Расположение акустической системы по схеме 5.1
Сегодня широкое распространение получили акустические системы 5.1 и 7.1, в основном рост их популярности связан с появлением на отечественном рынке систем домашних кинотеатров укомплектованных данными системы акустики. Хотя более 90% этой акустики, мягко говоря, слабо подходит для воспроизведения звука в высоком качестве, но есть и часть людей купивших акустику Hi–Fi и High–End классов. Также большая часть меломанов ещё не имеют и только раздумывают о приобретении подобной звуковоспроизводящей аппаратуры и АС. Для этих категорий людей будет полезна наша статья.
CD-Audio
Самый первый музыкальный формат, изменивший этот мир навсегда, давший музыкальной индустрии невероятный прорыв. С ним началась эпоха проникновения цифрового формата в быт обычного человека.
CD-Audio – это тот же музыкальный компакт диск. Его изобретением и воплощением в жизнь мы обязаны компаниям Sony и Philips. Сам формат был стандартизирован и введён в массовое производство в 80-х гг. Основные характеристики, касающиеся цифрового звука, выявляются в 16-битной разрядности сигнала и частоте дискретизации, которая составляет 44,1 кГц. Если говорить о частоте, то выбор её не случайный, даже был необходим. Случилось это из-за того, что необходимо было совместить изобретение с уже существовавшими аудиосистемами, источником для которых были видеокассеты.
Самым главным качеством новинки, в то время, была немыслимая долговечность. Если брать по показателям, то не один носитель информации того времени не имел таких характеристик, как физических, так и качественных (пластинки, магнитофонные ленты). Использовать компакт-диск можно годами. Объясняется это отсутствием физического контакта между считывающим устройством и диском. Износ предыдущих носителей информации выражался в повышении уровня шумов и дефектов. Здесь же, появление царапин не влияло на качество воспроизведения. Несомненным плюсом была и эргономика носителя информации, упрощающая его использование. Новый стандарт, практически сразу, нашёл себя в автомобильной индустрии, где с 50-х гг. пытались установить музыкальные устройства, но всё заканчивалось крахом. Пластинки быстро выходили из строя, хотя и были сделаны специальные автомобильные, а большие бобинные ленты занимали много пространства и были неудобными в эксплуатации.
Приход Audio CD и его прогрессивное качество звучания ознаменовал крах виниловой пластинки. Поводом была заявленная величина динамического диапазона, при этом отношение сигнал/шум составляло более 90 дБ, а искажение – 0, 01%.
Но всё же, немного позже, был замечен основной недостаток компакт-диска. Верхняя частота диапазона Audio CD, при воспроизведении, ровнялась половине частоты его дискретизации (22,05 кГц). Этот показатель у конкурентных носителей был намного выше. Даже не смотря на то, что частоты 19-20 кГц относятся к ультразвуку, то есть практически не слышны человеком, – сбрасывать со счетов их было нельзя. В большинстве акустических инструментов обертональные составляющие лежат именно в этой области и оказывают огромное влияние на восприятие услышанного. При их отсутствии, звук кажется не настоящим. Исходя из этого, стало ясно – эпоха звука только на заре своего развития, грядут появления новых цифровых стандартов и форматов. Самое интересное ещё впереди.
DVD-Audio
DVD-Audio – следующий этап развития носителей аудио информации. Появление технологии и носителя, где можно записать больше информации, отобразилось на создании нового формата аудио. Сам принцип кодирования исходно сигнала остался практически тот же, что и предыдущий, но на этот раз увеличилась частота дискретизации и разрядность цифровых данных. Теперь оцифрованный звук намного ближе, по звучанию, к оригиналу. Используется сжатие информации, но без потерь качества, что приводит к увеличению времени записи. Так, на DVD-A можно записать 74 минуты аудио. С появлением такого носителя информации, стала возможность активно использовать каналы звука, которые могли доходить до 6. Теперь уже производители электроники начали подстраивается под данный формат, чувствуя там новую нишу; появляется сигнал объёмного звука – форматы Dolby Digital и DTS.
