О форматах CD, DVD-Audio и SACD. Выбираем аудиопроигрыватель под акустику 5.1

Расположение акустической системы по схеме 5.1

Сегодня широкое распространение получили акустические системы 5.1 и 7.1, в основном рост их популярности связан с появлением на отечественном рынке систем домашних кинотеатров укомплектованных данными системы акустики. Хотя более 90% этой акустики, мягко говоря, слабо подходит для воспроизведения звука в высоком качестве, но есть и часть людей купивших акустику HiFi и HighEnd классов. Также большая часть меломанов ещё не имеют и только раздумывают о приобретении подобной звуковоспроизводящей аппаратуры и АС. Для этих категорий людей будет полезна наша статья.

CD-Audio

Самый первый музыкальный формат, изменивший этот мир навсегда, давший музыкальной индустрии невероятный прорыв. С ним началась эпоха проникновения цифрового формата в быт обычного человека.

CD-Audio – это тот же музыкальный компакт диск. Его изобретением и воплощением в жизнь мы обязаны компаниям Sony и Philips. Сам формат был стандартизирован и введён в массовое производство в 80-х гг. Основные характеристики, касающиеся цифрового звука, выявляются в 16-битной разрядности сигнала и частоте дискретизации, которая составляет 44,1 кГц. Если говорить о частоте, то выбор её не случайный, даже был необходим. Случилось это из-за того, что необходимо было совместить изобретение с уже существовавшими аудиосистемами, источником для которых были видеокассеты.

Самым главным качеством новинки, в то время, была немыслимая долговечность. Если брать по показателям, то не один носитель информации того времени не имел таких характеристик, как физических, так и качественных (пластинки, магнитофонные ленты). Использовать компакт-диск можно годами. Объясняется это отсутствием физического контакта между считывающим устройством и диском. Износ предыдущих носителей информации выражался в повышении уровня шумов и дефектов. Здесь же, появление царапин не влияло на качество воспроизведения. Несомненным плюсом была и эргономика носителя информации, упрощающая его использование. Новый стандарт, практически сразу, нашёл себя в автомобильной индустрии, где с 50-х гг. пытались установить музыкальные устройства, но всё заканчивалось крахом. Пластинки быстро выходили из строя, хотя и были сделаны специальные автомобильные, а большие бобинные ленты занимали много пространства и были неудобными в эксплуатации.

Приход Audio CD и его прогрессивное качество звучания ознаменовал крах виниловой пластинки. Поводом была заявленная величина динамического диапазона, при этом отношение сигнал/шум составляло более 90 дБ, а искажение – 0, 01%.

Но всё же, немного позже, был замечен основной недостаток компакт-диска. Верхняя частота диапазона Audio CD, при воспроизведении, ровнялась половине частоты его дискретизации (22,05 кГц). Этот показатель у конкурентных носителей был намного выше. Даже не смотря на то, что частоты 19-20 кГц относятся к ультразвуку, то есть практически не слышны человеком, – сбрасывать со счетов их было нельзя. В большинстве акустических инструментов обертональные составляющие лежат именно в этой области и оказывают огромное влияние на восприятие услышанного. При их отсутствии, звук кажется не настоящим. Исходя из этого, стало ясно – эпоха звука только на заре своего развития, грядут появления новых цифровых стандартов и форматов. Самое интересное ещё впереди.

DVD-Audio

DVD-Audio – следующий этап развития носителей аудио информации. Появление технологии и носителя, где можно записать больше информации, отобразилось на создании нового формата аудио. Сам принцип кодирования исходно сигнала остался практически тот же, что и предыдущий, но на этот раз увеличилась частота дискретизации и разрядность цифровых данных. Теперь оцифрованный звук намного ближе, по звучанию, к оригиналу. Используется сжатие информации, но без потерь качества, что приводит к увеличению времени записи. Так, на DVD-A можно записать 74 минуты аудио. С появлением такого носителя информации, стала возможность активно использовать каналы звука, которые могли доходить до 6. Теперь уже производители электроники начали подстраивается под данный формат, чувствуя там новую нишу; появляется сигнал объёмного звука – форматы Dolby Digital и DTS.

