Topping D30pro и A30pro — Double My Fun. Обзор доступных решений от Topping.

Скажу честно, Topping DX3 Pro — это наверное лучший ЦАП, который мне до сегодняшнего дня вообще доводилось слушать. Из очевидных достоинств тут представлен новенький сдвоенный ЦАП AKM AK4493EQ, XMOS последнего поколения, отличный ресивер от того же AKM, блютуз с поддержкой AptX HD, ну и конечно просто невероятно мощный усилительный тракт на наушники, дающий 1000 мВт @ 32 Ома на канал. Но и это еще не все, самое главное — это конечно же тот самый чарующий гипнотический и при этом детальный звук, от которого как говорится «пробивает до мурашек».

ВСТУПЛЕНИЕ

После поочередного и одновременного знакомства с Topping A90 и Gustard H16 я просто не мог обойти стороной одну из наиболее хайповых пар среди любителей домашнего “застольного” портатива. А именно пару, тандем, стек — зовите как хотите — из ЦАПа/преда и усилителя для наушников от Topping D30pro и A30pro. Являясь обновлением одноименных моделей (без префикса pro), они по сути выступают в роли новых устройств, выполненных в духе топовых решений в сфере преобразования и усиления от китайцев.
Старший усилитель A90 по-своему смог впечатлить вашего покорного слугу. Более того, я перепробовал его со всеми источниками, что были у меня под рукой. Его ключевой особенностью была “невидимость” в тракте. О его существовании можно со временем просто напросто забыть — настолько он прозрачен и незрим в плане своей сигнатуры. “Характер стойкий, нордический” — можно было просто написать про него вместо тысяч знаков обзора. Но это не наш путь, верно?

Такая характеристика — и хорошо, и плохо. Она исключает возможность тюнинга и ставит вас в рамки обязательного увязывания вашего источника и наушников. Чтоб конечная связка звучала естественно и, желательно, музыкально. Тут или наушники должны иметь небольшой окрас, или ЦАП должен наделять звук теми чертами, которые вписываются в понятие музыкальность и натуральность.

Забегая наперед, скажу, что тандем из D30pro и A30pro сумел в этом плане, не отрываясь от корней, порадовать и показать, что Topping все же живут не только цифрами, но и понимают, что аппаратуру не только проверяют на измерительных приборах и программных комплексах. Ее слушают. Иногда даже люди, любящие прежде всего Музыку. Как мы с вами. Верно?

И еще один момент, который, пожалуй, стоит отметить перед тем, как мы перейдем к главному. Формат. Что A90, что H16 — чистые усилители. То бишь не “комбайны”. Они требуют отдельного источника, ЦАПа, например, или плеера. Так или иначе, придется иметь дело с двумя, а то и тремя устройствами, ведь на ЦАП еще нужно подать “цифру”. Так почему же не обзавестись “комбайном”? А еще лучше — со встроенным проигрывателем, да еще с поддержкой UPnP, Airplay, Chromecast. Можно. Но у формата стека есть пара преимуществ над подобным решением.

“Во-первых, это красиво”. Серьезно, стопка аудиодевайсов на вашем столе сможет впечатлить пытливые умы гостей и возвать в них к чувству неполноценности относительно вас. К тому же пара устройств от одного производителя да еще и из одной линейки всегда смотрится органично. Во-вторых, это удобно. Вы всегда сможете провести раздельно апгрейд пары. Ведь “цифра” устаревает быстрее. А “аналог” — напротив, дольше сохраняет свою актуальность. Ну и, в-третьих, это — хотел сказать “дешевле” — экономически оптимально. Один усилитель будет стоить дешевле “комбайна”, а в качестве источника вы сможете использовать наверняка уже имеющийся у вас плеер. Ну и апгрейд только ЦАПа — заметно более выгодная опция, чем всего “комбайна”.

Так мы и приходим к мысли, что купить стек вместо “комбайна” со всех сторон здравая мысль. Хватило бы розеток возле стола.

Взвешенность

Любой музыкальный материал Topping DX7s воспроизводит аккуратно, взвешенно, без окрашенности и искажений, вследствие чего хорошо справляется с музыкой любых жанров, включая самые сложные композиции. Он не выпячивает недостатки записей и лоялен даже к МР3, а Deezer и Яндекс.Музыка звучат в его исполнении вполне сносно. При использовании премиум-аккаунтов с повышенным (до 192-320 кБит/с) качеством звучания, разумеется. Но по-настоящему музыкальным звучание становится даже не с CD-качеством, а с файлами Hi-Res. Просто потому, что в высоком разрешении музыка лучше раскрывается, звучит живее, выразительнее, богаче мелкими нюансами и оттенками.


Topping DX7s является полностью оригинальной разработкой, о чем говорят и фирменные платы, и отсутствие на рынке схожих по компоновке аналогов

И реальный потенциал устройства стал совершенно очевидным, когда дело дошло до DSD. Тут-то Topping DX7s показал себя во всей красе, обеспечив исключительно живой, реалистичный и аналоговый по своему характеру саунд. Кстати, повлиять на характер звучания можно и с помощью цифровых фильтров. Разработчики реализовали семь настроек, одна из которых, насколько я понял, является авторской. Мне, впрочем, больше понравились стандартный аподизирующий и фазолинейные фильтры, как звучащие наиболее чисто, прозрачно и сбалансированно. При желании звуку можно добавить жесткости или, наоборот, сделать его предельно мягким и округлым.

УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ TOPPING D30PRO И A30PRO

И ЦАП, и усилитель поставляются в упаковках-близнецах. Это небольшие прямоугольные картонные белые матовые боксы. Сверху указан только бренд и — куда же без него? — нанесен знак сертификации по заветам HiRes. На правом торце упаковки есть контактные данные производителя, а также две наклейки, отражающее содержимое коробки. Максимальная унификация упаковки — все ради оптимизации и кост-эффективности! Собственно, наклейки и содержат основную информацию о продукте — модель и цвет.

Тандем от Topping’а может поставляться в двух цветах — в черном (как у меня) и в серебристом. Причем, серебристый не матовый металлик, как у того же Gustard, а именно что серебристый. С существенным эффектом отражения и соответствующим блеском. Черные A30pro и D30pro смотрятся строго и деловито. Главный вопрос — насколько сильно они собираются отпечатки пальцев. С этим проблем нет. Во-первых, отпечатки собираются существенно меньше, чем того ждешь, во-вторых, даже те, что удается собрать, легко оттираются.

ЦАП Topping D30pro, кроме самого D30pro, одетого в полупрозрачный брендированный полиэтилен, в коробке содержит документы, кабель питания, кабель USB-A на USB-B и пульт дистанционного управления.

Последние два момента, а именно USB-кабель и пульт, отличаются комплект поставки D30pro от A30pro. Кроме того, в коробке A30pro можно отыскать адаптер с 3,5 на 6,3мм. К сожалению, межблочных кабелей в комплекте нет. Хотя кто их там ждал? Поэтому заранее стоит побеспокоиться о приобретении RCA и/или XLR межблочников.

Topping обеспечивает пользователя не формальной инструкцией, а целым талмудом, содержащим, помимо эксплуатационных наставлений, еще и ЗАМЕРЫ своей техники. Не секрет, что Topping — это про цифры и замеры, что компания особое внимание уделяет технических характеристикам своих изделий. И зачастую именно на акцентировании их исключительности строится продвижение новинок производителя. Я не из тех, кто уделяет цифрам много внимания (хотя по обзорам это незаметно — публика то разная, так что не обессудьте). Я предпочитаю слушать, а не читать заоблачные показатели SNR и THD. Устройство должно ЗВУЧАТЬ, а не повергать в трепет результатами прогона тестов и замеров. Я так считаю.

Верх

Верха тут прежде всего точные и естественные. Они не имеют ни акцентов, ни смягчений. Быстрые, точные, детальные. Атаки звучат действительно отлично. Стремительно, напористо, но подробно и хлестко. Не излишне резко и без высушивания и тонкости. Но и без перекоса в противоположную, мутную сторону. Тут имеется хороший правильный напор и вес. Так что баланс выдержан правильно. Хотя порой и бывает чуть смещенным в сухость.

С другой стороны, последний пункт не сказывается отрицательно на передаче затуханий. Во-первых, они хорошо разделены. Связка дает им достаточно свободы в плане пространства и воздуха. Кроме того, стоит отметить отличный черный фон. Благодаря ему звучание сложных послезвучий еще более выразительно. Примерно это и можно отнести к еще одним особенностям связки. Чуть подчеркнутые затухания. Но при этом они естественны и продаются без приукрашиваний. Так что, в качественном плане к их передаче сложно придраться.

Тем более, имеется отличный контроль. Связка хорошо работает даже с достаточно светлыми или ярковатыми наушниками, не давая им устраивать на ВЧ тотальную резню. Но, подчеркну, речь о контроле и обуздании диапазона, а не о его смягчении или приглаживании.

Стоит ли говорить, что при этом не забыт и второй план. Высокая детальность вместе с хорошим динамическим диапазоном позволяют передавать нюансы записи исчерпывающе подробно и информативно. Но при этом не выделяя их неуместным образом. Тот самый динамический диапазон показывает себя отлично, прекрасно расставляя акценты записи естественным образом и в соответствии с композиторской задумкой.

ДИЗАЙН TOPPING D30PRO И A30PRO

Во внешнем виде Topping A30pro и D30pro угадывается родство с рассмотренным недавно A90. Анфас без острых углов — скругления как по боковым граням так и верхним. Устройства тем самым склонны отражать падающий свет, что делает их дизайн чуточку веселее, нежели если бы это были просто черные алюминиевые чушки.

Оба устройства, разумеется, имеют одинаковые габариты, чтобы образовать идеальную пару. 13,8 на 17,4 см и 4,5 см в высоту. Отличается вес: D30pro чуть тяжелее — 1,22 кг против 0,87 кг у A30pro. Что весьма кстати, ведь вы, наверняка поставите, усилитель сверху. Тому способствует и дизайн верхней крышки A30pro. Если у D30pro она сплошная и имеет такую же текстуру, как у A90, то у A30pro имеет ассиметричную перфорацию для улучшения вентиляции и снижения температуры.

Кроме того, слева и справа на усилителе имеются широкие вентиляционные порты. Так же, как и у старшей модели. Что весьма кстати, в работе A30pro довольно горяч. Несмотря на то, что в классе A работает лишь при определенных условиях. Но об этом дальше.

