SACD vs. DVD-Audio: практическое исследование форматов высокого разрешения


SACD vs. DVD-Audio: практическое исследование форматов высокого разрешения

Невозможно пересчитать количество копий, сломанных в битвах между форматами SACD и DVD-Audio. Также нельзя перечислить количество мнений о качестве данных форматов по сравнению с CD-DA (компакт-диск) и LP (винил).

Статистика пока что не очень благоприятна для новых форматов высокого разрешения. По данным RIAA (Recording Industry Association of America) в 2003 году продано 0,4 млн. копий DVD-Audio, 1,3 млн. SACD, 1,5 млн. LP и 745,9 млн. CD. Продажи CD достигли пика в 2000 году и в настоящее время испытывают сильный спад. Возможно, интерес к CD ослабел благодаря феноменальному устойчивому росту формата DVD-Video — 369,6 млн., включая музыкальные DVD в 2003 году.

Даже в наши дни часто случаются курьезы: в 2004 году продавцы в специализированном магазине электроники спрашивают, а имеется ли у клиента в наличии специальный плеер для проигрывания только что купленного SACD диска (это при том, что на обложке диска написано Hybrid, то есть диск содержит и стандартную запись в формате CD-DA).

Каждому понятно, что возможностей для передачи качественного сигнала у форматов высокого разрешения больше. Вопрос лишь в том — насколько больше возможностей и где взять этот качественный сигнал? Всегда ли он присутствует на дисках с красивыми лейблами SACD или DVD-A? Немало споров о качестве форматов лежит именно в этой плоскости.

Рождение форматов

Производители настолько спешили представить потребителям новые форматы, что совершили очень много ошибок на этапе их внедрения, создав тем самым определенную позицию неприятия новых носителей. А именно:

  1. Первые SACD были подготовлены с использованием ProTools, наиболее распространенного аппаратно-программного профессионального комплекса, работающего в PCM формате. Для обработки DSD потока на этапе мастеринга нужно было обязательно сконвертировать его в PCM, сделать изменения и снова сконвертировать в DSD. Если при должном качественном пересчёте DSD в PCM запись и не сильно страдает, то по крайней мере все рекламируемые теоретические преимущества Direct Stream Digital (т. е. прямой путь сигнала от микрофона в студии до колонок слушателя) явно ставятся под сомнения. К тому же, комплекс ProTools в те годы базировался главным образом на аппаратной обработке, с алгоритмами, рассчитанными по качеству на выходной формат CD-DA. Если же как мастер-фонограммы использовались 16 битные 44100 кГц PCM исходники, качество звучания такого SACD диска могло быть хуже подобной же записи на CD.
  2. Первые DVD-A также не могли продемонстрировать чудес качества. Несмотря на то, что большинство из них создавались в разрешении 24 бит 48 кГц, часть была и в 20 бит 48 кГц. Но формат развивался, появились сначала 24 бит 96 кГц стерео дорожки на DVD-A, а потом и мультиканальные дорожки 24 бит 96 кГц. Современные DVD-A Advanced Resolution имеют мультиканальную дорожку 24 бит 96 кГц и/или стерео 24 бит 192 кГц/96kГц, причем, что важно, обычно они сделаны с использованием 24 бит 96 кГц /192 кГц мастер-лент, обработка ведется на современном оборудовании с повышенным разрешением (с поддержкой 64 бит 384 кГц), что ощутимо повлияло на конечное качество.

Так какой формат более качественный?

Формат CD-DA (PCM 16 бит 44100 Гц стерео) уже устарел, его ограничения не позволяют достичь уровня сегодняшних запросов аудиофилов и меломанов. Безусловно, нельзя сбрасывать со счетов невероятно большой рынок CD-DA, к которому SACD и DVD-A не могут даже приблизиться. Но совсем недавно то же самое было в сравнении рынка видео кассет и DVD-Video дисков. Массовость формата CD-DA, удобство его использования не позволяют предположить, что для него в скором времени возможен вариант будущего формата VHS. Но, тем не менее, его существенные ограничения, такие как частый клиппинг (ограничение сигнала) из-за желания звукорежиссера добиться максимального динамического диапазона и ограниченность спектра (немного позже будет сказано к чему это приводит), а также появление интерфейсов, поддерживающих форматы высокого разрешения в неизменном цифровом виде для передачи между устройствами (i-link, HDMI, Denon-link, M-link и так далее), позволяют предположить в скором будущем переход CD-DA в массовую область, туда, где прекрасно себя чувствует mp3, освобождая место в среде аудиофилов для форматов DVD-A, SACD и продвигаемого Microsoft формата HD-DVD (WMV9 Pro, поддерживающего многоканальное аудио 24 бит 96 кГц WMA9 Pro). Вопрос о сравнении мультиканального звука и стерео, об их преимуществах и недостатках — тема для отдельного разговора.

При корректном

воспроизведении CD (как, например, сделано в устройствах некоторых High-End производителей) и
некорректном
— SACD и/или DVD-A, звучание первых может быть признано более качественным даже при двойном слепом тестировании (ABX — исключает placebo эффект, или влияние самовнушения слушателя на конечный результат). Это, опять-таки, служит источником для споров о качестве форматов высокого разрешения. Двойное слепое тестирование не идеально, однако, позволяет добиться достаточно четких условий для получения статистически достоверных результатов. Настоятельно рекомендуется использовать бесплатную программу PC ABX или опять-таки бесплатного ABX plugin к широко известной программе Foobar 2000, чтобы реально убедиться — а действительно ли мы слышим разницу (а не просто убедили себя в том, что она есть), и только потом искать причину. Попробуйте записать пару фрагментов с CD (лучше сграбить треки) и с аналогичного DVD-A и, используя ABX, вы практически наверняка угадаете разницу (подробные данные).

Интересное практическое исследование качества DSD SACD и PCM DVD-A провёл Craig Anderson. Несмотря на то, что он пришел к выводу о преимуществе PCM 24/192 по точности представления сигнала, на осциллограмме меандра 10 кГц можно видеть идентичность результатов для форматов PCM и DSD. Размытие формы сигнала DSD объясняется наличием ультразвуковых шумов, осреднение картинки по времени произошло благодаря латентности пикселей экрана осциллографа.

Трудности обработки

Нужно учесть, что формат DSD более сложен для обработок в отношении управления басом (bass management) и регулировки задержки по фазе для выравнивания звучания в точке расположения слушателя, а также для акустической калибровки системы акустика-помещение для прослушивания. Все ждали DSP процессора для DSD стрима в бытовой технике, SONY анонсировала некоторые новые чипы (CXD9776Q и CXD9722Q), использующие алгоритмы DSD процессинга в своей брошюре ES Series Receivers Technical Background в отношении STR-DA9000ES, но… в итоге согласно сервис мануалу все эти регулировки проводятся в PCM (в 9000 модели). Как известно, данная топовая модель не имеет калибровки акустической реакции помещения, хотя вполне могла бы, учитывая обработку в PCM и наличие подобных функций у ближайших конкурентов Pioneer, Yamaha и Denon (подобная регулировка присутствует в 3805 модели, и уже известна новая топовая модель 5805 с подобной регулировкой).

