Тест SACD-плеера Denon DCD-2500NE и усилителя Denon PMA-2500NE: между завтра и вчера

Для японской компании, особенно настолько авторитетной, как Denon, традиции важны невероятно. С другой стороны, беспроводные, мультирумные и прочие модные тренды заметно теснят классический хай-фай — тут уж, как говорится, или измениться, или умереть. Гармоничное объединение двух этих миров — дело крайне непростое, но именно на стыке классики и инноваций зачастую рождаются по-настоящему интересные решения. К их числу относится и пара довольно-таки неординарных аппаратов, с которыми мне довелось познакомиться.

Незримая цифра

В фирменном описании две тысячи пятисотой серии особо подчеркивается, что для ее создания были приглашены как маститые разработчики с огромным «аналоговым» опытом, так и прогрессивная молодежь. Идея понятна: создать высококлассный Hi-Fi-комплект, созвучный цифровой эпохе.


SACD-проигрыватель Denon DCD-2500NE. Никаких USB-портов, дизайн абсолютно классический

Внешний вид этой пары никак не указывает на принадлежность к ультрасовременным технологиям — и это даже здорово, на мой взгляд. Гладя на шлифованный алюминий и гармоничное расположение элементов управления в предвкушении момента рождения звука, совершенно не думаешь о технических параметрах.

Визуальную солидность подчеркивает немалая масса: плеер весит почти 14 кг, а усилитель — ровно 25. По одним этим цифрам несложно догадаться и о наличии независимых трансформаторов для цифровых и аналоговых цепей, и о поглощающих вибрацию массивных металлических плитах в основании шасси.

AV-ресивер Denon AVR-X2500H

Наверняка адепты чистого стерео опять напишут в комментариях, что AV-ресиверы хороши только для кино. А мы снова построим на базе недорогого многоканальника первоклассную музыкальную систему, способную заткнуть за пояс дорогой интегральник с источником. И для этого используем кое-какие не слишком известные способы подключения акустики.

Как шагнула вперед многоканальная техника за последнее десятилетие, легко понять по системному меню – у современного ресивера оно окажется в разы сложнее, чем у модели, выпущенной в начале двухтысячных. Расширение возможностей достигнуто прежде всего за счет роста производительности процессоров, ответственных за обработку изображения и звука. Коммутация HDMI с поддержкой 4K и HDR, декодирование объектно ориентированных форматов звучания, изощренные алгоритмы рум-коррекции, разделения и индивидуальной подстройки сигналов – всё это стало доступно с новейшими контроллерами и многоядерными DSP. Под кожухом даже недорогого ресивера вы сегодня непременно увидите множество огромных чипов, производительность которых иногда вполне сопоставима с компьютерными CPU.

Но этот же мощный вычислительный потенциал можно применить и для решения проблем, присущих всем традиционным двухканальным системам.

Разумеется, максимум выгоды из того широчайшего арсенала, который дает передовой аудиопроцессинг в многоканальном ресивере, извлекается в серьёзных системах, поддерживающих форматы вроде Dolby Atmos и DTS:X. Но этот же мощный вычислительный потенциал можно применить и для решения проблем, присущих всем традиционным двухканальным системам. Мы говорим об устранении временных рассогласований в отклике динамиков, снижении фазовых сдвигов и отклонений АЧХ, которая неизбежно искривляется в точке прослушивания из-за неравномерной дисперсии колонок, отражений от стен или низкочастотных возмущений в комнате.

В теории, панацеей от всего этого может стать bi- или tri-amping. Но не простой, предлагаемый в качестве одного из базовых режимов в ресиверах, а более изощренный – с предварительной процессорной обработкой. В High End Audio такое решение есть, например, у компании Linn. Она предлагает использовать многоканальный цифровой блок Exaktbox для разделения каждого канала по разным усилителям мощности с определенными задержками и сдвигами фазы в каждой частотной полосе по алгоритмам, написанным под определенные модели акустических систем. Уточним, что речь идет о применении бай-ампинга с колонками самого распространенного пассивного типа. Некоторые аудиофилы такое подключение считают некорректным, поскольку логичнее и сами частотные полосы «нарезать» еще до усиления, чтобы направлять сигнал к динамикам напрямую, минуя кроссоверы. Но поверьте на слово, в активном делении для «правильного» бай-ампинга подводных камней еще больше. А то, что уже воплотила Linn, и то, что мы хотим повторить с ресивером Denon, но уже для всех колонок с раздельным подключением полос, следует называть как-нибудь иначе – например, активной коррекцией.

Без всяких затей подключаем к «тыловым» выходам ресивера низкочастотные секции АС, а к «фронтальным» – СЧ/ВЧ.

Даже на практике делается она проще простого. В любом ресивере есть режим All Channel Stereo, при включении которого в тыловые каналы попадает тот же сигнал, что и во фронтальные. И этого, в принципе, уже достаточно. Мы не назначаем бай-ампинг в меню, а без всяких затей подключаем к «тыловым» выходам ресивера низкочастотные секции АС, а к «фронтальным» – СЧ/ВЧ (только не забудьте снять с акустики перемычки). И как только активируется All Channel Stereo, наши хитро подключенные каналы уже можно рассматривать как полосы, Сигнал к ним проходит через процессор и может подвергаться независимым регулировкам. Минимум, который нам доступен, – раздельная установка уровня и задержек. Чем больше настроечных возможностей у процессора, тем точнее сможем управлять коррекцией. В аппарате с продвинутой автокалибровкой, по идее, можно вообще добиться и выравнивания АЧХ, и линеаризации фазы, и нейтрализации «стоячих» волн для обычной стереопары колонок… Разве не заманчиво?