Тех. сведения о DVD audio
Записывается аудиосигнал методом импульсно-кодовой модуляции – формат PCM (pulse code modulation). Частота дискретизации находится в пределах 44-96 кГц, а для стерео – доходит до 192 кГц. Разрядность данных имеет от 16 до 24 бит. Частотный диапазон воспроизведения составляет 5 – 48 000 Гц, для стереосигнала доходит до 96 000 Гц. Динамический диапазон равен 144 дБ. Максимальное число данных – 4,7 Гб на одном слое диска. Для сжатия звука без потерь качества используется алгоритм Meridian Lossless Packing (MLP). При его использовании стало возможным сжимать звук почти в два раза.
DVD-audio: основные преимущества стандарта
- 1. Качество звука очень высокое
- 2. Огромный динамический диапазон
- 3. Число каналов доходит до шести
- 4. Большой выбор аппаратуры для эксплуатации
- 5. Самый распространённый формат кодирования на студиях звукозаписи – PCM
Ссылки [ править ]
- ^ a b Джек Шофилд (2 августа 2007 г.). «Нет вкуса к качественному звуку» . Хранитель
. Проверено 29 мая 2009 года . Такой формат — Super Audio CD (SACD) — существует с сентября 1999 года. А теперь он умирает. - «Партнер Crest National и Philips по привлечению производства гибридных дисков SACD в США» . Newscenter.philips.com. 2002-05-30 . Проверено 31 декабря 2011 .
- Марк Флейшманн Являются ли DVD-Audio и SACD DOA?
2 апреля 2004 г. «Приливная волна компакт-дисков была настолько агрессивной, что смела все на своем пути, включая термины« альбом »и« пластинка ». Я все жду аудио высокого разрешения, которое вызовет подобное цунами. Но крошечные островки SACD и DVD- Аудио названия в моих местных Tower Records не превратились в могучие континенты ». [1] Проверено 16 января 2010 г. - C | Net News, 26 марта 2009 г. Betamax to Blu-ray: победители формата Sony, проигравшие
Стив Гуттенберг. [2] «Аудиофилы хвалят SACD, но рынок потерпел фиаско. Sony Records больше не выпускает новые названия SACD» (Это не совсем так; Sony Classical, похоже, не выпускает новые SACD-диски, Sony Classical в Германии и SACD были изготовлены в Японии 5 июня 2009 г. ( Sony Classical Germany ( Sony Music Japan )) Проверено 29 мая 2009 г. - Stereofile электронный бюллетень, 10 января 2006 года Io Сатурналии!
пользователя Уэс Филлипс. [3] Упоминается о «неспособности SACD и DVD-A набрать обороты». Проверено 28 мая, 2009. - ↑
Audio Video Revolution, 19 октября 2006года. Джерри Дель Коллиано
«Символизм проигрывающей башни
». «Чистый провал SACD и DVD-Audio как форматов высокого разрешения был аналогичным сожжению небольшого городка». [4] Проверено 28 мая, 2009. - www.hificorner.co.uk — машина обратного пути
- ^ a b «10 лучших аудиофильских дисков SACD, многие из которых распроданы» . Audiophilereview.com . Проверено 6 марта 2013 .
- Обзор высокой точности. Новости . Проверено 20 мая, 2009.
- SA-CD.net
- ^ a b Обзор высокой точности. Исполнители Universal Music получают золото и серебро SACD в Европе . Проверено 18 мая, 2009.
- SA-CD.net. Часто задаваемые вопросы
- Чикаго Resound этикетки извлекаться 6 июня 2009
- ↑
Лондонский симфонический оркестр — Купить записи, получено 6 июня 2009 г. - Рианна
Синклер, Пол (30 января 2013 г.). «Топ-10: диски SACD, которые вы можете позволить себе купить» . Проверено 11 марта 2013 . - ↑
Гуттенберг, Стив (16 июля 2009 г.). «Неужели SACD и DVD-Audio уже мертвы?» .