Таким образом, на данный момент формат DSD с точки зрения наличия необходимых современных решений для производителей аппаратуры менее интересен, и даже сама Сони пока не готова представить рынку полный комплекс обработки DSD сигнала в своей оригинальной форме на уровне потребительских товаров непрофессионального назначения.

Аналог vs. Цифра

Винил в качестве источника информации на этапе внедрения CD-DA был сознательно дискредитирован, как качественный источник информации, произошло массовое промывание мозгов за счет маркетинговых средств компаний, заинтересованных в продвижении формата CD-DA. Даже сегодня при правильном воспроизведении формат LP (винил) не просто готов конкурировать с точки зрения качества звука с CD-DA, а, по мнению многих, зачастую превосходит цифру. В чем же причина?

Некоторые измерения, проделанные энтузиастами-аудиофилами, позволяют предположить, что причина в более широком спектре и, несмотря на бытующее мнение об ограничении в 60 дБ, все-таки достаточном динамическом диапазоне. Взгляните на измерения Chris Johnson (гуру Sonic Frontiers) в отношении динамического диапазона на LP. Есть также измерения ограничения спектра на LP, сделанные австралийским аудиофилом и автором обзоров оборудования Chris Tham. Как видим, по динамическому диапазону винил близок к CD-DA, а по полосе частот значительно превосходит последний. Рекомендуется прочесть всю статью Spectral and Dynamics Comparisons of LPs vs digital formats.

Еще один важный момент — нельзя забывать, что аналоговые оригиналы для последующей записи на LP обрабатывались, как правило, на аналоговом оборудовании, практически достигшем пика своего развития. Цифровое оборудование для CD-DA было очень несовершенным — низкое разрешение DSP для обработки (часто только 24 бита для 16-битного сигнала CD-DA, что давало округление выходного 32-битного числа при операциях умножения, и, как следствие, цифровые артефакты в выходном сигнале), низкие частоты сэмплирования, отсутствие диттеринга и noise-shaping, лишь позднее добавленных в арсенал CD-DA, высокий уровень джиттера в цифровых аудио-магнитофонах. На некоторых аудиофильских студиях было даже принято решение вернуться к аналоговым системам мастеринга.

Все проблемы подобного типа остались записанными на CD, потому их качество от экземпляра к экземпляру так отличается, хотя вроде бы «цифра есть цифра». Впрочем, такие же или близкие по сути недостатки связаны и с ранними DVD-A и SACD, как известно.

Зачем нам частоты выше 20 кГц?

Мы подошли к важному этапу. На разных форумах в спорах о форматах и их качестве, задавался один и тот же вопрос: если человек не способен слышать частоты выше 20-21 кГц то, имея частоту дискретизации 44.1 кГц для CD-DA в соответствие с теорией проблем быть не должно. Зачем нам нужны 50 кГц, 70 кГц и даже 96 кГц, если мы все равно их не услышим? И второе. Если наши колонки по паспорту имеют полосу пропускания 20 Гц — 20 кГц на уровне –3 дБ, то зачем нам DVD-A или SACD? Динамики колонок не смогут воспроизвести необходимый спектр, и, мало того, интермодуляционные составляющие ультразвуковых частот могут попасть в звуковую область и исказить исходный сигнал. Не лучше ли просто не иметь этих ультразвуковых составляющих?

Взглянем на теорию более пристально. Теорема Котельникова-Шеннона о минимально-допустимой частоте дискретизации говорит о необходимости двухкратного превосходства частоты дискретизации над граничной частотой беконечной непрерывной периодической функции для корректного восстановления аналогового сигнала по полученным в результате математического разложения в ряд Фурье дискретным отсчётам. Важно понимать, что теорема не означает, что при оцифровке произвольного сигнала бесконечного спектра и конечной продолжительности можно точно восстановить тот сигнал спектра, который лежит ниже половины частоты дискретизации. В реальности неизбежно возникнут проблемы: алиазинг — проникновение в полезный сигнал паразитных компонентов выше частоты дискретизации, либо искажения от применения аналоговых фильтров при фильтрации полезного сигнала фильтрами высоких порядков.

Вот что говорит об ультразвуковых компонентах спектра уважаемый член сообщества аудиофилов, талантливый инженер Нельсон Пасс:

«Хотя возможности человеческого слуха крайне низки на частотах выше 20 килогерц, спад ультразвукового спектра создает фазовые и амплитудные эффекты в слышимом диапазоне, например, простой спад (6 децибел на октаву) на частоте 30 килогерц дает фазовый лаг порядка 9% и спад амплитуды сигнала на 0.5 дБ на частоте 10 кГц. Эффекты могут быть не такими значительными, но их заметность на слух нежелательна в оборудовании, качество работы которого оценивается по нейтральности звучания» (оригинал). Таким образом, зная о чувствительности нашего уха к фазовым искажениям, можно предположить значительное снижение уровня таких искажений в системах с более широким спектром воспроизводимого сигнала (в том числе и при качественном воспроизведении LP).

Второй момент — если, пытаясь записать спектр таких инструментов как труба (trumpet), в оригинальном сигнале ограничить анти-алиазинг фильтром для спектра CD сигнала в сравнении с таким же фильтром для DVD-A 24 бит 96 кГц сигнала, то разница в фазовых искажениях оригинала по сравнению с записью будет существенной еще до подачи его на колонки. Колонки (правильно спроектированные) имеют достаточно пологую характеристику спада сигнала на ВЧ, зависящую, в основном, от конструкции твитера, а потому вносят менее существенные фазовые искажения, чем фильтр с резким спадом АЧХ, каковым, в частности, является формат CD-DA для сигналов с широкополосным спектром.

Всё это ставит под сомнение обоснованность выбора частоты дискретизации 44.1 кГц для точной передачи сигнала в полосе 20 кГц. В то же время повышение частоты дискретизации до 96 или 192 кГц и сохранение бОльшей полосы спектра для последующей плавной аналоговой фильтрации является примером хорошего инженерного решения и, к счастью, не являются хоть сколько-нибудь сложной задачей, так как современные преобразователи в большинстве случаев работают в режиме оверсемплинга. Кстати, в том числе эта идея очень активно использовалась компанией SONY при раскрутке формата SACD.

Попытки анализа спектра DVD-A и SACD

А что же говорит наука о разнице в звучании DVD-A и SACD по сравнению с CD-DA и причинах наличия или отсутствия такой разницы? Обратимся к презентации доктора Гриесингера, наряду с Jim Fosgate одного из главных «моторов» в теории многоканального звука, человека, подарившего миру Лексиконовскую систему Logic7.