Софт

Интересно, что половину времени тестирования я вообще ничего не знал о существовании ПО от производителя. При первом подключении к Windows 10 автоматически подтянулись драйверы и я им просто пользовался. Однако, на официальном сайте оказалось два приложения: для установки драйвера XMOS и обновления прошивки. Причем, прошивку можно обновить только при условии уже установленного драйвера с сайта. Так я обновился с прошивки версии 1.3 на 1.4, устраняющую щелчки реле. Софт тут вполне типичный для XMOS, выбираем время задержки ASIO, битность и частоту работы.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ TOPPING D30PRO И A30PRO

Передняя панель Topping D30pro имеет всего два элемента. Это довольно простой дисплей и колесо/кнопка. Дисплей отображает активное подключение и частоту дискретизации цифрового сигнала или уровень громкости. Первое — в режиме ЦАПа, второе — в режиме предварительного усилителя. В последнем колесо служит для регулировки громкости. Кроме того, колесо выполняет функцию единственной физической кнопки на передней панели. Однократным нажатием можно вывести ЦАП из режима ожидания и затем выбрать цифровой вход. Долгим нажатием мы можем переключаться между цифровыми входами.

Есть еще один момент с этой кнопкой. Если в выключенном состоянии зажать ее и включить питание (на задней панели), то мы попадаем прямиком в основное меню ЦАПа. Где можно посредством колеса/кнопки настроить основные параметры. В частности, переключиться из режима ЦАПа в режим преда или обратно. Все эти опции доступны в том числе с пульта, КРОМЕ переключения режима работы D30pro. Не сказать, что это хлопотно — переключать режимы путем таких манипуляций, но можно было бы как-то упростить задачу. Вероятно, переключение требует “перезагрузки” устройства. Допустим.

Передняя панель A30pro куда более наполнена элементами управления и коммутации. Под логотипом слева находятся два основных управляющих тумблера, как и у модели A90. Только у старшей модели был еще и третий тумблер. Дело в том, что A90 мог сам по себе выполнять функцию предварительного усилителя. И выбор входов RCA/XLR, а также переключение из режима ожидания в режиме усилителя/преда требовало сразу два тумблера. Вместо этого A30pro обходится парой трехпозиционных переключателей. ВЫКЛ/XLR/RCA и переключателем гейна. Всего доступны три уровня, -14 дБ/ 0 дБ / +14 дБ. Сразу отвечу на терзающий многих вопрос — A30pro совершенно бесшумный. И на низком, и на среднем, и на высоком гейне Solaris SE работали без фонового шума на уровне достаточном громкости. На экстремальных уровнях я не тестировал, и вам не советую.

Сцена

Сцена больше среднего по обеим направлениям. При этом имеется должное внимание к композиции. То есть, сцена не шаблонна и компактные интимные записи не звучат излишне раздуто. Как и масштабные композиции не скомкиваются, а большой симфонический оркестр не запихивают на маленькую сцену тесного прокуренного клуба. И все же, передача в ширину заметна более, чем в глубину. Отчасти причина в записях, но отчасти – в самой связке. Конечно, речь не о двухмерности. А именно о том, что ширина может впечатлить больше и больше привлекает внимание.

Имеется хорошее разделение инструментов и планов. Хотя, пожалуй, тут тоже на ум приходит именно тот момент, который я уже как-то обозначал в связи с хорошим динамическим диапазоном. Ведь тут он, безусловно, присутствует.

И момент этот в том, что высокий динамический диапазон по сути означает динамичное изменение и передачу нюансов партий отдельного инструмента как самого по себе, так и во взаимодействии с иными партиями иных инструментов. То есть, имеется отличная проработка и выразительность той самой партии, она звучит точно, артикулировано, с хорошей передачей нюансов и особенностей, передачей фактуры, звукоизвлечения, размерности и подобных моментов.

При этом отдельным положительным моментом такого подхода является и то, что он, являясь, безусловно, правильным, не нуждается в подчеркивании разделения планов или очерченности инструментов, но сообщает последним точное позиционирование. Размерность образов уже зависит от иных характеристик, но нас интересует то, что в данном случае она тоже достоверна и правильна.

Следующее положительное следствие – инструменты первого плана не перекрывают собой второй. То есть, значение аккомпанемента в записи не преуменьшается и не нивелируется. Это дает более естественное и точное строение сцены и позиционирование инструментов.

Хотя, конечно, больше всего внимания закономерно достается именно первому плану и солисту. Так что он имеет чуть более яркий свет софитов и получает небольшой дополнительный карт-бланш. И, конечно же, как профессионал, максимизирует преимущество, закрепляя за собой внимание слушателя.

Наконец, образы и партии инструментов в должной степени выразительны и артикулированы. В звуке достаточно воздуха для взаимодействия, но его не слишком много, так что плотные записи достаточно целостные. Да и вообще, звук хоть и очень подробный, но не создает ощущение препарирования.

КОММУТАЦИЯ TOPPING D30PRO И A30PRO

Поговорив о дизайне, описание коммутационных возможностей следует начать с анфаса A30pro. По центру фронтальной панели Topping A30pro расположены выходы на наушники. Всего их три: XLR, 4,4мм и 6,3мм. 3,5 отсутствует, на то адаптер из комплекта. Справа расположена ручка регулировки громкости. По понятным причинам, она не обладает функций кнопки. Она, как и на D30pro, выполнена из алюминия. Ход приятный, регулировка плавная и точная. Разумеется, нет ни шума при движении ручки, ни разбаланса низких уровнях.

