Как выбрать место в автомобиле для установки сабвуфера


Уходит в историю эпоха кассетных автомагнитол и «жестяного» звука, лившегося в уши пассажиров и водителей автомобилей из самодельных акустических систем или колонок . Очень быстро автолюбители оценили выгоды цифрового звучания и преимущества качественной аудиотехники, в частности сабвуферов. Эти устройства дополнили штатную акустику мощными басами, что дало возможность насладиться насыщенным звучанием, вызывающим дружный забег «мурашек» по коже. В нашем рейтинге лучших активных и пассивных сабвуферов для автомобиля мы постарались охватить самые интересные (по отзывам автолюбителей и экспертов) модели в разных ценовых категориях.

Сабвуфер, которому не нужен корпус — Free Air

Фриэйр (Free Air) это низкочастотный динамик, который не нуждается в замкнутом объеме — то есть корпусе.

Free— свободный, air – воздух.

Такой сабвуфер обладает быстрым, точным и артикулированным басом с минимальными временными задержками.

В этом материале рассмотрим плюсы минусы и отличительные особенности данных динамиков. Для какой музыки подходит фриэйр и как правильно его устанавливать такой сабвуфер в машину.

Технические характеристики

Когда автомобилист задумывается о том, какой именно саб ему лучше всего поставить себе в машину, после изучения разновидностей и конструктивных особенностей следует переходить уже непосредственно к техническим характеристикам автомобильного саба.

В плане параметров особое внимание рекомендует обратить на следующие показатели:

  • Диапазон частоты. Он же частотный диапазон. У большинства современных сабвуферов он составляет от 30 до 150 Гц. В редких случаях встречаются модели с возможностью воспроизведения 20 Гц. Всё, что находится ниже 20 Гц является звуком, который большинство людей слышать не способны. Выделяют 3 условных диапазона. Это глубокий, средний и высокий. Обычно чем дороже сабвуфер, тем узкий его диапазон. Обусловлена такая ситуация тем, что хорошие колонки могут и без саба воспроизводить высокие звуки.
  • Мощность усилителя. Это рекомендуемый параметр, являющийся актуальным для пассивных моделей автомобильных сабвуферов. В случае с активными устройствами применяется характеристика мощности или же мощности низкочастотного усиления.
  • Частота разделения (среза). Является частотным порогом, выше отметки которого устройство для распределения частоты (кроссовер) будет начинать подавлять сигнал. Когда частота среза составляет 120 Гц, тогда автомобильный сабвуфер будет осуществлять воспроизведение звуков ниже отметки 120 Гц.
  • Показатели чувствительности. Этот параметр отображает эффективность превращения или преобразования мощности в звуки. При высокой чувствительности даже не самые мощные усилители обеспечивают повышенное звуковое давление, то есть громкость на выходе.
  • Габариты и вес. Существует справедливое утверждение о том, что больший вес динамика обеспечивает большую мощность. Это логично, поскольку более мощная аппаратура требует применения тяжеловесных магнитов. Также есть правило, согласно которому большая по размеру колонка даёт лучшее звучание. Это полностью соответствует характеристикам сабвуферов. Но применение в современных решениях фазоинверторов даёт возможность уменьшить размеры, но без ущерба низкочастотному диапазону. На габариты следует обращать внимание, поскольку не каждую модель можно установить в условиях ограниченного пространства салона автомобиля или багажного отсека.
  • Усиление. Низкочастотные колонки требуются на усиления низкочастотного сигнала. Сабы бывают активными, то есть оснащёнными встроенным усилителем, либо идти без него. Тогда приходится подключать отдельный усилитель. Важно, чтобы при этом на сабе был предусмотрен соответствующий отдельный низкочастотный выход.

Определившись со всеми ключевыми характеристиками, можно также обратить своё внимание на дизайнерские решения и внешние особенности модели.

Поскольку сейчас есть возможность заказать саб по индивидуальному проекту, предусмотрен не только технические характеристики, но и внешний вид, проблем с подбором сабвуфера под интерьер транспортного средства возникать не должно.

Prology Wow Box 1000

Особенности Free Air сабвуфера

Фриэйр сабвуфер может обладать преимуществами в благозвучности даже перед закрытым ящиком. Ему не нужен корпус, как таковой. А еще он может быть одним из лучших решений для седана с возможностью установки в полку.