CNET
. Проверено 11 марта 2013 . - ^ a b c d e f g Extremetech.com, Лесли Шапиро, 2 июля 2001 г. Объемный звук:
High-End: SACD и DVD-Audio . «Стереофоническая запись SACD имеет скорость передачи данных 5,6 Мбит / с, что в четыре раза превышает скорость передачи данных стереофонического компакт-диска 1,4 Мбит / с». Проверено 20 мая, 2009. - ↑
PC Magazine Encyclopedia Определение гибридного SACD, получено 16 июня 2009 г. - ^ a b c Миддлтон, Крис; Зук, Аллен (2003). Полное руководство по цифровому аудио: всестороннее введение в цифровой звук и создание музыки . Cengage Learning. п. 54. ISBN 978-1592001026.
- Клиффорд, Мартин (1987). «Полный проигрыватель компакт-дисков». Прентис Холл. п. 57. ISBN 0-13-159294-7 .
- Как работает гибридный супер аудиокомпакт-диск (SACD) «Плееры SACD оснащены оптическими датчиками, которые излучают лазерный свет с длиной волны 650 нм, который отражается слоем DSD. Однако оптические датчики во всех проигрывателях компакт-дисков излучают лазерный свет с длиной волны 780 нанометров, который прозрачен для слоя DSD, поэтому читается только слой CD «Проверено 16 июня 2009 г.
- Рифман, Дерк; Nuijten, Питер. «Почему Direct Stream Digital — лучший выбор в качестве цифрового аудиоформата». (PDF) Документ конвенции 5396 Общества звукорежиссеров, май 2001 г.
- Ambisonic.net. Ричард Элен, август 2001 года. Битва дисков . Проверено 20 мая, 2009.
- Practical-home-theater-guide.com Direct Stream Digital Technology Проверено 3 июня 2009
- ISO / IEC (2006-03-14). «ISO / IEC 14496-3: 2001 / Amd 6: 2005 — Кодирование передискретизированного звука без потерь» . ISO . Проверено 9 октября 2009 .
- ISO / IEC (2007-08-06). «ISO / IEC 14496-4: 2004 / Amd 15: 2007 — Кодирование передискретизированного звука без потерь» . ISO . Проверено 9 октября 2009 .
- ISO / IEC JTC1 / SC29 / WG11 / N6674 (июль 2004 г.), ISO / IEC 14496-3: 2001 / FPDAM6 (кодирование передискретизированного звука без потерь). (DOC) , получено 9 октября 2009 г.
- ↑
ISO / IEC JTC 1 / SC 29 / WG 11 N7465 (июль 2005 г.). «Описание Кодирование передискретизированного звука без потерь» . chiariglione.org . Проверено 9 октября 2009 . - ↑
ISO / IEC JTC 1 / SC 29 / WG 11 N7465 (июль 2005 г.). «Описание Кодирование передискретизированного звука без потерь» . Архивировано из оригинала на 2007-02-03 . Проверено 28 декабря 2009 . - ISO / IEC (2009-09-01), ISO / IEC 14496-3: 2009 — Информационные технологии — Кодирование аудиовизуальных объектов — Часть 3: Аудио (PDF) , IEC , получено 07.10.2009
- ISO / IEC (2007), ISO / IEC 14496-5: 2001 / Amd.10: 2007 — Информационные технологии — Кодирование аудиовизуальных объектов — Часть 5: Справочное программное обеспечение — Поправка 10: SSC, DST, ALS и СЛС ссылка программное обеспечение (ZIP) , ISO , получено 07.10.2009
- ISO / IEC (2007-03-01), ISO / IEC 14496-5: 2001 / Amd.10: 2007 — Справочное программное обеспечение SSC, DST, ALS и SLS , ISO , получено 2009-10-09
- «Sony запускает производство гибридных супер-аудио компакт-дисков в Европе» . SA-CD.net. 2003-01-22 . Проверено 12 июля 2007 .