Тыльная панель Topping D30 pro имеет три цифровых входа: USB-B, оптику и коаксиал. Аналоговых выходов два набора — привычные RCA и балансные XLR. Клавиша питания расположена прямо у разъема для подключения силового кабеля.

А вот Topping A30pro куда занимательнее выглядит с кормы. Входов два набора — RCA и XLR. Зато есть еще два выхода: RCA и “баланс” в виде пары 6,3 мм TRS. Если A30pro не работает как пред, то зачем тут аж два набора выходов? Все очень просто. У A30pro в выключенном состоянии переходит в сквозной режим работы. Он передает сигнал от ЦАПа/преда без усиления, напрямую с RCA на RCA или с XLR на пару TRS.

Кроме гнезд и разъемов на задней панели A30pro присутствует тумблер переключения “земли”. Если в вашей электросети не реализовано отдельное заземление для всех приборов и вы слышите фоновый шум, переключите тумблер из позиции GND в позицию LIFT. Этим вы перенесете точку заземления A30pro со своего собственного шасси на подключенное устройство. В результате можно избавиться от шума земляной петли.

Характеристики

  • USB: XMOS XU208
  • ЦАП: 2 x AKM AK4493EQ
  • Ресивер: AKM AK4118 (коаксиал+оптика)
  • Блютуз: 5.0 CSR8675, AAC, AptX, AptX LL, AptX HD
  • ОУ: OPA1612 + OPA2140
  • Выходной уровень: 2 x 1000 мВт на 32 Ома, 2 x 125 мВт на 300 Ом
  • Выходной импеданс: 0.08 Ом
  • Разрешение звука: до 768 кГц/32 бит, DSD512
  • Входы: USB, OPT, COAX, BT
  • Выходы: 3.5 мм, RCA
  • Электропитание: 15V/1A
  • Размеры: 120 мм x 165 мм x 40 мм
  • Вес: 400 г
  • ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS

ТТХ И ТЕХНОЛОГИИ TOPPING D30PRO И A30PRO

Как я уже говорил, Topping относится к тем производителям, которые особое внимание уделяют техническим характеристикам своих продуктов. Или, говоря простыми словами, фапают на цифры. Кто я чтобы судить. Но независимо от моего или чего бы то ни было отношения к цифрам и замерам, мы рассмотрим ТТХ обоих устройств.

TOPPING D30PRO

Начнем с Topping D30pro. Подробно все ТТХ изложены выше, остановимся лишь на основных. ЦАП поддерживает PCM сигнал вплоть до 24 bit 192 kHz по оптике и коаксиалу и до 32 bit 384 kHz при подключении по USB. DSD поддерживается до DSD64 в режиме DoP и DSD256 (native) соответственно. Поддержку MQA не завезли

Показатель THD+N при балансном подключении составляет всего <0,00009%!! И лишь немногим выше при RCA-подключении. Цифра впечатляет. Соотношение сигнал-шум и динамический диапазон также высочайшие — 127 и 132 дБ при подключении по RCA и XLR соответственно. Ну и что еще важно — сверхнизкий уровень шума — <0,9 uVrms <1,1 uVrms соответственно.

Что самое примечательное тут — так это несущественная разница между небалансным и балансным подключением. Нет под рукой XLR? Не беда, ты не ощутишь потерю в качестве сигнала.

В условиях, когда чипы от Asahi Kasei остаются недоступными для производителей, а имеющиеся запасы иссякают, чтобы не прослыть неоригинальными с повсеместным использованием ESS Sabre, производителям приходится либо прибегать к менее распространенным ранее чипам от Cirrus Logic, либо городить R2R матрицы. Topping пошли по своему пути. Правда, чуть ранее по нему пошли iBasso со своим флагманом DX300. Они в качестве цифро-аналогового преобразователя использовали решение от Cirrus Logic, но в формате матрицы. Так, использование четырех двухканальных CS43198 дает на выходе восьмиканальную матрицу, обеспечивающую полностью балансную архитектуру и превосходные технические характеристики. В чем вы уже наверняка убедились абзацем выше.

Для стабильной USB-синхронизации используется 8-ядерный XMOS XU208. Работу по протоколу ASIO обеспечивает кастомный драйвер Thesycon. Для работы по иным протоколам на ОС Windows драйвер не требуется. За обработку и оптимизацию сигнала отвечает разработанная Topping ПЛИС. Она обеспечивает точность передачи цифрового сигнала к матрице ЦАПов для их преобразования в аналоговый сигнал.

Над питанием тоже потрудились. За питание отдельных компонентов ЦАПа отвечает 8 независимых стабилизаторов с малым падением напряжения. В результате удается избежать интерференции электромагнитных волн на разных нагрузках.

После крайнего обновления прошивки количество поддерживаемых цифровых фильтров достигло девяти. В том числе доступен режим работы без оверсемплинга. Обновленный перечень доступных фильтров и их порядковые номера доступны в цифровой версии руководства пользователя.