Тех. сведения о DVD audio

Записывается аудиосигнал методом импульсно-кодовой модуляции – формат PCM (pulse code modulation). Частота дискретизации находится в пределах 44-96 кГц, а для стерео – доходит до 192 кГц. Разрядность данных имеет от 16 до 24 бит. Частотный диапазон воспроизведения составляет 5 – 48 000 Гц, для стереосигнала доходит до 96 000 Гц. Динамический диапазон равен 144 дБ. Максимальное число данных – 4,7 Гб на одном слое диска. Для сжатия звука без потерь качества используется алгоритм Meridian Lossless Packing (MLP). При его использовании стало возможным сжимать звук почти в два раза.

DVD-audio: основные преимущества стандарта

  1. 1. Качество звука очень высокое
  2. 2. Огромный динамический диапазон
  3. 3. Число каналов доходит до шести
  4. 4. Большой выбор аппаратуры для эксплуатации
  5. 5. Самый распространённый формат кодирования на студиях звукозаписи – PCM

Ссылки [ править ]

  1. ^ a b Джек Шофилд (2 августа 2007 г.). «Нет вкуса к качественному звуку» . Хранитель
    . Проверено 29 мая 2009 года . Такой формат — Super Audio CD (SACD) — существует с сентября 1999 года. А теперь он умирает.
  2. «Партнер Crest National и Philips по привлечению производства гибридных дисков SACD в США» . Newscenter.philips.com. 2002-05-30 . Проверено 31 декабря 2011 .
  3. Марк Флейшманн Являются ли DVD-Audio и SACD DOA?
    2 апреля 2004 г. «Приливная волна компакт-дисков была настолько агрессивной, что смела все на своем пути, включая термины« альбом »и« пластинка ». Я все жду аудио высокого разрешения, которое вызовет подобное цунами. Но крошечные островки SACD и DVD- Аудио названия в моих местных Tower Records не превратились в могучие континенты ». [1] Проверено 16 января 2010 г.
  4. C | Net News, 26 марта 2009 г. Betamax to Blu-ray: победители формата Sony, проигравшие
    Стив Гуттенберг. [2] «Аудиофилы хвалят SACD, но рынок потерпел фиаско. Sony Records больше не выпускает новые названия SACD» (Это не совсем так; Sony Classical, похоже, не выпускает новые SACD-диски, Sony Classical в Германии и SACD были изготовлены в Японии 5 июня 2009 г. ( Sony Classical Germany ( Sony Music Japan )) Проверено 29 мая 2009 г.
  5. Stereofile электронный бюллетень, 10 января 2006 года Io Сатурналии!
    пользователя Уэс Филлипс. [3] Упоминается о «неспособности SACD и DVD-A набрать обороты». Проверено 28 мая, 2009.

  6. Audio Video Revolution, 19 октября 2006года. Джерри Дель Коллиано
    «Символизм проигрывающей башни
    ». «Чистый провал SACD и DVD-Audio как форматов высокого разрешения был аналогичным сожжению небольшого городка». [4] Проверено 28 мая, 2009.
  7. www.hificorner.co.uk — машина обратного пути
  8. ^ a b «10 лучших аудиофильских дисков SACD, многие из которых распроданы» . Audiophilereview.com . Проверено 6 марта 2013 .
  9. Обзор высокой точности. Новости . Проверено 20 мая, 2009.
  10. SA-CD.net
  11. ^ a b Обзор высокой точности. Исполнители Universal Music получают золото и серебро SACD в Европе . Проверено 18 мая, 2009.
  12. SA-CD.net. Часто задаваемые вопросы
  13. Чикаго Resound этикетки извлекаться 6 июня 2009

  14. Лондонский симфонический оркестр — Купить записи, получено 6 июня 2009 г.
  15. Рианна
    Синклер, Пол (30 января 2013 г.). «Топ-10: диски SACD, которые вы можете позволить себе купить» . Проверено 11 марта 2013 .