- «Подробная информация о DVD-Audio и SACD» . DVDdemystified.com . Проверено 12 июля 2007 .
- «Сакд-потрошитель» .
- Фрис, Брюс; Марти Фрис (2005). Основы цифрового аудио . O’Reilly Media. п. 147 . ISBN 978-0-596-00856-7.
- «24/192 Загрузки музыки … и почему они не имеют смысла» . Архивировано из оригинала на 2020-04-26.: «При использовании фигурного дизеринга … эффективный динамический диапазон 16-битного звука на практике достигает 120 дБ»
- ^ a b Россинг, Томас (2007). Справочник Springer по акустике . Springer. стр. 747 , 748. ISBN 978-0387304465.
- Гало, Гэри (2008). «Неужели SACD обречена?» (PDF) . Audioxpress.com . Проверено 11 февраля 2022 года .
- ^ а б Э. Брэд Мейер и Дэвид Р. Моран (сентябрь 2007 г.). «Слышимость аналого-цифровой / аналоговой петли стандарта CD, вставленной при воспроизведении аудио высокого разрешения» (PDF) . J. Audio Eng.Soc
. Аудио инженерное общество .
55
(9): 775–779 — через drewdaniels.com. - ↑
Paul D. Lehrman: The Emperor’s New Sampling Rate
Mix
онлайн, апрель 2008 г. - «Слышимость аналого-цифрового / аналогового контура стандарта CD, вставленного при воспроизведении аудио высокого разрешения» (PDF) . J. Audio Eng. Soc . Проверено 24 марта 2015 года .
- Рейсс, Джошуа Д. (27.06.2016). «Мета-анализ оценки восприятия звука высокого разрешения» . Журнал Общества звукорежиссеров
. J. Audio Eng. Soc.
64
(6): 364–379. DOI : 10,17743 / jaes.2016.0015 . - Blech, Dominikp; Ян, Мин-Чи. «DVD-Audio против SACD: восприятие дискриминации форматов цифрового аудиокодирования». (PDF) Конвенция Общества звукорежиссеров 6086, май 2004 г.
- «1-битное преимущество — будущая запись» (PDF) . Корг . Проверено 31 декабря 2011 .
- Тосиюки Nishiguchi, Kimio Hamasaki, Масакадз Иваки и Акио Ando, «Перцептивное Различение музыкальных звуков с и без Very High Frequency Components» [5] Опубликовано NHK Laboratories в 2004 году
- Маруи, А., Kamekawa, Т., Эндо, К., и Сато, Е. (2014, апрель). Субъективная оценка записей высокого разрешения в аудиоформатах PCM и DSD. В конвенции 136. Аудио инженерного общества.
- «Sony SCD-1 SACD-плеер» . @udiophilia . Проверено 18 мая 2006 .
- В списке проигрывателей компакт-дисков Onkyo указан один проигрыватель SACD, C-S5VL. Проверено 21 марта 2012 г.
- На веб-странице Denon показан один проигрыватель SACD, DCD-SA1. Проверено 3 июня 2009 г.
- Список компонентов Hi-Fi Marantz показывает один проигрыватель SACD, а список Marantz «Reference series» показывает четыре проигрывателя SACD. Проверено 3 июня 2009 г.
- PD-D6-J и PD-D9-J два SACD плееров, Pioneer. Проверено 3 июня 2009 г.
- На веб-странице Yamaha показаны SACD-плееры CD-S1000 и CD-S2000. Проверено 3 июня 2009 г.
- «Sony объявляет о выпуске трех автомобильных стереоплееров Super Audio CD» . Обзор высокой точности. Архивировано из оригинала на 2007-03-02 . Проверено 18 января 2007 .