TOPPING A30PRO

Topping A30pro не менее впечатляющ. С учетом того, что он построен не полностью на балансное архитектуре, он обеспечивает равнозначные показатели мощности с обоих типов выходов. Что делает его одним из самых мощных небалансных усилителей. Topping A30pro “вдувает” 6 Вт на 16 Ом! И не важно, если ли у вас XLR-кабель для ваших наушников. При этом он обеспечивает абсолютно темный фон. Даже на высоком коэффициенте усиления с Solaris SE не шумели, как я уже писал. Это впечатляет. Выходное сопротивление — околонулевое, поэтому чувствительные многодрайверы не только не будут шуметь, но и звучать как надо.

Обратите внимание на сверхнизкие показатели THD+N. И замеры, и прослушка подтверждает кристальную чистоту звука. Разделение каналов одинаково при обоих типах подключения, что не удивительно.

Кроме того, если к Topping A30pro подключить наушники с импедансом свыше 250 Ом, то усилитель… переходит в класс A. То есть однотактный режим работы. Как же работает схема усиления в столь мощном агрегате?

А работает она по тому же принципу, что и A90, а также L30 и A50S. В A30pro применена обкатанная производителем схема модульных усилителей или NFCA. NFCA — Nested Feedback Composite Amplifier или композитный усилитель с вложенной обратной связью. Благодаря решению проблемы невысокого КДП, композитные усилители стали заметно популярнее, а для Topping превратились в хлеб насущный.

Композитный усилитель — это составной усилитель, состоящий из набора операционных усилителей, объединенных единым каскадом с контуром обратной связи. Контуры обратной связи носят отрицательный характер. Отсюда и название — усилитель с вложенной обратной связью. Задача обратной связи — снижение колебаний выходного сигнала. Таким образом, композитному усилителю удалось обеспечить высокий коэффициент усиления входящего сигнала при минимальном его искажении. Кроме того, такой электронной схеме характерна сверхвысокая скорость нарастания сигнала, что прекрасно сказывается на отработки транзиентов.

Как и в старшем Topping A90, в A30pro также применена технология UHGF (ultra high gain feedback). Или обратная связь со сверхвысоким коэффициентом усиления. Она “стоит в ответе” за тем, насколько мощным и при этом тихим получился усилитель. “Сердцем” усилителя стал десяток параллельно подключенных OPA1656.

Однако, дегтя на одну ложку я наскреб. Это тихий, но неприятный фоновый шум от усилителя в режиме ожидания. То есть когда тумблер стоит в положении ВЫКЛ, но питание на задней панели включено. В полностью включенном состоянии или полностью обесточенном его нет. Мелочь, но заслуживающая на упоминание.

Середина

Середина придерживается примерно той же концепции. Отличный динамический диапазон позволяет правильно оперировать детальностью. При этом последняя на высоком уровне. Как в плане естественной необходимости передачи мелких нюансов в этом крайне важном отрезке диапазона, так и в плане все так же чуть сдвинутого в микродетальность баланса. При этом макро, эмоции и общие партии инструментов передаются тоже отлично. Эта пара девайсов показывает насколько важными взаимными дополнениями является эта пара характеристик.

Кроме того, уже упомянутый тепловатый оттенок. Он добавляет выразительности, проникновенности, шарма. Вокал и/или солирующий инструмент совсем немного, но все же выдвигаются вперед. Девайсы сообщают толику дополнительной энергии и чуть подчеркивают эмоции.

При этом важно отметить, что середина, строго говоря, подается открыто, широко и довольно размашисто. Но при этом точно, нейтрально и естественно.

Упомянутые моменты в подаче подобраны действительно хорошо и хорошо дополняют друг друга. То есть, с одной стороны, уклон в микродетальность делает запись более динамичной, открытой и очерченной, но с другой стороны, упомянутая легкая теплота не позволяет скатываться в холодную безжизненную аналитику.

При этом замечу, что звучание делает небольшой акцент в сторону атак, уделяя затуханиям немного меньше внимания. Последние не то чтобы огрубляются, но моментами звучат немного излишне прямолинейно, и им буквально немного не хватает протяженности. Но это, опять же, в абсолюте. Потому что для своего бюджета эта особенность воспринимается как раз не иначе, чем особенностью. Довольно интересной, придающей звуку больше очерченности и выразительности. Держим в уме, что детали тут не просто конструкция и очертания, они имеют должную наполненность и вес.

ЗВУК TOPPING D30PRO И A30PRO

Связка Topping A30pro и D30pro вполне могла бы получить характеристику “невидимка” и “прозрачная до незримости”, но на рынке присутствует модель A90. Которая по сути своей является усилителем-невидимкой со всеми вытекающими. Наша с вами сегодняшняя связка, кроме того, что обеспечивает кристальную чистоту звука и обладает нейтральным характером, все-таки демонстрирует некоторый тюнинг звука. Рассчитанный прежде всего на придание конечному звучанию сетапа натуральности, тембральной достоверности, точности ритмического рисунка и палитры микронюансов. Ну и как вишенка на торте — музыкальности. Связка, хоть и обладает весьма впечатляющей производительностью по части микродинамики, остается музыкальной, в красках и где-то даже вкусно воспроизводя макро образы.

Так мы имеем в результате связку, заточенную на контроль, динамику, подчеркивание микроконтрастов, хоть и в чуть меньшей степени, нежели старшие модели 90-й серии, а также на чуть более вовлекающую подачу.