В качестве подопытного мы взяли новейший ресивер Denon AVR-X2500H. Он уже отличился в одном из наших тестов с системой, составленной из мониторов Canton GLE. А перед нашим экспериментом еще и основательно «погрелся» с полным комплектом 5.1.2 HECO Aurora, который мы собрали, чтобы убедиться в корректной работе всех внедренных в ресивер алгоритмов самонастройки Audyssey. С этим, кстати, проблем не возникло – после первого же прогона с измерениями по трем точкам вместо полных восьми аппарат нашел общий язык и с акустикой, и с помещением, и с сабвуфером.

Выбор в пользу средней модели в ряду семиканальников Denon мы сделали осознанно. Был соблазн попробовать самый доступный AVR-X1500H, но как мы уже убедились, эта модель ориентирована на кинематографическое звучание. Более дорогой AVR-X3500H слишком богат функционально для нашего простого эксперимента и особых преимуществ с аудиофильской точки зрения не дает. А вот AVR-X2500H то, что нужно: в качестве «мозга» используется продвинутый 32-битовый четырехядерный Cirrus Logic CS49844, выходные секции имеют такую же вертикальную компоновку и сделаны на тех же транзисторах, что и в модели классом выше, и наконец, одинаковы даже емкости в питании (Nichicon 12000 мкФ/71 В). Отличие находим только в трансформаторе, у которого нет стального экрана, и потому на 200 г легче (и он намного мощнее и массивнее, чем у 1500-го).

Кстати, все перечисленные выше новинки получили улучшенный эко-режим, заметно снижающий энергопотребление во время простоя (иногда почти вполовину), и поддержку беспроводного мультирумного протокола Apple AirPlay 2. Другим немаловажным преимуществом в сравнении с прошлогодней линейкой является интеграция во все модели фонокорректора, что наверняка порадует меломанов, неравнодушных к винилу.

Основной акустикой в экспериментах с бай-ампингом задействовались дорогие аудиофильские системы Canton A45. То, насколько они требовательны к электронным компонентам, стало ясно уже после стандартного включения без каких-либо многоканальных премудростей. Даже полный сброс всех настоек и перевод AVR-X2500H в режим Pure Direct, не добавлял звучанию той желанной пластики и чистоты, на которую способны A45. Штатный бай-ампинг, правда, уже был лучше – повысилась динамика в низкой полосе, четче оформились все кажущиеся образы в сцене. Но все же оставалось ощущение неполноценности – строгая и непростая немецкая акустика с недорогим ресивером звучала ярко и поверхностно.

Казалось бы, вмешательство процессора должно было ослабить разрешение звукового тракта, а на деле вышло наоборот.

С переходом на схему, описанную выше (с режимом All Channel Stereo), эту проблему удалось решить даже еще более эффективно и просто, чем мы себе представляли. Небольшое ослабление уровня в каналах СЧ/ВЧ-секции дало верный музыкальный баланс. А корректировка дистанции в этих полосах (подбирали на слух – оптимально выставить на 7 — 8 см меньше относительно басовых) тут же буквально поставила на место второй-третий планы в звуковой сцене. Шик!

После этих настроек, кстати, гораздо лучше стали различаться источники. До этого было сложно отдать предпочтение какому-то из проигрывателей, а теперь подключенный по оптике CD-транспорт воспроизводил демонстрационные компакт-диски определенно более прозрачно и музыкально, чем BD-проигрыватель по HDMI. Казалось бы, вмешательство процессора должно было ослабить разрешение звукового тракта, а на деле вышло наоборот – упорядоченность задержек позволила услышать больше деталей и нюансов.

Следующий шаг – прогон автокалибровкой по выносному микрофону. После этой процедуры тракт зазвучал с некоторым избытком гулкости, что не удивительно – система определила недостаточный уровень низких частот в СЧ/ВЧ-секции и попыталась исправить это. Но в нашем распоряжении есть еще два очень полезных инструмента. В меню ресиверов Denon можно менять вид частотной коррекции Audyssey – Flat или Reference (последняя дает небольшое ослабление «резких» высоких частот, что полезно для жестких кинотеатральных эффектов). Также можно оставить коррекцию лишь для одной пары (L/R Bypass), то есть в нашем случае отключить выравнивание АЧХ в верхней секции, но оставить его для низкой полосы.

Эмоциональная составляющая воспроизведения была выражена настолько сильно, что было трудно оторваться от прослушивания!

И именно этот режим для тестового тандема оказался самым музыкальным. Полученному результату трудно подобрать аналоги. По легкой подкраске и чуть укрупненному пространству чувствовалось, что сигнал преобразуется в аналог и усиливается недорогим компонентом, которому все же слегка не хватает музыкальной педантичности. Однако эмоциональная составляющая воспроизведения была выражена настолько сильно, что было трудно оторваться от прослушивания! Басовая часть обрела отличную форму. В голосовом диапазоне появилась одновременно и живая мягкость, и колоритная фактура. На высоких прорезалась роскошная свободная динамика. Глубина, воздух, масштаб… Дай послушать такое взыскательному меломану, и он никогда не поверит, что всё это выдал не стереоусилитель за пару тысяч евро, а ресивер Denon втрое дешевле…

И еще пару наблюдений. Автокалибровка определила, что разница для синхронизации отклика динамиков в А45 должна быть чуть меньше той, что мы ранее нашли опытным путем (она выставила 3 — 4 см). Уровни СЧ/ВЧ-полос она понизила вообще аж на 4 дБ. Откуда такие разночтения? Скорее всего, система Audyssey примерно на столько же подрезала локальные частоты и в басовой полосе, чтобы нивелировать влияние мод в помещении.

