Секретная служба виниловых маньяков, статья. Журнал «АудиоМагазин»


Как правильно выбирать винил 3

В данной статье мы поговорим о главной проблеме, волнующей меломанов, трепетно относящихся к винилу, а именно о выборе оригинальных изданий 1960-1990-х годов. Несмотря на значительный рост стоимости первых прессов популярных в народе альбомов, сегодня все еще можно купить великолепно звучащие пластинки аналоговой эпохи за разумные деньги. И мы постараемся вам в это помочь.

Надо сказать, что само определение «оригинальной» пластинки достаточно расплывчато. Считать ли оригиналом только первый пресс с самыми первыми матрицами? А если дополнительный тираж был напечатан через полгода с тех же матриц? Или же первый тираж получился неудачным? То же самое касается и последующих прессингов, которые выходили в ближайшие за датой релиза годы. Даже при печати со вторых-третьих поколений матриц, при условии высокого качества исходной записи, получались пластинки, по качеству звука значительно превосходящие большинство «аудиофильских» переизданий. Здесь сказывается и возраст пленки, и более высокая квалификация звукоинженеров того времени при работе с аналоговым сигналом, и другие факторы. Поэтому для целей настоящей статьи мы будем рассматривать пластинки, выпущенные первым и двумя-тремя последующими тиражами. Чаще всего под это определение будут попадать первый и второй прессы того или иного альбома. Также мы затронем и тему региональных изданий.

Итак, как выбирать? Сразу оговоримся, что наша статья предназначена тем из читателей, которые покупают винил ради высокого качества звука, поэтому в наших рекомендациях мы будем следовать именно этому критерию, а не «коллекционности» какого-либо пресса. Кроме того мы дадим несколько простых советов, как с достаточно высокой степенью точности определить состояние пластинки, если вы не имеете возможности ее прослушать перед покупкой.

Выбираем хороший звук

Само собой разумеется, что пластинки золотого периода аудио записаны и звучат по-разному. Объединяет их лишь одна позитивная черта — все они изначально записывались в аналоге, поэтому даже вторые-третьи прессы звучат существенно приятнее, чем практически все цифровые переиздания тех же альбомов. На что нужно обращать внимание при выборе?

1. Страна издания

Если вы выбираете альбом английского исполнителя, то, конечно, логичнее искать издание с Туманного Альбиона. Бывают редкие случаи, когда те или иные группы записывались и выпускали пластинки в другой стране, но на общую статистику они влияния не оказывают. Чаще всего самое высокое качество звука демонстрируют именно альбомы, изданные по «месту прописки» артиста. Тем не менее, можно отлично сэкономить на покупке дорогих групп типа Jethro Tull, Uriah Heep, Led Zeppelin, The Beatles, и т.д. В том случае, если вам просто нужна хорошо звучащая пластинка данной группы, выпущенная полностью в аналоге, то вполне можно взять немецкий или французский пресс, которые будут стоить существенно дешевле английского, а вот звучать не сильно хуже. Более того, в редких случаях именно иностранные издания оказываются лучше «родных» с точки зрения звука, как это случилось с альбомом Deep Purple «In Rock» — немецкий пресс на лейбле HörZu не оставляет английскому оригиналу никаких шансов.

Предостережем также от необдуманной скупки японских прессов европейских и американских исполнителей. Да, среди них попадаются шедевры, однако очень часто японские компании делали абсолютно свой мастеринг для того, чтобы потрафить специфическому восприятию музыки жителями Японии. И результат иногда сильно отличается от оригинального звучания пластинки. К подобным же сюрпризам следует быть готовым любителям The Rolling Stones, The Beatles и многих других английских групп, которые привыкли покупать пластинки американского издания. Где-то до середины 1970-х годов многие издаваемые за океаном альбомы английских звезд поп-музыки и прогрессив-рока подвергались «переосмыслению», причем не только с точки зрения трек-листа или названия и оформления пластинки, но также и мастеринга. Любимым занятием американских издателей было понижение уровня баса на записях, дескать, портативные проигрыватели винила не справлялись с шириной дорожки. От их умелых рук пострадали первые альбомы Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath, The Beatles и многие другие. Поэтому прежде чем выложить кровно заработанные деньги за американские пластинки любимых английских групп, постарайтесь найти информацию о том, насколько они пострадали от «оптимизации». Кстати, с этой точки зрения немецкие или французские издания значительно более надежны.

2. Тайные символы

Здесь мы уже вступаем на территорию коллекционеров, для которых разница в одной цифре в номере матрицы, букве стэмпера или точке в надписи на лейбле меняет стоимость пластинки в несколько раз. Однако нас интересует только звук, и поэтому мы приведем лишь несколько основных признаков хорошо звучащих пластинок.