Из-за отсутствия воздействий сжатого воздуха с обратной стороны такой сабвуфер выдает точный, быстрый, но при этом приятный бас в широком диапазоне звучания.

Он хорошо подходит для инструментальных жанров, рока и подобных направлений. При этом отлично справится и с популярной музыкой и различными хип-хоп, RnB и тому подобными композициями, да и вообще может быть довольно универсальным.

Но, как ни странно, в последнее время популярность его применения падает, да и производители уделяют ему не так много внимания.

Давайте разберем — почему такой хороший и простой, на первый взгляд, вариант не получает широкого распространения.

Но обо всем по порядку.

Принцип работы Free Air

Как правило, производители динамиков проектируют их таким образом, чтобы параметры Тиля-Смолла, которые влияют на звучание при помещении динамиков в определённый объем приходили в оптимальные значения.

Дело в том, что при помещении динамика в закрытый объем, у него поднимается резонансная частота и добротность. Если объем будет слишком мал, сабвуфер будет играть недостаточно низко и будет выдавать гулкий и не приятный бас. А если объем будет слишком велик, то бас будет размазанным и не внятным, при этом динамик может слишком рано выходить на максимальный ход, не реализуя свою мощность.

Основное влияние на характер баса в этом случае оказывает итоговая добротность (еще ее обозначают Qtc), которой динамик будет обладать в своем корпусе. Добротность показывает на сколько быстро динамик останавливается после прекращения подачи на него сигнала. Чем быстрее он это делает, тем эта самая добротность ниже и соответственно наоборот.

При проектировании закрытого ящика обычно стремятся к значению итоговой добротности (Qtc) 0,7 или 0,707 если точно. При таком значении низкие частоты имеют наиболее гладкий спад АЧХ, что благодатно воспринимается на слух. Либо 0,57 — в таком случае звучание характеризуется минимальными временными задержками.

Нужно понимать, что не всегда удастся получить любую нужную добротность в адекватном объеме. Она будет зависеть от изначальных параметров самого динамика.

А то, на сколько низко сможет играть сабвуфер определяет итоговая резонансная частота динамика в корпусе (Fc), так же можно ориентироваться на F3, это частота на которой спад по громкости будет составлять 3 децибела. И чем она будет ниже, тем ниже будет играть сабвуфер.

При установке динамика в определенный замкнутый объем, собственная резонансная частота (FS) и полная добротность (Qts) поднимаются и чем меньше будет объем, тем выше будут эти значения.

Поэтому динамик, который задумывался для применения в закрытом ящике должен обладать такими значениями, чтобы при помещении его в корпус они пришли в желаемые диапазоны.

Вот теперь возвращаемся к фриэйру. Так как никакого объема за динамиком не будет.

Теоретически объем воздуха перестает оказывать влияние на поведение динамика, если превышает эквивалентный объем динамика (Vas) в 3 раза.

А если влияния воздуха не будет, то, соответственно, добротность и резонансная частота не поднимутся, а останутся неизменными.

Именно поэтому, если динамик для закрытого ящика поместить в фриэйрное оформление, то эти параметры будут слишком низкими, а то, как это влияет на звучание, мы с вами уже отмечали выше.

Установка сабвуфера в хэтчбек

  • Настройка активного сабвуфера, предварительная настройка мидбасов
  • Настройка активного сабвуфера в АС, не оборудованной процессором
  • Установка, подключение и настройка пассивного сабвуфера в хэтчбек
    1. Настройка пассивного сабвуфера в АС с процессором

    Типы акустического оформления сабвуферов

    Автомобиль с кузовом типа хэтчбек лучше других подходит для установки сабвуфера в багажник, поскольку багажное отделение машины и салон имеют прямое сообщение, и сабу ничто не мешает свободно распространять по салону басы. Среди существующих типов акустического оформления НЧ динамиков, в хэтчбек подходят сабвуферы в корпусном исполнении, за исключением «free air». Это тип акустического оформления, в котором в качестве объема для саба выступает багажник машины.

    Наибольшую популярность у автомобилистов получили сабы с типами корпусов: закрытый ящик и фазоинвертор. У участников соревнований по автозвуку в ходу сабвуферы с корпусом band pass (БП).