Любопытный результат получается и с «зеркальным» бай-ампинговым подключением, когда с фронтальных каналов сигнал отводится на басовые секции, а с тыловых – на верхние. Влияние автокоррекции в этом случае на самом низком регистре почти не проявляется, зато сильнее сказывается на остальной полосе. Это самый эффективный способ заставить линейно звучать недорогие колонки с существенными отклонениями АЧХ.

По-хорошему, производителям ресиверов уже давно стоило бы сделать bi-amping (или даже tri-amping) в виде штатной функции с готовыми настройками и правильными алгоритмом калибровки, чтобы он был понятен любому пользователю. Надеемся, что первым эту штуку воплотит Denon. Идея-то уже проверена.

СИСТЕМА

  • Источники BD-проигрыватель Denon DBT-3313UD
  • CD-проигрыватель Denon DCD-520AE
  • ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • NAS-хранилище Synology DS 115
  • Акустические системы
      Canton A45 (для стерео)
  • HECO Aurora 1000/300/Center 30/Sub 30A (для многоканальной конфигурации)
  • Кабели
      цифровые InAkustik Exzellenz High Speed HDMI 2.0 и Oehlbach XXL Series 80 TOSLink
  • межблочные InAkustik Referenz NF-102
  • акустические InAkustik Referenz LS-1603 и Star 2.5 mm2
  • силовые InAkustik Referenz AС-1502 и P6
  • Denon AVR-X2500H

    Производитель: D&M Holdings Inc (Япония)

    www.denon.ru

    Входы: 8 HDMI, 2 Video Composite, 2 Video Component, Phono, 4 RCA, 2 TOSLink, USB Type A, LAN || Выходы: 2 HDMI, Video Composite, Video Component, RCA, 2 Sub, 6,3 мм Phones || Беспроводные протоколы: HEOS, WiFi Audio Streaming (AirPlay, AirPlay 2, Windows PlayTo), A2DP Bluetooth || Поддерживаемые форматы: mp3, AAC, WMA, WAV, FLAC, ALAC, AIFF, DSD2.8/5.6 || Отношение сигнал/шум: 100 дБ || Сопротивление нагрузки: 4 – 16 Ом || Количество усилителей мощности: 7 || Выходная мощность: в стереорежиме 2 х 125 Вт (6 Ом), в один канал – до 150 Вт (6 Ом) || Потребляемая мощность: 500 Вт || Габариты: 434 х 167 х 339 мм || Масса, кг: 9,4 || Цена: 49 990 руб.

    поделиться

    Tags: DenonDenon AVR-X2500HВыбор эксперта

    Деликатесное стерео

    DCD-2500NE — топовый SACD-плеер в европейской линейке Denon. У себя дома компания предлагает аппараты еще более продвинутые, но и наш герой однозначно создан аудиофилами и для аудиофилов.


    Усилитель Denon PMA-2500NE. Регулятор громкости не просто внушителен, он огромен, и притягивает к себе внимание почти гипнотически

    Эффективное подавление малейших вибраций обеспечивается конструкцией Master Mechanical Ground Construction, предусматривающей усиление шасси двумя 1,6-мм стальными листами и дополнительную механическую развязку питающих трансформаторов. Сверху корпус защищен двухслойной панелью из стали и меди.

    Дисковый привод собственной разработки оснащен механизмом с гибридным подавлением вибрации (Advanced S.V.H.), в котором используются вибропоглощающие покрытия и детали из материалов с несовпадающими резонансными характеристиками, заключенные в кожух из 2 мм стали. Центр масс вращающегося блока смещен максимально вниз, опять-таки с целью создавать как можно меньше механических помех.


    Перед нами бескомпромиссный SACD-проигрыватель Denon DCD-2500NE, так что ничего лишнего

    В блоке питания применены высококлассные электролиты (общая емкость для аналоговых цепей 3300 мкФ). В сигнальных схемах используются заказные конденсаторы с диэлектриком из полифениленсульфида, известного своей долговечностью и экстремальной температурной стабильностью. Их образцы в процессе разработки поставщик неоднократно присылал специалистам Denon для прослушивания.


    Раздельные платы, трансформаторы на отдельной платформе и упрятанный в солидный бокс SACD-привод

    Длина сигнальных цепей самым тщательным образом минимизирована, а для борьбы с джиттером предусмотрена пара тактовых генераторов, расположенных в непосредственной близости от ЦАП. Они задействованы на разных частотах семплирования, кратных, соответственно, 44,1 и 48 кГц.

    Цифро-аналоговым преобразованием занимается 32-битный (и по внутренней структуре, и по максимальной разрядности сигнала) чип PCM1795 от Texas Instruments. Он обрабатывает цифровые потоки до 192 кГц включительно, причем для более точного восстановления формы аналогового сигнала применяется последняя версия разработанного Denon алгоритма Advanced AL32 Processing Plus. Как результат его работы слушателям обещают (дословно): улучшение детализации, отсутствие искажений, точную локализацию, выразительность басов и достоверность звучания.