Topping’и не делают явных акцентов, кроме разве что преданию нижним частотам той необходимой дещицы массивности, делающей звучание привлекательнее с точки зрения его восприятия слушателем. При это в остальном диапазоне сохранены образцовые соотношения массы, плотности и объема создаваемых образов. Они не слишком крупные, но и не уходят в микроскопию. Звучание инструментов полнотелое, хорошо передается плотность звука. Границы образов прекрасно различимы, но без акцента этой сепарации. Фактурность подачи сохраняет достаточно простора для ее воздушности. Сатурация тембров умеренная, упор сделан скорее на точности и динамике, нежели на чуть более явном подчеркивании гармоник. Использование вместо A30pro лампового Continental Dual Mono как раз придало звучанию чуть больше плотности, без потери динамики, но без ее доминирования.

Что касается динамики, то, как и другие решения на кластерных усилителях с вложенной обратной связью, A30pro при поддержке ЦАПа D30pro обеспечивает классную отработку транзиентов. Атаки выразительные, артикулированные, само звучание хлесткое, чуть подсушенное. Затухания естественные, обертона подаются плавно, но без приукрашивания как по времени затухания, так и по насыщенности. Звук связки тяготеет к точности и натуральности, нежели окрашенности ради более вкусовой подачи. Связка из ЦАПа и усилителя для наушников Topping хорошо подойдет для обуздания излишне ярких наушников за счет прекрасного контроля верхних частот и хорошо балансирующей остальной диапазон середины, а также для моделей с быстрым басом, имеющим упор на подчеркивание текстур и недостаток массы. С довольно уравновешенными Fostex TH610 получился предельно универсальный сетап с по-музыкально нейтральной подачей.

СЦЕНА

Про сцену тандема Topping A30pro и D30pro сложно сказать много. Это широкая, шире средней, стереопанорама. Наушники хорошо локализируют “фланги”, обеспечивая насыщенную картину фронта. Подача скорее горизонтальная, чем вертикальная, хотя визуализация образов более, чем хорошая. Дуэт A90 с Aune X8 на SS3602 выдавал очень широкую картину с впечатляющей проработкой пространства вплоть до горизонта. В этом звучанием связки A30pro и D30pro ощущается несколько проще. Но только по части масштабности, в степени проработки я упрекнуть сетап не смею.

Связка довольно гибко подходит к передаче особенностей пространства, заложенных в запись и ее характер. На “боевиках” ранних Kasabian ощущается драйв, напор и агрессия. Они не размазываются по обширным пространствам, а имеет высокую концентрацию и плотную компоновку в пространстве.

В то же время классические произведения и оркестровые записи в целом пара Topping’ов умеет отыграть масштабно, пусть и не так, как связка с A90 в роли усилителя. Отмечу хорошее насыщение звуковой картины по всему фронту сцены.

Мы имеем хорошее построение в глубину. Связка обеспечивает контраст “слоев” и насыщение воздухом пространства между образами. Эта воздушная “призма” усиливает эффект перспективы и “вытягивает” объемы вперед. В целом презентация гармоничная и уравновешенная. Сцена строится равнозначно и с сохранением реалистичной соразмерности образов и их роли в получившемся ансамбле. Вокалист имеет “бонус” внимания к себе. Это дает приятную интимность презентации, особенно на более низких голосах: бас, баритон, тенор, контральто. Более высокие голоса звучат очерчено, чуть подчеркнуто по контуру, но позиционно нейтрально. А вот упомянутые типы в более близкой к слушателю локации. При этом тембр передается хорошо, с умеренным насыщением. Голоса реалистичны и обладают известной порцией тактильности улучшающей общее восприятие композиции.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ

По части нижних частот наша связка из Topping A30pro и D30pro тяготеет к нейтральности в том, что касается количественных характеристик. Связка выдает ровно тот объем НЧ и отводит им столько внимания, сколько заложено в записи. Не больше, ни меньше. По части массы есть хороший акцент. Хороший — не в смысле значительный, а в смысле благотворно влияющий на итоговое звучание связки. Чуть теплая, весомая подача с очень хорошей передачей текстур — в результате звучание воспринимается живым, естественным, но одновременно информативным. Это не самые техничные НЧ, старший усилитель A90, например, извлекал больше информации из спектра, но, положа руку на сердце, это тот случай, когда меньше не значит хуже. Подача A30pro мне импонирует куда больше, недели A90. Она ближе к Gustard H16, который имеет незначительное превосходство — по памяти — в детальности с связке с моим Aune X8 над аналогичной связкой с A30pro.

Бас линеен и не имеет мидбасового горбика. За счет этой линейности достигается прекрасная читаемость диапазона и неплохая прозрачность суб-басовой составляющей. Инструменты осязаемы, соразмерны. Тембральная вертикаль построена с приоритетом естественности. Как самих тембров, так и воображаемых образов, вызванных ими в сознании.

У инструментов нижнего спектра наблюдается собранное звучание и очерченность атак. В целом связка сохраняет паритет между атаками и затуханиями. Первые артикулированные и быстрые, напоминают звучание усилителей для наушников в классе A. Вторые хорошо выраженные, но умеренно протяжные. Гармоники имеют сдержанную сатурацию, но в общем звучание инструментов располагает к их естественному восприятию и безошибочной идентификации.