Уважаемый профессор провел серьезные исследования и обнаружил, что зачастую на дисках DVD-A и SACD не присутствуют те самые широко разрекламированные ультразвуковые образы. Он предположил, что мы слышим разницу за счет интермодуляционных составляющих в ВЧ динамиках, попадающих в звуковую область. Профессор ссылается на работу Karou and Shogo «Detection of Threshold for tones above 22kHz». Да, действительно, мы не слышим ультразвуки выше 20кГц. Но вышеупомянутая работа была проведена в отношении сигналов с четными гармониками, и произведенными за счет нелинейности передачи в устройстве слышимыми нечетными гармониками. При ликвидации нелинейности и, соответственно, нечетных гармоник (а в реальности нечетные гармоники говорили лишь о появлении продуктов интермодуляции за счет данной нелинейности в звуковой области) ультразвуковые образы переставали быть слышными (то есть пропадали не только нечетные гармоники, но и интермодуляционные составляющие). Так и должно было быть, поскольку мы не слышим ультразвуковые сигналы синусоидальной формы.

Профессор в презентации описывает свои мучения с аудиокартой для экспериментов, которая в итоге все равно оказалась не совсем пригодной, если взглянуть на уровень шумов в измерениях. Жаль, с хорошей специализированой картой результат по-видимому, был бы иным, позволив сделать и другие предположения.

Сигналы уровнем –3 дБ и частотой 20 кГц и 25 кГц были поданы на колонки. Не ожидать на таких уровнях интермодуляции и в некоторых случаях клиппинга — это просто чудо, нужно устройство профессионального уровня (даже моя старая Audigy на уровнях –6 дБ и таких частотах дает клиппинг). Обратите внимание на видимый на спектрограммах шумовой порог (noise floor) в ВЧ-области. У связки плеер+аудиокарта профессора он достигает на спектре –90 дБ! Итог: вывод о слышимых продуктах интермодуляционных искажений от усилителя (не от колонок).

Далее исследования профессора показали, что на взятых взаймы SACD и DVD-A дисках, в частности Diana Krall и Steely Dan, НЕТ ультразвуковых образов выше 23 кГц, причем что интересно, пороговый уровень шума в FFT анализе на DVD-A Steely Dan достигает -72 дБ (странный DVD-A, у которого шумы на несколько десятков децибел хуже ограничения для CD-DA), а для SACD уровень шумов чуть лучше, то все равно достигает -78 дБ! Как-то непонятно, мы то ведь СЛЫШИМ качественное звучание этих дисков. Работа уважаемого профессора натолкнула на идею проделать повторные измерения, взяв те же самые имеющиеся в наличии диски SACD и DVD-A, добавив к ним другие.

Повторяем измерения

Автором данной статьи были проведены качественные измерения профессиональной звуковой картой высшей категории Lynx L22 (двухканальный вариант звуковой карты Lynx Two) как нельзя лучше подходящей для таких измерений (назначение «measurement» в частности


). Полученые результаты несколько отличаются от представленных в презентации доктора Гриесингера. Можно сделать некоторые предположения, в чем же причина отличий.

В повторных измерениях для тех же самых DVD-A и SACD были получены не обнаруженые ультразвуковые образы в диапазоне от 25 кГц до >35 кГц и на уровнях до -50 дБ:

Спектрограмма фрагмента DVD-A Steely Dan «two Against Nature», голубым цветом — многоканальный режим, желтым — стерео Статистика DVD-A Steely Dan «two Against Nature», слева — многоканальный режим, справа — стерео Спектрограмма и спектрограмма фрагмента SACD Diana Krall, На спектрограмме: синим — многоканальный режим, желтым — стерео На сонограмме: справа — многоканальный режим, слева — стерео

Причем видимая на спектрограммах нижняя граница шума порядка -132 дБ для мультиканальной дорожки. Предположение о причине столь существенных отличий заключается не только в качестве аудиокарты, но и в фильтрации DVD-A/SACD плеером выходного сигнала, а также в разнице записанных сигналов на мультиканальных и стерео дорожках.

Косвенным подтверждением данного утверждения являются измерения, проделанные в лаборатории журнала Stereophile и выявившие относительное сходство CD сигнала на гибридной дорожке и SACD стерео сигнала для известного мультиканального SACD «The Dark Side of The Moon». Видно, что они фактически идентичны, а вот мультиканальная дорожка уже ощутимо отличается от стерео (две картинки, иллюстрирующие сказанное):

Спектрограмма фрагмента SACD «Dark Side of the Moon»: красным — многоканальный режим, желтым — стерео справа — многоканальный режим, слева — стерео На сонограмме: справа — многоканальный режим, слева — стерео На спектрограмме: красным — многоканальный режим, желтым — стерео

Замеры были сделаны настолько возможно точно — сэмплы по соответственным пикам сигналов и уровням согласованы (то есть, усилен один из сигналов в Adobe Audition, с обработкой его с разрешением 32 bit floating point 96kHz) и затем сделано сравнение.

Аналогичная ситуация для другого мультиканального SACD James Taylor «Hourglass» 1997, песня «Line ‘Em Up» и для всех других. На картинке видно, насколько разные сигналы на дорожках — начало того же самого фрагмента в канале соответствующего уровня:

Фрагмент SACD James Taylor «Hourglass», сравнение сигнала с линейных выходов плеера и ресивера, в многоканальном и стерео-режимах

Поскольку трудно даже предположить, что THX-обработка добавляет какие-либо несуществующие ультразвуковые сигналы к реальным мультиканальным дорожкам, судя по всему, они все-таки присутствуют на дисках, протестированных дважды. Мы подходим к важному утверждению — проблема не в форматах, а в правильном их воспроизведении! Этот момент доказывают проведенные измерения.

Большое спасибо профессору Гриесингеру за его труд, без которого не было бы и данной статьи. На его сайте можно прочитать очень много полезного о теории мультиканального звука.

Зависимость качества от способа воспроизведения

И действительно, до сих пор бытовало мнение, усиленно поддерживаемое маркетинговыми людьми из лагеря SACD, что сигналы DSD наиболее корректно воспроизводятся через простой аналоговый фильтр (это позволяет избавиться от «ненужных» дополнительных преобразований из цифры в аналог), или с использованием дельта-сигма цифро-аналоговых преобразователей. Результат подобного качества воспроизведения, с использованием аналоговых фильтров в относительно высококачественных ЦАП PCM1738, виден на картинке:

Фрагмент SACD James Taylor «Hourglass», желтым и слева — сигнал в DSD формате напрямую на ЦАП плеера PCM1738, синим и справа — передача по i-Link и далее PCM и ЦАП ресивера PCM1704

Высокочастотные шумы дают интермодуляционные помехи в звуковом диапазоне, плюс фазовые искажения за счет резкого среза спектра на 22 кГц позволяют при двойном слепом тестировании угадать разницу 19/19, то есть со 100% вероятностью. Заметим, что сигналы были совмещены по уровню и на частотах до 18 кГц визуально практически идентичны (на картинке показан тот же самый сэмпл).