    Трансформаторы в усилителе Denon PMA-2500NE развернуты друг относительно друга на 180 градусов

    Прогрессивная цифровая сущность DCD-2500NE заключается в способности проигрывать не только диски форматов Audio CD и Super Audio CD, но и музыкальные файлы в PCM вплоть до 192 кГц/24 бит, а также DSD 2,8/5,6 МГц. Однако порт USB и цифровые входы, имевшиеся у предшественника DCD-2020, здесь отсутствуют, и музыка может воспроизводиться исключительно с болванок DVD±R/RW, либо с CD-R/RW, если частота дискретизации не превышает 48 кГц.

    Справедливости ради замечу, что DCD-2020 настолько обширными дисковыми возможностями не обладал, а цифровые входы имеются в новом интегральнике. И еще одна тонкость — звуковой тракт стереофонический, а значит, и SACD-диски с записанной многоканальной дорожкой будут воспроизводиться только в стерео.

    Проигрыватель Denon DCD-2500NE и усилитель PMA-2500NE

    Чем больше узнаешь о новой линейке Hi-Fi-компонентов Denon серии 2500, тем сильнее желание попробовать её «на вкус». Интересно, удалось ли фирме из Кавасаки, что в пригороде Токио, приготовить блюдо, в котором классические рецепты высококлассного звука гармонично соединились с современной «молекулярной кухней» цифровых технологий?

    Рядовое, казалось бы, событие – обновление модельного ряда. Но еще ничего не зная о преемниках, сразу задаёшься вопросом: почему серия получила индекс «2500», а не продолжила прежнюю числовую последовательность «2000», «2010», «2020»?

    Люди, осведомленные во внутренних делах компании, говорят, что в отдел разработки вернулись несколько специалистов из старой аналоговой гвардии. И вместе с молодыми инженерами, искушенными цифровым звуком, решили изваять технику «новой эры». Гипербола громкая и, кстати, не без лукавства (хотя бы потому, что в японской гамме Denon есть компоненты и круче, которые Европа и Америка даже в глаза не видела), но факт остаётся фактом – качественный скачок состоялся. На него как бы и намекает нумерация с пропуском.

    Схемы оконечников предельно лаконичны – каждый канал представляет собой единственный двухтактный каскад на полевых транзисторах UHC, способных в пике отдавать ток до 210 ампер.

    На примере интегральника PMA-2500NE синергия цифры и аналога прослеживается с первого взгляда. Теперь это наполовину цифровое устройство, оснащённое современным USB-конвертором на 32-битовом чипе Burr-Brown PCM-1795 с гальванической развязкой и схемой подавления помех, проникающих с компьютера. На лицевую панель установили небольшой OLED-дисплей, не создающий наводок. Предусмотрели и чисто аналоговый режим, при включении которого все цифровые тракты обесточиваются.

    Но еще любопытнее реализовано остальное. Механически усилитель разделен на шесть независимых блоков с прямым креплением к шасси, а оно в свою очередь дополнительно усилено стальными листами. Взгляните на таблицу характеристик: масса 25 кг! Регулировка громкости выполняется без цифрового шаманства, а классическим высокоточным потенциометром. В системе питания – парные массивные трансформаторы с минимальными потерями и раздельные выпрямители на мощных диодах Шоттки. На всем пути сигнала устранены цепи контроля и защиты (она осуществляется новыми способами без вмешательства в звуковой тракт), а также почти все межкаскадные конденсаторы. Иными словами, тракт PMA-2500NE представляет собой УПТ – усилитель постоянного тока. А схемы оконечников предельно лаконичны – каждый канал представляет собой единственный двухтактный каскад на полевых транзисторах UHC, способных в пике отдавать ток до 210 ампер.

    Концепция короткого тракта реализована и в проигрывателе DCD-2500NE. После ревизии схемотехники из аппарата было удалено все лишнее. В аналоговой части применили новые «звуковые» конденсаторы, организовали независимые контуры питания с отдельными трансформаторами для цифровых и аналоговых схем. Особое внимание – механике. Фирменный SVH-привод получил модернизированный подвес и массивное основание из твердого компаунда, усиленного стекловолокном.

    Подобно тому, как усилили шасси интегральника за счет стальных пластин, так и здесь собрали основательный трехслойный “сэндвич”. Плюс применили технологию «механического заземления», которая подавляет вибрации как электрического (от силовых трансформаторов), так и акустического происхождения. В цифровом тракте проигрывателя – уже знакомые по усилителю конвертеры PCM-1795 с «деноновскими» алгоритмами интерполяции Advanced AL32 Plus и парой тактовых генераторов Master Clock с улучшенной цепочкой питания для еще более стабильной работы.

    Технология «механического заземления» подавляет вибрации как электрического (от силовых трансформаторов), так и акустического происхождения.

    Уже не терпится перейти к прослушиванию, но добавлю еще пару слов. Было бы очень интересно опробовать и третий компонент из новой серии – мультиформатный сетевой проигрыватель/конвертор DNP-2500NE, в котором предусмотрено еще и беспроводное подключение по Wi-Fi с поддержкой AirPlay. Но эта модель предлагается пока лишь для японского рынка.