  16. Гуттенберг, Стив (16 июля 2009 г.). «Неужели SACD и DVD-Audio уже мертвы?» .
    CNET
    . Проверено 11 марта 2013 .
  17. ^ a b c d e f g Extremetech.com, Лесли Шапиро, 2 июля 2001 г. Объемный звук:
    High-End: SACD и DVD-Audio . «Стереофоническая запись SACD имеет скорость передачи данных 5,6 Мбит / с, что в четыре раза превышает скорость передачи данных стереофонического компакт-диска 1,4 Мбит / с». Проверено 20 мая, 2009.

  18. PC Magazine Encyclopedia Определение гибридного SACD, получено 16 июня 2009 г.
  19. ^ a b c Миддлтон, Крис; Зук, Аллен (2003). Полное руководство по цифровому аудио: всестороннее введение в цифровой звук и создание музыки . Cengage Learning. п. 54. ISBN 978-1592001026.
  20. Клиффорд, Мартин (1987). «Полный проигрыватель компакт-дисков». Прентис Холл. п. 57. ISBN 0-13-159294-7 .
  21. Как работает гибридный супер аудиокомпакт-диск (SACD) «Плееры SACD оснащены оптическими датчиками, которые излучают лазерный свет с длиной волны 650 нм, который отражается слоем DSD. Однако оптические датчики во всех проигрывателях компакт-дисков излучают лазерный свет с длиной волны 780 нанометров, который прозрачен для слоя DSD, поэтому читается только слой CD «Проверено 16 июня 2009 г.
  22. Рифман, Дерк; Nuijten, Питер. «Почему Direct Stream Digital — лучший выбор в качестве цифрового аудиоформата». (PDF) Документ конвенции 5396 Общества звукорежиссеров, май 2001 г.
  23. Ambisonic.net. Ричард Элен, август 2001 года. Битва дисков . Проверено 20 мая, 2009.
  24. Practical-home-theater-guide.com Direct Stream Digital Technology Проверено 3 июня 2009
  25. ISO / IEC (2006-03-14). «ISO / IEC 14496-3: 2001 / Amd 6: 2005 — Кодирование передискретизированного звука без потерь» . ISO . Проверено 9 октября 2009 .
  26. ISO / IEC (2007-08-06). «ISO / IEC 14496-4: 2004 / Amd 15: 2007 — Кодирование передискретизированного звука без потерь» . ISO . Проверено 9 октября 2009 .
  27. ISO / IEC JTC1 / SC29 / WG11 / N6674 (июль 2004 г.), ISO / IEC 14496-3: 2001 / FPDAM6 (кодирование передискретизированного звука без потерь). (DOC) , получено 9 октября 2009 г.

  28. ISO / IEC JTC 1 / SC 29 / WG 11 N7465 (июль 2005 г.). «Описание Кодирование передискретизированного звука без потерь» . chiariglione.org . Проверено 9 октября 2009 .