На The Paranoid от Red Snapper связка Topping D30pro и A30pro обеспечивает уверенный отыгрыш басовой партии и всей ритм-секции. Звучание четкое и артикулированное. Контрабас телесен и очень реалистичен. Переключение с Fostex TH610 на Solaris SE привело к вертикальному вытягиванию пространства, что усилило эффект от той массы, которую связка из D30pro и A30pro добавляет к низким частотам. Характер записи акцентирует скорее на фактуре образа, а не на текстуре и его шероховатостях. Но даже эта скругленность углов самой записи не ощущается нарочито гладкой. Связка от Topping выжимает если не всю информацию, то большую ее часть.

И куда ж без любимого мною Ника Кейва. Куда менее эмоциональный с точки зрения низких частот трек. Если в предыдущем примере ярко выраженная эмоциональность нашла свое отражение, благодаря работы связки A30pro и D30pro, то в этом примере устройства “работают” с более расслабленными НЧ. Они собраны, и прекрасно контролируются, но имеют куда менее выраженный эмоциональный окрас. Куда сильнее они “зашиты” в голос, хоть это и не бросается в глаза с первых строчек куплета. Таков он, Николас Кейв, может заложить в такой нарратив не меньше ажитации, чем в перфоманс вроде The Mercy Seat.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Средние частоты подаются в открытой, прозрачной манере. Благодаря хорошему балансу масс, связка не имеет проблем с переходом между мид-басом и нижней серединой. Даже на наушниках с V-образной АЧХ. Главное, Topping’и тут обеспечивают хорошую цельность, слитность и плавность перехода.

Что касается массы, то середина склонна скорее к нейтральности, нежели яркости, даже в самых пикантных участках АЧХ. Диапазон всецело контролируется и все эти умопомрачительные замеры находят свое оправдание. Ведь диапазон звучит предельно чисто и с действительно высокой степенью прозрачности. Повторюсь, главное, тут эта прозрачность — не самоцель. Все же упор сделан не только на проработку мелких нюансов звукоизвлечения, в частности в вокальной области, но и на в общем цельную, музыкальную подачу. Когда техничность идет рука об руку с вовлекающей презентацией.

Атаки в области СЧ чуть превалируют над затуханиями. Тут скорее звучание ближе к естественному, чем подкрашенному за счет подчеркивания обертонов. Добавление лампы в связку с Solaris SE заметно “украшало” звучание, особенно за счет более плотной и протяжной середины. “Родной” же усилитель сложно упрекнуть в недостаточной музыкальности. Он более “транзисторный” опять-таки. Динамичный, быстрый, точный. Я то и дело перепроверял спеки, а не закралась ли где-то ошибка. А не стоит ли вместо десятка OPA’шек пара ортодоксальных транзисторов? Нет, все так. Однако, как я уже говорил, усилитель может переходить на однотактный режим, но при условии подключения нагрузки свыше 250 Ом.

В остальном СЧ сложно как ругать за что-то или особенно хвалить. Они хороши и звучат на “свои деньги”. На все “свои деньги”. Тут ты получаешь ровно то, за что платишь. За добротный твердотельный усилитель. В связке с ЦАПом, разумеется.

Добротный лоу-фай порой — лучший источник тестовых композиций. Тут можно найти и невероятно навязчивые, не сбалансированные по остальному спектру, перкуссии, и отчаянно озверевшую область нижних СЧ. Ну и бас. В нашем случае мы имеем хорошую иллюстрацию “стыка” НЧ и нижних СЧ. Нижняя середина, массивная и жирная, полноценно презентуется на фоне не менее массивных и жирных НЧ. При этом гитара сохраняет превосходную текстурность и великолепный драйв. Который может оказаться задушен излишней массивностью и телесностью образов. Напротив, Topping D30pro и A30pro хорошо справляются, находя золотую середину.

Почему-то именно этот альбом отсутствует в дискографии The Kill Devil Hills на стримингах. Поэтому придется довольствоваться им на youtube. Более сложный и насыщенный в плане аранжировки трек. С акцентом на более дальних участках АЧХ, в частности в области ВСЧ и нижних ВЧ. При всей этой открытости и прозрачности, а также эффектной передаче эмоций Topping D30pro и A30pro сохраняют звучание комфортным. Вокал прекрасно очерчен, чуть акцентирован и передан с очень приятной массивностью и в чуть интминой манере. Связка хорошо работает с “зоной презенса”, наполняя ее деталями и делая чуть более осязаемой. Что опять-таки положительно сказывается на общей комфортности подачи. При этом это достигается без какого-то намеренного смягчения или скругления. Звук сохраняет свою энергетику и динамику, только они пребывают в полном контроле со стороны сетапа.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ

В области ВЧ Topping D30pro и A30pro сохраняют общий характер звучания сетапа. Связка всеми силами оправдывает лавры одного из лучших в мире сетапов по замерам. ВЧ чисты и обладают очень высоким разрешением. Но без впадения в крайность аналитичности, которой грешил старший A90 в связке с некоторыми источниками. Topping’и отлично передают “распад” перкуссии и более тонкие моменты, выраженные уже в гармониках.

Вся связка и Topping A30pro в частности обладает хорошо сбалансированными ВЧ. Их разрешение и бережное отношение к деталям дополняется высокой степенью контроля по яркости. Хотя тут с оговоркой, что я люблю высветленное звучание, и кому-то связка A30pro с Topping D30pro или другим ЦАПом, склонным к выделению ВЧ-диапазона, может показаться ярковатой. Примите к сведению.