    Если же говорить о передаче сигнала по привычным проводным протоколам, то все перечисленные выше компоненты могут принимать PCM разрядностью до 192 кГц/24 бит или однобитовый поток DSD стандартной, двойной или учетверенной частоты (2,8/5,6/11,2 МГц). Кстати, при подключении по USB к ноутбуку Apple, подсистема MIDI последнего вообще предлагает “дружить” на 706,6 или 768 кГц, что в 16 раз выше стандартного квантования в 44,1 или 48 кГц. Приятно видеть, что компьютер нашел в лице Denon столь продвинутого партнера, но рекомендую не поддаваться на эти лестные предложения и выбирать исходную частоту дискретизации, с которой оцифрованы проигрываемые файлы. Программный апсэмплинг полезной музыкальной информации добавить не может, а нагрузка на асинхронный канал USB однозначно возрастет, что лишь чревато ошибками передачи.

    Но сначала я послушаю музыку по старинке. Между источником и усилителем – традиционная связь по линейному входу. В проигрывателе – обычный CD, интегральник переведен в аналоговый режим. Если коротко, то звук можно охарактеризовать так: очень открытый, свободный, чистый. Пространство почти безукоризненно, и лишь на флангах сцены улавливается некоторая размытость по глубине. Верх лишен сухости и богат на воздух. Деталировка классная во всем диапазоне. Бас приятный – чуть более округлый, чем хотелось бы, но достаточно подробный и темпераментный. В нижней середине и выше саунд имеет бархатные и даже ласковые оттенки. Почти не чувствуется цифровой подкраски, характерной для PCM 44,1. Но толика синтетичности в воспроизведении всё же присутствует. Я спишу это на специфику алгоритма AL32, которая придавала звучанию некую “лакированность” и в цифровой технике Denon прошлых поколений.

    Та же конфигурация, но в проигрыватель загружается SACD. А вот теперь хорошо… Я бы даже сказал – роскошно! В пространстве точность совсем иного порядка – беспрецедентная многоплановость и образность. Больше деталей. Много тональных оттенков. Безупречный по информативности верх. И все это складывается в естественную легкую для восприятия картину! Приходит осознание простого факта: диски с DSD по достоинству не оценили в свое время лишь потому, что воспроизводящая техника, даже достаточно дорогая, была не в силах раскрыть весь музыкальный потенциал носителя. Здесь же минимум стерильности и максимум приближения к чему-то натуральному – музыка воспроизводится во всей полноте своих, а не привнесенных красок. Но почему-то – не во весь динамический опор. Басовому регистру недостает быстроты и “мускулистости”.

    В нижней середине и выше саунд имеет бархатные и даже ласковые оттенки. Почти не чувствуется цифровой подкраски, характерной для PCM 44,1.

    В третьем подходе к системе источником становится подключенный непосредственно к усилителю по USB ноутбук, с которого я воспроизвожу файлы-сэмплы самого высокого качества и разрешения (DXD 384 кГц, DSD 5,6 МГц). Эстетическая сторона не меняется. Звучит все так, как и с SACD, то есть с нереальном натурализмом. В техническом плане улучшения воспринимаются скорее на интуитивном уровне. Все мелкие звуковые детали, отголоски, скрипы, шуршания стали не столько лучше слышны, сколько лучше “видны” в сцене. Но с динамикой в нижней полосе та же проблема – некоторая расслабленность.

    Мне повезло, что день прослушивания я мог попробовать и другую акустику. Перебросили акустические кабели с Canton Reference 5 K на Tannoy Revolution XT 8F, и с первых же секунд стало ясно, что усилитель куда лучше ладит именно с такой нагрузкой. Шотландские системы с быстрыми отзывчивыми драйверами и простыми фильтрами по некоторым параметрам “переиграли” сложные немецкие системы более высокого класса. Музыка обрела драйв, бас – четкую структурность. Но не стоит сказанное воспринимать за прямую рекомендацию, у каждой связки будут свои сильные стороны. По-хорошему, к PMA-2500NE, несмотря на его энергетические показатели, акустику надо подбирать тщательно, прислушиваясь ко всем аспектам звучания на разных музыкальных жанрах.

    Много тональных оттенков. Безупречный по информативности верх. И все это складывается в естественную легкую для восприятия картину!

    Кстати, я готов поверить, что над доводкой этой пары работали специалисты старой школы. Такой звуковой почерк аппаратам могли привить лишь люди, которые еще помнят, какая акустика считалась классной лет сорок тому назад.

    За что им отдельное спасибо!

    SACD-проигрыватель Denon DCD-2500NE

    Поддерживаемые форматы: SACD, CD-Audio, CD-R/RW, mp3, AAC, WMA, PCM 192 кГц/24 бит, DSD 2,8/5,6/11,2 МГц || Выходы: линейный, коаксиальный, оптический TOSLink || Воспроизводимый диапазон CD/SACD: 2 – 20 000/2 – 50 000 Гц || Динамический диапазон CD/SACD: 118/120 дБ || Отношение сигнал/шум CD/SACD: 101/112 дБ || Уровень искажений CD/SA-CD: 0,0015/0,0008 % || Габариты: 434 х 335 х 138 мм || Масса: 13,7 кг || Цена: 214990 руб.

    Интегральный усилитель PMA-2500NE

    Входы: Phone MM/MC, 5 х RCA, Direct In, 2 х Coax, 2 x TosLink (192 кГц/24 бит), USB-B (384 кГц/32 бит, DSD 2,8/5,6 МГц) || Выходы: PreOut, Recorder, Phones || Входное сопротивление: 100 Ом (MC), 47 кОм (MM/Line) || Выходная мощность: 2 х 80 Вт (на нагрузку 8 Ом), 160 Вт (4 Ом) || Искажения: 0,01 % || Отношение сигнал/шум: 110 дБ, 89/74 дБ (MM/MC) || Потребляемая мощность: 310 Вт || Габариты: 434 х 431 х 181 мм || Масса: 25 кг || Цена: 229990 руб.