а) Надписи на сбеге.

Ищите на сбеге пластинки подпись инженера, нарезавшего лаковый диск. Часто они подписывались инициалами — RL (Bob Ludwig), GP (George Piros), либо псевдонимами. Самый известный любитель псевдонимов — George Peckham, он подписывался как Pecko, Pecko Duck, Porky, Bilbo. Вообще, сам факт подписи диска инженером говорит о том, что он гордится своей работой и хочет, чтобы покупатели знали, кто отвечал за качество звука. При отсутствии подписи ищите штамп известной мастеринговой студии — Sterling, Bell, и т.д.

б) Номера матриц.

Обычно они служат для определения даты тиража и того, является ли данная конкретная пластинка «первопрессом». Бесполезно отрицать, что первые прессы звучат лучше всех последующих, однако разница в звуке редко оправдывает разницу в цене, которая может достигать десятков раз. Правда, касается это правило только коллекционных лейблов и культовых групп типа The Beatles или Led Zeppelin. Искать же первые прессы поп-групп или исполнителей, издававшихся миллионными тиражами, совершенно бесполезно. Попробуйте найдите пластинку, например, The Police «Regatta de Blanc» или Michael Jackson «Bad» с первыми номерами матриц. Попасть к вам в руки она может только волей случая. Поэтому мы рекомендуем подходить к вопросу разумно — если номера матриц не выражаются двузначным значением, и вы видите перед собой цифры вроде A3 или 4U — можете смело покупать пластинку.

в) Надписи на конверте.

Они помогут определить страну издания — она обычно указывается в самом низу на обороте, а также период. Например, если вам пытаются продать Led Zeppelin III со штрих-кодом на обороте конверта, рассказывая, что это близкое к оригинальному издание, то можете смело поворачиваться к продавцу спиной — штрих-коды появились на конвертах только в самом конце 1970-х — начале 1980-х годов.

г) Надписи на лейбле.

Существует целый тайный пласт знаний, позволяющий по дизайну пятака, наличию или отсутствию надписей или цифр, шрифту, ориентации слов, и многим другим признакам определять оригинальность издания. Об этом есть смысл задумываться только коллекционерам, им эти знания помогают приобретать настоящие пластинки за правильную цену. Мы же скажем следующее — в интернете существует огромное количество справочной информации, благодаря которой вы сможете по цвету и дизайну лейбла сразу определить приблизительный период и страну издания пластинки. Это особенно важно при дистанционной покупке. По крайней мере, так вы убережете себя от покупки переиздания по цене оригинальной пластинки.

3. Виниловая масса

Если у вас есть возможность подержать пластинку к руках, то по ее весу и виду дорожек уже можно будет примерно определить потенциальное качество звука. Чем шире нарезаны дорожки, тем больше шансов получить глубокий бас и хороший объем. Тяжелые пластинки 1960-х годов также служат залогом хорошего звучания. Рекомендуем избегать изданий на массе Dynaflex — тонкие гибкие пластинки 1970-х отличаются компрессированным и тусклым звуком, а также цветного винила — как правило, такие пласты демонстрируют повышенный уровень шумов.

Оцениваем состояние

Очевидно, что даже роскошный «первопресс» с широченными дорожками и правильными номерами матриц будет невозможно слушать, если на нем, помимо музыки, также записана песня «Мама жарит яичницу», целиком состоящая из треска и щелчков. Понятно, что если вы имеете возможность поставить пластинку под иглу перед покупкой, то практически все вопросы отпадут сами собой. Существуют, правда, хитрые продавцы, которые выкручивают в минус уровень высоких частот на усилителе с тем, чтобы треск не был слышен, но таких совсем мало. А вот если состояние пластинки придется оценивать «на глаз», то у нас есть несколько простых и полезных советов.

а) Царапины и потертости.

Здесь все зависит от того, чем были нанесены эти повреждения. Если они происходят от того, что пластинку часто доставали и вновь убирали в бумажный конверт, то есть шанс, что при проигрывании хорошей иглой со сложным профилем они вообще не будут слышны. Если же повреждения более глубокие, но их совсем мало, то можно подумать о том, чтобы восстановить поврежденные стенки канавки при помощи, например, зубочистки. Конечно, если пластинка сильно поцарапана по всей площади, восстановить ее уже не удастся.

б) Паук на шпинделе.

Нужно внимательно посмотреть на область вокруг центрального отверстия пластинки. Если стенки отверстия повреждены, а поверхность пятака вокруг него испещрена следами от неумелой укладки пласта на опорный диск, то, скорее всего, перед вами сильно запиленный винил, даже если на нем нет царапин.

