Гибридные Hi-Fi усилители (лампа-транзистор) на примере линейки Luxman
SONY DSC Я думаю не будет откровением утверждение, что в мире аудио высокой верности господствуют апологеты двух веяний — старого, как мир (ну может не настолько) лампового усиления и транзисторного.
Не буду пересказывать байки о жестком транзисторном звуке и сладком ламповом — это чушь и описание крайне бюджетных сетапов и не более.
В попытке угодить любителям Hi-Fi обоих течений в 1985 году компания Luxman представила оригинальное решение гибридный усилитель Luxman LV-105 по крайне привлекательной цене 119000 йен, а так же менее мощную модель Luxman LV-103 по цене 79800 йен. Разница в весе между ними составляла 400 грамм, а оба весили 10 кг 200 грамм и соответственно 10 кг 600 грамм.
Более дешевая модель имела выходную мощность 80W+80W (6 ohms, 20Hz — 20kHz) и КНИ 0.008% (6 ohms, 1kHz), SNR 110 dB. Диапазон усиливаемой частоты простирался от 1 герца до 200,000.
Относительно топовой модели 105 — скопируйте все характеристики, кроме мощности, здесь она выросла до 105W+105W (6ohms) .
Что же было интересного в этой серии — разумеется уникальное для промышленности гибридное усиление. Предусилитель работал на двух лампах триодах производства General Electric, а выходное усиление было возложено на скоростные MOS FET транзисторы — сразу две эмоциональные технологии в одном флаконе.
Электрически схема питания была сконструирована в форме звезды с общей точке, что хорошо известно по схемотехнике многим любителям самостоятельно изготавливающим ламповые усилители. В Luxman эту технологию назвали S.T.A.R. (star — звезда в переводе с английского).
В пару к усилителю также существовал сд-проигрыватель с ламповым выходом.
В данном случае в предварительном усилении лампа позволяла получить линейное высококлассное звучание, которое раскачивали быстрые мосфет-транзисторы, с помощью которых можно построить очень короткие аудиофильные схемы благодаря уникальным свойствам самих MOS FET транзисторов. Я не помню рассказывал ли я уже про мосфеты и что это такое — если нет и вам интересно — попросите — я разверну эту тему в большой материал.
Слушатели отмечали крайне эмоциональное звучание этих (103 и 105) аппаратов сравнивая их с топовыми моделями совсем других ценовых диапазонов.
Но история этой линейки не ограничилась только 103 и 105 моделью и спустя 5 лет гибридные усилители по прежнему будоражили сознание многих любителей аудио. Поэтому в 1990 году компания Luxman повторила эти модели под названиями LV-104U для дешевой модели (89000 йен) и LV-107U (135000 йен) для дорогой.
Характеристики скопируйте с предыдущих моделей без изменений. Вес 107-го потяжелел на 4 кг, но это, думаю, не следствие применения каких то других технологий, а блок питания стал немного потяжелее, вместо 170 ватного установили 185 ватный, и добавили по бокам аппарата две красивые деревянные боковины для придания более высокого статуса аппарату.
Еще раз приведу принцип работы аппарата, но на английском, если кому то были непонятны мои слова на русском:
MOS FET is adopted as the power stage which treats 3 pole thermionic tube and a large electrical power in FET of a high impedance, and the driver stage at the first rank. The characteristic of a rich nuance original with the thermionic tube was pulled out, and the music representation with a very high quality is gained.
Если с английским вы не на «ты», то просто обратите внимание на строчку music representation with a very high quality.
Перевод: «Музыка представлялась в очень высоком качестве».
Последняя модель гибридной серии Luxman A-384.
Это действительно очень интересные аппараты и они так бы и оставались в области умозаключений, но меня заинтересовала такая гибридная технология и я заполучил один такой экземпляр — Luxman LV-104U.
Это большой аппарат черного цвета, с прозрачным окошком на лицевой панели, через которое видны два ламповых триода. При включении аппарата нити в них постепенно нагреваются и становятся оранжевого цвета. Я уже привык к громадам весом по 20-30 кг, поэтому по сравнению с ними он довольно легкий, но все же 10 кг — это достаточно весомо.
Я подключил Luxman LV-104U к акустике Diatone DS-501, а источником выступил ЦАП из Китая на Sabre 9018 + 2xMuse8920+2xAD797+2xR-Core.