    • Закрытый ящик (ЗЯ) — тип сабвуфера для НЧ динамика, у которого герметичный корпус. Для такого ЗЯ потребуется короб достаточно компактных размеров, по сравнению с другими типами акустического оформления. При настройке сабвуферов мы учитываем, что у ЗЯ спад на нижней границе АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) пологий и имеет крутизну 12 Дб/октаву. Это обстоятельство не дает глубины баса, в сравнении с фазоинвертором и банд пассом, но при этом обеспечивает чистые и собранные низы с высокой скорострельностью.
    • Ящик с фазоинвертором (ФИ) представляет собой корпус со встроенной трубой (фазоинвертором) или акустической щелью. Фазоинвертор настраивают на определенную частоту и при воспроизведении музыки получают глубокий и сильный бас. Низы в сабе такой конструкции звучат громче. Для одного и того же динамика ящик с ФИ должен быть большего объема, чем ЗЯ.
    • Сабвуферы с типом корпуса band pass (их еще называют полосовой корпус), представляют собой устройство, состоящее из нескольких камер, в одну из которых вмонтирован динамик НЧ. Басы из устройства сходят через фазоинвертор. В отличие от закрытого ящика и фазоинвертора, в БП спад АЧХ по нижней и верхней границам осуществляется на одинаковой (12 Дб/октаву) крутизне. Это позволяет точнее настраивать саб и получать превосходный бас, хотя все достоинства БП нивелирует огромный корпус сабвуфера, который с трудом поместится в багажнике рядового авто.

    Мы имеем богатый опыт по установке и настройке сабвуферов в разных акустических исполнениях для автомобилей с типом кузова хэтчбек, учтем ваши музыкальные интересы и настроим саб на оптимальное излучение низов.

    Активный и пассивный сабвуфер

    Покупая готовый сабвуфер по своему разумению, обратите внимание на обстоятельство — активный он или пассивный.

    Активный саб имеет в себе встроенный усилитель низкой частоты, который устанавливается производителем при сборке. Усилитель и НЧ динамик согласованы по основным параметрам, и качественный активный сабвуфер обеспечит в машине хороший бас. Его нужно будет только правильно подключить и настроить.

    Пассивный саб не имеет встроенного усилителя, поэтому для его аппаратного обеспечения потребуется покупка дополнительного усилителя. Предпочтительно установить в пару к сабу одноканальный усилок (моноблок), который по мощности будет превосходить показатели НЧ головки сабвуфера. Установка и настройка пассивного саба потребует дополнительно времени, поскольку появятся работы по подключению и настройке усилителя.

    Место для саба в кузове типа хэтчбек

    Место для сабвуфера в багажнике хэтчбека теоретически и практически определено — это положение у стенок задних сидений динамиком в сторону номера машины. Такое положение даст отраженный сигнал низов и направит его вглубь салона. В целях экономии пространства багажника хэтчбека возможна установка саба типа стэлс в запаску или боковую нишу одного из задних крыльев.

    Установка, подключение и настройка активного сабвуфера в автомобиль с типом кузова — хэтчбек

    Активный сабвуфер имеет «на борту» встроенный усилитель и его установка, подключение сводится к выбору места в багажнике, прокладке проводов питания, проводов подачи сигнала, управления от головного устройства. На завершающем этапе мы настраиваем активный сабвуфер на корректную работу в АС вместе с другими компонентами: мидбасами и твитерами.

    Установка и подключение активного сабвуфера

    Установку и подключение активного саба в хэтчбек проводим в такой последовательности.

    • Определяем место для сабвуфера в багажнике хэтчбека (обычно у спинок задних сидений по центру).
    • Устанавливаем короб саба в багажник. Ящик в форме скошенной пирамиды имеет угол наклона в 28 градусов, что дает возможность установить его вплотную к спинке задних сидений.
    • Закрепляем сабвуфер к стенкам кресел специальными ремнями, чтобы саб не перемещался по багажнику во время движения машины.

    Окончательную фиксацию активного сабвуфера проводим после подключения его к питанию сети и настройки на воспроизведение баса.