в) Цвет пластинки.

Новая или же хорошо сохранившаяся пластинка должна иметь черную глянцевую поверхность. Даже если внешне на пласте и лейбле нет царапин и повреждений, но сама поверхность выглядит серой, то перед вами аккуратно запиленная пластинка с уже разрушенными стенками канавок. От звука там ничего не осталось.

Бывают, к сожалению, ситуации, когда визуально практически невозможно определить повреждения. Так бывает, когда пластинка долго проигрывалась неправильно настроенной или сколотой иглой, что приводит к разрушению канавок, особенно на последних треках. Или же, например, она подверглась длительному воздействию повышенной температуры, отчего мельчайшие частицы пыли и бумажного конверта намертво вклеились в дорожки. Также не всегда можно уверенно определить наличие эксцентриситета, хотя это и меньшее из зол.

Напомним, что в первой части мы рассматривали издания новых альбомов на виниле, а во второй части — современные переиздания классических альбомов.

Надеемся, что данный цикл статей о виниле будет вам полезен при пополнении фонотеки. Мы же будем продолжать регулярно знакомить вас с новинками рынка грампластинок и аппаратуры для их проигрывания.
Обсудить на форуме

Секретная служба виниловых маньяков, статья. Журнал «АудиоМагазин»

Смотри, вот есть книга Яна Петерсона, тоже про Island, серьезный труд. Но у нее есть большой недостаток — Ян ориентировался только на дизайн лейбла. Я же, когда исследовал пластинки, понял, что они изготовлены на разных заводах, хотя дизайн у всех был один и тот же. Этикетки печатались впрок в больших количествах и могли использоваться для второго тиража и дальше. У тебя же есть пластинка Майкла Чепмена на Harvest, где на одной стороне этикетка без логотипа EMI, а на другой с логотипом. И как тут определять?

Сохранить и прочитать потом —

Юрий Гришин — это научно-исследовательский институт винила в единственном лице, вызвавший изумление западных коллекционеров и раздражение российских продавцов, автор пяти книг, превративших существование коллекционеров винила в ад. Если раньше все мы были уверены, что обладаем коллекцией самых первых и самых уникальных изданий, то сегодня рука с дрожью тянется к книге, чтобы проверить — так ли это? И часто вынуждены признать: мы многого еще не знаем и поиски настоящего оригинала еще не закончены. А он знает?

Юрий Гришин родился в Москве в 1959 году, закончил военно-музыкальное училище и Институт стран Азии и Африки при МГУ Первую западную пластинку услышал дома у своего товарища в восемь лет, и не удивительно, что это были The Beatles. Играл на бас-гитаре в ансамбле училища песни B0lack Sabbath и даже King Crimson, в армии купил первую свою пластинку, которой оказался альбом группы Grand Funk Railroad «Born То Die». Уже в институте впервые попал на виниловую толкучку, в середине 90-х стал одним из первых, кто начал возить пластинки из Швеции и Великобритании, открыл свой магазин на Ленинском проспекте. Но главное, он, возможно первым в нашей стране, понял, что ничего про эти самые пластинки не знает, и занялся историческими исследованиями, результатом которых стали пять книг по изданиям лейблов Island, Harvest, Charisma, Vertigo плюс сайт collectable-records.ru. И похоже, это еще далеко не все.

AM Каков тираж одной книги?

— Тысяча штук, хотя на руки отдают 927 экземпляров.

AM Куда больше уходит книг, за границу или на внутренний рынок?

— Я специально не считал, но, думаю, примерно поровну.

AM В каких странах покупают?

— Один из крупных дистрибуторов — голландская компания Clear Spot. А так еще берут магазины из Германии, Норвегии, Финляндии и Японии.

AM А просто коллекционеры заказывают?

— Конечно. Куда я только не отсылал посылки — Польша, Чехия, Швейцария, Франция, Испания… Практически вся Европа, ну и, разумеется, США. Последнее время активизировались заказчики в Южной Америке. Из Австралии несколько книг заказали.

Знаменитый «спиральный» лейбл Vertigo,

на котором выходили Juicy Lucy,

Black Sabbath, Cressida, May Blitz,

Uriah Heep, Patto, Catapilla…

AM Как тебя вдруг заинтересовали такие вещи, как первый пресс, оригинал, страна издания, лейбл? Ведь тогда это никого не волновало, главное, чтобы пластинка была фирменная и новая.