    КОМПОНЕНТЫ

    • Ноутбук Apple MacBook Air A1465
    • Акустические системы Canton Reference 5K, Tannoy Revolution XT 8F
    • Кабели: цифровые Blue Dual Shield USB 2.0 A-B
    • межблочные InAkustik Referenz Selection NF-2404
    • акустические InAkustik Referenz Selection LS-2404
    • силовые InAkustik AС-1502 и P6

    поделиться

    Tags: Denon

    Не мощностью единой

    Интегральник PMA-2500NE воплощает концепцию «Simple & Straight», то есть всё просто и без необязательных элементов на пути сигнала. Построен аппарат по принципу усиления постоянного тока, а оконечная секция каждого канала представляет собой единственный двухтактный каскад на высокоамперных полевых транзисторах (UHC-MOS FET).

    Для питания используются два трансформатора (двойное моно с отдельными обмотками для «цифры»). Выпрямители собраны на новых мощных диодах Шоттки, которые отличаются от обычных низким падением напряжения при прямом включении и крайне малым временем восстановления, благодаря чему достигается заметное снижение уровня помех в аналоговых источниках питания.


    Коммутационный комплект усилителя Denon PMA-2500NE практически исчерпывающий, но балансные входы конечно не повредили бы

    Чтобы система защиты выходного каскада не ухудшала динамические показатели, решено было отказаться от контроля по току, заменив его мониторингом температуры выходных транзисторов с минимальным временем реакции. В результате пиковый рабочий ток может достигать 110 А, а демпинг-фактор превышает 700 для диапазона 20 Гц – 20 кГц. К тому же высокоскоростная температурная компенсация стабилизирует токи покоя, что положительно сказывается на ясности звучания.

    Как и в DCD-2500NE, для подавления вибраций здесь используется конструкция Direct Mechanical Ground Construction, а для борьбы с шумами и наводками электроника смонтирована на шести независимых платах. По той же причине для индикации используется небольшая OLED-панель, и она, в отличие от электролюминисцентных дисплеев, не вызывает почти никаких наводок.


    Отключаемый тембрблок усилителя Denon PMA-2500NE настроен на частоты 100 Гц и 10 кГц

    Внушительная ручка регулировки громкости связана с аналоговым потенциометром, позволившим, опять-таки избежать усложнения тракта. Толщина стенок алюминиевого цилиндра в два с половиной раза больше, чем в моделях попроще, однако я бы на месте дизайнеров не поскупился и использовал рукоятку, выточенную из цельной алюминиевой отливки. В этом случае тактильные ощущения от общения с аппаратом были бы значительно круче.

    Неожиданная встреча

    И снова от классики переходим к цифровой современности. Казалось бы, по внешнему виду и характеристикам PMA-2500NE — само воплощение аналогового духа. Так оно и есть, но не будем забывать про инженеров поколения «D», призванных осовременить идеи патриархов. Судя по всему, именно они и снабдили усилитель продвинутым ЦАПом, построенном на все том же чипе PCM1795.


    Электроника усилителя Denon PMA-2500NE собрана на шести независимых платах

    Здесь, разумеется, тоже реализована фирменная технология интерполяции сигнала Advanced AL32 Processing Plus, ну а входящие цифровые потоки поддерживаются вплоть до 384 кГц/32 бит (PCM) и 11,2 МГц (DSD). К ЦАПу можно подключиться по оптике, коаксиалу или USB, причем в последнем случае используется «Цифровой изолятор» — фильтр, препятствующий проникновению высокочастотных помех из компьютера в усилитель.

    Слушаем

    Роль тестовой акустики исполняла новая модель Focal — Sopra №2. Внешне напоминающие флагманские Utopia, напольники эти, к слову сказать, уже успели получить награду EISA в категории лучших High-End колонок.

    Начал я с классики: одно из ранних СD-изданий «Кармина Бурана» Карла Орфа — EMI Classics, 1997. Комплекс сложнейших в динамическом и спектральном плане хитросплетений симфонического оркестра и двух хоров комплект отыграл более чем достойно. Качественная детализация позволяет без проблем выделить звучание отдельных голосов и инструментов, разумеется, настолько, насколько это предусмотрено партитурой. При этом монолитность саунда не страдает, а высокие частоты не кажутся чрезмерно акцентированными.


    Пульты обоих устройств металлические, с небольшими, но весьма эргономичными кнопками

    Пространственная картина тоже впечатляет, причем ее масштаб и глубина уверенно читались как на вавилонском столпотворении «Кармины Бураны», так и на записи совсем другого рода — «Ways not to lose» блюзового дуэта The Wood Brothers. Братья как будто на самом деле стояли передо мной, точнее, контрабасист стоял, а гитарист, без сомнения, сидел. Возможно, виртуальный контрабас был несколько крупнее реальных пространственных пропорций, зато создавалось впечатление, что каждую из его струн можно ощупать пальцами. Бас мощный и глубокий, однако, атака его показалась мне чуть сглаженной.

    Чтобы прочувствовать возможности ЦАПа в DCD-2500NE в полной мере, перехожу на диски SACD. Тембр-блок в усилителе, разумеется, выключен, а Analog Mode, отключающий цифровые цепи и индикацию, наоборот активирован.


