Применяемые материалы и оборудование.
В качестве отделки при реставрации акустических колонок применяется шпон и полиуретановые лакокрасочные материалы. Мы используем натуральный и fine-line шпон производства ALPI (Италия), полиуретановые и ПВА-дисперсионные клея производства Kleiberit (Германия). В наличии у нас имеется более 90 вариантов шпона, позволяя подобрать цветовую гамму под стиль домашнего интерьера заказчика. Кроме того в качестве финишной отделки может быть окрашивание полиуретановыми красками любого цвета. Поверхности могут быть матовыми и глянцевыми с открытой и закрытой порой древесины (шпон). При реставрации акустики применяется профессиональное ручное оборудование и инструменты, пресс для фанерования и покрасочная камера (богатый опыт окрашивания под рояльный лак).
Характеристики
Все люди, слушающие музыку, хотели приобрести эту акустическую систему, поскольку она действительно была прорывом в настоящий звук. Импортную аппаратуру в те времена имели буквально единицы, а качество звучания советских магнитофонов не устраивало практически никого.
А тут рижский производитель выпускает трёхполосные колонки с частотным диапазоном до 20 килогерц, с паспортной мощностью до 90 ватт (номинально, правда, 35, но и это прекрасно). В то время как советская звуковоспроизводящая аппаратура была однополосной и с мощностью максимум в пять ватт, колонки S90 характеристики имели отменные и впечатление производили просто ошеломляющее.
Для точного просчета реставрации, необходимо предоставить:
Габариты 1-го корпуса (ШxВxГ).
Фото повреждений крупным планом.
Указать какие работы необходимо выполнить.
Если необходимо сделать замену отделки, указать:
При использовании шпона, указать используемый шпон с нашего каталога и вариант поверхности: матовая или глянцевая, открытая или закрытая пора древесины.
Если используется краска: матовая или глянцевая поверхность.
Для ремонта: слабые места
Высокочастотный и среднечастотный динамики спустя столько лет есть смысл заменить. Низкочастотный можно просто перемотать, в интернете подробно описана эта не слишком трудоёмкая процедура. И немедленно установить ручку громкости на усилителе так, чтобы динамик не выбросил катушку из магнита, то есть на полную громкость нельзя, есть опасность вообще порвать динамик НЧ. Фазоинверторы можно прикрыть. И, конечно, поднять колонки с пола — на ножки или, чтобы не поцарапать паркет, на постамент, который придётся изготовить самостоятельно.
Многие меломаны из той когорты, что с паяльником родились, модифицируют и улучшают свои любимые акустические системы марки «Радиотехника». Самое интересное, что хватает одного раза — колонки будут работать ещё лет тридцать и даже лучше, чем прежде. Убирают ватно-марлевый матрас, заменяя его на хорошую звукоизоляцию из двух слоёв качественного, но недорогого ватина, обклеивают нужные места войлоком, даже реставрируют корпус, если он за долгую жизнь претерпел много переездов и побился или погнулся (проволочные решётки на динамиках выпуклые, поэтому немудрено). Мастеровитые меломаны переделывали и перепаивали почти всё, в итоге получали превосходную акустическую систему.
Реставрация сабвуфера B&W ASW CDM
Был получен на реставрацию корпус сабвуфера B&W ASW CDM. Корпус имел множество царапин (в том числе глубоких) и сбитые углы. Основная цель, которую преследовал заказчик — реставрировать корпус с сохранением оригинального вида. Поэтому такие нюансы дизайна, как пазы и кромка по периметру были в точности нами продублированы.
Размер корпуса (В×Ш×Г): 393x396x420 мм Отделка — шпон красное дерево тангентальное, окрашенный маслом. Покрытие — матовое, открытая пора древесины. Стоимость работ на май 2022 г. — 230$
Выполненные нами работы: 1. Снятие лакокрасочной поверхности. 2. Снятие материала по периметру. 3. Вклеивание МДФа в выфрезерованые места. 4. Шпаклевание щелей, вмятин, выведение углов и плоскостей. 5. Фанерование корпусов шпоном. 6. Фрезерование кромки. 7. Фрезерование пазов по периметру корпуса. 8. Окрашивание паза и кромки. 9. Окрашивание корпуса маслом.