Таким образом, мы все-таки слышим ультразвуковые образы, и уровень шумов, который принято считать неслышимым для SACD-сигналов, играет свою роль, поскольку данные шумы высокого уровня, давая продукты от интермодуляции составляющих в звуковой диапазон (того же случайного порядка, как и сами шумы), могут влиять на прозрачность звучания и на восприятие сигналов отражения низкого уровня.

Как правильно воспроизводить SACD?

Как же правильно воспроизводить SACD? Можно согласиться с Дмитрием Андронниковым, высказавшим гипотезу о преобразовании DSD-сигнала в PCM и дальнейшем воспроизведении такого сигнала через мультибитные ЦАП. Именно такой подход реализован в ресивере AX10 (49TX) и в дальнейшем используется во всех топовых ресиверах Pioneer. В чем же дело, почему при, казалось бы, лишних «дополнительных преобразованиях» мы получаем лучшее качество? В снижении искажений (как ни парадоксально это звучит) за счет таких дополнительных преобразований. Реально суть в DSD->PCM конверторах (обычно для этой цели применяют SM5816 или в новых устройствах SM5819A), которые фактически представляют собой качественные цифровые фильтры и, работая на частотах 2Fs и 4Fs в известных нам устройствах, фильтруют все ВЧ-шумы SACD на уровне –130 дБ, не позволяя данным шумам создавать продукты интермодуляции в звуковом диапазоне а также «перегружать» ВЧ составляющими операционный усилитель в I/V цифро-аналогового преобразователя. Применяя до ЦАП цифровой фильтр, работающий в режиме оверсэмплинга, мы фильтруем остатки ВЧ помех от DSD потока, добиваясь для воспроизводимых SACD сигналов такого же качества, как и для DVD-A высокого разрешения. В качестве ЦАП в топовых Пионерах применяют мультибитные PCM1704, в топовом ресивере Yamaha Z9 новый мультибитный дельта-сигма ЦАП PCM1792, позволяющий сравнить режимы воспроизведения через DSD->PCM преобразование или через аналоговый фильтр, как это было сделано для PCM1738, но результат после проделанных измерений уже предсказуем.

Подтверждением гипотезы Дмитрия является тот факт, что в новом цифровом топ-ресивере Сони STR-DA9000ES вся обработка сигнала идет в формате PCM, цепи DSD после преобразования DSD->PCM просто не используются и соответствующие ножки микросхем запаяны на землю (преобразованием DSD в PCM занимается конвертор SM5819A, перемаркированный Сони в CXD9742).

Обратите внимание на разницу в уровнях шумов и спектрах при воспроизведении мультиканальных дорожек с тех же самых дисков и со стерео дорожек. Видно, что обычно стерео дорожки сделаны со стерео источников, зачастую с ограничением полосы пропускания на уровне 22 кГц и ощутимо более высоким уровнем шумов. Мультиканальные дорожки, обычно полностью ремастеренные или записанные заново с 24 бит 96 кГц оригинальных мастер лент, отличаются совершенно другим уровнем качества сигнала. В свое время для многих было открытием существенная разница в качестве воспроизведения SACD multi-channel Dark Side of The Moon с использованием мультиканальных и стерео дорожек (SACD в обоих случаях), но после проведения измерений мы уже знаем, в чем дело.

Таким образом, использование мультиканальных систем и конфигурации колонок по типу трифоника становится значительно более интересным мероприятием, чем считалось раньше, но об этом в другой раз.

Прослушивание

Сравнительное прослушивание широкого спектра записей DVD-A и SACD на комплексе оборудования достаточно высокого класса* не позволяют отдать предпочтение какому-либо из форматов, разница значительно зависит от качества мастеринга, и, фактически, не зависит от формата как такового. С учётом проведённого выше анализа и имеющегося у DVD-A теоретического запаса по динамическому диапазону, можно сделать предположение, что формат DVD-A еще не реализовал все свои возможности в современном оборудовании, в то время как SACD уже близок к максимуму своих способностей. И, тем не менее, на сегодняшний день эти возможности позволяют получить качество звука, вполне достаточное для удовлетвория запросов аудиофилов при корректном подходе.

* Передача сигналов DVD-A и SACD по i-Link в полном разрешении, дальнейшее подавление джиттера с использованием PQLS и далее (DSD сигнал преобразуется в PCM в SM5816 конверторах) через High-End цифровые фильтры DF1706 в режиме оверсэмплинга x8 (или х4 для 192 кГц сигнала) на мультибитные ЦАП PCM1704 с использованием высококачественных операционных усилителей OPA627 в преобразователе ток-напряжение и затем через усилитель мощности Pioneer AX10i (49TXi) на колонки M&K 150THX с сабвуфером M&K MX-350MkII.

Перспективы форматов

Итоги мы уже подвели, осталось сказать несколько слов о новых системах мастеринга, позволяющих добиться значительно более высокого качества как для SACD (DSD) так и для DVD-A. После выпуска системы SADiE, основанной на идее E-chip, весь мастеринг DSD стрима возможен без перевода в PCM, таким образом, исчезла проблема снижения качества дисков. Мы имеем крайне скудную информацию о данном чипе, но тем не менее общие принципы уже ясны. Для DVD-A авторинга используется, как правило, DiskWelder Chrome, поддерживающий максимальное разрешение 24 бит 192 кГц и MLP-компрессию при наличии соответствующей программы (пока известна Surcode MLP), начальные музыкальные файлы могут быть подготовлены в любом профессиональном мультиканальном звуковом редакторе, таком, как Pro Tools, Steinberg Nuendo и других.

С выходом относительно доступных DiskWelder Bronze и Steinberg Wavelab 5.0 формат DVD-A становится доступен значительно большему количеству пользователей, а, учитывая новые разработки в DSD (Sonic Studio DSD1.1), работающие пока только на Macintosh платформе, скоро и SACD будет более или менее доступным форматом.

Рынок SACD. Мифы развеиваются.

Совсем недавно мы рассматривали Super Audio CD (SACD) как технологическую новинку, а теперь на этих носителях информации выпущено уже около двух тысяч различных музыкальных альбомов. Количество устройств, способных читать SACD-диски растет в прогрессии и на данный момент исчисляется несколькими десятками. Зачем же такая спешка, учитывая тот факт, что есть схожий стандарт DVD-Audio, который также может воспроизводить качественный многоканальный звук? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.