    Из-за многочисленных металлических экранов и перегородок лоток SACD-проигрывателя пришлось удлинить

    Изменения в саунде были ожидаемы, а вот их масштабы откровенно удивили. Высокие частоты становятся еще прозрачнее и чище. Вокальный диапазон раскрывается невероятно, и за это отдельное спасибо стоит сказать установленным в Sopra №2 бериллиевым твитерам. Эффект от включения Advanced AL32 Processing Plus здесь также присутствует и выражается в чуть более точно оформленных инструментальных тембрах. Характер басовой пластики со слегка смягченными (буквально на грани слышимости) атаками при этом сохраняется, хотя с глубиной проблем нет: она явно была ограничена внушительными, но все же не инфразвуковыми возможностями пары семидюймовых драйверов в Sopra №2 .

    Воспроизведение хайрезов через ЦАП усилителя (источник — ноутбук Apple MacBook Pro) отличий в звучании фактически не принесло, что не удивительно, имея в виду одни и те же чипы DAC, схемотехнику и алгоритмы обработки цифрового потока.

    СЕКРЕТНЫЙ ПРИЕМ

    Как шагнула вперед многоканальная техника за последнее десятилетие, легко понять по системному меню – у современного ресивера оно окажется в разы сложнее, чем у модели, выпущенной в начале двухтысячных. Расширение возможностей достигнуто прежде всего за счет роста производительности процессоров, ответственных за обработку изображения и звука. Коммутация HDMI с поддержкой 4K и HDR, декодирование объектно ориентированных форматов звучания, изощренные алгоритмы рум-коррекции, разделения и индивидуальной подстройки сигналов – всё это стало доступно с новейшими контроллерами и многоядерными DSP. Под кожухом даже недорогого ресивера вы сегодня непременно увидите множество огромных чипов, производительность которых иногда вполне сопоставима с компьютерными CPU.

    Разумеется, максимум выгоды из того широчайшего арсенала, который дает передовой аудиопроцессинг в многоканальном ресивере, извлекается в серьёзных системах, поддерживающих форматы вроде Dolby Atmos и DTS:X. Но этот же мощный вычислительный потенциал можно применить и для решения проблем, присущих всем традиционным двухканальным системам. Мы говорим об устранении временных рассогласований в отклике динамиков, снижении фазовых сдвигов и отклонений АЧХ, которая неизбежно искривляется в точке прослушивания из-за неравномерной дисперсии колонок, отражений от стен или низкочастотных возмущений в комнате.

    В теории, панацеей от всего этого может стать bi- или tri-amping. Но не простой, предлагаемый в качестве одного из базовых режимов в ресиверах, а более изощренный – с предварительной процессорной обработкой. В High End Audio такое решение есть, например, у компании Linn. Она предлагает использовать многоканальный цифровой блок Exaktbox для разделения каждого канала по разным усилителям мощности с определенными задержками и сдвигами фазы в каждой частотной полосе по алгоритмам, написанным под определенные модели акустических систем. Уточним, что речь идет о применении бай-ампинга с колонками самого распространенного пассивного типа. Некоторые аудиофилы такое подключение считают некорректным, поскольку логичнее и сами частотные полосы «нарезать» еще до усиления, чтобы направлять сигнал к динамикам напрямую, минуя кроссоверы. Но поверьте на слово, в активном делении для «правильного» бай-ампинга подводных камней еще больше. А то, что уже воплотила Linn, и то, что мы хотим повторить с ресивером Denon, но уже для всех колонок с раздельным подключением полос, следует называть как-нибудь иначе – например, активной коррекцией.

    Даже на практике делается она проще простого. В любом ресивере есть режим All Channel Stereo, при включении которого в тыловые каналы попадает тот же сигнал, что и во фронтальные. И этого, в принципе, уже достаточно. Мы не назначаем бай-ампинг в меню, а без всяких затей подключаем к «тыловым» выходам ресивера низкочастотные секции АС, а к «фронтальным» – СЧ/ВЧ (только не забудьте снять с акустики перемычки). И как только активируется All Channel Stereo, наши хитро подключенные каналы уже можно рассматривать как полосы, Сигнал к ним проходит через процессор и может подвергаться независимым регулировкам. Минимум, который нам доступен, – раздельная установка уровня и задержек. Чем больше настроечных возможностей у процессора, тем точнее сможем управлять коррекцией. В аппарате с продвинутой автокалибровкой, по идее, можно вообще добиться и выравнивания АЧХ, и линеаризации фазы, и нейтрализации «стоячих» волн для обычной стереопары колонок… Разве не заманчиво?

    В качестве подопытного мы взяли новейший ресивер Denon AVR-X2500H. Он уже отличился в одном из наших тестов с системой, составленной из мониторов Canton GLE. А перед нашим экспериментом еще и основательно «погрелся» с полным комплектом 5.1.2 HECO Aurora, который мы собрали, чтобы убедиться в корректной работе всех внедренных в ресивер алгоритмов самонастройки Audyssey. С этим, кстати, проблем не возникло – после первого же прогона с измерениями по трем точкам вместо полных восьми аппарат нашел общий язык и с акустикой, и с помещением, и с сабвуфером.