    В комплекте сабвуфера, как правило, поставляют набор соединительных проводов. Проверяем провода, убеждаемся в их качестве и достаточном сечении, при необходимости меняем на провода большего сечения. Это относится к силовым кабелям.

    Подключение активного устройства начинаем с протяжки силового плюсового кабеля из подкапотного пространства в багажник машины. При этом находим (или устанавливаем) в кузове резиновую заглушку, через которую протягиваем кабель из салона в моторный отсек. Там подводим его к аккумулятору и на расстоянии 30 см от клеммы «+» врезаем предохранитель.

    Протяжка по левой стороне

    В салоне машины с левой водительской стороны демонтируем пластиковую накладку на пороге и в образовавшуюся нишу укладываем плюсовый кабель, предварительно надев на него защитный рукав из гофры. Защита нужна для того, чтобы изоляция провода не терлась о металлические части кузова во время эксплуатации, что исключит возможное короткое замыкание. Плюсовой кабель заводим в багажник и подключаем его к контакту на усилителе саба, который имеет обозначение «PWR», либо в других вариантах «+12 В». Подключаем одним концом минусовый провод к клемме усилителя сабвуфера, которая имеет подпись «GND», а вторым концом — к массе автомобиля. Место для подключения массы находим на кузове машины максимально близко к сабу. Соединение выполняем надежно и с плотным контактом.

    Протяжка по правой стороне

    Следующим шагом протягиваем вдоль машины проводку, которая соединит автомагнитолу с усилителем саба. Речь идет о трех проводах: два из них оборудованы соединительными клеммами типа «тюльпаны» и с них идет съем аудиосигнала, а третий провод выполняет функции управления питанием усилителя. Провода прокладываем с правой стороны машины в нише между защитой порога и порогом. Также как и на силовой кабель, надеваем гофру для защиты от короткого замыкания. Провода разводим по разным сторонам машины, чтобы не допустить наводок, которые приведут к искажению звука в НЧ динамике.

    Подключение к головному устройству

    Вынимаем головное устройство из посадочного места и подключаем тюльпаны в гнезда, которые имеют надпись «SUB OUT», соблюдая при этом точность подключения и ориентируясь на цветные маркеры на контактах. Соединяем провод управления на ГУ (головном устройстве), который имеет надпись «РМТ», с третьим кабелем (обычно синего цвета). На усилителе находим места для соединения проводов. Подключаем к усилителю, соблюдая полярность, проводов линейного входа. Подсоединяем кабель управления в точке с обозначением «РМТ». После всех манипуляций надеваем плюсовую клемму на аккумулятор, а затем подключаем и минусовую клемму, убеждаемся в том, что все системы автомобиля подключены к электрической сети и нет нарушений в их работе.

    Проверяем соединения

    Еще раз проверяем все подключения проводов и кабелей к усилителю, головному устройству и бортовой сети автомобиля. Включаем питание, автомагнитолу и убеждаемся, что ГУ воспроизводит музыкальные композиции, а сабвуфер работает и реагирует на регулировки как на головном устройстве, так и на самом сабе. Дальше переходим к настройке АС с сабвуфером, которая заключается в формировании музыкальной сцены с акцентированными добротными басами.

    Настройка активного сабвуфера, предварительная настройка мидбасов

    Правильно установить и подключить активный сабвуфер в хэтчбеке — это полдела, не менее важна комплексная настройка всей системы. Получить в автомобиле акцентированные и добротные басы можно лишь тогда, когда они зазвучат вместе с другими компонентами АС в унисон. Мы добиваемся органичного звучания автомобильной акустики идеальной настройкой ее компонентов.

    При установке сабвуфера в систему перенастраиваем ее с учетом появившихся басов. По сути, звучащие сами по себе басы не доставляют слушателю удовольствия. Получать наслаждение от музыки можно будет только тогда, когда акустическая система основной звуковой «удар» будет формировать мидбасами, а увесистость низам будет придавать сабвуфер.

    При настройке согласовываем работу сабвуфера с мидбасами и добиваемся звучания тонов и обертонов, принадлежащих одной ноте, как одно целое. Перед регулировками саба настраиваем частотный срез для мидбасов с помощью фильтров ФВЧ (фильтр высокой частоты) на уровне, не ниже частоты резонанса самого динамика (Fs). Фильтр убирает из сигнала чрезмерно низкие частоты, поступающие на мидбасы и тем самым, делает воспроизведенную ими музыку легкой и скорострельной.