Статистика и анализ

24 апреля на сайте HighFidelityReview был опубликован очень интересный документ, в котором приводятся результаты исследований RIAA по общему количеству аудиоинформации выпущенной на носителях различного типа. Позволю привести себе самую интересную выдержку из него, а именно общее количество выпущенных копий в каждом году и соответствующий им долларовый эквивалент (чистый доход от продаж):

DVD Audio-диски:

  • 2001 — 0.3 миллионов копий или $6 миллионов в долларовом эквиваленте;
  • 2002 — 0.4 миллионов копий или $8.5 миллионов в долларовом эквиваленте;
  • 2003 — 0.4 миллионов копий или $8.0 миллионов в долларовом эквиваленте.

Super Audio CD диски:

  • 2003 — 1.3 миллионов копий или $26.3 миллионов в долларовом эквиваленте.

Виниловые пластинки:

  • 2001 — 2.3 миллионов копий или $27.4 миллионов в долларовом эквиваленте;
  • 2002 — 1.7 миллионов копий или $20.5 миллионов в долларовом эквиваленте;
  • 2003 — 1.5 миллионов копий или $21.7 миллионов в долларовом эквиваленте.

Простые аудио-CD:

  • 2001 — 881.9 миллионов копий или $12,909.4 миллионов в долларовом эквиваленте;
  • 2002 — 803.3 миллионов копий или $12,044.1 миллионов в долларовом эквиваленте;
  • 2003 — 745.9 миллионов копий или $11,232.9 миллионов в долларовом эквиваленте.

Давайте проанализируем. Количество обычных CD неуклонно падает, в то время как число выпускаемых DVD-Audio растет. Если сравнивать цифры за 2003 год с точки зрения количества, то 0,4 млн DVD-Audio плюс 1,3 млн SACD против 745,9 млн обычных CD — это очень небольшая часть от общего объема, примерно 0,2%. А если считать доходы, то SACD более чем в два раза перекрыла CD и более чем в три раза — DVD-Audio.

Вот такая интересная картинка получается.

Складывается впечатление, что многоканальный звук не задержится на DVD-Audio и сразу же перекочует на SACD. К этому есть все предпосылки. Стандарт SACD очень активно продвигается. Например, на только что прошедшем в Каннах кинофестивале компания Universal Music представила около 150 наименований на дисках SACD. А в конце апреля ’04 был выпущен 2000 по счету альбом на этих носителях, коим стал Twentysomething, Jamie Cullum.

Что касается устройств воспроизведения, то день ото дня их количество множится, и если раньше мы говорили о нескольких моделях от производителей SONY, Philips, Pioneer, то теперь к ним добавились такие брэнды как TEAC, DENON, Integra Research, Bel Canto, Marantz, KRELL, Linn, Yamaha, Micromega, Onkyo и т.д. Количество производителей и моделей растет чуть ли не в геометрической прогрессии — стандарт прижился.

Если внимательно просмотреть современную прессу по новым моделям DVD-проигрывателей, можно столкнуться с тем, что почти в каждой новинке встраивается возможность поддержки чтения SACD.

Ценовая разбежка на SACD-проигрыватели достаточно большая — от $200 до $13.000 в зависимости от функций и вариантов комплектаций. Это может быть и обычный портативный DVD-проигрыватель с возможностями чтения SACD, а может быть и мощный комплекс с чейнджером (changer) на множество дисков, программным управлением, мощными усилителями и качественной многоканальной акустической системой плюс реализация чтения гибридных и/или двухслойных дисков. А если туда еще добавить беспроводную радиосвязь для коммутации с проектором или компьютером…

Чему бы так радоваться RIAA?

Наверняка каждый из вас слышал о потерях в сфере авторских прав, выраженных в возможности цифрового копирования CD и DVD, а также распространения музыки в интернете за счет МР3-файлов. В приведенном выше документе нужно было поставить графу: потери от МР3 и пиратов. Думаю, там добавилась бы очень круглая цифра. На данный момент цифровое копирование SACD невозможно, практически во всех устройствах чтения даже применена специальная «заглушка» на цифровой выход — DTCP — дополнительная технология защиты от цифрового копирования. И, в принципе, в этом основная отличительная особенность нового стандарта, которая, несомненно, играет на руку защитникам авторских прав.

Что касается качества, то даже в варианте DVD-Audio мы имеем частоты дискретизации до 192 КГц с 24-битным квантованием и количеством каналов — 5.1. Это уже выше предела качества, воспринимаемого человеком. Теорему Котельникова приводить не буду. Не думаю, что кто-то в темной комнате определит играет SACD или DVD-Audio. Разве что это будет не комната, а идеальная профессиональная студия, и то я не уверен в хорошем результате такого сравнения. А вот защита авторских прав — это серьезный аспект. Я бы даже сказал, что он ключевой. И теперь, основываясь на вышеизложенном, давайте опять посмотрим на общую картину. Производители DVD-проигрывателей в свои новые модели активно внедряют SACD. По данным на 2003 год SACD-дисков было выпущено в три раза больше, чем DVD-Audio.

Гм-м… Надеюсь, что я не прав

Насчет алгоритма DSD, который стоит за технологией SACD, позволяющего читать однобитные значения с частотой дискретизации 2 822.4 KГц (в 64 раза больше, чем у CD) по принципу виниловой пластинки с дорожками, есть сомнения.

(!!!) Описание принципа работы DSD достаточно сильно напоминает описание работы обычных сигма-дельта ЦАП (ЦАП — цифро-аналоговый преобразователь), которые используются в стандартной современной цифровой звуковой технике (например, в аудио картах, CD и DVD-проигрывателях).

По существу, они (сигма-дельта ЦАП’ы) так и работают — в их конструкции предусмотрена схема выдачи эталонных зарядов, на вход которой подается однобитный поток, полученный путем преобразований и перехода на многократно повышенную частоту дискретизации (в 64 раза и выше). Получается та же груша только в профиль!

То есть, разработчики по другому объяснили принцип работы сигма-дельта ЦАП, представили это как новую технологию и поставили заглушку на цифровой выход. Получается, что так… И, скорее всего, даже в идеальной студии слушатель не услышит разницы между SACD и DVD-Audio. Потому как ее, наверное, и технологически быть не может.

Модели SACD-проигрывателей

После минуты веселья давайте настроимся более серьезно и обозрим современные модели SACD-проигрывателей. Даже если мое предположение верно, индустрия все равно будет давить своей массой и сделает из всего общепринятый стандарт. В рамках данного обзора я приведу лишь несколько современных моделей, вернее, две недорогие производства SONY, на базе которых уже можно получить общее представление о том, что технология SACD не такая уж и дорогая.

Sony DVP-NC685V ($249.99)

Выдержка из спецификации:

  • Чейнджер на пять дисков DVD/CD/SACD.
  • Воспроизведение видео: DVD-RW/-R (режимы VR и Video) DVD+RW/+R
  • 12 бит 108 МГц видео ЦАП.
  • Воспроизведение аудио: SACD Multi-Channel/MP3/CD-R/CD-RW.
  • ЦАП 24 бита, 192 КГц, поддержка Dolby® Digital and dts® Optical/Coaxial Output

Как мы видим, имеется стандартный гибрид из DVD-проигрывателя с возможностью поддержки SACD. Цена очень небольшая.