Назначение
Относительно области применения можно говорить очень много. Колонки «Радиотехника S90» должны были высококачественно воспроизводить музыкальные и речевые программы в условиях бытового стационара. Конечно, они были не в каждой семье, и наверняка счастливы были те, кто жил в доме, где их не было. Там, где они были, на любом этаже и в любом подъезде многоквартирного дома покачивались люстры, и звенел в сервантах хрусталь.
Хватало одной такой акустической системы, где колонки «Радиотехника S90» работали даже не на полную громкость. Вся пятиэтажка была знакома с музыкальными вкусами счастливого обладателя. Особенно хорошо жилось соседям, если он пользовался усилителем типа «Корвет». Стоили советские колонки S90 довольно дорого — 300 рублей за две штуки, поэтому чаще всего покупались они постепенно, по одной. Даже так приходилось платить несколько больше, чем зарабатывал инженер за месяц. Несмотря на множество недостатков, предел мечтаний каждого меломана конца 70-х годов прошлого века — колонки S90.
Реставрация и ремонт акустической системы Hitachi HS-30G
Получили на реставрацию акустическую систему Hitachi HS-30G ( производства Япония). Как видим на фото, акустика в очень тяжелом состоянии. Кроме сбитых углов, царапин и т.д, на колонках разошлись стенки из-за попадания влаги . В этих местах ДСП плита расслоилась и превратилась в труху. Было принято решение полной замены материала в местах с крупными сколами, сбитыми углами и щелями.
Вторым не приятным сюрпризом оказалось то, что ВЧ динамик неисправен. Методом тестирования выяснилось, что проблема не в динамике, а в конденсаторах цепи разделительного фильтра, поэтому произвели замену. После чего проявилась следующая проблема – потенциометр ВЧ в некоторых положениях не работал, пришлось произвести его ремонт и обслуживание.
Следующее – корпуса АС имели довольно тонкие стенки (как для такого НЧ звена) и внутри не было укрепляющих ребер или перегородок. Из-за этого корпус на высокой громкости довольно сильно резонировал. Предложив заказчику решение, он согласился на укрепление брусом соединительных стенок и тыльной панели корпуса.
С акустикой в комплекте шли защитные сетки (грили), которые тоже нуждались в реставрации. Была произведена замена декоративной радиоткани.
Мы выполнили все необходимые работы по реставрации и ремонту акустической системы. Покрытие – матовый лак с открытой порой древесины Венге платина темная (шпон). Кроме потрясающего внешнего вида, появилось улучшение звучания акустики.
Размер корпуса (В×Ш×Г): 666×361×287 мм Отделка — шпон, окрашенный лаком. Покрытие — матовое, открытая пора древесины. Стоимость работ на апрель 2022 г. — 385$ Выполненные нами работы: 1. Замена конденсаторов в цепи разделительного фильтра. 2. Ремонт и обслуживание потенциометров. 3. Снятие старой отделки. 4. Снятие материала по периметру в проблемных местах. 5. Вклеивание фанеры в выфрезерованые места. 6. Шпаклевание щелей, вмятин, выведение углов и плоскостей. 7. Вклеивание бруса внутри для укрепления соединительных стенок и тыльной панели корпуса. 8. Армирование фронтальных панелей шпоном для укрепления. 9. Фанерование корпусов шпоном. 10. Окрашивание корпусов. 11. Монтирование в корпус всех электрокомпонентов. 12. Замена ткани защитных сеток.
Внешний вид
Внешне колонки S90 впечатляли с первого взгляда. Такого красивого корпуса не делали даже за границей, уж не говоря о современных китайских линейках электроники. Сделано было буквально на века. Никаких древесно-стружечных плит! Только натуральное дерево ценных пород, тяжёлое и дорогое. Передняя стенка была сделана из фанеры, но авиационной, многослойной.
Более 45 килограммов весили обе колонки S90. Советский народ новую акустическую систему полюбил сразу и очень сильно. Кстати, и сегодня на специальных форумах обсуждаются способы реставрации, а восхищённых отзывов колонки S90 снискали много-много тысяч. И каждый день этих восторгов прибавляется. Многие сотни акустических систем этой серии служат верой и правдой в настоящее время, чего никак нельзя сказать об электронике-однодневке, которую сейчас производят в мире.