— Это было уже в 1996 году. Я поехал в Швецию с товарищем за пластинками. Продал машину, и мы поехали. И там в магазинах я обратил внимание на то, что некоторые пластинки лежат в коробках по доллару, а некоторые висят на стене и стоят намного дороже. Я понял, что есть еще какие-то вещи, связанные с пластинками, кроме названия группы и альбома. Кроме того, я увидел у продавца толстую книгу «Record Collector, в которую он иногда заглядывал и что-то там смотрел. В следующий свой приезд в Швецию я сразу отправился в книжный магазин и купил точно такую же, хотя стоила она недешево. По вечерам, вернувшись с покупками в гостиницу, я сверял пластинки со справочником. И тогда я увидел, что вот это, например, первый пресс и выходил он на таком лейбле, а вот это — третье издание, и цены у них разные. Еще я понял, что в этом надо научиться разбираться — всякие обозначения Pink Island, Black Block Logo, Palm Tree Logo мне ничего не говорили, но я понимал, что они здесь не просто так. Меня в тот момент мало интересовала классификация и история лейбла или какого-нибудь издания, я хотел научиться правильно выбирать из кучи пластинок именно первое издание.

MА Зачем это было нужно? Первые издания уже тогда в России стоили дороже?

— Знаешь, да. Некоторые продавцы и коллекционеры начали у нас обращать на это внимание, в обиход быстро вошли слова «первопресс» и «оригинал», цены на них заметно поднялись. Хотя, как я сейчас понимаю, эти вещи трактовались очень вольно, и прежде всего от незнания. Потом я первый раз попал в Лондон и, когда продавец в магазине «Daddy Cool» начал мне по списку носить стопки пластинок, я уже отбирал, как мне казалось, оригиналы. Продавец еще удивился, мол, они же все оригинальные английские? Я ему говорю, что нет, мне нужны оригиналы, то есть то, что было издано в тот самый год, который указан на пластинке. Он улыбнулся: ну давай, выбирай.

AM А когда ты стал обращать внимание на матричные номера?

— Сначала это выглядело как некая глупость, и до сих пор в этом мало кто понимает. Ведь чтобы с уверенностью отличить по матричному номеру первые прессы от переиздания, нужно знать историю изготовления конкретной пластинки. Например, матрица с первым номером была забракована на стадии подготовки и для тиража была взята со вторым номером. В таком случае можно до посинения искать вариант с первым номером, хотя его просто не существует. Потом, некоторые пластинки перенарезались и им опять присваивали первый номер, и так далее. Но в 1999 году все вдруг начали смотреть с умным видом на штампы на сбеге пластинки и искать первый номер. У меня был магазин на Ленинском проспекте. Приходит покупатель, долго разглядывает пластинку Ринго Старра, а потом заявляет: тут второй номер, это не оригинал. И что ему ответить? Прихожу на Горбушку, а там все ходят и матрицы рассматривают. И тут мне мой приятель Леша Гладышев говорит: «Дернул меня черт как-то одному малому на матрицу указать, там единички стояли, значит, типа первый пресс. А теперь пластинки никто не покупает, если там двойка или больше. Все уверены, что обязательно должна быть цифра один». Вот он сам, ничего в этом не понимая, запустил такую легенду, за что расплачиваться стали все. Я к тому времени вел базу данных по различным изданиям и понял, что тоже нужно фиксировать номера, хотя никакой системы из этого по конкретной пластинке сделать нельзя. Для начала надо знать ее историю, но где же ее взять?

Первая пластинка в дискографии компании

Island издана с черной этикеткой,

допечатана на белой, после чего началась

первая серия легендарного «белого» Island

AM Но на сбеге ведь не только номер матрицы, там указаны все этапы изготовления пластинки. Тогда надо и в этом разбираться, а многие до сих пор плохо представляют, как тогда делали пластинки и что это за цифры, просто выучили слово «матрица». Ты когда заинтересовался технологией изготовления?

— Это было уже в 2005 году. Я стал читать зарубежные форумы, где люди спорили о разных инженерах, которые выполняли мастеринг. Тут я узнал, что существует крайне важная для процесса изготовления пластинки профессия — cutting-инженер, то есть человек, который нарезает лаковый диск. От его уникального мастерства зависит звучание пластинки, и оказалось, что существует целый ряд культовых инженеров, к которым очереди стояли. Их инициалы мы часто можем встретить на том же сбеге. Мне повезло списаться с одним из них — Дэнисом Блэкемом. Он мне объяснил многие вещи. А когда знаешь процесс изготовления пластинки из первых рук, прочитать тайнопись из цифр и букв на сбеге становится намного легче.

AM Это было разовое общение?