Я прослушивал музыку и в Direct, и с помощью улучшателей типа Loudness — Luxman LV-104U имеет такую возможность.
Музыка очень эмоциональная по подаче. Классические произведения — струнные, просто впечатляюще глубоко передают эмоции. Вы застываете с открытым ртом и просто слушаете. Т.е. отзывы не обманули — аппарат чувственный, я буквально ахнул. Минусы у него конечно тоже родственны технологиям в нем задействованным. На мой вкус разрешение было средненького уровня, это неплохо.
Второй момент слабый контроль нижнего регистра, что я многократно наблюдал в ламповых усилителях — много гула не имеющего начального источника. Поэтому звук получается среднего разрешения с аморфным басом, в чем то замазанным, но с дикой эмоциональностью. Из этого можно предположить, что меломанам (особенно любителям классических произведений) и любителям лампы аппарат должен очень понравится. Я же, увы, адепт хирургической, буквально космической точности и чистоты, скорости и микродинамики, поэтому для меня это просто любопытный аппарат на гибридной схемотехнике с впечатляющем эмоциями звуке, но большего он не предлагает.
Эпоха возрождения. Ламповые предусилитель и усилитель мощности Luxman CL-38u и Luxman MQ-88u
В линейке японской компании Luxman очередное пополнение: в начале годана внутреннем японском рынке появились ламповый предварительный усилитель CL-38u и ламповый же усилитель мощности MQ-88u. По сложившейся традиции модели сначала выпускаются для внутреннего рынка, а потом, нередко с достаточно большой задержкой, появляются в других странах. Вот наконец и у нас появилась возможность протестировать эти аппараты.
Усилители хоть и выпущены в текущем году, но аппараты эти с историей. И дело не только в возрасте компании Luxman, не так давно отметившей 80-летний юбилей. Эти аппараты корнями уходят в 70-е годы и ведут родословную предшественников, бывших на тот момент представителями старшей линейки компании. Использование успешных наработок прошлых лет и выпуск в обновленном виде удачных моделей из прошлых линеек становятся для Luxman уже в какой-то мере традицией. Не так давно выпущенные ламповый интегрированный усилитель SQ-38u и проигрыватель виниловых дисков PD171 были воссозданы на основе прежнего опыта, чертежей и наработок. Мне эта тенденция совершенно точно нравится, да и результаты прослушиваний этих аппаратов подтвердили их серьезные звуковые качества. И вот новое пополнение. Прообразом для предварительного усилителя CL-38u стала модель 1970 года CL-35, а для усилителя мощности — модель 1969 года KMQ60, с той лишь разницей, что вместо выходных ламп 50СА10 (замечательных, но, к сожалению, уже никем не выпускающихся) в современной версии использованы лампы КТ88. Что интересно — предшественники рассматриваемых моделей мне хорошо знакомы, и какое-то время они успели пожить у меня в домашней системе, будучи восстановленными перед приездом из Японии в официальном сервисе. Воспоминания об этих аппаратах все еще живы, поэтому сравнение вместе с тестированием оказалось задачей вдвойне интересной.
Но для начала разберемся с функционалом и исполнением. Внешне все очень похоже на 70-е годы — классический корпус, деревянный кабинет у предусилителя, те же по расположению и функциям переключатели и регуляторы. Предварительный усилитель полностью ламповый, также несет на борту ламповый ММ-фонокорректор, работающий в связке со встроенными МС-трансформаторами. Использованный ламповый набор вполне привычен для многих предусилителей — три лампы ЕСС83 и пять ЕСС82. Фонокорректор построен по SRPP-схеме. Вся коммутация, что и логично, небалансная. И здесь я нашел один недостаток и один интересный момент. Недостаток заключается в том, что вход у фонокорректора только один, а не два, как раньше почти всегда делалось в моделях Luxman. Интересный же момент заключается в том, что выхода у предусилителя два — может быть, в недалекой перспективе компания планирует выпустить какие-то ламповые моноблоки (благо среди моделей прежних лет можно найти немало достойных претендентов на возрождение).
Внешняя стилистика аппаратов отсылает нас к 70-м годам, и это просто запредельно красиво.