    Настройка активного сабвуфера в АС, не оборудованной процессором

    На корпусе активного сабвуфера есть блок регуляторов, с помощью которых мы проводим окончательные настройки. В автомагнитоле также могут быть заложены функции регулировки для саба. Мы используем возможности «головы» и усилителя для получения наилучшего результата. Для регулировок прибегаем к настройкам фильтра низких частот (ФНЧ), фильтра Сабсоник и фазовращателя.

    В качестве музыкального образца для выполнения регулировок берем качественную запись с акустическим инструментами, в которых присутствует контрабас.

    • На усилителе активного сабвуфера выставляем ФНЧ частоту среза примерно 80 Гц.
    • Включаем тестовую запись и уровнем громкости саба балансируем его звучание с работой мидбасов.
    • Фазовращателем меняем полярность (прямую, обратную) несколько раз и устанавливаем ту, при которой НЧ динамик приобретет четкость и напор в звучании.
    • Регулятором Сабсоник отсекаем низкочастотный сигнал по верхней границе (инфразвук), для этого останавливаем стрелку на отметке 30 Гц.
    • Точнее настраиваем работу саба на стыке с мидбасами. Регуляторами уровня сигнала (громкости) сабвуфера и ФНЧ добиваемся слитного звучания басов и мидбасов на максимальном уровне.

    Эта настройка очень важная, так как дает возможность получить музыку, которую можно слушать часами. Слишком большой уровень баса на усилителе саба приведет к тому, что плохо различимыми станут удары мидбасов. В свою очередь, если фильтром ФНЧ чрезмерно срезать верхние частоты, то образуется разрыв между частотами баса и мидбаса. Это приведет к локализации НЧ головки. Некачественную музыку в салоне получим, если допустим чрезмерное пересечение по частотам в басовике и мидбасе.

    Проводя последнюю настройку, неоднократно меняем положения регуляторов уровня и частоты среза по принципу: выше частота среза ФНЧ — ниже уровень баса и наоборот, выше уровень баса — ниже частота среза.

    В ряде головных устройств есть функция настройки крутизны спада ФНЧ. Задействуем ее и устанавливаем при настройке в пределах от 12 до 24 дБ/октава, подбираем подходящее значение.

    Таким образом, после всех манипуляций с настройками находим баланс в звучании разных компонентов акустической системы и безукоризненно подстраиваем ее под ваши музыкальные пристрастия.

    Установка, подключение и настройка пассивного сабвуфера в хэтчбек

    Если вы приобрели пассивный сабвуфер или заказали его изготовление в студии автозвука, то для установки его в машину, подключения и настройки дополнительно понадобится усилитель мощности. Для сабвуфера лучше всего подходит моноблок — одноканальный усилитель. Можно также подключить саб и к многоканальному усилку.

    Установка пассивного низкочастотного излучателя в машину с типом кузова хэтчбек мало чем отличается от установки активного собрата, за исключением того, что потребуется установка усилителя и крепление его в подходящем месте. Обычно мы монтируем усилок в багажнике на стенке задних сидений, рядом с сабвуфером. Провода для подключения усилителя используем такие же, как и при подключении активного саба: силовые кабели «+» и «–», межблочные провода, соединяющие выход с головного устройства, и провод управления питанием усилителя.

    Протягиваем кабели и провода по такому же принципу, как это описано выше. В варианте с пассивным сабвуфером и дополнительным усилителем потребуются еще акустические провода для подключения сабвуфера к выходу усилка. Протянув провода и кабели, соединив усилитель и НЧ динамик, приступаем к настройке акустической системы.

    Настройка пассивного сабвуфера в АС с процессором

    Процессор в акустической системе автомобиля позволяет настроить музыку поканально, с использованием временных задержек для каждого канала. К тому же в такой системе есть ряд других настроек, при правильном подборе которых можно получить идеальную музыку в машине. Рассмотрим вариант настройки АС с пассивным сабвуфером и моноблоком на процессорной основе с условием, что в автомобиле установлена уже двухполосная или трехполосная акустика.