— Нет, мы с ним переписываемся до сих пор. Вопросы возникают постоянно, и он любезно на них отвечает, все объясняет, если, конечно, знает ответ. Я его спросил, всегда ли должна быть первая матрица? Он ответил, что нет, далеко не всегда, диски перенарезались по разным причинам. Например, продюсеру в последнюю минуту не понравилась последовательность песен. То же самое мне рассказал Джон Дент.

AM И это всего лишь одна составляющая истории издания пластинки, так?

— Конечно. Любому коллекционеру, если он пытается собирать винил серьезно, нужно понимать процесс изготовления. Но кроме этого, обязательно знать историю самого лейбла — как основан, кому принадлежал, кому был перепродан, кто распространял в разные периоды его продукцию в конкретной стране. Все это отражено на лейбле и конверте, и на основании этих данных с большой вероятностью можно определить первый пресс, который сейчас все так хотят иметь на полке.

AM Когда у тебя появился сайт collectable-records.ru?

«Розовый с глазом» Island,

особенно любимый коллекционерами,

которые ищут первые издания Jethro Tull, Traffic,

Art, Free, Tramline и другие культовые пластинки этого периода

— В 2001 году. Я хотел сделать доступный ресурс, на котором можно увидеть, как выглядит та или иная пластинка. Мне самому это тоже было нужно. Через руки проходило много пластинок, держать все в памяти было нереально, а тут всегда можно было посмотреть, как и что. Мне стали помогать другие энтузиасты, присылали сканы лейблов из своих коллекций. Но главное, к 2004 году я понял, что всю эту информацию надо как-то классифицировать. Когда это стало похоже на системную информацию, я попытался сделать сайт платным. Оказалось, что моим сайтом пользуются очень многие, но они тут же обвинили меня в стяжательстве. Западные пользователи сразу подписались без лишних вопросов, а от наших я еще долго получал письма и комментарии, мол, что это такое, информация должна быть бесплатной и вообще сайт твой полная чушь. Но если чушь, что ж ты так волнуешься?

AM Когда ты решил делать первую книгу и почему остановился именно на Island?

— Решение пришло как-то само собой. Люди, коллекционирующие пластинки, нормально относятся ко всяким справочникам и каталогам в печатной форме. Почему Island? Ну ты же сам купил пластинку на «белом» Island, и я впервые увидел ее у тебя. Мне было очень интересно, что это за период. Даже в журналах «Record Collector история этого лейбла начиналась с «розового с глазом» периода. Потом появились сведения о первых номерах, но ничего определенного никто нигде не писал. Я решил разобраться, тем более что к 2005 году необходимого материала набралось много. Ведь таких книг еще не было, хотя пластинки Island, Harvest, Vertigo, Charisma всегда входили в списки самых желаемых у многих коллекционеров.

AM Но как можно описать огромную дискографию лейбла, не подержав в руках сами пластинки?

— Вот это и есть главная проблема. Почти все пластинки, о которых я пишу, куплены мною, проданы, чтобы опять купить другие, и так далее, бесконечный процесс. Хотя многое покупали мои товарищи для себя и без проблем отдавали мне для описания. Таким образом, через мои руки прошли практически все пластинки, которые описаны в книгах. Дорогостоящее, утомительное, но очень увлекательное занятие. Скажу честно, в первой книге про Island многих пластинок не хватает, на тот момент я не мог их найти. Но во втором дополненном издании, которое вышло в 2011 году, вся история Island уже закрыта. Мне не хватало пяти пластинок, но тут помог мой норвежский приятель, у которого эти пластинки были, и он прислал мне фотографии.

Первая пластинка в дискографии компании

Island издана с черной этикеткой,

допечатана на белой, после чего началась

первая серия легендарного «белого» Island

AM Помнишь, как я совершенно случайно купил самый первый номер из дискографии Island на черном лейбле, хотя до этого мы уже видели такую же на белом? Ничего подобного мы больше не встречали. Думаешь, на черном самая первая?

— Вероятно, так, хотя прямых доказательств нет. Но первый сингл Island тоже был издан с другим цветом лейбла — золотистым, а потом пошли белые. Видимо Крис Блэкуэлл еще не определился в самом начале с дизайном лейбла, вот и были такие варианты.

AM Как первую книгу приняли коллекционеры?

— Иностранные коллекционеры, честно говоря, ахнули от удивления: какой-то русский рассказывает им об их же пластинках. Покупали сначала настороженно, но когда увидели, то стали заказывать. Приходили восторженные отзывы. Наши поначалу покупали неохотно, мол, ну что там такого может быть? Наш человек всегда считает, что знает все и никто другой ничего нового ему не расскажет. Очень осторожно отнеслись к книге продавцы и владельцы магазинов, боялись, что теперь все будут ссылаться на нее и им сложно будет продавать. Но потом все встало на свои места. Думаю, книга никому не навредила. В тех же магазинах, которые остерегались книги, ее можно запросто купить. Но главное, никто не оспаривал предложенную мной классификацию. Единственной вещью, где я тогда ошибся, была пластинка группы Art. Но в новой версии это исправлено.