- Practical-home-theater-guide.com Требования SACD воспроизведения и Content Protection «SACD проигрыватели, совместимые не разрешаются передавать цифровой контент DSD через незашифрованную цифровую аудио связь» извлекаться 18 июня 2009
- «Почему Sony снова убрала SA-CD из PS3?» . PS3 SACD FAQ . Проверено 4 января 2009 .
- «Прошивка v2.01» . PS3SACD.com. 22 ноября 2007 . Проверено 11 августа 2010 года .
- «Проигрыватели дисков Blu-ray, совместимые с Super Audio CD» . Проверено 21 октября 2009 .
- Максим В. Анисюткин. «Супер аудио CD декодер» . SourceForge . Проверено 18 марта 2012 года .
- «Audirvana Plus» . Audirvana . Проверено 26 ноября 2013 года .
SACD: Сведения о формате
Super Audio Compact Disk (SACD) – цифровой формат записи аудиозвука, также разработанный гигантами аудиоиндустрии Sony и Philips. Официальное появление нового стандарта было обнародовано в 1999 году. Размер диска остался прежним, но только рабочий слой теперь золотистый, всего слоёв два. Увеличена и длительность звучания, сравнительно с CD-диском, – 74 и 109 минут. Обычно, на одном слое гибридного диска, записано аудио в формате SACD, на другом слое – в формате Audio-CD.
Диски можно слушать даже на обычных Audio-CD проигрывателях, но на проигрывателях SACD используется Multi Channel звучание (многоканальное), оно же Surround. Иногда записывается стереозвук, но очень редко, так же, как и моно. Запись в моно- и стерео-режимах применяется в основном для переиздания старых альбомов и записей.
SACD: Преимущества стандарта
- 1. Естественное звучание
- 2. Защита от копирования
- 3. Многоканальный звук (до шести каналов)
SACD: тех. сведения о стандарте
Возможность записать диск большей длительности реализовалась за счёт кардинально новой технологии сжатия и кодирования аудиосигнала, а также за счёт физического уменьшения питов (размеров ячеек) на рабочей поверхности диска. Применяется новая технология прямого цифрового потока Direct Stream Digital (DSD) для оцифровки звукового сигнала, который переводится в цифровой вид, используя сверхвысокую частоту дискретизации (2822 кГц). Если сравнить с обычным CD-диском, то качество преобразования намного выше и очень близкое к аналоговому оригиналу. Достигается это за счёт большой частоты считывания данных. В данном формате используется алгоритм Direct Stream Transfer (компрессия без потерь). Объём цифрового потока уменьшается почти в два раза.
Звуковой сигнал SACD имеет полосу частот, достигающую 96 кГц, против 20 кГц на обычном CD, динамический диапазон равен 144 дБ, против 96 дБ на CD. Частота дискретизации (семплирования ) ровна 2822,4 кГц.
Защита копирования
Для стандарта SACD предусмотрена уникальная защита от копирования. На диске есть специальные потайные секторы, на которых указана информация про диск, изготовителя, а также содержит кодовый ключ. Последний считывается проигрывателем перед началом воспроизведения. Если диск перезаписать, то на нем будут отсутствовать потайные секторы, и он не будет воспроизводиться. Данные диска также зашифрованы с помощью ключа. PSP метки могут быть скопированы только лицензионным записывающим устройством SACD. Также, на всех устройствах SACD для воспроизведение, используются “заглушка” на цифровой выход для пересечения возможности захвата сигнала извне.
С 2010 года в сети Internet стали появляться DSD аудиофайлы с расширением DSF или DSDIFF. С использованием цифро-аналогового преобразователя (ЦАП) и специального ПО данные файлы могут воспроизводиться на ПК, также их можно преобразовать в файлы форматов: WAV, WMA, MP3, OGG, APE, FLAC .
DSD-диск – это (DVD-R, DVD+RW, DVD+R, DVD-RW ) оптический диск с файлами DSD имеющими расширение DSF, который может воспроизводиться на ПК и других устройствах, имеющих поддержку данного формата. Качественные характеристики аудиозаписи на данном диске идентичны SACD, но на DSD-диск нельзя записать многоканальный сигнал.