    Выбор в пользу средней модели в ряду семиканальников Denon мы сделали осознанно. Был соблазн попробовать самый доступный AVR-X1500H, но как мы уже убедились, эта модель ориентирована на кинематографическое звучание. Более дорогой AVR-X3500H слишком богат функционально для нашего простого эксперимента и особых преимуществ с аудиофильской точки зрения не дает. А вот AVR-X2500H то, что нужно: в качестве «мозга» используется продвинутый 32-битовый четырехядерный Cirrus Logic CS49844, выходные секции имеют такую же вертикальную компоновку и сделаны на тех же транзисторах, что и в модели классом выше, и наконец, одинаковы даже емкости в питании (Nichicon 12000 мкФ/71 В). Отличие находим только в трансформаторе, у которого нет стального экрана, и потому на 200 г легче (и он намного мощнее и массивнее, чем у 1500-го).

    Кстати, все перечисленные выше новинки получили улучшенный эко-режим, заметно снижающий энергопотребление во время простоя (иногда почти вполовину), и поддержку беспроводного мультирумного протокола Apple AirPlay 2. Другим немаловажным преимуществом в сравнении с прошлогодней линейкой является интеграция во все модели фонокорректора, что наверняка порадует меломанов, неравнодушных к винилу.

    Основной акустикой в экспериментах с бай-ампингом задействовались дорогие аудиофильские системы Canton A45. То, насколько они требовательны к электронным компонентам, стало ясно уже после стандартного включения без каких-либо многоканальных премудростей. Даже полный сброс всех настоек и перевод AVR-X2500H в режим Pure Direct, не добавлял звучанию той желанной пластики и чистоты, на которую способны A45. Штатный бай-ампинг, правда, уже был лучше – повысилась динамика в низкой полосе, четче оформились все кажущиеся образы в сцене. Но все же оставалось ощущение неполноценности – строгая и непростая немецкая акустика с недорогим ресивером звучала ярко и поверхностно.

    С переходом на схему, описанную выше (с режимом All Channel Stereo), эту проблему удалось решить даже еще более эффективно и просто, чем мы себе представляли. Небольшое ослабление уровня в каналах СЧ/ВЧ-секции дало верный музыкальный баланс. А корректировка дистанции в этих полосах (подбирали на слух – оптимально выставить на 7 — 8 см меньше относительно басовых) тут же буквально поставила на место второй-третий планы в звуковой сцене. Шик!

    После этих настроек, кстати, гораздо лучше стали различаться источники. До этого было сложно отдать предпочтение какому-то из проигрывателей, а теперь подключенный по оптике CD-транспорт воспроизводил демонстрационные компакт-диски определенно более прозрачно и музыкально, чем BD-проигрыватель по HDMI. Казалось бы, вмешательство процессора должно было ослабить разрешение звукового тракта, а на деле вышло наоборот – упорядоченность задержек позволила услышать больше деталей и нюансов.

    Следующий шаг – прогон автокалибровкой по выносному микрофону. После этой процедуры тракт зазвучал с некоторым избытком гулкости, что не удивительно – система определила недостаточный уровень низких частот в СЧ/ВЧ-секции и попыталась исправить это. Но в нашем распоряжении есть еще два очень полезных инструмента. В меню ресиверов Denon можно менять вид частотной коррекции Audyssey – Flat или Reference (последняя дает небольшое ослабление «резких» высоких частот, что полезно для жестких кинотеатральных эффектов). Также можно оставить коррекцию лишь для одной пары (L/R Bypass), то есть в нашем случае отключить выравнивание АЧХ в верхней секции, но оставить его для низкой полосы.

    И именно этот режим для тестового тандема оказался самым музыкальным. Полученному результату трудно подобрать аналоги. По легкой подкраске и чуть укрупненному пространству чувствовалось, что сигнал преобразуется в аналог и усиливается недорогим компонентом, которому все же слегка не хватает музыкальной педантичности. Однако эмоциональная составляющая воспроизведения была выражена настолько сильно, что было трудно оторваться от прослушивания! Басовая часть обрела отличную форму. В голосовом диапазоне появилась одновременно и живая мягкость, и колоритная фактура. На высоких прорезалась роскошная свободная динамика. Глубина, воздух, масштаб… Дай послушать такое взыскательному меломану, и он никогда не поверит, что всё это выдал не стереоусилитель за пару тысяч евро, а ресивер Denon втрое дешевле…

    И еще пару наблюдений. Автокалибровка определила, что разница для синхронизации отклика динамиков в А45 должна быть чуть меньше той, что мы ранее нашли опытным путем (она выставила 3 — 4 см). Уровни СЧ/ВЧ-полос она понизила вообще аж на 4 дБ. Откуда такие разночтения? Скорее всего, система Audyssey примерно на столько же подрезала локальные частоты и в басовой полосе, чтобы нивелировать влияние мод в помещении.

    Любопытный результат получается и с «зеркальным» бай-ампинговым подключением, когда с фронтальных каналов сигнал отводится на басовые секции, а с тыловых – на верхние. Влияние автокоррекции в этом случае на самом низком регистре почти не проявляется, зато сильнее сказывается на остальной полосе. Это самый эффективный способ заставить линейно звучать недорогие колонки с существенными отклонениями АЧХ.

    По-хорошему, производителям ресиверов уже давно стоило бы сделать bi-amping (или даже tri-amping) в виде штатной функции с готовыми настройками и правильными алгоритмом калибровки, чтобы он был понятен любому пользователю. Надеемся, что первым эту штуку воплотит Denon. Идея-то уже проверена.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]