Реставрация и фанерование корпусов акустической системы Sony APM-22ES
Размер корпуса (В×Ш×Г): 515×310×310 мм Отделка — шпон, окрашенный черной акриловой краской. Покрытие — матовое, открытая пора древесины. Выполненные нами работы: 1. Снятие старой отделки. 1. Реставрация поверхностей. 2. Фанерование корпуса шпоном. 3. Покрытие корпуса лакокрасочными материалами. Стоимость работ на март 2022 г. — 250$ (пара)
Доработка внутри и снаружи
Когда у владельца «Радиотехники» 1981 года выпуска появляется мысль «доработать напильником» старые колонки, такого результата он вряд ли будет ожидать. Правда, переделывать придётся почти всё. Доработать корпус, убрать все образовавшиеся щели с помощью эпоксидной смолы, поменять вату и марлю на ватин, проводку в колонках тоже полностью перепаять.
Демонтировать динамики, два заменить в любом случае, а третий можно и просто перемотать. Обшивку ватином можно выполнить при помощи мебельного степлера. Трубу фазоинвертора приклеить на герметик и обтянуть ватином. Переключатели, которые на плате, в этой акустической системе не пригождаются, их можно просто отключить или все ненужные элементы с этой платы вообще убрать.
Реставрация и фанерование корпуса акустической системы Snell AN J3
Размер корпуса (В×Ш×Г): 585×330×240 мм Отделка — шпон Эбеновое дерево маккасар. Покрытие — лак матовый, открытая пора. Выполненные нами работы: 1. Реставрация поверхности. 2. Фанерование корпуса. 3. Покрытие корпуса ЛКМ. Стоимость работ на декабрь 2022 г. — 280$ (пара)
Внутри
На одной из внутренних плат помещаются электрические фильтры для разделения полос акустической системы. Сейчас любители ретроакустики утверждают, что реставрация колонок S90 не только возможна, но и значительно повысит все предусмотренные производителем возможности. Все провода, которые располагаются внутри, тонкие и ненадёжные, реставраторы меняют на современные медные.
Пересматривается схема, меняются динамики. Но многое из того, что было сделано ещё в 70-х годах, остаётся на месте. Радиотехнику, как и многое другое, в те времена изготавливали с большим запасом прочности и намного опережая своё время. Фильтры и блок индикации в конструкции с резисторами типа ВС, ППБ, С5-35И, СП3-38Б и МЛТ, конденсаторы К75-11, К50-12, МБГО-2, катушки индуктивности на литых каркасах.
Реставрация и фанерование корпуса акустической системы Корвет 35АС-208
Размер корпуса (В×Ш×Г): 715×395×360 мм Отделка — шпон Венге темный. Покрытие — лак матовый, открытая пора. Выполненные нами работы: 1. Шпаклевание и выведение сбитых углов и вмятин. 2. Фанерование корпуса. 3. Покрытие корпуса ЛКМ. Стоимость работ на сентябрь 2015 г. — 150 дол. (пара)
Доработка звучания
Вся эта реставрация, безусловно, сделает звук лучше. Но идеальным он станет только после долгой настройки. Бас приобретает недостающую чёткость, верха становятся воздушнее, прозрачнее. А вот со средними частотами придётся побороться с упорством. По центру мы слышим чаще всего вокал. Так вот ему явно не хватает звонкости. Попробовав несколько других, «неродных» динамиков, один всё-таки рано или поздно окажется удачным.
Не понадобится овладевание основным способом доработки среднечастотных динамиков — магическим: говорят, что если пропитать подвес волшебным герметиком, состоящим из двух частей крови дирижёра и одной части ацетона, то можно динамик не менять. Однако в строительных магазинах обычно руками разводят.