  29. ISO / IEC JTC 1 / SC 29 / WG 11 N7465 (июль 2005 г.). «Описание Кодирование передискретизированного звука без потерь» . Архивировано из оригинала на 2007-02-03 . Проверено 28 декабря 2009 .
  30. ISO / IEC (2009-09-01), ISO / IEC 14496-3: 2009 — Информационные технологии — Кодирование аудиовизуальных объектов — Часть 3: Аудио (PDF) , IEC , получено 07.10.2009
  31. ISO / IEC (2007), ISO / IEC 14496-5: 2001 / Amd.10: 2007 — Информационные технологии — Кодирование аудиовизуальных объектов — Часть 5: Справочное программное обеспечение — Поправка 10: SSC, DST, ALS и СЛС ссылка программное обеспечение (ZIP) , ISO , получено 07.10.2009
  32. ISO / IEC (2007-03-01), ISO / IEC 14496-5: 2001 / Amd.10: 2007 — Справочное программное обеспечение SSC, DST, ALS и SLS , ISO , получено 2009-10-09
  33. «Sony запускает производство гибридных супер-аудио компакт-дисков в Европе» . SA-CD.net. 2003-01-22 . Проверено 12 июля 2007 .
  34. «Подробная информация о DVD-Audio и SACD» . DVDdemystified.com . Проверено 12 июля 2007 .
  35. «Сакд-потрошитель» .
  36. Фрис, Брюс; Марти Фрис (2005). Основы цифрового аудио . O’Reilly Media. п. 147 . ISBN 978-0-596-00856-7.
  37. «24/192 Загрузки музыки … и почему они не имеют смысла» . Архивировано из оригинала на 2020-04-26.: «При использовании фигурного дизеринга … эффективный динамический диапазон 16-битного звука на практике достигает 120 дБ»
  38. ^ a b Россинг, Томас (2007). Справочник Springer по акустике . Springer. стр. 747 , 748. ISBN 978-0387304465.
  39. Гало, Гэри (2008). «Неужели SACD обречена?» (PDF) . Audioxpress.com . Проверено 11 февраля 2022 года .
  40. ^ а б Э. Брэд Мейер и Дэвид Р. Моран (сентябрь 2007 г.). «Слышимость аналого-цифровой / аналоговой петли стандарта CD, вставленной при воспроизведении аудио высокого разрешения» (PDF) . J. Audio Eng.Soc
    . Аудио инженерное общество .
    55
    (9): 775–779 — через drewdaniels.com.

  41. Paul D. Lehrman: The Emperor’s New Sampling Rate
    Mix
    онлайн, апрель 2008 г.
  42. «Слышимость аналого-цифрового / аналогового контура стандарта CD, вставленного при воспроизведении аудио высокого разрешения» (PDF) . J. Audio Eng. Soc . Проверено 24 марта 2015 года .
  43. Рейсс, Джошуа Д. (27.06.2016). «Мета-анализ оценки восприятия звука высокого разрешения» . Журнал Общества звукорежиссеров
    . J. Audio Eng. Soc.
    64
    (6): 364–379. DOI : 10,17743 / jaes.2016.0015 .
  44. Blech, Dominikp; Ян, Мин-Чи. «DVD-Audio против SACD: восприятие дискриминации форматов цифрового аудиокодирования». (PDF) Конвенция Общества звукорежиссеров 6086, май 2004 г.
  45. «1-битное преимущество — будущая запись» (PDF) . Корг . Проверено 31 декабря 2011 .
  46. Тосиюки Nishiguchi, Kimio Hamasaki, Масакадз Иваки и Акио Ando, «Перцептивное Различение музыкальных звуков с и без Very High Frequency Components» [5] Опубликовано NHK Laboratories в 2004 году
  47. Маруи, А., Kamekawa, Т., Эндо, К., и Сато, Е. (2014, апрель). Субъективная оценка записей высокого разрешения в аудиоформатах PCM и DSD. В конвенции 136. Аудио инженерного общества.
  48. «Sony SCD-1 SACD-плеер» . @udiophilia . Проверено 18 мая 2006 .
  49. В списке проигрывателей компакт-дисков Onkyo указан один проигрыватель SACD, C-S5VL. Проверено 21 марта 2012 г.
  50. На веб-странице Denon показан один проигрыватель SACD, DCD-SA1. Проверено 3 июня 2009 г.
  51. Список компонентов Hi-Fi Marantz показывает один проигрыватель SACD, а список Marantz «Reference series» показывает четыре проигрывателя SACD. Проверено 3 июня 2009 г.
  52. PD-D6-J и PD-D9-J два SACD плееров, Pioneer. Проверено 3 июня 2009 г.
  53. На веб-странице Yamaha показаны SACD-плееры CD-S1000 и CD-S2000. Проверено 3 июня 2009 г.
  54. «Sony объявляет о выпуске трех автомобильных стереоплееров Super Audio CD» . Обзор высокой точности. Архивировано из оригинала на 2007-03-02 . Проверено 18 января 2007 .
  55. Practical-home-theater-guide.com Требования SACD воспроизведения и Content Protection «SACD проигрыватели, совместимые не разрешаются передавать цифровой контент DSD через незашифрованную цифровую аудио связь» извлекаться 18 июня 2009
  56. «Почему Sony снова убрала SA-CD из PS3?» . PS3 SACD FAQ . Проверено 4 января 2009 .
  57. «Прошивка v2.01» . PS3SACD.com. 22 ноября 2007 . Проверено 11 августа 2010 года .
  58. «Проигрыватели дисков Blu-ray, совместимые с Super Audio CD» . Проверено 21 октября 2009 .
  59. Максим В. Анисюткин. «Супер аудио CD декодер» . SourceForge . Проверено 18 марта 2012 года .
  60. «Audirvana Plus» . Audirvana . Проверено 26 ноября 2013 года .