    Этапы настройки.

    • Выставляем срезы частот между сабом и мидбасами на позиции 60–80 Гц, между мидбасами и динамиками СЧ в пределах 200–1000 Гц, между среднечастотными динамики и пищалками примерно в районе 3000–6000 Гц.
    • Для всех фильтров устанавливаем одинаковую крутизну спада 12 дБ на октаву.
    • Замеряем расстояние от каждого динамика до кончика носа водителя, который откинулся на спинку кресла.
    • Вводим полученные значения в процессор (некоторые процессоры не могут сами вычислять временную задержку, в зависимости от расстояния колонки до водителя, поэтому, пользуясь таблицами, показатели задержек вводим в ручном режиме).

    На следующем этапе делаем первичную настройку фронтальнойй акустики: мидбасов, среднечастотных динамиков (в трехполосной АС), твитеров на получение музыкальной сцены, которая становится по центру лобового стекла.

    Следующим шагом включаем в работу сабвуфер, настраиваем его канал фильтрами. При этом придерживаемся правила: в первую очередь устанавливаем наилучшие показатели крутизны спада, а потом среза частот.

    Для настройки фильтров берем инструментальную запись, в которой солирует контрабас.

    • Оставляем включенным только динамик НЧ, все другие отключаем.
    • Отключаем ФНЧ и фильтром сабсоник устанавливаем срез низких частот на отметке 20 Гц.
    • Включаем запись контрабаса и прослушиваем его звучание на частотах 80–00 Гц, меняем крутизну спада сабсоника, находим положение, где басы будут звучать четко и акцентировано.
    • Подключаем ФНЧ и срезаем частоты по верхнему значению в пределах 80–100 Гц. Подбираем крутизну спада частот таким образом, чтобы саб зазвучал добротными басами.
    • Возвращаемся к настройкам сабсоника и режем частоты на оптимальные низы.
    • Еще раз подбираем частоту среза фильтром ФНЧ.

    В зависимости от конструкции сабвуфера и акустических свойств салона автомобиля, настраиваем частоту среза сабсоника в интервале от 20 до 32 Гц. Особой точности в настройках фильтра требуют сабы с фазоинвертором. А фильтром среза низких частот добиваемся идеального согласования НЧ динамика и мидбасов по пересечению частот. Как правило, во всех настройках сабов мы устанавливаем значение фильтров крутизны среза в пределах от 12 дБ/октава до 24 дБ/октава.

    У нас всегда отличные результаты инсталляций сабвуферов в автомобилях с различными типами кузовов.

    Как выбрать Free Air сабвуфер

    Из всего этого следует, что динамик должен обладать уже готовыми параметрами. Это и является ключевым отличием сабвуферных динамиков типа Фриэйр от остальных.

    И если вы видите динамик, у которого резонансная частота и добротность непривычно выше, чем у других, скорее всего это будет ФРИЭЙР.

    Так, к примеру Challendger SD-200 с индексом FA имеет добротность 0,55 и частоту 50,5 — что и указывает на его фриэйрность.

    Дополнительно, принимая во внимание, что воздушной подушки, которую создает замкнутый объем за динамиком не будет, то становится логичным, что подвес сабвуфера должен быть достаточно жестким, чтобы тот не выходил слишком рано на максимальный ход.

    Фриэйр можно расположить не только в полке

    Как правило, производители указывают если динамик спроектирован для фриэйр установки. Обычно это буква Ф/F или ФА/FA, как на примере выше или что-то подобное в названии. Но с пониманием принципа, вы сможете самостоятельно ориентироваться в выборе.

    Как правильно установить Free Air сабвуфер

    Правильная установка — самый важный момент!

    Несмотря на то, что на первый взгляд установка такого сабвуфера может показаться очень простой, на деле для хорошего результата он потребует пристального внимания и работы.

    Во-первых, необходимо максимально укрепить полку, в которую динамик будет установлен, для исключения вибраций (которые скрадывают эффективность и пагубно влияют на качество баса). Здесь в ход идет виброизоляция и дополнительное основание из той же фанеры, к примеру.