Итого, финансовые затраты на полный ремонт колонок S90: акустику сильно поношенную (а всё равно всё менять, кроме корпуса) можно приобрести примерно за тысячу рублей; высокочастотные динамики — 500 рублей; среднечастотные динамики — 110 рублей; ватин — 150 рублей; клей, скобы степлера (сам степлер можно у соседа попросить), шурупы и другая мелочь — в точности посчитать трудно, но это пустяки. Значит, вот эта превосходная акустика обойдётся находчивому и умелому меломану менее двух тысяч рублей.
Реставрация корпуса акустической системы Амфитон 25 АС-027
Размер корпуса (В×Ш×Г): 600×320×270 мм Отделка — краска. Покрытие — черная матовая краска. Выполненные нами работы: 1. Демонтаж динамических головок. 2. Шпаклевание и выведение сбитых углов и вмятин. 3. Покрытие корпуса ЛКМ. 4. Окрашивание защитных сеток. Стоимость работ на февраль 2015 г. — 140$ (пара)
Сравнительные характеристики
Акустическая система S90, безусловно очень мощная и современная, но уже тогда имела длинный ряд недостатков. Впрочем, любители хорошего звучания делали ремонт колонок S90, и тогда уходил гул на низких частотах, который непременно возникал при большой громкости, убиралось неприятное цоканье, которое присуще высокочастотной головке 6ГДВ-1-16 (в последующих модификациях её заменили).
Качество воспроизведения, может быть, и уступает некоторым современным акустическим системам, но глубина звучания на низких частотах просто неповторима. Очень редко встречаются, скажем, китайские сабвуферы, которые дают приблизительно такие же глубокие басы. Например, в акустической системе домашнего кинотеатра Xoro HSD 6040. Но и цена этих изделий несопоставима. Впрочем, сейчас колонки S90 стоят тоже недёшево, но всё-таки значительно меньше.
Реставрация и фанерование корпуса акустической системы
Размер корпуса (В×Ш×Г): 515×280×220 мм Отделка — шпон Габон Эбони. Покрытие — лак матовый, открытая пора. Выполненные нами работы: 1. Демонтаж старой отделки. 2. Шпаклевание и выведение сбитых углов и вмятин. 3. Фанерование корпуса. 4. Покрытие корпуса ЛКМ. Стоимость работ на январь 2022 г. — 120$ (пара)
Аудиокабели и подвесы для диффузоров
Можно кабель купить готовый, но многие распаивают провода сами. Хорошо работает аудиокабель из витой пары для соединения с компьютером, телевизором или магнитофоном, а для связи усилителя с колонками прекрасно себя зарекомендовал силовой медный провод. Сечение нужно выбрать не менее полутора квадратных миллиметров, и чем дальше отстоят колонки от усилителя, тем провод должен быть толще.
Очень внимательно нужно отнестись к подвесам на диффузоры динамиков — среднечастотного и низкочастотного. Это резина по его краю, на которую диффузор наклеивается. Резина эта должна быть «родная», от производителя. Иначе диффузор не прикрепится наглухо. Старый и добрый подвес покрывается силиконовой смазкой, которая продаётся в специальных магазинах радиотоваров.
Фанерование корпуса акустической системы
Фанерование корпуса винилового проигрывателя
Размер корпуса (В×Ш×Г): 60×469×375 мм Отделка — шпон Карельская береза. Покрытие — лак матовый, открытая пора. Выполненные нами работы: 1. Шпаклевание и выведение сбитых углов и вмятин. 3. Фанерование корпуса. 4. Покрытие корпуса ЛКМ. Стоимость работ на 2013 г. — 100$
1
Комплектующие
Прежде всего, это усилитель. Советские уже выработали все свои сроки годности, но если есть навыки владения паяльником — сие не страшно. Импортный усилитель слишком повысит стоимость и так недешёвой техники S90, которую ещё предстоит ремонтировать. Слишком современный и дорогой усилитель этим колонкам ничего не даст, поскольку качество звучания зависит не от него, а от акустической системы.
Ничего заметно лучше звучать не будет. Всё равно какой усилитель, даже ламповый «Прибой-50-УМ», подойдёт. Смотреть надо не на дату изготовления, а на мощность. Сильнее 50 ватт на один канал ни к чему, и без того стены будут приплясывать, а пол ходуном ходить. Но если соседей не жалко — дело хозяйское.