Содержание [ править ]
Основная статья: Список художников SACD
К октябрю 2009 года звукозаписывающие компании выпустили более 6000 релизов SACD, немногим более половины из которых были классической музыкой . Следующими двумя наиболее многочисленными жанрами были альбомы джазовой и популярной музыки, в основном ремастированные предыдущие релизы. [9] [10]
Многие популярные исполнители выпустили часть или весь свой бэк-каталог на SACD. К июню 2004 года было продано более 800 000 копий альбома Pink Floyd The Dark Side of the Moon
(1973) в версии SACD Surround Sound. [11] The Who ‘s рок — оперы
Tommy
(1969), и Roxy Music ‘ s
Avalon
(1982), были выпущены на SACD , чтобы воспользоваться возможностью многоканальной формате в. Все три альбома были ремикшированы в формате 5.1 Surround и выпущены как гибридные диски SACD со стереомиксом на стандартном CD-слое.
Некоторые популярные исполнители выпустили новые записи на SACD. Показатели продаж для Sting «s Священная Любовь
(2003) альбом достиг номер один на SACD чартах продаж в четырех европейских странах в июне 2004 года [11]
В период с 2007 по 2008 год рок-группа Genesis переиздала все свои студийные альбомы в трех бокс-сетах. Каждый альбом в этих наборах содержит альбом на SACD как в новом стерео, так и в 5.1 миксе. Оригинальных стереомиксов на диске не было. Версии для США и Канады используют не SACD, а CD.
К августу 2009 года 443 лейбла [12] выпустили один или несколько дисков SACD. Вместо того, чтобы полагаться на поддержку крупных лейблов, некоторые оркестры и артисты выпускают диски SACD самостоятельно. Например, Чикагский симфонический оркестр основал лейбл Chicago Resound для обеспечения полной и растущей поддержки гибридных дисков SACD с высоким разрешением [13], а Лондонский симфонический оркестр основал свой собственный лейбл LSO Live. [14]
Многие диски SACD, выпущенные в период с 2000 по 2005 год, в настоящее время больше не издаются и доступны только на рынке бывших в употреблении. [8] [15] К 2009 году крупные звукозаписывающие компании перестали регулярно выпускать диски этого формата, а выпуск новых выпусков ограничивался более мелкими лейблами. [16]
Подведём итоги
Для большей наглядности соберём все наши технические характеристики, которые упоминались в данной статье. Также для наглядности в табличку добавлена минимальная стоимость проигрывателей способных использовать большинство возможностей соответствующего формата.
CD | DVD-Audio | SACD | |
Разрешение | 16 бит PCM | 16-, 20-, 24 бит PCM | 1 бит DSD |
Частота дискретизации | 44,1 кГц | 44,1—192 кГц | 2,8224 МГц |
Динамический диапазон | 96 dB | 144 дБ (теоретически) | 120 dB |
Частотный диапазон | 20—20 000 Гц | 5 – 96000 Гц | 20—50 000 Гц |
Ёмкость диска | 700 МБ | 4,7—8,5 ГБ | 4,7—8,5 ГБ |
Время звучания | 80 мин. | >120 / 109 мин. | |
Стерео | + | + | + |
Surround Sound | – | 5.1 (кроме 192 кГц) | 5.1 |
Минимальная стоимость проигрывателя по данным Яндекс Маркет на 15.07.2013 | Tangent CDP-200 – от 126$ | (Выбиралась модель с аудио 5.1CH) OPPO BDP – 103 – от 1258$ | (Выбиралась модель с аудио 5.1CH) NAD M5 – от 1774$* Первые две версии PlayStation 3 (до 2007.10) полноценно воспроизводят SACD. |
Звуковые форматы DVD-Audio, SACD, CD-Audio изменили этот мир, что будет дальше – покажет время!