    Следующий – один из главных аспектов! Для того, чтобы получить максимально хорошее звучание от фриэйра, нужно полностью изолировать внешнюю сторону диффузора от внутренней. Для того чтобы не терялась эффективность звучания. И при обычной установке, скажем в седане, разделения металлом полки будет недостаточно.

    Дело в том, что нужно полностью отделить стороны диффузора друг от друга. И здесь важно не оставить воздуху ни одной возможности переместиться из багажника в салон и наоборот.

    Дело в том, что если сабвуфер будет работать в открытом пространстве, то привычного звука басов вы не услышите, потому что нужного давления перед динамиком не создается. Оно перетекает в область разряжения, которое создал сам диффузор своим движением. А если эти два пространства разделить, то этот эффект пропадет и звуковые волны начнут формироваться.

    Но даже не большая утечка на тыльную сторону будет ухудшать эффективность звучания, так как часть воздуха будет перетекать из области повышенного давления в область пониженного, от чего звуковая волна будет размазываться.

    Для разделения непосредственно в автомобилях, в частности в седанах, могут применятся деревянные перегородки для перекрытия проемов багажника, при этом они должны быть герметичны по периметру прилегания. А так как все эти поверхности не ровные, то вы можно представить сколько усилий может стоить такая обработка. Не забывайте при этом о возможных отверстиях в самой полке.

    Да, конечно, можно обойтись обработкой только полки, но как можно понять — в качестве и даже в громкости вы несколько не доберете.

    Принимая во внимание эти детали, становится понятно, что в кузовах типа хетчбэк и тому подобных установка может быть сложнее. Можно, конечно, изготовить отдельную полку для такого сабвуфера, но тогда придется надёжно герметизировать ее по периметру, в том числе в местах прилегания к стеклу.

    Ну и самый главный момент, который может оттолкнуть большинство автовладельцев. Основное место установки фриэйра это задняя полка, а как вы понимаете — не часто в этих местах есть штатные отверстия для установки сабвуферного динамика. Поэтому чаще всего придется резать металл, а на это далеко не все готовы пойти.

    Так что, как видите, работы может быть достаточно много и собрать закрытый ящик в большинстве случаев все-таки проще.

    Теоретическая справка

    Давайте рассмотрим, какие виды акустики вообще применяются в автомобиле. Популярностью пользуются четыре типа системы – так называемый бесконечный акустический экран, акустика закрытого типа, акустика полосового типа и корпус с фазоинвертором. Сразу хотелось бы отметить, что использование сложной акустики для низкочастотной головки дает возможность устанавливать усилители меньшей мощности. При этом громкость и качество звучания остается на прежнем уровне. Учитывая, что стоимость усилителя во многом зависит от его мощности, то данный аспект очень важен.

    При покупке сабвуфера необходимо поинтересоваться, сколько обмоток звуковых катушек есть в устройстве. Сегодня в продаже находятся «низкочастотники» с 1, 2 или 4 обмотками. В принципе, увеличение числа обмоток – это некоторая хитрость производителей, которые дают возможность покупателям использовать вместо одного мощного усилителя несколько устройств меньшей мощности.

    Большой популярностью пользуются так называемые активные корпусные сабвуферы, которые продаются в связке с усилителем. В этом случае задача автолюбителя упрощается, ведь время на выбор устройств существенно сокращается. Да и качество звука остается всегда на высоте. Преимущество активных сабвуферов – простота и высокая скорость настройки. Кроме этого, их легко монтировать, и они оборудованы всеми необходимыми входами. Но есть недостаток – нет входов от встроенного усилителя. Это значит, что если он сгорит в процессе эксплуатации, то сам динамик использовать уже не получится.

    Итоги

    Плюсы free air сабвуфера

    • Отсутствие необходимости в расчетах;
    • Отсутствие корпуса;
    • Одни из лучших импульсных характеристик – быстрый и качественный бас с минимально возможными задержками;
    • Удачная возможность применения в седане;
    • Экономия места

    Минусы free air сабвуфера

    • Трудоемкая установка;
    • Возможная необходимость резать конструкции;
    • Не самый большой выбор динамиков.

    Так как к правильной установке сабвуфера фриэйр готово не очень большое количество людей, то и производители не делают особенного акцента на развитии этого сегмента. Поэтому выбор free air не так велик, как других динамиков.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]