SACD: Сведения о формате

Super Audio Compact Disk (SACD) – цифровой формат записи аудиозвука, также разработанный гигантами аудиоиндустрии Sony и Philips. Официальное появление нового стандарта было обнародовано в 1999 году. Размер диска остался прежним, но только рабочий слой теперь золотистый, всего слоёв два. Увеличена и длительность звучания, сравнительно с CD-диском, – 74 и 109 минут. Обычно, на одном слое гибридного диска, записано аудио в формате SACD, на другом слое – в формате Audio-CD.

Диски можно слушать даже на обычных Audio-CD проигрывателях, но на проигрывателях SACD используется Multi Channel звучание (многоканальное), оно же Surround. Иногда записывается стереозвук, но очень редко, так же, как и моно. Запись в моно- и стерео-режимах применяется в основном для переиздания старых альбомов и записей.

SACD: Преимущества стандарта

  1. 1. Естественное звучание
  2. 2. Защита от копирования
  3. 3. Многоканальный звук (до шести каналов)

SACD: тех. сведения о стандарте

Возможность записать диск большей длительности реализовалась за счёт кардинально новой технологии сжатия и кодирования аудиосигнала, а также за счёт физического уменьшения питов (размеров ячеек) на рабочей поверхности диска. Применяется новая технология прямого цифрового потока Direct Stream Digital (DSD) для оцифровки звукового сигнала, который переводится в цифровой вид, используя сверхвысокую частоту дискретизации (2822 кГц). Если сравнить с обычным CD-диском, то качество преобразования намного выше и очень близкое к аналоговому оригиналу. Достигается это за счёт большой частоты считывания данных. В данном формате используется алгоритм Direct Stream Transfer (компрессия без потерь). Объём цифрового потока уменьшается почти в два раза.

Звуковой сигнал SACD имеет полосу частот, достигающую 96 кГц, против 20 кГц на обычном CD, динамический диапазон равен 144 дБ, против 96 дБ на CD. Частота дискретизации (семплирования ) ровна 2822,4 кГц.

Защита копирования

Для стандарта SACD предусмотрена уникальная защита от копирования. На диске есть специальные потайные секторы, на которых указана информация про диск, изготовителя, а также содержит кодовый ключ. Последний считывается проигрывателем перед началом воспроизведения. Если диск перезаписать, то на нем будут отсутствовать потайные секторы, и он не будет воспроизводиться. Данные диска также зашифрованы с помощью ключа. PSP метки могут быть скопированы только лицензионным записывающим устройством SACD. Также, на всех устройствах SACD для воспроизведение, используются “заглушка” на цифровой выход для пересечения возможности захвата сигнала извне.

С 2010 года в сети Internet стали появляться DSD аудиофайлы с расширением DSF или DSDIFF. С использованием цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) и специального ПО данные файлы могут воспроизводиться на ПК, также их можно преобразовать в файлы форматов: WAV, WMA, MP3, OGG, APE, FLAC .