Домашний комплекс Sony DAV-C450 ($399.99)

  • Чейнджер на пять дисков DVD/SACD™/CD
  • Общая мощность акустической системы 350 Вт (пять колонок по 80 Вт, и 100-ваттный сабвуфер). Как считали не знаю.
  • Воспроизведение: CD-R/RW, Super Audio CD
  • Цифровой усилитель S-Master
  • Поддержка многоканальных стандартов: Dolby® Digital, dts® и Dolby Pro-Logic®
  • Цифровой вход для спутникового телевидения.
  • Тюнер на 20 FM + 10 AM станций.
  • 2 аудио-входа/1 аудио-выход/1 выход Component/Composite/S-Video
  • Программируемое дистанционное управление.

Цены взяты с сайта Sony Electronics.

Как видно Sony предлагает очень недорогие решения. Например, проигрыватель с чейнджером на пять дисков различных стандартов плюс акустическая система 5.1 стоит всего-лишь около $400. Хотя если вы увидите устройства гораздо дороже, их цена также будет чем-то оправдана. Можно сказать и о серьезном разбросе цен в данном сегменте. Рынку нужно еще устояться. Рекомендую посетить русскоязычный сайт, посвященный этой тематике.

Выводы

Спорно пока все. Если производители музыки откажутся от выпуска DVD-Audio в пользу SACD, то у последнего есть все шансы занять нишу самого качественного современного носителя аудиоинформации. Тут есть и еще один интересный момент. Скорее всего, SACD не станет компьютерным стандартом, либо производителям этих устройств понадобится выводить отдельный аналоговый аудио-выход, защищая цифровые потоки. Причем такой выход, как вы понимаете, должен быть многоканальным.

SACD-проигрыватель Sony SCD-XA5400ES и AV-ресивер Sony STR-DA5400ES

По традиции в конце года московское представительство Sony организовало для журналистов демонстрацию очередной линейки AV-компонентов. Совершенно неожиданно среди них оказался уникальный SACD-проигрыватель SCD-XA5400ES, который изначально не должен был поставляться на российский рынок. И правильно, что компания изменила свое решение — этот источник идеально стыкуется с многоканальными ресиверами, которые у нас уже вовсю продаются.

SACD-проигрыватель Sony SCD-XA5400ES и AV-ресивер Sony STR-DA5400ES

КОМПОНЕНТЫ

  • Проигрыватель Blu-ray Sony BDP-S500 (19900 руб.).
  • Фронтальная акустика Monitor Audio Gold Reference 20 ($2300).
  • Центральный канал Magnat Supreme Center 250 (2500 руб.).
  • Тыл Magnat Monitor Supreme 200 (5100 руб. пара).
  • Активный сабвуфер Jamo Sub 300 (10800 руб).

Несколько странная связка, не правда ли — аудиофильский проигрыватель и ресивер для домашнего кино? Да, но только на первый взгляд. Главная фишка здесь в том, что DSD-поток передается от источника по кабелю HDMI и декодируется звуковым процессором ресивера в многоканальный аудиосигнал. Это очень грамотный ход, позволяющий решить сразу несколько задач. Во-первых, интерфейс HDMI двусторонний, т.е. поддерживает обмен информацией между связываемыми устройствами. В данном случае их общение используется для синхронизации транспорта и декодера, что радикально снижает джиттер, и звук становится более «аналоговым». Для SACD это особенно важно, поскольку формат задумывался как нецифровая альтернатива CD-Audio. Во-вторых, декодирование в ресивере можно осуществить более качественно, ведь в новой линейке Sony эта ответственная задача возложена на 32-битовые DSP Sharc с плавающей точкой. Устанавливать же подобные процессоры в проигрывателе нерационально — их вычислительная мощь будет использоваться лишь на несколько процентов. Для приема сигнала DSD в ресиверах Sony предусмотрен специальный вход HDMI, о котором я расскажу ниже. И наконец, компания сделала важный стратегический шаг — не исключено, что теперь SACD может выйти из узкой аудиофильской ниши на необъятный рынок кинотеатральных компонентов. Уже сейчас проигрыватель предлагается огромным количеством интернет-магазинов, специализирующихся на AV-ресиверах и акустике 5.1.

Разумеется, SCD-XA5400ES можно использовать и в качестве самостоятельного источника, но только двухканального. Декодированный сигнал с SACD подается на аналоговые выходы, как обычные, так и балансные XLR, а для CD предусмотрены также и цифровые — коаксиальный и оптический. По HDMI сигнал DSD или PCM передается в некомпрессированном виде, а джиттер подавляется системой H.A.T.S. (High-quality Audio Transfer System), разработанной Sony для интерфейса iLink. Теперь она имеет и предусматривает двойную буферизацию данных. В источнике считанная информация записывается в память SD-RAM емкостью 16 Мб и лишь затем подается на HDMI. В ресивере она тоже попадает сначала в такой же буфер и лишь затем обрабатывается. Процесс идет с переменным битрейтом (система сама выбирает оптимальное значение), но абсолютно синхронно в передатчике и приемнике благодаря общему тактовому генератору. H.A.T.S. позволяет передавать в одном потоке данные шести независимых каналов с минимальными временными ошибками. Кроме того, снижаются требования к качеству транспорта, что позволяет некоторым компаниям при наличии буфера использовать даже компьютерные приводы.

Дизайн SCD-XA5400ES типичен для компонентов серии ES — лицевая панель с «изломом», утопленные кнопки и крупный матричный дисплей. Имеется регулируемый выход для головных телефонов и круглый шаттл, облегчающий навигацию по диску. Аппарат тяжелый — более 10 кг.

По параметрам, возможностям и алгоритму управления ресивер STR-DA5400ES очень близок к 5300-й модели, о которой я рассказывал год назад (https://www.salonav.com/arch/2008/02/078.html). Так что остановлюсь лишь на принципиальных моментах, выделяющих новый аппарат из массы аналогичной продукции. Как уже отмечалось выше, один из входов HDMI (а всего их шесть) оптимизирован для приема аудиосигнала. В отличие от остальных он построен не на стандартном чипсете Silicon Image, а на специально разработанных Sony микросхемах с более высоким быстродействием и коротким трактом прохождения сигнала. Кроме того, этот интерфейс (на задней панели он обозначен «Input 5») имеет более совершенную систему питания. Разумеется, к этому порту можно подключать и любой другой источник, в т.ч. видео.