Этот характер делает наш тандем отличным вариантом, если вы имеет много записей 60-70-х в своей коллекции. Как, например, эта. Тут тарелки звучат выразительно, почти ярко, но с неуклонным контролем со стороны сетапа. Передача расширения на высоте, но не упарывается в сверхдетальность, чтобы явить наружу все недостатки звукозаписи тех лет. Композиция звучит энергично, во главе угла общая музыкальность и ритмика. D30pro и A30pro не скрадывает детали, чтобы утаить неприглядные моменты, он прозрачен и беспристрастен. Но эта свойственная в общем сетапу весомость отлично находит себе применение на подобных записях.

Но и более аудиофильские записи на Topping D30pro и A30pro звучат превосходно. Если в предыдущем примере подкупала яркость, выразительность и общая динамика, то тут на повестке дня более высокие материи. Тандем ЦАПа и усилителя демонстрирует очень высокий уровень проработки фонограммы. Первое, о чем хочется сказать, это перкуссии. Они не имеют того характера, который придавал своему инструменту Иэн Пейс на Strange Kind of Woman. Напротив, тут перкуссия утонченная и более воздушная, она вплетается в общий конструкт композиции, становится частью ее, но не растворяется целиком. Великолепная партия духовых подается в очень гармоничной манере. Не жестко, но и с замечательно точной передачей характера инструмента, его “медной природы”. И это не тот случай, когда звучание связки отдает синтетикой или имеет металлическое послевкусие. Скорее широкий диапазон передачи образов и материй — вот что это такое. “Медь” звучит как медь. Но ничто иное, кроме меди.

Нижние ВЧ чуть более акцентированы, чем самые верхние. Но сделано это очень деликатно. Зона презенса получает дополнительный заряд энергетики, но не слишком большой, чтобы вызвать эмоциональный дисбаланс. А парциальные тона все еще обладают хорошей выразительностью и ощутимо присутствуют в композиции, насыщая пространство воздухом и обеспечивая очень хорошую слоистость презентации. Упор делается скорее на осязаемость, чем на протяжность. По-своему эффектная подача, способная раскрыться полностью и на наушниках не из самого верхнего ценового сегмента. Отдельное подчеркивание мелких образов придает особенного шарма звучанию сетапа.

НЧ

Прежде всего, низ глубокий. Да, только что я уже обозначил присутствующий легкий реверанс в теплоту, а так же чуть подчеркнутую массивность. Но за исключением этих моментов подача скорее ровная. Не плоская и безжизненная, а напротив, натуральная, естественная, честная, а не развеселая.

Есть прекрасная передача характера и особенностей звучания того или иного инструмента или партии. Но за счет хорошего динамического диапазона устройства не препарируют запись, оставляя нюансы на своих местах. Другими словами, они не показывают каждый момент словно под увеличительным стеклом. Они передают его по сути как есть. А уже обращает на него внимание слушатель или нет – его личное дело. Ведь количественно бас не акцентирован. И такая подача — хороший пример того, как не акцентированный бас не обязан быть безжизненным и скучным.

Кроме того, за счет отсутствия привычного акцента на мидбасе и хорошего контроля имеется отличная передача деталей и нюансов в суббасовом отрезке. То есть, там, где нужно дать массы и масштаба, они есть в должном количестве.

Стоит отметить и передачу текстур. Они тут просто отличные. Так что, не возникает никаких сомнений в том, какой именно это инструмент. Конечно, в комплекте с этим идут особенности звукоизвлечения. Размер удара, его интенсивность, очерченность и взаимодействие с иными инструментами и партиями записи.

Придравшись, можно, конечно, упереться в чуть акцентированный рельеф, все-таки делающий небольшое обобщение, но оно столь небольшое, что им вполне можно пренебречь. В итоге для того, чтобы услышать этот момент, стоит использовать наушники топового уровня. А там уже наличие этой пары девайсов выглядит чуть диссонантно. Пусть она и вполне способна тянуть какие-нибудь Хайфаймены. Но мне очень понравилось их сочетание не только с какими-нибудь, а и более бюджетными HE4, и даже с Fostex TH610, например.

Несмотря на небольшой уклон в микро, за счет добавленной теплоты и массы, а также хорошей работы с нюансами записи НЧ связки воспринимаются прежде всего естественными, выразительными и эмоциональными, а уже потом информативными. Но тоже без перекосов.

Итоги

Что касается выводов, то, думаю, тут все очевидно. Тот случай, когда гладко не только на бумаге. Отличные – даже местами феноменальные – характеристики скрывают за собой действительно отличный звук. Хорошо сбалансированный, правильно структурированный и с отличным контролем. Конечно, это не топ на все времена, но уже далеко не ироничное “топ за свои деньги”. Пусть это и не идеальное устройство, но идеальных и не существует. А то, что будет кардинально лучше, будет стоять кардинально дороже. Связка уверенно отрабатывает каждый доллар, и звучит дороже, чем за нее просят. Стоит ли говорить, что при этом она не остается закрытой в себе, имеет в целом продуманное юзабилити для интеграции в домашнюю систему. Ну и, конечно же, универсальна как жанрово, так и в плане наушников. Как раз то, что нужно для простого аудиофильского счастья.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]