижной системы у них примерно на треть меньше, чем у других мягкокупольных излучателей. Корпуса АС изготовлены из массива дерева и оснащены фазоинвертором, причём порт, расположенный сзади, установлен под углом к горизонтальной оси (такой менее чувствителен к внутренним ящичным резонансам). Отметим и высококлассные позолоченные терминалы.
В Mentor Menuet всё на высшем уровне. Это касается и отделки (три варианта, причём среди них есть очень красивое покрытие чёрным матовым лаком), и начинки, и характеристик. Судя по данным, маленькие DALI обладают необычайно широким диапазоном и воспроизводят бас с таких частот, которые не каждой напольной системе под силу. Мы сами сначала не верили…
С первых минут прослушивания стало понятно, почему эти мониторы столько стоят. Они единственные в нашем обзоре, способные внятно, чётко и с достаточной силой воспроизвести большой оркестровый барабан! Бас-гитара и контрабас для них не проблема — их звучание они передают динамично, хлестко, с приятным драйвом. Но способность выдать «взрослый» низ — не самое ценное качество Mentor Menuet. Покорила и линейность в среднем диапазоне, и необыкновенная тональная нейтральность на верхах. Если системы расположить на дистанции не менее метра (строго), то возникает полная иллюзия дорогущих студийных мониторов с калиброванной АЧХ. Все гармонические нюансы, микродинамические и пространственные — как на ладони.
Единственное замечание — несколько поджатая на краях звуковая сцена. Но эту проблему следует связывать уже не с колонками, а с настольной установкой. Стоит приподнять Mentor Menuet над отражающей поверхностью сантиметров на 10 — 15, как всё пространство получает должный объём, а образы становятся осязаемо ясными. Заодно улучшается и ритмический рисунок, звук становится быстрее и чище — количество баса переходит в качество.
ПОРАДОВАЛО | Самый широкий диапазон и самая реалистичная динамика на басах. Очень линейный средний и верхний регистр. Высокое гармоническое и пространственное разрешение. | |
ОГОРЧИЛО | Дистанция — не ближе метра. Все достоинства при настольной установке проявятся лишь с подставками высотой 10 — 15 см, а найти такие проблематично. |
Зависимость модуля Z от частоты DALI Mentor Menuet Как обычно у DALI, импеданс не имеет резких пиков и провалов, соответственно, и фазовая характеристика во всём диапазоне частот тоже ровная. А при малой реактивной составляющей нагрузки, как известно, лучше передаются резкие фронты сигнала. Фазоинвертор настроен на 62 Гц, в фильтрах имеются фазовыравнивающие звенья. Системы 4-омные, а в ВЧ-диапазоне их сопротивление держится в пределах 7 — 10 Ом, поэтому проблем с выбором усилителя не будет. |
Амплитудно-частотная характеристика DALI Mentor Menuet Прекрасный результат для полочников такого размера. Начиная со 120 Гц АЧХ абсолютно линейна, и даже подъём твитера на 16 кГц совсем невелик. Инженеры DALI делают его специально, чтобы даже в комнате с мягкой мебелью колонки звучали линейно. И дисперсия, как всегда, широкая — при отклонении от оси на 30 град. характеристика по-прежнему ровная, да и при 50 град. показывает спад лишь после 6 кГц. Такая диаграмма направленности гарантирует широкую зону стереоэффекта и чёткую локализацию источников. Но есть и минус — заметные призвуки в трубе фазоинвертора на 1500 Гц, поэтому при наличии в системе сабвуфера порт лучше заглушить. Чувствительность — порядка 86 дБ, соответственно, усилитель потребуется от 80 Вт на канал. |
Подготовлено по материалам журнала «Салон AudioVideo», ноябрь 2010 г.
www.salonav.comЭтот обзор прочитали 3 789 раз