В плане функционала есть почти все, что нужно и даже немного больше — отключаемый темброблок полностью повторяет прежнюю схему, хотя сейчас мало кто из производителей High End вообще делает темброблоки. Также есть фильтр среза низких частот, монорежим и петля для записи, которую мне показалось более актуально использовать для подключения усилителя для наушников, так как собственного выхода на наушники у предусилителя нет. Дальше все совсем привычно — моторизованный регулятор громкости, регулятор баланса, кнопка выключения звука и селектор фонокорректора, позволяющий выбрать или два типа МС-головок или режим работы с головкой ММ. Дополняет комплект маленький пульт, позволяющий регулировать громкость или выключать звук.
Усилитель мощности имеет не совсем привычные пропорции, но это ни на что не влияет. Ни на внешность, ни на функционал.
Усилитель мощности, работающий в пушпульном режиме, использует в каждом канале по одной лампе ЕСС82 и ЕСС83, а на выходе — по паре КТ88, обеспечивающих мощность в 25 Вт на канал. Из дополнительного функционала есть регулируемый вход и соответственно его регулятор. Все изготовлено намного аккуратнее, чем нередко бывает у более дорогих аппаратов. Подгонка деталей, отделка поверхностей, использованные материалы — все очень хорошо и на вид, и на ощупь. Даже световая индикация сделана так, что совершенно не раздражает. Использована неяркая желтая подсветка нескольких маленьких светодиодов и все, никаких излишеств. При осмотре изнутри все ничуть не хуже — хорошая элементная база, моточные изделия собственного производства, исключительно аккуратный монтаж — при всей своей придирчивости я не смог найти ни одной неаккуратной пайки. Расположение всех узлов продуманно и логично, придраться совершенно не к чему. Также можно похвалить лампы. Все они промаркированы логотипом Luxman, поэтому точно установить их происхождение невозможно, но, поменяв в усилителях все и по паре раз, я пришел к выводу, что штатный комплект заметно лучше, чем обычно ставится во многие ламповые аппараты. Хотя, конечно, приобрести такие усилители и не озаботиться подбором ламп было бы просто неинтересно.
Задняя панель предварительного усилителя. Здесь все лаконично и привычно, за исключением, наверное, наличия двух выходов на усилители мощности.
Перед прослушиванием аппараты пришлось основательно прогреть, без этого что-либо тестировать совершенно бессмысленно. В процессе прогрева звук менялся несколько раз, прежде чем начал стабилизироваться, перепады были слышны, но в целом раздражения не вызывали.
У усилителя мощности на задней панели расположены входные разъемы регулируемого и нерегулируемого входов, переключатель входов, акустические и сетевой разъемы.
Первое впечатление от прослушивания — отчасти предсказуемое, а отчасти совершенно неожиданное. С одной стороны, у аппаратов оказался вполне узнаваемый люксмановский почерк — исключительное внимание к деталям и деликатность. С другой — звук и ламповый и неламповый одновременно. Отличную микродинамику дополняет прекрасная проработка по всему диапазону. Есть бас, да такой, на который способен не каждый хороший транзисторный усилитель. Хороший масштаб и динамику дополняет просто изумительная нюансировка. Вообще все, что происходит в басовом и средненижнем диапазоне, — история отдельная. Прекрасно слышны все составляющие баса, ударных и перкуссии — объем, скорость, фактура, пространственные пропорции, натуральность тембров. Даже на сложных симфонических записях, нагруженных по всему диапазону, литавры остаются литаврами, а не превращаются в нечленораздельные гудящие бочки. Середина и верхние частоты также присутствуют на положенном им месте и в положенном количестве. Звук очень детальный, но без намека на въедливость, синтетику или резкость.
Выверенность почерка и равное внимание как к детальности, так и к музыке в целом — особенности этой пары.