DSD-диск – это (DVD-R, DVD+RW, DVD+R, DVD-RW ) оптический диск с файлами DSD имеющими расширение DSF, который может воспроизводиться на ПК и других устройствах, имеющих поддержку данного формата. Качественные характеристики аудиозаписи на данном диске идентичны SACD, но на DSD-диск нельзя записать многоканальный сигнал.

Содержание [ править ]

Основная статья: Список художников SACD

К октябрю 2009 года звукозаписывающие компании выпустили более 6000 релизов SACD, немногим более половины из которых были классической музыкой . Следующими двумя наиболее многочисленными жанрами были альбомы джазовой и популярной музыки, в основном ремастированные предыдущие релизы. [9] [10]

Многие популярные исполнители выпустили часть или весь свой бэк-каталог на SACD. К июню 2004 года было продано более 800 000 копий альбома Pink Floyd The Dark Side of the Moon

(1973) в версии SACD Surround Sound. [11] The Who ‘s рок — оперы
Tommy
(1969), и Roxy Music ‘ s
Avalon
(1982), были выпущены на SACD , чтобы воспользоваться возможностью многоканальной формате в. Все три альбома были ремикшированы в формате 5.1 Surround и выпущены как гибридные диски SACD со стереомиксом на стандартном CD-слое.

Некоторые популярные исполнители выпустили новые записи на SACD. Показатели продаж для Sting «s Священная Любовь

(2003) альбом достиг номер один на SACD чартах продаж в четырех европейских странах в июне 2004 года [11]

В период с 2007 по 2008 год рок-группа Genesis переиздала все свои студийные альбомы в трех бокс-сетах. Каждый альбом в этих наборах содержит альбом на SACD как в новом стерео, так и в 5.1 миксе. Оригинальных стереомиксов на диске не было. Версии для США и Канады используют не SACD, а CD.

К августу 2009 года 443 лейбла [12] выпустили один или несколько дисков SACD. Вместо того, чтобы полагаться на поддержку крупных лейблов, некоторые оркестры и артисты выпускают диски SACD самостоятельно. Например, Чикагский симфонический оркестр основал лейбл Chicago Resound для обеспечения полной и растущей поддержки гибридных дисков SACD с высоким разрешением [13], а Лондонский симфонический оркестр основал свой собственный лейбл LSO Live. [14]

Многие диски SACD, выпущенные в период с 2000 по 2005 год, в настоящее время больше не издаются и доступны только на рынке бывших в употреблении. [8] [15] К 2009 году крупные звукозаписывающие компании перестали регулярно выпускать диски этого формата, а выпуск новых выпусков ограничивался более мелкими лейблами. [16]

Подведём итоги

Для большей наглядности соберём все наши технические характеристики, которые упоминались в данной статье. Также для наглядности в табличку добавлена минимальная стоимость проигрывателей способных использовать большинство возможностей соответствующего формата.

CDDVD-AudioSACD
Разрешение16 бит PCM16-, 20-, 24 бит PCM1 бит DSD
Частота дискретизации44,1 кГц44,1—192 кГц2,8224 МГц
Динамический диапазон96 dB144 дБ (теоретически)120 dB
Частотный диапазон20—20 000 Гц5 – 96000 Гц20—50 000 Гц
Ёмкость диска700 МБ4,7—8,5 ГБ4,7—8,5 ГБ
Время звучания80 мин.>120 / 109 мин.
Стерео+++
Surround Sound5.1 (кроме 192 кГц)5.1
Минимальная стоимость проигрывателя по данным Яндекс Маркет на 15.07.2013Tangent CDP-200 – от 126$(Выбиралась модель с аудио 5.1CH) OPPO BDP – 103 – от 1258$(Выбиралась модель с аудио 5.1CH) NAD M5 – от 1774$* Первые две версии PlayStation 3 (до 2007.10) полноценно воспроизводят SACD.

Звуковые форматы DVD-Audio, SACD, CD-Audio изменили этот мир, что будет дальше – покажет время!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]