AM Когда ты понял, что издания пластинок отличаются по заводам, на которых их делали, и какой из них должен быть первым?

«Розовый» лейбл The Famous Charisma —

такие этикетки на первых изданиях

Van Der Graaf Generator, Rare Bird, Genesis,

Atacama и даже Monty Python

— Смотри, вот есть книга Яна Петерсона, тоже про Island, серьезный труд. Но у нее есть большой недостаток — Ян ориентировался только на дизайн лейбла. Я же, когда исследовал пластинки, понял, что они изготовлены на разных заводах, хотя дизайн у всех был один и тот же. Этикетки печатались впрок в больших количествах и могли использоваться для второго тиража и дальше. У тебя же есть пластинка Майкла Чепмена на Harvest, где на одной стороне этикетка без логотипа EMI, а на другой с логотипом. И как тут определять?

AM Как ты определяешь?

— Я начал обращать внимание на рельеф винила под лейблом. У каждого завода есть свое так называемое лицо — шероховатость или гладкая поверхность, количество и размер ободков. Это даже не обязательно щупать пальцами, все видно на хорошей фотографии. И теперь я знаю, какая пластинка печаталась на заводе компании Philips, а какая, например, на British Gramophone или Ariola. У всех заводов свой уникальный рельеф под этикеткой. Если знать, какие заводы когда открывались и какие компании в какие годы размещали там заказы, можно выстроить логичную цепочку. Мне это почти удалось, самый сложный момент — переход с одного завода на другой.

AM Есть еще какие-то тонкости?

— Например, налоговые коды, которые тоже штамповались на виниловой поверхности под этикеткой. Тут просто знать, когда они появились и когда их отменили. Но единого рецепта нет, оригинальность пластинки можно определить только по совокупности особенностей — дизайн лейбла, надписи на сбеге, структура под этикеткой, конверт… Кроме того, у некоторых пластинок есть еще свои истории, как, скажем, со вторым альбомом Led Zeppelin — вся эта чехарда с названием песни «The Lemon 5ong», с ошибкой в названии песни «Living Loving Maid», которая на самом первом прессе значилась как «Living Loving Wreck», но эти вещи уже описаны во многих изданиях, стоит лишь поинтересоваться.

AM А теперь главный вопрос: имеет ли вся эта возня с определением первого пресса отношение к звуку? Звучит ли оригинал лучше переиздания, не миф ли это?

Лейбл Harvest,

на котором издавались альбомы Deep Purple,

Pink Floyd, Сида Барретта, Bakerloo,

The Edgar Broughton Band и многих других

— Тут я не самый большой специалист, но могу сказать, что, конечно, чаще всего первый пресс звучит так, как задумали его создатели. Звучит так, как его услышали первые покупатели, то есть это оригинальный звук пластинки. При переизданиях он менялся в зависимости от технических возможностей и требований времени. Появлялись новые звуковые приборы, старое звучание пытались осовременить, улучшить и так далее, иногда переиздания других стран звучат лучше, как, например, Deep Purple «ln Rock». Но тут кому что нравится, хотя многие все же предпочитают оригинальное звучание.

AM Но ты сравнением звука не занимаешься?

— Нет, у меня другая задача.

AM Ты уже выпустил пять книг, выстроил стройные системы по четырем лейблам. Не надоело копаться в этом дальше?

— Нет. Я еще очень многого не знаю, и узнавать новое мне очень интересно.

AM Тогда что дальше?

— Хочу сделать серию книг по самым редким и коллекционным пластинкам, вне зависимости от лейбла. Мечтаю разобраться с компанией Decca, хотя до сих пор это очень сложная тема. Интересно сделать книгу об истории индустрии производства пластинок в Великобритании с 1960-х по 1980-е годы. В общем, есть чем заниматься.

AM Как думаешь, многим это интересно?

— Это интересно прежде всего мне.

Подготовлено по материалам журнала «АудиоМагазин», №5 2011 г. www.audiomagazine.ru

Эту статью прочитали 32 456 раз

Статья входит в разделы:

Интересное о звуке

Виниловые пластинки. История форматов

Если вы только начинаете собирать собственную коллекцию винила, то самое время разобраться, какие вообще бывают пластинки и почему они такие?