По верхней части диапазона границ или зажатости вообще не ощущается и на записях слышна масса нюансов и оттенков, которые во многих других системах теряются. Сцена очень слитная, сбалансированная, без раздутости или перекосов и с отличной проработкой глубины, планов и расстановки инструментов. И вся эта картина дополняется отличной тембральной достоверностью, многогранностью звука и богатством фактур. Правда, у такой подачи в целом есть и свои недостатки. Все записи звучат очень по-разному, отлично слышно, где, кто и как накосячил в процессе. Вот здесь тянули вокал и перетянули, здесь просто удавили все компрессией, здесь перегрузили басом, здесь вокалиста загнали «петь из-за кулис», а здесь все неплохо. Вообще аппараты до такой степени раскрывают каждую запись, что на некоторых альбомах с использованием неакустических инструментов можно назвать цену синтезатора и примерный бюджет проекта. Аппараты дают возможность, с одной стороны, очень точно оценивать звук и запись, но с другой — они совершенно замечательно играют музыку и не мешают ее слушать. Почерк выверен настолько, что я могу по 10 раз переключаться с аналитики на музыку за время звучания одной дорожки и всякий раз в целом мне будет комфортно и я услышу то, что мне нужно. Вот эта способность на самом деле дорогого стоит, и мне она напоминает лучшие образцы техники прошлых лет, тех, когда серьезная студийная техника и High End были по сути одним и тем же и не появилось размежевания на профессиональную работу со звуком и аудиофильские причуды.
Внутреннее устройство предварительного усилителя. Все сделано очень аккуратно, да и детали использованы хорошие. В правом нижнем углу можно увидеть четыре установленных повышающих трансформатора для МС-головок.
С жанрами и ламповым звуком все обстоит еще интереснее. Лампового звука здесь как такового не слышно, или же можно сказать, что слышен тот почерк, который характерен для очень дорогих ламповых аппаратов, тех, которые по сути сравниваются по звуку с такими же серьезными аппаратами транзисторными, а различия остаются лишь в нюансах. В плане жанров я слушал все, что можно себе вообразить, — джаз, малые составы классики, симфоническую и хоровую музыку, разного рода электронику, классику рока, готику, дум, блэк и прочий тяжеляк.
Пульт дистанционного управления предельно прост — есть только регулировка громкости и кнопка отключения звука.
И каких-то формальных недостатков я не услышал, даже с очень сложными записями тракт справляется хорошо. Более того, установленный в предусилителе фонокорректор в целом соответствует тракту по уровню и выдает тот же почерк. Разве что с головками с совсем низким выходом менее 3 Ом лучше использовать внешний повышающий трансформатор.
Так или иначе, но я давно не встречал аппаратов, которые понравились бы настолько сильно, и это учитывая, что я в общем-то не поклонник ламповой техники как таковой. Но тут уж что слышно, то слышно, и такой цельности звучания еще нужно поискать. Микродинамика и музыкальность близки к уровню приличного однотактника, а вот динамика и масштаб вполне сопоставимы с тем, что может выдать, например, однотактник на 211-й лампе. Да и с хорошим транзисторным комплектом эта пара вполне может потягаться. Резюмируя, замечу, что тракт крайне чувствителен ко всем кабелям, к питанию и на каждое изменение реагирует очень чутко. То же самое относится и к акустическим системам, но эту связку я бы не назвал слишком капризной. Я подключал усилители в том числе и к не самой легкой в раскачке акустике и недостатка в контроле не заметил. В целом же есть одно но. Это очень серьезные взрослые компоненты, и я бы не посоветовал их новичку с несформированными представлениями о своем звуке. Также я бы не стал слушать на такой системе издания непонятного качества — все недостатки будут откровенно слышны и заметны. Эти усилители могут стать отличной основой для серьезной системы взрослого, состоявшегося и понимающего аудиофила и меломана, ценящего звук, но умеющего слушать музыку. Конечно, всегда хочется прямо-таки видеть, как ноты повисают и растворяются в воздухе звуками, и эти аппараты могут все это обеспечить, но только в том случае, если исходный материал создан музыкантами и звукотехниками с душой. Если же на записи вместо нот и звуков разухабистая манная каша и картонные коробки, это будет слышно и заметно.
В целом результаты измерений как аппаратов по отдельности, так и связки в целом оказались лучше, чем можно было бы ожидать для ламповых аппаратов, но вполне соответствующими тому, что показало детальное прослушивание. Спад на ВЧ присутствует, но меньше того, что среднестатистически показывает ламповая техника, да и значения этого спада практически неопределимы на слух. Показатели верхней рабочей частоты и спада получились немного отличными от паспортных данных, но погрешность эта некритична. Прочие параметры не вызвали нареканий.