Есть и еще одно очень важное отличие этого ресивера от предыдущей версии — наличие двух видеопроцессоров Genesis FLI8668-LF. На них реализована технология Faroudja DCDi Cinema, позволяющая поднять разрешение стандартного сигнала 480i/p, 576i/p до 720p, 1080i и 1080p, а также преобразовать чересстрочную развертку в прогрессивную. Кроме того, в процессоре имеется подавитель MPEG-шумов и функция Advanced Colour Management, улучшающая натуральность цветопередачи. Второй чип предназначен для преобразования сигнала, подаваемого на зону B, т.е. теперь зрители в обеих комнатах будут видеть изображение максимально возможного качества. Оба выхода поддерживают видеосигнал с расширенным цветовым охватом (Deep Color, x.v.Color или xvYCC) и кинематографический стандарт 24p. Напомню, что в STR-DA5300ES картинка на вспомогательную зону могла подаваться только в исходном разрешении. Тракты имеют те же параметры, что и у прошлогодней модели (216 МГц/11 бит), но более низкий уровень шумов. Предусмотрена работа с двумя независимыми источниками, причем вторую картинку можно вывести на экран в отдельном окне, даже если в телевизоре нет мультиэкранных режимов.

Кое-что новенькое появилось и в звуковом тракте. Теперь он не только поддерживает форматы Dolby TrueHD и DTS HD Master Audio, но и способен повысить разрешение любого входного сигнала, включая mp3 с малым битрейтом (вход DMPORT) и CD-Audio (входы SPDIF и HDMI), до 24 бита/192 кГц. Этот аудиоскейлер, получивший фирменное название D.L.L. (Digital Legato Linear) реализован на двух 32-битовых DSP Sharc EX3 и EX4, которые также отвечают за все остальные преобразования. Как и в более ранних моделях, эти чипы установлены на отдельной плате, а для их пайки используется технология шариковых выводов. Она позволяет укоротить печатные проводники на плате и тем самым повысить быстродействие.

В STR-DA5400ES впервые применен новый алгоритм декодирования Neutral-THX Surround, способный преобразовать любой формат окружающего звучания 5.1 или 7.1 в двухканальное стерео. Neutral-THX Surround уже применяется многими радиостанциями, поскольку микширует с меньшими потерями пространственной информации, чем другие аналогичные системы.

Слегка усовершенствована и автокалибровка DCAC (Digital Cinema Auto Calibration) — эквалайзер по-прежнему третьоктавный, но точность измерений в области баса значительно повышена. Новый алгоритм вычислений более эффективно устраняет горбы и провалы, возникающие в помещении на нижних частотах. И, конечно, стоит упомянуть режим настройки Matching Pairs, в котором нивелируется разница между колонками, работающими в паре. Например, если правая и левая фронтальные АС отличаются по чувствительности и частотной характеристике (а так иногда случается), то система сама введет необходимую коррекцию.

Программы DSP предполагают всевозможные конфигурации звукового поля — от Digital Concert Hall до Portable Audio Enhancer. Перечислять их все не буду, это заняло бы слишком много места. Бас-менеджер предусматривает пошаговую установку частоты среза для активного сабвуфера в пределах 40 — 200 Гц.

Оконечные усилители III поколения аналоговые, работающие в классе АВ, мощностью 7 по 120 Вт (на 8 Ом, КНИ 0,09%) и с рекордно широкой полосой пропускания — 160 кГц. Поскольку видеотракт позволяет организовать полноценную вспомогательную зону, ее нужно и качественно озвучить. Для этого ставим пару приличных АС в соседней комнате, а соответствующие каналы обозначаем в меню как ZONE 2. Теперь в ней можно смотреть кино или слушать музыку с независимого источника, управляя ресивером с маленького пульта через ИК-повторитель. Настройку облегчает отдельное меню для второй зоны, которое выводится на экран телевизора. В общем, получается полноценный мультирум.

Основной пульт ДУ, с которого доступны все функции и режимы ресивера, обучаемый и программируемый на макрокоманды. Он не громоздкий, поэтому работать с ним удобно. Помимо ресиверов он может управлять и другой аппаратурой, подключенной по HDMI, через фирменный интерфейс Bravia Sync.

Поскольку STR-DA5400ES, кроме домашнего театра, может равноценно работать и в аудиофильской системе, прослушивание проводилось в два этапа — сначала с описанным выше SCD-XA5400ES, а затем с проигрывателем Blu-ray Sony BDP-S500. Оба источника подключались качественным кабелем HDMI к входу №5. Все звуковые программы отключены, регуляторы тембра в нулевом положении.

Начинаем с диска Showcase [1], на котором собраны произведения самых разных жанров. Записаны они очень качественно, сведены через ламповый микшер и переведены в DSD непосредственно с аналоговой мастер-ленты. Звучание очень легкое, воздушное, и даже на двухканальных треках пространственная картина имеет третье измерение. Присутствие «цифры» минимально, как в солидном комплекте класса High End. Впрочем, здесь впечатление несколько иное — вроде бы не аналог, но явно и не компакт-диск. По сравнению с винилом все правильнее с точки зрения тембрального баланса и динамического диапазона и более открыто, свободно, чем на обычном CD. Многоканальный вариант «Money» [2] удивил точным позиционированием буквально каждой отдельной ноты, казалось, что виртуальные источники звука располагаются на поверхности сферы, внутри которой находится слушатель.

Панорама настолько необычна, что поначалу может вызвать ощущение дискомфорта от обилия информации. Но привыкаешь к этому буквально через несколько минут.

А вот CD предпочтительнее слушать через обычный коаксиальный или оптический кабель. А еще лучше — по линейному входу в режиме Analog Direct. По HDMI звучание теряет цельность и собранность, звуковое полотно словно истончается. Не исключено, тракт H.A.T.S. с двумя буферами не оптимален для «медленного» потока PCM 16/44,1.

С проигрывателем Blu-ray ресивер стыкуется идеально как по аудио-, так и по видеотракту. Сигнал 1080p коммутируется без потерь, скейлер для обеих зон работает безукоризненно. Правда, экранные меню теперь можно взять либо с композитного, либо с компонентных выходов — гнезда S-Video в модели STR-DA5400ES отсутствуют.

Звучание саундтреков типичное для Sony — плотное, разборчивое, с точным позиционированием и плавным перемещением источников. Количество пресетов мне показалось избыточным, не представляю, кому в наше время могут понадобиться, например, режимы Hall или Stadium. Это скорее дань традициям, чем насущная необходимость.

Ресивер прекрасно передает ударную волну при взрывах; выстрелы резкие, хлесткие, буквально бьют по ушам, как в реальной жизни. Работать с ним удобно благодаря интуитивно понятной логике меню и подсказкам, которые появляются на дисплее в режиме автокалибровки. Выключая ресивер, подумал: а что же Sony придумает для следующей линейки?