7-дюймовые пластинки: вес, особенности, история

Как следует из названия, они имеют диаметр 7 дюймов – это примерно 17,8 см. Исторически сложилось, что пластинки измеряются в дюймах даже в странах с метрической системой. Благодаря их небольшому размеру 7-дюймовки очень просты в хранении. Вес такого диска составляет всего-то около 40 граммов. Такие пластинки прослушиваются на скорости 45 об/мин. Из-за особенности их размера, на одну сторону обычно умещается 3-5 минут музыки, то есть одна композиция.

Такие пластинки впервые были выпущены в 1949 году компанией RCA Victor. В то время они стали более прочной и качественной альтернативой шеллаковым дискам со скоростью вращения 78 об/мин. Поскольку на одну сторону такой пластинки чаще всего можно было записать только одну музыкальную композицию, их начали называть синглами. Интересно, что вскоре это название было перенесено на сам формат подобной записи — такой термин стал употребляться для обозначения записей, выпускающихся перед основным альбомом исполнителя. Они послужили прекрасным способом для артистов проверить реакцию слушателей на пару хитов с альбома, а также прорекламировать будущий релиз. И для этого не приходилось выпускать сразу полный альбом, производство которого требует больших денег и усилий.

12-дюймовые пластинки (альбомы): вес, особенности, история

Эти пластинки тоже названы по их диаметру, который составляет 12 дюймов. Одна из первых LP-пластинок была представлена все той же компанией RCA Victor в 1931 году. И по сей день такой формат виниловых дисков считается основным в коллекциях виниловодов. Эти пластинки более крупные и тяжелые: они обычно весят от 80 до 180 граммов, но есть среди них и настоящие тяжеловесы с еще большей массой.

Виниловая пластинка 7RAY feat. Triple Ace — Jazzy Zoetrope
В целом, на сегодня стандартным значением для современного винила хорошего качества следует считать вес в 180 грамм. 12-дюймовые виниловые пластинки часто называют LP, что означает «долгое проигрывание». Это связано с тем, что на этих дисках может храниться больше песен, чем любых других (кроме 7-дюймовых синглов, на рынке также существовали и 10-дюймовые пластинки, но на них мы подробно останавливаться не будем). Именно LP стали называть «музыкальными альбомами», что подчеркивало их статус, как законченного художественного произведения. Они содержали все композиции, записанные музыкантами, и сопровождались специально выполненной для них обложкой. Однако существуют и 12-дюймовые синглы (альбомы с одной композицией на стороне), но такие пластинки обычно с танцевальной музыкой и выпускаются в основном для ди-джеев.

Влияет ли вес пластинки на качество ее звука?

Существует давняя дискуссия о том, дают ли более тяжелые пластинки лучшее качество звука. При этом те, кто утверждают, что «тяжелый» винил звучит лучше, часто упоминают в качестве аргументов меньшие шумы, более глубокие басы или в целом лучший звук. На самом деле, во многих случаях более тяжелые 180 граммовые пластинки, действительно обладают лучшим звучанием, но вовсе не по перечисленным выше причинам и даже вообще не из-за веса.

Дело в том, что производители винила обычно подходят к изготовлению тяжелых 180-граммовых пластинок максимально ответственно – это касается как мастеринга, так и отбора самого музыкального материла. Считается, что эти диски для наиболее требовательных к качеству звука меломанов. И именно поэтому подобные пластинки обычно звучат действительно здорово.

Долговечность

Еще одна причина, по которой более тяжелые пластинки предпочтительнее иметь в коллекции – это их долговечность. Пластинки, которые весят более 150 грамм, такие как новые 180-граммовые и 200-граммовые релизы, гораздо устойчивее к повреждениям, чем более легкие пластинки. Еще одно преимущество более тяжелого винила состоит в том, что она лучше противостоит и деформации в том числе. Стандартный 150-граммовый LP будет жестче, чем 40-граммовый 7-дюймовый сингл, а 180-граммовые и 200-граммовые пластинки обычно бывают самыми прочными.

Это означает, что «тяжелые» пластинки будут гораздо менее капризными в обращении — однако всегда следите за тем, чтобы диски вашей коллекции хранились правильно – в вертикальном положении и не подвергались нагреву.

Кружатся диски: любимые пластинки знатоков винила

Петр Чинават

совладелец магазина DiG

лидер группы «Ветерок»

Виниловые пластинки продолжают покупать из-за новых эмоций. Во-первых, отличается звук — если вы послушаете на хорошем проигрывателе свою любимую песню, которую уже тысячу раз включали на компьютере, то почувствуете разницу. Она будет не самой очевидной, но другие оттенки в композициях появляются именно благодаря ей.

Во-вторых, важен сам антураж. Коллекционировать красивые и качественно сделанные предметы всегда приятно. Плюс старые или новые проигрыватели, усилители, колонки придают помещению свою атмосферу. Слушать музыку на виниле — значит делиться с другими людьми и с самим собой особыми ощущениями, построенными и созданными на полутонах, на некой утонченности.

Fever Tree

Fever Tree
Альбом психоделической рок-группы конца 60-х. Пластинку открывает эпичное интро Imitation Situation 1, а далее идут песни, записанные по канонам 1968 года с уплотненным и загрязненным звучанием. Самая хитовая из них — San Francisco Girls (Return of the Native).

послушать онлайн

Albert One

Turbo Diesel
Гениальное музыкальное полотно в стиле итало-диско, где автор в куплетах перечисляет все крутейшие марки автомобилей: Volvo, Volkswagen, Mercedes, Bentley и другие. Песня стала хитом, и благодаря ей Albert One выступал в качестве хедлайнера на крупных фестивалях за пределами родной Италии.

послушать онлайн

Los Bitchos

The Link Is About To Die
Танцевальный инструментальный сингл от пяти девчонок из Лондона. У основного гитарного проигрыша есть слегка уловимый вайб британского рок/поп-музыканта Фила Коллинза, а из-за перкуссии песня звучит очень легко и зажигательно. Сама группа заявляет, что играет в латиноамериканском стиле кумбия. Винил с синглом уже не найти, я спрашивал у них в личном Инстаграме — ответили, что тираж распродан. Будем ждать переиздания.

послушать онлайн

River Yarra

FrogMania
Легонький транс, обожаю трек Prog Frog — под него отлично работать или ехать на автомобиле по ночному шоссе. Звук квакающих лягушек очень заводит.

послушать онлайн

Ry Cooder

Paris, Texas (Original Motion Picture Soundtrack)
Красивый саундтрек к прекрасному фильму с пустынными пейзажами Америки. Основные партии сыграны на акустической гитаре. Великолепная музыка, чтобы хорошо провести дома выходной день.

послушать онлайн

Земфира, Кедр Ливанский и Madvillainy 2: самые ожидаемые альбомы 2021-го

Когда выйдет альбом Земфиры? (Очень скоро!) Что готовят Muse и Кендрик Ламар? Вернутся ли Рианна и Фрэнк Оушен? Time Out рассказывает об альбомах, которые будут слушать и обсуждать в 2021 году.

Читать статью

Илья Кот

администратор магазина «Это Винил», модератор музыкального отдела магазина комиксов «Чук и Гик», виниловый коллекционер и диджей, бас-гитарист Total Rejects, организатор фестиваля Make Garage Punk Again

Лет десять назад многие воспринимали возвращение винила чуть ли не со смешком. Чтобы в эпоху айфонов и скоростного интернета собирать громоздкие пыльные фонотеки? Причуда, ретроградство, мода, снобизм или странное хобби на грани фола вроде филателии. Сейчас же винил, кажется, вернулся в каждый уважающий себя дом.

В прошлом году обладатели виниловых пластинок явно оказались в более выигрышной ситуации, чем подписчики стриминг-сервисов. Красочное полноформатное оформление компенсировало недостаток как эстетических, так и тактильных ощущений. В атмосфере локдауна хотелось более вдумчиво прослушивать собственноручно подобранную музыку, чем плавать в безграничном океане стримингов.

Не стоит забывать и о том, что коллекция пластинок многое рассказывает о своем владельце. Это не просто абстрактный набор любимых музыкальных релизов, но и история человека, вполне сравнимая с семейным фотоальбомом. Думаю, коллекционеры проводят немало счастливых часов, пересматривая собранное и воскрешая в памяти места, моменты и людей.

Чтобы лишний раз напомнить, что винил не застыл в прошлом, собственный топ я составил из молодых отечественных групп — они издаются на виниле здесь и сейчас.

10 лет жизни. Как менялась концертная Москва

Bicycles for Afghanistan

«Прятки»
Замечательный, продуманный и светлый альбом со множеством запоминающихся мелодий. В релиз было вложено неимоверное количество времени, сил и любви — и это слышно.

послушать онлайн

Комсомольск

«Ближний свет»
За этой группой всегда интересно следить, а последний альбом сильно отличается по настроению от предыдущих. Отмечу также лейбл They Live, на котором издана пластинка: ребята выпускают не самую очевидную, но очень качественную музыку.

послушать онлайн

Суперкозлы

Двухаккордный электровосторг. Дерзко и быстро, стильно и громко, весело и страшно.

послушать онлайн

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]