Заявленные характеристики SACD-проигрывателя Sony SCD-XA5400ES

  • SACD / CD
  • Диапазон воспроизвод. частот, Гц 2 — 100000 / 2 — 20000
  • Коэффициент искажений, % 0,0012 / 0,0017
  • Динамический диапазон, дБ 110 / 100
  • Габариты, мм 430 х 124 х 390
  • Масса, кг 10,2
  • Цена, руб. 64990

Заявленные характеристики AV-ресивера Sony STR-DA5400ES

  • Форматы окружающего звучания Dolby®: TrueHD, Dolby Digital + LPCM 2CH/5.1CH/7.1CH (через HDMI), EX, ProLogic IIx, Dual Mono DTS®: HD Master Audio, DTS, ES Matrix, ES Discrete, Neo:6, 24/96 THX Ultra2 Cinema and Music, Neutral-THX Surround, PCM 24/96
  • Входы Видео HDMI (6), компонентные HD (3), композитные (4) Аудио цифровые коаксиальные (3), оптические цифровые (5), DMPORT (2), 7.1-канальный аналоговый, аналоговые стерео (5)
  • Выходы Видео HDMI (2), компонентные HD (1), композитные (2) Аудио оптические цифровые, (3), аналоговые стерео (2), предусилителя (7.1)
  • Частотный диапазон аудиотракта (±3 дБ), Гц 10 — 160000
  • Полоса пропускания видеотракта (-3 дБ), МГц
  • HDMI 130
  • Компонентного 80
  • Выходная мощность (20 Гц — 20 кГц, КНИ 0,7%, 8 Ом), Вт 7 х 130
  • Отношение сигнал/шум (не взвешенное, по линейным входам), дБ 96
  • Габариты (Ш х В х Д), мм 430 х 175 х 430
  • Масса, кг 21
  • Цена, руб. 79990

МУЗЫКА, КОТОРУЮ МЫ СЛУШАЛИ

  • Showcase, Acoustic music in authentic environments. SACD, Opus 3, 2000.
  • Pink Floyd, «Money», Multichannel SACD, Sony Music, 2004.
  • Dream Theatre, «Falling Into Infinity». CD-Audio, EastWest Records, 1997.

КИНО

  • «Casino Royal».
  • «Terminator-3».

поделиться

Tags: Sony

Ломка стереотипов: как на Sony PlayStation 3 играть SACD

В прошлых статьях мною были продемонстрированы некоторые секреты содержимого SACD. Кто-то не поверил, что в треках SACD можно вот так спокойно копаться, смотреть частотку и степень сжатия динамического диапазона. Кому-то еще кажется, что этот формат по-прежнему нельзя скопировать? Нам поможет инструмент глобального порабощения мира — Sony Playstation.

Да-да, дорогие мои любители охранения авторского права. Если вы вручаете массам новую игрушку, будьте готовы к тому, что коллективный разум попытается развернуть ее и в другую сторону.

Как известно, с самого начала SACD было бесполезно копировать через компьютерный привод. Уж насчет этого правообладатели постарались едва ли не первым делом. Разве что CD-слой на гибридных дисках, который никому был не нужен. Кто-то пытался оцифровывать сигнал с аналоговых выходов SACD-проигрывателей по аналогии с виниловыми вертушками. Это было не то пальто. И, главное, совершенно не отвечало исходным данным на носителе. Решение пришло из игромира.

Пытливые умы обнаружили, что на одной из версий Sony Playstation 3 можно не только воспроизвести SACD, но и сохранить его полный ISO-образ на внешнем носителе. Электронным гигантом в следующей прошивке эта досадная прореха было успешно заштопана, но джина выпустили из бутылки. Итак, что для этого нужно?

Перво-наперво убедиться, что ваша «плойка» умеет воспроизводить диски SACD. Напомню, что этой возможностью одарены толь- ко серии CECHB*, CECHA*, CECHC* и CECHE*. Остальные могут только воспроизводить DSD- файлы. Второе, для SACD-риппинга прошивка должна быть не выше 3.55. Или, увы, ждите, пока ее сломают добрые люди. Обратный откат на более низкую прошивку невозможен. Так что пока Game Over.

Те, кто остался, гуглят по словам sacd-ripper. pkg, kmeaw или rebug и несложно ставят с помощью флешки кастомные патчи, ключи и собственно риппер. Подобно расписывать дальнейшее конфигурирование Sony Playstation 3 здесь не получится, но кто ищет, тот всегда найдет. В том числе и подробную пошаговую инструкцию — куда и что прописать.

Программа SACD Ripper и утилита SACD Extract может скопировать данные с SACD двумя способами. Первый — это полный iso-образ, который, к слову, потом можно спокойно записать программой ImgBurn на DVD-болванку в форма- те SACD-R. Такие свежеиспеченные диски сумеют прочитать многие SACD-проигрыватели, хотя и не все. Второй способ сохраняет треки по отдельности — в виде файлов DSDIFF или DSF. Программные средства воспроизведения и кон- вертации данных SACD постоянно совершенствуются, так что лучше всего хранить на жестком диске исходный iso-образ. А далее уже экспериментально выбрать наиболее подходящий алгоритм его подготовки для воспроизведения.

Самый простой — делать это на лету. Вопрос — кто будет ловить подачу. Если у вас имеется SACD-плеер, то скормите ему болванку. С ней будет так же просто, как и с обычными официальными изданиями. Вы слушаете плеер через его аналоговые выходы либо отправляете по HDMI цифровой поток на AV-ресивер. Для тех ресиверов, которые не умеют декодировать DSD, на плеере активируется предварительная конвертация в классический PCM.

Аналогично на лету можно воспроизводить образ SACD и с компьютера. Не всеми аудиопрограммами, но, например, Jriver или Foobar с соответствующим плагином умеют. Внешних ЦАПов, которые по USB поддерживают DSD-поток, пока немного. А те, что умеют, пока не работают с многоканальным DSD. Поэтому Foobar умеет преобразовать DSD в 24-битовый PCM, который потом спокойно себе направляется на любой ЦАПик.

Не все считают обработку и воспроизведение такого массива данных идеальными. Не всем нравятся алгоритмы и звучание Foobar. Поэтому цифровые данные SACD можно сконвертировать в PCM (и далее упаковать во FLAC) более солидным специализированным софтом. Например, Weiss Saracon. В настройках желательно установить частоту дискретизации кратную 44,1 кГц компакт-диска — т.е. 88,2 или 176,4 кГц. В принципе, хватит и 88 кГц, поскольку лучшие результаты получаются с включенным ВЧ-фильтром, обрезающим все помехи свыше 30 кГц. Между прочим, задавать эти параметры придется и в Foobar. И даже в нем можно обнаружить известную гибкость настроек — пять способов обработки и фильтрации потока, а также управление уровнем. Выберете наиболее приемлемый вариант на слух. А если очень интересно, то полученный результат конвертации в WAV или FLAC после сохранения можно открыть и попытать в бесплатном аудиоредакторе Audicity. Вот и увидите наглядно, что происходит с частотным диапазоном, насколько сильно компрессировали амплитуду сигнала при мастеринге, много ли оказалось точек клиппинга. Удачных опытов! И имейте в виду, что здесь не пострадает ни один подопытный.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]